Где живут слова и как они находят место конспект урока 2 класс

Обновлено: 06.07.2024

Познакомиться с терминами историзмы, архаизмы, неологизмы, учиться находить слова в тексте.

Организовать деятельность учащихся по самостоятельному применению знаний о языковых явлениях в нестандартной ситуации. Актуализировать умения, сформированные при их изучении.

Применять лингвистические знания п ри работе с языковым материалом

Развивающие.

Содействовать развитию у школьников общеучебных умений (задавать вопросы, формулировать проблему, выдвигать гипотезу, доказывать, находить главное в теоретических сведениях, использовать по­лученные знания и умения в учебной деятельности).

Способствовать развитию познавательных и творческих способностей через разнообразные виды деятельности.

Воспитательные.

Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Воспитание навыков самостоятельной деятельности, навыков коллективного труда, коллективного содружества.

Этапы занятия

Ход занятия

1. Организационный момент

Эпиграфом нашего занятия будут слова древне римского поэта Горация.

Так же, как из году в год меняют леса свои листья – старые падают, ─ так же и слова ветшают и гибнут. Пусть! Но родятся и крепнут, как дети, на смену другие.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

2. Актуализация знаний. Работа со словарём. Поисковик.

- Кого называют учёным? (Человека, который много знает, что – то исследует, делает открытия.)

-В каком источнике можно найти эту информацию? (в толковом словаре)

Симпозиум (греч.) – научная конференция, совещание, по какому- то специальному вопросу.

-Главный вопрос нашей конференции – мир слов. Этим заведует лексика.

-Предлагаю вам, юным учёным, разделиться на три группы: Знайки, Умейки, Грамотейки.

Регулятивные (проблемная подача учебного материала).

3. Постановка учебной задачи

- Как вы думаете, что означают эти слова:

ИСТОРИЗМЫ АРХАИЗМЫ НЕОЛОГИЗМЫ

Какую цель мы поставим сегодня на занятии?

Цель нашего занятия – познакомиться с новыми словами историзмы, архаизмы, неологизмы и учиться находить их в тексте. Сегодня наш словарный запас должен пополниться.

- Итак, проверьте свои предположения с помощью толкового словаря. Задание на скорость и точность выполнения.

(Знайки смотрят- 1 слово, Умейки – 2 слово, Грамотейки – 3 слово.)

Познавательные, регулятивные (самостоятельное формулирование цели и задач, планирование, прогнозирование)

Цель: создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность.

4. Открытие нового знания

Рождение и старение слов. Появление в языке новых слов.

-Начинаем обсуждение вопросов: Как рождаются слова?

и как слова стареют?

─ Есть ли среди предложенных предметов такие, которыми мы сейчас пользуемся? (Изображенные предметы вышли из употребления).

-Где мы с ними можем встретиться?

─Употребляем ли мы сейчас слова, называющие эти предметы?

─Почему же мы не употребляем эти слова? (Слова служат названием предметов. Предметов, изображенных на рисунке, в нашей жизни нет. Следовательно, слова, их называющие, не употребляются).

Слова уходят из языка по разным причинам. Одни из них забываются, как только исчезает из жизни какое-то явление, предмет. Подобные устаревшие слова называют историзмами.

Другие слова забываются, если для называния того же предмета, признака, действия появляются новые слова. Подобные устаревшие слова (предмет остается, а слово устаревает) называют архаизмами.

У историзмов в современном русском языке нет синонимов, а у архаизмов есть; например, сейчас мы говорим глаз, а в древнерусском языке в этом значении употреблялось слово око.

Устаревшие слова, наиболее употребительные в художественных произведениях, помещаются в толковых словарях с пометой устар. (устарелое).

Существуют и специальные словари устаревших слов.

─ Где можно встретить устаревшие слова? (В художественных произведениях)

Некоторые устаревшие слова сохранились в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: беречь как зеницу ока, быть притчей во языцех, коломенская верста, косая сажень в плечах, как аршин проглотил, гроша медного не стоит и др. Встречаются такие слова в сказках, былинах, приданиях и других жанрах устного народного творчества.

Архаизмы могут быть использованы автором для придания повествованию приподнятости, торжественности. Такова их роль во многих стихотворениях А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова.

Русский язык постоянно изменяется. Уходят старые слова и понятия, а на смену им приходят новые слова – неологизмы.

Люди создают новое изделие, делают новое открытие и дают ему название. Так в языке появляется неологизм - новое слово, которое со временем становится привычным. Не так давно вошли в обиход плееры и компьютеры, джойстики и принтеры, а с ними и соответствующие слова для обозначения. Это языковые неологизмы. Возникают неологизмы и в языке писателей, которые всегда ищут новых, свежих слов для выражения существующих понятий. Такие неологизмы называют авторскими.

Задания для групп. Повторим правила работы в группе.

1) Возьмите конверт №1. Читаем задания и выполняем их.

1 группа. Слова: гимназия, писало, промокашка, лицей, перо, учитель распределите на две группы: старые слова, которые сейчас не употребляются; слова, которые используются в языке сегодня.

2 группа. Найдите среди данных слов неологизмы и архаизмы, выпишите в два столбика: продлёнка, презентация, уста, менеджер, око, браузер, лавочник.

3 группа. Найдите архаизм в тексте:

И царица налетела
На Чернавку: “Как ты смела
Обмануть меня? И в чем?”
Та призналася во всем:
Так и так. Царица злая,
Ей рогаткой угрожая,
Положила иль не жить,
Иль царевну погубить.

- Что за рогатка? Найдите в словаре слово. (В старину ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключенным, колодникам).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Родная страна.

Цели: - познакомить с целями и задачами раздела;

- расширить представление о родной стране;

- воспитывать любовь к родному краю.

Планируемые результаты:

- учащиеся осознают себя жителями планеты Земля;

- научатся приводить примеры народов России;

- научатся различать государственные символы России;

- научатся анализировать информацию, представленную в учебнике;

- научатся делать выводы из изученного материала.

Оборудование: - глобус;

- физическая карта России;

- картинки с изображением родной природы и представите-

лей разных народов России;

- школьные словарики, энциклопедии, памятки;

- индивидуальные конверты со знаками оценки своих дости-

Организация класса.

Актуализация опорных знаний.

Вспомним правила обращения с книгой:

Сами вещи не растут.

Вещи сделать – нужен труд.

Карандаш, тетрадь, перо,

Парты, доски, стол, окно,

Книжку, сумку береги,

Не ломай, не мни, не рви.

Памятка. Правила обращения с книгой:

Книгу содержи в чистоте, на страничках не рисуй карандашом.

Не перегибай книгу.

Лист переворачивай за верхний угол.

Не вырывай листы из книги.

Обязательно пользуйся закладкой.

3. Самоопределение к деятельности.

- Прочитайте на с.3 название первого раздела. (Где мы живём?)Чему мы будем учиться, изучая этот раздел? (На доске картинки с изображением родной природы и представителями разныз народов России). Посмотрите на картинки и предположите, о чём пойдёт речь на уроке (О нашей Родине).Прочитайте тему урока на с.4 (Родная страна).С учебной задачей урока нас вновь знакомит Муравьишка. Прочитайте её.

4. Работа по теме урока.

- Ребята, а что вы уже можете рассказать о нашей стране? (Ответы детей) Наша страна отличается от других государств:

- языком, на котором разговаривает народ;

Россия – самая большая по площади страна в мире. Её площадь составляет 17, 1 млн. кВ. км. Находится она на материке Евразия. Имеет морские и сухопутные границы, граничит с 14 соседями, омывается 13 морями. Для сравнения приведу примеры: на нашей территории могут поместиться два таких материка, как Австралия, и пять таких стран, как Индия. (Слайд 1)

2. Работа по учебнику:

- Узнаем полное имя нашей страны. Прочитайте текст после вопросов на с.4. Назовите полное имя нашей страны. (Российская Федерация) Что означает слова ФЕДЕРАЦИЯ? Вы узнали, что федерация – это объединение, союз. (Слайд 2)

3. Выполнение заданий в рабочей тетради с.1

Был, говорят, где – то случай такой.

Ехали люди с работы домой.

Только доехали, вдруг чудеса:

Все позабыли свои адреса.

Ищут, волнуются, смотрят кругом:

Всё перепуталось, всё заблудилось!

Я рассказала про это нарочно,

Чтобы проверить, знаешь ли точно,

Где ты живёшь. Где построен твой дом?

И хорошо ли ты с домом знаком?

- Представьте, что вы встретились с инопланетянином, и он попросил написать ему ваш адрес. Пишите адрес красиво, чтобы инопланетянин мог полюбоваться вашим почерком. (Дети записывают свои адреса)

На карте мира не найдёшь

Тот дом, в котором ты живёшь,

И даже улицы родной

Мы не найдём на карте той.

Но мы всегда на ней найдём

Свою страну – наш общий дом.

4. Беседа о гербе и флаге РФ. (Слайд 3)

- Как выглядит наш флаг?

Белый цвет – берёзка.

Синий – неба цвет.

Красная полоска – солнечный рассвет.

- Как выглядит герб России?

У России величавой

На гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Золотой двуглавый орёл изображён на щите красного цвета. Правой лапой он сжимает скипетр. В его левой лапе – держава. Над головой орла мы видим короны. Скипетр – это жезл, украшенный затейливой резьбой, золотом и драгоценными камнями. Держава представляет собой золотой шар с крестом наверху. В давние времена корона, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей Родины и символизируют единство Российской Федерации и независимость её от других государств. Необходимо обратить внимание на крылья орла. Они похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица – на солнце. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это святой Георгий Победоносец. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ, в правой руке у него серебряное копьё, которое помогло ему победить змея. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет змея копытами. Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

5.Рассказ о гербе и флаге Крыма.

Флаг Крыма представляет собой полотнище, состоящее из трёх горизонтально расположенных полос, представляющих традиционные славянские цвета : верхней — синего цвета, составляющей 1/6 ширины флага; средней — белого цвета, составляющей 2/3 ширины флага; нижней — красного цвета, составляющей 1/6 ширины флага. В основу разработки флага были положены традиционные для вексикологии Юго-Востока Европы цвета. Красная нижняя полоса флага символизирует героическую и трагическую историю Крыма, память об уроках прошлого. Верхняя синяя — надежду на благополучное будущее. Средняя белая обозначает равенство всех культур и народов полуострова, стремление к гражданскому миру.

Работа в тетради с.3 № 2 - - Найдите на рисунке герб России.

Беседа о гимне России.

– О каком государственном символе мы ещё не сказали? (О гимне) - На с.5 вы найдёте слова Гимна. Прочитаем его. – Вспомним, когда исполняется гимн и как его слушают. 7. Беседа о народах России. В России проживает более 150 народностей, самыми крупными из которых являются русские, украинцы, татары, чуваши. Языки: русский, украинский, белорусский, армянский, татарский, узбекский, грузинский – всего более 100 языков.

Российская семья Живут в России разные Народы с давних пор Одним тайга по нраву, другим – степной простор. У каждого народа язык свой и наряд: один черкеску носит, другой надел халат. Один рыбак с рожденья, другой – оленевод, один кумыс готовит, другой готовит мёд. Одним милее осень, другим милей весна. А Родина Россия у нас у всех одна.

- Давайте прочитаем текст на с.6 – 7 и рассмотрим иллюстрации. В России живёт более 150 народов. У каждого народа свой костюм, свои обычаи, традиции и т. д.

5.Рефлексия. – Учащиеся отвечают на вопросы с.7 (в рамке) - Оцените сои результаты. 6. Итог урока.

Оборудование: учебник, листы ватмана, выставка словарей (орфографический, толковый, иностранных слов, антонимов, синонимов, фразеологический, 14 словарей для специалистов); карточки c набором слов для групп; портрет В.И. Даля.

Ход урока

I. Организация детей на занятие. Приветствие.

Путешественник открывает новые земли, исследует их природные богатства. Ботаник исследует строение и жизнь растений, языковед – строение и жизнь слов. Исследователь добывает новое знание, очень ценное, необходимое в жизни, интересное, увлекательное. Человек исследует – значит наблюдает и разгадывает тайны природы, всего окружающего нас мира, в том числе – и тайны языка. Впрочем, сами тайны никогда не открываются – вы можете их раскрыть для себя на нашем уроке. Надеюсь, что вам будет интересно, хотя и не всегда легко.

– Ребята, попытайтесь объяснить, как поэт (С.Я. Маршак) понимает рождение слов, что значит, что искусство со своим потайным фонарем сойдет в подвалы, где хранятся старые слова (ученик читает стихотворение).

Усердней с каждым днем смотрю в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.
На всех словах – события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: “Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.
Век заедать, век заживать чужой …”
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

III. Работа со словарями.

И школьники, и взрослые часто выясняют, как пишутся и что обозначают те или иные слова. Для этого они обращаются к словарям. Какие вы видели и знаете словари? (ответы: орфографический, толковый, иностранных слов, …)

– Молодцы! Посмотрите, пожалуйста, на нашу выставку – её подготовила наш библиотекарь (Мусиенко Елена Николаевна), дополните свои знания о словарях (перечисляем их названия). Советую постоянно работать с ними.

IV. Формирование навыков работы со словарем самостоятельно.

Работа ведется в микрогруппах по заданиям (у каждой группы лист ватмана, лист с индивидуальным заданием).

Выберите словарь, познакомьтесь с его содержанием, автором, определите вид.

Исследуйте, как расположены в вашем словаре слова, найдите по одному слову, начинающемуся на первую и последнюю букву алфавита.

Подумайте и составьте алгоритм работы со словом в словаре.

V. Защита работ и анализ полученных результатов исследовательской деятельности групп.

Учитель: – В словарях громадное количество слов, как отыскать нужное?

Каждая группа учащихся, выполнив задание, у доски защищает свой алгоритм (оцениваем умение работать в группе, правильно распределить обязанности).

  1. Три группы ребят увидели, что слова в словаре расположены по алфавиту. Автомобиль надо искать в начале словаря, а яблоко – в конце. Молодцы! Значит знание алфавита, поможет нам определить направление в движении по словарю.
  2. Вы заметили, что слов, которые начинаются на одну букву, много, даже по нескольку страниц. Как среди них найти нужное? Надо смотреть на вторую букву, они тоже расположены по алфавиту. Например: багаж, базар, байдарка, баклажан, балет.
  3. Группа № 4 выбрала толковый словарь и объяснила нам, как узнать значение слова.

А на следующих уроках мы научимся составлять собственный толковый словарик, как это делал “чудак”, живший в прошлом веке. Он собирал ни марки, ни открытки, ни значки, а … слова! Звали его Владимир Иванович Даль (портрет). Он был военным врачом – хирургом, много ездил по нашей стране и везде собирал слова, записывал их и давал им толкование, т.е. объяснение. Результатом его жизни, стал “Толковый словарь живого великорусского языка”. Это четыре толстых тома. Посмотрите на них, полистали и изучили их наши ребята, посмотрели, что обозначают слова, в каких случаях употребляются, с какими словами состоят в родне. Рассказы эти интересны и подробны. В. Даль создал настоящую сокровищницу меткого народного слова.

VI. Подведение итогов урока.

Сегодня все хорошо поработали, молодцы. Я думаю, эта работа вам поможет научиться разгадывать тайны языка, любить слово и уметь работать с ним.

Содержит: конспект занятия, презентацию к нему и раздаточный материал.

Оценить 622 0

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: