Грибы и ягоды конспект занятия

Обновлено: 06.07.2024

Цель: обогащать представление детей о дарах осени в лесу, учить детей внимательно относиться к растениям в природе, понимать, что среди них могут быть ядовитые.

  1. Систематизировать знания детей о лесных ягодах и грибах; учить правильно называть их, различать съедобные и ядовитые грибы, ягоды. Формировать культурные умения правильного поведения в лесу.
  1. Развивать познавательный интерес; зрительное и слуховое восприятие, внимание, память; речь; мелкую и общую моторику.
  2. Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Ход непосредственной образовательной деятельности:

I. Вводная часть

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты – мой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

Видеозвонок от Белочки (включается видео с обращением белки к детям).

II. Основная часть

1. Белочка хочет, чтобы мы ей помогли приготовить запасы на зиму. Поможем ей ребята?

- Но лес далеко. Пешком мы не доберемся. На чем можно доехать? (На грузовике, на легковой машине, на автобусе, на мотоцикле, велосипеде.) На чем же лучше добраться? Машина и автобус между деревьями не проедут, да и запах бензина испортит чистый воздух в лесу. Мотоцикл очень тарахтит, всех птиц и животных испугает. Лучше поехать на трехколесных велосипедах. Почему на велосипедах лучше? (Потому что не надо бензина, не будет тарахтеть, проедем по узкой тропинке.)

А сейчас мы с вами, дети

Едем на велосипеде.

На носочки поднимись,

На сиденье опустись.

Ноги ставим на педали,

Руки на руль опускаем,

Плечи дружно расправляем,

На педали нажимаем.

Правила мы соблюдаем!

Крутим правою ногой,

Крутим левою ногой,

Раз, два, три, четыре, пять –

Мы приехали – слезать!

Дети представляют, что едут на велосипедах, приезжают в лес, оставляют велосипеды около большого дерева и идут по лесу пешком.

Давайте с вами вспомним как себя вести в лесу.

Цель: Формирование культурных умений правильного поведения в лесу.

Правила игры: Детям предлагаются картинки с изображением поведения в лесу. Дети выбирают подходящие картинки и рассказывают, как нужно себя вести в данной ситуации.

Какие грибы будем собирать, чтобы помочь белочке? Давайте вспомним если…

- Растет под осиной гриб - … (Подосиновик.) Какая у него шляпка? (Красная.) Какая ножка? (Белая). Длинная или короткая?

- Растет под березой гриб - …(Подберезовик.) Какая шляпка у подберезовика? (Коричневая). Какая ножка? (Серая.)

- Гриб с масляным бочком - … (Масленок.) Какая у него шляпка? (Липкая, как будто полита маслом.)

- Гриб желтенький, как шубка у лисы - …(Лисичка.)

- Гриб, как солнышко, рыженький - …(Рыжик.) Как называется такой цвет? (Оранжевый.)

- А какой гриб самый главный в лесу? (Белый гриб.) Какой он? Какого цвета? (Он большой, шляпка у него коричневая, ножка белая.)

6. Игра - эстафета: "Собери грибы".
Дети делятся на две команды. На полянке (два обруча) расставлены грибы. По сигналу ведущего дети бегут к обручам, берут гриб и кладут в корзину. После чего возвращаются, передают корзину другому игроку. Игра продолжается до тех пор, пока все игроки не сорвут гриб. (Включается аудиозапись.)

Какие грибы мы положим в корзину? (Перечисляют – съедобные.)

- Какие грибы остались? Почему мы их не положили в корзину? (Они несъедобные.)

А овощи вы в лесу не нашли? Овощи в лесу не растут.

А чем грибы отличаются от фруктов и овощей? (У грибов есть ножка и шляпка, а у овощей и фруктов их нет.)

В лесу можно найти не только грибы, но и ягоды.

Но для этого нам нужно пройти дальше.

А какие же лесные ягоды нам нужно собирать? Белочка подскажи нам!

6. Фильм о ягодах (включается видио с рассказом белки о ягодах).

Нужно собирать те ягоды, о которых поётся в песне. Но ягоды всегда прячутся под ветками и их не так просто собрать, нужно наклониться, подлезть под ветку и только тогда сорвать нужную ягоду. (ставятся дуги, под которые нужно пролезть)

Все ли мы ягоды собрали? А почему? Какие ягоды ядовитые?

Нам ребята, пора возвращаться обратно, в детский сад. Белочке мы помогли подготовиться к зиме. Корзинки с ягодами и грибами мы оставим ей в лесу.

Итак, садимся на наши велосипеды, поехали… (включается аудиозапись).

Вот и мы и вернулись в детский сад.

8. Конструирование - бусы из рябины.

Ребята, попробуем сделать бусы? Тогда приступаем. И правда красивые у всех получились бусы.

Вам понравилось путешествие? Что вы узнали на занятии?

Что вам больше всего понравились?

Если вам понравилось наше занятие – похлопайте в ладоши, а если не понравилось – потопайте ножками.

Цель: расширить знания детей о грибах и ягодах лесов средней полосы России.

- Расширить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Развивать познавательный интерес.

- Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

- Развивать общую и мелкую моторику, согласовывать речь с движением.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Закреплять правила безопасного поведения в природе.

Предварительная работа : рассматривание альбомов, картинок о грибах и ягодах, дидактические игры, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рисование по трафаретам грибов, ягод.

Сегодня мы с вами отправляемся в лес.

Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес…

Дети встречают Лесовика с лукошком грибов и ягод.

Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? Какой гриб под березкой? А вот в густой траве выросли рыжие лисички, они растут семьями. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.

На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор.

Посмотрите внимательно на изображения грибов . Какие грибы здесь лишние и почему? (мухомор – он ядовитый).

- Какие еще несъедобные грибы вы знаете ? (бледная поганка, ложные опята)

- Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)

- Как можно назвать большой гриб? (грибище)

- Как называют суп из грибов? (грибной)

- Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)

- Как называют корешки грибов? (грибница)

- Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)

- Как называется начинки для пирога из грибов? (грибная)

- А сейчас мы немного отдохнём.

Топ-топ, пять шагов, в туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

На фланелеграф Лесовик расставляет картинки грибов.

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - . (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – . (подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются . (опята)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок . (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы . (волнушки)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые . (лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый . (мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые . (поганки)

А сейчас приглашаю вас в малинник. (Под музыку дети встают в круг, поют песню и выполняют движения согласно тексту песни)

7. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений (на фланелеграфе расставляются картинки ягод). Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте. Малина на высоких кустах, в малиннике.

- Где растут ягоды? (в лесу, на деревьях, на кустах, на низеньких кустиках, на болоте)

- Как называются ягоды, которые растут в лесу? (лесные)

На доске картинки с ягодами, изображением вниз.

- Если вы отгадаете загадки, ягоды появятся перед вами.

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла,

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют. (Рябина)

На колючих стеблях длинных,

Зреет черная малина.

Хоть вкусна, но очень дика,

И зовется … (Ежевика)

Я красна, я кисла,

На болоте росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Черника)

- Что можно приготовить из ягод? (компот, кисель, морс, пирог, желе, сок, варенье)

- С какой начинкой получатся пироги из ягод? (с ягодной)

- Из малины получится начинка какая? (малиновая)

- Из брусники - … (брусничная)

- Из черники - … (черничная)

- Из земляники - … (земляничная)

- А какое варенье получится из ягод?

Из малины – малиновое варенье

Из черники – черничное варенье

Из земляники – земляничное варенье

Из клюквы – клюквенное варенье

Из брусники – брусничное варенье и т.д.

- Ребята скажите, какая ягода?

Клюква какая? (Красная, кислая, мелкая, полезная.)

Малина какая? (Красная, крупная, сладкая, сочная, вкусная, полезная.)

Черника какая? (Синяя, сладкая, мелкая, вкусная, полезная

- Давайте внимательно рассмотрим картину и побеседуем о том, что на ней изображено.

- Какое время года изображено на картинке?

- Куда они пришли?

- Что они ищут в лесу?

- Как вы догадались?

- Какие грибы нашли грибники?

- Что их мамы приготовят из грибов?

- Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Дарю вам свой кузовок: много ягод и грибов, которые мы собрали. Приходите еще в гости в лес, но запомните простые правила поведения, сбора ягод и грибов:

- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.

- срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

- не вырывать кустики ягод.

- собирать только знакомые ягоды и грибы .

- вести себя тихо и спокойно, ведь лес - это дом для животных, птиц и растений.

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с детьми старшей группы

Цель: расширить знания детей о грибах и ягодах лесов средней полосы России.

- Расширить знания о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания. Развивать познавательный интерес.

- Развивать внимание, память, мышление, зрительное восприятие.

- Развивать общую и мелкую моторику, согласовывать речь с движением.

- Воспитывать бережное отношение к окружающей среде. Закреплять правила безопасного поведения в природе.

Предварительная работа : рассматривание альбомов, картинок о грибах и ягодах, дидактические игры, чтение художественной литературы, загадывание загадок, рисование по трафаретам грибов, ягод.

Сегодня мы с вами отправляемся в лес.

Мы в лес шли, шли, на полянку пришли.

Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес…

Дети встречают Лесовика с лукошком грибов и ягод.

Грибы – это необычные растения, у них нет ни ветвей, ни листьев, ни цветов (рассматривание картинки). Что есть у грибов? Ножка, шляпка, грибница. Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Людей, которые идут в лес за грибами называют грибниками. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

У каждого гриба есть свой дом, где он растет. Белый гриб-боровик растет в сосновом и еловом лесу. Растут они семьями. В сосновом лесу растут маслята, шляпка у масленка скользкая, словно маслом смазана. Какой гриб мы нашли под осинкой? Какой гриб под березкой? А вот в густой траве выросли рыжие лисички, они растут семьями. Ай, а это что за чудо – пень? Весь усыпан грибами. Это опята, растут они большими семьями на пеньках.

На полянке мы увидели красивый гриб: красный с белыми пятнами. Это мухомор. Когда мухомор состарится, края его шляпки загнутся кверху и он превратится в блюдечко. Пройдет дождь, в блюдечке останется вода. Не простая – ядовитая. Напьется этой воды муха и погибнет. Поэтому и называют его мухомор.

Посмотрите внимательно на изображения грибов . Какие грибы здесь лишние и почему? (мухомор – он ядовитый).

- Какие еще несъедобные грибы вы знаете ? (бледная поганка, ложные опята)

- Как ты назовешь маленький гриб? (грибок)

- Как можно назвать большой гриб? (грибище)

- Как называют суп из грибов? (грибной)

- Как называют человека, собирающего грибы? (грибник)

- Как называют корешки грибов? (грибница)

- Как можно ласково назвать гриб? (грибочек)

- Как называется начинки для пирога из грибов? (грибная)

- А сейчас мы немного отдохнём.

Топ-топ, пять шагов, в туесочке пять грибов.

Мухомор красный – гриб опасный.

А второй – лисичка, рыжая сестричка

Третий гриб – волнушка, розовое ушко.

А четвертый гриб – сморчок, бородатый толстячок.

Пятый гриб – белый, ешь его смело.

На фланелеграф Лесовик расставляет картинки грибов.

Этот гриб живет под елью, под ее огромной тенью.

Мудрый бородач-старик, житель бора - . (боровик)

Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – . (подосиновик)

На пеньке сидят братишки. Все - в веснушках шалунишки.

Эти дружные ребята называются . (опята)

В лесу, на радость людям, средь молодых сосенок,

В блестящей темной шляпке растет грибок . (масленок)

В платьях тонких на опушке водят хоровод подружки.

Платья – шелк в полоску: красный, белый, розовый, атласный.

В день осенний на опушке как красивы, вы . (волнушки)

Ходят в рыженьких беретах, осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички – золотистые . (лисички)

Возле леса на опушке, украшая тёмный бор,

Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый . (мухомор)

Посмотрите-ка, ребята: тут лисички, там – опята

Ну, а это на полянке ядовитые . (поганки)

А сейчас приглашаю вас в малинник. (Под музыку дети встают в круг, поют песню и выполняют движения согласно тексту песни)

7. Ягоды – это небольшие сочные плоды кустарников и травянистых растений (на фланелеграфе расставляются картинки ягод). Что есть у ягод? Корень, стебель, листочки и плоды. Земляника любит много света, поэтому ее можно найти на солнечных полянках. Бруснику собирают на высохших болотных кочках. Клюква растет на болоте. Малина на высоких кустах, в малиннике.

- Где растут ягоды? (в лесу, на деревьях, на кустах, на низеньких кустиках, на болоте)

- Как называются ягоды, которые растут в лесу? (лесные)

На доске картинки с ягодами, изображением вниз.

- Если вы отгадаете загадки, ягоды появятся перед вами.

Я капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот и рад поклониться.

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла,

Здесь дрозды, скворцы снуют,

И, галдя, его клюют. (Рябина)

На колючих стеблях длинных,

Зреет черная малина.

Хоть вкусна, но очень дика,

И зовется … (Ежевика)

Я красна, я кисла,

На болоте росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква)

Была зеленой, маленькой,

Потом я стала аленькой.

На солнце почернела я,

И вот теперь я спелая. (Черника)

- Что можно приготовить из ягод? (компот, кисель, морс, пирог, желе, сок, варенье)

- С какой начинкой получатся пироги из ягод? (с ягодной)

- Из малины получится начинка какая? (малиновая)

- Из брусники - … (брусничная)

- Из черники - … (черничная)

- Из земляники - … (земляничная)

- А какое варенье получится из ягод?

Из малины – малиновое варенье

Из черники – черничное варенье

Из земляники – земляничное варенье

Из клюквы – клюквенное варенье

Из брусники – брусничное варенье и т.д.

- Ребята скажите, какая ягода?

Клюква какая? (Красная, кислая, мелкая, полезная.)

Малина какая? (Красная, крупная, сладкая, сочная, вкусная, полезная.)

Черника какая? (Синяя, сладкая, мелкая, вкусная, полезная

- Давайте внимательно рассмотрим картину и побеседуем о том, что на ней изображено.

- Какое время года изображено на картинке?

- Куда они пришли?

- Что они ищут в лесу?

- Как вы догадались?

- Какие грибы нашли грибники?

- Что их мамы приготовят из грибов?

- Вот и подошло к концу наше путешествие в лес. Дарю вам свой кузовок: много ягод и грибов, которые мы собрали. Приходите еще в гости в лес, но запомните простые правила поведения, сбора ягод и грибов:

- не срывать, не топтать ядовитые грибы – они нужны лесным обитателям.

- срезать грибы аккуратно, чтобы не повредить грибницу.

- не вырывать кустики ягод.

- собирать только знакомые ягоды и грибы .

- вести себя тихо и спокойно, ведь лес - это дом для животных, птиц и растений.

Цель: продолжать знакомить с особенностями внешнего вида грибов и ягод и месте их произрастания.

- закрепить знания о ядовитых и полезных грибах и ягодах;

- упражнять в отгадывании загадок.

- приучать детей бережно относиться к природе и правильно вести себя в лесу.

Связь с другими занятиями и видами деятельности.

Наблюдения на прогулках, беседы о осенних явлениях, деревьях, грибах и ягодах, рассматривание иллюстраций.

Ход непрерывной образовательной деятельности.

Ежик бродит по опушке.

Примеряется к грибам :

"На иголки я надену

Подосиновик и белый,

Белки тут же прыг да скок

С елки на березу,

Пришел сушить на елке.

На пенке растут опята -

Соберут и их зверята.

Трудится лесной народ

Заготовки делать в прок.

- Ребята, а какие дары леса запасают на зиму зверята? Назовите их одним словом? (Ответы детей.)

- Хорошо, где же звери собирают эти запасы?

(Ответы детей.)

- А что же такое лес и зачем он нам нужен?

(Ответы детей.)

- Ребята, а сейчас давайте отгадаем загадки про грибы, которые изображены на картинках.

Коренастый, в шляпке новой

Гриб в бору растет сосновом.

Рады бабушка и дед:

- Будет праздничный обед!

Ой, схватили белки в миг

Этот белый… (боровик)

- А, как вы думаете, почему белый гриб (боровик) еще называют "Царь грибов"?

(Ответы детей.)

Я в красной шапочке расту

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту -

Зовусь я (подосиновик)

- Почему гриб подосиновик так называется, как вы думаете?

(Ответы детей.)

Не спорю - не белый.

Я, братцы, попроще.

Расту я обычно в березовой роще. (подберезовик)

- Кто же мне скажет, под каким деревом растет подберезовик?

(Ответы детей.)

Нет грибов дружней, чем эти,

Знают взрослые и дети, -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу. (опята)

- Где любят расти грибы опята? В какое время года растут грибы?

(Ответы детей.)

Что за желтые сестрички

Спрятались в траве густой?

Вижу я их всех отлично,

Заберу скорей домой.

Очень чистый, вкусный гриб -

Рад и повар, и грибник,

Эти желтые сестрички

Называются… (лисички)

- Как вы думаете почему эти грибы так называются - лисички?

(Ответы детей.)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Собирай, не мешкай!

Это… (сыроежки)

- Какого еще цвета бывают шляпки у сыроежек?

(Ответы детей.)

В хвойном лесу живет паренек,

В рыженькой шляпке, рыжий грибок.

Стоит задеть, и из рыженькой ножки

Вдруг побегут рыже-рыжие слезки. (рыжик)

- Какой еще рыжий гриб, похожий по цвету на шерсть лисы-плутовки, ты знаешь?

(Ответы детей.).

- А теперь давайте посмотрим на гриб боровик и скажем из каких частей он состоит?

(Ответы детей.)

- Грибы размножаются спорами. Споры – это маленькие частицы, которые прячутся в шляпках грибов. Когда грибы созревают, споры падают на землю. Из спор вырастают молодые грибочки. Через корни – ниточки грибы получают из земли воду и полезные вещества. Съедобные грибы очень вкусные и полезные. Их можно варить, жарить, мариновать, сушить.

Давайте же посмотрим на доску и назовем грибы которые опасны для нашего здоровья?

Собирать можно только известные съедобные грибы! И еще запомните: ядовитые грибы обходим стороной, не топчем их.

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки. (Дети идут в хороводе)

Рыжики срывали. (Скачут вприсядку, срывают воображаемые грибы)

Лисички собирала. (Бегут, собирают воображаемые грибы)

Мухомор раздавил. (Идут вразвалку, в конце строки топают правой ногой)

- Что еще мы можем встретить в лесу, кроме грибов?

(Ответы детей.)

Отгадайте загадку, что это за ягода?

Я - капелька лета на тоненькой ножке,

Плетут для меня кузовки и лукошки,

Кто любит меня, то и рад поклониться,

А имя дала мне родная землица. (земляника)

- Весной на кустах земляники появляются белые цветочки. Через некоторое время вместо них уже можно увидеть молодые зеленые ягоды. Растет земляника на солнечных полянках, тени не любит. Ягоды на солнце краснеют, поспевают. Это бывает летом.

А можно есть зеленые ягоды?

(Ответы детей.).

(Ответы детей.)

- Послушайте, а про какую ягоды эти загадки.

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, пчёлы и медведи. (малина)

Ягодка нежная

Прячется в валежнике,

Руки не замарай! (черника)

- Ребята ягоды надо собирать только в присутствие взрослых, так как очень много в лесу ядовитых ягод (вороний глаз, бузина, ландыш, волчье лыко, паслен (наглядное пособие ядовитых ягод).

- Чтобы не повредить кустики, нужно ягоды собирать очень аккуратно, иначе на следующий год их не будет. И еще запомните. Ягоды никогда не собирайте все до одной – оставьте часть зверям и птицам. Которые тоже ищут корм в природе.

- Что можно приготовить из ягод?

(Ответы детей.).

- Как называется варенье из земляники? А из черники, малины?

(Ответы детей.)

- Давайте еще раз вспомним о каких грибах и ягодах мы говорили? Можно ли без родителей ходить в лес и собирать грибы и ягода самостоятельно?

(Ответы детей.)

Раз, два, три, четыре, пять

Будем мы грибы искать. (Дети ритмично сжимают и разжимают пальцы)

Первый гриб – боровик, (

Полезай в лукошко. (Массируют фалангу большого пальца от ногтя к основанию пальца)

На высокой ножке. (Указательный палец)

Под берёзкой прямо. (Средний палец)

А маслёнок прячется

Вот какой упрямый! (Безымянный палец)

На пеньке нашли опят

Целый маленький отряд. (Мизинец)

Содержимое публикации

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

г.Алексина Тульской области

непосредственно образовательной деятельности

в группе компенсирующей направленности для детей

Воспитатель: Денисова Светлана Борисовна

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

Ф.И.О. педагогическ. работника

Денисова Светлана Борисовна

Место работы

Возрастная группа:

компенсирующей направленности от 6 до 7 лет(для детей с ОНР III уровень

Использованная образовательная программа

Интеграция образовательных областей

Средства ИКТ

Программное содержание:

Цель:. Обобщение знаний детей о грибах и ягодах наших лесов.

Коррекционно-развивающие: активизировать внимание, память и мышление; развивать мелкую моторику рук, вырабатывать навыки осознанного и уместного употребления слов; развивать умения детей в продуктивной и игровой в видах детской деятельности;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать интерес и любовь к природе родного края, формировать бережное отношение к природе;

пробуждать интерес к живой природе;

поднять эмоциональный настрой у детей.

Оборудование:

Предварительная работа:

Структура занятия:

Вводная, основная, заключительная.

I часть. Вводная – 3 минуты. Организационный момент.

II часть. Основная – 20 минут. Задания, беседы, вопросы, словесные указания, игры, загадки, логоритмика,изготовление коллажа.

III часть. Заключительная – 2 минуты. Подведение итогов непосредственно образовательной деятельности.

I часть. Вводная

В зал входит Красная Шапочка (воспитатель) и под песенку танцует.

- Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Правильно, я Красная Шапочка. Вот иду в гости к бабушке. Хочу принести ей гостинцы грибы, да ягоды. Поможете мне их собрать?

II часть. Основная

Раз, два, три повернись и в лесу окажись. Слушайте загадки.

Я под шапкой цветной

На ноге стою одной.

У меня свои повадки:

Я всегда играю в прятки (гриб)

У кого шапка без головы, а нога без сапога?

Глубоко был спрятан он,

Раз-два-три - и вышел вон,

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду (боровик)

Нет грибов дружней, чем эти, -

Знают взрослые и дети -

На пеньках растут в лесу,

Как веснушки на носу (опята)

Не спорю - не белый,

Я, братцы, попроще,

В берёзовой роще (подберезовик)

Я в красной шапочке расту,

Среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту

Зовусь я - (подосиновик)

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Собирай, не мешкай!

Это(сыроежки)

Эти славные сестрички не едят цыплят.

Эти дружные сестрички рядышком стоят.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись возле тропки (лисички)

Скромный, тоненький и бледный.

Этот гриб, представьте, вредный.

Попадёт грибочек в суп –

Вас в больницу увезут.

Потому что, ядовитый,

И на всех вокруг сердитый.

Мы оставим на полянке

Эту вредную (поганку)

Он в лесу стоял,

Никто его не брал,

В красной шапке модной,

Никуда не годный (мухомор)

По ходу отгадывания загадок, Красная Шапочка выставляет наглядно-игровое пособие с грибами.

- А кто из вас, ребята знает загадки про грибы (дети загадывают загадки)

- Осенний лес дарит нам много грибов. Какие ещё вы знаете грибы?

(выставляются остальные грибы) . Называние частей гриба.

- Какие грибы мы положим в корзину? (перечисляют – съедобные)

- Какие грибы остались? Почему мы их не положили в корзину? (они несъедобные)

– В лесу можно найти не только грибы, но и ягоды.

На кустах и на кусточках,

На сухих болотных кочках

Ягоды растут в лесу,

Быстро зреют на весу

3. Логоритмика

А мы в сад пришли, А мы в лес пришли

и малину там нашли. И чернику там нашли

Раз, два, три, четыре, пять, 1-2-3-4-5

Мы идём искать опять. мы идем искать опять.

(по мере называния дети собирают ягоды).

Вы называете блюдо, приготовленное из ягод, и бросаете ребёнку мяч; ребенок называет то же блюдо, употребив относительное прилагательное, и возвращает мяч вам. Например: Варенье из малины. — Малиновое варенье. Джем из черники. — Черничный джем. Компот из земляники. — Земляничный компот. Повидло из брусники. — Брусничное повидло. Морс из клюквы. — Клюквенный морс.

5. Игра на внимание: Чего не стало? (Не стало земляники. Не стало клюквы.)

За малиной в лес пойдем,

Спелых ягод наберем, наберем.

А в лесу тропинка.

-Мы с друзьями в лес пойдем, ягоды, грибы найдем,

Их в корзинки соберем и домой мы принесем.

В подготовленную, вырезанную и наклеенную на лист бумаги корзину дети наклеивают готовые картинки с грибами. При поочерёдном наклеивании детям задаются вопросы:

- Какой у тебя гриб? (например сыроежка)

-Откуда ты принес сыроежки? (Я принес сыроежки из леса) и т. д.

- Ребята, посмотрите в какой густой лес мы с вами забрели, нужно быть осторожными и постараться пройти его не пораниться. (Натягивается скакалка, дети проходят под ней, но с каждым разом, ведущие опускают её ниже и ниже.)

– Что можно приготовить из грибов? (суп, салат)

- Что можно приготовить из ягод? (сок, варенье, повидло, пастилу)

- какая пастила будет приготовлена из твоих ягод? (клюквенная)

- какой сок получится из ягод, которые ты собрал? и т. д.

Ребята, а что интересного вы знаете про грибы?

• Белкам нравятся боровики, подосиновики, рыжики.

• Лоси любят угощаться белыми грибами. А лечатся мухоморами.

• Северные олени с аппетитом поедают маслята, кабаны - грузди.

• Прежде, чем съесть грузди, кабаны топчут их копытами, давят клыками и валяют в грязи - такое блюдо приходиться по вкусу им.

• Бурундуки и барсуки подсушивают на зиму груздки, лисички, сыроежки.

• Опенок - паразит многих хвойных и лиственных деревьев. Наносит огромный ущерб лесу. Грибница его развивается в коре деревьев до 3-х метров в высоту.

• Дождевик размножается, выбрасывая облако спор, уносимое на большое расстояние.

III часть. Заключительная. Рефлексия.

Красная Шапочка: В природе все взаимосвязано. Нужно беречь все животных, птиц, грибы и т. д.

Мне хочется вам пожелать в заключении нашего путешествия, чтобы вы любили и охраняли природу

Нажмите, чтобы узнать подробности

- Уточнить и расширить представления детей о грибах и лесных ягодах, их отличительных особенностях.

- Формировать представление детей о месте произрастания грибов и лесных ягод.

- Расширить и уточнить словарь по теме .

- Активизировать речевую деятельность детей.

- Совершенствовать грамматический строй речи: учить подбирать определения к заданному слову, согласовывать существительные и прилагательные.

- Развивать связную речь: учить отвечать на вопросы воспитателя;.

- Развивать интонационную выразительность речи, темпо-ритмическую организацию, силу голоса.

- Развивать слуховое внимание (фонематическое восприятие), память, мышление.

- Развивать общую, мелкую и мимическую моторику.

- Воспитывать бережное отношение к природе.

- Воспитывать навыки сотрудничества в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, ответственность.

Ход занятия:

В: Ребята, сегодня нам пришла посылка от Осени. Осень нам прислала гостинцев, а чтоб узнать , что там лежит, нам нужно отгадать загадки.( Дети отгадывают загадки, после того как дети отгадали загадки, воспитатель вынимает из коробки корзину с муляжами грибов и ягод)

Что растет в лесу

Есть у них и шляпки,

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Собирать в лукошко дети. (ягоды)

В: Ребята, посмотрите сколько много здесь и грибов и ягод- целая корзина! Давайте посмотрим какие грибы и ягоды прислала нам осень.(Воспитатель показывает муляжи и сопровождает показ стихами, вывешивает тематические картинки)

В: У пригорка на дорожке

Гриб стоит на толстой ножке.

От дождя немного влажный,

Белый гриб – большой и важный.

Этот гриб называется – белый гриб. У него есть ножка и шляпка. (Показывает)

В: Какого цвета у гриба шляпка? Какого цвета у гриба ножка? (Ответы детей).

У белого гриба ножка очень толстая и крепкая. Если этот гриб разрезать, то в середине он будет белого цвета. Отсюда и название этого гриба. Белый гриб считают царем грибов (главным в лесу). Потому, что он самый большой гриб в лесу и ценный (вкусный).

В: До чего же хороши

В красных шляпках крепыши!

Я их рано поутру

Под осиной соберу.

Этот гриб называется подосиновик. Растет он под осиной, поэтому так и называется – подосиновик. Что есть у подосиновика? Какого цвета шляпка? А ножка? (Ответы детей)

В: Вот еще один гриб. Это подберезовик. Как вы думаете, почему он так называется? (Ответы детей)

В: Под берёзой впереди –

На высокой стройной ножке…

Ножка в крапинках немножко!

Чем он отличается от подосиновика? (Ответы детей (шляпкой. У подберезовика шляпка коричневая)).

В: Вот красавицы лисички.

Очень дружные сестрички.

Им укрыться не легко.

Видно очень далеко.

Кто скажет, почему эти грибы так называются? (Ответы детей (Они рыжие, как лисички)).

В: Вот сколько много грибов прислала нам Осень. Все эти грибы можно есть, готовить из них разные блюда (жарить, сушить, варить грибной суп). Поэтому всех их можно назвать съедобными. Давайте посмотрим какие еще бывают съедобные грибы.( Рассматривание тематических картинок).

В: Ребята, а как вы думаете все грибы можно кушать? (Ответы детей)

Правильно, есть грибы съедобные, и несъедобные. Какие вы знаете несъедобные грибы? . (Ответы детей)

В: Этот гриб в лесу растет

Не клади его ты в рот!

Он совсем не сладкий

Крапинки на шляпке

Красный, словно помидор

Он красивый и яркий, но очень опасный, потому что ядовитый. Ни в коем случае его нельзя трогать руками и даже пинать ногами. Для человека он опасен, а вот многим лесным жителям без него не обойтись. Белочки иногда сушат их на зиму. А ещё и и сороки.

В: Вот еще один ядовитый для человека гриб.

Бродят стаей по полянке.

С ними я играть не буду.

Обойду и позабуду.

Почему нужно обходить эти грибы стороной? (Ответы детей)

А сейчас мы поиграем.

На полянке разложены муляжи знакомых грибов, дети собирают только съедобные.

(После того как дети собрали грибы, воспитатель спрашивает у каждого какой гриб он нашел).

В: Как можно назвать все грибы, которые мы собрали? Какие грибы остались на полянке? Давайте назовем их.(Ответы детей).

(На доске закреплено изображение мухомора и островка травы. Воспитатель помещает изображение бабочки на шляпку гриба и задает детям вопросы):

В: Где сидит бабочка?

Воспитатель снимает бабочку с грибка и спрашивает: Откуда слетела бабочка?

Воспитатель помещает изображение бабочки в траву: Где сидит бабочка? И т. п.

В: Ребята, в корзине кроме грибов есть еще и ягоды. Давайте посмотрим какие ягоды нам Осень положила. (Рассмотрение муляжей и предметных картинок с изображением лесных ягод. Воспитатель обращает внимание детей на цвет и форму ягод).

В: Посмотрите, это малина. У нее красные овальные ягоды.

\ Дети, а что вы можете рассказать о цвете и форме лесной ягоды, которая называется – черника (земляника, клюква)?( Ответы детей)

В:. А что можно приготовить из ягод? (Ответы детей).

Ягоды растут не только в лесу, но и в саду. Урожай ягод собирают летом и осенью. В лесу и саду растут разные ягоды. (Рассматривание садовых ягод).

(Дети стоят кружком. Воспитатель объясняет, что будет произносить названия лесных и садовых ягод. Если дети услышат названия лесной ягоды, они должны присесть, а если услышат название садовой ягоды, потянуться, подняв руки вверх. (земляника, крыжовник, красная смородина, виктория, черника, черная смородина, малина.))

В: Ай да Осень! Какие полезные и вкусные дары она нам послала. Ребята, а что нам послала в корзинке Осень?(Ответы детей)

Читайте также: