Формы глагола конспект урока 4 класс

Обновлено: 03.07.2024

Предмет/класс: Русский язык, 4

Тема: Неопределённая форма глагола

Тип урока, место в теме Урок открытия новых знаний, 3 урок в теме Глагол

Форма урока Урок-исследование

Тема урока Формирование представления о грамматических признаках глаголов неопределенной формы

Задачи урока 1. Познакомить с понятием неопределённая форма глагола;

2. Познакомить с вопросами, на которые отвечают глаголы неопределённой формы;

3. Познакомить с морфемным составом глаголов неопределенной формы

Планируемые результаты

- определение неопределённой формы глагола;

- чем являются – ТЬ, – ТИ, - ЧЬ в глаголах неопределённой формы.

- распознавать неопределенную форму глагола по вопросу и морфологической структуре;

- обозначать – ТЬ, – ТИ,- ЧЬ в глаголах неопределённой формы;

- правильно употреблять в речи глаголы неопределенной формы.

Метапредметные:

Познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; формирование основных мыслительных операций;

добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные: умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; проявление учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения учебных и практических задач; развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, интерес к предметно-исследовательской деятельности

Дидактическая структура урока.

1. Дидактическая структура урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация опорных знаний о глаголе.

III. Постановка познавательной задачи, с целью самостоятельного определения учащимися темы и основных задач урока.

IV. Открытие новых знаний. Исследовательские работы

V. Физминутка.

VI. Применение новых знаний для решения учебно-практических задач.

VII Самостоятельная работа

VIII. Итог урока. Рефлексия.

IX. Домашнее задание.

Организационный момент Цель – включить учащихся в учебную деятельность

Что вы мечтаете делать, когда вырастете?

Строить, растить и учить,

Верить, надеяться, жить.

Плавать, нырять и летать,

Плакать, любить, побеждать .

Многое предстоит испытать

Тем, кто умеет мечтать.

Я верю, что всё у вас получится. Верьте и много работайте – и ваши мечты обязательно сбудутся.

II. Актуализация опорных знаний Цель – актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для выполнения заданий.

Дети задают вопросы:

-Эта часть речи изменяется по падежам?

-Эта часть речи изменяется по родам?

-Эта часть речи имеет склонение? И т.д.

-Какую часть речи я имела в виду? (Глагол)

- Что вы знаете о глаголе? (рассказывают о глаголе)

- Как вы думаете, все ли мы узнали о глаголе?

III. Формулирование темы урока и его задач. Цель: создать проблемную ситуацию, с целью самостоятельного определения учащимися темы и задач урока.

- Ребята, разделите слова на группы

взмахнут, смотреть, подтащил, охраняю, положили, подарю.

Дети предлагают разные варианты:

Проверяемая безударная А-О в корне слова

Глаголы с приставками и без них

Глаголы в единственном и множественном числе

- Запишите глаголы в три столбика по временам

Проведите взаимопроверку: поставьте + возле каждого правильного глагола, зелёным цветом подчеркнуть орфографическую ошибку, если она есть)

- Как можно назвать такие глаголы? (дети предлагают свои версии)

-Определите тему и задачи нашего урока. НЕОПРЕДЕЛЁННАЯ ФОРМА

Дети формулируют тему урока и его задачи

На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме

Как их разбирать по составу

Уметь находить их в устной и письменной речи

Применять глаголы в неопределённой форме в устной и письменной речи

IV. Открытие новых знаний. Исследовательские работы Цель – организовать исследовательские работы с целью получения новых знаний

-Что вы уже узнали о глаголах неопределенной формы. (Нельзя определить время, число, род.)

-Чтобы еще больше узнать о глаголах неопределенной формы, проведем несколько исследований.

- А какая первая задача урока? (Узнать, на какие вопросы отвечают глаголы н.ф)

Работа в группах Исследовательская работа №1.

- Задайте вопрос и распределите глаголы в 2 столбика.

Наблюдать, искать, рассуждать подумать решить запомнить

- Сделайте вывод (Глаголы н.ф. отвечают на вопросы что делать? что сделать?)

- Вернемся к задачам урока. Какая следующая задача урока? (Узнать, как разбирать по составу глаголы н.ф.)

Исследовательская работа №2.

Идти, бежать.

- Разберите слова по составу Какой частью слова являются – ТЬ и –ТИ в глаголах неопределённой формы? Вам помогут справочные материалы - страницы учебников русского языка разных авторов (Дети разбирают слова по составу)

Иду-идём-идти - изменяемая часть ОКОНЧАНИЕ

Глагол в н.ф. - неизменяемая часть слова. Значит, окончания у него быть не может, как и у наречий. Может быть, это суффикс?

- О том, как называть эту часть слова, учёные ещё не договорились. Одни считают её окончанием, а другие – суффиксом.

Авторы нашего учебника считают ТЬ, ТИ суффиксами

- Сейчас я хочу привлечь ваше внимание к следующему заданию. Какой глагол Н.Ф я использовала?

Глагол привлечь оканчивается на чь. Это тоже суффикс? (Дети разбирают слова по составу)

Исследовательская работа №3. –

1. Берегу – бережёт - беречь

2. Стерегу – стережёт - стеречь

3. Стригу - стрижёт - стричь

4. Могу - может – мочь

Выделите корень в словах

- Какой частью слова являются – ЧЬ в глаголах неопределённой формы?

(Дети разбирают слова по составу в группах. Происходит чередование согласных в корнях. ЧЬ является частью корня

Сформулируем правило

- Подведем первые итоги. Прочитайте все правило целиком. Восстанавливают правило.(слайд)

Откроем его в учебнике. Сравним с результатом нашей работы.

V. Физминутка

Глубоко теперь вздохнуть.

Встать, умыться, каши съесть,

Поскакать, за парту сесть.

Встать, попрыгать, посмеяться,

И опять начать трудиться.

VI Применение новых знаний для решения учебно-практических задач. Цель: развивать умения применять новые знания на практике.

- Поднимаемся еще на одну ступеньку. Какую задачу нам надо решить? (Нахождение глаголов н.ф. в письменной и устной речи)

Какие глаголы Н.Ф. прозвучали в физминутке?

-Где же применяются глаголы н.ф.?

Сейчас каждая группа получит свой текст. Нужно найти все глаголы в н.ф. и дать название тексту.

Прочитать и выделить вопрос задачи

Найти условие задачи

Записать краткую запись

Выполнить решение задачи.

Записать ответ задачи

1. Работать ножницами только на своем рабочем месте.

2. Следить за движением лезвий во время работы.

3. Ножницы класть кольцами к себе.

4. Подавать ножницы кольцами вперед.

5. Не оставлять ножницы открытыми.

1. Помогать друг другу

2. Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом

3. Говорить тихим голосом

4. Отвечать за успехи каждого

5. Уметь слушать других.

6. Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

4 группа Фразеологизмы

В бирюльки играть – заниматься пустяками

Зарубить на носу - запомнить

Сесть в лужу - оказаться в неловком положении

При проверке каждая группа говорит, как назвать их текст, называет глаголы

Какую задачу решали? Какой вывод можете сделать? Глаголы используются при составлении памяток, инструкций, при формулировании пословиц, фразеологизмов.

VII. Самостоятельная работа Цель – организовать самостоятельную деятельности по применению новых знаний

Какая последняя задача нашего урока? Применять глаголы в речи

Групповая работа – составление нескольких правил поведения в природе с использованием глаголов н.ф.

Каждая группа получает по 2 страницы с картинками. Дети подписывают их, используя глаголы в неопределённой форме.

Дети выходят к доске, читают свои правила, вставляют листы в книжку.

VIII. Итог урока. Рефлексия. Цель – организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

- Вернемся к задачам урока.

Вспомним, какие задачи решали на уроке и выполнили мы их? (Называют задачи урока и как они их усвоили)

- Почему мы не поднялись на самую верхнюю ступеньку лесенки (Не всё еще мы знаем о глаголах неопределенной формы, есть куда стремиться)

На уроке я работал активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен / не доволен

Урок для меня показался коротким / длинным

За урок я не устал / устал

Материал урока мне был понятен / не понятен, интересен / скучен

IX. Домашнее задание I. Записать 5 фразеологизмов с глаголами в н.ф., рассказать историю происхождения одного из них или выполнить упражнение №150

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Разработка урока русского языка в 4 классе по теме

Цель : совершенствование умения различать глаголы в начальной и личной формах.

Задачи урока : повторить личные местоимения;

знакомить с личными формами глаголов;

наблюдать образование и функционирование в предложении

личных глагольных форм;

повторить фразеологизмы.

1.Эмоциональный настрой.

С каким настроением вы пришли на урок ? (Круги настроения)

Чего вы ждете от урока? (новых знаний, хороших отметок)

Желаю вам успехов в достижении целей, надеюсь на ваши знания, внимание, активность и любознательность.

2.Актуализация знаний.

Какой раздел русского языка мы изучаем? (Как устроен наш язык)

Какую тему изучаем в этом разделе? (Глагол)

Восстановите правила, которые вы изучили по этой теме.

У учащихся карточки. (Работают в группах по рядам)

1 .Глагол – это _______________________, которая называет __________________________ и ли ______________________________ и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Обязательный, постоянный признак глагола – это _____________________________

2. На вопрос что делать? что делал? Что делает? Что будет делать ? отвечают глаголы _________________________________ вида.

На вопросы что сделать? что сделал? Что сделает? отвечают глаголы ____________________________ вида.

3.Отрицательная частица НЕ с глаголами пишется _______________________________ , кроме слов, которые без НЕ

не употребляются. Например, ______________________________________.

Глаголы в начальной форме отвечают на вопросы _____________________________________

3.Индивидуальная работа. По карточкам.

1)на правописание частицы НЕ с глаголами. ( Приложение №1)

2)Разбор предложения по членам и частям речи. ( Приложение №2)

3.Чистописание .

Учить – ум точить.

Какой смысл имеет эта пословица?

Что можете сказать о глаголах в этом предложении? (глаголы в начальной форме несов.вида)

4.Новый материал.

Сегодня ваши знания пополнятся новой информацией.

Следующее задание поможет вам определить тему урока.

Я, ты, он, она, оно, учиться, учусь, смотреть, смотрю, вы, они , мы, выполнять, выполняешь помогать, помогают

К какой части речи относятся слова 1-го столбика? (местоимения)

На кого они указывают в разговоре? ( Местоимения1-го лица – указывают на говорящего, 2-го лица – на слушающего, 3-го лица - на того, о ком (о чем) идет речь.

А какой частью речи являются слова второго столбика? (Глаголы)

Какие глаголы указывают на того (тех), кто совершает действие?

Какие глаголы на это не указывают?

В какой форме стоят глаголы: смотреть, помогать, выполнять? (в начальной форме)

При помощи чего они образовались? (С помощью суффиксов)
Выделите суффиксы и основы глаголов.

А в какой форме стоят подчеркнутые глаголы? (В личной)

Чем же сегодня вы будете заниматься? (Личной формой глагола)

Чтение правила в учебнике на стр.89.

Упражнение №1 – с комментированием у доски.

Прочитайте правило к этому упражнению на стр.89 внизу.

Какое умение сейчас отрабатывалось?

Закрепление.

Упражнение № 2 - по вариантам: с местоимениями я, ты, он – 1 вариант, с местоимениями мы, вы, они – 2 вариант.

Взаимная проверка.

Чему учились, выполняя это задание?

5.Работа в парах. На карточках.

1.Вставить вместо точек подходящие слова из второго столбика.

1)….. большой души. ветер

2)Бросать слова на …. . язык

3) Проглотить ….. воробей

4)Слово не …., вылетит – не поймаешь. человек

Какое высказывание лишнее? Почему? (Последнее – пословица, остальные – устойчивые выражения).

Проверка выполненной работы.

2.Объясните смысл высказываний.

1)благородный, высоконравственный, чуткий человек

2)говорить необдуманно, не отвечать за свои слова

4)сказанное не возьмёшь обратно. Говорится в качестве предупреждения против необдуманных слов, а также когда сожалеют о том, что было произнесено.

Для чего выполняли эту работу? Для чего надо знать устойчивые выражения?

(Фразеологизмы делают нашу речь более яркой, выразительной.)

Итог урока. Оценки.

С каким настроением вы заканчиваете урок? (круги настроения)

Домашнее задание.

Записать 3 пословицы или фразеологизма с глаголами в начальной и личной формах. В глаголах начальной формы подчеркнуть основу и выделить суффиксы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Планируемые образовательные результаты:

Предметные УУД:

формирование представления о глаголах неопределенной формы,

развитие умения правильно ставить вопросы к глаголам начальной формы, употреблять глаголы в речи; знакомство с суффиксами неопределённой формы глагола.

Метапредметные УУД:

Познавательные:уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:умение работать по образцу; планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей; удерживать цель деятельности до получения её результата; планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; контролировать результаты своей деятельности.

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности, формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, привитие навыков здорового образа жизни (утренняя зарядка).

Формы организации работы учащихся: фронтальная, парная, групповая.

Организационный момент:

Учитель: Я рада приветствовать вас и наших гостей на уроке. Надеюсь, что мы сделаем наш урок интересным и не скучным. Успехов нам и удачи! Открываем тетрадочки, записываем число. Комментирует …

Минутка чистописания:

Учитель: 1.Запишем сочетания букв: ть //ти //чь//. Мы встретимся с ними на нашем уроке и узнаем о них больше.

2.Запишем словарные слова: Вагон, шофёр, километр, расстояние, автомобиль, Россия.

(У доски 1 ученик, проверка). Кто затруднялся?

Учитель: Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите её в тетрадь, соблюдая все законы каллиграфии.

Мы будем много знать, если мало будем спать.

Учить - ум точить.

Сделали дело – гуляем смело!

Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

Золото добывают из земли, а знания – из книги.

Учитель: Прочитайте свои девизы. Я вижу, вы серьёзно настроены на урок. Приступим. Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто он.

Кор.: Что вы больше всего любите делать?

Часть речи: Люблю действовать!

Кор.: Что вы больше всего не любите?

Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ!

Кор.: Какими необыкновенными талантами обладаете?

Часть речи: Могу путешествовать во времени!

Кто же этот господин? Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец. Почему я его так назвала?(Ученики: Мы не всё знаем о глаголах)

3. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации

Учитель: Вернемся к пословицам. Выпишите глаголы из пословиц. Укажите форму времени. (Работаем у доски). (Проблемный вопрос) Что же у вас получилось?

(Ученик: будем знать, будем спать, учить, точить, сделали, гуляем, лежит, бежит, добывают) (Слайд № )

- Какая проблема возникла перед нами?

- Что сегодня мы будем исследовать? (Глаголы, у которых нельзя определить время и число. Будем исследовать неизвестную форму глагола.)

- А как бы вы назвали форму глагола, у которого нельзя определить время и число?

- Сформулируйте тему нашего урока.

Ваши предположения……
Кто уже догадался, что мы будем исследовать на уроке?

Мы будем исследовать неизвестную нам форму глагола, узнаем, чем они отличаются от других глаголов.

А где мы можем узнать о новой форме глагола?

А я предлагаю самим постараться найти ответ. Согласны?

- Посмотрите, как по-другому можно назвать неопределённую форму глагола (начальная форма или инфинитив).

- Какие цели перед собой поставим?

Почему неопределённую форму глагола так назвали?

На какие вопросы отвечает?

Особенности неопределённой формы глагола.

- Для этого обратимся к исследовательской карточке, которая у каждого из вас есть.

- Результаты нашего исследования будем записывать в исследовательскую карточку, которая станет для вас памяткой.

- Итак, первое открытие.

Неопределённая форма глагола

(начальная форма глагола, инфинитив)

1.Почему так называется?

2. Глаголы неопределённой формы отвечают на вопросы:

_________________,___________________

3.Глаголы неопределённой формы имеют суффиксы:

4.Открытие новых знаний.

1)Работа в парах. Выполнение первой учебной задачи – выяснить, на какие вопросы отвечают глаголы неопределённой формы.

- Я предлагаю вам поработать в парах.

Задайте вопросы к глаголам.

Решать,решить,красить,перерасить,везти,привезти,бросать,бросить,отвечать,ответить.

- Запишите глаголы в 2 столбика. От чего это будет зависеть?

- Что мы выяснили? Запишем это в исследовательскую карточку.

2)Выполнение второй учебной задачи – узнать суффиксы неопределённой формы глагола.

Списать текст. Глаголы, данные в скобках, заменить глаголами неопределённой формы. Подчеркнуть глаголы.

Важно (берегу) своё здоровье. Утром нужно (делаю) зарядку. Упражнения (выполняю) медленно. Между ними (делаю) небольшие паузы для отдыха. Нельзя (задерживаю) дыхание, надо (дышу) ровно, спокойно. Зарядку нужно (делаю) при открытой форточке.

- Какие суффиксы повторяются?

- Что мы выяснили? Запишем в исследовательскую карточку.

- Хлопаем, если услышите глагол неопределённой формы:

ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, скатерть, плести, кости, ногти, грусть, вести, лошадь,стеречь,думал,думать,поёт,петь.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 4 классе по программе "Школа России".

Для учащихся предлагаются разноуровневые задания.

На доске написать число

Задание для работы у доски

П_сал, сб_жал, ч_тать, к_пал, лучше, др_жал.

Лучше записано на доске, орфограммы выделены

Тема: Неопределённая форма глагола ( 4 класс)

Создать условия для формирования представлений о неопределенной форме глагола.

-развивать умения распознавать глаголы в неопределенной форме;

-ставить вопросы к ним;

-стимулировать активную познавательную деятельность учащихся;

-развивать умения самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений;

-воспитывать доброжелательность, ответственность, аккуратность, любовь к русскому языку.

Познавательные УУД:

-осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий:

-использование знаково- символических средств;

-построение речевого высказывания;

-проведение сравнения и классификации по заданным критериям;

-установление причинно-следственных связей.

Различать формы глагола и однокоренные слова. Находить слова по заданному основанию. Фиксировать (графически обозначать) суффиксы начальной формы глаголов.

Коммуникативные:

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения. Стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, владеть монологической и диалогической формой речи. формирование умения работать в паре, группе.

Принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия; осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, оценивать свои действия, вносить коррективы в действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.

Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу; развивать способность к самооценке.

Метапредметные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

работать по коллективно составленному плану; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; оценивать правильность выполнения действия; вносить коррективы в действие; высказывать своё предположение.

умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться правилах поведения и общения в школе и следовать им.;

умение ориентироваться в системе своих знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученные на уроке.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы: частично-поисковый, наглядный

Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная

I. Орг. момент.

У нас сегодня гости, поприветствуйте гостей. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, посмотрите на меня, подарите улыбку мне.

Наш урок русского языка хочу начать с пожелания.

-Ребята, пусть вам сегодня на уроке помогут сообразительность, внимание, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

II.Актуализация знаний.

- А урок мы начинаем с высказывания Константина Георгиевича Паустовского:

-Прежде чем его прочитать, подумайте над вопросом:

- Почему важно хорошо знать свой родной язык?

(Потому что мы - люди и должны уметь правильно говорить, писать).

Откроем тетради и запишем число. Слайд 2

1) Минутка чистописания. Слайд 3

-Начнем урок с минутки чистописания.

-Посмотрите на слова, прочитайте.

П_сал, сб_жал, ч_тать, к_пал, лучше, др_жал.

-Выделите, пожалуйста лишнее слово.

-Какое слово лишнее? Почему?

(Лучше – наречие, отвечает на вопрос как?

Остальные слова –глаголы.)

-Так хорошо, вернемся к глаголам.

-Что общего у глаголов?

-Какое слово будет лишним среди глаголов?

-Почему? (читать- вопрос что делать?)

-Хорошо, правильно, а что общего у оставшихся глаголов? ( отвечают на вопрос прошедшего времени что делал? Что сделал?).

-Какая буква общая? ( Л)

-Прописываем буквы и сочетание в тетради. Слайд 4

Лл ла ло лы лу

- Вспомните, как образуется форма прошедшего времени у глаголов? ( С помощью суффикса Л)

-Значит буква Л выполнила роль суффикса глаголов прошедшего времени.

.Запишите слова с пропущенными орфограммами.

Один ученик работает у доски.

Взаимопроверка. Оценка. Слайд 5

-2) Словарная работа

Вернемся, ребята к нашим словам, назовите мне, пожалуйста лишнее слово.

-Это слово ЛУЧШЕ, потому что отвечает на вопрос КАК?

-Ребята, слово ЛУЧШЕ- новое словарное слово.

Скажите, как можно проверить его лексическое значение (по словарю С.И. Ожегова)

Чтобы сэкономить время на уроке, сегодня я вам сама назову его лексическое значение, оно означает :

-Ребята, если слово имеет ни одно, а несколько значений, то как называются такие слова? (МНОГОЗНАЧНЫМИ)

Подберите антонимы- хуже;

Синоним- точнее, правильнее, скорее, вернее;

Однокоренные слова-лучший, улучшить

Запишите слово в тетрадь, выделите орфограммы.

III.Самоопределение к деятельности

3) Вернемся к глаголам.

-Назовите мне пожалуйста еще раз лишнее слово среди глаголов.

Это глагол Читать.

-Это глагол прошедшего времени?

Может быть настоящего ?

(-Нет, вопросы не подходят.)

-Как быть, что делать с этим глаголам?

( Надо узнать, какая форма у этого глагола)

-Молодцы. Этим мы и будем заниматься на уроке.

Если у глагола мы нельзя определить ни время, ни число, ни лицо, то как можно назвать такую форму глагола. (Неопределенная форма глагола)

-Сформулируйте тему урока.

- познакомиться с неопределенной формой глаголов;

-учиться находить глаголы НФ в тексте;

ставить к ним вопросы,

-учиться правильно употреблять их в речи.

-выяснить что это за форма;

- на какие вопросы отвечает;

-как можно отличить от других глаголов?

IV. Работа по теме урока.

По какому признаку можно глаголы разбить на группы?

-Ребята, распределите глаголы по столбикам.

Вспомните, как нужно работать в паре.

Работам в паре

- работать должны оба

-один говорит, другой слушает

-свое несогласие высказывать вежливо

-работать тихо не мешать друг другу)

н.в. П.в. б.в.
что делает? что делал? что сделает?

что делают? что сделал?

Идет, играл, читает, гореть, споет, засверкать, срисовал, пишут.

Заслушиваются ответы

а)-Назовите мне глаголы, которые относятся к настоящему времени.

Как определили? ( по вопросам что делает? , что делают?)

-Назовите глаголы, которые относятся к глаголам прошедшего времени.

Как определили? ( по вопросам что делал? Что сделал?)

-Назовите глаголы, которые относятся к глаголам будущего времени.

-Как определили? ( по вопросам что будет делать? Что сделает?)

Проверим Слайд 7

б)-Со всеми глаголами поработали?

-Какие глаголы остались?

-Можно определить время, лицо, число. Нет. Почему?

(Вопросы не подходят.)

-Значит в какой форме стоят эти глаголы.

-( В неопределенной форме)

-На какие вопросы отвечают оставшиеся глаголы?

(что делать? что сделать?)

-Куда мы их разместим? (в четвертый столбик)

Проверим Слайд 8

– Как можно еще назвать неопределенную форму глагола? (начальная форма, инфинитив)

-Давайте, ребята, попробуем сформулировать правило.

Неопределенная форма глагола - это начальная форма глагола. Это неизменяемая форма глагола. Она не указывает на время и число глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечает на вопросы что делать?, что сделать?.

СЛАЙД 9 правило

2) Работа с учебником.

-Откройте учебник на с.72 прочитайте правило и сравним наше правило с правилом учебника.

-Какую новую информацию вы получили из учебника?

-(1.Гл. в н.ф. имеют суффиксы ть, ти.,

2.ГЛ. н.ф. могут оканчиваться на чь, но это не суффикс, а часть корня.

-Вспомните такие глаголы: жечь, печь, течь.)

На доску вывешиваются карточки с вопросами

V. Первичное закрепление изученного

1).Работа с учебником.

-В учебнике на стр. 72 найдем упр. 148. Выполним письменно.

-Прочитайте глаголы в словосочетаниях 1 и 2 группы;

- Спишите словосочетания определите число, время;

-Подчеркните глаголы у которых не смогли определить время. Задайте вопрос к каждому из этих глаголов.

-Сделайте вывод: если глагол отвечает на вопрос Что делать? Что сделать? У него нельзя определить число и время – это глагол в неопределенной форме и имеют суффикс ть.

VI. Закрепление и обобщение.

1).Работа в группах

-Помогать друг другу

-Вежливо и доброжелательно общаться друг с другом

-Говорить тихим голосом

-Работать активно, серьезно относясь к порученному заданию;

-Отвечать за успехи каждого

-Уметь слушать других.

- Если научился сам, научи другого!

-Вместе учиться не только легче, но и интереснее.

Задание для 1 группы

Читайте также: