Конспект сочинения 4 класс подготовительный этап

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Развивающие: способствовать развитию связной письменной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-образного мышления, орфографической и пунктуационной грамотности, выделять главное, определять главную мысль , каллиграфических навыков письма при написании сочинения.

Воспитательные: средствами учебного занятия воспитывать бережное отношение к природе, содействовать воспитанию эстетических чувств, позитивного отношения к окружающему миру; интерес к русскому языку, к родному слову, бережное отношение к родному языку , трудолюбия, аккуратности, чувства ответственности.

Здоровьесберегающие: соблюдение СанПиН, гигиенических условий в кабинете, чередование видов деятельности применение на уроке ТСО в соответствии с гигиеническими нормами, проведение физминутки.

Планируемые УУД:

Личностные: воспитание интереса к предмету, формирование положительной мотивации к обучению и познанию, воспитание личностных качеств: аккуратности, ответственности, трудолюбия, волевых качеств, воспитание уважительного, бережного отношения к родному языку.

Метапредметные:

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умения выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку и самооценку результативности; развитие самостоятельности, осуществление пошагового контроля по ходу выполнения заданий под руководством учителя.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: умения построения монологической и диалогической речи, умения слушать, понимать обращённую речь, следовать инструкциям, отвечать на вопросы; адекватно реагировать на замечания учителя.

Формирование познавательных универсальных учебных действий : умения находить наиболее эффективные способы решения орфографических задач, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать.

Предметные: умение правильно писать и подбирать проверочные слова, различать зависимые и второстепенные члены предложения, умение работать с текстом, выражать собственное мнение, аргументировать его с учетом ситуации общения.

Основные образовательные ресурсы: белые листы бумаги, индивидуальные карточки с заданием, иллюстрация осени.

Организация начала урока.

1. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Сегодня урок русского языка проведу у вас я, меня зовут Надежда Владиславовна.

2. Проверка готовности к уроку.

- Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: учебник, тетрадь, ручка и простой карандаш.

3. Мотивация к обучению и познанию.

- Перед началом нашего урока, давайте встанем ровно, выпрямим спину и настроимся на урок.

- Повторяем за мной:

Я сегодня молодец!

На уроке – удалец,

Спинку ровненько держу,

Все я знаю, все смогу, все красиво напишу!

Открытие темы урока. Целеполагание.

- Чем хороша осень?

- Назовите приметы осени.

- Прочтём стихотворение (хоровое чтение в пол голоса)

Туча небо кроет,

Солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Дождик моросит. (А. Плещеев)

- Какое настроение вызывают у вас эти строки? Почему?

- Какие слова рассказали о грустной и дождливой осени?

Осень. Вода в реке потемнела. Небо покрылось тяжёлыми серыми облаками. Часто идёт мелкий осенний дождь. Холодный ветер обрывает последнюю листву с деревьев. Покраснела осина, дрожит от осеннего холода. Трепещет жёлтой листвой берёза. Потянулись на юг журавли. Их прощальный крик далеко разносит по степи ветер.

- Расскажите какие картинки можно нарисовать к тексту

- Красные, жёлтые листья падают, вьются, летят. В садах и в лесах листопад. Осенний холод уже окрасил листья в разноцветные краски, а осенний ветерок погнал их по дорожкам сада.

- Холодно. Сыро. Небо серое, неприветливое, хмурое. Часто идут дожди. Это пришла осень.

- Чем ещё можно дополнить этот рассказ из своих наблюдений?

- Рассмотрите картинку. Расскажите, какое небо, деревья, осень?

- Кто же догадался, как звучит тема нашего урока?

- Про что вы будете писать в сочинении? (про осень, листья, как природа готовится ко сну, краски осени)

Открытие новых умений и знаний.

- Обратите внимание на план сочинения (на доске):

- Подумайте, что можно написать во вступлении?
- Что напишем в основной части?
- И в заключении?

- Прочитайте опорные слова. Напишите по опорным словам сочинение.

Осень, красивый лес, красные и жёлтые листья, вьются, летят, осенний холод, разноцветные краски.

Дождь, утро, тонкий ледок, лужи, как прозрачное зеркало, на траве, иней, холодно, пришла осень.

Физкультминутка.

И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п.

И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями

И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону.

Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.

Открытие новых умений и знаний (продолжение)

Самостоятельное письмо сочинения.

- Сколько должно получиться красных строк в сочинении?

- Опираемся на план сочинения. Сначала пишем название сочинения:

Самопроверка

– Каждый из вас старался воспроизвести текст по памяти, правильно его оформить на письме. Прочтите ещё раз свою запись и постарайтесь проанализировать, все ли у вас получилось.


Содержимое разработки

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия имени А.Яковлева

Разработала: Гиренко Л.Г., учитель начальных классов

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Форма урока: урок-исследование

Задачи:

Формировать потребность делиться своими впечатлениями и наблюдениями с помощью слов из личного словарика.

Развивать воссоздающее воображение

Воспитывать чувство патриотизма и любовь к Родине..

Этапы урока

Деятельность учеников/ формы работы

Организационный.

Вопрос: Какой приближается самый почитаемый праздник для россиян? ( День Победы)

Что вы знаете об этом празднике?

Учитель: Все дальше уходит от нас 9 мая 1945 года, но мы по-прежнему помним, какой ценой досталась победа.

Вопрос: Назовите однокоренные слова к слову ПОБЕДА? (победить, победитель)

Победитель по Ожегову: - Тот, кто победил, одержал победу (Победить: одержать верх над кем-либо в сражении, состязании, противостоянии, то же, что преодолеть, превозмочь; побороть

Постановки цели. Тема урока…. Как вы думаете, какие у нас цели?

Актуализация знаний.

1 группа – Ожегов

2 гр – секрет слова

4 гр – как выглядит?

Введение знаний.

Синквейн к слову.

Музыкальная страничка. Слушаем музыку Шостаковича, поделитесь ощущениями.

Мы можем быть победителями? В каком случае?

Слушают музыку, рассматривают фото,

Первичное закрепление.

Работа в группах:

1 и №2 – реклама победителю- гимназисту 4 а класса.(опора на личный словарик)

3 и №4 – комплименты победителю- гимназисту. (опора на личный словарик)

Сценка. Победитель и неудачник.

У победителей всегда есть программа. У неудачников есть предлог.

Победитель в каждой проблеме видит ответ. Неудачник в каждом ответе видит проблему.

Работа с личными словариками

Систематизации знаний

Как вы представляете победителя?

Почему не все люди могут быть победителями?

Раскрытие темы: полностью раскрыл тему сочинения.
Тема раскрыта не полностью (иногда встречаются отступления, ненужные подробности, неточности, запутана мысль).
Тема не раскрыта.

Композиция текста (строение, расположение частей текста)
Композиция текста выстроена логично, последовательно.
Композиция текста не совсем последовательна.
Текст сочинения построен не логично.

Использование опорных слов опорные слова используются уместно.
Опорные слова используются учеником, но не всегда уместно.
Опорные слова либо не используются, либо наблюдается их чрезмерное нагромождение.

Заключение:
Высокий уровень – ученик полностью раскрыл тему сочинения, удачно построил композицию текста, использовал опорные слова к месту.

Средний уровень – ученик не раскрыл тему полностью, имеют место отступления от темы, опорные слова используются не всегда.

Низкий уровень – ученик не раскрыл тему сочинения, текст сбивчив, опорные слова или не используются, или наблюдается их переизбыток.

Словарик: победи́ть кого, осиливать, одолевать, превозмогать, побороть, смирять, покорять, мужественный, отважный, бесстрашный, неустрашимый, доблестный, не робкого десятка,

Доблесть – отвага.

Доблесть: высшая добродетель; стойкость, благородство, великодушие.

Великодушие- бескорыстная уступчивость, снисходительность, отсутствие злопамятства, способность жертвовать своими интересами ради других людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку для учеников 4 класса.

Использовать средства выразительности для описания своих наблюдений.

Формировать навыки орфографической зоркости, устойчивого внимания.

Развивать способности точного употребления слов в устной и письменной речи, умение строить речь в определенной композиционной форме.

Воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности, любовь к природе.

Предварительная подготовка к уроку:

экскурсия в осенний лес

1. Предусматривается знакомство учащихся с изменением окраски листьев на деревьях и кустарниках осень. Для ознакомления с этим вопросом на экскурсии в природу, учитель предлагает детям найти и назвать знакомые им деревья и кустарники. Далее работа может идти следующим образом:
- Рассмотрите листья этого дерева.
- Какого они цвета?
Для этого надо посоветовать, чтобы каждый ребёнок выбрал для наблюдения 1-2 листочка и рассмотреть его в деталях. Полезно предложить детям посмотреть на форму, окраску выбранного им листа. Потом закрыть глаза и представить его. Затем учитель предлагает вспомнить, какими были листья на этих деревьях и кустарниках летом. Теперь следует предложить сравнить летние и осенние листья, найти в них отличия и сделать вывод об изменениях окраске листьев с приходом осени. Такой приём делает наблюдение более точным, детальным.

2. Прием фиксации наблюдений. Это могут быть зарисовки в тетрадях, раскрашивание чёрно-белых рисунков и т.д. Выполнять рисунки можно по памяти или с натуры. При этом учитель должен требовать, чтобы рисунок был как можно ближе к оригиналу. Это заставляет детей внимательно наблюдать предмет, всматриваться в его детали, подмечать подробности, проводить повторные наблюдения.

3.Приём имитации учениками движений, звуков предметов и явлений природы. Учитель предлагает послушать природу так внимательно, чтобы этот звук можно было повторить. Например, можно повторить, как машут крыльями птицы во время полёта, звук сильно ветра, как падает листок с дерева и т.п.

4. Развитию речи учащихся, наблюдательности может помочь использование на экскурсиях в природу народных примет, пословиц, поговорок, загадок. Это активизирует познавательную деятельность младших школьников.

беседа об осенних изменениях в природе на уроках окружающего мира

беседа на уроке ИЗО о жанре пейзажа

Если видишь на картине,

Нарисована река,

Живописные долины

И дремучие леса,

Белокурые березки

Или старый крепкй дуб,

Или вьюга, или ливень,

Или солнечный денёк.

Нарисованный быть может

Или север, или юг.

И любое время года

Мы в картине разглядим.

Не задумываясь, скажем:

Называется пейзажем!

Итак, пейзаж – это изображение природы.

Природа всей нашей планеты очень красива и разнообразна. Есть красота гор – величественных и неприступных. Высоко, закрывая небо, громоздятся их темные силуэты, неожиданно и ярко освещённые солнцем.

Надо научиться понимать особую красоту бесконечных просторов степей и даже желто-серых пустынь с огромным небом и плотным, как бы разноцветным воздухом.

Но самая красивая природа для человека там, где он родился и вырос. Этот край он видит в любое время, и знает свои места как родного человека.

И очень многое, что не заметит и не поймет путешественник, известно тому, кто здесь живет и трудится.

Много интересного вы рассказали о нашей Родине, о её красоте.

Наша природа-красавица часто меняет наряды.

Четверо художников,

Столько же картин.

Белой краской выкрасил

Всё подряд один.

Лес и поле белые,

У осин заснеженных

Ветки, как рога…

О каком времени года говорит поэтесса Е. Трутнева ?

Совершенно верно, о красавице-зиме.

У второго – синие

Небо и ручьи.

В синих лужах плещутся

Стайкой воробьи.

На снегу прозрачные

Льдинки-кружева.

Первые проталинки,

Первая трава.

А это что за время года ? Конечно же весна.

На картине третьего

Красок и не счесть:

Желтая, зеленая,

Голубая есть…

Лес и поле в зелени,

Белые. Пушистые

В небе облака.

Какое это время года ? Да, это яркое лето.

А четвертый золотом

Расписал сады,

Нивы урожайные,

Спелые плоды…

Всюду бусы-ягоды

Зреют по лесам.

Кто же те художники?

Догадайся сам!

Догадались, ребята? Конечно же это осень.

Так описывают родную природу поэты. Давайте теперь посмотрим, как же её изображают наши известные художники. Художник, рисующий природу, называется пейзажистом.(рассматриваем репродукции картин известных пейзажистов)

I. Мотивация.

Ребята, что вы заметили сегодня, когда шли в школу?

(Земля замерзла; на деревьях почти нет листьев, а вчера шел маленький снежок).

О чем это говорит?

(Что скоро будет зима).

А совсем недавно мы с вами шли в школу, на 1-е сентября и была совсем другая погода. Какая?

(Все было зеленым; солнышко светило и т.д.).

Но мы, ребята, с вами наблюдали за природой все это время и видели ее изменения!

(Что деревья меняли свой наряд и т.д.).

Как вы считаете, какая задача сегодня стоит перед вами?

(Описать то, что наблюдали; какие изменения произошли в природе осенью)

Почему важно было наблюдать?

(Чтобы написать сочинение о чувствах, вызванных этим явлением)

А кроме наблюдений, где мы еще встречались с осенью?

( ходили на экскурсии, читали стихи и т.д.)

III. Чтение стихотворений (отрывки).

1. Ходит осень по дорожке,

Прочила в лужах ножки.

Льют дожди, и нет просвета,

Затерялось где – то лето.

Ходит осень, бродит осень.

Ветер с клена листья сбросит

Под ногами коврик новый,

Желто – розовый – кленовый. (В. Авдиенко)

О чем говорится в этом стихотворении?

(Что осень – унылая, но очаровательная пора)

2. Лес, точно терем расписной…

(до слов…Лес пахнет дубом и сосной…) И. Бунин

Что вы представили себе, слушая это стихотворение?

(Обычно осень – время увядания природы, а здесь очарование огненно – золотистого и багряного цветов. Мы ощущаем прозрачный и бодрящий воздух)

А с чем сравнивает поэт лес?

IV. Языковая подготовка.

В стихотворении говорится, что деревья приобрели разноцветные краски. А за какими деревьями вам пришлось наблюдать?

Что вы можете сказать про березу?

(с нее листочки сыплются; резные листочки; сыплются, как дождь, потому что их на березке много и они мелкие)

(листочки похожи на лесные фигурки; листья плавают медленно, плавно, потому что они крупные)

За ивой наблюдали.

(листочки ивы словно рыбки плавают в воздухе, как золотые мальки)

Ребята, а что вы можете сказать о листьях осенью?

А какие еще слова, вызывающие действия, можно будет использовать в своей работе?

(листочки кружатся, летят, качаются на паутинках, скачут, плывут и т.д.)

Да, полетели листья по ветру, как птицы; запрыгали белками по сучкам, понеслись, как куницы по земле.

Ребята, а что вы можете сказать о земле?

(укрыта золотым ковром и т.д.)

А про воздух, что вы можете сказать?

(он бодрящий, холодный и т.д.)

А если прислушаться, что еще можно услышать осенью?

(как листья скребутся, шелестят, шуршат под ногами)

Вывод: Да, только осенью можно по – настоящему оценить красоту деревьев. Эту красоту воспевали не только поэты, но и художники.

V. Подготовка к написанию сочинения. Составление плана сочинения.

Итак, мы с вами наблюдали за погодой, читали стихи, ходили на экскурсии, собирали языковой материал по теме, и сейчас будем писать сочинение. Но сначала составим структуру сочинения.

Урок русского языка на тему

Цель: формирование умения самостоятельно писать сочинение с элементами описания.

Ø учить строить предложения, из них составлять связный текст;

Ø обогащать словарный запас;

Ø развитие связной речи (устной и письменной);

Ø развитие воображения, памяти, внимания, самостоятельности, орфографической зоркости;

Ø воспитание любви, бережного отношения к природе;

2.Актуализация опорных знаний.

- Письмо слов под диктовку:

Одиннадцать, двенадцать, восемь, пейзаж, портрет, искусство, забавный, лиловый, фиолетовый, изложение, сочинение.

(1 ученик работает у доски, остальные пишут в тетрадях. Проверка: ученик-консультант проверяет на доске, остальные - взаимопроверка по словарю.)

- В какие группы можно объединить, докажите.

- Для чего надо знать правописание словарных слов?

-Назовите, какой частью речи являются словарные слова.

3. Постановка проблемы.

- Работа с Толковым словарем Ожегова.

- Назовите тему урока. Как вы догадались? (д.з подготовиться к сочинению)

- Какие цели поставим на урок?

- Чему будем учиться сегодня на уроке?

- Какой материал вы подобрали для сочинений?

- Для чего понадобиться?

- Зачем уметь писать сочинения?

Писать сочинение — совсем не сложное, а даже увлекательное занятие. Любое сочине­ние всегда раскрывает своего автора как личность: рассказывает о его наблюдательности, развитии, о его чувстве юмора, наконец! Но и любая творческая работа даёт замечательную возмож­ность высказать собственное мнение, поделиться интересными наблюдениями, чувствами и впечатлениями.

4.Работа над содержанием сочинения.

1.. Проверка домашнего задания.

- Составление коллажа, зачитывание, рассматривание иллюстраций.

- Что такое коллаж?

-Воспользуйтесь Интернетом, узнайте значение слова коллаж.

2)Работа в группах.

1 группа – подберите к существительным прилагательные.

долгожданная, тёплая, радостная

яркое, ласковое, тёплое

белые, пушистые, воздушные

маленькие, зелёные, блестящие, липкие

первые, маленькие, нежные, душистые

ü 2 группа – разделите слова для переноса.

Наступила, подснежники, облака, маленькие, солнце, листочки.

ü 3 группа – подберите к словам синонимы.

-Какие слова называем синонимами?

Все задание собирается в общую таблицу.

долгожданная, тёплая, радостная

Деление слов для переноса

яркое, ласковое, тёплое

выглянуло, пригрело, улыбнулось

белые, пушистые, воздушные

маленькие, зелёные, блестящие, липкие

выглянуло

о блака

проталинки

подснежники

долгожданная

появились

бегут, поют, звенят

первые, маленькие, нежные, душистые

- Какая картина понравилась больше всего, почему? Опишите увиденное.

2.Основная часть

3.Заключение

4. Ошибки, допускаемые в сочинениях.

Распространённые грамматические ошибки и недочёты

4. Ошибка в управлении: «Добро побеждает над злом (надо: побеждает зло).

5.Физминутка.

6. Орфографическая подготовка.

- При написании сочинения необходимо знать правила. Какие часто встречаются? Повторите? Если вам встретятся трудные по написанию слова, можете обратиться к орфографическому словарю.

7. Самостоятельная работа.

-Запись текста в тетрадь. (15мин)

Первая пьеса из весеннего цикла посвящена марту, когда из-под снега пробиваются нежные и хрупкие цветы, возвращаются из теплых краев птицы, а на проталинах в лесу щебечет жаворонок, согревшийся под ласковыми лучами солнца. Пение жаворонка символизирует весну, поэтому лиричная и неторопливая мелодия напоминает перекличку птиц, свободный полет над родными просторами и создает легкое, немного грустное и мечтательное настроение. Легкие трели постепенно стихают, в лесу наступает ночь, и всё замирает в ожидании следующего дня.

- Во время работы оказывается индивидуальная помощь.

-Слабым учащимся предлагается карточка- помощник с вопросами по тексту сочинения.

8. Самопроверка работ.

При проверке сочинений учащиеся пользуются планом.

- Вернёмся к цели нашего урока, удалось ли вам её достичь?

- Поделитесь своими впечатлениями от урока.

Чем понравился урок?

С какими трудностями столкнулись?

Довольны ли своей работой на уроке?

10 Рефлексия.

· Я все понял и могу объяснить другому. Зеленый цвет

· Я все понял. Оранжевый

· У меня остались вопросы. Красный

11. Домашнее задание : по выбору – выполнить рисунок к своему сочинению; продолжить или закончить свой рассказ.

Читайте также: