Генерирование электрической энергии конспект

Обновлено: 08.07.2024

Электрическая энергия в настоящее время производится и используется преимущественно в виде энергии переменного тока. Это объясняется в первую очередь возможностью трансформировать переменный ток, т. е. преобразовывать в широких пределах напряжение и силу тока почти без потерь энергии. Такие преобразования необходимы во многих электро- и радиотехнических устройствах. Но особенно важна трансформация напряжения и силы тока при передаче электроэнергии на большие расстояния.

Постоянный ток, необходимый в промышленности (электрохимия), транспорте (электротяга), связи, в настоящее время получается путем выпрямления переменного тока.

Генерирование электрической энергии

Устройства, преобразующие энергию того или иного вида в электрическую, называются генераторами. К генераторам относятся гальванические элементы, электростатические машины, термобатареи*, солнечные батареи, магнитогидроди-намические генераторы и т. п. Исследуются возможности создания принципиально новых типов генераторов. Например, разработаны так называемые топливные элементы, в которых энергия, освобождающаяся в результате реакции водорода с кислородом, непосредственно превращается в электрическую.

Область применения каждого из перечисленных видов генераторов электроэнергии определяется их характеристиками. Так, электростатические машины создают высокую разность потенциалов, но не способны создать в цепи сколько-нибудь значительную силу тока. Гальванические элементы могут дать большой ток, но в течение не очень длительного промежутка времени.

Электромеханические индукционные генераторы переменного тока имеют сравнительно простое устройство, надежны в работе и могут обладать большой мощностью. В дальнейшем, говоря о генераторах, мы будем иметь в виду именно индукционные электромеханические генераторы.

* Термобатарея — несколько последовательно соединенных между собой термопар.


В данном видеоуроке мы рассмотрим основные способы генерирования электрической энергии. Познакомимся с устройствами различных типов генераторов. Узнаем что такое трансформатор, как он работает и где применяется.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Генерирование электрической энергии. Трансформаторы"

В данной теме речь пойдёт о способах генерирования электрической энергии. А также изучим устройство простейшего трансформатора.

Электромагнитная индукция – это явление заключается в том, что при всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника, в этом проводнике возникает электрический ток, существующий в течение всего процесса изменения магнитного потока. А полученный таким способом ток называется индукционным током.

Переменным называется ток, периодически изменяющийся со временем.

Для того чтобы в цепи существовал синусоидальный переменный ток, источник в этой цепи должен создавать переменное электрическое поле, изменяющееся синусоидально. На практике синусоидальная ЭДС создается генераторами переменного тока, работающими на электростанциях.

Генераторы — это электрические машины, преобразующие механическую энергию в электрическую.

К генераторам относятся гальванические элементы, электростатические машины, термобатареи, солнечные батареи и т.д.


В настоящее время также исследуются возможности создания принципиально новых типов генераторов. Так, например, разрабатываются и уже частично используются топливные элементы, в которых энергия, освобождающаяся в результате реакции водорода с кислородом, непосредственно превращается в электрическую.

Область применения различных генераторов различна и определяется их характеристиками. Так, например, электростатические машины создают высокую разность потенциалов, но они не способны создать в цепи сколько-нибудь значимую силу тока. Гальванические же элементы наоборот могут дать большой ток, но продолжительность их невелика.

В современной энергетике применяют индукционные генераторы переменного тока, в которых используется явление электромагнитной индукции. Такие генераторы позволяют получать большие токи при достаточно высоком напряжении.

В прошлой теме была рассмотрена простейшая модель такого генератора — рамка с током, вращающаяся в однородном магнитном поле вокруг своей оси.

В настоящее время имеется много различных типов индукционных генераторов. Но все они состоят из одних и тех же основных частей.

Ранее нами рассматривался пример получения индукционного тока в плоском контуре при его вращении в магнитном поле. На этом принципе и работает электромеханической генератор переменного тока. Неподвижная часть генератора, аналогичная магниту, называется статором, а вращающаяся, т. е. рамка, — ротором.


В мощных промышленных генераторах вместо постоянного магнита используется электромагнит.

Зазор между сердечниками статора и ротора делают как можно меньшим для увеличения потока вектора магнитной индукции.

В рассмотренной нами ранее модели генератора, вращается проволочная рамка, играющая роль ротора.

Разумеется, можно было бы поступить и наоборот, т.е. вращать магнит, а рамку оставить неподвижной. В больших промышленных генераторах приводится во вращение именно электромагнит.

Статор промышленного генератора представляет собой стальную станину цилиндрической формы (станина — это основная несущая часть машины, на которой монтируются различные рабочие узлы, механизмы и прочее). Во внутренней его части прорезаются пазы, в которые укладывается толстый медный провод. Именно в них и индуцируется переменный электрический ток при изменении пронизывающего их магнитного потока. Магнитное поле создается ротором. Он представляет собой электромагнит: на стальной сердечник сложной формы надета обмотка, по которой протекает постоянный электрический ток. Сила тока в обмотках электромагнита, создающего магнитное поле, значительно меньше силы тока, отдаваемого генератором во внешнюю цепь. Поэтому генерируемый ток удобнее снимать с неподвижных обмоток; а через скользящие контакты подводить сравнительно слабый ток к вращающемуся электромагниту. Ток к этой обмотке подводится через щетки и кольца от постороннего источника постоянного тока, называемого возбудителем.


На рисунке представлена полная схема генератора переменного тока. При вращении ротора какой-либо внешней механической силой, создаваемое им магнитное поле тоже вращается. При этом магнитный поток, пронизывающий витки обмотки статора, периодически меняется, в результате чего в них индуцируется переменный ток.

На тепловых электростанциях ротор генератора вращается с помощью паровой турбины, на гидроэлектростанциях — с помощью водяной турбины.


Обратите внимание, что ротор гидрогенератора имеет не одну, а несколько пар магнитных полюсов. Чем больше пар полюсов, тем больше частота переменного электрического тока, вырабатываемого генератором при данной скорости вращения ротора. Поскольку скорость вращения водяных турбин обычно невелика, то для создания тока стандартной частоты используют многополюсные роторы.

Таким образом, электрическую энергию производят на электростанциях. Но ее каким-то образом надо передать потребителям, часто находящимся очень далеко от станции. Для этого между станцией и потребителем строят линии электропередач.


Однако при передаче электроэнергии неизбежны потери, связанные с нагреванием проводов. Чем дальше от электростанции находится потребитель тока, тем больше энергии тратится на нагревание проводов и тем меньше доходит до потребителя.

Уменьшение потерь электроэнергии при ее передаче от электростанций к потребителям является важной народнохозяйственной задачей. Из закона Джоуля-Ленца следует, что уменьшить потери можно либо за счет уменьшения сопротивления проводов, либо уменьшения силы тока в них. Сопротивление проводов будет тем меньше, чем больше площадь их поперечного сечения и чем меньше удельное сопротивление металла, из которого они изготовлены. Провода делают из меди или алюминия, так как среди относительно недорогих металлов они обладают наименьшим удельным сопротивлением. Однако увеличивать же толщину проводов экономически невыгодно, т.к. это ведет к перерасходу дорогостоящего цветного металла, а также возникновению трудностей при закреплении проводов на столбах. Поэтому такой способ снижения потерь практически невозможен.


Поэтому существенного снижения потерь можно добиться только за счет уменьшения силы тока. Но приданной мощности уменьшение силы тока возможно лишь при увеличении напряжения. Без такого преобразования силы тока и напряжения передача электроэнергии на большие расстояния становится невыгодной из-за существенных потерь.

Так, электроэнергия Волжской ГЭС передается в Москву при напряжении 500 кВ, от Саяно-Шушенской ГЭС — при напряжении 750 кВ. Хотя на самих электростанциях генераторы вырабатывают электрическую энергию при напряжениях, не превышающих 20 кВ.

Решение этой важнейшей технической задачи стало возможным только после изобретения трансформатора — устройства, служащего для преобразования силы и напряжения переменного тока при неизменной частоте.

Первый трансформатор был изобретен в 1876 году русским ученым Павлом Николаевичем Яблочковым для питания изобретенных им электрических свечей — нового в то время источника света. А первый технический трансформатор впервые создал Иван Филиппович Усагин в 1882 г.

В основе работы трансформатора лежит явление электромагнитной индукции. Простейший трансформатор представляет собой две изолированные друг от друга катушки (их еще называют обмотками), намотанные на общий замкнутый сердечник. По одной из обмоток (первичной) пропускается преобразуемый переменный ток, а вторичная обмотка соединяется с потребителем.


Переменный ток в первичной обмотке создает в сердечнике переменный магнитный поток, который возбуждает ЭДС индукциив витках каждой обмотки. Сердечник из трансформаторной стали концентрирует магнитное поле так, что магнитный поток существует практически только внутри сердечника и одинаков во всех его сечениях.

Мгновенное значение ЭДС индукции во всех витках первичной или вторичной обмотки одинаково. Согласно закону Фарадея, оно будет определяться формулой

где Ф’ — производная потока магнитной индукции по времени.

Если первичная обмотка имеет N1 витков, а вторичная N2 витков, то в обмотках индуцируются (без учета потерь на рассеивание магнитного потока) соответственно e1 и e2, а их отношение будет равно


Т.е. возникающие в катушках ЭДС индукции (или самоиндукции) пропорциональны числу витков в них.

Обычно активное сопротивление обмоток трансформатора мало, и им можно пренебречь. В этом случае модуль напряжения на зажимах первичной обмотки примерно равен модулю суммарной ЭДС индукции.


При разомкнутой вторичной обмотке трансформатора ток в ней не идет, поэтому суммарная ЭДС индукции равна напряжению на зажимах вторичной обмотки.


Изменение мгновенных значений ЭДС происходит так, что они одновременно достигают максимума и одновременно проходят через ноль, т.е. изменяются синфазно. Поэтому их отношения можно заменить отношением действующих значений этих ЭДС или отношением действующих значений напряжений.


Отношение числа витков в первичной обмотке к числу витков во вторичной называют коэффициентом трансформации k.

В зависимости от того, какое значение принимает коэффициент трансформации, различают повышающий и понижающий трансформатор.

Его обычно определяют при холостом ходе трансформатора, т.е. при разомкнутой цепи вторичной обмотки.

Если коэффициент трансформации меньше единицы, то трансформатор называется повышающим, а если больше единицы — то понижающим.

При включении во вторичную цепь какой-либо нагрузки (это рабочий ход трансформатора) в ней начинает проходить ток нагрузки (он переменный и такой же частоты). Этот ток создает в сердечнике магнитный поток, направленный по правилу Ленца навстречу потоку первичной обмотки. В результате суммарный поток магнитной индукции в первичной катушке уменьшается, уменьшается и ЭДС, а, следовательно, сила тока будет увеличиваться. Это увеличение силы тока в первичной цепи приводит к увеличению магнитного потока, ЭДС индукции и силы тока во вторичной цепи. Но, как мы знаем, увеличение тока во вторичной цепи сопровождается увеличением тока самоиндукции и, следовательно, уменьшением магнитного потока который только что возрастал.


В конце концов, при постоянной нагрузке устанавливаются определенные магнитный поток, ЭДС индукции во вторичной цепи и ток в первичной цепи. Получается, что трансформатор сам, автоматически регулирует потребление энергии в зависимости от нагрузки во вторичной цепи.

При рабочем ходе трансформатора происходит непрерывная передача энергии из первичной цепи во вторичную.

Мощность, потребляемая в первичной цепи, будет определяться формулой


а выделяемая на нагрузке


Коэффициент полезного действия трансформатора будет определяться отношением выделяемой мощности на нагрузке к потребляемой мощности в первичной цепи.


Однако не вся энергия, вырабатываемая генератором, передается потребителю. При работе трансформатора имеются потери на нагревание обмоток трансформатора, на рассеивание магнитного потока в пространство, на вихревые токи Фуко в сердечнике и его перемагничивание.

Для уменьшения этих потерь принимаются следующие меры:

1) обмотка низкого напряжения делается большего сечения, так как по ней проходит ток большей силы;

2) сердечник делают замкнутым, что уменьшает рассеивание магнитного потока;

3) сердечник делают из изолированных пластин для уменьшения токов Фуко.

Благодаря этим мерам коэффициент полезного действия современных трансформаторов достигает 95—99%, а сдвиг фаз между колебаниями силы тока и напряжения близки к нулю.

Если иногда можно пренебречь потерями в трансформаторе, т.е. считать его коэффициент полезного действия равным 100%, то мощность, потребляемая в первичной цепи, будет равна мощности, выделяемой на нагрузке. Тогда отношение силы тока в первичной обмотке к силе тока во вторичной обмотке будет обратно пропорционально соответствующим напряжениям. А это значит, что увеличивая с помощью трансформатора напряжение, во столько же раз будем уменьшать силу тока и наоборот.


В настоящее время трансформаторы нашли широкое применение, как в технике, так и в быту. Например, для передачи электроэнергии на большие расстояния используются как повышающие, так и понижающие трансформаторы (об этом, кстати, мы более подробно будем говорить в одном из следующих уроков).При подзарядке сотового телефона имеющийся в зарядном устройстве трансформатор понижает напряжение, полученное из осветительной сети до 5.5 В, пригодного для телефона. В телевизоре имеется несколько трансформаторов (как понижающих, так и повышающих), поскольку для питания различных его узлов требуется напряжение от 1,5 В до 25 кВ и так далее.


Основные выводы:

– Генератор переменного тока – устройство, преобразующее механическую энергию в электрическую.

– В современной энергетике применяются индукционные генераторы, работа которых основана на явлении электромагнитной индукции, и позволяющие получить большие токи при достаточно высоком напряжении.

– Конструкций индукционных генераторов существует достаточное количество, однако, неизменными в каждом из них, остаются ротор — подвижная часть генератора, и статор — неподвижная часть генератора.

– Трансформатор – устройство, служащее для преобразования силы и напряжения переменного тока при неизменной частоте.

– Трансформатор характеризуется коэффициентом трансформации, т.е. отношением числа витков в первичной обмотке к числу витков во вторичной обмотке.

– В зависимости от значения этого коэффициента, различают повышающий и понижающий трансформаторы.

Генераторы, которые стоят на электростанциях, вырабатывают очень мощное ЭДС. На практике такое напряжения редко когда бывает нужно. Поэтому такое напряжение необходимо преобразовывать.

Для преобразования напряжения используются устройства, называются трансформаторами. Трансформаторы могут как и повысить напряжение, так и понизить его. Существуют также стабилизирующие трансформаторы, которые не повышают и не понижают напряжение.

Рассмотрим устройство трансформатора на следующем рисунке.



условное обозначение трансформатора:

Устройство и работа трансформатора

Трансформатор состоит из двух катушек с проволочными обмотками. Эти катушки надевают на стальной сердечник. Сердечник не является монолитным, а собирается из тонких пластин.

Одна из обмоток называется первичной. К этой обмотке подсоединяют переменное напряжение, которое идет от генератора, и которое нужно преобразовать. Другая обмотка называется вторичной. К ней подсоединяют нагрузку. Нагрузка это все приборы и устройства, которые потребляют энергию.

На следующем рисунке представлено условное обозначение трансформатора.

Работа трансформатора основана на явлении электромагнитной индукции. Когда через первичную обмотку проходит переменный ток, в сердечнике возникает переменный магнитный поток. А так как сердечник общий, магнитный поток индуцирует ток и в другой катушке.

В первичной обмотке трансформатора имеется N1 витков, её полная ЭДС индукции равняется e1 = N1e, где е – мгновенное значение ЭДС индукции во всех витках. е одинаково для всех витков обоих катушек.

Во вторичной обмотке имеется N2 витков. В ней индуцируется ЭДС e2 = N2 e.

Сопротивлением обмоток пренебрегаем. Следовательно, значения ЭДС индукции и напряжения будут приблизительно равны по модулю: |u1|≈|e1|.

При разомкнутой цепи вторичной обмотки в ней не идет ток, следовательно: |u2|=|e2|.

Мгновенные значения ЭДС e1, e2 колеблются в одной фазе. Их отношение можно заменить отношением значений действующих ЭДС: E1 и E2. А отношение мгновенных значений напряжения заменим действующими значениями напряжения. Получим:

К – коэффициент трансформации. При K>0 трансформатор повышает напряжение, при K

Это магнитный поток будет уменьшать изменение магнитного потока сердечника. Для нагруженного трансформатора будет справедлива следующая формула: U1/U2≈ I2/I1.

То есть при повышении напряжения в несколько раз, мы во столько же раз уменьшим силу тока.

Цель урока: изучение использования электроэнергии, начиная с процесса её генерирования.

Образовательная: продолжение развития УУД через изучение темы ; создать условия для формирования знаний учащихся о физических основах производства, передачи и использования электрической энергии; учащиеся должны знать основной способ производства электроэнергии, виды электростанций, принципы трансформации тока на пути от производителя к потребителю; учащиеся должны уметь объяснять схему передачи электроэнергии.

Развивающая: создать условия для знакомства с использованием трансформаторов в повседневной жизни человека; создать условия для развивития: коммуникативных, толерантных качеств учащихся, операции логического мышления (анализ, синтез, сравнение) при изучении данной темы. Показать связь науки с техникой. Развитие аналитических навыков (при выяснении расположения различных видов электростанций на территории России).

Воспитательная: создать условия для поддержания эмоциональной и доброжелательной атмосферы в классе во время урока; для воспитания бережного отношения к расходованию электроэнергии.

Оборудование : ПК, проектор, модели генератора и трансформатор , интернет, веб-камера.

2. Постановка учебной проблемы. Выяснение темы и целей урока .

Учитель: Практически вся жизнь человека в быту связана с электричеством. А что будет, если его не станет?

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?

А, действительно, как бы жила планета? Ведь было время, когда люди жили без света. Трудно жили.

За время существования нашей цивилизации много раз происходила смена традиционных источников энергии на новые, более совершенные. И не потому, что старый источник был исчерпан. Солнце светило и обогревало человека всегда: и тем не менее однажды люди приручили огонь, начали жечь древесину. Затем древесина уступила место каменному углю. Затем уголь уступил лидерство на энергетическом рынке нефти. Благодаря открытию явления электромагнитной индукции, стало возможным получение электроэнергии с помощью генераторов.

Как вы думаете, какой теме будет посвящен сегодняшний урок?

Электрическая энергия обладает неоспоримыми преимуществами перед всеми другими видами энергии. Ее можно передавать по проводам на огромные расстояния со сравнительно малыми потерями и удобно распределять между потребителями. Главное же в том, что эту энергию с помощью достаточно простых устройств легко превратить в любые другие формы: механическую, внутреннюю (нагревание тел), энергию света и т. д.

Переменный ток в отличие от постоянного имеет то преимущество, что напряжение и силу тока можно в очень широких пределах преобразовывать (трансформировать) почти без потерь энергии. Такие преобразования необходимы во многих электро- и радиотехнических устройствах. Но особенно необходима трансформация напряжения и тока при передаче электроэнергии на большие расстояния.

Какие цели поставим при изучении данной темы?

  1. Изучить физические основы производства, передачи и использования электрической энергии.
  2. Выяснить, какие существуют виды электростанций, принципы трансформации тока на пути от производителя к потребителю.
  3. Изучить и объяснить схему передачи электроэнергии.
  4. Будем развивать свои коммуникативные, толерантные качества, подключая операции логического мышления при изучении и передачи материала одноклассникам.

3. Усвоение и актуализация новых знаний

Учащиеся разбиваются на группы и выполняют поиск информации, исследования, опыты, результаты которых готовятся представить в виде: презентаций, кластеров, опытов.

  1. Производство и использование электрической энергии.
  1. Генерирование электрической энергии
  2. Роль электрической энергии в жизни современного общества
  3. Виды электростанций
  1. Передача энергии на расстоянии
  1. Потери энергии на ЛЭП
  2. Трансформаторы
  1. Экологический аспект производства тока

Чтобы больше не было проблем,

Чтобы экономить максимально,

Чтобы больше не было дилемм,

Можно же решить проблему гениально?

Карта задание для работы в группе

  • изучить физические основы производства электрической энергии;
  • разобрать основное устройство генерирующих устройств.

Работу выполнить в форме презентации используя офисное приложение Microsoft Power Point. Для выполнения работы использовать ресурсы Интернета.

Минимальное содержание работы:

  1. Титульный слайд
  • Название работы
  • Кто выполнял
  1. История открытия явления электромагнитной индукции (кратко)
  2. Генератор
  • Определение
  • Основное устройство генератора
  • Типы генераторов (переменный, постоянный ток)

Работу выполнить в форме презентации используя офисное приложение Microsoft Power Point. Для выполнения работы использовать ресурсы Интернета.

  • выяснить какую роль играет использование электрической энергии в жизни современного общества.

Минимальное содержание работы:

Работу выполнить в форме презентации используя офисное приложение Microsoft Power Point. Для выполнения работы использовать ресурсы Интернета.

  • выяснить, какие существуют виды электростанций, и технологические схемы их работы.

Минимальное содержание работы:

  1. Титульный слайд
  • Название работы
  • Кто выполнял
  1. Виды электростанций

2.1 Гидро электро станции (ГЭС)

  • Основное устройство
  • Рабочий цикл
  1. Тепловые электро станции
  • Основное устройство
  • Рабочий цикл (технологические схемы)

2.2 Атомные электростанции

Работу выполнить в форме презентации используя офисное приложение Microsoft Power Point. Подкрепить выступление демонстрацией с расчётом искомой величины. Для выполнения работы использовать ресурсы Интернета.

Цель работы: Изучить принцип трансформации электрического тока.

Минимальное содержание работы:

  1. Титульный слайд
  • Название работы
  • Кто выполнял
  1. Определение трансформатора
  2. Внешний вид трансформатора
  3. Графическое изображение трансформатора на электрической схеме
  4. Коэффициент трансформации
  5. Формула трансформатора
  1. Измерить напряжение на первичной обмотке и на вторичной.
  2. Определить коэффициент трансформации, разделив напряжение на вторичной обмотке на напряжение первичной обмотки.

Работу выполнить в форме составления кластера. Для выполнения работы использовать ресурсы Интернета.

Цель работы: Изучить и объяснить схему передачи электрической энергии потребителю.

Минимальное содержание работы:

  1. С чем связаны потери энергии на линиях электропередач (ЛЭП)
  2. Общая схема передачи электрической энергии от производителя к потребителю.

Работу выполнить в форме презентации используя офисное приложение Microsoft Power Point. Для выполнения работы использовать ресурсы Интернета.

Цель работы: Установить влияние промышленного производства электрической энергии на окружающую среду. Каким способом возможно уменьшение данного влияния на окружающую природу.

Минимальное содержание работы:

  1. Титульный слайд
  • Название работы
  • Кто выполнял
  1. Экологический аспект производства тока
  • Экологические угрозы от использования ГЭС
  • Экологические угрозы от использование ТЭС
  • Экологические угрозы от использования АЭС
  1. Альтернативные источники энергии
  • Солнечные
  • Ветровые
  1. Способы сбережения (экономии) электрической энергии.

4.Этап взаимного обучения полученными знаниями.

5. Рефлексия Тест.

Закончить свой урок я хочу опять словами А.Мицкевича:

Как наша прожила б планета,
Как люди жили бы на ней
Без теплоты, магнита, света
И электрических лучей?

8. Домашнее задание. глава 5

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Передача электрической энергии. Трансформаторы

Урок по теме "Передача электрической энергии. Трансформаторы".

Генерирование электрической энергии. Генератор переменного тока.

В презентации показаны различные традиционные способы получения электрической энергии, а так же альтернативные генераторы электрической энергии. Рассмотрено устройство и принцип действия генератора пе.


Презентация к уроку "Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор"

Презентация к уроку по физике "Получение и передача переменного электрического тока. Трансформатор" (9кл.).

Генераторы. Трансформаторы. Передача электрической энергии на расстояние.

Урок разработан в формате уровневых курсов по теме исследования: Оценивание своих действий для улучшения своего обучения.

Генерирование электрической энергии

К генераторам относятся гальванические элементы, электростатические машины, термобатареи, солнечные батареи.

Генерирование электрического тока. Трансформаторы

Способы генерирования электрической энергии, устройство простейшего трансформатора.

Генерирование электрической энергии. Трансформаторы. Производство и передача электроэнергии

В данной презентации рассматривается понятие генераторов, их виды, устройство и назначение трансформаторов.

Читайте также: