Фразеологізми 5 клас конспект уроку

Обновлено: 05.07.2024

Фразеологические обороты украшают речь, делают её выразительной, образной. Они, по словам Белинского, составляют “народную физиономию языка” (обращаемся к эпиграфу). Сегодня мы проведём занятие, на котором вы сможете вспомнить известные вам фразеологические обороты.

II. Подготовка к обобщению понятий по изучаемой теме

Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”.

Ребёнок не знал, что в языке есть фразеологизмы. А вы, ребята, уже имеете представление об этой теме. Гонять лодыря мы на уроке не будем, а вспомним, что же такое фразеологизмы.

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.

В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.

III. Обобщение изученного

Умеете ли вы отличать фразеологизмы от свободных словосочетаний?

Давайте сыграем в игру “Аплодисменты”.

Отметьте хлопком фразеологический оборот.

золотые зубы, медвежья берлога, медвежья услуга, волчий аппетит, дрова разгорелись, глаза разгорелись, приходить в школу, волчий хвост, сбивать с толку, сбивать с дерева, горькая правда, задрать нос, приходить в голову, горькое лекарство.

В работе над темой нам поможет Тетрадь по фразеологии, в которой мы выполним ряд заданий.

Вспомните лексическое значение фразеологических сочетаний, данных в задании 1.

Найдите фразеологизм и его значение. Соедините линией соответствие.

а) устать
б) перекусить
в) мешать
г) победить, превзойти
1) заткнуть за пояс
2) заморить червячка
3) волочить ноги
4) вставлять палки в колёса

Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют синонимы. Найдите в задании 2 фразеологизмы-синонимы.

Бить баклуши –
Водить за нос –
Зарубить на носу –
С гулькин нос –

Слова для справок: лодыря гонять, намотать на ус, обвести вокруг пальца, кот наплакал.

Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют антонимы. Найдите в задании 3 фразеологизмы-антонимы.

Заварить кашу –
Во весь дух –
Душа в душу –

Слова для справок: расхлёбывать кашу, через час по чайной ложке, как кошка с собакой.

  • тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост
  • наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму
  • заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить
  • кот наплакал – довести кота до слёз
  • подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку
  • показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку
  • кот наплакал – много
  • спустя рукава – прилежно
  • мартышкин труд – бесполезная работа
  • знать назубок – наизусть
  • во весь дух – очень медленно
  • от доски до доски – от начала до конца
  • с гулькин нос – мало
  • горе луковое – талантливый человек
  • при царе Горохе – очень давно

– О каких фразеологизмах напомнили вам фотографии животных?

Ученики, правильно назвавшие фразеологизм, выходят к доске и читают о том, почему мы так говорим, приводят примеры употребления фразеологизмов в речи.

  • Паша хватается за несколько дел сразу, ни одно до конца не доводит, забывает народную мудрость: “За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь”.

Ты знаешь пословицу: ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ – НИ ОДНОГО НЕ ПОЙМАЕШЬ? Именно она и дала жизнь фразеологизму погнаться за двумя зайцами.

  • Вот глухая тетеря, пять раз повторил, а ты не слышишь.

Оказывается, в выражении глухая тетеря отразился важный для прошлой жизни трудовой процесс – охота. По наблюдениям охотников, тетерева во время токования не слышат ничего вокруг, даже приближения к ним людей.

Эй, глухие вы тетери,
Дверь откройте поскорее!
Здесь стоим уж пять минут,
Ждём, когда нам отопрут.

  • Целый день мать крутилась как белка в колесе; варила обед, стирала, убирала.

Ты читал басню И.А.Крылова “Белка”? Белка, посаженная в колесо-клетку, своим бегом вертит его, но сама нисколько не продвигается вперёд. Из басни и пошло выражение вертеться как белка в колесе.

У Агаты день рожденья,
Будет полон дом друзей.
Много нужно ей успеть,
Всех хлопот не перечесть.
Вот и вертится Агата,
Словно белка в колесе.

Работа в группах

Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм! Удачи!

Шесть загадок волшебного сундучка (ложка, лук, тарелка, решето, дудка, мешок).

  • Ею кофе, чай мешают и медленное действие совершают. Что это?
  • С этим овощем дружит горе. Что это?
  • В какой посуде чувствуют себя неловко?
  • В этой посуде воду не носят, зато в ней полно чудес. Что это?
  • Под какой музыкальный инструмент плясать никому не хочется?
  • В нём можно купить кота, но не утаишь шила. Что это?
  • Через час по чайной ложке – помалу, очень медленно, долго (о чьём-либо медленном действии).
  • Горе луковое – незадачливый, нерасторопный человек.
  • Быть не в своей тарелке – быть в плохом, подавленном настроении, чувствовать неловкость.
  • Чудеса в решете – невероятно, необыкновенно; о чём-либо необыкновенном, странном.
  • Плясать под чужую дудку – действовать не по своей воле, а по произволу другого, во всём подчиняться кому-либо.
  • Купить кота в мешке – приобрести неизвестно что.

Работа в группах. Кроссворд “Фразеологизмы”.

– Какие слова пропущены в этих выражениях? Подсказка: эти слова – имена прилагательные.

По горизонтали:

1.Горе … . 6. По … велению. 7. … вопрос. 9. Во всю … . 12. … строка. 13.Через час по … ложке. 14. … верста. 18. … угол. 20. Вывести на … воду. 21. … труд. 22. Глаза на …месте. 23. … тетеря.

По вертикали:

2. … слёзы. 3. Плясать под …дудку. 4. С … нос. 5. Отложить в … ящик. 8. … доля. 10. Шут … . 11. … коню в зубы не смотрят. 15. На … небе. 16. … память. 17. На … ногу. 19. Избушка на … ножках.

Работа с текстом

Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!

  1. На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.
  2. Встать с левой ноги – быть в плохом настроении.
  3. Со всех ног – очень быстро, стремительно (бежать).
  4. Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.
  5. Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывает у кого-либо.
  6. Ноги не будет – кто-либо никогда не приедет, перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.

Работа в парах

Мы побываем в зимнем лесу. Перед вами картина И.И.Шишкина. Как она называется, вы узнаете, когда выполните задание.

Задание.

Перемешались фразеологизмы, попробуйте навести порядок: подберите к словам из правого столбика слова из левого столбика так, чтобы они образовали устойчивые выражения. По первым буквам левого столбика прочитайте название картины Ивана Шишкина.

Слова левого столбика Слова правого столбика
Играть
Мартышкин
Ахиллесова
Замести
следы
на нервах
труд
пята

Замести следы, играть на нервах, мартышкин труд, ахиллесова пята. Картина “Зима”.

Картинная галерея

По рисунку отгадай фразеологизм (мы увидим, что было бы, если бы мы понимали некоторые устойчивые выражения буквально).

Ни рыба ни мясо, чесать язык, сесть в лужу, зарубить на носу, медвежья услуга, купить кота в мешке.

Самостоятельная работа

Очень часто в ЕГЭ по русскому языку встречаются задания, в которых требуется найти предложение с фразеологизмом.

1. В каком случае выражение является фразеологизмом?

1) чёрный муравей
2) белая ворона
3) белый заяц
4) рыжий лев

2. Какая пара фразеологизмов не является антонимами?

1) рукой подать, за тридевять земель
2) семи пядей во лбу, звезд с неба не хватает
3) капля в море, как с гуся вода
4) воспрянуть духом, повесить голову

3. Какой фразеологический оборот имеет значение “от скуки”?

1) от случая к случаю
2) от нечего делать
3) от чистого сердца
4) от корки до корки

IV. Итоги урока

Мои достижения в изучении темы “Фразеологизмы”.

Я знаю понятие фразеологического оборота
отличие устойчивого выражения от слова
Я умею давать толкование лексического значения фразеологизма
подбирать фразеологические синонимы
подбирать фразеологические антонимы
находить фразеологизмы в тексте
составлять предложения с фразеологизмами

V. Домашнее задание

Я раздам вам буклеты с заданиями по фразеологии, а вы выполните понравившиеся задания. Надеюсь, что все чувствовали себя на уроке удобно, были в своей тарелке и кое-что зарубили себе на носу. А я на седьмом небе от общения с вами.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с понятием фразеологизма как устойчивого сочетания слов, способствовать умению опознавать фразеологические обороты, объяснять лексические значения наиболее употребляемых фразеологизмов, развивать культуру речи, творческие способности детей, умения сопоставлять, делать выводы, развивать интерес к урокам русского языка.

Предметные: ученик овладеет основными понятиями фразеологии, опознает фразеологические обороты, различает свободные сочетания слов и фразеологизмы.

Регулятивные: вносит необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использует предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата

Познавательные: осуществляет анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные: строит монологическое высказывание, владеет диалогической формой речи.

Личностные: проявляет познавательный интерес к новым знаниям

I. Организационный момент.

1.Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Актуализация знаний.

Запись словосочетаний орфографического тренинга, толкование их значений.

Постановка учебной задачи: можно ли понимать записанные сочетания слов буквально?

II. Создание проблемной ситуации.

На парте у каждого из вас лежат иллюстрации, посмотрите, пожалуйста, внимательно на них и попытайтесь сформулировать в нескольких фразах устно, что изображено.

Дети предлагают свои варианты, приходят к выводу, что на рисунках запечатлены ситуации, которые в жизни не могли бы произойти, их смысл не прямой, а переносный.

III. Формулирование темы и цели урока.

-Как рождаются фразеологизмы?

Давайте определим цели урока. Чему должны научиться?

IV. Изучение нового материала.

Посмотрите внимательно на карточки, на них записаны словосочетания:

Золотые руки, золотые зубы, дрова разгорелись, глаза разгорелись, волчий аппетит, сбивать с толку, волчий хвост, сбивать с дерева, задрать нос, горькое лекарство, горькая правда.

Выпишите в тетрадь только те словосочетания, которые употреблены в переносном значении, дайте их лексическое толкование. Проверяем выполнение задания (один из учеников читает подходящие словосочетания, одноклассники, при необходимости, вносят свои замечания). Ученики вспоминают, когда слово употребляется в переносном значении.

Далее ребята знакомятся с фразеологическими сочетаниями, записанными на доске:

1. На руках носить А) Своим горбом жить

2. На чужой шее сидеть Б) Держать в ежовых рукавицах

3. Лясы точить В) Держать язык за зубами

4. Сидеть сложа руки Г) Работать засучив рукава

Задание: ребята, укажите фразеологизмы из 1-го и 2-го столбиков, которые являются по отношению друг к другу антонимами (ученики вспоминают определение антонимов), дать лексическое значение некоторым из них.

Работа с предложением Мама нас похвалила, потому что мы днём трудились до седьмого пота.

Задание: найти в предложении фразеологизм, дать его лексическое значение,

- Как выделяются фразеологизмы в предложении?

- Что нельзя делать со словами внутри фразеологизма?

( фразеологические сочетания являются одним членом предложения, внутри фразеологического сочетания нельзя убирать слова, так как фразеологизм потеряет своё значение.)

Ребята, давайте отдохнем.

Поработать вам пора.

Бить баклуши очень стыдно,

Да и в лужу сесть обидно.

Надеюсь, вы уже заметили в содержании стишка интересные выражения? Какие?

б) Работа в группах.

– Сейчас каждая группа получит карточку, с записанным на ней выражением, фразой.

Обсудите в группе и дайте объяснение смысла предложенной фразе.

Держать язык за зубами. (Молчать)

Кашу не сваришь. (Нельзя договориться)

Засучив рукава. (Старательно, не жалея сил)

Спустя рукава. (Небрежно, кое-как)

Прийти к шапочному разбору. (Опоздать)

Бить баклуши. (Ничего не делать)

в) Проверка работы групп.

Кто справился и нашел объяснение предложенному выражению?

Толкование слов, истории о происхождении многих интересных фразеологических оборотов можно узнать в книге “Почему мы так говорим” или во фразеологический словарь.

VI. Закрепление изученного.

Работа с текстом (текст дан на карточке каждому ученику).

Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын л(и,е)сника (к)себе. Сказал что сходим за гр(и,е)бами (по)охотимся рыбу ловить будем. Уху свар(и,е)м – пальчики оближеш(ь). Мы, конечно, обрадовались уши развесили слуша(и,е)м.

Мой братишка – так голову пот(и,е)рял от счастья. Как же! В лесу (за)ночуем пала(т,д)ки разобьём к(а,о)стёр разложим. Сын л(и,е)сника – мастер рыбу ловить, собаку на этом с(ъ,ь)ел. Не знаю, каких собак он там с(ъ,ь)ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

VII. Итог урока. Рефлексия.

С каким новым понятием мы сегодня познакомились на уроке? (фразеологизмы)

Что такое фразеологизмы?

Каким членом предложения являются фразеологизмы?

Фразеологизмы

Карточка 1.Выписать ССЧ, которые употреблены в переносном значении

Золотые руки, золотые зубы, дрова разгорелись, глаза разгорелись, волчий аппетит, сбивать с толку, волчий хвост, сбивать с дерева, задрать нос, горькое лекарство, горькая правда.

1. На руках носить А) Своим горбом жить

2. На чужой шее сидеть Б) Держать в ежовых рукавицах

3. Лясы точить В) Держать язык за зубами

4. Сидеть сложа руки Г) Работать засучив рукава

5. От рук отбиться

Карточка 3. Попались на удочку.

Пригласил нас как-то сын л(и,е)сника (к)себе. Сказал что сходим за гр(и,е)бами (по)охотимся рыбу ловить будем. Уху свар(и,е)м – пальчики оближеш(ь). Мы, конечно, обрадовались уши развесили слуша(и,е)м.

Мой братишка – так голову пот(и,е)рял от счастья. Как же! В лесу (за)ночуем пала(т,д)ки разобьём к(а,о)стёр разложим. Сын л(и,е)сника – мастер рыбу ловить, собаку на этом с(ъ,ь)ел. Не знаю, каких собак он там с(ъ,ь)ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Карточка 4. Даны слова. Подберите соответствующие фразеологизмы (соедините стрелками)

неожиданно лениво, нехотя тесно бездельничать умело работать

спустя рукава как снег на голову бить баклуши засучив рукава яблоку негде упасть

Карточка 5. Отредактируйте предложения

1 .Мой старший брат водил меня за нос по всей квартире. 2.У юноши глаза разбегались в разные стороны - он не знал, куда смотреть.

Мой дедушка – плотник. Вот уже сорок лет он живёт с бабушкой душа в душу в маленькой деревеньке, от которой рукой подать до города, и я каждый выходной езжу к ним в гости. Вся деревня обращается к деду за помощью: кому грабли сделать, кому крышу починить. Он никогда слов на ветер не бросает. Раз обещал, то обязательно сделает. Все говорят, что дедушка – мастер на все руки. А как он работает! Вкладывает душу в любое дело, и поэтому работа в его руках спорится.

Найдите и выпишите из текста все фразеологизмы и объясните их значение (устно). При необходимости использовать фразеологический словарь.

1) Замени слова фразеологизмами. 2)Объясни фразеологизмы. 3) Продолжи фразеологизм

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Дать понятие учащимся о фразеологизмах; учить отличать их от других речевых единиц в речи.

2. Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания.

Обучающие:

1. Помочь пополнить запас фразеологического словаря.

2. Обогащать словарный запас учащихся; прививать интерес к языку, оборотам речи и стремление познать неизвестное.

Воспитательные:

Воспитать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности

Тема урока: Фразеологизмы

Развивающие:

1. Дать понятие учащимся о фразеологизмах; учить отличать их от других речевых единиц в речи.

2. Развивать умения продуцировать в собственной речи устойчивые сочетания.

1. Помочь пополнить запас фразеологического словаря.

2. Обогащать словарный запас учащихся; прививать интерес к языку, оборотам речи и стремление познать неизвестное.

Воспитательные:

Воспитать любовь к русскому языку, его красоте и многозначности.

Задачи урока

2. Отработать навык нахождения фразеологизмов в речи, умение объяснять лексическое значение сочетаний.

3. Совершенствовать навыки использования устойчивых словосочетаний в речи;

4. Продолжить работу над формированием письменно - речевой деятельности путем выполнения заданий творческого вида с использованием фразеологизмов.

Форма учебной работы: классно-урочная.

Оборудование урока: интерактивная доска, словари, слайды.

1. Организационный момент.

Приветствие детей, объявление темы, целей и задач урока.

Психологический настрой и авансирование успеха. (слайд 2)

2. Проверка домашнего задания

а) Выпишите пословицы и поговорки. Назовите антонимы.

б) Устно повторить, что называется антонимом, синонимом, омонимом.

3.Объяснение новой темы.

Слово учителя. (слайд 3) Сегодня мы узнаем значение нового слова фразеологизмы, что же это такое? Разумеется, это устойчивые сочетания слов.

Я хочу рассказать интересную историю о том, как появились фразеологизмы.

Жили-были в мастерской две дужки и стержень, которые использовали и вместе и по отдельности. Но однажды рабочий взял их, включил аппарат и сварил в одну необходимую новую деталь в виде буквы Ф.

Подобное же мы видим в жизни слов. Живут- поживают слова-детали, ими пользуются по отдельности или в виде временных сочетаний, но в какой-то момент, когда возникает в этом необходимость, слова сливаются в неделимые сочетания – фразеологизмы. Например, существуют слова вода, не, разлить и фразеологизм водой не разольешь; как, провалить, земля, сквозь – как

Сквозь землю провалиться. Так из слов, вернее из сочетаний слов, рождается большинство фразеологизмов. Русский язык очень богат фразеологическими оборотами. К ним относятся пословицы, меткие яркие выражения, ставшие крылатыми.

Источники фразеологических оборотов различны. Один из них возникли на основе наблюдений человека над общественными и природными явлениями (много снега – много хлеба): другие связаны с мифологией и реальными историческими событиями (пусто словно Мамай прошел): третьи вышли из песен, сказок, загадок, литературных произведений (страшнее кошки зверя нет).

Фразеологические обороты украшают речь, делают ее выразительной, образной. Чем богаче словарный запас, тем интереснее, ярче выражает человек свои мысли. Предлагаю вам Запишите, пользуясь шифром, слова, которые кроются под следующими номерами, и вы узнаете тему нашего урока (слайд 4)
















XIV. Подведение итогов работы на уроке. Рефлексия.
- Что нового вы узнали о фразеологизмах?
- Обогатили свою речь?
- Будем использовать фразеологизмы в своей речи? Зачем?
(Записать предложение: Чем богаче словарный запас человека, тем интереснее и ярче выражает он свои мысли.)
- Оцените свою работу на уроке, используя фразеологизм из списка (слайд презентации): работать не покладая рук; засучив рукава; спустя рукава; до седьмого пота; в поте лица, ворон считал, сидел сложа руки, крутил большими пальцами, мух ловил, бил баклуши, сделал дело - гуляй смело!
-Поставьте соответствующую оценку в журнал и поднесите на подпись учителю.
XV. Д/З: п.33, упр. 261 – задания 1 и 5.

Читайте также: