Выбор спутника жизни конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Подготовка молодёжи к жизни в сложившихся социально-экономических условиях является одной из наиболее актуальных проблем современной школы. Определение молодыми людьми своей социальной и личностной позиции взрослого человека в системе межличностных отношений и построение долговременной перспективы жизни – профессиональной, гражданской, семейной занимает одно из главных мест в развитии личности старшеклассника.

Активные пробы взрослой позиции начинаются молодыми людьми в период пребывания за школьной партой. При этом усвоение образцов полоролевого поведения, формирование образа семьи и готовности вступления в брак являются основными условиями успешной адаптации к взрослой жизни. Вместе с тем социально- психологическая практика показывает, что многие старшеклассники испытывают затруднения в установлении эмоционально значимых межличностных отношений, в выборе типа полоролевого поведения, в осознании своих планов на будущее, в частности семейной жизни. Проблема жизненного самоопределения в области семейной сферы жизнедеятельности является особенно актуальным в связи с тем, что одной из основных функций семьи как малой социальной группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью, является обеспечение развития личности в течение жизни человека, а также передача духовно-нравственного и культурного наследия новому поколению. Особенности семьи, ее духовное и моральное здоровье во многом определяют характер человека, эффективность воспитания подрастающего поколения и в конечном итоге развитие всего общества.

Программа рассчитана на 16 учебных часов.

Курс состоит из мини-лекций, практических занятий с элементами тренинга

Срок бучения: 8 учебных недель

Режим занятий: 2 часа в неделю

Цели курса: активизация жизненного самоопределения, развитие временной перспективы учащихся, формирование личностно значимой позиции по отношению к семье и браку.

Задачи курса:

  • формировать у школьников потребность в приобретении новых знаний, умений и навыков по проблеме полоролевого взаимодействия;
  • расширить представления учащихся о роли семьи в формировании и развитии личности; формировать уважительное отношение к семье, ее духовным ценностям;
  • способствовать развитию качеств и умений, необходимых для семейной жизни и связанных с повышением социально-психологической компетентности учащихся;
  • способствовать обращению школьников к осознанию собственного жизненного опыта и к практическому использованию полученных психологических знаний в построении своей семьи.

Методы и формы обучения: теоретические блоки, отработка социально-психологических навыков общения и взаимодействия, практические блоки с элементами тренингов, самодиагностика.

В программе использованы различные типы занятий, на которых учащиеся знакомятся с необходимыми теоретическими сведениями, выполняют практические задания (проблемно-поисковые задачи, ролевые игры, проблемные ситуации, упражнения, направленные на развитие рефлексии и навыков социального взаимодействия, элементы тренинга, дискуссии). Предусматривается также использование таких активных методов обучения как эвристическая беседа, практический семинар, проблемное изложение учебного материала. Каждое занятие по дидактической задаче является комбинированным с элементами лекционного и практического блоков.

Формы контроля уровня достижений уч-ся и критерии оценки.

Формы промежуточного контроля: наблюдение активности на занятии, беседа с уч-ся, анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: донести до воспитанников о ценностном отношении к семье;

развить мышление у воспитанников в рамках темы беседы;

1. Организационный момент.

2. Ознакомление воспитанников с темой беседы и с целью его проведения.

Вопрос № 1. Особенности межличностных отношений юношества.

Понятие межличностных отношений - понятие о личности. Биологические и психологические особенности мужского и женского пола, трудности переходного возраста. Нравственные взаимоотношения юношей и девушек – понятия о женственности и мужественности, правила поведения, роль внешней привлекательности и моды в отношениях; культура поведения влюбленных – культура проявления чувств, целомудрие, ранние добрачные отношения и их последствия.

Вопрос№2 . Любовь как высшее человеческое чувство.

Вопрос №3. Подготовка к супружеству. Выбор спутника жизни.

Творчество выбора – музыка семейной жизни, брак по любви или расчету, особенности добрачного периода. Факторы, влияющие на создание семьи: родительский дом, социальная разница, характер и темперамент, психологическая совместимость, профессиональная принадлежность супругов.

Вопрос №4 . Жизнь в браке.

Вопрос №5. Семья и ее ценности.

Понятие семьи и ее характеристики. Основные функции семьи: репродуктивная, хозяйственная, воспитательная. Распределение обязанностей в семье, главенство в семье; нравственный климат семьи - семейная атмосфера. Культура и искусство общения – искусство быть вместе, способы выражения любви; организация семейного досуга. Здоровье супругов и будущего потомства, наследственность, вредные привычки; интимные супружеские отношения.

Вопрос№6. Нарушение семейных отношений и их профилактика.

Эмоционально – личностному восприятию курса способствует использование примеров из произведений литературы, классической и современной музыки, изобразительного искусства, фильмов и др.

Встречу своего Человека – это значит, встречу человека, который будет мне:

Магнит – влекущий душевно (интересный) или физически (желанный);

Родной – гармоничный, свой, который легко меня понимает, с ним легко уживаться;

Ровня – человек моего круга и моего личного и социального уровня;

Нужный – человек, который помогает делать то, что вам важно;

Семьянин – тот, кто хочет и может создать семью. Это мужчина, уже многого достигший в жизни и стремящийся к стабильности; женщина, настроенная на семейные отношения и детей

В конце беседы воспитанники отвечают на вопросы и выполняют задания для самоконтроля.

1. Назовите свои критерии выбора спутника жизни.

2. Что значит быть готовым к семейной жизни?

4. Имеет ли значение штамп в паспорте?

На главную Просвещение школьников Беседы с детьми и подростками Как мы выбираем друг друга (беседа-занятие №1, 10 класс)

Как мы выбираем друг друга (беседа-занятие №1, 10 класс)
Просвещение школьников - Беседы с детьми и подростками

Цикл бесед, практических и тренинговых занятий с учащимися 10-11 классов о ВИЧ-инфекции и наркотической зависимости

10 КЛАСС

Цель занятия: показать учащимся сложность и ответственность выбора будущего(ей) супруга(и).
Основные понятия: критерии выбора, удовлетворенность отношениями, этика взаимоотношений юноши и девушки.

  • Имеете ли вы примерно одинаковые представления о жизни и совпадают ли ваши идеалы?
  • Доволен ли ваш избранник (избранница) своей (будущей) профессией?
  • В одинаковой ли мере вы общительны?
  • Был ли один из вас разведен?
  • Можете ли вы во всем рассчитывать на своего партнера (партнершу)?
  • Давно ли вы знакомы?
  • Часто ли бывают между вами недомолвки?
  • Одинаково ли вы смотрите на вопросы воспитания детей?
  • Возражают ли родители против вашего брака?
  • Имеете ли вы приблизительно одинаковое образование?
  • Вы оба здоровы?
  • В одинаковой ли степени вы эмоциональны?
  • У вашего избранника (избранницы) хорошее воспитание?
  • Удачен ли брак ваших родителей?
  • Проявляет ли ваш избранник (избранница) необоснованную ревность?
  • Остается ли ваш избранник (избранница) спокойным, даже если вы вспылите?
  • Совпадают ли ваши мнения по вопросам интимной жизни?
  • Уверены ли вы, что ваш избранник (избранница) не имеет вредных привычек?
  • В одинаковой ли мере вы добросовестны?
  • Одинаково ли ваше желание иметь детей?

Ун = (сумма баллов на вопросы 11, 13, 15, 18, 22) : 5. Среднее арифметическое находится в интервале от 1 до 4 баллов. Этот интервал сохраняется и в последующих показателях.
Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше непосредственная удовлетворенность отношениями с (__). (Деление производить до десятых).

УК = (сумма баллов на вопросы 5, 7, 9, 10, 19) : 5.
Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше косвенная удовлетворенность отношениями.

П = (сумма баллов на вопросы 2, 4, 5, 6,7, 8, 9, 10, 12, 14, 16, 17, 19, 20, 21, 23, 24, 25): 18 или разделить на 17 или 16 в зависимости от того, были ли даны ответы на 2-й и 4-й вопросы или нет).
Вывод: чем меньше среднеарифметический балл, тем выше общая благоприятность (позитивность) отношений.
Это задание можно проводить неоднократно, поскольку межличностные отношения имеют определенную динамику. Можно путем нескольких замеров проследить, успешно или неуспешно развиваются межличностные отношения в той или иной паре.
Сравнивать оценки отвечающих не рекомендуется, поскольку это может привести к взаимным обидам. Если показатели не удовлетворяют отвечающего, то ему необходимо обратить внимание на те вопросы, которые привели к неудовлетворительным выводам.

Вопросы и задания:

  • Каковы закономерности выбора спутника жизни?
  • Как влияют родители на выбор сына или дочери?
  • Отличаются ли требования к будущему спутнику жизни юношей и девушек? Если да, то чем?
  • Какой вариант знакомства вы можете предложить?

Источник: "Безопасное и ответственное поведение" Под общей редакцией доцента А.Н.Сизанова

Классный час для учащихся 10, 11 классов. Классный час для студентов колледжа, техникума.

Сценарий классного часа для учащихся 10 класса. Сценарий классного часа для учащихся 11 классов. Сценарий классного часа для старшеклассников. Основная цель этого классного часа – это формирование семейных ценностей, ценности брака и семьи.

Цели классного часа

1. Осознание, что брак — очень ответственное дело, требующее подготовки.

3. Как сделать правильный выбор: умение оценивать собственные недостатки и достоинства другого.

Предварительная подготовка

1. Изучить информацию по теме.

2. Подготовить листы ватмана и маркеры.

Введение

Одна девушка спрашивает другую:

- Какого мужа ты хотела бы для себя?

Подумав, вторая девушка ответила:

— Почему именно шатена? — удивленно спросила подруга.

— Потому что он будет хорошо гармонировать с моей мебелью.

Это, конечно, анекдот, но он не так далек от жизни, как может показаться на первый взгляд. Давайте разберемся в себе. На чем мы будем основывать свой выбор спутника жизни? Должен ли наш избранник гармонично сочетаться с обстановкой в квартире? Или удовлетворять требованиям родителей? Нравиться друзьям? На основании чего будет сделан выбор — только ли на одних эмоциях и чувствах?

Парням дать то же задание. Его цель — дать возможность школьникам самим составить идеальный образ парня или девушки, узнать, как они представляют друг друга, и провести сравнение этих образов.

Первый вопрос для дискуссии. Почему девушки согласны далеко не со всеми пунктами в списке парней и наоборот?

Второй вопрос для дискуссии. Как можно подготовиться к браку?

Слушать советы родителей или друзей? Читать книги по психологии? Опираться только на свои собственные убеждения и представления?

Основная часть классного часа

1. Подвести к положению: основное условие счастливой семейной жизни — любовь.

Третий вопрос для дискуссии. Чего мы ожидаем от семейного союза?

Всех участников надо разделить на отдельные команды по 5 человек. Командам дать задание: в течение10 мин обсудить и вывести 3 принципа, которые будут способствовать воплощению наших ожиданий. Записать их на отдельном листе бумаги.

Листы прикрепляются к доске и обсуждаются всеми Участниками встречи. Дать возможность каждой команде обосновать важность предложенных ими принципов.

Цель этой дискуссии — определить, какие жизненные ценности есть у молодых людей в классе и в какой степени они действительно имеют ценность.

Согласившись с важностью многих представленных учениками принципов, преподаватель подводит к тому, что существует один самый важный принцип, без которого даже не стоит думать о семейной жизни: настоящая любовь. Именно она является основным условием счастливой семейной жизни.

2. Четко определить, что не является настоящей любовью.

Для того чтобы определить, что такое настоящая любовь, в чем заключается ее суть, предложить пойти от противного: выяснить, чем любовь не является или что мы часто ошибочно принимаем за любовь.

Четвертый вопрос для дискуссии. Что можно оши­бочно принять за любовь?

Страсть. Очень широко распространено ошибочное мнение, что страсть и есть любовь. Современное киноискусство подпитывает это заблуждение, и молодые люди очень легко попадают под его влияние. Страсть ищет удовлетворения собственных желаний и потребностей, используя для этого своего избранника. Любовь отдает себя другому, заботится о возлюбленном человеке, ценит его. Страсть не является любовью.

Влюбленность. Это состояние очарования кем-то, наслаждение от одного его присутствия, мыслей о нем и т. п. В результате парень или девушка стремятся сделать все, чтобы понравиться этому человеку, что, по их мнению, приведет их к высшему блаженству. Но цель влюбленности эгоистична — направлена на достижение собственного удовольствия. Очарование недолговечно. Когда оно рассеивается, сердце человека обретает способность увлечься другим объектом. Влюбленность вызывает очень сильные чувства, но их еще нельзя назвать настоящей любовью.

Преподаватель подводит дискуссию к выводу, что настоящая любовь — это нечто больше и значительнее, чем страсть, романтические отношения, влюбленность и секс.

Пятый вопрос для дискуссии. Как вы понимаете суть настоящей любви?

Ответ может быть приблизительно таким:

1) забота о духовном развитии своего возлюбленного (для этого надо самому быть достаточно зрелой личностью, что требует времени и усилий);

2) забота о счастье другого (для этого необходима умственная и эмоциональная зрелость, требующая работы над собой, умения ставить душеный комфорт своего спутника на первое место, а свой — на второе);

4. Как определить, являюсь ли я зрелой личностью и способен ли я любить.

Учитель предлагает критерии определения настоящей любви.

Оценивая вышеизложенное, можно сделать вывод, что мы очень редко любим по-настоящему. Мало кто любит без условий и без причин. Между тем, когда человек ставит условия для своей любви, это приводит в отношениях к требовательности — избранник должен выполнить поставленные условия. Настоящая же любовь основыва­ется на решении посвятить себя другому человеку.

Определение причин для любви приведет к требованию от избранника соответствовать определенным качествам. В то время как настоящая любовь хотя и замечает недостатки (она не слепа), но любит, несмотря на них.

Полюбить другого человека, научиться правильно проявлять свои чувства и принимать их — большое приобретение для человека. Тот, кто научился этому, ежедневно наполняет свою жизнь смыслом.

Вывод: любовь требует серьезной подготовки. Это настоящее искусство. Любя другого человека по-настоящему, мы способны оправдать все его ожидания.

Заключение

Итак, первым шагом на пути самоподготовки к браку является составление портрета своего избранника.

Вторым шагом является составление автопортрета — каким мой избранник хочет видеть меня.

Третий шаг — разработка плана достижения желаемых результатов моего соответствия.

Предложить составить ученикам такой план самоподготовки. Он должен быть реальным для исполнения и достаточно детальным, чтобы можно было следить за его воплощением.

Читайте также: