Гидрография южной америки план конспект
Обновлено: 06.08.2024
Основные понятия
Амазонка, Мадейра, Парана, Ориноко, Анхель, арапаима, пиранья, Титикака, Игуасу, Парана, Риу-Негру
Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности к уроку обучающихся .
Сегодня у нас будет очень интересный урок, но не совсем обычный.
Мы с вами продолжим наше путешествие по Южной Америке. Для этого необязательно покупать туристическую путевку и лететь на материк, достаточно иметь под рукой море дополнительной литературы и, как вы уже убедились, компьютер, подключенный к Интернету
Приветствие учителя, готовность к уроку
2. Актуализация знаний
Пусть эпиграфом к нашему уроку будут слова К.Паустовского ( чтение эпиграфа: Познание и странствие неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний. К. Паустовский . ).
И мы отправимся с вами в странствие, и, конечно, будем познавать что-то новое.
Д ля того чтобы продолжить наше заочное путешествие нам необходимо вспомнить все то, что мы изучали по Южной Америке.
Устный индивидуальный опрос:
Отвечают на вопросы учителя.
2. Создание проблемной ситуации
Проблемный вопрос: Почему в Южной Америке мало крупных озер?
Учащиеся выдвигают варианты гипотез на поставленную проблему.
3. Целеполагания
Записывают тему в тетради
5. Физминутка (упражнение для глаз)
Вы уже знаете, что Южная Америка - влажный материк. Еще вы знаете, что на склонах Анд выпадает огромное количество осадков. Можно сделать вывод: множество рек начинается в горах и течет через всю равнину в Атлантический океан. Это действительно так.
Все эти реки сливаются в одну гигантскую реку – Амазонку.
Река Амазонка берет начало в Перу на склонах Анд, затем пересекает почти весь материк. Она несет огромное количество воды в океан. Амазонка даже в среднем течении имеет ширину более 5 км. В нижнем течении ее ширина около 80 км. Глубина реки достигает 300м. В Амазонку могут заходить океанские корабли. Река полноводна круглый год и выносит в океан столько воды, что Атлантический океан в ее устье опреснен. Морские животные привыкают жить в слабосоленой воде и заходят в Амазонку.
В реке можно встретить акул и крокодилов.
Во время сезона дождей Амазонка разливается так, что значительная часть низменности оказывается под водой. Эти разливы являются причиной сильной заболоченности, низменности и делают труднопроходимыми леса Амазонии.
Река Амазонка имеет притоки:
Мадейра, Шингу, Риу – Негру - это крупные реки длиной тысячи километров.
Две другие реки Парана и Ориноко, которые также находятся в Южной Америке, несравнимы с Амазонкой. Хотя это не маленькие речушки: Парана длиннее Волги, Ориноко имеет чуть меньшую длину. Обе реки известны своими притоками, на которых расположены водопады. На небольшом притоке Ориноко находится самый высокий водопад планеты – Анхель. Высота уступа, с которого падает вода, составляет 1054 м.
А на притоке Параны расположен самый широкий водопад мира. Река Игуасу образует почти 300 протоков, которые обрушиваются с высоты 72 м. Водопад называется – Игуасу.
Реки играют большую роль в жизни людей, населяющих Южную Америку. Большинство из рек судоходны. Есть реки с быстрым течением. На них построены гидроэлектростанции. Реки Южной Америки очень богаты рыбой.
Стоит отметить, что на поверхности Южной Америки мало замкнутых понижений, поэтому здесь мало больших озер. На границе Перу и Боливии в Андах расположено озеро Титикака. Это самое большое из высокогорных озер планеты. Расположенное на высоте 4 км над уровнем моря, оно имеет глубину более 300 м.
Самое большое Озеро Южной Америки, расположенное в Венесуэле, называется Маракайбо. Оно связано с Карибским морем длинным проливом и больше похоже на залив.
Кроме того, на территории Южной Америки распространены засоленные болота и солончаки.
Работа по карте.
Слушают учителя, отвечают на вопросы
6. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания .
Задаёт задание, контролирует выполнение заданий.
Выполнение заданий в рабочих тетрадях.
Работа с картой.
Найти на карте все опоминавшееся географические объекты.
Цель: 1.Показать особенности и своеобразие рек и озер Южной Америки. 2.Развивать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи в формировании внутренних вод материка.
Цель: 1.Показать особенности и своеобразие рек и озер Южной Америки.
2.Развивать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи в формировании внутренних вод материка.
3.Воспитывать у учащихся устойчивый интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: физическая карта Южной Америки, климатическая карта мира, учебник, атласы, контурные карты, схемы, живое слово учителя.
Номенклатура:
реки: Амазонка, Парана, Ориноко;
озера: Титикака, Маракайбо;
водопады: Анхель, Игуасу.
1.Организационный момент.
- Добрый день, ребята. Наш урок мне хотелось бы начать стихотворением
Улыбнись! Даже если на сердце темно
И мешают в дороге ошибки,
Посмотри, заглянул теплый день к нам в окно,
Разве это не стоит улыбки?
Давайте улыбнёмся началу нового дня и друг другу. А теперь присаживайтесь на свои места. Я надеюсь на вашу активную работу на уроке.
2.Актуализация знаний:
-Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
1.Перечислите в каких климатических поясах располагается Южная Америка?
(экваториальный, субэкваториальный, тропический, субтропический, умеренный).
2.В каком климатическом поясе Южной Америки зимой и летом +25 +27 С, а осадки выпадают круглый год? (экваториальный)
3. Какие морсие течения омывают материк со стороны Тихого и Атлантического океанов? Бразильское, Гвианское (теплое,со стороны атлантики и Фолклендское холодное) и Перуанское (холодное со стороны тихого океана)
4. Какой климат соответствует Андам. (климат высокогорий : низкая температура, разреженный воздух, ураганные ветры, снежные бури и частая перемена погоды).
5.В каком климатическом поясе Южной Америки самая низкая среднегодовая температура?(умеренный пояс)
6.Каких климатических поясов на материке 2? (субэкваториальный)
3. Изучение нового материала:
Если через океан
Плыть к другому берегу,
Попадешь на материк
А на том материке
Есть река глубокая,
Из известных в мире рек
"Как зовут тебя, река. " –
А в ответ, издалека –
Так, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о внутренних водах Южной Америки.
-Цель нашего урока: показать особенности и своеобразие рек и озер Южной Америки.
Откройте тетради, запишите тему урока.
1. Когда в 1500 году испанцы открыли побережье нынешней Бразилии, они наткнулись на чудо природы, повергшее смелых мореплавателей в панический страх. Таинственная земля низвергала в океан огромные массы клокочущей воды; со стороны казалось, что сам ад разверзнул во всю ширь свою пасть. Водовороты кишели стволами могучих деревьев, вырванных с корнем, а плавучие лесные островки, отторгнутые от суши, усиливали ужас от этого хаоса.
Суеверные испанцы крестились и испугано спрашивали у своих попутчиков – индейцев: - Что это?
- Бог, - отвечали туземцы, великий, грозный Бог!
-Чем объяснить исключительную полноводность реки?
Вы уже знаете, что Южная Америка - влажный материк. Еще вы знаете, что на склонах Анд выпадает огромное количество осадков. Можно сделать вывод: множество рек начинается в горах и течет через всю равнину в Атлантический океан. Это действительно так. Все эти реки сливаются в одну гигантскую реку – Амазонку.
Река Амазонка берет начало в Перу на склонах Анд, затем пересекает почти весь материк. Она несет огромное количество воды в океан. Амазонка даже в среднем течении имеет ширину более 5 км. В нижнем течении ее ширина около 80 км. Глубина реки достигает 300м. В Амазонку могут заходить океанские корабли. Река полноводна круглый год и выносит в океан столько воды, что Атлантический океан в ее устье опреснен. Морские животные привыкают жить в слабосоленой воде и заходят в Амазонку. В реке можно встретить акул и крокодилов.
Во время сезона дождей Амазонка разливается так, что значительная часть низменности оказывается под водой. Эти разливы являются причиной сильной заболоченности, низменности и делают труднопроходимыми леса Амазонии.
Река Амазонка имеет притоки: Мадейра, Шингу, Риу – Негру - это крупные реки длиной тысячи километров.
2.Ребята, давайте , мы дадим характеристику реки?
-В какой части материка протекает. (протекает по Амазонской низменности)
-Исток, устье. (слияние двух рек Мараньон и Укаяли) (атлантический океан)
-В каком направлении протекает. (течет с запада на восток, она не отходит далеко от экватора)
-Зависимость течения от рельефа.(течение медленное ,т.к.она находится на равнине)
-Источники питания.(Дожди, многочисленные притоки, около 500)
-Каков режим и зависимость от климата.(полноводна в течении года, т.к. расположена, в экваториальном поясе, где почти ежедневно идут дожди).
У полноводной в течение года Амазонки в мае-июне наблюдается, однако, самый высокий уровень воды. Она поднимается на 15 м., начинается наводнение, переходящее в потоп. Деревья на несколько метров утопают в воде.
3.Две другие реки Парана и Ориноко, которые также находятся в Южной Америке, несравнимы с Амазонкой. Хотя это не маленькие речушки: Парана длиннее Волги, Ориноко имеет чуть меньшую длину.
Обе реки известны своими притоками, на которых расположены водопады. На небольшом притоке Ориноко находится самый высокий водопад планеты – Анхель. Высота уступа, с которого падает вода, составляет 1054 м.
А на притоке Параны расположен самый широкий водопад мира. Река Игуасу образует почти 300 протоков, которые обрушиваются с высоты 72 м.
Водопад Анхель.
Назван так по имени его первооткрывателя – американского лётчика – Джимми Анхеля. Водопад был открыт в 1935 году.
Анхель расположен в одном из самых глухих и труднодоступных мест Земли. Подступы к нему перекрыты труднопроходимыми джунглями. Туземцы считают их запретными.
4.Реки играют большую роль в жизни людей, населяющих Южную Америку. Большинство из рек судоходны. Есть реки с быстрым течением. На них построены гидроэлектростанции. Реки Южной Америки очень богаты рыбой.
В реках бассейна Амазонки видится до 2000 видов рыб. На поверхности можно увидеть речных дельфинов – боту
и знаменитых рыб Амазонки – пираруку, выпрыгивающих из воды.
Это гигантские красные рыбы, которые могут достигать 5-метровой длины и весить до 90 кг. Средняя пираруку весит 25 – 30 кг.
Однако, самые известные и опасные рыбы Южной Америки – пираньи.
Мощные челюсти и острые зубы позволяют им, как бритвой, срезать кусок мяса. Индейцы Амазонки использовали их челюсти задолго до того, как европейцы привезли им ножницы.
Рыбы эти очень опасны, агрессивны и молниеносно двигаются.
Они всегда нападают стаей, привлечённые любым всплеском воды или почуяв кровь.
Но в реке есть обитатели, которые не боятся этих рыб. Это кайманы.
Учащиеся: Это вид крокодилов.
В этих же водах обитает самая большая змея в мире.
Как она называется?
Учащиеся: Это удав анаконда.
Стоит отметить, что на поверхности Южной Америки мало замкнутых понижений, поэтому здесь мало больших озер. На границе Перу и Боливии в Андах расположено озеро Титикака. Это самое большое из высокогорных озер планеты. Расположенное на высоте 4 км над уровнем моря, оно имеет глубину более 300 м.
Самое большое Озеро Южной Америки, расположенное в Венесуэле, называется Маракайбо. Оно связано с Карибским морем длинным проливом и больше похоже на залив.
Кроме того, на территории Южной Америки распространены засоленные болота и солончаки.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель: 1.Показать особенности и своеобразие рек и озер Южной Америки.
2.Развивать умения учащихся устанавливать причинно-следственные связи в формировании внутренних вод материка.
3.Воспитывать у учащихся устойчивый интерес к предмету.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: физическая карта Южной Америки, климатическая карта мира, учебник, атласы, контурные карты, схемы, живое слово учителя.
Номенклатура: реки: Амазонка, Парана, Ориноко;
озера: Титикака, Маракайбо;
водопады: Анхель, Игуасу.
Работа с контурной картой: подписать крупные реки и озера Южной Америки.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2.Проверка домашнего задания:
-Ребята, о чем мы говорили с вами на прошлом уроке?
-В каких климатических поясах находится материк? Какова роль Анд в формировании климата материка?
2. Объясните, какие факторы создают уникально увлажненный район Амазонской низменности?
4.Сравните роль Анд и Большего Водораздельного хребта в формировании климатических условий на материках.
5.Проблемное задание: как изменился бы климат материка, если бы Анды располагались не на западе, а на востоке Южной Америке?
3. Изучение нового материала:
Так, о чем мы сегодня будем говорить? Правильно, о внутренних водах Южной Америки.
-Цель нашего урока: показать особенности и своеобразие рек и озер Южной Америки.
Откройте тетради, запишите тему урока, в процессе урока мы будем составлять опорный конспект.
Когда в 1500 году испанцы открыли побережье нынешней Бразилии, они наткнулись на чудо природы, повергшее смелых мореплавателей в панический страх. Таинственная земля низвергала в океан огромные массы клокочущей воды; со стороны казалось, что сам ад разверзнул во всю ширь свою пасть. Водовороты кишели стволами могучих деревьев, вырванных с корнем, а плавучие лесные островки, отторгнутые от суши, усиливали ужас от этого хаоса.
Суеверные испанцы крестились и испугано спрашивали у своих попутчиков – индейцев:
- Бог, - отвечали туземцы, великий, грозный Бог!
А) И действительно, площадь бассейна реки примерно равна всей Австралии или США.
Б) По длине уступает лишь Нилу 6671 Км.
В) Амазонка = Конго + Миссисипи + Янцзы +Обь
Амазонка=25 Волгам или 12 Енисеям
В межень ширина реки в городе Манаусе около 5 км., а глубина 50м! На последнем 400км отрезке до впадения в океан ширина около 50 км., а глубина около 90 м.
В устье ширина доходит до 320 км.
-Чем объяснить исключительную полноводность реки?
2.Ребята, давайте вспомним, по какому плану мы даем характеристику реки?
-В какой части материка протекает.
-В каком направлении протекает.
-Зависимость течения от рельефа.
-Каков режим и зависимость от климата.
3.Давайте дадим характеристику Амазонки.
А почему Амазонка полноводна в течении всего года?
Какие реки Африки имеют сходный с ней водный режим?
У полноводной в течение года Амазонки в мае-июне наблюдается, однако, самый высокий уровень воды. Она поднимается на 15 м., начинается наводнение, переходящее в потоп. Деревья на несколько метров утопают в воде. Почему?
Что является причиной столь резкого подъема воды в реке?
4.Парана и Ориноко имеют, в отличие от Амазонки, ярко выраженную сезонность режима. Что является причиной этого?
Что общего в водном режиме Параны и Нила?
5.На реках, стекающих с Анд, Гвианского и Бразильского плоскогорий, много порогов и водопадов. Особенной известностью пользуется вдп. Игуасу, расположенный на одном из притоков Параны.
4.Закрепление.
-Покажите на карте крупнейшие речные системы Южной Америки.
-К бассейнам каких океанов они относятся?
-Какова роль рельефа в формировании речной системы
-Каковы основные источники питания рек?
5.Вывод: Сегодня мы узнали о крупных речных системах Южной Америки, выяснили особенности и их своеобразие. Нанесли реки, озера и водопады на к/к.
Цели урока: формирование знаний о внутренних водах Южной Америки; определение уровня усвоения учащимися основных понятий и терминов.
- формирование знаний о внутренних водах Южной Америки;
- определение уровня усвоения учащимися основных понятий и терминов;
- расширение кругозора учащихся, развитие коммуникативных способностей, умение логически излагать свои мысли, использовать навыки самостоятельной работы.
- определить исходный уровень знаний о реках;
- изучить новые понятия;
- составить характеристику речных систем материка;
- формировать умения выделять главные отличительные черты природного объекта;
- сформировать знания о крупнейших озёрах, водопадах Южной Америки, их особенностях и размещении;
- развивать память, навыки запоминать прочитанное.
Тип урока по дидактической цели - комбинированный урок.
Тип урока по характеру познавательной деятельности учащихся цели - непроблемный.
Оборудование: физическая карта полушарий, карта климатических поясов Южной Америки, атласы, учебники, картины объектов, проектор, компьютер.
Технологии: ИКТ технология, технология коллективного способа обучения, здоровьесбережения, развитие речи и увеличение словаря школьника.
2. Проверка домашнего задания.
3. Изучение нового материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Домашнее задание.
1. Организационный момент (1 мин.).
Приветствие, проверка готовности к уроку.
2. Проверка выполнения домашнего задания (5 мин.).
1. Краткое обсуждение пословиц народов мира о реках
Каждая река к морю течет.
Оттого море всеми реками завладело, что оно ниже рек.
Далеко разольется река, но русла не оставит (слайд 1).
Ответ: А — исток, Б — речная система, В — река, Г — озеро, Д — водораздел, Е — водопад, Ж — устье, 3 — бассейн, И — дельта, К — русло. (Слайд 2).
1. Место, где начинается река.
2. Место впадения реки в море, озеро, другую реку.
3. Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.
4. Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
5. Территория, с которой в данную реку стекают подземные и поверхностные воды.
6. Река со всеми притоками и притоками притоков.
7. Граница между бассейнами рек.
8. Поток реки, текущий в углублении.
9. Скопление воды в природном углублении на суше.
10. Падение реки с высокого уступа.
Учащиеся выполняют работу самостоятельно.
Определите уровень ваших знаний по следующим критериям ( слайд 3):
Проанализируйте ошибки
3. Изучение нового материала.
Пользуясь текстом учебника и используя физическую карту Южной Америки, подготовьте устные ответы на вопросы:
1. Какие крупные реки протекают на территории материка?
2. К бассейну какого океана они относятся?
3. Почему все крупные реки текут в Атлантический океан?
4. Как влияют на направление и характер течения рек особенности рельефа?
5. Какое влияние на режим рек оказывает климат?
6. Какое питание характерно для рек Южной Америки? (слайд 4).
Обсудите эти вопросы в классе.
Учащиеся работают в паре. (Время работы 5 мин.)
Оцените свои знания. Помните, что вы работаете на доверии.
Вспомните план характеристики реки.
Смотреть план на стр. 375, приложение в конце учебника. Сделать записи в таблице. (Время работы 10 мин.)
Сведения, полученные во время лекции, зафиксируйте в таблице (приложение 3, слайд 5).
Основной тип питания
Проверьте правильность заполнения таблицы (слайд 6).
Основной тип питания
7-62 км (вместе с Укаяли)
Полноводная весь год
Весной – с января по май
Прочитайте текст учебника. Запомните названия водопадов и определите их географическое положение. Выполните задание: вставьте в текст пропущенные слова. (приложение 4).
Физкультминутка – гимнастика для глаз: север-юг, запад-восток. Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считать до десяти (1 мин.).
На реках Южной Америки много водопадов. Водопад Игуасу
Подступы к водопаду перекрыты труднопроходимыми джунглями. Местные жители считают их запретными. Открыт он относительно недавно, в 1935 г., венесуэльским летчиком Хуаном Анхелем. (слайд 7).
Проверьте правильность выполнения задания (слайд 8):
Учащиеся используют дополнительный материал. (Время работы 5 мин.)
Используя текст учебника, внимательно прочитайте утверждения об озёрах Южной Америки (приложение 5).
1. На материке много крупных озёр
2. Маракайбо — самое крупное озеро на севере Южной Америки.
Озеро Титикака — самое крупное тектоническое озеро на материке.
Озеро Титикака — самое высокогорное озеро в мире.
Берега озера слабо изрезаны.
Озеро Титикака расположено в Андах.
Вода в озере Титикака солёная.
Максимальная глубина озера Титикака — 304 м.
Берега озера Титикака густо поросли тростником.
На берегах озера Маракайбо добывают нефть.
Озеро Титикака расположено на границе Перу и Бразилии на высоте 3812 м.
Оцените работу по следующей схеме:
Учащиеся работают индивидуально. Проводят взаимопроверку. (Время работы 4 мин.)
Закрепление изученного.
Разгадайте кроссворд по теме (приложение 6). Учащиеся закрывают тетради и учебники. Работают с карточками. (Время работы 5 мин.)
1. Самое большое высокогорное озеро мира.
2. Водопад на границе Бразилии и Аргентины.
3. Озеро на севере материка.
4. Река, имеющая самый большой речной бассейн в мире.
5. Правый приток Амазонки.
6. Самый высокий водопад.
1. Титикака. 2. Игуасу. 3. Маракайбо. 4. Амазонка. 5. Тапажос. 6. Анхель.
Оцените вашу работу по таким критериям (слайд 14):
Сформулируйте цель сегодняшнего урока. Достигли ли мы заданных целей? В какой степени? (слайд 16).
Оцените свою работу на уроке (приложение 7), (слайд 17). (Время работы 3 мин.)
5. Домашнее задание. Инструкция о его выполнения (1 мин.).
Параграф № 29, с.170-172.
Ответ: А — исток, Б — речная система, В — река, Г — озеро, Д — водораздел, Е — водопад, Ж — устье, 3 — бассейн, И — дельта, К — русло.
Последовательность диктовки
Место, где начинается река.
Место впадения реки в море, озеро, другую реку.
Углубление в речной долине, по которому река течёт постоянно.
Низменность перед впадением реки в море, на которой река делится на множество рукавов.
Территория, с которой в данную реку стекают подземные и поверхностные воды.
Река со всеми притоками и притоками притоков.
Граница между бассейнами рек.
Поток реки, текущий в углублении.
9. Скопление воды в природном углублении на суше.
10. Падение реки с высокого уступа.
Приложение 2
Амазонка-крупнейшая река мир. Её длина с главными притоками Мараньон и Укаяли 7062 км. У Амазонки 500 притоков, её ширина300км при встречи с Атлантическим океаном она на 150км углубляется в него пресным течением. Крупные притоки Мадейра, Риу-Негру, Тапажос. Площадь бассейна великой реки составляет более 7 миллионов километров. Река полноводная весь год. Основной тип питания – дождевое. В реке водится множество разнообразной рыбы , учёные считают , что их число больше ,чем в Тихом океане. Среди рыб наиболее известны хищные пираньи, электрические угри, акулы, пирарука. В Амазонке вода мутная и жёлтая.
Ориноко - четвёртая по площади бассейна река Южной Америки .Бассейн её занимает более 1 млн квадратных км .Истоки Ориноко были найдены лишь в 1951 году ,её длина 2740 км. На протяжении 400 км от устья Ориноко доступна для океанских судов. В климатическом отношении бассейн Ориноко делится на два сезона: дождливый (с апреля по октябрь) и сухой (с ноября по март). Дождливый сезон ежегодно сопровождается паводком, в нижнем течении уровень воды поднимается на 15 м, река разливается на 10-15 км. Крупные притоки - Карони , Куара, Апуре. На притоке, стекающего с Бразильского плоскогорья находится самый высокий водопад мира- Анхель высотой-1054 метра. Основной тип питания - дождевое.
Читайте также: