Химические свойства оснований как электролитов 9 класс конспект

Обновлено: 20.05.2024

Основаниями или гидроксидами называют соединения металлов с гидроксогруппами ОН (одна или несколько групп ОН на каждый атом металла М, т.е. МОН или М(ОН)n). Гидроксогруппа ОН – это ион, ее заряд равен 1–, валентность I.

Названия оснований

В названии основания два слова: КОН – гидроксид калия. Если металл имеет переменную валентность, то ее указывают римской цифрой в скобках: Сг(ОН)3 – гидроксид хрома(III).

Чтобы составить формулу гидроксида по названию соединения, надо знать заряд катиона металла М n + . Число гидроксогрупп в формуле равно величине этого заряда: М(ОН)n. Заряды катионов металлов можно узнать из таблицы растворимости.

Например, в гидроксиде калия заряд иона калия 1 + , К + , поэтому формула КОН. В гидроксиде бария ион бария Ва 2+ , формула Ва(ОН)2.

Щелочи – это растворимые в воде основания (LiOH, NaOH, КОН, Ва(ОН)2, Са(ОН)2 ). Щелочи – очень едкие вещества, вызывают ожоги. При работе с ними надо особенно тщательно соблюдать правила техники безопасности, надевать очки и перчатки.

Для распознавания растворов щелочей используют индикаторы.


Индикаторы – это органические красители, изменяющие окраску в зависимости от состава раствора. Так, бесцветный раствор фенолфталеина в растворе щелочи становится малиновым. Фиолетовый раствор лакмуса в растворах щелочей становится синим, а оранжевый раствор метилоранжа приобретает интенсивно желтый цвет.

Нерастворимые основания – это практически нерастворимые в воде вещества, например гидроксид железа(III), гидроксид меди(II), гидроксид магния.

Основные оксиды – это оксиды, которым соответствуют основания. Если элемент образует несколько оксидов, то оксид, соответствующий низшей степени окисления, является основным оксидом. Например, СrО и МnО – основные оксиды.

Формулы основных оксидов можно вывести, вычитая необходимое число молекул воды из формулы основания. Например, для формул основных оксидов Na2O, СаО, Fe2O3:
а) 2NaOH – Н2O = Na2O;
б) Са(ОН)2 – Н2O = СаО;
в) 2Fe(OH)3 – 3Н2O = Fe2O3.

получение оснований

Получение оснований

Растворимые основания получают:

а) реакцией оксидов щелочных и щелочноземельных металлов с водой: ВаО + Н2O = Ва(ОН)2;

б) взаимодействием активных металлов (электроотрицательность которых 1,2 и меньше) с водой: 2 Li + 2Н2O = 2LiOH + Н2 ↑;

в) электролизом водного раствора соли, например хлорида натрия; при пропускании постоянного электрического тока через раствор на катоде выделяется водород, на аноде – хлор, а в растворе остается гидроксид натрия:
2NaCl + 2Н2O →электролиз→ Н2 ↑ + 2NaOH + Cl2 ↑.

Нерастворимые основания получают по реакции обмена растворимых солей со щелочами:
CuCl2 + 2NaOH = Cu(OH)2 ↓ + 2NaCl.

Химические свойства оснований

Нерастворимые основания – довольно неустойчивые соединения. Нагревание (300–400 °С) приводит к потере ими воды. Например, голубой гидроксид меди(II) при нагревании отщепляет воду и превращается в черный оксид меди(II):
Сu(ОН)2 → t → СuО + Н2O.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

«Сами, трудясь, вы делаете многое для себя и близких,

а если при труде успеха не будет, будет неудача,

(Д.И.Менделеев)

Открытый урок по химии в 9 классе

Девиз урока:

Опираясь на ранее полученные знания учащихся о кислотах, подвести их к пониманию химических свойств в свете ТЭД.

Систематизировать накопленные знания, акцентировать внимание на значимости кислот в жизни человека.

Задачи урока:

Изучить свойства кислот как электролитов.

Сформировать и развивать образовательные компетенции:

Развитие навыков самостоятельной познавательности по химии и биологии;

Развитие грамотной химической речи;

Развитие умения ставить познавательную задачу, добывать знания, выделять главное, обобщать и делать выводы, проводить самооценку и самопроверку.

Навыки работы в парах;

Взаимодействие с другими людьми;

Умение ответить на поставленные вопросы.

Выделять существенные признаки химических реакций;

Извлекать необходимую информацию из проводимого эксперимента;

Оформлять и предоставлять результаты своей работы.

Воспитывать сознательное отношение к учебному труду;

Развивать интерес к предметам естественного цикла.

Безопасного и аккуратного выполнения химических опытов;

Бережного отношения к здоровью и окружающей среде.

Планируемые результаты:

В результате изучения данного материала учащиеся должны знать:

Определение понятий: электролиты, неэлектролиты, электролитическая диссоциация, кислоты в свете ТЭД;

Химические свойства кислот как электролитов;

Значение и применение кислот в жизни человека.

Составлять ионные уравнения;

Составлять уравнения электролитической диссоциации кислот, солей и оснований;

Проводить реакции ионного обмена, подтверждающие свойства кислот, соблюдая правила ТБ и выявлять признаки химических реакций.

Оформление класса:

На столе учителя:

Корзина декоративная, в которой лежат яблоки, мандарины, лимоны, кефир, молоко, газированная вода;

Лоток с пробирками;

На доске группами написаны знаки химических элементов:

Si, In, S, Li, Os, Te, Ag; W, S, Bi, Eu, Ta; Eu, Te, Es, Dy.

На столах учащихся:

Лотки с набором реактивов: раствор серной кислоты, лакмус, метилоранж, фенолфталеин, цинк, медь, гидроксид натрия, хлорид бария (II);

Зеленые карточки (работу можно продолжать);

Красные карточки (требуется помощь).

Оборудование к уроку:

Комбинированный урок

Структура урока:

Самостоятельная работа (4 варианта);

Решение задач у доски (2 учащихся).

Объяснение нового материала

Мотивация и целеполагание;

Воспоминания о лете;

Организационный момент

Самостоятельная работа (по вариантам), затем решение задач у доски.

Объяснение нового материала.

Мотивация и целеполагание

Для определения темы урока на доске вывешиваются химические знаки:

Si, In, S, Li, Os, Te, Ag; W, S, Bi, Eu, Ta; Eu, Te, Es, Dy.

По первым буквам русских названий химических элементов определите тему нашего урока.

Расшифровка: Кислота в свете ТЭД.

На слайдах показаны цели и задачи урока.

Обратите внимание на содержимое корзинки, которая стоит на столе. Что объединяет эти продукты?

Вывод: кислые на вкус, так как содержат кислоты.

Учитель демонстрационно проводит опыт взаимодействия индикатора на лимонный сок.

Вывод: Среда кислая.

Сегодня мы окунемся в мир реакций,

Которых много, много здесь и там,

Ты посмотри в окно, ведь скоро в бурном темпе

Природа их подарит нам.

Реакции идут в животном и растении,

Ты не забудь, они идут и в нас,

Ведь человек природных рук творенье,

Он много их еще создаст.

Мы сегодня уже доказали, что фрукты, овощи содержат кислоты (органические и неорганические), которые играют важную роль в нашей жизни. Давайте вспомним биологию. Процесс пищеварения.

Какая кислота обязательно присутствует?

Вам задание: прочитать теоретический материал и составить две схемы, которые будут отражать роль и применение кислот. На это у вас есть 5 минут.

Через 5 минут показать 2 схемы на слайдах:

Защищает от болезнетворных бактерий;

Способствует расщеплению и продвижению пищи из желудка;

HCl : 3. Свертывание и набухание белков;

Создает кислую среду для ферментов.

Применение кислот:

Фармацевтическая промышленность (изготовление лекарств);

Парфюмерная промышленность (косметические средства);

Пищевая промышленность (маргарины, пищевые добавки);

Военная промышленность (взрывчатые вещества);

Легкая промышленность (красители, волокна, искусственная кожа);

Химическая промышленность (лаки, краски, эмали, пластмассы, растворители);

Сельскохозяйственная промышленность (соли кислот растворяются удобрениями).

Химическая разминка

В тетрадках учащиеся отвечают на вопросы по карточкам (по вариантам).

Назвать вещества или ионы:

I вариант II вариант III вариант

H 3 PO 4 CuCl 2 Cu 2+

[H 3 O] + H 2 S KHS

HS - NO 3 - HNO 3

AlCl 3 Li + H +

MgOHCl 2 OH - SO 4 2-

Проверяют друг друга, а потом ответы на слайдах:

I вариант II вариант III вариант

Фосфорная кислота Хлорид меди (II ) Катион меди (2+)

Катион гидроксония Сероводородная кислота Гидросульфид калия

Гидросульфид-ион Нитрат-ион Азотная кислота

Хлорид алюминия Катион лития Катион водорода

Оксихлорид магния Гидроксид-ион Сульфат-ион

Критерии оценивания результатов:

Синтез знаний

Перед вами ряды формул или названия веществ:

Фенолфталеин, лакмус, Mg , Zn , Fe , H 2 SO 4 , HMnO 4 , HCl , CuO , MgO , Fe 2 O 3 , Zn ( OH ) 2 , KOH , Ba ( OH ) 2 , K 2 CO 3 , BaCl 2 , AgNO 3 .

Объедините их по группам.

Какие группы получились? Как можно назвать каждую группу? (Индикаторы, металлы, кислоты, основные оксиды, основания и соли)

Какая взаимосвязь указанных групп с кислотами? (Кислоты взаимодействуют с указанными веществами)

Лабораторная работа

Сейчас нам предстоит изучить свойства кислот как электролитов.

Вспомним правила ТБ по работе с кислотами и другими химическими веществами.

Правильно ли поступил Карл Либих?

Конечно же нет. У Фогта после этого долго болела рука и остался шрам.

А вы знаете, как надо обращаться с кислотами?

Цели и задачи показать на слайде и проговорить перед началом работы:

Проделать реакции, характерные для кислот, на примере серной.

Сделать вывод о химический свойствах кислот как электролитов.

Закрепить навыки безопасного обращения с реактивами.

Перед каждым из вас на столе лежит инструкционная карта. Заполните ее, пожалуйста!

Внимательно прочитайте и приступайте к выполнению лабораторной работы. Внимательно читайте вопросы, на которые вы должны ответить.

Проверяем правильность написания каждого уравнения у доски.

Какие общие свойства у кислот?

(Взаимодействуют с активными металлами, основными оксидами, основаниями и солями.)

Посмотрите внимательно на ионные уравнения и скажите под действием каких ионов происходят реакции?

(Под действием ионов водорода.)

Чем можно объяснить кислый вкус кислот?

Что такое кислоты в свете ТЭД?

А теперь наступило время физкультминутки.

Воспоминания о лете

Давайте немножко отдохнем. Откиньтесь на спинку стула, руки опустите, вернемся на минутку в теплое лето: на улице тепло, светит солнышко, вы взяли покрывало, пошли загорать, нечаянно расположились рядом с муравейником, шли домой и обстрекались крапивой. Неприятные ощущения?

Придя домой, что вы вспоминаете?

Как можно применить знания о кислотах?

(Неприятные ощущения можно снять мылом или раствором питьевой соды.

Расположите лепестки согласно свойствам кислот как электролитов: индикатор → металл → основный оксид → основание → соль.

Подведение итогов

Как вы думаете, мы достигли поставленной цели?

Выставляются оценки за урок.

Домашнее задание

Отработать тему в рабочей тетради на печатной основе.

Творческая работа по химическим свойствам кислот:

Краткое описание документа:

Основной целью этого урока является развитие мотивации учащихся к предмету как таковому. Этот урок способствует развитию коммуникативности через практическую часть, учебно-познавательных навыков как по химии, так и биологии, повышая интерес к естественным наукам, бережному отношению к своему здоровью и окружающей среде. Учащиеся приобретают навыки обобщать и делать выводы самостоятельно, проводить самооценку и самопроверку, оформлять и предоставлять результаты своей работы. Это очень пригодится многим учащимся при обучении в вузе

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 206 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Оставьте свой комментарий

  • 13.11.2014 2809
  • DOCX 35.2 кбайт
  • 102 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Бочарова Нина Федоровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Метод обучения: Словесный и сопутствующий ему практический и наглядный.

Тип урока: Изучение нового материала с проведением практических опытов и записью основных положений в тетрадь.

Оборудование: Ящички для проведения лабораторных опытов, пробирки, штативы для пробирок, спиртовки, предлитные стекла, стеклянные палочки, пипетки, спички, держатели, пробка с газоотводной трубкой.

Реактивы: NaOH, фенолфталеин, метиловый оранжевый, лакмус, H2SO4; CuSO4; AlCl3; CaCO3(k);Ca (OH)2; Fe2(SO4)3; FeSO4

  1. Актуализация пройденного материала
  2. Инструктаж перед выполнением экспериментальной части урока.
  3. Изучение химических свойств оснований (практическая работа)
  4. Обобщение и выводы по химическим свойствам оснований.

Ход урока

Поэтому исходя из темы сразу же 1 вопрос:

? Какой класс веществ называется основания (дать определение).

О.: Основаниями, называют сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими гидромогруппами.

? Исходя из определения класса – оснований выведите общую формулу для этого класса веществ.

Давайте попытаемся расшифровать, что означает это запись

? Сочетание букв Me.

О.: На месте этих букв может находится химический знак любого металла из периодической таблицы. Д.И. Менделеева.

? ОН – это, что за сочетание.

О.: Группе ОН или её второе название гидроксогруппа.

? Какова валентность гидроксогруппы.

О.: Валентность гидроксогруппы постоянная и ровна I.

? Что означает буква n стоящая после гидроксогруппы.

О.: n – это индекс показывающий, число групп ОН входящих в данное соединение, он равен валентности металла образовавшего данный гидроксид.

? Руководствуясь всеми перечисленными правилами и особенностями, составьте и произнесите формулы следующих гидроксидов: гидроксид натрия, гидроксид кальция, гидроксид железа (III), гидроксид калия, гидроксид аммония, гидроксид магния.

Раз существует в химии целый класс веществ называемых основание, значит известно большое количество различных оснований, для которых характерны свои свойства, обычаев химии вещества с одинаковыми свойствами объединяют в одну группу, или говоря другими совами классифицируют.

? Есть и такая классификация у оснований

? Перечислите на какие группы можно разделить все основания:

? Какие основания называются амфотерными.

О.: Амфотерные – Это основания, которые могут проявлять в одних случаях свойства характерные для оснований, а в других случаях свойства характерные
для кислот.

? Согласно приведенной классификации приведите примеры оснований, на каждую группу по 2 примера.

О.:Щелочи: NaOH – гидроксид натрия, KOH – гидроксид калия.

Амфотерные:

Обратите внимание на демонстрационном столе представлены некоторые из представителей класса оснований, все они в твердом виде, а рядом с растворимыми основаниями – щелочами, представлены и их растворы.

? Давайте вспомним какие же физические свойства характерны для оснований.

О.: Основания в основном твердые вещества с различной растворимостью в воде.

Каждый инструктор изучил подробно свою проблему, знает по ней практически все. Поэтому каждая группа под руководством своего инструктора, должна выполнить предложенный ей опыт, обсудить результаты, написать уравнение проведенных химических реакций. Затем 1 человек из группы расскажет, нам о проделанном опыте, а другой запишет уравнение химической реакции на доске. Таким образом к концу урока мы составим таблицу по химическим свойствам оснований.

Инструктор каждой группы, должен оценить работу членов своей группы. Объективность поставленных оценок я проверю, проводя контроль знаний которые вы должны усвоить и с учетом этого поставлю оценки в журнал. У каждого в тетради должны быть записаны, все свойства и все уравнения химических реакций кратко, а свой опыт более подробно.

III Прежде, чем приступить к работе напоминаю, будьте предельно внимательны и осторожны, при работе с кислотами и щелочами, а так же, правильно пользуйтесь нагревательными приборами.

1 гр. Изменение цвета индикаторов, при действии растворов щелочей.

2 гр. Взаимодействие щелочей с кислотами.

Получившийся р – р можно выпарить, и получить кристаллы соли, а также посмотреть, что при выпаривании выделяется H2O.

• Реакция между кислотой и основаниями, в результате которой образуется – соль и вода, называется реакцией нейтрализации.
• Реакциями обмена, называют веществами, входе которых они обмениваются cоставными частями.

3 гр. Взаимодействия щелочей с растворами солей (и образование нерастворимых оснований)

4 гр. Взаимодействие оснований с кислотами оксидами.

5 гр. Взаимодействие нерастворимых оснований с кислотами:

6 гр. Разложение нерастворимых оснований при нагревании:

IV • Запись на доске.

Химические свойства оснований,

Теперь давайте попытаемся обобщить изученные свойства:

? Внимательно смотрите на доску и сделайте вывод, какие свойства характерны ей.

О.: Для щелочей характерно, их взаимодействие с кислотами, солями и кислотными оксидами, а так же щелочи изменяют цвет индикаторов.

? Точно так же попытайтесь сделать вывод для нерастворимых оснований.

О.: Для нерастворимых оснований характерно их взаимодействие с кислотами и разложения при нагревании.

? Найдите свойства, которое характерно и для щелочей и для нерастворимых оснований.

О.: И для щелочей и для нерастворимых оснований характерно их взаимодействие с кислотами.

Химические свойства гидроксида металла во многом зависят от того, к какой группе он принадлежит — к щелочам или к нерастворимым основаниям.

1. Кристаллы щелочей при растворении в воде полностью диссоциируют, то есть распадаются на положительно заряженные ионы металла и отрицательно заряженные гидроксид-ионы.

A) Например, при диссоциации гидроксида натрия образуются положительно заряженные ионы натрия и отрицательно заряженные гидроксид-ионы:

Фактически с индикатором взаимодействуют гидроксид-ионы, содержащиеся в растворе любой щёлочи. При этом протекает химическая реакция с образованием нового продукта, признаком протекания которой является изменение окраски вещества.

ff.jpg

ui.jpg

Реакция нейтрализации — частный случай реакции обмена: при взаимодействии щелочи и кислоты образуются соль и вода.

А) Например, при взаимодействии гидроксида натрия с соляной кислотой образуются хлорид натрия и вода: NaOH + HCl → NaCl + H 2 O .

А) Например, при взаимодействии гидроксида кальция с оксидом углерода(\(IV\)) т. е. углекислым газом, образуются карбонат кальция и вода:

При помощи этой химической реакции можно доказать присутствие оксида углерода(\(IV\)): при пропускании углекислого газа через известковую воду (насыщенный раствор гидроксида кальция) раствор мутнеет, поскольку выпадает осадок белого цвета — образуется нерастворимый карбонат кальция.

Реакция обмена между основанием и солью возможна в том случае, если оба исходных вещества растворимы, а в результате образуется хотя бы одно нерастворимое вещество (выпадает осадок).

А) Например, при взаимодействии гидроксида натрия с сульфатом меди(\(II\)) образуются сульфат натрия и гидроксид меди(\(II\)):

Б) При взаимодействии гидроксида кальция с карбонатом натрия образуются карбонат кальция и гидроксид натрия:

Читайте также: