География 5 класс реки артерии земли конспект

Обновлено: 06.07.2024

Автор: Шипка Виктория Владимировна

Организация: МБОУ Школа № 101

Населенный пункт: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону

Пояснение к уроку: Данный урок разработан в контексте модульной технологии личностно ориентированного образования, разработанной доктором педагогических наук, профессором, заслуженным учителем РФ Шоган В.В. Её краткая суть состоит в изучении учебных тем в структуре новых типов уроков (урок-образ, урок географического мышления, урок настроения, урок самостоятельного действия, урок актуализации). В данном случае представлен урок географического мышления, который развивается в условиях пяти последовательных микромодулей.

Урок состоит из 5 частей

Возврат к интриге

ЦЕЛИ:

Образовательные

Сформировать представление о реке, её частях, речной системе, речной долине, питании рек , режиме рек;

Раскрыть роль рек в жизни человека

Развивающие:

Активизировать процесс мышления у учащихся.

Развивать умение детей осмысленно воспринимать знания, толковать факты, давать им оценку, делать выводы, быстро и правильно формулировать ответы.

Формировать общественные (сотрудничество и соревнование) и индивидуальные (заинтересованность, вера в собственные возможности) мотивы.

Научить учащихся анализировать цели, процессы и результаты своей деятельности.

Побуждать к постоянному желанию оценки своих действий.

Развивать интеллектуальные способности.

Воспитательные:

Формировать у учащихся географическую культуру.

Содействовать формированию мировоззренческих понятий: целостность водной оболочки Земли, влияние внутренних вод на жизнь человека.

Воспитывать экологическое сознание.

Содействовать формированию в представлении учащихся целостной картины мира.

Осуществлять нравственное воспитание, коммуникабельность, творчество, эстетические нормы поведения.

Оборудование.

Физическая карта полушарий.

Физическая карта России

Атлас для 6 класса.

Контурные карты с карточками – заданиями

У каждого ученика листок с ручкой

Подготовительный этап

1) Класс разбивается на 3 группы, при формировании групп учитываются взаимоотношения учащихся, их совместимость, уровень знаний, организаторские способности капитанов команд.

2) Учитель сам назначает капитанов команд

1 . Интрига

Я очень люблю путешествовать.

Воспоминание

Первая часть – фронтальный опрос

Какова площадь мирового океана?

Какие бывают течения?

Каково значение течений для нашей планеты?

1 Очень добродушная,
Я мягкая, послушная,
Но когда я захочу,
Даже камень источу.

2. . Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна –
И горька и солона.

3. По морю идет, идет,
А до берега дойдет – тут и пропадет.

4. Плавающая ледяная гора.

5. В нее льется, из нее льется,
Сама по земле плетется

Течет, течет – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.

3 . Изучение нового материала

Зона отдыха и т.д.

Действенное закрепление

Задание каждой группе

Найти на карту реку __________

Название одного правого и одного левого притока

Показать эту реку на карте

5. Возврат к интриге

В завершение урока

Пусть на Земле не умирают реки,
Пусть стороной обходит их беда
Пусть чистой остается в них навеки
Студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины
Храните речку светлую мою!

Список использованной литературы и Интернет-источников

3. Учебник Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. География 5-6 класс, линия Полярная звезда, изд. Просвещение 2020 год

Нажмите, чтобы узнать подробности

• Дать знания об истоке, устье, о речной системе, бассейне и водоразделе реки.

• Умений и навыков работы с физической и контурной картами;

• Умений называть и показывать реки, определять их длину по карте, давать характеристику речной системе по плану.

• Продолжить формирования интереса у учащихся к изучению географии посредством нестандартной формы изложения материала учителем и получения знаний у учащихся;

• Побудить учащихся к бережному отношению к природе.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта Росси , мультимедиакомплекс

Тип урока: урок изучения нового материала.

1.Актуализация. Фронтальная беседа с классом.

Учитель. Вы знаете..

Вода – чудесный дар природы!

Она вокруг, куда ты не взгляни!

В снегу, в болотах, ледниках, озерах

И бьет ключом на дне Реки.

Вопросы к классу:

 на какой реке расположен наш населенный пункт (р.Ук)

 во все ли времена года наша река одинакова? (наша река непредсказуема, может очень быстро изменится уровень воды в реке в летний период.)

 какая крупная река протекает по территории Тюменской областит?(река ОбЪ)

 о каких реках вы слышали?

2. Изучение нового материала.

(Работа с картой и атласами. Учащиеся определяют, как изображаются реки на карте. Почему реки сравнивают с артериями?)

 самые крупные реки мира – Амазонка (самая длинная и полноводная), Нил, Миссисипи. В России – Лена, Обь, Енисей, Волга. (работа с атласом с.32, учащиеся находят эти реки на карте полушарий с.14-15)

Задание: определить реку по описанию по физической карте России в атласе с.16-17. «Эта река – главная артерия Западной Сибири. Она Образуется на Алтае при слиянии Бии и Катуни. (р. Объ)

 источники питания рек на примерах рек мира. Почти все реки имеют смешанное питание, но всегда один источник питания преобладает: дождевое (Амазонка, Конго), снеговое (Енисей), подземными водами (небольшие реки оазисов) ( работа с картой полушарий).

Вопросы к классу: Какое питание нашей реки УК (преимущественно снеговое питание).

 Задание: Найдите на карте Южной Америки самый высокий в мире водопад (5ºс.ш. 62º з.д.) . На какой реке он находится?

 Ученик у доски находит соответствия: характер течения реки.

 Роль рек в жизни человека. Беседа с учащимися о пользе рек, о заботе и охране рек. Как рекам можно помочь? Какие проблемы у нашей реки Ук? Какие природоохранные мероприятия ребята проводят?

Закрепление. Пользуясь текстом учебник, учащиеся под руководством учителя описывают реку Ук. Запись в тетрадь, работа с атласом.

1. Ук — река в России, правый приток Тобола, протекает в Заводоуковском районе Тюменской области

2. Ук течет с юга на север.

3. Исток - высота выше 117,9 м, впадает река в Северный Ледовитый океан.

4. Длина реки составляет 55 км.

5. В бассейне 24 водотока и 30 озер, основные притоки — Бегила и Падун

1.Место, где начинается река, называется ….(исток)

2.Выработанное рекой углубление на земной поверхности по которому она течет, называется… (русло)

3.Место впадения реки в море, озеро или другую реку называется…(Устье)

4.Граница, разделяющая речные бассейны, называется …(водораздел)

5.Територия, с которой стекают в данную реку поверхностные и подземные воды, называется …(водосборным бассейном этой реки).

Пусть на земле не умирают реки,

Пусть стороной обходит их беда.

Пусть чистой остается в них навеки

Студеная и чистая вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою.

Большие дяди, взрослые мужчины,

Храните речку светлую свою!

6. Домашнее задание.

 Изучить §30 прочитать и пересказать. Выучить географические определения.

 В к\к полушарий обозначить крупные реки. (Амазонка, Нил, Миссисипи, Лена, Объ, Енисей, Волга.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Сформировать представление о реке и ее частях, о крупнейших реках мира с использованием новых информационно-коммуникационных технологий;

Задачи: формировать представление о реках (части, состав, виды);

Оборудование: учебник.

1. Орг. момент. Психологический настрой.

Мы пришли сюда учиться

Не лениться, а трудиться,

Учитель: Сегодня на уроке мы совершим увлекательное путешествие в мир природы! И вам понадобятся внимание, наблюдательность и сообразительность..

2. Проверка готовности к уроку (Презентация)

3. Самоопределение темы урока. Целеполагание.

Ребята, скажите, какую оболочку Земли мы изучали на предыдущих уроках? (Гидросферу – водную оболочку). Давайте проверим, как вы усвоили эти темы.

Выполните задания. На это вам отводится 5 минут. (Приложение 2).

Ребята, давайте проверим, верно ли вы правились с заданием. Слайд №2.

Поставьте себе отметку в соответствии с критериями и перенесите ее в оценочный лист

Какие главные отличительные признаки у реки?

По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично)

Вы назвали разные признаки, давайте сформулируем определение: что же такое река? И расставим карточки по порядку. Работа с кластером.

Река – это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом.

Работа с учебником

Давайте рассмотрим, из каких частей состоит река. Рис.73 стр.109.

Исток – это начало реки, а устье – это место, куда река впадает. (Привести примеры. Исток – озеро, болото, родник, ледник в горах. Устье – море)

Слайд №8. Элементы реки.

Объясняет, что река имеет притоки.

Чтобы определить, какой приток у реки – правый или левый, необходимо встать лицом к устью, а спиной к истоку, тогда справа будет правый приток или берег, а слева – левый.

Наглядно это можно продемонстрировать на макете.

5. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала.

Работа по учебнику.

Рассмотреть рисунок в учебнике, ответить на вопросы.

Физминутка:

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Все этапы работы и результат показаны на слайдах презентации.

7. Самостоятельная творческая работа. (тренировочные упражнения)

8. Презентация работ. Показ и анализ готовых работ.

9. Итог урока.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов

Курс повышения квалификации

Педагогическая деятельность в контексте профессионального стандарта педагога и ФГОС

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 076 материалов в базе

Материал подходит для УМК

§ 33. Реки — артерии Земли. Часть 1

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 04.11.2021 102
  • DOCX 16.5 кбайт
  • 1 скачивание
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Карбышева Снежана Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

Время чтения: 2 минуты

В приграничных пунктах Брянской области на день приостановили занятия в школах

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Технологическая карта урока по географии на тему "Реки - артерии Земли" представляет собой разработку урока к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной для учащихся 6 класса. Урок сопровождается презентацией.

ВложениеРазмер
tehnologicheska_karta_uroka.docx 322.68 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Тема урока: Реки – артерии Земли

Тип урока: урок открытия нового знания

  • Сформировать представление о реке и ее частях, о крупнейших реках мира с использованием новых информационно-коммуникационных технологий;
  • Расширить знания о видах рек, их режиме и типах питания;
  • Научить обучающихся находить и показывать реки на карте;
  • Развивать познавательную активность, умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.
  • формировать представление о реках (части, состав, виды);
  • формировать умения работать с картой;
  • формировать навыки по поиску информации, ее обработке
  • развивать навыки работы с информационным материалом.
  • развивать аналитическое мышление, умение выявлять причинно-следственные связи;
  • развивать познавательный интерес и географическое мышление обучающихся;
  • воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов;
  • воспитывать бережное отношение к природе.

Научатся называть и показывать на карте крупные реки мира и России.

Получат возможность научиться определять устье, исток, притоки реки и речные системы

Познавательные: выделяют главные, существенные признаки понятий; работают с текстом учебника, анализируют информацию.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала и сохраняют учебную задачу

Коммуникативные : продолжают учиться работать в парах, обмениваться мнением, вести диалог, правильно выстраивать устный ответ идр.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу; выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно принимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

Методы и формы обучения:

Наглядный, частично-поисковый, практический, метод контроля;

Индивидуальный, фронтальный, работа в парах

Атлас и контурные карты 6 класс, раздаточный материал

Физическая карта мира

Компьютер, мультимедийный проектор, экран

Проверяет готовность класса к уроку, приветствует обучающихся:

Поприветствуйте друг друга улыбкой. Садитесь.

На столе у каждого лежат маршрутные листы (приложение 1), в них вы будете отмечать результаты своей работы на уроке. И в конце урока получите общую отметку за урок.

Готовятся к уроку, приветствуют учителя

2. Актуализация знаний.

Ребята, скажите, какую оболочку Земли мы изучали на предыдущих уроках? (Гидросферу – водную оболочку). Давайте проверим, как вы усвоили эти темы.

Выполните задания. На это вам отводится 5 минут. (Приложение 2).

Ребята, давайте проверим, верно ли вы правились с заданием. Слайд №2.

Поставьте себе отметку в соответствии с критериями и перенесите ее в оценочный лист

Отвечают на вопросы заданий тестового характера, проходят картографический практикум

Проверяют и выставляют отметку

Тестовые задания, работа с картой

3. Определение темы, целей и задач урока

Ребята, посмотрите на слайды (слайды № 3-6) и определите тему урока.

Учитель одобряет ответ, но уточняет.

-Ребята, посмотрите на карту и скажите, на что похожи реки?

- Верно, реки похожи на сосуды, поэтому их часто называют артериями Земли, а течет в них голубая кровь – вода.

Запишите тему урока в маршрутный лист.

А теперь попробуйте сформулировать свои задачи на урок, с чего вы начнёте? Что нужно знать для изучения новой темы?

Учитель обобщает ответы учащихся (слайд №7)
Итак, сегодня мы должны узнать :

- что такое река, ее части;

- что такое речная система;

- какие бывают реки;

- зачем реки нужны человеку.

- на паутину, на ветви, на кровеносные сосуды

Озвучивают задачи урока (узнать, что такое река; откуда в реке пополняется вода; где берет начало и куда впадает и др.)

4.Мотивация учебной деятельности

В мире насчитываются миллионы рек, больших и малых. Издавна люди селились у берегов рек? (Почему?)

В сказаниях на Руси реку Волгу называли матушкой, а Енисей – батюшкой.

5.Изучение нового материала

Какие главные отличительные признаки у реки?

По ходу высказывания детей, учитель прикрепляет на доску карточки (хаотично)

Вы назвали разные признаки, давайте сформулируем определение: что же такое река? И расставим карточки по порядку. Работа с кластером.

Река – это естественный водный поток, который течет в выработанном им углублении, называемом – руслом.

Работа с учебником

Давайте рассмотрим, из каких частей состоит река. Рис.73 стр.109.

Исток – это начало реки, а устье – это место, куда река впадает. (Привести примеры. Исток – озеро, болото, родник, ледник в горах. Устье – море)

Слайд №8. Элементы реки.

Объясняет, что река имеет притоки.

Чтобы определить, какой приток у реки – правый или левый, необходимо встать лицом к устью, а спиной к истоку, тогда справа будет правый приток или берег, а слева – левый.

Наглядно это можно продемонстрировать на макете.

Объяснение: река с притоками – это речная система, а площадь суши, с которой река собирает воду, называют речным бассейном.

Границами речных бассейнов служат водоразделы – линии на поверхности Земли, обычно идущие по возвышенностям или горам. (можно также показать на макете).

Работа с картой.

А теперь научимся показывать реки на карте.

Реку показывают в направлении от истока к устью.

Итак, кто попробует показать на карте Волгу, Енисей, Нил, Обь.

В начале урока мы сравнили реку с кровеносными сосудами человека. А чем еще похожа река на живой организм?

Она питается? Откуда же берется вода в реке?

Самая полноводная река – это Амазонка. Найдите на карте.

Самая длинная река – Нил, в Африке.

Один из обучающихся работает с кластером у доски, расставляя карточки по порядку

Читайте также: