Основные этапы разработки моделей на компьютере конспект

Обновлено: 07.07.2024

ВложениеРазмер
Конспект к уроку информатики и ИКТ в 11 классе по теме " Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере." 31.5 КБ
Презентация к уроку информатики и ИКТ в 11 классе по теме " Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере." 100.33 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект к уроку информатики в 11 классе
по теме " Основные этапы разработки и

исследования моделей на компьютере ."

Тип урока: урок закрепления и обобщения

2. Развивающая цель: развить исследовательские навыки, развить мышление школьников через установление причинно - следственных связей.

Должны знать: основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Должны уметь : построить модель объекта согласно поставленной цели.

  1. повторить этапы моделирования
  2. построить информационную, математическую модели и на их основе создать компьютерную модель;
  3. провести компьютерный эксперимент (анализ результатов моделирования)
  1. развивать мировоззрение и личностно - нравственные качества учеников, готовых к самосовершенствованию и самообразованию;
  2. развивать навыки и умения учеников слушать учителя, друг друга;
  3. развивать способности анализировать и обобщать учебный материал;
  4. развивать умения самостоятельно работать.
  1. формирование умений рациональной организации учебной деятельности на уроке;
  2. воспитывать информационную культуру учащихся при работе на ПК;
  3. формировать культуру общения на уроке в процессе сотрудничества ученика и учителя, учеников между собой.

1. Персональный компьютер

2. Мультимедиа - проектор

Используемые программные средства:

1.Табличный процессор MS-Excel

2. Программа MS-РоwеrРоiпt

Виды и формы работы

Приветствие, проверка присутствующих учащихся на уроке.

Объявление темы урока, определение целей и задач занятия. Мотивация учащихся.

Озвучить тему урока. Описание задачи, постановка целей моделирования

Повторение основных этапов моделирования.

Совместная (фронтальная) работа учителя с классом.

Построение информационной и математической модели.

Совместная (фронтальная) работа учителя с классом, работа учащихся в тетрадях

Построение компьютерной модели

Практическая работа на компьютере в MS Excel

Практическая работа на компьютере в MS Excel

Анализ результатов моделирования

Работа учащихся в тетрадях

Подведение итогов, проверка работы, выставление оценок

Совместная работа учителя с классом

1. Организационный момент.

  1. Приветствие учеников;
  2. Проверка присутствующих учащихся на уроке.

2. Объявление темы урока, определение целей и задач занятия

3. Повторение сформированных знаний являющихся опорой для изучения нового материала.

Bonpoc №1. Что такое модель, моделирование? Привести примеры моделей.

Вопрос №2. Какие бывают модели? Что такое формализация?

Вопрос №3. Назвать типы информационных моделей.

Вопрос №4. Каковы основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере?

Вопрос №5. Какие программные средства обычно используются для создания компьютерных моделей?

Моделирование в электронных таблицах проводится по общей схеме, которая выделяет четыре основных этапа: постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент и анализ результатов.

4. Построение информационной и математической модели.

Первый этап . Постановка задачи.

Описание задачи выглядит следующим образом ( демонстрация слайда №2)

Определить максимальный объем коробки.

Длина стороны листа (а)

Как определить максимальный объем коробки?

Проследить как изменяется объем коробки при изменении размера выреза b

Как изменяется размер выреза?

Увеличивается от нуля с заданным шагом ∆b

Какие параметры коробки изменяются при изменении выреза?

Размер дна коробки (с), площадь дна (S), объем (V)

Что ограничивает расчеты?

c>0. Размер дна не может быть отрицательным

Второй этап. Разработка модели

Информационная модель (демонстрация слайда №3 )

Для вывода формул математической модели составим геометрическую модель в виде чертежа с указанием исследуемых характеристик объекта . (демонстрация слайда №4 )

5. Построение компьютерной модели

Для моделирования будем использовать среду электронных таблиц. В этой среде информационная и математическая модели объединяются в таблицу, которая содержит три области: исходные данные, промежуточные расчеты, результаты. Заполните область исходных данных по предложенному образцу. В качестве тестовых значений параметров используйте параметры a=40 см, ∆b=1 см.

Введите расчетные формулы (демонстрация слайда №5 )

6. Компьютерный эксперимент

Третий этап. Компьютерный эксперимент

Провести тестовый расчет компьютерной модели.

Проследить, как изменяется с увеличением выреза: длина стороны дна, площадь дна, объем коробки.

Исследовать как определить наибольший объем коробки и соответствующий вырез.

Исследовать, как изменяется наибольший объем коробки и соответствующий вырез при изменении стороны исходного листа.

Исследовать, как изменяется наибольший объем коробки и соответствующий вырез, если уменьшить шаг изменения выреза. (∆b=0,3 см)

Сравните результаты, полученные после ввода формул, с результатами, приведенными в примере расчета. Совпадение значений с контрольным образцом показывает правильность введения формул. (демонстрация слайда №6 )

Эксперимент 1 . Исследование параметров модели. (Перечень задач прилагается Приложение 1, слайды №7, №8,№9 )

Эксперимент 2. Определение наибольшего объема коробки и соответствующего выреза. (Перечень задач прилагается Приложение 2 )

Эксперимент 3 . Зависимость наибольшего объема коробки от размера исходного листа. (Перечень задач прилагается Приложение 3 )

Эксперимент 4. Зависимость наибольшего объема коробки от шага изменения выреза. (Перечень задач прилагается Приложение 4 )

7. Анализ результатов моделирования.

По результатам экспериментов сформулируйте выводы и запишите их в тетрадь.

8 . Подведение итогов, проверка работы, выставление оценок. Домашнее задание.

Определить максимальную площадь треугольника. В прямоугольном треугольнике задана длина гипотенузы с. Найти размеры катетов, при которых треугольник имеет наибольшую площадь. Составить геометрическую и математическую модель. Провести расчеты.

Эксперимент 1. Исследование параметров модели.

  1. Для проведения исследования заполните в компьютерной модели не менее 20 строк.
  2. По столбцу B проследите, как изменяется длина стороны дна. Определите, сколько строк компьютерной модели надо использовать для исследования.
  3. В диапазоне строк, подлежащих исследованию, по столбцу C проследите как изменяется площадь дна. Сделайте вывод.
  4. В диапазоне строк, подлежащих исследованию, по столбцу D проследите как изменяется объем коробки. Сделайте вывод.

Эксперимент 2. Определение наибольшего объема коробки и соответствующего выреза.

  1. В диапазоне строк, подлежащих исследованию, по столбцу D определите наибольший объем коробки.
  2. По столбцу А определите размер выреза, соответствующий наибольшему объему.

Эксперимент 3. Зависимость наибольшего объема коробки от размера исходного листа.

  1. Определите значения наибольшего объема коробки для нескольких значений длины картонного листа. Для этого в ячейку B4 введите новое исходное значение, по столбцу B определите диапазон строк для исследования. При необходимости заполните дополнительное количество строк, по столбцу D определите наибольший объем коробки, а по столбцу A – размер выреза.
  2. Результаты экспериментов разместите в ячейках на свободном пространстве электронной таблицы по образцу.

Шаг изменения выреза 1 см

Длина стороны листа

Эксперимент 4. Зависимость наибольшего объема коробки от шага изменения выреза.

  1. Введите в ячейку новое значение шага изменения выреза (например 0,3см).
  2. Определите значения наибольшего объема коробки для нескольких значений длины картонного листа.
  3. Результаты экспериментов разместите в ячейках на свободном пространстве электронной таблицы по образцу (см. эксперимент 3).
  4. Сравните значения наибольшего объема и соответствующего выреза, полученные в 3-м и 4-м экспериментах.
  5. Сделайте вывод, позволяет ли уменьшение шага изменения выреза точнее определить наибольший объем и соответствующий вырез.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Постановка задачи Имеется квадратный лист картона. Из листа по углам вырезают четыре квадрата и склеивают коробку по сторонам вырезов. Какова должна быть сторона вырезаемого квадрата, чтобы коробка имела наибольшую вместимость? Какого размера надо взять лист, чтобы получить из него коробку с заданным максимальным объемом?

Информационная модель Объект Параметры название значение Картонный лист Длина стороны а Исходные данные Вырез Шаг изменения ∆ b Размер b Исходные данные Расчетные данные Коробка Длина стороны дна с Площадь дна S Объем V Расчетные данные Расчетные данные Результаты

Расчётные параметры объекта определяются по формулам: с = a – 2 b – длина стороны дна; S = c 2 – площадь дна; V = Sb – объём. Здесь а – длина стороны картонного листа, b – размер выреза. Первоначальный размер выреза b 0 = 0. Последующие размеры выреза определяются по формуле b i+1 = b i + Разработка математической модели

Выбор метода решения задачи или алгоритма Будем использовать сред у табличного процессора : Ячейка А9 – начальный размер выреза

Проверка адекватности и корректировка модели Сравните результаты, полученные после ввода формул, с результатами, приведенными в примере расчета (ручной расчет). Совпадение значений с контрольным образцом показывает правильность введения формул.

Поиск решения на модели Проследить, как изменяется с увеличением выреза длина стороны дна; площадь дна; объём коробки.

Реализация найденного решения на практике Заполните не менее 20 строк. По столбцу В проследите, как изменяется длина стороны дна. По столбцу С проследите, как изменяется площадь дна. По столбцу D проследите, как изменяется объём коробки.

Оценка результатов и выработка рекомендаций для принятия решений. Длина стороны дна уменьшается до нуля, а затем становится отрицательной. Для исследования используется диапазон строк, для которых с > 0. Общее количество строк с положительными значениями с приблизительно равно а/2. Объём коробки сначала увеличивается, достигает некоторого наибольшего значения, затем уменьшается.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Презентация к уроку "Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере"

Презентация к уроку "Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере" может быть использована в 9, 11 классах. УМК Угринович Н.Д.


Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере (11 класс)

Архив содержитРазвернутый конспеут урока ПрезентацияПриложенияДанный материал может быть предложен для изучения в 11 классе на уроках информатики.

Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Урок разработан на основе ФГОС, с использованием ЭОР и конструктора LegoWedo.


Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере

Данная разработка включает в себя:- презентацию с теоретическими сведениями об этапах моделирования на компьютере (по учебнику Угриновича Н.Д. 9 класс) на простом примере вычисления площади трапеции. .


Презентация к уроку по математике для 9 класса по теме "Движения. Параллельный перенос" (с математическими моделями в среде GeoGebra)

Презентация к уроку по математике для 9 класса по теме "Движения. Параллельный перенос" (с математическими моделями в среде GeoGebra).Для полноценной работы на компьютере должна быть установлена вирту.

Конспект и презентация к уроку изобразительного искусства в 3 классе по теме "Рисунок на тему "Зима" в смешанной технике"


Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Основные виды обстоятельств".

Презентация к уроку русского языка в 8 классе по теме "Основные виды обстоятельств" с использованием музыкальной физминутки.


XXI – это век информационных технологий. И естественно компьютер используется для разработки и исследования моделей. Компьютерное исполнение информационных моделей является удобным, так как становится возможным проведение вычислительного эксперимента и осуществление прогнозирования. На этом уроке учащиеся узнают, что понимают под компьютерным моделированием; каковы основные этапы компьютерного моделирования; а также рассмотрят пример построения компьютерной модели.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере"

· основные этапы компьютерного моделирования;

· построение компьютерной модели.

XXI век – это век информационных технологий. И естественно компьютер используется для разработки и исследования моделей. Компьютерное исполнение информационных моделей, очень удобно, так как становится возможным проведение вычислительного эксперимента и осуществление прогнозирования.


Компьютерная модель – это компьютерная программа, работающая на отдельном компьютере, суперкомпьютере или множестве взаимодействующих компьютеров, реализующая представление объекта, системы или понятия в форме, отличной от реальной, но приближенной к алгоритмическому описанию, включающей и набор данных, характеризующих свойства системы и динамику их изменения со временем.

На сегодняшний день компьютерные модели стали обычным инструментом математического моделирования и применяются в физике, астрофизике, механике, химии, биологии, экономике, социологии, метеорологии, других науках и прикладных задачах в различных областях радиоэлектроники, машиностроения, автомобилестроения и прочих.


Компьютерные модели используются для получения новых знаний о моделируемом объекте или для приближенной оценки поведения систем, слишком сложных для аналитического исследования.

Компьютерное моделирование незаменимо:

1. когда реальные объекты очень сложные. Число факторов, которые относятся к решаемой проблеме, выходит за пределы человеческих возможностей.

2. необходимость проведения экспериментов. На практике встречается много ситуаций, когда экспериментальное исследование объектов ограничено высокой стоимостью или вовсе невозможно (опасно или вредно).

Компьютерное моделирование состоит из двух этапов.

1. для исследования объекта или процесса, составляется описательная информационная модель. Что это значит? Здесь необходимо определить цель исследования. И в зависимости от цели, выделить главные (существенные) свойства модели, необходимые для данного исследования.

2. создаётся формализованная модель. Разберёмся что это значит.

Формализованная модель – это перевод описательной информационной модели на формальный язык. Формальный значит специальный, то есть язык формул, уравнений, неравенств. Здесь мы устанавливаем формальные взаимосвязи между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также задаём некоторые ограничения на допустимые значения этих свойств.

То есть чем больше значимых свойств будет выявлено и перенесено на компьютерную модель – тем более приближенной она окажется к реальной модели, тем большими возможностями сможет обладать система, использующая данную модель.

Компьютерное же моделирование заключается в проведении серии вычислительных экспериментов на компьютере, целью которых является анализ, истолкование и сопоставление результатов моделирования с реальным поведением изучаемого объекта и, при необходимости, последующее уточнение модели.

Выделим основные преимущества компьютерного моделирования.

Компьютерное моделирование даёт возможность:

· расширить круг исследовательских объектов - становится возможным изучать не повторяющиеся явления, явления прошлого и будущего, объекты, которые не воспроизводятся в реальных условиях;

· визуализировать объекты любой природы, в том числе и абстрактные;

· исследовать явления и процессы в динамике их развёртывания;

· управлять временем (ускорять или замедлять);

· совершать многоразовые испытания модели, каждый раз возвращая её в первичное состояние;

· получать разные характеристики объекта в числовом или графическом виде;

· находить оптимальную конструкцию объекта, не изготовляя его пробных экземпляров;

· проводить эксперименты без риска негативных последствий для здоровья человека или окружающей среды.

Современные компьютеры позволяют строить весьма сложные модели, достаточно полно отражающие реальные объекты или процессы.

Рассмотрим основные этапы компьютерного моделирования

1. Постановка задачи: описание объекта и определение цели моделирования.

На этом этапе необходимо выяснить, с какой целью создаётся модель. Определить, какие исходные данные нужны для создания модели и что ожидается получить в результате.

2. Построение информационной модели.

Здесь необходимо определить параметры модели и выявить взаимосвязь между ними. Оценить, какие из параметров важны для данной задачи, а какими можно пренебрегать. А также математически описать зависимость между параметрами модели.

3. Разработка метода и алгоритма реализации компьютерной модели.

То есть нужно выбрать или разработать метод получения исходных результатов. Составить алгоритм получения результатов по избранным методам. И проверить правильность алгоритма.

4. Разработка компьютерной модели.

Здесь выбираются средства программной реализации алгоритма на компьютере. Разрабатывается компьютерная модель. Проверяется правильность созданной компьютерной модели.

5. Проведение эксперимента.

На этом этапе разрабатывается план исследования. Проводится эксперимент на базе созданной компьютерной модели. Анализируются полученные результаты. И в конце делают выводы.

Рассмотрим основные этапы компьютерного моделирования на примере.

Лесной участок оценивается в 200000 кубометров древесины. Ежегодно этот объём увеличивается на 7% за счёт естественного прироста. Начиная с четвёртого года на хозяйственные нужды вырубается 20 000 кубометров ежегодно.

· наступит ли уменьшение объёма древесины на участке до 100 000 кубометров и на каком году.

· что произойдёт, если, начиная с седьмого года естественный прирост уменьшится до 6%.

· какой может быть максимально вырубка леса, чтобы объём древесины на участке не сокращался.

Итак, первый этап. Постановка задачи: описание объекта и определение цели моделирования.

Для нашей задачи объектом моделирования является лесной участок. Наша цель – сделать прогноз, на каком году наступит уменьшение объёма древесины на участке до ста тысяч.

Второй этап. Построение информационной модели.

Построим математическую модель.

Пусть V0 – это начальный объём древесины на участке. P – процент естественного прироста леса. Ri – это объём вырубки леса в i-том году. Vi – объём древесины в i-том году.

В нашей задаче мы будем учитывать естественный прирост древесины и пренебрегать остальными свойствами объекта, например, влияние погодных условий.

Третий этап. Разработка метода и алгоритма реализации компьютерной модели.


Аналогично будем поступать далее, пока не ответим на поставленные вопросы.

Четвёртый этап. Разработка компьютерной модели

Решим эту задачу с помощью электронных таблиц, например, Microsoft Excel.

Назовём нашу модель: Вырубка леса. Заполним исходные данные.

Теперь приступим к разработке компьютерной модели. То есть нам нужно заполнить Расчётную таблицу.


То есть в ячейку C13 запишем формулу: =$A$5.

Теперь скопируем её в диапазон ячеек C14; C39.

Теперь проверим правильность скопированных данных. Проверим данные для второго года. Объём древесины в начале второго года равен значению в ячейке B10. То есть формула записана правильно.

Проверим правильность созданной компьютерной модели.

Мы построили модель в соответствии с условием задачи.

Ответим на первый вопрос нашей задачи. Уменьшение объёма древесины до 100000 кубометров наступит на 25 году, то есть в начале 26 года объём древесины будет уже меньше 100000 кубометров.

Пятый этап компьютерного моделирования. Проведение эксперимента.

В задаче необходимо ответить ещё на два вопроса:

Итак, для того чтобы выяснить, что произойдёт, если, начиная с седьмого года естественный прирост уменьшится до 6% введём в электронную таблицу ещё одно исходное значение. Теперь необходимо в ячейке B15 изменить формулу, то есть теперь у нас будет ссылка на ячейку A6, причём ссылка абсолютная. Скопируем формулу в диапазон B16; B39.

Обратите внимание, теперь уменьшение объёма древесины до 100000 кубометров наступит на 20 году, то есть в начале 21 года объём древесины будет меньше 100000 кубометров.

То есть чем меньше естественный прирост древесины, тем быстрее происходит вырубка леса.

Чтобы ответить на последний вопрос нашей задачи, необходимо заметить, что для того чтобы объём древесины на участке не сокращался максимальная вырубка леса должна быть равна естественному приросту.

Проведём эксперимент для начальных условий.

Нам нужно изменить значение в ячейке C13. Естественный прирост составляет 7% от начального объёма. Значит запишем формулу: =B12*$A$4.

Обратите внимание, для того чтобы объём древесины на участке не сокращался максимальная вырубка леса должна быть равна 17150,602 кубометра.

Пришло время подвести итоги урока.

Компьютерная модель – это компьютерная программа, работающая на отдельном компьютере, суперкомпьютере или множестве взаимодействующих компьютеров, реализующая представление объекта, системы или понятия в форме, отличной от реальной, но приближенной к алгоритмическому описанию, включающей и набор данных, характеризующих свойства системы и динамику их изменения со временем.

К основным этапам компьютерного моделирования относятся:

Первый. Постановка задачи: описание объекта и определение цели моделирования.

Второй. Построение информационной модели

Третий этап. Разработка метода и алгоритма реализации компьютерной модели

Четвёртый этап. Разработка компьютерной модели

И пятый этап. Проведение эксперимента.

Также сегодня на уроке мы с вами рассмотрели пример построения компьютерной модели.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Развивающая цель: развить исследовательские навыки, развить мышление школьников через установление причинно - следственных связей.

Должны знать: основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере.

Должны уметь: построить модель объекта согласно поставленной цели.

повторить этапы моделирования

построить информационную, математическую модели и на их основе создать компьютерную модель;

провести компьютерный эксперимент (анализ результатов моделирования)

развивать мировоззрение и личностно - нравственные качества учеников, готовых к самосовершенствованию и самообразованию;

развивать навыки и умения учеников слушать учителя, друг друга;

развивать способности анализировать и обобщать учебный материал;

развивать умения самостоятельно работать.

формирование умений рациональной организации учебной деятельности на уроке;

воспитывать информационную культуру учащихся при работе на ПК;

сформировать культуру общения на уроке в процессе сотрудничества ученика и учителя, учеников между собой.

1. Персональный компьютер

2. Мультимедиа - проектор

Используемые программные средства:

1.Табличный процессор MS-Excel

2. Программа MS-РоwеrРоiпt

Виды и формы работы

Приветствие, проверка присутствующих учащихся на уроке.

Объявление темы урока, определение целей и задач занятия. Мотивация учащихся.

Озвучить тему урока. Описание задачи, постановка целей моделирования

Повторение основных этапов моделирования.

Совместная (фронтальная) работа учителя с классом.

Построение информационной и математической модели.

Совместная (фронтальная) работа учителя с классом, работа учащихся в тетрадях

Построение компьютерной модели

Практическая работа на компьютере в MS Excel

Практическая работа на компьютере в MS Excel

Анализ результатов моделирования

Работа учащихся в тетрадях

Подведение итогов, проверка работы, выставление оценок

Совместная работа учителя с классом

1. Организационный момент.

Проверка присутствующих учащихся на уроке.

2. Объявление темы урока, определение целей и задач занятия

3. Повторение сформированных знаний являющихся опорой для изучения нового материала.

Bonpoc №1. Что такое модель, моделирование? Привести примеры моделей.

Вопрос №2. Какие бывают модели? Что такое формализация?

Вопрос №3. Назвать типы информационных моделей.

Вопрос №4. Каковы основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере?

Вопрос №5. Какие программные средства обычно используются для создания компьютерных моделей?

Моделирование в электронных таблицах проводится по общей схеме, которая выделяет четыре основных этапа: постановка задачи, разработка модели, компьютерный эксперимент и анализ результатов.

4. Построение информационной и математической модели.

Первый этап. Постановка задачи.

Описание задачи выглядит следующим образом (демонстрация слайда №2)

На протяжении своей истории человечество использовало различные способы и инструменты для создания информационных моделей. В настоящее же время информационные модели обычно строятся и исследуются с использованием современных компьютерных технологий.

Компьютерное моделирование является одним из эффективных методов изучения сложных систем. Часто компьютерные модели проще и удобнее исследовать, они позволяют проводить вычислительные эксперименты, реальная постановка которых затруднена или может дать непредсказуемый результат.

Использование компьютера для исследования информационных моделей различных объектов и систем позволяет изучить их изменения в зависимости от значения тех или иных параметров.

Процесс разработки моделей и их исследования на компьютере можно разделить на несколько основных этапов:

1. Постановка задачи. Построение описательной информационной модели (выделение существенных параметров).

2. Создание формализованной модели (запись формул).

3. Построение компьютерной модели.

4. Компьютерный (вычислительный) эксперимент.

5. Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели.

На первом этапе исследования объекта или процесса обычно строится описательная информационная модель. Важным моментом на этом этапе является определение цели моделирования. От выбранной цели зависит, какие характеристики исследуемого объекта считать существенными, а какие отбросить. В соответствии с поставленной целью может быть подобран инструментарий, определены методы решения задачи, формы отображения результатов.

На втором этапе создается формализованная модель, то есть описательная информационная модель записывается с помощью какого-либо формального языка. В такой модели с помощью формул, уравнений, неравенств и пр. фиксируются формальные соотношения между начальными и конечными значениями свойств объектов, а также накладываются ограничения на допустимые значения этих свойств. Кроме того, в соответствии с поставленной целью необходимо выделить параметры, которые известны (исходные данные) и которые следует найти (результаты).

На третьем этапе необходимо формализованную информационную модель преобразовать в компьютерную на понятном для компьютера языке.

Существуют два принципиально различных пути построения компьютерной модели:

• создание алгоритма решения задачи и его кодирование на одном из языков программирования;

• формирование компьютерной модели с использованием одного из приложений (электронных таблиц, СУБД и т. д.).

В процессе создания компьютерной модели полезно разработать удобный графический интерфейс, который позволит визуализировать формальную модель, а также реализовать интерактивный диалог человека с компьютером на этапе исследования модели.

Четвертый этап исследования информационной модели состоит в проведении компьютерного эксперимента.

Эксперимент - это опыт, который производится с объектом или моделью. Он заключается в выполнении некоторых действий и определении, как реагирует экспериментальный образец на эти действия.

Этап проведения компьютерного эксперимента включает две стадии:

- составление плана эксперимента;

План эксперимента должен четко отражать последовательность работы с моделью. Первым пунктом такого плана всегда является тестирование модели. Тестирование - процесс проверки правильности построения модели. Для проверки правильности построения модели используется набор исходных данных, для которых конечный результат заранее известен. После тестирования, когда появляется уверенность в правильности построенной модели, можно переходить непосредственно к проведению исследования.

В плане должен быть предусмотрен эксперимент или серия экспериментов, удовлетворяющих целям моделирования. Каждый эксперимент должен сопровождаться осмыслением итогов, что служит основой анализа результатов моделирования и принятия решений.

Пятый этап состоит в анализе полученных результатов и корректировке исследуемой модели. Если результаты тестирования и экспериментов не соответствуют целям поставленной задачи, значит, на предыдущих этапах были допущены ошибки. Это может быть либо неправильная постановка задачи, либо слишком упрощенное построение информационной модели, либо неудачный выбор метода или среды моделирования, либо нарушение технологических приемов при построении модели. Если такие ошибки выявлены, то требуется корректировка модели, то есть возврат к одному из предыдущих этапов. Процесс повторяется до тех пор, пока результаты эксперимента не будут отвечать целям моделирования. Конечная цель моделирования - принятие решения, которое должно быть выработано на основе всестороннего анализа результатов моделирования.

Читайте также: