Дети в роще конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Двое детей, брат и сестра, отправились в школу. Они должны были проходить мимо прекрасной тенистой рощи. На дороге было жарко и пыльно, а в роще прохладно и весело.

— Знаешь ли что? — сказал брат сестре. — В школу мы ещё успеем. В школе теперь и душно и скучно, а в роще, должно быть, очень весело. Послушай, как кричат там птички! А белок-то, белок сколько прыгает по веткам! Не пойти ли нам туда, сестра?

Сестре понравилось предложение брата. Дети бросили азбуки в траву, взялись за руки и скрылись между зелёными кустами, под кудрявыми берёзками.

В роще, точно, было весело и шумно. Птички перепархивали беспрестанно, пели и кричали; белки прыгали по веткам; насекомые суетились в траве.

Прежде всего дети увидели золотого жучка.

— Поиграй-ка с нами, — сказали дети жуку.

— С удовольствием бы, — отвечал жук, — но у меня нет времени: я должен добыть себе обед.

— Поиграй с нами, — сказали дети жёлтой мохнатой пчеле.

— Некогда мне играть с вами, — отвечала пчёлка, — мне нужно собирать мёд.

— А ты поиграешь ли с нами? — спросили дети у муравья.

Но муравью некогда было их слушать: он тащил соломинку втрое больше себя и спешил строить своё хитрое жильё.

Дети обратились было к белке, предлагая ей также поиграть с ними; но белка махнула пушистым хвостом и отвечала, что она должна запастись орехами на зиму.

— Строю гнездо для своих маленьких деток.

Серенький зайчик бежал к ручью умыть свою мордочку. Белому цветку земляники также некогда было заниматься детьми. Он пользовался прекрасной погодой и спешил приготовить к сроку свою сочную, вкусную ягоду.

Детям стало скучно, что все заняты своим делом и никто не хочет играть с ними. Они подбежали к ручью. Журча по камням, пробегал ручей через рощу.

— Тебе уж, верно, нечего делать? — сказали ему дети. — Поиграй же с нами!

— Как! Мне нечего делать? — прожурчал сердито ручей. — Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня: я работаю днём и ночью и не знаю ни минуты покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же, кроме меня, моет бельё, вертит мельничные колёса, носит лодки и тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идёт кругом! — прибавил ручей и принялся журчать по камням.

Детям стало ещё скучнее, и они подумали, что им лучше было бы пойти сначала в школу, а потом уж, идучи из школы, зайти в рощу. Но в это самое время мальчик приметил на зелёной ветке крошечную красивую малиновку. Она сидела, казалось, очень спокойно и от нечего делать насвистывала превесёлую песенку.

— Эй ты, весёлый запевала! — закричал малиновке мальчик. — Тебе-то уж, кажется, ровно нечего делать; поиграй же с нами.

— Как, — просвистала обиженная малиновка, — мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих малюток? Я так устала, что не могу поднять крыльев; да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие ленивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегаете по роще, да ещё мешаете другим дело делать. Идите-ка лучше, куда вас послали, и помните, что только тому приятно отдохнуть и поиграть, кто поработал и сделал всё, что обязан был сделать.

Детям стало стыдно: они пошли в школу и хотя пришли поздно, но учились прилежно.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Дети в роще.

Цель: показать целесообразность применения современных образовательных технологий для достижения образовательных результатов, соответствующих требованиям ФГОС

раскрытие главной идеи рассказа и его осмысление через умение работать с текстом.

Познакомить детей с жизнью животных в роще в весенне-летний период времени.

5. Воспитывать любовь к природе, ко всему живому.

Ход урока.

I. Организационный момент. Психологический настрой

2. Работа над новой темой.

-Посмотрите на экран. Можете узнать, чей это портрет? (1сл)

- Это Константин Дмитриевич Ушинский.

Некоторые из них он слышал в детстве и теперь пересказал нам, а некоторые придумал сам. Также Ушинский сочинил много рассказов о животных, о птицах, о явлениях природы, о самих детях – об их играх и занятиях, потому

что, все это было близко детям, все это окружало их в повседневной жизни -

- Как вы думаете, почему я вам показала портрет Ушинского?

- Наверное, будем читать одно из его произведений.

День был чудесный: ярко светило солнце, журчал ручей, задорно щебетали птицы, ласково перешептывались между собой листья на ветвях деревьев. Мы с вами оказались в солнечной роще, где веет спокойствием и тишиной. Глубоко вдохните и выдохните. Вдохните в себя свежесть воздуха, запах зеленой травы. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу, природе, к окружающей среде.

В это время двое ребятишек — брат и сестра — шли в школу.

- Как вы думаете, что было дальше с ними? Расскажите.

- Дети рассказывают свои предположения

hello_html_m69816838.jpg

Дети читают рассказ в учебнике (с. 45—47).

- Совпали ваши предположения с событиями в рассказе?

- А теперь попробуем поделить рассказ по законченным смысловым фрагментам и озаглавить каждый из них словами из текста.

(Ребята работают в группах )

В результате работы получится созданный коллективно цитатный план.

Самый большой и важный фрагмент — общение детей с обитателями рощи. Его следует осмыслить особо. Один из способов — повторное чтение.

Чтение отрывка по ролям.

4. Повторное чтение. Проводится по ролям.

- обращается внимание на аргументацию персонажей.

Перед чтением ставится общий для всех вопрос:

-Почему никто не стал играть с детьми?

- Кто очень точно и правильно оценил поступок детей? Найдите и прочитайте это место.

5.Терминологическая минутка

Обратите внимание на то, как с детьми общаются обитатели рощи (разговаривают на языке человека).

В каких еще произведениях птицы, животные, растения, солнце, месяц, ручей, море и другие разговаривают с героями на человеческом языке? (В волшебных сказках.)

5. Беседа по прочитанному

Беседа проводится по вопросам учебника.

Определение главной мысли рассказа.

Главная мысль сказки заключается в том, что отдыхать имеет право только тот, кто сделал все свои дела. Брат и сестра должны были учиться в школе, но они не пошли туда, а решили поиграть в роще. Обитатели рощи показали детям, что труд важнее развлечений.

Сказка учит быть трудолюбивым, ответственно относиться к своим обязанностям. Главная обязанность героев сказки — учеба в школе, а они пренебрегли своей обязанностью.

В сказке мне понравилась малиновка, которая пристыдила брата и сестру за лень и стремление развлечься вместо учебы в школе. Школьные годы — счастливые годы. Это годы, когда можно и нужно получать новые знания. А новые знания — это всегда интересно и увлекательно. Поэтому надо ценить время, проведенное в школе и уроки никогда не пропускать. Хорошо, что дети это поняли, и исправили свою ошибку.

Ленивому всегда праздник.
Труд человека кормит, а лень портит.
Сделал дело – гуляй смело.

6. Рефлексия. (7сл.)

Составить синквейн с названиями персонажей, с кем встретились брат и сестра

Действующие лица: мальчик, девочка, две пчелы, ландыш, жук, муравей, белка, голубь, земляника, ручей, малиновка, птенцы, березки.

Действие происходит в тенистой роще, мимо которой проходят в школу двое детей, брат и сестра.

Звучит музыка (запись).

Хореографическая зарисовка "Пробуждение природы" (ландыши; земляника; божья коровка суетится около листочка; порхают бабочки; стрекоза; просыпаются две пчёлки).

Пчела I
Не ленись, встрепенись,
В дальний путь со мной несись!
На пригорке, за поляной,
Мне знаком цветок медвяный
Весь в росе, в серебре,
Он сияет на заре.

Пчела 2
По дороге к старой елке
Залетим, пожужжим,
В тихой роще погостим.
Там, над светлыми струями,
Между древними корнями,
Возле пня, чуть звеня,
Ландыш белый ждёт меня!

Пчела 1
Скажем ландышу лесному,
Что летим к цветку другому.
Слышишь, молвит он:
(улетают)

Ландыш
Отнесите мой поклон.

Появляются девочка и мальчик с книжками, любуются рощей, смотрят, как прыгает белка.

Мальчик
Солнце встало рано-рано,
Посмотри как хорошо кругом!
Знаешь ли что? В школу мы еще успеем.
В школе нынче скучно, душно,
Здесь птенцы поют, послушай!
(голоса птиц - запись)
А белок-то, белок, сколько прыгает по веткам. В роще должно быть весело. Не пойти ли нам туда, сестра?

Девочка
Мы гуляем спозаранку,
Не страшны нам ни жара, ни гром,
Бросим книжки на полянку,
В школу не пойдём (садятся).

Музыка (запись). Птицы в гнездышке, перелетают, порхают.

Мальчик
Здесь кудрявые берёзки,
И зеленые кусты,

Девочка
И везде растут цветы.
Не придумать лучше, проще.
Остаемся в этой роще.

Летит Жук. Звучит вступление к песне.

Девочка и мальчик поют:
На лужайке у пенька
Мы в траве нашли жука.
Жук усатый и большой,
Ты нам песенку пропой.

Жук поёт:
Жу-жу-жу (2р)
Очень, очень я спешу.

Жук
Жук - красивое созданье,
Я золотистый и в земле вожусь весь день,
Усами быстро двигаю,
Работать мне не лень.

Мальчик
Поиграй-ка с нами жук!

Девочка
Будешь нам хороший друг!

Жук
Что вы говорите? Нет-нет нет!
Я ищу себе обед,
Нынче очень тороплюсь
И, вообще, я вас боюсь!

Летит пчела с коромыслом и вёдрами. Музыка.

Пчела поет:
Почистив лапки наскоро,
Мы сразу улетим.
Кто на лужок, а кто в лесок
Мы весело спешим.
Друг с дружкой повстречаемся
Под вечер лишь, впотьмах.
И в сотах мед засветиться,
Как огоньки в домах.

Пчела
Я, лохматая пчела!
Золотистая пчела!
Я летаю по цветам
И нектар беру я там.

Мальчик
Что же делаешь с ним ты?

Пчела
Ах, как пахнут здесь цветы!
Я нектар беру в свой дом!
Ульем мы его зовем.
И готовлю там я мед,
Мед мой пасечник берет

Девочка
Хочешь с нами поиграть?
Надоело ведь летать.

Пчела
Что вы, что вы, я спешу,
Вас понять меня прошу,
Нет покоя мне ни дня.
(Летит)

Девочка
Но куда ты улетаешь?
Может, все же поиграешь?

Идёт муравей, тащит тяжелое бревно.

Муравей
Все тащу, тащу я эту ношу.
Тяжела она, но я ее не брошу.
Я себе построю дом,
Буду жить прекрасно в нем.
Запыхался я, ее таская.

Мальчик
Может вместе ношу потаскаем?

Девочка
А потом немножко поиграем?

Муравей
Никому бревно не дам
Дотащу до дому сам!
А играть мне с вами некогда теперь.
Я спешу построить в доме дверь.

Девочка
Белка! Ты прекрасна, весела,
Позабудь-ка про дела!

Мальчик
Поиграй-ка лучше с нами,
Будем верными друзьями!

Музыка. Белка прыгает,поет:
Целый день без всякой спешки,
Я в дупле грызу орешки.
Щелк, щелк, щелк.
Я печальной не бываю,
Я тружусь и напеваю.
Ля-ля-ля.
Всем видна моя сноровка,
Я скачу по веткам ловко.
Прыг- прыг- прыг.

Девочка
Скучно мне стало в роще гулять,
С нами не хочет никто поиграть.
Все говорят - потом, да потом (обижается, садиться будто бы плачет).

Мальчик
Зачем слезинки вспыхнули
И льются на траву?

Девочка
Мне скучно и обидно
Из рощи убегу.

Мальчик
Забудь про слезы девочка,
Взгляни повеселей,
Ведь если присмотреться,
То много здесь друзей.
Вон - пташка заливается,
Вот бабочки летят,
На солнышке блестят.
Букашка пестроглазая
По веточке ползет
И каждый ландыш шепчется,
И каждый лист живёт.
Вглядись, подумай, вслушайся:
Ты вовсе не одна!
Друзей дарит бесчисленных
Лесная глубина.
Может нужно еще поискать?
Кто-нибудь сможет сейчас поиграть?
Видишь, вон голубь на ветке сидит?
Кажется, он почему-то сердит!

Голубь (строит гнездо из веток)
Долго смотрю я на вас в этот день,
Вижу учиться сегодня вам лень.
Ах вы, ленивцы, вам скучно сейчас.
Кто ж не велел вам идти в школьный класс?
Много детишек таких вот бывает
Сами не учатся и нас обижают.
Я говорить с вами долго не буду,
Дело найду я всегда и повсюду.
Много набрал в это утро я веток,
Строю гнездо для маленьких деток.
Вы пойдите лучше в школу,
Где звонок звенит весёлый,
Поработайте как надо.
Сами будете вы рады.

Мальчик
Исправляться нужно нам
Побежим-ка по делам.

Девочка
Может мы ещё пройдём
И друзей себе найдём?

Увидели землянику (цветок).

Земляника
Я белый и нежный цветок земляники
Сегодня мне некогда с вами играть.
А вы через месяц сюда загляните
Я ягодкой красной здесь буду сиять.
Я пользуюсь, нынче прекрасной погодой,
Чтоб ягодку вкусную вырастить в срок.
Ловлю я тепло, что дает мне природа,
Готовлю свой сладкий питательный сок.

Девочка
Видишь он занят сегодня как все.
Он умывается в чистой росе,
Ловит ласковый солнечный свет.
Занят работой он, времени нет.

Идут, подходят к ручью, у ручья умывается зайчик.

Мальчик
Тебе уж верно нечего делать, ручей?

Девочка
Поиграй же с нами скорей.

Ручей
Как! Мне нечего делать? Ах вы, ленивые дети! Посмотрите на меня. Я работаю и днем, и ночью незнаю покоя. Разве не я пою людей и животных? Кто же кроме меня моет белье, вертит мельничные колеса, носит лодки, тушит пожары? О, у меня столько работы, что голова идет кругом.

Шум ручья, пение птицы.

Танец малиновки (кормит в гнездышке птенцов).

Девочка
И ручей сегодня занят.
Кто же снами поиграет?

Мальчик
Ой, смотри, смотри скорей!
Вон, на ветке соловей.

Мальчик
Да вот на ветке клена,
Где листвы полно зелёной.

Девочка
Птичку, что ты видишь тут,
Всё малиновкой зовут.
Как она мила, прелестна,
И поет так интересно.

Мальчик (кричит)
Эй, ты, весёлый запевала! Тебе-то уж, кажется, нечего делать.

Девочка
Поиграй же с нами.

Малиновка
Как, мне нечего делать? Да разве я целый день не ловила мошек, чтобы накормить моих милых малюток! Я так устала,что не могу поднять крыльев да и теперь убаюкиваю песенкой моих милых деток. А вы что делали сегодня, маленькие линивцы? В школу не пошли, ничего не выучили, бегайте по роще, да еще мешаете другим дело делать.

Дети идут к берёзовой роще. Танец девочек-березок (девочка и мальчик играют между берёзок).

Девочка
Ты расти моя красивая, расти.
Всем на радость, зеленея, шелести.

Мальчик
Ты расти, расти, березка, вырастай,
Всем на радость, зеленея, расцветай.

Дети говорят друг другу.
Мальчик
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.

Девочка
Птицы учат пению.

Мальчик
Паучок терпению.

Девочка
Пчёлы в поле и в саду
Обучают нас труду.

Мальчик
И к тому же в их труде
Все по справедливости.

Девочка
Отражение в воде
Учит нас правдивости.

Мальчик
Снег нас учит чистоте,
Солнце учит -доброте.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.

Звучит вступление к песне "Прекрасен этот мир поющий". Все обитатели рощи встают как бы на фотографию, вокруг девочки и мальчика.

Все поют песню:
Цветет ли сад цветущий,
Идет ли снег зимой.
Прекрасен мир поющий
И ты с ним вместе пой.
У каждого на свете
Есть песенка своя.
Поет о счастье ветер,
Деревья и поля.
То радостно, то грустно,
То громче, то нежней.
Поет скворец искусный
И маленький ручей.


Вид деятельности: коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Цель: изготовление коллективной работы, используя технику конструирования из цветных бумажных салфеток.

Содержимое разработки

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Участники: дети 6-7 лет.

Вид деятельности: коммуникативная, продуктивная, двигательная, познавательно-исследовательская.

Цель: изготовление коллективной работы, используя технику конструирования из цветных бумажных салфеток.

Расширять знания детей о деревьях.

Учить создавать коллективную композицию из большого количества основ.

Закреплять знания техники безопасности при работе с ножницами

Развивающие:

Развивать внимание, мышление, память, воображение и речь детей.

Развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Формировать положительно-эмоциональное восприятие окружающего мира.

Воспитывать любовь к природе.
Воспитывать художественный вкус, интерес к конструированию из бумажных салфеток.

Формировать навыки совместной работы, воспитывать интерес к сотворчеству.

Предварительная работа:

Целевые прогулки в парк; на прогулке или на иллюстрациях надо рассмотреть с ребятами деревья, провести беседу о деревьях.

Разучивание стихотворений, отгадывание загадок о деревьях.

Рассматривание фотографий, открыток, репродукций картин, календарей с изображением деревьев, обсуждение характерных особенностей их строения.

Демонстрационный материал и оборудование: сюжетные картинки, иллюстрации по теме занятия; лист тонированного ватмана; белый картон; ножницы; клей; кисточка; карандаш; салфетки бумажные зеленого цвета; технологические карты.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

- Как хорошо в лесу! Поют птицы, порхают бабочки, цветут цветы, растут грибы да ягоды.

2. Вводная часть:

Педагог показывает детям иллюстрации с изображением берёзок и читает стихотворение:

Если б дали березке расческу,
Изменила б березка причёску:
В речку, как в зеркало, глядя,
Расчесала бы кудрявые пряди,
И вошло б у неё в привычку
По утрам заплетать косичку.

Рассматривает характерные особенности дерева: белоствольная, стройная, зелёные листики похожи на кудри (закрученные волосы), поэтому её называют кудрявою.

Ребята, мы зашли с вами в лес. Скажите, какие птицы живут в лесу? (ответы детей)

А каких лесных зверей вы знаете? (ответы детей)

Но как тихо в нашем лесу, не слышно пения птиц; деревья, насекомые, звери, притаились и ждут, как мы себя поведем, с чем мы пришли? Может, мы станем ветки ломать, может мы взяли с собой рогатки и будем стрелять в птиц?

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только, чур, не забывай,

что в лесу нельзя шуметь.

даже очень громко петь!

убегут с лесной опушки.

ветки ели не ломай.

и почаще вспоминай:

Мусор с травки убирать!

зря цветы не надо рвать!

из рогатки не стрелять,

ты пришел не убивать!

бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают?

здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – ель и лось.

Их покой – побереги,

Ведь они нам – не враги!

Видишь, уважаемый лес, мы пришли к тебе как друзья!

И мы хотим посадить целую поляну молодых кудрявых березок, чтобы в лесу стало еще красивее.

3. Показ приемов работы и объяснение.

Воспитатель предлагает сделать красавицу берёзу из силуэта ладошки (ствол) и (так как листики весной молодые, нежные).

Объясняет последовательность работы:

-обвести ладошку вместе с запястьем на картоне белого цвета, вырезать (ствол берёзы);

-от бумажных салфеток светло-зелёного цвета оторвать небольшие кусочки, смять их в ладонях (листики берёзы);

-нарисовать чёрным фломастером горизонтальные штрихи на стволе берёзы.

На берёзу галка села (присесть, руки к коленям),
С дерева потом слетела (встать, помахать руками).
На кровати спит Федот (присесть, руки под щёку)
И с кровати не встаёт (встать, развести руками в стороны).
Поскачите, попляшите.
Сядьте тихо, посидите.
Поднимитесь, распрямитесь,
Потянитесь и согнитесь.
Встаньте прямо, улыбайтесь,
Быть хорошими старайтесь.

5. Окончание работы

В конце занятия дети подходят к прикрепленному на мольберте листу ватмана, наклеивают свои березки.

Воспитатель обращает внимание, что получилась весенняя берёзовая роща, куда с радостью прилетают птицы и очень хочется пойти в эту рощу и отдохнуть в ней, послушав пение птиц.

Воспитатель интересуется, понравилось ли детям занятие, что нового они узнали, какие правила поведения в лесу запомнили, благодарит всех за активное участие.

Читайте также: