Грамота фотокомпозиции и съемки 8 класс изо презентация и конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель: развивать умения наблюдательности, терпения, внимания, полученные навыки и знания применять при создании собственных фоторабот.

– образовательные – ознакомить с историей фотографии, со спецификой выразительных средств художественной фотографии;
– развивающие – развивать интерес к предмету и профессиям, связанным с творческой самореализацией;
– воспитательные – воспитывать уважение к культурному и историческому наследию.

Оборудование:

· компьютер, презентация, фотоаппарат,

I. Организационный момент.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Водная беседа по материалам предыдущего урока.

В наше время все существует ради того, чтобы окончиться фотографией. Фотография мумифицирует время.
Анри Базен

– Фотография это очень интересный и актуальный вид искусства. Она может отображать как объективную реальность, так и видение мастера. Что человек увидит на фотографии, во многом зависит от фотографа. Все великие мастера мира оставляют в своих работах некоторую недосказанность. Это производит сильное впечатление на зрителя. Как сделать свои работы выдающимися – вопрос, который занимает начинающих и зрелых фотографов.

III. Формирование новых знаний.

– Фотография – это особый вид искусства, относительно новый, не имеющий многовековых традиций в творчестве. Фотография многое вобрала в себя из многовекового опыта развития изобразительного искусства. Само видение мира "в кадре" есть наследие живописи. Желание сохранить красоту быстротечной жизни создало удивительный вид искусства – фотографию.

История фотографии – это захватывающая история зарождения и воплощения в жизнь мечты о фиксации и длительном сохранении изображений окружающих нас явлений и предметов.

На сегодняшний день, фотографию по праву можно назвать одним из самых динамично развивающихся видов искусства.

– Выявлять объем, фактуру предметов в фотографии помогает свет. А какие источники света вы знаете? (Естественные и искусственные.)

а) Знакомство с видами естественного освещения.

– А какое освещение может быть в пейзаже? (Естественное.)

– В ясный день солнце можно сравнить с прожектором. Участки, куда солнце не проникает, остаются в тени. А те, куда солнце попадает беспрепятственно, очень сильно отражают свет, бликуют, слепят глаза. Характер освещения в пейзаже зависит и от положения солнца относительно фотографа. Если солнце находится над его головой и освещает предметы прямо, то оно называется фронтальным. Такое изображение – плоское, детали в нем выявляются слабо. Боковое освещение на фотографии получается, когда солнце светит сбоку. Появляются тени, которые становятся тем длиннее, чем ниже опускается солнце к горизонту.
– Что происходит с контрастом? (Увеличивается.)
– Что выявляется у предметов? (Объем, фактура, форма.)
– Самое эффектное и выразительное освещение возникает тогда, когда солнце находится спереди от фотографа. Называется оно контровое или контражур . (Просмотр фотографии с контровым освещением, демонстрация света на слепке головы человека)
– Что происходит с предметами на первом плане? (Четко выявляется форма) . Контровое освещение особенно благоприятно, если воздух наполнен дымкой или туманом. Воздушная среда помогает передать на снимке пространство, хорошо отделяет предметы и фигуры переднего плана от фона. Нередко природные (туман, дождь, дымка и др.) и световые эффекты становятся темой фотосъемки. Фотографу всегда следует присматриваться к тому, как интересны такие эффекты, как необычен в них световой рисунок, ведь в фотографии успех дела во многом решает наблюдательность и умение оценить успех увиденного. Здесь важно, чтобы выбранный эффект соответствовал содержанию снимка и был использован для раскрытия его содержания. Например, один из световых эффектов был использован фотохудожником Поляковой З.Ф. в работе “Вечерний полет” (Просмотр фотоработы.) Каковы ваши личные впечатления от этой фотоработы? О чем хотел рассказать нам автор? Почему выбрано такое название для его работы? Как построена ее композиция? Какие средства выразительности использованы? К какому жанру фотографии принадлежит работа? (Ответы детей.)
Нельзя забывать, что характер освещения сильно влияет на настроение снимка и его эмоционального восприятия. Снимая пейзажи, надо помнить об этих особенностях, и стремиться передать то настроение, которое остановило ваше внимание.

б) Знакомство с видами искусственного освещения.

– В отличие от естественного освещения в пейзаже, в искусственном освещении натюрморта роль солнца играет лампа. Направление ее лучей и высота меняются в зависимости от фактуры предмета. Здесь фотографу очень важно выяснить, при каком направлении и высоте света фактура предмета будет выявлена наилучшим образом. Лучшим для передачи предметов с матовой поверхностью является передне – диагональное освещение . Стеклянные, прозрачные предметы, лучше всего получаются при контровом (заднем) и заднее – диагональном освещении. А вот предметы с глянцевой поверхностью лучше всего фотографировать при фронтальном освещении. При съемке с лампой нужно помнить, что при освещении предмета одним источником, с другой стороны предмета образуются густые тени. На фотографии в этом месте образуются “провалы”. Чтобы их смягчить, применяют отражатели. Самый простой из них – лист белой бумаги, расположенной напротив источника света. Смягчить тени можно и освещая предмет рассеянным светом, т. е. направленным не на сам предмет, а в потолок или стены.

– Начинающему фотохудожнику нужно помнить следующие правила работы:

· Каждой фактуре – свой свет.

· В тени фактура не видна.

· Мягкий, рассеянный свет мало способствует выявлению фактуры.

· Чем дальше от предмета расположен источник света, тем меньше освещенность предмета.

· Чем острее угол падения лучей света, тем более выявленной будет фактура предмета.

· Подчеркнутое выявление фактуры может быть осуществлено боковым или контровым пучком света.

– Грамотно выполненные снимки натюрморта радуют зрителя своей выразительностью, поэтичностью изображения, мастерской передачей объемной формы фактуры, четкостью светового рисунка. А еще снимки этого жанра часто становятся своеобразной картиной человеческой жизни, живут, отраженные жизнью людей.

в) Формулирование вывода о значении света в фотографии.

– Какую роль играет свет в фотографии? Что может передать фотограф при помощи света? (Ответы детей.)

– Свет это изобразительный язык любой фотографии. Также как живописец работает красками, фотограф работает светом. С помощью света фотограф может передать объем и фактуру предметов, скрыть пространство или подчеркнуть его глубину, сконцентрировать внимание зрителя на чем-то важном, вызывая различные эмоциональные отклики. Отдельные аспекты фотографии как вида искусства проявляются в выборе цвета, художественного стиля, жанра, изобразительного языка и т. д. Цвет – один из важнейших компонентов современного фотоискусства. Он возник в фотографии под влиянием желания приблизить фотоизображение к реальным формам предметов. Цвет делает фотообраз внешне более достоверным. Этот фактор сначала вызвал потребность в раскраске кадров, а позднее дал толчок развитию цветной фотографии. Существенно здесь и влияние традиций живописи, в которой исторически нарастало смыслообразующее использование цвета. На опыте цветных снимков можно сформулировать правила использования цвета в фотографии. Первое из них – снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно передать то, что замыслено. Второе правило: символика цвета, света, игры тонов и оттенков, накопленная и аккумулированная предшествующей культурной тенденцией, опытом старших видов искусства – живописи, театра и более поздних смежных технических – кино и телевидения, может эффективно использоваться в фотографии. Третье правило: использование контраста цветового для создания контраста смыслового. Фотография еще не совсем освоила цвет. Ей предстоит полнее вобрать всю цветовую палитру мира. Цвет должен быть освоен фотографией эстетически, и стать средством не только изображения, но и концептуального осмысления реальности. Правильная расстановка цветовых акцентов, их сочетание, позволяет создавать отличные художественные фотографии. Цвета, находясь в гармоническом сочетании друг с другом, также должны быть согласованы с другими компонентами композиции: светом, пространством, движением. Цвет также обладает силой вызывать у зрителя различные реакции и психологические эмоции. Например, скажите, что вы чувствуете, глядя на фотографию, где преобладает синий цвет? Красный? Желтый? (Ответы детей) . Значит, о воздействии отдельных цветов на подсознание также следует помнить, снимая тот или иной сюжет.

– Таким образом, свет и цвет помогают обобщить образ, дать волю воображению и фантазии зрителя, правильная работа со светом и цветом позволяет создавать образы, потрясающие наши чувства и привлекающие внимание. Начинающему фотографу всегда следует помнить следующие правила:

1. Снимать в цвете лишь тогда, когда это имеет принципиальное значение, когда без цвета невозможно показать то, что замыслено.
2. Максимально эффективно использовать символику цвета.
3. Использовать контраст цветовой для контраста смыслового.

Предметная макросъемка.

Говоря о предметной съемке нужно уделить особое внимание макросъёмки. Необычайно интересными будут снимки с неодушевленными предметами, которых мы превращаем в живых и наделяем их чувствами. (История двух роботов, танцующих спичек, ожившие игрушки и.т.д.)

Для подобного вида съемок очень большую роль играют декорации, освещение и мелкие детали. Нужно продумать образ и «моделям и окружающему интерьеру, сделать фоны, выставить свет, все как на профессиональной фотосессии в студии.

Художник дает сумму авторских впечатлений и размышлений о природе. Он передает
свое отношение к изображаемому. Его картина – это обобщение многочисленных этюдов,
написанных в разных местах. Художник передает неповторимое видение и понимание
мира, осуществляет образно-живописное пересотворение реальности на холсте.
Фотограф передает быстротекущее состояние природы, фиксирует натуру как факт,
изобразительно дублирует натуру.

Художник находит красоту в том, мимо чего, не замечая проходит
безразличный и незаинтересованный человек.

Художественная ценность фотопейзажа возрастает тем больше,
чем лучше оператору удается сквозь информацию выразить в снимке
дух и неповторимость места.

РАКУРС – это видение какого-то объекта с определенной точки пространства.
Необычная перспектива, возникающая вследствие неодинакового удаления частей
снимаемого предмета от объектива при его направленности на предмет под углом.
Представьте себе любой предмет посреди комнаты, к примеру, пластиковый манекен, посмотрите
на него спереди, сбоку, сверху, в поле зрения попадут разные части модели – это видение и
называется ракурсом. Умение выбирать правильную позицию относительно предмета съемки,
пожалуй, одна из самых главных задач фотографа.

Изменение положения фотоаппарата только в горизонтальном направлении,
не меняя расстояния по отношению к предмету, не поднимая и не опуская фотоаппарат.
Если мы снимаем центральную плоскость объекта (фронтальная композиция),
то на снимке мы сможем увидеть только одну из плоскостей объекта (1). При этом мы
теряем объемность предмета, само изображение и пространство будет выглядеть
достаточно плоским, спокойным и статичным. При такой композиции все части кадра
являются равнозначными, сам снимок знакомит зрителя с общим видом объекта.
Поэтому фронтальная композиция не используется для создания динамических
сюжетов, а больше годится для съемки архитектурных сооружений.

Вокзал Чхатрапати Шиваджи, Мумбаи, Индия
Ее хорошо использовать для фотографирования зданий с симметричными
частями, тогда снимок приобретает еще больше статичности и строгости.

Боковая композиция
Отходя в сторону от центральной плоскости предмета, мы заметим, что начинает
появляться и увеличиваться вторая его плоскость. Что же в результате изменяется?
Предмет стал приобретать объем. При таких боковых точках съемки появляются
линии направленные к боковым точкам схода. Они уходят в глубину снимка.
Чем больше мы отдаляемся от центрального положения предмета, тем большую
пространственную глубину приобретает снимок. Взгляд зрителя непроизвольно
скользит по этим линиям к точке схода. (Если вы хотите выделить какой либо объект и
обратить на него внимание зрителя поместите его именно в эту точку). Этот ракурс
самый распространенный, он наиболее удачно передает объем и глубину пространства,
изображает событие в действии, увлекая за собой зрителя.

Ракурс киносъёмки — изображение объекта с различных точек зрения как
неподвижной, так и движущейся кинокамерой. Активный приём операторского
искусства, используемый для построения изобразительно-монтажной композиции
фильма.
Даёт возможность всесторонне показывать действие, событие, явление, а также
мимику, жесты и движения человека, создавать монтажные метафоры, как бы
совмещать точку съёмки оператора с точкой зрения персонажа и др.

НАПРАВЛЕНИЕ СЪЕМКИ
центральное
боковое
диагональное
Направление съемки бывает следующим: центральное,
диагональное, со смещением (боковое).

При изменении ракурса некоторые линии так же изменяются и сокращаются, так и
получается интересная перспектива. Это очень распространенный прием, когда
фотограф с помощью необычного ракурса для фотографии слегка ИСКАЖАЕТ
ОЧЕРТАНИЯ ОБЪЕКТОВ, но пользоваться таким приемом следует осторожно, он
может как усилить впечатление от объекта съемки, так и испортить его.
Также одним из важных показателей, которые характеризуют ракурс в фотографии,
является направление съемки: диагональное, центральное, со смещением (боковое).
При использовании ЦЕНТРАЛЬНОГО РАКУРСА строится фронтальная композиция
(на рисунке В), в которой совпадают ось снимка и оптическая ось объектива камеры.
В результате этого предмет съемки становится как бы плоским, снимок лишается
глубины.
При постепенном смещении камеры от центральной оси вправо или влево, мы получим
БОКОВОЙ РАКУРС, при котором объекты становятся более объемные
(на рисунке Б, Г, Д).
Смещение происходит до тех пор, пока фотографируемый объект не станет находиться по
диагонали от точки съемки. Такой ракурс называют ДИАГОНАЛЬНЫМ
(на рисунке А).
Подобную технику зачастую применяют в архитектурной съемке или при съемке
городских ландшафтов.
Поэкспериментировать с ней желательно каждому начинающему фотографу.

Различие между точкой съемки и ракурсом заключается в том, что при выборе точки
съемки геометрические очертания объекта не изменяется. Самым популярным принято
считать положение на уровне глаз, поскольку окружающая действительность, переданная
таким образом, является привычной и обыденной.

Если будем менять высоту съемки в фотографии, то изменится положение горизонта
в кадре, характер объекта на изображении, передача его объема, изменится фон,
попадающий в кадр.
Когда линия горизонта делит объект пополам, мы получаем нормальное
изображение, без каких либо особых характеристик. Если верхняя часть изображения
отличается по тону или цвету от нижней, то кадр теряет целостность и как бы
делится на две не связанные между собой части. Поэтому нужно внимательно
располагать линии в кадре, чтобы они были осознанной частью композиции.

Опустив точку съемки вниз, мы заметим, что опустился и горизонт. Линии схода тоже меняют
свой угол. Углы верхних граней становятся более острыми, нижних, наоборот - более тупыми.
Изменяется так же соотношение предметов переднего и заднего планов. Маленький предмет
переднего плана вырастает до размеров заднего. Например на фотографии сферический элемент
забора вырывается на снимке в небо и бросает вызов высотному зданию. Говорит ему: "Эй ты,
приятель, я больше тебя!" Все это диктуется психологией нашего зрительного восприятия. Шар
стал выше, масштабней, монументальней, а значит и значительнее небоскреба. Опуская или
поднимая камеру мы кроме того выбираем фон. Опустив камеру объект размещается на фоне
неба, что создает контраст. Объект хорошо различим и отделен от остального пространства.
Будьте с этим очень осторожны, иначе можно получить сильно искаженный объект. Такой ракурс
целесообразно использовать для того чтобы подчеркнуть движение в динамических снимках,
например танцах, или спортивных играх.

Ракурсы для фотографий
СЪЕМКА НА УРОВНЕ. Когда положение фотоаппарата находится на одном уровне с
объектом съемки. Такой ракурс считается нейтральным и естественным.
НИЖНИЙ РАКУРС. При таком ракурсе фотоаппарат располагается чуть ниже
субъекта/объекта фотосъемки. С помощью такого расположения камеры вы сможете
визуально приподнять субъект в кадре или же увеличить его размер и значимость. Но
при портретной съемке такой ракурс лучше не использовать, иначе вы получите весьма
комичное лицо с огромной шеей и подбородком.

К примеру, используя нижний ракурс в репортаже можно визуально усилить высоту прыжка
спортсмена. Применение нижнего ракурса позволяет продемонстрировать величие и
грандиозность снимаемого объекта, усилить значимость его размера и подчеркнуть
выразительность. При нижнем ракурсе предмет съемки как бы заваливается вперед или назад,
что придает снимку динамичность. Эффект динамичности и движения можно значительно усилить,
используя диагонально построенную композицию.

НА УРОВНЕ ЗЕМЛИ. В данном случае фотоаппарат находится практически на
земле. Для людей, конечно же, это редкая точка зрения, и потому фотография с таким
ракурсом переносит зрителя в совершенно иной мир. Такой ракурс идеален для тех
случаев, когда вам необходимо вдохнуть жизнь в неодушевленный предмет.

Положение камеры снизу-вверх, позволяет выигрышно фотографировать силуэты на
фоне заката, динамичные сцены, например, во время танца или прыжка, а также
архитектуру или природу.

ВЕРХНИЙ РАКУРС. Понятное дело, что при этом ракурсе ваша камера должна
находиться над объектом съемки. Конечно, значение объекта в кадре разительно
уменьшается, но зато герой снимка становится маленьким и забавным.
Съемка из верхнего ракурса изменяет реальные размеры объекта, как будто их придавливает к
поверхности. При помощи верхнего ракурса можно отобразить значительное пространство и
расположение в нем снимаемых объектов, а также подчеркнуть положение важного объекта в
общем пространстве композиции.
При съемке в студии верхний ракурс позволяет сделать оригинальные кадры, однако в этом случае
нужно помнить о возможности искажения привычных пропорций.

Главный объект - замок сфотографирован с нормальной точки, причем фронтально.
Казалось бы снимок должен получиться плоским и статичным, но это не так. Причиной
этому служит мостик на переднем плане.
Для моста эта же точка съемки оказывается верхней. Линии схода подчеркивают
глубину пространства и направляют зрителя к главному объекту.

Ракурсы для портретной съемки
Успех портретной фотографии в большей степени зависит от хорошего ракурса. И
потому для различных типов лица необходимо подбирать индивидуальные акценты.
ВЕРХНИЙ РАКУРС (когда камера располагается чуть выше уровня глаз модели)
делает больший акцент на лице, нежели на фигуре. Такая точка съемки идеальна при
фотографировании полных людей: на снимках они будут казаться стройнее. Однако
иллюзию стройности любят и модели обычного телосложения, так что данный ракурс
отлично подходит для любой ситуации.
Используя НИЖНИЙ РАКУРС (камера располагается ниже уровня глаз, а иногда и
подбородка) вы создаете визуальную иллюзию того, что человек на снимке гораздо
выше, чем в жизни. Это, безусловно, придает герою фотосессии значимости, но многим
моделям такой ракурс совсем не к лицу. Во-первых, из-за того, что при
фотографировании видны ноздри, а также их содержимое, и во-вторых, такой ракурс
дает и комический эффект, когда лицо модели кажется меньше по отношению ко всему
телу, да и фигура выглядит непропорциональной.
Снимая групповой портрет, располагайте камеру чуть ниже или на уровне глаз героев
съемки. Благодаря этому, вы сможете уберечь кадр от искажений, а пропорции
человеческих фигур останутся неизменны.
Для того чтобы удачно сфотографировать пару или одиночный портрет размещайте
камеру на уровне глаз портретируемых, или немножко выше.

Снимок делается с большого расстояния и охватывает значительное пространство и знакомит
нас с объектом в целом. Примерами общего плана могут быть фотографии общественных
мероприятий (праздники, митинги, парады, выступления знаменитостей, соревнования), пейзажи
(городские, сельские, морские…) Общий план создает общее представление об объекте, но
упускает и теряет детали. Он не может, к примеру, показать конкретного человека с его
настроением, характером, отношением к окружающему его миру.

Для этого как раз и нужен средний план. Он приближает нас к происходящему, показывает человека
во взаимодействии с окружающей его обстановкой. Здесь господствует жест, положение тела,
поза, характер, действия, состояния людей, эмоции в контексте их взаимоотношений.
Средний план часто используется для репортажных и фотографий определенного жанра.

Дальнейшее укрупнение изображения приводит нас к
крупному плану. Этот план часто используется при
портретной съемке. Дает возможность разместить
человека на всей плоскости снимка. Перед нами
предстает отдельный человек как личность со всеми
его характерными чертами, мимикой, характером,
чувствами внутренним эмоциональным состоянием. В
отличие от среднего плана крупный план охватывает
меньшее пространство и ограничивает показ
физического движения. Можно сказать, что внешняя
динамика, переходит во внутреннюю динамику кадра,
которая строится уже по иным законам. Это правильно
преданное состояние человека, его поза, поворот
головы, линейный, световой и тональный рисунок.
Пропадает необходимость в детальном показе
обстановки, она отходит на задний план вглубь кадра
или часто вообще исключается.
На портрете человек должен доминировать, он
является главным, а фон при необходимости его
дополняет. Так для того чтобы показать человека во
взаимосвязи с окружающей его обстановкой можно
применять несколько различных планов на одном
снимке. Человек изображается крупным планом, за
ним общий план - место действия.

Если мы хотим выделить какую-нибудь важную деталь, мы приближаем точку съемки еще ближе
и получаем сверхкрупный план. Фрагмент – разновидность сверхкрупного плана. Это часть
целого объекта, которая достаточно правдиво дает возможность воспринять объект в целом, при
этом лаконично и четко выражает мысль автора.

Еще существуют мнения, что диагональная линия, направленная слева направо снизу вверх
(см. схему 1) подчеркивает движение и делает снимок более динамичным.
Тогда как линия слева направо сверху вниз (см. схему 2) способствует выражению более
спокойных сюжетов. Это связывают с нашей сложившейся традицией читать слева направо.

Расположение линий и точек пересечения в правиле третей.
Различные части кадра воспринимаются зрителем по-разному, одни воздействуют более сильно,
другие - менее. В какой же области фотографии размещать наиболее важные объекты съемки?
В этом вопросе нам поможет разобраться правило третей.
Мысленно поделите кадр как в игре крестики-нолики. Линии и четыре точки, где они
пересекаются - это самые важные части изображения.
Внимание человека притягивается не в центр кадра, а именно на эти участки снимка.
Так что размещайте самые важные элементы изображения на этих линиях или точках, и ваши
фотографии будут гораздо эффектнее.

Я свободна.
Если объект съемки движется, то располагайте его в кадре таким образом, чтобы впереди
оставалось больше пространства, чем сзади. Это нужно для того, чтобы подчеркнуть в каком
направлении будет развиваться движение.

Если объект смотрит в определенном направлении, опять-таки в
сторону взора следует оставить больше пространства.

Хороший пес.
Если хотите показать внезапность движения или его резкую и неожиданную остановку, вы
можете нарушить это правило. Проведите границу кадра перед движущимся объектом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подробное поурочное планирование темы, структура урока. Виды деятельности, рефлексии и практических работ.

Урок 3. Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторского фотомастерства: умение видеть и выбирать.

Жалеевой Е.В.

Цель: Освоение элементарных азов съёмочного процесса: изучение фото- и видеокамеры, выбор режима съёмки.

Личностные результаты

Метапредметные результаты

  • Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Предметные результаты

Проверка домашнего задания

Актуализация:

Назовите жанры фотографий, которые вы не знали раньше?

Композиция в живописи Что такое композиция? Композиция в живописи — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, оставляется только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства. Все влияет на силу эмоционального воздействия картины. Размер картины зависит от ее содержания. Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить края холста, изменить его масштабность.

Композиция в живописи

  • Что такое композиция?
  • Композиция в живописи — это такое расположение элементов изображения на картинной плоскости, которое позволяет с наибольшей полнотой и силой выразить замысел. В любой картине художник стремится построить композицию, показав объект в наиболее выразительной форме. Все лишнее отбрасывается, оставляется только то, что необходимо, второстепенное подчиняется главному. Действуют все элементы композиционного построения, самые разнообразные изобразительные средства. Все влияет на силу эмоционального воздействия картины. Размер картины зависит от ее содержания.
  • Удачная композиция получается в том случае, когда у зрителя не возникает желания раздвинуть или уменьшить края холста, изменить его масштабность.

Композиция – что общего?

Повторение: формат и размер холста

Вытянутый вверх прямоугольный формат повышает монументальное впечатление от изображения.

Чрезмерно вытянутый по горизонтали прямоугольный холст сковывает и принижает изображаемый объект.

Точка зрения в композиции б а Где предметы натюрморта скомпонованы удачнее

Точка зрения в композиции

Где предметы натюрморта скомпонованы удачнее

Точка и угол зрения а б Какой пейзаж выглядит предпочтительнее на картинках

Точка и угол зрения

Какой пейзаж выглядит предпочтительнее на картинках

Композиционный центр В картине все должно быть подчинено выражению основной мысли, идеи. Цельность композиции зависит от подчиненности второстепенного главному, увязки всего изображения в единый организм произведения. Каждая деталь должна что-то добавлять для развития замысла. Второстепенное, малозначительное в композиции не должно бросаться в глаза, должен быть выделен основной объект.

Композиционный центр

  • В картине все должно быть подчинено выражению основной мысли, идеи. Цельность композиции зависит от подчиненности второстепенного главному, увязки всего изображения в единый организм произведения. Каждая деталь должна что-то добавлять для развития замысла. Второстепенное, малозначительное в композиции не должно бросаться в глаза, должен быть выделен основной объект.

Золотое сечение


Равновесие На каком рисунке На каком рисунке достигнуто равновесие?

На каком рисунке

На каком рисунке достигнуто равновесие?

композиционный контраст составляют огромная фигура Меншикова

и низкий потолок избы,

благодаря чему создается впечатление,

что неукротимой фигуре Меншикова в этой комнате тесно,

как в клетке. В картине контрастируют между собой и одежды

сестер: расшитая золотом шубка Александры и черное одеяние

Марии дают почувствовать различие их характеров.

Ритм в композиции В живописи ритм проявляется в повторении отдельных элементов изображения: в чередовании масштабных соотношений, в расположении световых и цветовых пятен, в динамике жестов, движений и т. д. Ритмичные построения осуществляются как на самой плоскости картины, так и в расположении объектов в пространстве. Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи. Ритм помогает зрителю акцентировать внимание на важных моментах и настраивает его на определенный лад, усиливает выразительность изображения.

Ритм в композиции

В живописи ритм проявляется в повторении отдельных элементов изображения:

в чередовании масштабных соотношений,

в расположении световых и цветовых пятен,

в динамике жестов, движений и т. д.

Ритмичные построения осуществляются как на самой плоскости картины, так и в расположении объектов в пространстве. Ритм всегда связан с содержанием картины и подчинен выражению идеи. Ритм помогает зрителю акцентировать внимание на важных моментах и настраивает его на определенный лад, усиливает выразительность изображения.

Роль цвета в композиции Восприятие цвета неразрывно связано с восприятием объекта изображения. Как гармония звуков в поэзии неотделима от смысла и содержания, так и эстетическое воздействие красок, их гармония и красота неотрывны от изображаемых вещей и их свойств. Колорит в живописи — это результат познания художником в действительности цветового богатства природы.

Роль цвета в композиции

  • Восприятие цвета неразрывно связано с восприятием объекта изображения.
  • Как гармония звуков в поэзии неотделима от смысла и содержания, так и эстетическое воздействие красок, их гармония и красота неотрывны от изображаемых вещей и их свойств.
  • Колорит в живописи — это результат познания художником в действительности цветового богатства природы.

Новый материал

  • Предлагаю ученикам найти в интернете 10 правил композиции в кадре и выписать их рядом с

требованиями к композиции в изобразительном искусстве.

Затем обобщаем информацию.

Требования к композиции в живописи и в фотографии формат и размер; точка и угол зрения; композиционный центр; золотое сечение; равновесие; контраст; ритм: цвет. к онтраст ; р азмещение ; р авновесие ; з олотое сечение ; д иагонали ; ф ормат ; т очка съемки ; н аправление ; ц ветовое пятно ; д вижение в кадре .

Требования к композиции в живописи и в фотографии

1. Контраст . В кадре должен быть контраст:

Более светлый предмет снимают на тёмном фоне, а тёмный на светлом.

Не фотографировать людей на жёлтом или коричневом фоне, цвет фото будет неестественным. Не снимайте людей на пёстром фоне, такой фон отвлекает внимание зрителя от модели.

2. Размещение . Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры .

2. Размещение . Важные элементы сюжета не должны быть хаотично размещены. Лучше, чтобы они образовывали простые геометрические фигуры .

3. Равновесие . Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

3. Равновесие . Объекты, расположенные в разных частях кадра, должны соответствовать друг другу по объему, размеру и тону.

4. Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

4. Золотое сечение было известно ещё в древнем Египте, его свойства изучали Евклид и Леонардо да Винчи. Самое простое описание золотого сечения: лучшая точка для расположения объекта съемки — примерно 1/3 от горизонтальной или вертикальной границы кадра. Расположение важных объектов в этих зрительных точках выглядит естественно и притягивает внимание зрителя.

5. Диагонали . Один из самых эффективных композиционных приемов — это диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему. Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

5. Диагонали . Один из самых эффективных композиционных приемов — это диагональная композиция. Суть её очень проста: основные объекты кадра мы располагаем по диагонали кадра. Например, от верхнего левого угла кадра к правому нижнему.

Этот приём хорош тем, что такая композиция непрерывно ведет взгляд зрителя через всю фотографию.

6. Формат . Если в кадре преобладают вертикальные объекты — снимайте вертикальные кадры. Если фотографируете пейзаж — снимайте горизонтальные кадры.

6. Формат .

Если в кадре преобладают вертикальные объекты — снимайте вертикальные кадры.

Если фотографируете пейзаж — снимайте горизонтальные кадры.

7. Точка съемки . Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка.

7. Точка съемки . Выбор точки съемки прямым образом влияет на эмоциональное восприятие снимка.

8. Направление . Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу. Всегда учитывайте этот момент.

8. Направление . Наш мозг привык читать слева направо, так же мы оцениваем и снимок. Поэтому смысловой центр лучше располагать в правой части кадра. Таким образом взгляд и объект съёмки как бы движутся навстречу друг другу. Всегда учитывайте этот момент.

9. Цветовое пятно . Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.

9. Цветовое пятно . Если в одной части кадра присутствует пятно цвета, то в другой должно быть что-то, что привлечет внимание зрителя. Это может быть другим цветовым пятном или, например, действием в кадре.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Документ Microsoft Office Word.docx

Тема урока: Основа операторского мастерства: умение видеть и выбирать.

Результаты освоения учащимися учебного материала

Предметные результаты:

понимать, что в основе искусства фотографии лежит дар видения мира, умение отбирать в потоке жизни и запечатлевать самое интересное и неповторимое;

овладевать элементарными основами грамоты фотосъёмки;

осознанно осуществлять выбор объекта и точки съёмки, ракурса и крупности плана как художественно-выразительных средств фотографии;

уметь применять в своей съёмочной практике приобретённые ранее (при изучении станковых видов искусства) знания и навыки композиции, чувства цвета, глубины пространства и т. д.;

видеть интересное в обычном, что можно считать главным качеством фотохудожника;

учиться художественно-творческим приёмам съёмки и обработки фотографий.

Личностные результаты:

формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающее социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира, наряду с первичными представлениями о художественной фотографии как виде современного искусства; формировать основы эстетического сознания через освоение наследия великих мастеров художественной фотографии;

воспитывать эстетические чувства, получать впечатления от восприятия предметов и явлений окружающего мира;

учиться дискутировать, аргументированно высказываться, вести диалоги по проблеме.

Метапредметные результаты:

понимать и принимать учебную задачу, сформулированную учителем;

самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы своей познавательной деятельности;

планировать свои действия на отдельных этапах урока (целеполагание, проблемная ситуация, работа с информацией и др.);

осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности самостоятельно и с помощью учителя; формировать и развивать компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции);

анализировать объекты и явления окружающего мира, выделять отличительные признаки.

Кто сегодня не умеет фотографировать? Казалось бы, чего проще: прикосновение пальца — и готово, есть картинка! Выводи её на экран компьютера или в крайнем случае получи готовые снимки из пункта фотопечати, ещё какие снимки: цветные, глянцевые, матовые.

А раньше для получения снимка требовалось навести фокус, определить выдержку, после съёмки проявить плёнку, и лишь потом после печати на фотобумаге возникал снимок. Зато какой захватывающий и почти волшебный это был процесс!

В тёмной комнате (чаще всего в ванной, потому что там была проточная вода) совершалось таинство проявки и печати снимков. Изображение на плёнке при помощи фотоувеличителя проецировалось на листок фотобумаги, который затем помещался в кювету с проявителем.

И при свете красной лампочки на ваших глазах на белизне фотобумаги чудесным образом начинали проступать, становясь всё чётче и ярче, лица друзей, сфотографированных вчера во дворе.

О, это завораживающее счастье собственноручного сотворения портрета, которого мы лишились, обретя непрестанно развивающуюся электронную технику!

Фотоаппарат в твоих руках ещё не делает тебя художником! Искусство начинается с умения отбирать среди главного самое существенное, самое характерное. Мастерство оператора — это прежде всего умение видеть интересное и необычное в, казалось бы, обыденном и обычном. Взгляд художника находит красоту в том, мимо чего, не замечая, проходит безразличный и незаинтересованный человек.

Существует азбука фотосъёмки, которая позволяет начать двигаться по пути овладения искусством фотографии. Грамота операторского мастерства даёт возможность осознанно выражать творческую мысль. Грамота включает в себя овладение элементарными технологическими навыками и художественно-выразительными средствами — это выбор объекта и точки съёмки, ракурс, план, кадрирование.

Снимая, ты должен понимать, что и как снимаешь. Возьмём для примера самый простой объект. Но какой? Выбор объекта и точки съёмки — это первое условие художественного творчества в фотографии. Отобрать из множества вещей одну — значит проявить свою художественную индивидуальность.

Один и тот же объект (например, окно) может выглядеть по-разному в зависимости от места съёмки. Удачна та точка съёмки, которая делает композиционно наиболее выразительной передачу облика натуры.

При фотографировании важен не только выбор место съемки но и ракурс , т. е. угол зрения, под которым воспринимается объект. От того сбоку, сверху или снизу мы смотрим на него, меняется и наше впечатление от него. Не менее значима и крупность изображения .

Из живописи в фотографию пришло понятие плана, обозначающ ие не только степень удалённости от объекта, но и крупность его изображения. На снимке объект может выглядеть крупно (крупный план) или гораздо меньше ( средний, или общий план).

Работа над выразительностью снимка не прекращается и после того, как он сделан. Обрабатывая его на компьютере или при печати, мы можем изменить его размеры и крупность, т.е. кадрировать. Убирая лишнее, ненужное, мы концентрируем внимание на главном, тем самым делая снимок образно более точным.

Неопытные фотографы снимают объект с оголённым, пустым первым планом. Однако, снимая его, например, через ветку или решётку на первом плане, мы сможем одновременно подчеркнуть пространственную глубину и зрительно сконцентрировать внимание на дальнем объекте (как бы поменять оптику его восприятия).

Фотографируя, вы, пусть и невольно, делаете выбор. И чем этот выбор сознательнее, тем больше вы проявляете свою творческую индивидуальность.

Пока вы снимаете бесцельно, ваш снимок не интересен, а зачастую просто бессмысленен. Но если вы вносите в съёмку художественное чутьё, ставите перед собой творческую задачу, ищете выразительную композицию, пытаетесь ухватить неповторимость мгновения, вы становитесь художником, а Фотография превращается в искусство.

По работам классика мировой фотографии А. Родченко мы видим, как от крупности плана, ракурса зависят выразительность и образность снимка.

Вообще с фотографией происходит странная штука. Это, наверное, один из немногих видов искусства, где нет народных героев. Подойди на улице к случайному прохожему и попроси назвать фамилии любимых фотографов. Скорее всего, вы не услышите вразумительного ответа. Музыкантов знают, актеров знают, художников знают, архитекторов скорее всего припомнят, поэтому и писателей – сколько угодно, а вот фотографов нет.

Не знаю, почему так вышло, но фотограф обычно всегда остается по ту сторону объектива. Вспомните, когда вы последний раз интересовались автором понравившегося снимка в журнале или интернете? А даже если захотите узнать автора, то будет это нелегко. Скорее всего в титрах вас ждем безликое название агентства, на которое работал фотограф.

Сегодня я хочу поговорить об Александре Родченко. Конечно, это больше чем фотограф. Родченко – гений советской пропаганды, он стоял у истоков русского авангарда, он задал новый стандарты дизайна и рекламы в СССР, он разломал все представления о фотографии, плакате, графике, которые были до него и задал новый курс. Родченко, наверное, самый известный отечественный фотограф, если не имя, то фотографии его знают все.

Лиля Брик. Снимок для рекламного плаката.

Узнали? Не говорите, что никогда не видели этот кадр. И десятки других кадров Родченко.

Стоит отметить, что как фотографу Родченко повезло больше, чем как художнику – первого быстрее признали. Довольно скоро молодой фотограф создал себе репутацию новатора, выполнив ряд коллажей и монтажей с использованием собственных фотографий и вырезок из журналов.

Родченко как фотограф много пробовал и экспериментировал.

Вопросы для самопроверки

Почему умение видеть интересное в обычном можно считать главным качеством фотохудожника?

В чём заключается творческое начало при выборе объекта и точки съёмки?

Какие вы знаете художественно-творческие приёмы съёмки и обработки фотографии?

Творческое задание

Фотосъёмка вещи, дерева, здания; проявление умения осознанно выбирать объект и точку съёмки, а также применять в композиции снимка разные художественно-съёмочные средства и приёмы (ракурс, крупность плана и др.) с последующим анализом их образной выразительности.

Читайте также: