Омонимы и их употребление 10 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Урок разработан для 10 класса естественно-математического направления. Целью урока является повторение основных лексических понятий, с которыми учащиеся знакомились в 5-6 классах. На уроке использованы разнообразные задания, способствующие закреплению знаний.

Содержимое разработки

район им.Г.Мусрепова Северо-Казахстанской области

Урок русского языка

Учитель русского языка и литературы

Стрекозина Татьяна Алексеевна

Тема: Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы.

Цель: Повторение основных лексических понятий, изученных в 5-6 классах.

Задачи: Углубить знания учеников по данной теме; расширить представление о художественных приёмах использования синонимов, омонимов, антонимов; расширять словарный запас учащихся; повторить орфограммы и пунктограммы, встречающиеся в упражнениях.

Волею судьбы и мы оказались в лабиринте. Выбраться из него вам поможет нить Ариадны – ваши знания по лексике. Итак, сегодня мы вспомним, что такое синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Тем более, что вопросы по этим темам встречаются в каждом варианте тестовых заданий на ЕНТ.

2. Повторение материала с параллельным выполнением заданий.

1) Мы слова из русской речи, Одинаково нас слышат

Из родного языка! Но важна не только внешность,

Одинаково нас пишут, Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность, Смысл запрятан в серединке,

Ты до смысла доберись. Сходным лицам вопреки

Наподобие начинки Мы по смыслу далеки. (омонимы)

2)Слова, различающиеся значением, но сходные по звучанию и написанию, называются… (паронимами).

3) Мы всегда близки по смыслу, разнимся лишь оттенками подчас.

Родимый край – Отечество – Отчизна. Как много в них священного для нас! (синонимы).

4) Минус – плюс, огонь – вода, дерзкий – осторожный.

По значенью мы всегда противоположны. (антонимы)

Истинный – (подлинный), безучастный – (равнодушный), рынок – (базар), вероятно – (возможно), грёзы – (мечты), круиз –(путешествие), симптом – (признак), вердикт – (приговор), спикер – (оратор), презент – (подарок), хобби – (увлечение).

3.Введение понятия о градации:

1.Бывает труд (не)нужый, суетливый, (не)терпеливый, раздраже…ый, мешающий другим и обращающий на себя вн…мание. Такой труд гораздо хуже праз…ности. Настоящий труд всегда тихий, р…вномерный, (не)заметный. (Л.Толстой). 2. Великая вещ… - надежда, она (не)в…сома, легка, всегда жива в человеке, её (не)погасить, (не)убить. (В.С.Шефнер).

Запад, отказаться, предок, нежный, сосредоточенность, увеличиваться, густой, активный, излишек, мелкий, многолюдный, скука, новосёлы, вооружение, неряшливый, зажечь, чужбина, сомкнуть.

5. Чтение материала в учебнике об антитезе:

Задание: Найдите в предложениях антонимы, отметьте антитезу.

1.Утром небо ясно и прозрачно, ночью звёзды светят так светло – отчего ж в душе твоей так мрачно и зачем на сердце тяжело? (А.К.Толстой). 2.Судьба – проказница шалунья, определила так сама: всем глупым счастье от безумья, всем умным горе от ума. (А.С.Грибоедов).

6. Введение понятия об оксюмороне:

1. Какое-то снотворное, маковое покрывало надвигалось на мои глаза и застилало от них весь Петербург с его веселящей скукой и скучающей весёлостью. (Н.С.Лесков). 2. Мы пьём любви отраву сладкую. (Е.А.Баратынский). 3. Люблю я пышное природы увяданье, в багрец и золото одетые леса. (А.С.Пушкин).

Задание: подобрать омонимы, составить с этими словами словосочетания.

Парить, хлопок, стих, среда, блок, посол, рубка, бокс, устав, повод, три.

8. Ответьте на шуточные вопросы:

1)Какую строчку не может прочитать ни один учёный? (Строчку, прошитую на машинке).

2)В каком бору не растут деревья? (Бор – химический элемент).

3)Всякий ли пар способен подниматься? (Пар – пашня, оставленная без посева).

4)Всякий ли барабан – музыкальный инструмент? (Барабан – деталь, имеющая цилиндрическую форму).

5)Каким ключом нельзя открыть дверь? (Ключ – родник, ключ – музыкальный знак)

Человек, занятия (практический, практичный); вид, метод (эффективный, эффектный); отношение, хозяйка (бережливый, бережный); искусный, искусственный (мастер, мех); разговор, музыка (духовный, душевный), зал, вид (демонстративный, демонстрационный).

1) Обед был очень сытым. (сытным). 2) Жильцы дома обратились с жалобой на плохую работу электриков в РЭС, но получили описку.(отписку) 3)Шуба была сшита из искусного меха (искусственного). 4) В заглавной роли снялся известный актёр. (в главной).

3. Подведение итогов урока.

Мы достигли цели – нашли выход из нашего лингвистического лабиринта, пройдя долгий путь по его запутанным переходам.

4. Домашнее задание.

В качестве домашнего задания вы все получаете тесты

1Укажите слова-паронимы 7.Укажите слова-паронимы

А) Континент – контингент А) Чужой - чужбина

Б) Метель – пурга Б) Горячий - горячо

В) Горячий – холодный В) Лесной - лесистый

Г) Горячий – знойный Г) Учёный - учение

Д) Скучный – тоскливый Д) Острая - острейший

2.Укажите слово, имеющее омоним. 8.Укажите ряд омонимов

А) Композитор А) Экстренная работа, экстренный вызов

Б) Снег Б) Новая редакция статьи, редакция газеты

В) Цемент В) Лесной ключ, ключ от замка

Г) Посол Г) Программа концерта, программа по химии

Д) Отель Д) Иглы ежа, хвойные иглы

3.Укажите словосочетание с омонимами 9.Укажите ряд антонимов

А) Русская печь – побелить печь А) Длительный - протяжённый

Б) Исполнение мечты – исполнение желаний Б) Осудить - обсудить

В) Мечты о мире – мечтать о мире В) Дрожать - вибрировать

Г) Рубить дрова – дрова для печки Г) Игнорировать - акцентировать

Д) Топить печь – топить судно Д) Демократичный - демократический

4.Укажите синоним к слову СВЕРКАТЬ 10.Укажите синонимы к слову НАДЁЖНЫЙ

А) Блестеть, сиять А) Верный, умный

Б) Оглушить, заворожить Б) Преданный, верный

В) Очаровать, восхитить В) Терпеливый, дружественный
Г) Ослепить, восхитить Г) Неутомимый, упорный

Д) Удивить, затмить Д) Талантливый, замечательный

5.Подберите антоним к фразеологизму 11.Укажите ряд, в котором нет синонимов

ДУША В ДУШУ А) Весна, зима, утро, вечер

А) Души не чаять Б) Нелепость, вздор, чепуха, ерунда

Б) Засучив рукава В) Противник, недруг, враг

В) Как кошка с собакой Г) Блестеть, сверкать, сиять

Г) Носить на руках Д) Красный, алый, кумачовый

Д) Положа руку на сердце

6.Укажите синоним к слову АМБИЦИЯ 12.Синоним к слову ИДЕНТИЧНЫЙ

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке применяется системно-деятельностный подход в обучении. Учащиеся выполняют творческие задания, интерактивные упражнения.

Конспект урока русского языка 10 класс

Тема. Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление

Тип урока: повторение, углубление и систематизация знаний учащихся

1) образовательные:

- повторить, систематизировать теоретический материал по теме, актуализировать знания при работе с языковым материалом;

- совершенствовать навыки грамотного письма;

- формировать навык публичного выступления, обогащать словарный запас учащихся.

2) развивающие:

- развивать ключевые компетенции учащихся: анализ, синтез, классификацию, систематизацию, обобщение;

- развивать память, внимание, умение применять знания на практике, корректировать пробелы в знаниях;

- развивать умение самостоятельно воспроизводить полученные знания и работать с тестовым материалом;

- развивать языковую и коммуникативную компетенции учащихся;

- развивать творческие способности учащихся, познавательный интерес, эмоции учащихся, создавая эмоциональные ситуации удивления, занимательности;

3) воспитательные:

- воспитывать трудолюбие, навыки самостоятельности, самоконтроля;

- воспитывать умение преодолевать трудности в учении;

- воспитывать культуру речи, бережное отношение к русскому языку; чувство патриотизма;

- стимулировать интерес к урокам русского языка, потребность учащихся в самовыражении.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Организационный момент. Психологический настрой на урок.

Здравствуйте, ребята! Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение.

Отправьте друг другу лучики счастья, собрав их нежно в ладошки, со словами: желаю добра, счастья, удачи, здоровья, денег, процветания, понимания и т. д. по одному слову. Готовы?!

Произнесите свое желание и киньте его вверх. Начнем!

Спасибо. Значит, сегодня и наш урок, и ваше настроение, и весь день будут наполнены добром.

Рефлексия учебной деятельности

Таблица де Боно

Запись даты, эпиграфа урока.

3. Актуализация знаний

ВероисповЕдание, втрИдорога, газирОванный, диспансЕр, донЕльзя, закУпорить, Издавна, Искра, каталОг, красИвее, мЕльком, наОтмашь, обеспЕчение, оптОвый, приручЁнный, углубИть, тОрты, ходАтайствовать.

Слайд 5. Определите, в каком предложении есть метафора.

1. Посреди поляны в белых, сверкающих одеждах, огромный и величественный, как собор, стоял дуб.

2. Русский язык открывается до конца лишь тому, кто кровно любит свой народ…

3. Трилистник можно встретить как на заболоченных лугах, так и по берегам зарастающих озер.

4. В эту ночь я проснулся от протяжного и приятного звука пастушьего рожка.

Слайд 6. Творческий словарный диктант

Задание: Заменить данные словосочетания одним словом с приставкой ПРЕ- или ПРИ-.

Ненадолго умолкли (приумолкли), близкий к школе( пришкольный).

близко подошли ( приблизились), зашёл в дом (пришёл),

очень добрый ( предобрый), не совсем открыл (приоткрыл),

ненадолго лег (прилёг), нарушил закон (совершил преступление),

немного хромает (прихрамывает), не совсем заглушил (приглушил),

очень скверный (прескверный), ненадолго сел (присел)

ненадолго остановился (приостановился), очень милый (премилый),

близкий к берегу (прибрежный), вбежать в дом (прибежать).

3.Мотивация учебной деятельности

- Как вы думаете, почему у нас сегодня на уроке присутствует гостья из прошлого?

- Сколькими словами вполне обходилась Эллочка Щукина, этот необычный персонаж ?

(Эллочка - один из самых ярких персонажей романа. Ее отличительной особенностью является то, что она в своем разговоре обходилась тридцатью выражениями.)

- А сколько слов нужно вам для общения?

( В бытовом общении достаточно 4-5 тысяч, хотя для выразительной речи этого мало.

А.С. Пушкин в своих произведениях и письмах употребил более 21 тысячи слов.)

- А сколько всего слов русском языке?

- Как же называется раздел науки о языке, изучающий словарный состав языка?

4. Определение темы урока. Целеполагание.

Целевая установка: сегодня мы повторим сведения о важных лексических понятиях, чтобы наша речь была грамотной и красивой.

Корень учения горек, да плод его сладок. (Антонимы)

Мельница мелет – мука будет, язык мелет – беда будет. (Омонимы)

Приятелей у Гаврика было много, а настоящих друзей один - Петя. (Синонимы)

Искусный мастер – искусственный мех. (Паронимы)

Таким образом, тема нашего урока: Омонимы. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Их употребление.

- Какие цели мы поставим перед собой?

Сегодня мы обобщим все сведения о таких важных лексических понятиях, как синонимы, антонимы, омонимы, паронимы.

5. Повторение, углубление и систематизация знаний учащихся

Дети отвечают на поставленные вопросы.

1 гр. – Что называется синонимами? Приведите примеры. К какой части речи принадлежат синонимы? Для чего употребляются в речи синонимы? Назовите разновидности синонимов.

Синонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение, например: наездник – всадник, кавалерия – конница, бояться – робеть.

Синонимы, как правило, принадлежат к одной и той же части речи.

Синонимы, имея одинаковые лексические значения, чаще всего отличаются друг от друга смысловыми оттенками. Они делают нашу речь ярче, богаче, насыщеннее.

Различают синонимы лексические, словообразовательные, синтаксические и стилистические.

2 гр. – Что называется антонимами? Приведите примеры. Для чего используют антонимы? Какова стилистическая роль антонимов?

Антонимы – это слова, противоположные по своему лексическому значению, например: ангел – демон, грешный – праведный, молчать – говорить.

Антонимы используются как яркое изобразительное средство для противопоставления явлений, для создания контраста.

Стилистическая роль антонимов – быть лексическим средством выражения антитезы (противопоставление усиливает эмоциональность речи и способствует раскрытию противоречивой сущности предметов, о которых говорится в тексте)

гр. – Что называется омонимами? Приведите примеры. Назовите виды омонимов. Приведите примеры полных омонимов.

Омонимами называются слова, которые произносятся и пишутся одинаково, но имеют разные, не связанные друг с другом лексические значения, например:

Около лавки у прилавка стояла лавка.

Различаются омонимы полные и частичные.

Полные омонимы

Частичная омонимия характеризуется тем, что разные по значению слова совпадают по звучанию и написанию не во всех грамматических формах.


+форм – наружность ОМОФОРМЫ

ОМО +фон – звук ОМОФОНЫ

+графо – пишу ОМОГРАФЫ

омоформы – совпадение только отдельной формы слов: лечу (от лечить) – лечу (от летать);

омофоны – так называемые фонетические омонимы (слова, совпадающие по звучанию, но различные по написанию и значению): Серый волк в густом лесу встретил рыжую лису.

омографы – графические омонимы (слова пишутся одинаково, но произносятся по-разному, главным образом в зависимости от ударения): Сорок сорок сидели на ветках.

гр. – Что называется паронимами? Приведите примеры. Как пишутся паронимы? К чему приводит смешение паронимов? Что нужно делать, чтобы избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов?

Паронимы – слова, близкие по звучанию, но различные по значению, например: абонемент и абонент, желанный и желательный.

Пишутся паронимы по-разному, паронимичные слова никогда не имеют полного совпадения в произношении. Смешение паронимов приводит к искажению смысла высказывания. Чтобы избежать речевых ошибок, связанных с употреблением паронимов, нужно обращаться к словарям: толковым, словарями омонимов, синонимов, антонимов, паронимов.

Лексический марафон. Выполнение упражнений

Подберите синонимы и антонимы к словам:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Омонимы и их употребление

Цель урока : повторить, обобщить и углубить знания об омонимах; наблюдать за их употреблением в тексте; повышать культуру речи учащихся; углублять знание лексической сочетаемости.

1. Организационный момент

2. Орфографическая работа

Правописание суффиксов причастий

Лечащий (лечить - 2), видящий (видеть - 2), клеящий (клеить - 2), жалящий (жалить – 2), бреющийся (брить – 1), колышущийся (колыхаться – 1), колющий (колоть - 1), борющийся (бороться – 1), мелющий (молоть – 1), машущий (махать – 1), алчущий (алка́ть (сильно желать) – 1).

Гонящийся (гнать – 2), зависящий (зависеть – 2), стелющийся (стелить – 1), дышащий (дышать – 2), чертящий (чертить – 2), дремлющий (дремать – 1), маячащий (маячить – 2), пенящийся (пениться – 2), скачущий (скакать – 1), плещущийся – плескаться (1), значащий (значить – 2), сеющий (сеять – 1).

3. Вступительная беседа

Лексика русского языка — это целая система, внутри которой слова вступают друг с другом в разного рода отношения. Все эти виды отношений вам уже известны. Сегодня мы начнем обобщать наши знания о системных отношениях в лексике.

Запишите стихотворение Генриха Сапгира под диктовку.

Там, где нужен ключ обычный,
Не поможет ключ скрипичный.
И лесным ключом, поверь,
Также не откроешь дверь.

Сколько предметов названо словом ключ ? Одинаково ли пишутся и звучат эти слова? Есть что-то общее в их лексических значениях? Как называются такие слова?

На прошлом уроке мы вспоминали такое явление как полисемия - многозначность. От лексической полисемии следует отличать другой тип неоднозначности слов – лексическую омонимию. Если разные значения одного многозначного слова имеют какие-то общие компоненты, то омонимы — это случайно совпавшие по звучанию и написанию слова или слова, настолько разошедшиеся по значению, что в современном языке их когда-то имевшаяся связь уже не ощущается.

1. Три (гл.) – три (числ.), мой (мест.) – мой (пов. накл. гл.), печь (сущ.) – печь (гл.) - совпадение звучания и написания одной или нескольких форм слов - омоформы.

2. Прут – пруд, поднос – под нос, луг – лук, развеваться – развиваться, мог ли – мокли - одинаковое произношение, но различное написание слов и словосочетаний – омофоны.

3. А́тлас – атла́с, за́мок – замо́к, стрелки́ – стре́лки – одинаковое написание, но разное произношение слов – омографы.

4. Работа по теме урока

Упр. 12 (Омографы: мука- мука).

Выделите в предложениях омонимы, омоформы, омографы, омофоны.

1. Скорей, сестра, на рыб взгляни,

Попались на крючок они.

В ведерко руку окуни,

Не бойся: это окуни.

Окуни́ – о́куни – омографы.

2. Чем заняты таланты? Возвести! – Да продолжают славный воз везти! – А бездари? – Те мнят, что делают погоду. – А критики? Темнят или молчат по году.

Возвести – воз вести, те мнят – темнят (омофоны).

3. Сердилась королевская масленка: – Болтают в кухне со среды, что я родня какого-то масленка! Помилуй Бог! Я из другой среды.

Масленка (посуда для хранения сливочного масла) – масленок ( омоформы ).

hello_html_m5777c512.jpg

Определите грамматическое значение и часть речи омонимичных слов.

1) Рассеянный свет (прил.), рассеянные по полю семена (прич.), рассеянный вид (прил.), рассеянное по площади население (прич.). 2) Совершенная красота (прил.), совершенная правда (прил.), совершённый поступок (прич.). 3) Обиженный вид (прил.), обиженный братьями (прич.). 4) Блестящий на солнце предмет (прич.), блестящее выступление (прил.), блестящие способности (прил.). 5) Связанные руки (прич.), связанные движения (прил.), связанные мамой варежки (прич.).

Как вы понимаете смысл следующих афоризмов? Что является основой их выразительности?

Мудрецы и зубные врачи смотрят в корень. (Э.Кроткий) Вино вину творит. (Русск. пословица) Каков ни есть, а хочет есть. (Русск. пословица) Лучше ничего не делать, чем делать ничего. (Л.Толстой) Бранили пьесу, мол, пошла, а пьеса все-таки пошла. (Э.Кроткий)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок – этап в подготовке к ЕГЭ. Для успешного выполнения задания 13 необходимо отработать навык определения части речи внешне сходных слов, развить умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Предмет: русский язык

Класс: 10 класс

Тема урока: Омонимия слов разных частей речи.

Цель урока: Формирование умения определять часть речи у слов – омонимов.

Задачи урока:

-Расширить представление об омонимах с позиции морфологии.

-Отработать навык определения части речи и написания внешне сходных слов.

-Познакомиться с заданием №13 ЕГЭ

Учебно-методическое обеспечение

учебник Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В. Русский язык.10-11 классы.- 4-е изд. М,2007

Аннотация к уроку:

Данный урок – этап в подготовке к ЕГЭ. Для успешного выполнения задания 13 необходимо отработать навык определения части речи внешне сходных слов, развить умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Использование технологии критического мышления на уроке помогает в решении задач личностно-ориентированного обучения и воспитания.

Ребята знают, какие предлоги относятся к производным и как отличать их от самостоятельных частей речи.

Самоопределение к деятельности. Приветствие учащихся, гостей.

Сегодняшний урок мне бы хотелось начать с притчи.

Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой.

Другие же решили осмотреть дверь, поговорили о том, какие подручные средства можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается.

И только один единственный ученик подошёл к двери и с особым вниманием изучил её. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время, как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашёл своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им …..

? Как вы думаете, что именно сказал мудрец своим ученикам.

А вот слова старца /слайд/.

-?Какой из советов старца вы бы взяли за правило? Какой совет кажется самым трудным? / Ответы учащихся/

Актуализация знаний.

-? Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от окружающей среды?

/да, в русском языке есть слова –хамелеоны/

Читаю стихотворение К. Бальмонта:

Они живут спеша.

У них свои законы,

Они спешат меняться,

Являя все цвета;

И в том их красота.

3. Формулировка темы урока и постановка цели, определение задач.

-Сформулируйте тему урока. /Омонимия слов разных частей речи/. /СЛАЙД/

- Поставим перед собой цель/СЛАЙД/: Формирование умения определять часть речи у слов – омонимов.

Наметим пути достижения цели( формулируем задачи):/СЛАЙД/

Расширить представление об омонимах с позиции морфологии.

Отработать навык определения части речи и написания внешне сходных слов.

Познакомиться с заданием №13 ЕГЭ

4.Изучение нового материала.

- Сегодня на уроке вы будете работать на специально приготовленных листах, а в конце урока оцените свою деятельность. Подпишите индивидуальные листы.

- Перед вами текст. Выделите в тесте слова – омонимы попарно, не раскрывая скобки.

/работа в парах + 1 у компьютера/

(В) течени… всей ночи студент Ломоносов изучал изменения (в) течени… реки Печоры. (В)следстви… этого он проспал и опоздал на экзамен. (В) следстви… по поводу его чудовищного опоздания принял участие весь ректорат университета, (В)виду того, что студент всегда был пунктуален и носил фамилию, говорящую о его гениальности.

Денег заработать так и не удалось, и ректору пришлось согласиться дать возможность Ломоносову сделать гениальное открытие, получить премию и прославить университет, а впоследствии заплатить злосчастный штраф. Чем только не пожертвуешь ради сохранения доброго имени?!

/Отвечает ученик, работавший у компьютера. Называет слова./

-? Что нужно учитывать, чтобы раскрыть скобки и вставить пропущенные буквы? /Части речи и признаки самостоятельных и служебных частей речи/

Цель: повторение и углубление знаний о полисемии и омонимии.

закрепить определение понятия "омонимы";

учить отличать омонимы от многозначных слов,

развивать мышление и речь учащихся;

активизировать внимание школьников к семантической стороне языкового факта.

воспитывать внимание к значению слова;

обогащать словарный запас учащихся;

Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, толковые словари С.И.Ожегова и Н.И.Шведовой, раздаточный материал (карточки с заданиями).

I.Актуализация изученного материала по изобразительно-выразительным средствам языка с самопроверкой (Слайд 2,3,4):

1.Ледовая дорожка ждет будущих чемпионов (олицетворение);

2.Кабинет в отпуске (метонимия);

3.Готов задушить в объятиях (гипербола);

4.Страна Восходящего Солнца (перифраз);

5.Печальная грусть (оксюморон);

6.Мальчик с пальчик (литота);

7.Лес точно терем расписной (сравнение);

8.Покупатель выбирает качественные продукты (синекдоха);

9.Прозрачный лес (эпитет);

10.Политический пасьянс (метафора).

II.Подготовка к изучению нового материала (чтение стихотворения учителем) (Слайд 5):

Много разных есть ключей:

Ключ - родник между камней,

Ключ скрипичный, завитой,

И обычный ключ дверной.

- Как с точки зрения лексики называются такие слова? (Омонимы).

-С чем будет связана тема урока? (с омонимами и их видами)

Запись числа и темы урока в тетрадь. (Слайд 7)

Ш.Работа по теме урока

1.Разграничение омонимии и полисемии.

- Что такое омонимы? (слова, одинаковые по строению, звучанию, но абсолютно разные по значению).

Homos (омос), греч. - "одинаковый",

- Как вы думаете, слово бор - это многозначное слово (полисемант) или омоним? Докажите. Работа со словарем С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой.

(Это омонимы, так значения слов абсолютно разные, не имеют ничего общего) (Слайд 8)

-В словарных статьях омонимы располагаются под разыми цифрами, это говорит о том, что омонимы - это разные слова, имеющие общую форму.(Слайд 8)

- Найдите в словарях слово корень и выпишите значения этого слова.

(работа со словарем).

-Посмотрите внимательно на значения данного слова и сделайте вывод: это слово принадлежит к явлению омонимии или полисемии, почему? (это слово-полисемант (многозначное), так как все значения объединяет общее смысловое ядро).

2. Выполнение упражнения: разграничение омонимов и многозначных слов.

Задание: Определение роли омонимов и разных значений слова в отрывке из стихотворения С. Кирсанова "Птичий клин" - текст стихотворения на листах (на парте).

- Прочитайте стихотворение про себя. Выразительно прочитаем вслух.

Птичий клин
Когда на мартовских полях
Лежала толща белая,
Сидел я с книгой, на полях
Свои заметки делая,
И в миг, когда моё перо
Касалось граф тетрадочных,
Вдруг журавлиное перо
С небес упало радужных.

- Найдите в этом отрывке слова, совпадающие в написании или произношении (Слайд 9)

На полях, перо - совпадают и в произношении и в написании, являются словами одной части речи.

- Найдите в словаре значения данных слов и сделайте вывод.

1. Безлесная равнина, пространство.

2. Обрабатываемая под посев земля, участок земли.

3. Большая ровная площадка, пространство, специально оборудованное, предназначенное для чего-нибудь.

4. Работа, исследовательская деятельность в природных, естественных условиях (спец. )

5. Пространство, в пределах которого проявляется действие каких-нибудь сил (спец.)

6. Основной цвет, фон под узором.

7. (обычно во мн. ч. ) Чистая полоса вдоль края листа в книге, тетради, рукописи.

8. (обычно во мн. ч. ) Край шляпы, отходящий в сторону. (Слайд 10)

Перо 1 - Роговое образование кожи у птицы - полый стерженек с пушистыми отростками по бокам.

Перо 2 - Маленькая выгнутая стальная пластина с расщепленным концом для писания чернилами, тушью.

В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные как одно слово с перечислением значений.

Вывод: В данном стихотворении поэт употреблял многозначное слово "поле" в различных значениях (назвать в каких) и слова "перо", которые являются лексическими омонимами. (Слайд 11)

- Итак, поэт использовал слова, различные по значению - омонимы, обыграл в стихотворении многозначность слова.

- Так как же нам отличать многозначные слова от омонимов?

(В многозначных словах значения связаны между собой. Омонимы - разные слова. В толковых словарях омонимы даются как разные слова, а многозначные - как одно слово с перечислением значений. )

-Посмотрите внимательно на следующие пары слов, запишите их и определите, похожи ли эти слова друг на друга?

(крепкий) брак - брак (в работе)

Печь (существительное) - печь (глагол)

- Сходство данных слов указывает на то, что они являются омонимами, а их различие указывает на разновидность омонимии. Давайте остановимся на этом подробнее.

-Чем схожи и чем различаются слова в первой паре? (абсолютно одинаково произносятся, пишутся, изменяются по падежам, но различаются значением). Это полные (или функциональные омонимы). (Слайд 13)

-В чем особенность слов второй пары? (абсолютно одинаково пишутся, изменяются по падежам, но произносятся с разным ударением). Такие омонимы называют омографами (или графическими омонимами). (Слайд 13)

-Переходим к третьей группе омонимов, что здесь наблюдается? (произносятся одинаково, пишутся по-разному). Название этих омонимов связано со звуком - омофоны (или фонетические омонимы).

-В четвёртой группе в чем сходство и различие слов? (абсолютно одинаково произносятся и пишутся, но при изменении грамматических признаков, их формы не совпадают. Данные слова совпадают только в этой конкретной грамматической форме). Такие слова называются омоформы (или грамматические омонимы.) (Слайд 14)

-Таким образом, существует четыре вида омонимов. (Слайд 15,16)

IV.Закрепление изученного материала.

1.Задание:Соотнесите следующие пары слов с видами омонимии.

Вести - везти (омофоны), перевожу (переводить) - перевожу (перевозить) (офоформы), дорога - дорога (омографы), костный - косный (омофоны), лиса - леса (омофоны), нет стекла - жидкость стекла (омоформы), горн (кузнечный) - горн (духовой инструмент) (полные омонимы), стою - стою (омографы).

2.Самостоятельная работа (разноуровневые карточки, которые ребята выбирают самостоятельно).

Выпишите омонимы и определите их вид.

Нёс медведь, шагая к рынку,
На продажу мёду крынку.
Вдруг на мишку - вот напасть-
Осы вздумали напасть!
Мишка с армией осиной
Дрался вырванной осиной.
Мог ли в ярость он не впасть,
Если осы лезли в пасть,
Жалили куда попало,
Им за это и попало.

1.Это кто стрелой из лука
Прострелил головку лука?!
Я ни слова, как немой,
Словно выстрел был не мой.

Читайте также: