География 7 класс параграф 26 конспект

Обновлено: 06.07.2024

небольшой протяжённостью с запада на восток, значительным влиянием Индийского океана, господствующими юго-восточными пассатами, большей высотой над уровнем моря. Природные зоны сменяются и с севера на юг, и с запада на восток.

Современное население Южной Африки, кроме коренного, состоит из европейцев, главным образом африканеров (буров) и англичан, цветного населения, а также выходцев из Азии, составляющих незначительную часть. Основное население сосредоточено на юге материка в субтропической зоне, а также на востоке, где природные условия наиболее благоприятны для развития земледелия и пастбищного скотоводства.

2. Каковы особенности природы, населения, хозяйственной деятельности ЮАР?

ЮАР — одна из самых развитых стран Африканского континента. Страна обладает богатыми минеральными ресурсами, а также является самой экономически развитой на континенте и имеет относительно прочные мировые позиции Благодаря добыче алмазов и золота, экономика ЮАР процветает, а инфраструктура и сервис находятся на достаточно высоком уровне. На сегодняшний день Южно-Африканская Республика представляет собой один из наиболее многообещающих рынков среди всех стран третьего мира. ЮАР является одной из самых этнически разнообразных стран Африки, и имеет наибольшую долю белого, индийского и смешанного населения на континенте.

3. Какие стихийные явления случаются в Африке? С какими процессами и компонентами природы они связаны?

Экстремальные гидрометеорологические явления, такие, как наводнения и засухи, происходят в любом районе Африканского континента, в то время как геофизические явления, например землетрясения, регистрируются преимущественно в Северной Африке, вдоль горного Атласа, и в области Великих африканских разломов, для которой характерна также и вулканическая активность.

Краткая запись уроков и текстов - полезная и эффективная работа. К тому же, ее польза не одномоментная. Конспектирование - основа обучения и после школы, например, в ВУЗе, техникуме, колледже. А также - база для освоения трудовых и бизнес-навыков впоследствии. Многие педагоги предусматривают в своей практике конспекты по географии за 7 класс - на уроках и в качестве домашних заданий ученикам. Научившись конспектировать, ребята проще запомнят сложные географические названия, глубже усвоят материал, получат более высокие оценки по дисциплине. Записи пригодятся им и впоследствии, например, при подготовке к ВПР, зачетам, коллоквиумам, экзаменам.

Плюсы грамотного конспектирования уроков в школе

Преимущества, которыми обладают конспекты по географии 7 класс, очевидны:

  • наглядность информации, представление даже больших по объему текстов в кратком виде, где базовые тезисы, основные моменты сразу же видны и понятны;
  • сжатый формат, позволяющий усвоить даже сложный текст, систематизировать многообразие данных по предмету;
  • возможность быстро найти по готовым конспектам нужный ответ и воспользоваться им в условиях ограниченного времени. Это не только сократит сроки поиска данных, но и в разы повысит эффективность работы, улучшит ее результат.

Основные трудности при составлении конспектов уроков

При всех плюсах материалов-конспектов, у подростков имеется и множество вопросов по ним. В частности, главной проблемой является неумение правильно, грамотно составлять конспекты. Это вызвано:

  • проблемами в работе с большими текстами;
  • незнанием правил определения главной мысли параграфа, раздела или ее самостоятельного формулирования из прочитанного;
  • отсутствием навыков анализа и составления вывода по тем или иным данным, географическим сведениям.

Преодолев трудности, семиклассники уверенно достигнут своей цели. Они научатся грамотно читать справочные и научные информационные источники, анализировать их, выделять главную мысль, четко формулировать идеи, которые лягут в основу будущей краткой записи, пополнят словарный запас актуальными географическими терминами и понятиями. А с помощью составленных или готовых конспектов ребята, в том числе - выпускники, смогут уверенно подготовиться к проверкам и испытаниям, хорошо их пройти, получить полные знания и высокие баллы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План - конспект урока по географии в 7 классе.

Тема: Африка в мире

Учитель: Остапчук Ирина Владимировна.

Дата проведения урока 05.12.2019г

Мы приступаем к изучению континента Африка.

- сформировать знания учащихся о странах Африки, её населении, уровне его социально-экономического развития;

- формировать умения и навыки при работе с учебником и тематическими картами атласа;

- прививать интерес к изучаемому предмету. Расширить мировоззрение учащихся.

Планируемые результаты:

Предметные:

- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний об Африке: уровне её социально-экономического развития, населении и его занятиях; овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;

Метапредметные:

- формирование умений: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы; 3) работать с текстом и картами; 4) организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 5) работать индивидуально или в группе; 6) владеть устной речью;

Личностные:

- формирование познавательного интереса к изучению Африки и народов, её населяющих.

Средства обучения: тетрадь, учебник, атлас, физическая карта атласа.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Приветствует класс, определяет готовность рабочего места

1. Реки Африки

(Нил, Кагера, Голубой Нил, Белый Нил, Конго (Заир), Нигер, Оранжевая)

2. Озёра Африки

(Танганьика, Ньяса, Виктория, Чад)

Подготовка к работе на основном этапе

- Африка – самый жаркий материк, т.к. лежит по обе стороны от экватора, её пересекают Северный и Южный тропики;

- Африку пересекает не только экватор, но и нулевой меридиан;

- Африка богата полезными ископаемыми, такими как: алмазы, золото, платина, железные руды, бокситы, нефть и газ и др.

- но самое главное богатство континента – это … (её народ) - предположение темы урока

Целеполагание и мотивация

- Предлагает сформулировать цели урока, шаги по достижению этой цели

- ознакомиться с населением Африки

- уровнем их социально-экономического развития

- изучить занятость населения в хозяйстве страны

Изучение нового материала и первичное закрепление

1. Что знают об Африке в мире?

- Африка была долго изолирована от остального материка, только север Африки был известен европейцам

- страны Африки долгое время были колониями развитых европейских стран (Англии, Франции, Португалии, Бельгии и др.)

- Пустыни, непроходимые экваториальные леса, порожистые реки, малопродуктивные земли затрудняют освоение континента

- Африка обладает богатейшими природными ресурсами, но остаётся беднейшим регионом мира

2. Кто живёт в Африке?

- проживает 3 тыс. народов

- в странах северной Африки преобладают арабы, в стр. южной Африки – многочисленные народы (тутси, зулу, бушмеын, масаи, пигмеи и др.)

- для населения континента характерен низкий уровень жизни населения

- Африка – материк, на котором самая большая численность больных СПИДом

- 2/3 населения Африки живут в сельской местности

- высокая рождаемость, невысокая смертность влияют на быстрый рост населения

3. Чем заняты африканцы?

- добывают полезные ископаемые

- заняты в с/х (выращивают хлопчатник, чай, бананы, кофе, арахис). Сами питаются скоромно: сорго, просо, кукуруза, пшеница

Учитель природа любого материка разнообразна, как вы думаете, отчего будет она зависит? Значит с чего надо начинать изучать любой материк?

(с географического положения)

Как вы думаете, что мы должны сегодня узнать на уроке?

Мы в Африку с вами отправимся ныне,
Но кто объяснит это странное имя?
Откуда название “Африка” взято ?
Работа с учебником. Найдите ответ в своих учебниках

(от названия берберского племени афригии, которое жило в одном из районов на севере материка.)

Есть другое объяснение. Еще есть перевод довольно серьезный.

С латинского “Африка” – безморозный, а на древней карте Эратосфена – Ливия.

Частью какого материка являлась Африка в далеком прошлом? (Гондвана)

2. Изучение нового материала.

Нас ждет замечательный материк
А на пути возникают проблемы
Ну почему такова наша тема?
Мы же в Евразии братцы живем,
А Африку раньше других познаем.

Учитель : Первые сведения об Африке появились в IV веке до нашей эры в древней Греции. Тогда ее называли Ливией.

Учитель : Ребята, а что вы знаете об Африке?

S материка без островов 29,22 млн. кв. км.

S материка с островами 30,32 млн. кв. км.

длина береговой линии 30,5 тыс. км.

высота:средняя – 750 м. максимальная – 5895 м. – г. Килиманджаро

минимальная – 153 м., озеро Ассаль.

Известно, что этот материк самый жаркий, это второй по площади материк Земли.

Он является родиной кофе, название пошло от провинции Кафе. На этом материке протекают удивительные реки: одна считается по протяженности первой рекой в мире, а другая дважды пересекает экватор. Есть озеро, очертания и размеры которого постоянно меняются (Чад), а вода всегда пресная, хотя из него не вытекает ни одна река, другое – второе по величине из пресноводных озёр, на котором, как на море, существуют приливы и отливы. Это, с одной стороны, материк саванн и вечнозелёных лесов, с другой стороны, здесь расположена самая большая пустыня в мире, а вершины некоторых гор покрыты ледниками. На материке живут самые низкорослые представители человечества, рост которых 140-150 см.

Здесь можно увидеть красные и жёлтые земли, встретить животных и растения, которых нигде больше нет. Одно из удивительных явлений природы – водопад, вода которого низвергается мощным потоком шириной 1800 м с высоты 120 м. Природные ресурсы материка различны: золото, алмазы, платина, уран, медные и др. руды. Но большая часть населения живёт за чертой бедности в нищете, испытывая чувство голода. Их жилища – трущобы. Часть населения ведёт кочевой образ жизни. Здесь выращивают цитрусовые, инжир, виноград, но есть места – сплошные камни, а отдельные участки леса намеренно сжигают, чтобы расчистить новое место под пашню. Северное побережье этого материка – излюбленное место отдыха жителей многих стран. Вот такой он, материк, который нам с вами предстоит изучить.

Африка – второй по величине континент в мире. Африка находится во всех 4 полушариях.

2. Крайние точки – мыс Бен-Секка, мыс Игольный, мыс Рас-Хафун, мыс Альмади.

3. Африку от Евразии отделяет Гибралтарский пролив.

4. На западе омывается Атлантическим океаном, на востоке – Индийским.

5. Самый большой залив – Гвинейский.

6. Крупнейшие острова: Мадагаскар, Канарские, о. Зеленого Мыса

самый крупный полуостров Сомали.

7. Африка имеет слабоизрезанную береговую линию.

Применение знаний и умений

Контроль и самооценка знаний и способов действия

На карте покажите крупнейшие страны Африки

Как размещено население Африки?

Чем занято население Африки?

• Как различается природа Южной Африки при движении с востока на запад.

• Каковы особенности населения и его хозяйственной деятельности в ЮАР.

Вы научитесь:

• Объяснять особенности природы, населения и хозяйства стран региона.

• Сравнивать страны всего материка по географическому положению, природным богатствам, развитию хозяйства и существующим в них экологическим проблемам.

Вспомните:

• В каких климатических поясах расположена Южная Африка?

Обратитесь к электронному приложению

Страны Южной Африки. Южная Африка занимает узкую часть материка и с трёх сторон омывается океанами. В ней повторяется большинство природных комплексов Африки.

С помощью карт атласа назовите природные зоны Южной Африки.

Здесь находится один из крупнейших не только в Африке, но и в мире районов добычи рудных полезных ископаемых.

Южная Африка находится примерно в тех же широтах, что Судан и Северная Африка. Однако здесь нет пустыни, подобной Сахаре. В тропическом поясе не только выпадает больше осадков, чем в Сахаре, но и ниже температуры, хотя они всё равно остаются высокими. Чем это можно объяснить? Прежде всего географическим положением: небольшой протяжённостью с запада на восток, значительным влиянием Индийского океана, господствующими юго-восточными пассатами, большей высотой над уровнем моря. Природные зоны сменяются и с севера на юг, и с запада на восток.

Коренное население Южной Африки составляют народы банту, бушмены и готтентоты. Прежде они были многочисленны и жили на всей территории южной части материка. От смешения европейцев с африканцами образовалось так называемое цветное население, составляющее значительную по численности группу.


Рис. 79. Традиционное жилище коренных жителей Южной Африки

Современное население Южной Африки, кроме коренного, состоит из европейцев, главным образом африканеров (буров) и англичан, цветного населения, а также выходцев из Азии, составляющих незначительную часть. Основное население сосредоточено на юге материка в субтропической зоне, а также на востоке, где природные условия наиболее благоприятны для развития земледелия и пастбищного скотоводства. Полупустыня Калахари и пустыня Намиб заселены очень редко. Большинство населения стран Южной Африки живёт в сельской местности и занимается пастбищным скотоводством и земледелием.


Рис. 80. Коренное население Южной Африки

В Южной Африке к памятникам всемирного культурного наследия отнесён Великий Зимбабве — памятник культуры раннего железного века. До наших дней здесь сохранились рудники и множество каменных городищ.

Во второй половине XX в. в странах Южной Африки были открыты богатейшие залежи алмазов, золота, меди, урановых руд, никеля, добыча которых стала развиваться быстрыми темпами. Появилось производство цветных и других металлов. Значительно увеличился вывоз руды в другие страны. По добыче многих полезных ископаемых Южная Африка — ведущий регион в мире.

Южно-Африканская Республика (ЮАР). ЮАР — одна из крупных стран Африки, расположена на южной оконечности материка. Это единственная страна Африки, относящаяся к числу развитых стран. Столица ЮАР — город Претория.

Государственные языки — африкаанс и английский. Почти половина африканцев придерживается местных традиционных верований, большинство белых и цветных исповедуют христианство.

ЮАР — страна разнообразной природы и огромных природных богатств. Большую её часть занимает равнинное плато, которое к югу и востоку постепенно повышается, переходя в Капские и Драконовы горы. Рельеф страны напоминает гигантский амфитеатр. Лишь 1 /4 территории расположена ниже 500 м над уровнем моря.

Недра ЮАР исключительно богаты разнообразными полезными ископаемыми. Эту страну называют геологическим чудом. Объясняется это близким залеганием к поверхности земли древних кристаллических пород. Здесь находятся крупнейшие месторождения золота, урановых и хромитовых руд. С магматическими породами связаны богатейшие месторождения железных, марганцевых, оловянных руд, платины. Основное богатство страны — алмазы. Имеются значительные запасы каменного угля.

О каких природных условиях геологического прошлого свидетельствует их образование?

Климатические условия большей части страны благоприятны для жизни и хозяйственной деятельности человека. ЮАР располагается в субтропическом и тропическом климатических поясах. Встречая на своём пути горы, юго-восточные пассаты оставляют большую часть влаги на их наветренных (восточных и юго-восточных) склонах, где выпадает осадков до 1200 мм в год.

Объясните, какое значение для формирования климата имеет тёплое течение у восточных берегов и холодное — у западных берегов страны.

При движении к западу годовое количество осадков уменьшается. Западное побережье получает всего 30—50 мм осадков в год. Таким образом, большая западная часть ЮАР имеет тропический пустынный климат, а восточная — тропический влажный климат.

По рисунку 25 определите, в каких климатических областях расположен самый юг страны.

Крупнейшая река страны — Оранжевая — берёт начало в Драконовых горах и впадает в Атлантический океан. В верхнем течении она сравнительно полноводна и очень порожиста, в засушливых районах сильно мелеет.

ЮАР — страна саванн. Их характер меняется в зависимости от количества осадков. Саванны с пальмами и баобабами в наиболее влажных районах к северо-западу сменяются парковыми, а в Калахари — опустыненными саваннами. Здесь растут сухолюбивые деревья — алоэ, молочаи и др. На самом юге господствуют жестколистные вечнозелёные леса и кустарники. Лесные участки с ценными породами деревьев (железное, капский самшит и др.) сохранились на южном и восточном побережьях.

ЮАР имеет богатый животный мир. Во многих районах охота и рыболовство остаются главным занятием местного населения.

Большое внимание уделяется охране природы: созданы плантации деревьев, национальные парки — Калахари-Гемсбок, национальный парк Крюгера, где собраны почти все виды животных, встречающихся на материке, сохраняются также естественные природные комплексы.

Население ЮАР отличается сложным этническим составом.

В стране проживает около 50 млн человек, относящихся к трём основным расам. Самую большую часть населения ( 3 /4) составляют народы банту, говорящие на многих языках. Второе место по численности занимают в основном африканеры — потомки голландских переселенцев и англоафриканцы. На долю цветного населения и выходцев из Азии приходится около 1 /10.

Население в основном сосредоточено в южной и восточной частях страны, где природные условия наиболее благоприятны. В засушливых районах проживают главным образом африканцы. Пустыни Намиб и Калахари мало заселены. Основная часть белого населения (75%) живёт в городах.

На долю ЮАР, занимающей 5% площади материка, приходится значительная доля всей промышленной продукции. Страна занимает одно из первых мест в мире по добыче крупных алмазов, золота, платины, урановых и железных руд и др. В стране высоко развиты обрабатывающая промышленность, производство различных металлов, машиностроение, судостроение, химическая, текстильная, пищевая отрасли, производство электроэнергии и др.

Успешно развивается и сельское хозяйство. Здесь выращивают кукурузу, пшеницу, бобовые, сахарный тростник, цитрусовые, хлопчатник, чай и другие культуры. На возвышенных плато с хорошими пастбищами размещены фермы по разведению крупного рогатого скота, овец, коз и свиней.

Хорошо развиты в стране воздушный и морской транспорт. Среди морских портов наиболее важное значение имеют Дурбан, Порт-Элизабет, Кейптаун.

Мадагаскар. Республика Мадагаскар расположена на одноимённом острове в Индийском океане. Эту страну относят то к Южной, то к Восточной Африке.

Население Мадагаскара более 20 млн человек. Малагасийцы по языку и культуре более близки к народам Юго-Восточной Азии, однако имеют и черты коренных народов Восточной Африки. Большая часть населения занята в сельском хозяйстве. На Мадагаскаре возделывают рис, кофе, пряности (гвоздику, ваниль, перец). Столица — город Антананариву.

Читайте также: