Гавриил романович державин конспект 8 класс литература ланин

Обновлено: 07.07.2024

3-го июля 1743 г. родился Гавриил Романович. Родиной его, по его собственным словам, была Казань, хотя существует предание, что он родился в 40 верстах от Казани, в Кармачах, либо Сокурах. Кроме Гавриила, у его родителей были еще дети: сын, умерший в юных годах, и дочь, скончавшаяся вскоре после рождения. Будущий поэт так же родился хилым ребенком (см.примеч.).

Под руководством матери, женщины, едва умевшей читать, но умной и заботливой, которая понимала цену образования, Гавриил Романович уже на пятом году выучился читать. В ноябре 1754 года отец Державина скончался, оставив семью почти без всяких средств: вдова его не в состоянии была заплатить даже 15 руб. долга, оставшегося после мужа. Сверх того у нее на руках очутилась тяжба с соседом из-за клочка родовой собственности, причинявшая семье много горя. Фекла Андреевна принуждена была выносить хлопоты и унижения, посещая с детьми судей, от которых ничего не добившись, не раз возвращалась домой в слезах. Эти ранние примеры людской несправедливости и людского жестокосердия столь сильно запали во впечатлительную и восприимчивую душу Гавриила Романовича, что он во всю свою жизнь никогда не мог смотреть равнодушно ни на какую несправедливость, особенно на притеснение вдов и сирот.

Домашнее образование 1759-1762 – Казанская гимназия. Незаурядные способности к музыке, рисованию, поэзии.

3. Рассказ о дружбе с Суворовым.

Много лет был Державин знаком и дружен с Суворовым. Поэт восхищался подвигами великого полководца, любил его как смелого и прямого человека, не боявшегося высказывать то, что думал, и поступать так, как считал нужным. В Суворове Державин ценил черты гражданина, беспредельно преданного своему отечеству. Скромность и простота Суворова разительно отличали его в кругу вельмож. Он как можно реже старался бывать во дворцах, деля и труды свои и досуг вместе с армией.

За всю свою жизнь Суворов не потерпел ни одного поражения на поле боя. А свою первую победу он одержал еще в детстве. Это была победа над собственной слабостью. Александр Суворов был небольшого роста, худым и очень болезненным. Но в слабом теле мальчика жил могучий дух.

Александр любил читать книги по истории, о войнах, о полководцах. Суворов отлично знал историю, географию, несколько иностранных языков, любил поэзию.

Он с детства твёрдо решил стать военным и готовил себя к службе. В любую погоду занимался спортом: бегал, прыгал, плавал и скакал на лошади. Приучал себя к холоду, к физическим нагрузкам, к простой одежде и еде.

В 17 лет Суворов начал армейскую жизнь. С увлечением постигал трудную солдатскую науку: учился стрелять, действовать штыком, саблей.

Суворов лично заботился о пище и одежде солдат, об их здоровье. В походе, в военном лагере, в бою он был всегда рядом с ними. Умел пошутить, подбодрить в трудную минуту. Солдаты любили своего полководца, шли за ним беззаветно и побеждали.

Много стихотворений в творчестве Державина, которые он посвятил Суворову. Что привлекало Державина в Суворове?

Информация для учителя:

Державин посвящает А. В. Суворов следующие стихи:

Он прославлял победы русского оружия и полководческое искусство своего героя. Под его пером Суворов получал вид былинного богатыря. Чертами народной поэзии отмечены посвященные ему строки стихотворения:

Вихрь полуночный, летит богатырь!

Тьма от чела, с посвиста пыль!

Молньи от взоров бегут впереди,

Дубы грядою лежат позади.

Ступит на горы — горы трещат,

Ляжет на воды — воды кипят,

Граду коснется — град упадает,

Башни рукою за облак кидает;

Дрогнет природа, бледнея пред ним;

Слабые трости щадятся лишь им.

На пребывание Суворова в Таврическом дворце

4. Темы памяти и поэта и поэзии.

В 1795 году (Державину 52 г.) поэт обращается к одной из самых важных тем в своем творчестве.

Почему обращались к этой теме столько поэтов? (ответы учеников)

Стихотворение захватывает тему бессмертия поэта в его творениях. Автор размышляет о воздействии поэзии на современников и потомков, о праве поэта на уважение и любовь сограждан.

Идея стихотворения заключается в том, что Державин считал цель искусства и литературы – содействовать распространению просвещения и воспитанию любви к прекрасному, исправлять порочные нравы. Державин отмечал, что не себя он восхваляет в данном произведении, а русскую литературу, которой, наконец, удалось вырваться из тесных оков классицизма и стать более простой для понимания.

Стихотворение Державина написано ямбом, в каждом четверостишии первая строчка рифмуется с третьей, вторая с четвертой, то есть перекрестная рифма.

Основные темы и идеи. Главная тема стихотворения — прославление истинной поэзии и утверждение высокого назначения поэта.

Художественное своеобразие. Стихотворение Державина, созданное в жанре оды, вернее особой ее разновидности, соответствует этому высокому жанру по стилю, Оно написано ямбом с пиррихием, который придает его звучанию особую торжественность. Интонация и лексика здесь очень торжественны, ритм медленный, величественный. Его помогают создать многочисленные ряды однородных членов, синтаксический параллелизм, а также наличие риторических восклицаний и обращений. Созданию высокого стиля способствует и подбор лексических средств, Автор широко употребляет возвышенные эпитеты (чудесный, вечный, быстротечный, в народах неисчетных, возгордись заслугой справедливой). В стихотворении присутствует много славянизмов и архаизмов, что также подчеркивает его торжественность (воздвиг, тлен, доколь, дерзнул, славянов род, презрит чело и др.).

-Какие черты биографии поэтов нашли отражение в стихотворении?

- С чем сравнивается памятник в стихотворении Державина?

(“металлов выше он и тверже пирамид”).

-Почему именно с ними? (Крепость, вечность)

Памятник – это творение, оставляемое потомкам, поэтому сравнение с пирамидами, металлом подразумевает переносный смысл.

-Какую мысль помогает утвердить данные сравнения?

(Все это помогает утвердить мысль о важности творчества, о бессмертии художественных произведений).

А какие эпитеты использует Державин, говоря о памятнике?

Поэты убеждены, что сила поэзии могущественнее законов природы и времени. В каких строках об этом сказано?

(«Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный,

(Его памятник не подвластен вихрям, громам, времени).

-В чём видит Державин прочность славы?

( « И слава возрастёт моя, не увядая,

-Как вы понимаете эти слова?

(Прочность славы видит в уважении к Отечеству, считает себя национальным русским поэтом)

- Какие места нашей необъятной родины упоминает поэт в стихотворении?

Слайд. Полюбуемся просторами нашей России.

-Что ставят поэты себе в заслугу?

(1.Дерзать-осмеливаться на что-нибудь. 2.Смело стремиться к чему-нибудь благородному, высокому, новому)

Державин видит свою заслугу в том, что сохранял человеческое достоинство, искренность. Он один из немногих, кто позволял себе прямо критиковать те или иные поступки царицы, вельмож.

Поэтому Державин смотрит на поэта как на служителя и на поборника истины.

Последняя строфа. К кому обращены последние строфы стихотворений?

Слайд. Какое значение имеет это слово?

- Муза - Богиня - покровительница искусств и наук

Муза - Источник поэтического вдохновения

Муза - Само вдохновение, творчество.

-Понаблюдайте за лексикой последней строфы. Найдите слова высокого стиля. (Возгордясь, чело, венчай, презрит)

- Для чего Державин их вводит в стихотворение? (Для создания интонации торжественности)

- Какой классицистический жанр требовал торжественного прочтения? ( Ода)

-Дайте определение этому жанру.

Перед нами ода, и Державин, разрушитель всех канонов, тем не менее в последней строфе создаёт интонацию торжественности и славит здесь отнюдь не себя. А что славит? (Творчество, поэзию)

Комментарий:

Тлен — гниение, разрушение, распад.

Доколь — до тех пор, пока.

Славянов род — здесь: русских людей.

Чтить — чувствовать и проявлять глубокое уважение к кому-либо .

От Белых вод до Чёрных - от Белого моря до Чёрного .

Рифей — название Уральских гор.

Народах неисчетных — имеется в виду большое количество народов, национальностей, населявших территорию России.

Добродетель — положительное нравственное качество человека.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока литературы в 8 классе

Стрельниковой Екатерины Сергеевны

Г.Р.Державин: новатор, сатирик, поэт.

Цели: 1) воспитывающая: воспитывать любовь к русской культуре и истории, формировать чувство социальной справедливости, патриотические чувства и эстетические вкусы учеников

3) развивающая: развивать воображение, устную речь, навыки литературоведческого анализа, навыки монологического высказывания; расширять читательский кругозор учащихся

Державин - первый живой глагол юной поэзии русской.

Ход урока (16.55-17.40)

Тема урока ЗАПИСЬ

Цель познания урока

1. Оргмомент.

Г.Р.Державин: новатор, сатирик, поэт.

В чем должно заключаться величие поэта с точки зрения Державина?

Державин - первый живой глагол юной поэзии русской.

Виссарион Григорьевич Белинский - знаменитый литературовед и литературный критик середины 19 века.

Работа с портретом

Работа с эпиграфом

Цель познания: В чем Державин проявил себя как новатор и сатирик?

На дом вам было задано подготовить к пересказу статью учебника о Гаврииле Романовиче Державине.

1. Годы жизни, происхождение, занимаемые должности.

2. Положение Державина при дворе императрицы.

3. Взаимоотношения Державина и Екатерины II .

Якобинство – радикальное революционное течение во время Великой Французской революции. Переносное значение – вольнодумство.

Обратите внимание на портрет Державина. Похож ли он на вольнодумца и почти революционера? Как вы можете описать его?

4. Державин-чиновник и Державин-поэт.

В каком литературном направлении работал Державин?

Что такое классицизм, каковы его отличительные особенности?

Чьи произведения в рамках классицизма вы изучали в прошлом году?

ЗАЧИТАТЬ ПРИ НЕОБХОДИМОСТИ

… О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте ныне ободрены

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

(Ода – торжественное, патетическое стихотворное произведение)

(Могущество абсолютистского государства, достоинства монархов и представителей знати, крупных военачальников).

А что описывается в оде Державина?

(Пороки чиновничества, произвол вельмож, их преступления и безнаказанность, покровительство императрицы своим любимцам)

Ода опирается на многочисленные факты, свидетелем которых Державин был в повседневности, и создает собирательный портрет вельможи. Попытки Державина добиться от Екатерины какого-либо решения по вопросу чиновничьего произвола ни к чему не привели, поэтому он вынес свой приговор стихами. При Екатерина эта ода так и не была напечатана.

(Кого ни знатный род, ни сан,
Ни счастие не украшали;
Но кои доблестью снискали
Себе почтенье от граждан.

Вельможу должны составлять
Ум здравый, сердце просвещенно;
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно,
Что он орудье власти есть,
Подпора царственного зданья;
Вся мысль его, слова, деянья
Должны быть — польза, слава, честь.

Из деятелей эпохи Петра 1 Державин называет Якова Долгорукого, бесстрашно говорившего правду грозному царю; из современников – честного мужа и крупнейшего полководца Румянцева).

Приведите примеры, как Державин отзывается о современных вельможах.

Осел останется ослом,
Хотя осыпь его звездами;
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
О! тщетно счастия рука,
Против естественного чина,
Безумца рядит в господина,
Или в шумиху дурака.

В чем заключалась теория трех штилей Ломоносова?

(Высокий (торжественные, красивые слова, присутствующие в церковных книгах – очи, реченье, дерзновение), средний (малоупотребительные, нейтральные) и низкий (разговорная лексика)

Каким стилем должна быть написана ода?

(Появляются слова низкого стиля: грязь, осел, хлопать ушами, дурак, передняя)

Какие эмоции передает Державин, употребляя слова низкого стиля?

(Иронию, насмешку)

Автор остро высмеивает современных ему вельмож. Значит, ода из патетического звучания приобретает звучание сатирическое. Например, это сравнение с ослами, безумцами и дураками; контраст с орлом:

Орел, по высоте паря,
Уж солнце зрит в лучах полдневных —
Но твой чертог едва заря
Румянит сквозь завес червленных.

Кто приходит к чиновнику и как он поступает?

(Израненный герой = бывший начальник, а ныне подчиненный вельможи; вдова с грудным младенцем, лишившаяся супруга, который был другом вельможи; старый воин, спасший вельможу от смерти

Вельможа спит и не пускает к себе никого. Ему нет дела до тех, кто пришел)

В классицизме ода должна восхвалять монархию. Здесь же мы не видим похвалы монархии. Как, по мнению Державина, должна взаимодействовать монархия и чиновничество?

(Блажен народ! — где царь главой,
Вельможи — здравы члены тела,
Прилежно долг все правят свой,
Чужого не касаясь дела;
Глава не ждет от ног ума
И сил у рук не отнимает,
Ей взор и ухо предлагает,
Повелевает же сама.

Сим твердым узлом естества
Коль царство лишь живет счастливым,
Вельможи! — славы, торжества

Иных вам нет, как быть правдивым;
Как блюсть народ, царя любить,
О благе общем их стараться,
Змеей пред троном не сгибаться,
Стоять — и правду говорить)

В теме нашего урока Державин назван новатором. Кто такой новатор?

(Новатор – тот, кто вносит и осуществляет новые, прогрессивные принципы, идеи, приёмы в какой-н. области деятельности).

Почему же Белинский сказал, что Державин - первый живой глагол юной поэзии русской?

(Много новаторств, преодолел сухие законы классицизма, стал в стихах более объективен к окружающей действительности)

В чем Державин проявил себя как новатор и сатирик?

(Новатор – новый тип оды, не ода-восхваление, а ода-сатира; отход от традиций и правил классицизма; употребление в оде слов низкого стиля; отсутствие похвальбы монархии. Сатирик – высмеивание пороков чиновничества, указание на ошибки монархии).

3. Слово учителя.

Кто такая Мельпомена?

(Мельпомена – в древнегреческой мифологии муза трагедии)

Очень глубоко исследованием творчества Державина занимался Владислав Фелицианович Ходасевич (1886 — 1939), известный русский поэт, литературовед и литературный критик первой половины 20 века.

Владислав Ходасевич - подлинный мастер русской прозы, серьезнейший историк литературы, выдающийся литературный критик. Им написано около трехсот литературных статей!

Ходасевич известен также как исследователь творчества А.С.Пушкина, считается одним из самых крупных пушкинистов. Стихи Пушкина нашли свое отражение в стихах Ходасевича. Более подробно с фигурой Ходасевича как пушкиниста и с влиянием творчества Пушкина на творчество Ходасевича мы познакомимся на нашем следующем уроке литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка этого урока предназначена для проведения урока литературы в 8 классе. Системообразующим на уроке является чётко отобранное содержание, соответствующее возрастным особенностям учащихся. Учебная деятельность на уроке построена в соответствии с дидактическим циклом: восприятие- осмысление - запоминание - применение по образцу в новой ситуации -обобщение - систематизация. В течении всего урока идёт активная познавательно - развивающая деятельность учащихся с самооценкой по каждому этапу, учащиеся вместе с учителем решают проблеьные вопросы:

- Каким, по мысли автора, должно быть справедливое государственное устройство?

- Что считает своей заслугой перед читателями Державин?

- Каким видится ему памятник поэту?

Формы и методы урока литературы соответствуют психофизиологическим и индивидуальным особенностям учащихся. Крок направлен на формирование ключевых компетентностей учащихся.

Урок литературы в 8 классе Дата____________

рассмотреть новый этап в развитии литературы – классицизм,

2) представителя этого течения – Державина, краткие биографические сведения,

Эпиграф к уроку:

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Г. Р. Державин. Признание

I. Организационный момент

II. Постановка целей.

С сегодняшнего занятия мы начинаем рассматривать литературу 18 века. Это новый этап в развитии литературы, который носит название классицизм. Классицизм – это направление в литературе 18 века, для которого характерно соблюдение норм и правил. Одним из представителей этого направления является Г.Р. Державин.

III. Знакомство с новым материалом

Биография Г.Р. Державина

Эти слова принадлежат замечательному поэту конца XVIII – начала XIX века Гавриилу Романовичу Державину (1743–1816). В его характере, жизни и творчестве как в зеркале отразилась противоречивая эпоха конца XVIII–начала XIX века.

Человек прямой, честный и открытый, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин часто вызывал нападки со стороны своих начальников. Иногда Н. Львов помогал улаживать конфликты, которые постоянно преследовали Державина.

Прослужив несколько лет на гражданской службе под начальством князя А. А. Вяземского, Гавриил Романович вынужден был уйти в отставку.

Общественные взгляды Державина были достаточно консервативны: он был убежденным сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права. Но еще в ранних своих поэтических произведениях требовал от власть имущих высокого общественного сознания, гражданского подвига и справедливости.

Стихи Державин любил страстно. Сначала писал, подражая одам Ломоносова. Произведения его, часто появлявшиеся в журналах, обращали на себя внимание читателей (хотя были без подписи автора).

- Найдите в тексте слова, которые передают облик честного и порядочного государственного деятеля.

- Найдите слова и словосочетания , рисующие портрет царского любимца, грабящего страну.

- С кем сравнивает Г.Р. Державин вельможу?- Каковы особенности изображения времяпрепровождения вельможи?

- Докажите, что Державин разрушает традиции написания одических произведений.

- Найдите все примеры в тексте примеры крылатых выражений и афоризмов.

Каким, по мысли автора, должно быть справедливое государственное устройство?

- Какова тема этого стихотворения?

- Что считает своей заслугой перед читателями Державин?

- Каким видится ему памятник поэту?

IV. Итог урока


Занятие поможет учащимся почувствовать новаторский характер лирики поэта, раскрыть взгляды Державина на роль поэта и поэзии в жизни общества.

Описание разработки

Цели:

дать краткую характеристику творчества Г. Р. Державина, поэта выдающегося, с независимыми взглядами и суждениями, смелого и решительного; помочь учащимся почувствовать новаторский характер лирики поэта; раскрыть взгляды Державина на роль поэта и поэзии в жизни общества.

Ход урока.

I. Опрос по домашнему заданию. (См. вопросы в предыдущем плане.)

II. Вступительное слово учителя о Г. Р. Державине.

Эти слова принадлежат замечательному поэту конца XVIII – начала XIX века Гавриилу Романовичу Державину (1743–1816). В его характере, жизни и творчестве как в зеркале отразилась противоречивая эпоха конца XVIII–начала XIX века.

Человек прямой, честный и открытый, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин часто вызывал нападки со стороны своих начальников. Иногда Н. Львов помогал улаживать конфликты, которые постоянно преследовали Державина.

Прослужив несколько лет на гражданской службе под начальством князя А. А. Вяземского, Гавриил Романович вынужден был уйти в отставку.

Общественные взгляды Державина были достаточно консервативны: он был убежденным сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права. Но еще в ранних своих поэтических произведениях требовал от власть имущих высокого общественного сознания, гражданского подвига и справедливости.

Стихи Державин любил страстно. Сначала писал, подражая одам Ломоносова. Произведения его, часто появлявшиеся в журналах, обращали на себя внимание читателей (хотя были без подписи автора).

Разработка урока по литературе Гавриил Романович Державин. Краткая характеристика творчества поэта

IV. Беседа по вопросам:

1. Кому Державин посвятил оду?

2. С какими словами поэт обращается к Екатерине II?

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.)

1. Какова главная мысль державинских стихотворений? (Автор отражает героику своего времени, блестящие победы русского оружия.)

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Гавриил Романович Державин.
Краткая характеристика творчества поэта

Цели: дать краткую характеристику творчества Г. Р. Державина, поэта выдающегося, с независимыми взглядами и суждениями, смелого и решительного; помочь учащимся почувствовать новаторский характер лирики поэта; раскрыть взгляды Державина на роль поэта и поэзии в жизни общества.

Эпиграф к уроку:

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

Г. Р. Державин. Признание

I. Опрос по домашнему заданию. (См. вопросы в предыдущем плане.)

II. Вступительное слово учителя о Г. Р. Державине.

Эти слова принадлежат замечательному поэту конца XVIII – начала XIX века Гавриилу Романовичу Державину (1743–1816). В его характере, жизни и творчестве как в зеркале отразилась противоречивая эпоха конца XVIII–начала XIX века.

Человек прямой, честный и открытый, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин часто вызывал нападки со стороны своих начальников. Иногда Н. Львов помогал улаживать конфликты, которые постоянно преследовали Державина.

Прослужив несколько лет на гражданской службе под начальством князя А. А. Вяземского, Гавриил Романович вынужден был уйти в отставку.

Общественные взгляды Державина были достаточно консервативны: он был убежденным сторонником просвещенной монархии и защитником крепостного права. Но еще в ранних своих поэтических произведениях требовал от власть имущих высокого общественного сознания, гражданского подвига и справедливости.

Стихи Державин любил страстно. Сначала писал, подражая одам Ломоносова. Произведения его, часто появлявшиеся в журналах, обращали на себя внимание читателей (хотя были без подписи автора).

IV. Беседа по вопросам:

1. Кому Державин посвятил оду?

2. С какими словами поэт обращается к Екатерине II?

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

Он только хлопает ушами.)

1. Какова главная мысль державинских стихотворений? (Автор отражает героику своего времени, блестящие победы русского оружия.)

3. Что больше всего ценил Державин в русском народе? (Русский народ, русский солдат – главный герой его победно-патриотических од. В человеке Державин больше всего ценил величие гражданского и патриотического подвига.)

В чем видит Г. Р. Державин свою заслугу перед Отечеством, перед русским народом?

Автор размышляет (в стихотворении, написанном за несколько дней до смерти) о воздействии поэтического слова на современников и потомков, о праве поэта на любовь сограждан, на бессмертие. Бессмертие, по мысли Державина, дано не царям, а поэтам. Провозглашая свое право на историческое бессмертие, Державин поясняет:

…первым я дерзнул в забавном русском слоге

О добродетелях Фелицы возгласить,

В сердечной простоте беседовать о боге

И истину царям с улыбкой говорить.

Домашнее задание.

Индивидуальные задания по творчеству В. А. Жуковского (по группам):

1-я группа. Формирование личности Жуковского.

4-я группа. Романтическое стихотворение (по выбору учащихся) прочитать, дать краткий анализ.


-75%

Читайте также: