Франция при старом порядке 8 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Опорный конспект № 3. Франция XVIII в.

Понятийный аппарат

Горой или монтаньярами называли – 113 депутатов верхней палаты левого крыла конвента

Жирондистами – называли 136 депутатов правого крыла конвента.

Болота или равниной – называли основную часть, конвента не входившую ни в какую, группировку.

Секуляризация – обращение государственной церковной собственности в светскую.

1.Социально-экономическое и политическое развитие Франции

В конце 18 в. Абсолютная монархия сыгравшая некогда прогрессивную роль в создании единого национального государства, теперь превратились в реакционную силу, тормозившую развитие капитализма и защищавшую интересы дворян и религиозных служителей. Расширению торговли внутри страны мешало натуральное крестьянство, что вызвало необходимость искоренение феодальных отношений. В этом были заинтересованы и крестьяне и буржуазия . Свободное развитие промышленности и торговли тормозила мелкая регламентация производство.

В 80-х годах 18 века кризис феодального абсолютизма обострился. 1787-1789г. Торгово-промышленный кризис усилился . 5 мая 1789г. Король созвал генеральные штаты (не собиравшиеся с 1614г. ) 17 июня 1789г. Депутаты третьего сословия провозгласили себя национальным собранием.

2. Начало революции во Франции

12 июля 1789г. В Париже распространилась весть об отставки Неккера. 13июля в Париже вспыхнуло восстание. 14 июня Париж в руках восставших, взятие Бастилии – ознаменовало начало Французской революции. Основным политическим достижением революции стало крушение абсолютизма. Учредительная собрание в августе 1789г. Приняло два важных акта. Декретами от 4 – 11 августа было принято решение отменить феодальную собственность на землю, передать церковные наделы правительству.

26 августа 1789г.-собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина

Декреты учредительного собрания

- Формирование буржуазного правительства

- Принцип гражданского равенства

- Отмена сословных привилегий, упразднила дворянские титулы и дворянскую наследственность.

- Уничтожение государственной регламентации цеховой системы.

- Пересмотр владений церковных служителей.

1789г. организован клуб Якобинцев. В связи с революцией появилось множество газет . Большим авторитетом пользовалась газета выпускаемая Жаном Полем Маратом

3. Падение монархии установление республики.

1792г. Пруссия и Австрия заключили военный союз против Франции. 20 апреля 1792г. Франция объявила войну Австрии. В 1792г. всей политической системе, основанной на монархической цензурной конституции, пришел конец . 10 августа 1792г. в Париже началось восстание, захвачен дворец Тюильри. Восстание 10 августа подняло революцию на новый этап. Собрание отстранила от престола Людовика 16. 20 сентября Национальный Конвент приступил к работе . 21 сентября принят декрет об уничтожении королевской власти. 22 сентября Франция объявлена республикой.

113 депутатов верхней палаты образовали левое крыло Конвента – Горой, монтаньярами.

136 депутатов правое крыло Конвента – Жирондистами.

500 депутатов не входили не в каике группировки.

21 января 1793г. Людовик 16 приговорен к смертной казни.

Зимой 1792-1793г. городские сельские массы требовали продолжения революции. Остро стояло продовольственная программа, экономическое положения народа ухудшалось. Весной 1793г. Революция вступила в новый этап кризиса. Якобинцы большинство парижских секций выразили единое мнение извергнуть жирондистов.

4 Якобинская диктатура

К политической власти после падения жирондистов пришли Якобинцы. В стране стало формироваться власть революционной диктатуры. Она решительными мерами принялось упрочивать достижения буржуазной демократической революции. 3 июня 1793г. был принят Закон о продаже населению земель небольшими участками сроком на 10 лет. 24 июня 1793г. Конвент принял новую Конституцию Франции

- Предусматривал наличие одной палаты Собрания.

- Прямую систему выборов.

- Возрастной ценз не младше 21года.

- Провозглашены демократические права и свободы

Эта Конституция удовлетворяла все требование народа но в июле – августе положения республики осложнилась. Начался продовольственный кризис. В июле 1793г. Конвент был вновь избран в качестве Общественного комитета спасения, это дало возможность расширить полномочия в стране. Робеспьер был назначен Гловой Конвента.

Социально экономической сфере Якобинская диктатура стало упорядочивать систему денежного оборота веденную под давлением 28 сентября 1793г. был издан закон об общем для всех максимуме цен. Террор. Проводимый Якобинским блоком стал повсеместным явлением в стране.

В ноябре 1793г. Конвент вел новый республиканский календарь и новую систему летоисчисление. Новый век начинался с первого дня существования республики – 22сентября 1792г. Якобинцы большое внимание уделяли народному образованию. 19 декабря 1793г. во Франции был впервые принят Декрет о бесплатном начальном всеобщем образовании.

Якобинская диктатура , обеспечить безопасность республики. Провела реформацию вех военных сил в стране. За короткий срок во Франции в первые сформировалось всеобщая национальная армия. Начало 1794г. якобинская диктатура организовало 14 армий.

Война с различными общественными группировками в кругу Якобинцев близилась к концу, внутри Якобинского блока усилились противоречии и разногласия. Все это привело что 10июня 1794г. Якобинский блок был распущен, принят закон о жестком наказании террора это создало условия для низвержения Робеспьера и его сторонников. 28 июля срочном порядке Робеспьер и его соратники гильотинированы.

5. Значение революции

- уничтожения старого порядка.

- утверждения буржуазного общества, капиталистическое развитие Франции

- Сосредоточение политической и экономической власти в руках буржуазии.

- Создания предпосылок для промышленного переворота.

Влияние идей Французской революции /идея об освобождения человека, о свободе, равенстве всех людей/ нашли отклик на всех континентах и внедрялись в Европейское общество в течение 200 лет.

6. Военно-буржуазная диктатура Наполеона Бонапарта

Четыре года правления директории явились передом социально экономической и политической неустойчивости. В это время консервативные буржуазные деятели подготовили план государственного переворота. Самым удобным человеком был Наполеон Бонапарт. Переворот открыл дорогу для установления режима личной власти Наполеона. 9 ноября 1799г. ознаменовало полную победу буржуазной революции. В мае 1804г. Наполеон провозглашен императором Франции.

-1796г. французская армия вторглась на территорию Италии.

-1797-1799г. французами на территории Италии образованны четыре республики.

- В Германии установилась гегемония Наполеона

-1801г. было подписано Люневельское соглашение согласно, которого некоторые части германии перешли Франции.

-В 1803г. был подписан Указ, согласно которому 112 государств с трех миллионным населением было решено упразднить и их земли присоединились к крупным государствам.

В 1723 году умирает регент Филипп. Король был объявлен совершеннолетним, однако вся полнота власти перешла к премьер-министру де Гонди. С 1725 по 1735 год французским государством правил кардинал Флёри. Его правление – время стабилизации во Франции. В то время, как Людовик XV предпочитал веселиться, кардинал Флёри начал реформы. Были отменены внутренние таможни, то есть сделан шаг к созданию единого внутреннего рынка. Была создана единая сеть дорог, были отменены баналитеты. Флёри ввёл трудовую повинность, то есть отныне каждый представитель третьего сословия был должен отработать свою повинность. Был установлен контроль над суммами, которые население тратит на хлеб. Кардинал покровительствовал просвещению, открывались новые университеты, при нём начинается век Просвещения.

Министром иностранных дел был назначен герцог де Шуазёль. Одновременно, Людовик XV создал собственное секретное министерство иностранных дел, политика которого не совпадала с официально проводимой политикой Французского королевства. Франция терпела одну дипломатическую неудачу за другой. В 1748 году развернулась борьба за австрийское наследство. Франция потерпела сокрушительное поражение.

Во Франции нарастал экономический кризис, расходы на содержание двора превышали все допустимые объёмы. Это вызывало широкий резонанс в обществе.

Король не доверял своему сыну. Дофин был, по мнению отца, излишне спокойным и семейным. Король пытался отнять у сына право на воспитание своих шестерых внуков.

В 1774 году на престол взошёл второй сын Людовика XV под именем Людовика XVI.

Промышленный переворот - это … переход от ручного труда к машинному, от мануфактур к фабрикам.

Людовик XVIII (1814 – 1824) - 1814 – принятие Хартии, согласно которой законодательная власть короля стала ограничена двухпалатным парламентом - 1818 – установление парламентом контроля над бюджетом - 1819 – закон о печати

Карикатура 1822 года

Карл X (1824 – 1830) - попытка возвращения старых порядков - репрессии по отношению к либералам - усиление влияние церкви (передача ей народного образования, закон о святотатстве и др.) - роспуск Национальной гвардии - 1830 – фактический государственный переворот: роспуск законодательного собрания, изменения избирательного закона

26 – 29 июля 1830 Революция во Франции

Статистические данные по департаменту Эр-и-Луар Признак сравнения Данные за 1813 год Данные за 1839 год Общее количество неимущих 17500 чел. Не указано … в т.ч., занимавшихся нищенством целый год 2814 чел. Не указано … в т.ч., нищенствовавших только в течение части года 5817 чел. Не указано Нищих, мужчин и женщин, неспособных работать по болезни Не указано 2928 чел. Нищенствующих детей обоего пола, моложе 15 лет Не указано 5593 чел. Нищенствующих взрослых, трудоспособных Не указано 3156 чел. Итого всех лиц из числа местных жителей, занимавшихся нищенством Не указано 11677 чел. Пришлых нищих из других департаментов Не указано 3335 чел. Итого всех лиц, занимавшихся нищенством 8661 чел. 14000 чел.

Рабочих Франции упрекали, что они склонны к бунтам, к неповиновению. Как может вести себя человек в подобных условиях? Как они могли изменить условия своего существования?

1831 и 1834 год – восстания в Лионе

Предварительный просмотр:

Конспект урока по Новой истории в 8 классе

Составила: Самойлова К.Ю.

Тип урока: Изучение нового материала

Цель урока: определить характер политического режима Реставрации; рассмотреть трансформацию политического режима в период Июльской монархии.

1. Рассмотрение вопроса, что происходило во Франции в последующие 30 лет, каким образом Франция развивалась в 1820-30-е годы и почему это, привело к революции 1830.

2. Развивать умение работать с документами, статистикой, карикатурами на известных французских монархов; продолжать формировать умение работать с текстом учебника, умение выделять главное

3. Способствовать интересу к изучению истории, развивать мировоззренческие позиции через осознание общей закономерность; способствовать умению анализировать и оценивать результаты собственной деятельности.

План урока (слайд 2):

  1. Промышленная революция
  2. Буржуазная монархия
  3. Июльская революция 1830 года
  4. Кризис июльской монархии

Мотивация: создание проблемной ситуации через побуждающий диалог

Вопрос классу: Что такое промышленный переворот? (переход от ручного труда к машинному, от мануфактур к фабрикам) слайд 3

Рассказ учителя: Во Франции промышленный переворот начался в первой половине XIX века, когда мелкая домашняя промышленность активно вытеснялась фабрично-заводским производством. Особенно быстро этот процесс происходил в хлопчато-бумажной промышленности. Выплавка чугуна и добыча угля удвоились. Началось применение каменного угля в металлургию. Возросло количество паровых машин с 65 в 1820 до 620 в 1830. Активно развивалась химическая и полиграфическая отрасли. Но в целом промышленная революция протекала медленнее, чем в Великобритании, еще преобладали мелкие мастерские, и мануфактур было больше, чем фабрик.

Увеличивается и численность рабочего класса, чей уровень жизни, был низким. Много было разорившихся ремесленников, пытавшихся найти работу. Ведущую роль продолжало играть сельское хозяйство. Широко были распространены посевы картофеля и сахарной свеклы. В деревне усилилось имущественное расслоение крестьян. Были крестьяне, имеющие достаточно земли, чтобы прокормиться, затем крестьяне, которые не имели достаточно земли и прирабатывали трудом по найму, и наконец, безземельные. Страшным бедствием являлись болезни, так как из-за отсутствия денег крестьяне не могли обратиться к врачу, визит к которому стоил 6 франков, что равнялось двухнедельному заработку.

После разгрома Наполеона произошла реставрация монархии Бурбонов.

Вопрос: А что такое реставрация?

К власти пришел Людовик XVIII, сформировавший правительство, в которое входили Талейран и Фуше.

Слайд 4. Людовик XVIII (1814 – 1824).

Выступление учащегося с докладом об этой исторической персоне и запись всем классом основных реформ Людовика:

- 1814 – принятие Хартии, согласно которой законодательная власть короля, стала ограничена двухпалатным парламентом.

- 1818 – установление парламентом контроля над бюджетом

- 1819 – закон о печати

С Людовиком XVIII во Францию вернулись тысячи эмигрантов – дворян. Работа с карикатурой (слайд 5 – реакционные эмигранты 1822), вопросы: Как относился народ Франции к эмигрантам? И почему?

После смерти Людовика XVIII к власти приходит его младший брат граф Дартуа – Карл X (1824 – 1830)

Выступление следующего учащегося с докладом о личности Карла X и с дополнениями от учителя.

Слайд 6: Карл X и его основные преобразования:

- попытка возвращения старых порядков

- репрессии по отношению к либералам

- усиление влияние церкви ( передача ей народного образования, закон о святотатстве и др)

- распущена Национальная гвардия

- 1830 – фактический государственный переворот: роспуск законодательного собрания, изменения избирательного закона).

Подумайте какое было основное последствие его внутренней политики? (Революция)

Слайд 7: Давайте запишем: 26 – 29 июля 1830 – революция во Франции

Слайд 8: Приход к власти Луи Филиппа Орлеанского (1830 – 1848).

Рассказ учителя: новый король, крупнейший лесовладелец и финансист, не случайно назывался королем – буржуа (подробный рассказ о его биографии)

Реформы (в тетрадь):

- бурное развитие промышленности (зарождение металлургии, строительство железных дорог и др.)

Вместе с тем в стране обострялось социальное недовольство.

Подумайте с чем, это могло быть связано? (Рост промышленного производства обозначал и рост числа рабочих)

А сейчас открываем хрестоматию на странице 76 и прочитайте приведенный ниже документ, выскажите свое мнение и аргументируйте его (документ в приложение 2). На слайде 10 (стр. 76) - вопросы: Рабочих Франции упрекали, что они склонны к бунтам, к неповиновению. Как может вести себя человек в подобных условиях? Как они могли изменить условия своего существования?

Слайд 11: 1831 и 1834 – восстания в Лионе.

Слайд 12: в одной из листовок во время апрельского восстания 1834 года писалось:

Вывод: недовольство нарастало, назрел политический кризис, отображением которого стала карикатура на Луи Филиппа (слайд 13)

Итог (слайд 14) давайте обсудим:

Какие действия в период Реставрации подтверждают эти слова?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок по истории России "Обобщение по теме "Первая половина 18 века"

Перед уроком поставлено проблемное задание. Поиск решения происходит в группах. Решая задания группы выбирают одну из оценок реформ Петра I, подбирая по ходу урока аргументы в защиту выбранной оценки.

Разработка урока истории в 8 классе по теме "Золотой век" российской культуры первой половины XIX века.

Первая половина XIX века вошла в историю как начало "золотого века" русской художественной культуры. Стремительная смена художественных стилей и направлений, взаимообогащение и взаимосвязь.


Урок-презентация по теме "Дворцовые перевороты первой половины XVIII века" (7 класс, история России)

Презентация содержит иллюстративный и теоретический материал по данной теме. Имеются задания для проверки знаний или самопроверки.


Этот урок разработан для достижения следующих целей:1) показать лучшие стороны романтизма и реализма в произведениях В.А.Жуковского, А.С.Грибоедова, А.С.Пушкина, М.


Обобщающий урок по теме "Столица крепостнической России (первая половина XIX века)"

Маршрут для занятия составлен на основе теста к Теме 1 "Столица крепостнической России (первая половина XIX века)" как приложения к учебнику: Ермолаева Л.К., Захваткина И.З., И.М.Лебедева, Н.Г.Шейко, .

Презентация к уроку-лекции по литературе "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм- ведущее направление русской литературы первой половины XIX века".

Презентация содержит тезисы к лекции по теме "Русская литература первой половины XIX века. Романтизм-ведущее направление русской литературы первой половины XIXвека".


План урока по теме "Культура и искусство первой половины 20 века "

Технологическая карта урока по Новейшей истории в 9 классе.Учебник:О.С.Сороко-Цюпа ,А.О.Сороко-Цюпа.Всеобщая история.Новейшая история.9 кл.,Просвещение,2018.

1.Первое и второе сословия (дворянство и духовенство) были освобождены от уплаты любых налогов, имели исключительные политические права и ряд других привилегий по отношению к остальному населению. Большинство государственных должностей могли занимать только дворяне, они же формировали парламенты, куда практически невозможно было попасть представителям третьего сословия.
Третье сословие включало около 98 % населения Франции и было неоднородным. Наиболее крупными социальными группами в его составе были крестьянство (более 85 % населения) и буржуазия.

Главным в стране являлся король. Он имел абсолютную власть. Его семья уже более 150 лет не организовывала собрание парламента. Вторые по влиянию в стране были две клики: дворянство и духовенство. Священники насаживали на людей католичество примерно как и в Средневековье, а также получало налог на церковь. Дворяне и король были бедны, всё время тратили деньги казны. Самым богатым сословием была буржуазия, заработав своё богатство в Новом мире, однако не имело широких прав, как дворянство. Простые крестьяне и ремесленники были людьми, на которых наживалась верхушка державы, постоянно создавая новые налоги.

Читайте также: