Горький данко конспект урока

Обновлено: 16.05.2024

- Итак, сегодня я хочу вас пригласить в путешествие по романтическим произведениям .

ассоциации у вас возникают с этим словом ? (П римерные ответы учащихся:

оригинальный, интересный, связанный с романтикой, незабываемый,

- Начнем наше путешествие по романтическим произведениям. Я приглашаю вас

удивительно сказочно – Бессарабия. Это земли, где жили удивительно смелые, сильные,

красивые люди. И там когда - то молодой А.С. Пушкин написал замечательну ю поэму

- Красиво, правда, ребята? (предполагаемые ответы: да, очень) .

- Согласна, необыкновенно красивая земля… А в 1892- 1902 гг. в этих краях был молодой

- Ребята, скажите, пожалуйста, знаете ли вы, какой псевдоним у этого писателя? (Максим

- Это было для него прекрасное, но трудное время. Трудное - потому что брался за любую

работу, чтобы не умереть с голоду, не брезговал ничем. Прекрас ное – потому что

впитывал в себя все хорошие впечатления, что давала эта удивительная земля. Именно

- Ребята, посмотрите на них, что вы можете сказать о них? (Ответ: необычные, чудные,

–Странные - для нас, для их времени - нет. А я еще хочу сказать, что они еще и

романтические, все проникнуто романтикой. И сегодня мы с вами обратимся к одному из

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число - 14.02. и тему нашего урока « Легенда о

что - то таинственное, загадочное, романтическое, а потому что оно связано с таким

познакомимся с этим термином. Я знаю, что в вашей школе запрещено пользоваться

любыми видами гаджетов, но сегодня я допущу эт у вольность: доставайте свои

мобильные телефоны, поддерживающие интернет и найдите определения термина

мобильные устройства в целях изучения нового материала. (З ачитывают то , ч то нашли ,

как вы считаете, может ли быть отрицательный герой тож е исключительным? )

3.Повторение ранее изученных романтических произведений (3 МИН)

- Ребята, скажите, пожалу йста, а ранее вы уже знакомились с какими - нибудь

романтическими произведениями в 5, 6, 7 классах? Встречали в них исключительных

- Я пригласила в гости Маску . У кого маска - то т должен выразительно прочитать строки из

романтического произведения, остальные – угадать автора и название произведения. А

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 7 классе

Эпиграф к уроку:

Цели: 1) познакомить с понятием романтизм, романтический герой ; развивать навыки анализа текста;

2) развивать устную речь учащихся, тренировать внимание, память, логическое мышление; расширять словарный запас обучающихся;

3) через анализ легенды воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру.

Тип урока: урок изучения нового материала (урок изучения художественного произведения)

Оборудование: персональный компьютер, учебник, портрет писателя, карточки со словами, закрепленные на доске.

I . Организационный момент

- Здравствуйте. Садитесь.

II. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.

За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль”(в 1894 году) Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь.

Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему .)

2.Целеполагание

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Будем анализировать легенду о Данко, определим смысл жизни романтического героя, увидим исключительного героя в исключительных ситуациях).

3. Проверка домашнего задания

(Романтизм – художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)

- Что является его основными чертами ? (Отвечают, используя домашние записи )

Основные черты романтизма :

-Отклонение от канонов классицизма, вольное композиционное построение произведений.

-Основа произведения романтизма - конфликт между реальным миром и вымышленным, миром.

-Драматический сюжет-главный герой одинок и несчастен, стремление к идеалу приводит к трагедии сильной личности.

-Использование ярких, средств художественной выразительности, передающих человеческие страсти.

-Авторское отношение к действительности выражено через главного героя-бунтаря.

-Чувства на первом месте, отрицание рациональности, разумности на фоне природных явлений и народных традиций.

4. Аналитическая беседа.

- Вы уже прочитали произведение. Докажите, что оно является романтическим . ( Проводят анализ, используя записи в тетради)

5. Терминологическая работа (работа со словарем)

Объясните значение слов, записанных на доске.

- К чему мы обращаемся в случае, когда не знаем значения слова? (К словарям)

Подвиг - героический самоотверженный поступок.

Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный

Поступок - решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

Трусость - отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Самопожертвование - готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов других людей.)

Герой - это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью,

Героический - свойственный герою

совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.

Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода.

6. Определение жанровых особенностей произведения

( Легенда – один из самых значительных жанров письменности на протяжении всего европейского средневековья, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)

7.Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.

Составьте словесный портрет человека-легенды. (Смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг. )

8. Физминутка.

Активизируем органы (массажируем подушечки пальцев – каждый палец связан с определенным органом)

Мизинец – активизируем сердце.

Большой палец – легкие и печень.

Средний палец – систему кровообращения.

Указательный палец – зону пищеварительного тракта.

Безымянный палец – нервную систему.

Ладонь — в середине ее находится точка повышения активности. Рекомендуется надавливать большим пальцем в центр левой ладони - сердцебиение.

9. Постановка п роблемного вопроса

- Каким должен быть человек-герой, и как ему жить среди людей?

Этот вопрос поднимали многие писатели, над этим размышлял и М. Горький. Давайте поразмышляем и мы.

10. Анализ легенды о Данко, работа с текстом.

- Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл.)

- Где они жили сначала? (1 предл.)

- Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу? (3 предл.)

- Символом чего является лес? ( Страх )

- Почему у таких сильных людей родился страх? (От безысходности и смерти близких)

- Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?

- К чему привело бездействие? Что породило? (Трусость, страх)

- К какой мысли привели их трусость и бездействие? (Готовность к рабской жизни)

- И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте.

- Смотрите, как красиво сказано: красивые всегда смелые . О какой красоте идет речь? ( Внутренней, душевной ).

- Посмотрим на главного героя Данко. Исключительный герой. Проведите грамматический анализ имени Данко ( Дать, дань, данный ).

- На какую деталь обращает внимание в образе Данко М. Горький? ( Глаза пылают, сердце пылает через глаза).

- Какая есть замечательная пословица, отражающая это ? ( Глаза - зеркало души )

- Почему люди готовы идти за ним ? ( Поверили, хотят обрести свет ).

- За что же он должен был погибнуть? (За то, что им в дороге не было легко)

- Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

- В чем красота подвига Данко? ( Отдать жизнь за людей - вот величайшее счастье, доступное всем. Он принес себя в жертву, чтобы осветить путь людям и вывести их из тьмы и гибели к счастливой жизни)

- Как вы считаете, стоило ли Данко жертвовать собой ради таких людей ?

В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Прослушайте ее и сопоставьте с легендой о Данко . (Доклад ученика)

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.

В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?

( Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение ).

Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

III . Закрепление изученного материала

- Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

- Подвиг и самопожертвование – одно и то же?

- Данко - особенный человек?

- А какой человек способен совершить подвиг? (Человек с внутренним желанием помочь, способный пожертвовать собой)

- Чем может пожертвовать современный человек? (Деньги, время, условия)

IV . Подведение итогов урока

- Что мы делали сегодня на уроке ? (Сегодня мы говорили о легенде о Данко и ее главном герое).

- Какова же тема легенды? ( Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)

Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

Горький убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.

V . Рефлексия

- Итак, ребята, вам понравилось путешествие по романтическим произведениям Горького?

- Скажите, пожалуйста, цели, которые мы ставили в начале урока, достигнуты?

- Что нового на уроке вы сегодня узнали?

- О чем мы поговорили?

Помните: в жизни всегда есть место подвигам!

Если я гореть не буду

Если ты гореть не будешь

Если мы гореть не будем

Кто тогда разгонит тьму?

( Я читаю выразительно наизусть )

VI . Домашнее задание

Цели: 1) познакомить с понятием романтизм, романтический герой; развивать навыки анализа текста; 2) развивать устную речь учащихся, тренировать внимание, память, логическое мышление; расширять словарь; 3) через анализ легенды воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру.

Планируемые результаты: знание понятий романтизм, романтический герой, содержания легенды о Данко; владение элементами анализа текста.

Тип урока: урок изучения нового материала (урок изучения художественного произведения (по классификации Н.И.Кудряшева))

Оборудование: персональный компьютер, карточки с определениями понятий, учебник

I. Организационный момент

- Здравствуйте. Садитесь. (за экраном)

Положительная установка

- И вы, и я волнуемся. Послушайте, как стучат наши сердца. Давайте подарим их друг другу.

- Теперь мы успокоились. Можно начинать урок!

II. Коррекционно-развивающие упражнения

1. Развитие слухового восприятия (за экраном)

- Слушаем и повторяем:

2. Тренировка внимания, памяти

- Внимательно посмотрите на слова, постарайтесь их запомнить:

(Слова закрываются. Слово легенда убирается.)

- Давайте вспомним, что такое легенда?

(произведение, созданное народной фантазией, где сочетаются реальное (историческое событие или лицо) и фантастическое)

III. Знакомство с понятием романтизм, романтический герой

Горького заметили, оценили, в печати появились восторженные отклики о рассказе. Романтизмом окутано всё произведение.

- А что такое романтизм? Давайте познакомимся с новым понятием.

Романтизм – художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)

- Запишите в тетради:


- Следуя этому определению, скажите, кто такой романтический герой?

- Запишем определение в тетради:


IV. Работа по теме урока

1. Постановка проблемного вопроса

- Каким должен быть человек, и как ему жить среди людей?(вопрос открывается на доске)

- Этот вопрос поднимали многие писатели, над этим размышлял и М. Горький.



Целеполагание

- Как вы думаете, какова цель нашего урока?

(Будем анализировать легенду о Данко)

- Вы уже прочитали легенду.

- Попробуйте определить тему произведения.

(тема подвига, поступка, трусости, предательства)

(открываются таблички с определениями:

Подвиг - героический самоотверженный поступок.

Героический - свойственный герою

Герой - это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью,

совершает смелые, необычные по своей храбрости поступки.

Самоотверженный - жертвующий своими интересами ради общего блага, героический, благородный

Поступок - решительное активное действие в сложных обстоятельствах.

Трусость - отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.

Самопожертвование - готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов других людей.)

Комментарий

Работа над анализом легенды будет проходить по иллюстрированной презентации (слайды 5-18), с постепенным открытием вопросов.

- Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл.)

- Где они жили сначала? (1 предл.)

- Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу?(3 предл.)

- Сопоставьте характеристику племени и места обитания. Что этим хочет сказать автор? (противоречат, противопоставлены) (люди оказались в плену обстоятельств)

- Почему у таких сильных людей родился страх? (от безысходности и смерти близких)

- Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?

- К чему привело бездействие? Что породило? (трусость, страх)

- К какой мысли привели их трусость и бездействие? (готовность к рабской жизни)

-Можно ли жизнь человека, живущего в страхе, готового к рабству, ничего не делающего, назвать счастливой? Как об этом говорит М. Горький в тексте?

- А какая пословица существует в русском фольклоре?

(Под лежачий камень вода не течёт)

- И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте.

- За что же он должен был погибнуть? (за то, что им в дороге не было легко)

- Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?

- Почему же тогда в душе Данко зародилась тоска? (безверие убивает человека)

Физминутка (комплекс упражнений В.Ф.Базарного)

Чтение учителем фрагмента текста:

- Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее своё сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же, изумлённые, стали как камни.

- Для чего Данко вырвал из груди сердце? (чтобы доказать любовь и верность людям)

- Как люди отнеслись к смерти Данко?

- Напрасна ли смерть Данко?

- Можно ли назвать Данко героем?

- Какова идея легенды?

V. Закрепление изученного материала (слайд 19)

- Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?

- Подвиг и самопожертвование – одно и то же?

- Почему подвиг и трусость стоят рядом?

- Данко - особенный человек?

- А какой человек способен совершить подвиг? (человек с внутренним желанием помочь, способный пожертвовать собой)

- Чем может пожертвовать современный человек? (деньги, время, условия)

Составление синквейнов

(Возможный вариант синквейна:

Любит, спасает, погибает

Жертвует собой ради других.

VI. Подведение итогов урока

- Что мы делали сегодня на уроке?

- Сегодня мы говорили о главном герое легенды.

Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.

Горький убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.


- Цель нашего урока достигнута?

- Как вы сегодня работали на уроке? (Каждый оценивает свою работу на уроке)

Мне было интересно …

Домашнее задание

В своем творчестве Горький решал вопросы о том, каким быть человеку и как ему жить среди людей.

- Присутствуют ли эти вопросы в легенде о Данко? Если да, то как на них отвечают герои Горького.

- Для чего написана легенда о Данко?

- Как бы вы ответили на вопрос о том, каким должен быть человек и как ему жить среди людей?

2. с.91-100 - читать

- Давайте ещё раз послушаем наше сердце и частичку его тепла подарим нашим гостям – это и будет нашим маленьким подвигом.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

- разберём легенду о Данко.


В первой части старая цыганка рассказывает легенду о Ларре, во второй части говорит о своей жизни, в третьей – вновь рассказывает легенду, о Данко. Сегодня мы будем говорить только о Данко.

В самом начале Данко ничем не выделяется из прочих своих соплеменников.


Будучи изгнанными из родных мест, люди утратили свою силу, смелость, мужество.


Страх родился среди них, сковал им крепкие руки, ужас родили женщины плачем над трупами умерших от смрада и над судьбой скованных страхом живых.

— Не своротить камня с пути думою. Кто ничего не делает, с тем ничего не станется. Что мы тратим силы на думу да тоску? Вставайте, пойдём в лес и пройдём его сквозь, ведь имеет же он конец — все на свете имеет конец! Идёмте!

Данко смел и решителен. Он желает спасти своё племя. Юноша ещё молод, и молчал до сих пор, наверное, не желая говорить раньше старейших. Но старейшие растерялись, пали духом и, что самое страшное, согласились вернуться и отдать свой народ в рабство.

Этого гордая душа Данко принять не может. Он зовёт желающих идти вперёд – навстречу новой жизни, новой родине. И люди идут за ним, ведь его слова внушили им надежду на спасение.

В путь двинулись бодро, но был этот путь тяжёлым и долгим.


Чужой, жуткий лес, топкие болота, мрак и холод, гибель ослабевших – вот что сопровождало идущих. Воодушевление и бодрость сменились прежними страхом и усталостью:

Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, пали духом.

Кому охота признаваться в слабости? Вот и соплеменники Данко винят не себя, а отважного юношу:

Но им стыдно было сознаться в бессилии, и вот они в злобе и гневе обрушились на Данко, человека, который шёл впереди их. И стали они упрекать его в неумении управлять ими.

Ведь так легко свалить всю вину за неудачу на того, кто идёт впереди и ведёт остальных.

— Ты, — сказали они, — ничтожный и вредный человек для нас! Ты повёл нас и утомил, и за это ты погибнешь!

Но если обидно признать себя слабым, то во׳ сто крат обиднее слышать упрёки и сознавать их правоту. Этого-то простить уже никак нельзя.

— Ты умрёшь! Ты умрёшь! — ревели они.

Уже не люди, а стая хищников окружает Данко. И все они жаждут его крови:

Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства, и нельзя было ему ждать пощады от них.

А они подумали, что он рассвирепел, отчего так ярко и разгорелись очи, и они насторожились, как волки, ожидая, что он будет бороться с ними, и стали плотнее окружать его, чтобы легче им было схватить и убить Данко.

Всё видит и понимает отважный Данко, но даже и эта подлость соплеменников не может угасить его любви к ним. Все его мысли – о людях.

— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

Сердце своё отдаёт неблагодарным сородичам бесстрашный юноша.


Он вырывает его из своей груди и поднимает, как факел, над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещённый этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота.

Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце.

Данко умирает. Он счастлив тем, что вывел людей на волю из дикого леса.

Кинул взор вперёд себя на ширь степи гордый смельчак Данко, — кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо.

Не нужны ему были их благодарность или извинения. Он просто любил людей всем своим горячим сердцем, всей своей чистой душой. И даже если бы остался он жив, едва ли душа и сердце его изменились.

Красивая и печальная легенда. Легенда о человеке с гордым, добрым и отважным сердцем. Много раз неблагодарные соплеменники оскорбляют Данко, обвиняют его в своих трудностях. Выше своих обид благородный Данко, он думает о людях. Он хочет людям добра, хочет спасти их во что бы то ни стало.

Пускай ты умер. Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!

Читайте также: