Формы социального взаимодействия кооперация конкуренция конфликт конспект

Обновлено: 05.07.2024

Цель работы : Изучить типы социальных взаимодействий и показать значение интерактивной стороны общения в выстраивания эффективного взаимодействия.

Основные сведения.

1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция.
2. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа Э.Берна.

3. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.

4. Взаимодействие как организация совместной деятельности.

1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция

Конкуренция - это одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов других индивидов и групп. Конкуренция отличается сильной вовлеченностью в борьбу и частичной деперсонализацией представлений о противнике ипредполагает создание затруднений и препятствий соперникам в достижении целей. По определению И.М.Шмелева конкуренция выражает отрицательное отношение к процессу взаимодействия, но может рассматриваться и как продуктивный тип, в ходе которого у субъектов взаимодействия возникает конкурентно-созидательная мотивация. Степени конкуренции: соревнование, соперничество, конфронтация, конфликт.

В повседневной жизни люди вступают в огромное количество различных видов взаимодейст­вия, часто руководствуясь следующими основными мотивами взаимодействия:

- максимизации общего выигрыша (мотив кооперации);

- максимизации собственного выигрыша (индивидуализм);

- максимизации относительного выигрыша (конкуренция);

- максимизации выигрыша другого человека (альтруизм);

- минимизации выигрыша другого (агрессия);

- минимизация различий в выигрышах (равенство).

Соответственно перечисленным мотивам можно определить ведущие стратегии поведения во взаимодействии (рис.):

1. Сотрудничество направлено на полное удовлетворение участниками взаимодействия своих потребностей без ущемления интересов другого (реализуются мотивы кооперации либо конкуренции);

2. Соперничество (противодействие) предполагает ориентацию исключительно на свои цели без учета целей партнеров по общению (индивидуализм);

3. Компромисс реализуется в частном достижении целей партнеров ради условного равенства;

4. Уступчивость (приспособление) предполагает жертву собственных целей для достижения целей партнера (альтруизм);

5. Избегание представляет собой уход от контакта, потерю собственных целей для исключения выигрыша другого.


Рис. Основные стратегии поведения в процессе взаимодействия

2. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа .

Составить в тетради конспект:

3. Ориентация на понимание и ориентация на контроль

Американские психологи Стейнберг и Миллер анализируют взаимодействие с похожих позиций, выделяя две основные, с их точки зрения, ориентации, возможные для участников взаимодействия. Это - ориентация на контроль и ориентация на понимание.

Ориентация на контроль предполагает стремление одного из участников общения контролировать и управлять ситуацией и поведением других людей, которое сочетается с желанием доминировать во взаимодействии с преследованием своих, не связанных прямо с взаимодействием целей.

Ориентация на понимание включает стремление понять ситуацию и поведение других людей и связано с желанием лучше взаимодействовать и избегать конфликтов. При этом поведение человека основано на представлении о равенстве партнеров в общении и направлено на достижение взаимной удовлетворенности ходом общения.

Разные ориентации связаны с разным распределением позиций в общении.

Следует отметить, что существуют и обратные влияния. Например, человек, "попавший" в общении на самую "верхнюю" позицию, обязательно в большей степени будет "контролером", чем, если бы он был внизу. Поскольку положение обязывает, следовательно, он должен регулировать взаимодействие.

Авторы указывают, что выделенные ориентации нельзя считать целиком и полностью отграниченными друг от друга, взаимоисключающими. Наоборот, они довольно часто могут сосуществовать, пересекаться, границы между ними стерты.

Таким образом, в процессе взаимодействия люди реализовывают планы, цели и решают деловые проблемы. В ходе взаимодействия изменяется поведение партнеров, вырабатываются общие мнения для достижения необходимого результата.

4. Взаимодействие как организация совместной деятельности.

В качестве признаков совместной деятельности (СД) обычно выступают ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным признакам совместной деятельности относятся наличие:

1.единой цели для участников, включенных в деятельность;

3.объединения, совмещения или сопряжения индивидуальных деятельностей (и индивидов), понимаемых как образования единого целого;

4.разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;

5.согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой и с учетом характеристик деятельности;

6.управления – важнейшего признака и атрибута СД;

7.единого конечного результата (совокупного продукта);

8.единого пространства и одновременности выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми.

2. Составить в тетради конспект:

3.Ответить на вопросы:

1. Назовите типы взаимодействия людей в процессе общения и кратко охарактеризуйте их.

2. (УСТНО) В чем заключается специфика взаимодействий с позиции ориентации на понимание и с позиции ориентации на контроль?

3. (УСТНО) Назовите основные признаки совместной деятельности.

Содержание отчета:

В отчете необходимо представить:

Ответ на вопрос. (1)

© 2014-2022 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.007)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок : Социальное взаимодействие

Цели: познакомить с сущностью и формами социального взаимодействия; развивать умение давать оценку; воспитывать потребности в самореализации и саморазвитии личности.

I. Организационный момент

С рождения человек нуждается в общении с другими людьми. Наукой установлено, что с 1,5-2-месячного возраста развитие ребенка происходит исключительно в общении со взрослыми. По мере взросления общение становится такой же потребностью, как вода и пища. Неслучайно у всех народов самым тяжелым наказанием является одиночное тюремное заключение, которое применяется как наказание за тяжкие преступления.

В 1957 г. в пустыне Туркмении был найден мальчик. Ему было пять лет, и почти все эти годы он провел в стае волков. Приговор обследовавших его врачей был суров - умственная недоразвитость. Мальчика поместили в психиатрическую больницу. Ему дали имя Джума Джумаев и начали перевоспитывать. Мальчика учили говорить, а не выть; есть руками, а не лакать из чашки; ходить, а не бегать на четвереньках. Впервые человеческое слово он произнес в 10 лет. К 15 годам Джума мог читать и писать, рассказывать о своей жизни в волчьей стае. Джума до самой своей смерти провел в психиатрической больнице, но так и остался Маугли.

- Как вы думаете, где был более счастлив Джума: в стае волков или среди людей?

II. Изучение нового материала

Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него, ошибается еще больше.

Ф. Ларошфуко

1. Социальное взаимодействие и его структура.

2. Поведение как социальная категория.

3. Основные формы социального взаимодействия.

1. Социальное взаимодействие и его структура

(Учитель предлагает проиграть социальное взаимодействие в следующей ситуации: утро, переполненный автобус, пассажиры, кондуктор.)

2. Поведение как социальная категория

(При объяснении материала учитель акцентирует внимание учащихся на следующих выводах.)

Поведение - процесс взаимодействия человека с окружающей средой как совокупность движений, деяний и т. п.

• осознание возможности их достижения;

• знание способов и методов реализации целей.

• не имеет сознательного плана;

• реализуется на основе неосознанных побуждений.

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на

Психосоматическая - поведение зависит от биологических потребностей,культуры человека.

Психодраматическая - поведение человека зависит от требований социального окружения.

Социальная - личность ведет себя так, как ожидают от представителя той или иной социальной категории.

Самореализация - реализация личностью своих внутренних возможностей и способностей в процессе активности (деятельность + поведение).

Основные модели самореализации:

3. Основные формы социального взаимодействия

Человек гуляет в осеннем парке, где под его ногами шуршит листва. И даже со стороны видно, как ему комфортно и уютно быть наедине с собой.

Между двумя подругами произошел резкий телефонный разговор. Одна из них закрылась в своей комнате, когда к ней заглянула сестра с напоминанием об ужине, она накричала на сестру.

- Чем эти действия отличаются друг от друга? (Во втором случае действие направлено на другого человека и вызвало его ответную реакцию.)

(Учащиеся находят определение социального воздействия в учебнике и записывают его в тетради.

Далее учитель перечисляет три основные формы взаимодействия (кооперация, конкуренция, конфликт) и просит привести соответствующие примеры. Особое внимание следует уделить анализу стихийных форм коллективных действий, особенно паники.

III. Закрепление изученного материала

- Выскажите собственное суждение по поводу высказывания философа в контексте темы урока.

• Не бойся врагов - в худшем случае они могут тебя убить.

• Не бойся друзей - в худшем случае они могут тебя предать.

• Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но с их молчаливого согласия существуют предательства и войны.

- Что такое поступок и почему он возможен только при наличии свободы действий? (Поступок как социологическая категория предполагает добровольность совершения действий.)

- Молодежь - понятие не только возрастное, но и социальное. Проанализируйте поведение разных групп молодежи в социальном взаимодействии современного российского общества.

Цели: познакомить с сущностью и формами социального взаимодействия, развить умение характеризовать и анализировать формы конфликтов и типы социальных движений, развивать умение давать оценку, воспитывать потребности в самореализации и саморазвитии личности.

Задачи:

  • оперирование знаниями на уровне выработки единого подхода к проблеме;
  • выработка у учащихся качества полемиста, собеседника, владеющего приемами доказывать, отстаивать свою точку зрения, находить консенсусные решения с оппонентами;
  • обеспечить связи имеющихся знаний с последующими процессами.
ВложениеРазмер
vzaimodeystvie_lyudey_v_obshchestve._konflikty.doc 128.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Социальное взаимодействие. Конфликты.

Цели: познакомить с сущностью и формами социального взаимодействия, развить умение характеризовать и анализировать формы конфликтов и типы социальных движений, развивать умение давать оценку, воспитывать потребности в самореализации и саморазвитии личности.

  • оперирование знаниями на уровне выработки единого подхода к проблеме;
  • выработка у учащихся качества полемиста, собеседника, владеющего приемами доказывать, отстаивать свою точку зрения, находить консенсусные решения с оппонентами;
  • обеспечить связи имеющихся знаний с последующими процессами.

Цели урока для учащихся: в результате занятия учащиеся смогут

- назвать не менее трех признаков конфликта;

- перечислить стадии конфликта;

- продолжить формирование умений анализировать текст, заполнять таблицу,схему, выступать публично;

- задуматься и выразить собственную точку зрения по поводу проблемы возникновения конфликта.

Тип урока: комбинированный

Оборудование урока: Учебник А.И. Кравченко, учебник под ред. Л.Н. Боголюбова, рабочая тетрадь, тесты, карточки, схема, таблица.

Термины и понятия урока:

Социальное поведение – процесс взаимодействия человека с окружающей средой как совокупность движений, деяний и.т.п.

Конфликт – взаимодействие двух или более субъектов, когда в силу обстоятельств происходит столкновение личностных смыслов.

Инцидент – столкновение интересов, обострение противоречий.

II. Проверка домашнего задания

III. Изучение нового материала

1. Социальное взаимодействие, его структура.

2. Конфликт. Этапы развития конфликта.

3. Способы разрешения конфликта.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

III.Изучение нового материала

1. Социальное взаимодействие, его структура.

2. Конфликт. Этапы развития конфликта.

3. Способы разрешения конфликта.

Вывод ( комментарий учителя)

Постановка цели урока

А. де Сент-Экзюпери

Это любое действие, поступок, акт в системе человек – человек.

При этом человек выступает как представитель большой социальной группы, имеющий определенный круг прав и обязанностей; каждый из них использует социальные символы и значения в соответствии со своей социальной ролью и конкретной ситуацией.

Учитель предлагает проиграть социальное взаимодействие в следующей ситуации: (утро, переполненный автобус, пассажиры. кондуктор.)

Далее учитель перечисляет три основные формы взаимодействия

( кооперация, конфликт, конкуренция )

- Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас это слово?

- Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах?

- Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Конфликт – это столкновение интересов. И, как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтологии. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (см. приложение №1).

Только все позиции в этой таблице перепутались. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения).

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека.

Уклонение от принятия решений. Чаще всего эту стратегию используют люди, неуверенные в себе.

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди.

Конкуренция- стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные.

Конфликт как социальное явление имеет ряд существенных признаков:

- всегда присутствуют субъекты, имеющие свои интересы и отстаивающие их;

- всегда есть объект(предмет) столкновения;

- по мере развития конфликта возрастает степень развития напряженности инцидента;

- каждый субъект имеет личностный смысл в конфликте.

Конфликты можно разделить на определенные группы:

- по источнику возникновения

- по сферам общественной жизни

Разновидностями являются национальные и межнациональные конфликты

- Дайте классификационную характеристику конфликту между Сербией и Косово.

Конфликт как процесс имеет определенные стадии: 1) конфликтная ситуация – это обстоятельства, сталкивающие противоположные интересы субъектов и являются предпосылкой для развития конфликта. 2) Инцидент – происходит столкновение интересов, обострение противоречий. 3) Разрешение конфликта

Последний этап – это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения оно может быть конструктивным и деструктивным.

(По ходу рассказа появляется модель конфликта . См. приложение №2).

Прошу обратить ваше внимание на два момента. Во-первых, очень многое зависит от позиции самого человека. Именно он определяет ситуацию как обычную или как конфликтную для себя. Во-вторых, по данным социологии вероятность разрешения конфликта на разных его этапах развития различная.

Как же выглядят эти стратегии в конкретных ситуациях?

  1. Конфликты часто отравляют человеку жизнь, нарушают привычный ритм, снижают самооценку. Многие стремятся найти мирный способ урегулирования конфликта.

Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями. Здесь вы можете проявить творчество и придумать новые способы нейтрализации конфликтов

Учитель просит учащихся всегда помнить ЗАКОН ЖИЗНИ: правда.

Фронтально устно, повествование

1. Дайте определение понятиям: взаимодействие, кооперация, противоречие, девиантное поведение.

Принципы взаимодействия и средства обмена воплощаются в конкретных формах взаимодействий. Средства обмена используются разные, но это не влияет на механизм взаимоотношений.

Сотрудничество и соперничество (ассоциация и диссоциация)

Сотрудничество– характерна обоюдная заинтересованность обеих сторон, ни одна не ущемлена в сильной степени, сохраняется возможность использовать взаимодействие для достижения общей цели.

Соперничество –характерно стремление опередить, отстранить, ущемить, подчинить или уничтожить соперника, ущемить; отсутствие общих совместных целей. Каждая сторона считает соперника, его цели препятствием для достижения собственных, подкрепляя длительное соперничество негативными средствами обмена.

Основные формы соперничества: конкуренция и конфликт.

1. Конкуренция- соперничество за что-то, находящееся вне участников, в конкуренции главное - добиться предпочтения.. Некоторые формы конкуренции пренебрегают правилами и направлены на прямое воздействие на конкурента – тогда она перерастает в конфликт.

2. Конфликт- прямое столкновение соперников, которые обычно знают друг друга, понимают причины конфликта и ожидают ответных действий. Конфликт - явление социокультурное и историческое.

Современная социология далека от идеологически предвзятого отношения к соперничеству. Конфликты можно считать локомотивами истории или видеть в них деструктивное начало, которое приводит общество к деградации. Все же конфликт скорее источник качественных изменений, который несет в себе заряд обновления социальных взаимодействий. Но это острое оружие- в умелых руках оно лечит, а неумелых разрушает. Рациональное обуздание социальных конфликтов -центральная задача политики.

Формы социального взаимодействия в исторической ретроспективе:

1. Простые формы сотрудничества (ранние этапы развития социума): широкий, неспециализированный характер сотрудничества.

2. Конкуренция -возникает с появлением тех, кто предлагает одинаковые услуги. Обострение конкуренции чревато развитием конфликта.

3. Специализация услуг -возникает как способ снижения конкуренции. Развитие социального разделения труда - форма борьбы за существование. Закрепленная специализация обеспечивает предсказуемость характера услуги, ее качества, количества, оплаты.

4. Социальная кооперация- особая сфера сотрудничества, в основе которой социальный обмен между субъектами, предоставляющими специализированные услуги. Они разделяться по конкретному содержанию, ценности, дефицитности, рангу.

5. Горизонтальные и вертикальные измерения специальной кооперации. Иерархические формы взаимодействий приводят к тому, что одна сторона может воздействовать на поведение второй.

6. Влияние предполагает учет одной стороной мнения другой при выработке собственных решений на основе уважения, признания заслуг, ума, таланта, должности, профессии и т д.

7. Социальная власть – высшая форма социального взаимодействия. Механизм власти, основой которой является средство обмена - получатель жизненно важной услуги обрекает себя на повиновение. Вебер - власть это способность настоять на своем, даже при наличии сопротивления.

Власть явление многослойное - она не только форма социальных взаимодействий, но инструмент, обеспечивающий упорядоченность этих взаимодействий.

Принципы взаимодействия и средства обмена воплощаются в конкретных формах взаимодействий. Средства обмена используются разные, но это не влияет на механизм взаимоотношений.

Сотрудничество и соперничество (ассоциация и диссоциация)

Сотрудничество– характерна обоюдная заинтересованность обеих сторон, ни одна не ущемлена в сильной степени, сохраняется возможность использовать взаимодействие для достижения общей цели.

Соперничество –характерно стремление опередить, отстранить, ущемить, подчинить или уничтожить соперника, ущемить; отсутствие общих совместных целей. Каждая сторона считает соперника, его цели препятствием для достижения собственных, подкрепляя длительное соперничество негативными средствами обмена.

Основные формы соперничества: конкуренция и конфликт.




1. Конкуренция- соперничество за что-то, находящееся вне участников, в конкуренции главное - добиться предпочтения.. Некоторые формы конкуренции пренебрегают правилами и направлены на прямое воздействие на конкурента – тогда она перерастает в конфликт.

2. Конфликт- прямое столкновение соперников, которые обычно знают друг друга, понимают причины конфликта и ожидают ответных действий. Конфликт - явление социокультурное и историческое.

Современная социология далека от идеологически предвзятого отношения к соперничеству. Конфликты можно считать локомотивами истории или видеть в них деструктивное начало, которое приводит общество к деградации. Все же конфликт скорее источник качественных изменений, который несет в себе заряд обновления социальных взаимодействий. Но это острое оружие- в умелых руках оно лечит, а неумелых разрушает. Рациональное обуздание социальных конфликтов -центральная задача политики.

Формы социального взаимодействия в исторической ретроспективе:

1. Простые формы сотрудничества (ранние этапы развития социума): широкий, неспециализированный характер сотрудничества.

2. Конкуренция -возникает с появлением тех, кто предлагает одинаковые услуги. Обострение конкуренции чревато развитием конфликта.

3. Специализация услуг -возникает как способ снижения конкуренции. Развитие социального разделения труда - форма борьбы за существование. Закрепленная специализация обеспечивает предсказуемость характера услуги, ее качества, количества, оплаты.

4. Социальная кооперация- особая сфера сотрудничества, в основе которой социальный обмен между субъектами, предоставляющими специализированные услуги. Они разделяться по конкретному содержанию, ценности, дефицитности, рангу.

5. Горизонтальные и вертикальные измерения специальной кооперации. Иерархические формы взаимодействий приводят к тому, что одна сторона может воздействовать на поведение второй.

6. Влияние предполагает учет одной стороной мнения другой при выработке собственных решений на основе уважения, признания заслуг, ума, таланта, должности, профессии и т д.

7. Социальная власть – высшая форма социального взаимодействия. Механизм власти, основой которой является средство обмена - получатель жизненно важной услуги обрекает себя на повиновение. Вебер - власть это способность настоять на своем, даже при наличии сопротивления.

Власть явление многослойное - она не только форма социальных взаимодействий, но инструмент, обеспечивающий упорядоченность этих взаимодействий.

Читайте также: