Функции информационных и коммуникационных технологий конспект

Обновлено: 07.07.2024

Информационно коммуникативные технологии — это совокупность способов, механизмов и средств, используемых для автоматизированного сбора, обработки, хранения и передачи информации.

С изобретением письменности человечество научилось хранить, извлекать и передавать информацию из поколения в поколение. Следующим толчком для становления современных ИКТ послужило возникновение книгопечатания в середине XVI века. После появления печатной книги, развитие информационных технологий прошло следующие эволюционные этапы:

Современный этап развития ИКТ характеризуется особенно сильным влиянием технологий на все процессы, протекающие в современном обществе. Обеспечивая мгновенное распространение информации, они образуют глобальное информационное пространство. ИКТ активно проникает в сферы человеческой деятельности, оптимизируя функционирование науки, образования, культуры, политики, бытовой отрасли, а также сферы экономической и национальной безопасности.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Что изучают с использованием информационно-коммуникационных технологий

Компьютеризация всех сфер жизнедеятельности современного человека требует подготовки специалистов, способных эффективно применять информационно-коммуникативные технологии в своей профессиональной деятельности. Базовая информационная компетенция в этих условиях становится универсальным навыком, необходимым в освоении большинства профессий.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту общего образования (ФГОС), ИКТ используются в самом начале образования школьника в следующих форматах:

  • овладение клавиатурным набором текста наряду с традиционным письмом;
  • проведение опытов в изучении окружающего мира с помощью цифровых гаджетов при изучении материалов учебника;
  • изучение современных видов искусства, таких как, например, фотография, вместе с классическими;
  • активное использование интернета в преподавании остальных предметов.

Понятие ИКТ знакомо всем школьникам. Каждый ученик имеет представление о том, что такое интернет, электронные учебники, видео-уроки, интерактивные доски. Более того, использование ИКТ в школах является требованием Министерства образования.

Средства ИКТ

Применение информационно-коммуникативных технологий осуществляется с использованием устройств вычислительной техники и систем телекоммуникации. К средствам, которые обеспечивают доступ к информационным ресурсам, относятся:

  • ЭВМ;
  • персональные компьютеры;
  • информационные сети;
  • средства хранения большого объема информации;
  • локальные вычислительные сети;
  • системы искусственного интеллекта;
  • машинная графика;
  • средства связи;
  • электронные средства образовательного назначения.

В педагогической практике классификация средств ИКТ включает в себя:

  • обучающие;
  • тренажеры;
  • информационно-поисковые и справочные;
  • демонстрационные;
  • имитационные;
  • лабораторные;
  • моделирующие;
  • расчетные;
  • учебно-игровые.

Виды информационно-коммуникационных технологии

Глобальное информационное пространство, в котором применяются ИКT очень масштабно и предполагает использование многочисленных принципов классификации технологий. К одним из базовых типов классификации видов ИКT относится классификация по предметной деятельности:

  1. Технологии организационного управления (реализации социально-экономической политики, системы организации ресурсов предприятия и т. д.).
  2. Технологии управления технологическими процессами (управление технологическими устройствами, станками, автоматическими линиями).
  3. Технологии автоматизированного проектирования (моделирование, программирование).
  4. Образовательные технологии (оптимизация образовательного процесса).

В сфере образования информационно-коммуникационные технологии занимают все более значительную роль, подразделяясь на следующие виды:

  1. Программные продукты, которые обеспечивают качество разработки и эргономики (к примеру, офисные программы, позволяющие подготовиться к урокам, лекциям, семинарам).
  2. Специальные технологии, через которые осуществляются поиск и передача материала.
  3. Телекоммуникационные технологии, обеспечивающие коммуникацию между участниками образовательного процесса.

ИКТ оборудование

Применение информационно-коммуникативных технологий осуществляется на базе специального оборудования, которое используется для преобразования и хранения информации. К оборудованию для ИКТ относятся:

  • оборудование систем связи (посылающие и передающие устройства, устройства связи, программное обеспечение и т. д.);
  • средства измерения и управления (приборы для анализа и обработки информации, устройства диспетчерского контроля и т. д.);
  • средства вычислительной техники (устройства для автоматизации процесса вычислений по заданному алгоритму, цифровые вычислительные машины);
  • средства визуального и акустического отображения информации (видеосистемы, предназначенные для дистанционного отображения информации);
  • средства хранения информации и т. д.

Таким образом, оборудованием ИКТ называются все средства, интегрированные с целью обработки, сбора и хранения информации. Изучить все средства ИКТ невозможно, но их значительную часть мы применяем ежедневно.

Преимущества ИКТ

Информация и коммуникация в современном мире являются настоящими стратегическими ресурсами, которые одинаково важны как в управлении маленьким предприятием, так и в организации управления целого государства. Информационно-коммуникационные технологии играют одну из главных ролей во всех сферах жизни, для функционирования которых необходим большой поток информации.

Уникальные возможности ИКТ в профессиональной, образовательной и повседневной деятельности человека проявляются в следующих преимуществах:

  1. Быстрая обратная связь между пользователями ИКТ.
  2. Архивное хранение больших объемов информации.
  3. Возможность мгновенной передачи информации.
  4. Автоматизация процессов вычислительной информационно-поисковой деятельности.
  5. Автоматизация обработки большого количества информации.
  6. Организация новых форм взаимодействия.
  7. Возможность прогнозирования ожидаемых результатов на основе автоматического анализа данных.
  8. Облегченный доступ к информации.
  9. Обеспечение цифровой грамотности пользователей.
  10. Стимулирующее влияние на развитие науки.

ИКТ в образовании

Одним из основных направлений процессов компьютеризации общества в современном мире является информатизация системы образования. Базовые навыки информационно-коммуникационных технологий, которые человек осваивает во время обучения, применяются не только в сфере его профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни.

Сегодняшняя система образования требует активного внедрения ИКТ, позволяющих использовать качественно новые возможности образовательного процесса. Применение ИКТ становится обязательным условием и выводит процесс преподавания и обучения на более высокий уровень. В настоящее время у каждого преподавателя есть доступ к возможностям, которые предоставляют информационно-коммуникационные технологии. Среди большого количества инструментов, можно выделить три группы:

  1. Изучение и использованиеинформации из интернета: электронные учебники, специализированные образовательные сайты, справочники и словари, программы для практической деятельности и т. д.
  2. Интерактивная подача и хранение информации: презентации, транслирование видео-роликов для многостороннего освещения темы, голосовая или видеозапись лекций и семинаров, мгновенное распространение материала между студентами и т. д.
  3. Дистанционное образование и виды коммуникации: форумы, вебинары, чаты, онлайн конференции, электронная почта и т. д.

Перечисленные инструменты обеспечивают не только быстрое распространение информации, но и непрерывную связь студентов и преподавателей, что очень важно для педагогики. Использование ИКТ в обучении помогает педагогу:

Автор: Погодаева Оксана Викторовна, педагог дополнительного образования МБУ ДО "Станция юных натуралистов", г. Новокузнецк, Кемеровской области
Описание: Статья, раскрывающая сущность основных функций информационно-коммуникационных технологий в современном образовании. Рассмотрены такие функции, как педагогическая, интенсификации учебно-воспитательного процесса, совершенствование информационно-методического обеспечения педагогической деятельности; описываются основные их составляющие компоненты. Содержание статьи основано на анализе большого числа литературных источников.
Статья может быть интересна широкому кругу педагогов учебных заведений различного звена, специалистам методической службы, студентам педагогических специальностей.
Тема: Функции информационно-коммуникационных технологий в образовании .
Цель: выявить основные функции информационно-коммуникационных технологий в современном образовании.
Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе необходимо и актуально, это обосновано в нормативных документах различного уровня, а также в работах многих авторов Т.Е. Алексеевой, А.И. Горячих, Б. Дендева, И.А. Игушевой, Н.С. Мирзахонян, О.В. Львовой и др.
В целях эффективного использования информационно-коммуникационных технологий определим их основные функций в современном образовании:
1. Педагогическая:



- обучающая – реализует основную дидактическую задачу, определяет возможности применения информационно-коммуникационных технологий на разных этапах обучения, при объяснении нового, повторении, закреплении, проверке знаний и т.д.;
- развивающая – развитие умственных способностей, мыслительных операций, творческих способностей и т.п.;
- воспитывающая – формирование моральных, личностных качеств, чувства прекрасного и т.п.;
- познавательная–получение информации, ознакомление с разными точками зрения на одну и ту же проблему;
- коммуникационная –установление коммуникационных связей с др. людьми, возможность совместной работы с ними;
- индивидуализация и дифференциация–возможность определения индивидуальных образовательных траекторий учащихся, осуществление дифференцированного подхода к учащимся с разным уровнем готовности к обучению;
- формирование информационной культуры – умение работать с различными компьютерными программами, обрабатывать информацию, осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
2. Интенсификация учебно-воспитательного процесса:



- мотивирующая – развитие любознательности, обеспечение занимательности, формирование интереса, возможность наглядного и динамичного представления сложных процессов;
- повышение качества и эффективности образовательного процесса: создание условий для самостоятельного обучения с использованием информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов;
- углубление межпредметных связей.
3. Совершенствование информационно-методического обеспечения педагогической деятельности:



- информационно-методическая поддержка педагогов и учащихся через индивидуализацию работы учителя, увеличение объема доступа лучшим разработкам педагогов - практиков в частности, и науки вообще;
- обеспечение общения и сотрудничества за счет компьютерных средств коммуникации;
- информационно-образовательная среда на основе использования компьютерных сетей (глобальных, в том числе социальных, корпоративных, локальных).
Учет и реализация данных функций позволяет использовать информационно-коммуникационные технологии в образовании комплексно и эффективно.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет педагогу организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях и сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу обучающихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации.

К ИКТ следует отнести и все виды электронных образовательных ресурсов (ЭОР):

электронные учебники и учебные пособия,

интерактивные тренажеры и лаборатории,

тестирующие системы и другие.

Использование ЭОР дает педагогам возможность углубления межпредметных связей при решении задач из различных предметных областей, актуализации выбора образовательной траектории обучающимися, что обеспечивает личностно-ориентированный подход в организации процесса обучения.

ИКТ – это и телекоммуникационные средства, через которые осуществляется учебный диалог, так необходимый при обучении. Преимуществом телекоммуникаций является и возможность объединения информационных ресурсов образовательных и научных центров, привлечения ведущих педагогов и специалистов, создания распределенной научной лаборатории и организации совместных научных экспериментов и образовательных программ.

Дидактические свойства и функции информационно-коммуникационных технологий

1. Дидактические свойства технологий представления учебной информации .

отображение и передача информации в текстовом, графическом, звуковом, видео-, анимационном формате посредством образовательных электронных ресурсов;

возможность поиска интересующей информации;

возможность закрепления полученных знаний в умениях и отработки практических навыков;

возможность оценивания полученных знаний, умений и навыков;

организация общения с преподавателем курса.

2 . Дидактические свойства технологий передачи учебной информации .

подготовка, редактирование и обработка учебной, учебно-методической, научной информации;

хранение и резервирование информации;

распространение информации в различной форме с помощью инфо-коммуникационных средств;

обеспечение доступа к информации. Возможность подключения к любым электронным банкам и базам данных учебного назначения для получения интересующей информации;

загрузка информации с различных носителей.

3. Дидактические свойства технологий организации учебного процесса.

асинхронный обмен информацией (текстовой, графической, звуковой) между педагогом и обучающимися. Возможность организации консультаций, форм контроля и т.д.;

хранение информации в течение неограниченно долгого времени, готовой к передаче по запросу обучающегося;

подготовка и редактирование текстовой информации;

распечатка текстов для использования в учебно-воспитательном процессе;

демонстрация текстов, графики на экране, позволяющая организовать групповое участие обучающихся в обсуждении и интерпретации информации.

прием информации от обучающегося в комфортном для него режиме;

синхронный обмен информацией преподавателя с обучающимися.

Возможность проведения разных форм учебной деятельности; возможность демонстрации учебной информации в графической, мультимедийной форме, проведения экспериментов, постановки опытов, позволяющей организовать групповое участие в обсуждении и интерпретации информации.

Под дидактическими функциями понимается внешнее проявление свойств средств обучения, используемых в учебно-воспитательном процессе для решения образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Дидактические функции информационно-коммуникационных технологий во многом определены их интерактивностью, обусловленной гипертекстовыми и мультимедиа технологиями, что дает основание говорить о переходе на качественно иной уровень передачи информации.

Дидактические функции электронного образовательного ресурса:

индивидуализация и дифференциация процесса обучения

осуществления контроля и самоконтроля знаний с диагностикой ошибок

закрепление полученных знаний в умениях и навыках

облегчение понимания и запоминания информации

Огромные возможности для поиска необходимой учебной информации и сопровождения учебного процесса предоставляет сеть Интернет и телекоммуникационные технологии. Уже накопленный опыт использования этих технологий позволяет говорить о следующих дидактических функциях:

организация различного рода совместных исследовательских работ обучающихся, преподавателей, научных работников из различных научных и учебных центров одного или разных регионов или даже разных стран;

организация дистанционного обучения по образовательным программам для разных категорий обучающихся;

оперативный обмен информацией, идеями, планами по интересующим участников совместных проектов вопросам, темам для расширения их кругозора и повышения культурного уровня;

формирование у обучающихся и педагогов коммуникативных навыков, культуры общения, что предполагает с их стороны умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относиться к мнению партнеров, умение вести дискуссию, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение другого;

формирование навыков исследовательской деятельности, моделируя работу по проведению эксперимента в научной лаборатории, творческой мастерской и т.д.;

создание подлинно языковой среды (в условиях совместных международных телекоммуникационных проектов, телеконференций), способствующей формированию естественной потребности в общении на иностранном языке и отсюда - потребности в изучении иностранных языков;

способствование культурному, гуманитарному развитию учащихся на основе приобщения к самой широкой информации культурного, этнического, гуманистического плана;

формирование умений консолидировать информацию из разнообразных источников (информационных банков данных, электронных каталогов и библиотек), обрабатывать ее с помощью современных компьютерных технологий, хранить и передавать информацию.

Успех использования ИКТ в учебном процессе во многом зависит от ряда факторов:

от надежности и возможностей используемой техники, программных средств;

от подлинного интереса участников совместного проекта, исследования к избранной теме;

от возможности и умения пользоваться удаленными информационными базами данных;

от умения работы за компьютером;

от общего руководства и координации со стороны педагога;

от практического внедрения полученных результатов;

от мотивации обучающихся к использованию ИКТ.

Однако, характеризуя дидактические функции ИКТ, не следует забывать о том, что сами по себе технологии малоэффективны и успешны для обучения, если за ними не стоит методических разработок по их включению в учебный процесс, если нет четко сформулированных целей, которые должны быть достигнуты при их использовании, разработанной программы обучения и т.д. Любая информационная технология должна органично интегрироваться в общую педагогическую концепцию, в учебно-воспитательный процесс, где наряду с данным подходом к образованию и в сочетании с ним используются разнообразные методы и средства обучения, в том числе и традиционные. Другими словами, речь идет об органичном единстве информационных и педагогических технологий для решения современных задач системы образования.

Похожие документы:

Информационно-коммуникационные технологии в коррекционно-образовательном процессе

. . Под информационно-коммуникационными технологиями обычно понимают . в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление . синтеза признаков и свойств обучаемых объектов, их . – активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребенка .

Теория и методика обучения математике: Использование современных информационных и коммуникационных технологий. 5 Ми 10 семестр. Примерный перечень экзаменационных вопросов

. информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс. 4. Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование. 5. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий .

Программа дисциплины опд. Ф. 09 Информационные технологии в образовании для специальностей 050708. 65 Педагогика и методика начального образования

. и коммуникационных технологий в образовании Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эволюция информационных и коммуникационных технологий. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий. Формирование .

. подготовки дидактических средств . использованием информационно-коммуникационных технологий и . функциям. Администратор - пользователь с привилегированными правами доступа. Адрес URL - Унифицированный указатель информационного . мыши, выбрать "Свойства", а в .

Информационный бюллетень 2013

. Основные функции учебно- . - это дидактическое и технологическое . информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной . продукционных свойств гидробионтов, .

Слово " технология " имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.


Дадим определение понятию “средства ИКТ”, которое является одним из центральных в данном разделе энциклопедии.

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ):программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей.


К средствам ИКТ относятся:

  1. ЭВМ,
  2. ПЭВМ;
  3. комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов;
  4. информационные сети;
  5. устройства ввода-вывода информации;
  6. средства и устройства манипулирования текстовой, графической, аудиовизуальной информацией;
  7. средства архивного хранения больших объемов информации;
  8. устройства для преобразования данных из , текстовой, графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно;
  9. системы искусственного интеллекта;
  10. системы машинной графики;
  11. программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.);
  12. современные средства связи, обеспечиваю­щие информационное взаимодействие пользователей как, на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и на глобальном (в рамках Всемирной информационной сети Интернет);
  13. электронные средства образовательного назначения, реализованные на базе технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ:

  1. текстовые процессоры,
  2. электронные таблицы,
  3. программы подготовки презентаций,
  4. системы управления базами данных,
  5. органайзеры,
  6. графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет – всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ – Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Читайте также: