Физическая культура человека кратко конспект

Обновлено: 08.07.2024

Физическая куль­тура — это со­циальная деятельность, направленная на укрепление здоро­вья и физическое развитие, совершенствование двигательных способностей и всего того, что необходимо для деятель­ности человека. Как часть общей культуры она оказывает влияние на воспитание человека, становление личности про­фессионала.

История физической культуры

Компоненты физической культуры

Спорт

Спорт является частью физической культуры. Для него ха­рактерны наиболее эффективные средства и методы воздей­ствия на физическую и духовную сферы человека. Под спор­том в первую очередь подразумевается исторически сложив­шаяся человеческая деятельность, основу которой составляют соревнования.

Огромная популярность спорта и его роль в обществе объ­ясняются многообразием функций, которые ему присущи: кроме соревновательной (основной) это и воспитательная, оздо­ровительная, познавательная, интегративная (объединяю­щая), зрелищная, экономическая функции.

Показатели физической культуры и спорта

Основными показателями состояния физической культуры и спорта в обществе служат:

Но что на самом деле оно обозначает, знают далеко не все.

Физическая культура

Если интересно, как и когда появилась физкультура, её цели, виды и чем она отличается от спорта, обязательно прочитайте эту статью.

Физическая культура — это.

физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём определённого воспитания и подготовки.

В Большом энциклопедическом словаре дано следующее определение понятия.

Физическая культура – это область социальной деятельности, призванная сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека в процессе осознанной двигательной активности.

Определение

Говоря проще, физкультура – это выполнение различных упражнений и комплекса других мероприятий, цель которых – укрепить мышечный корсет тела и улучшить общее состояние здоровья.

Основные средства достижения целей – упражнения на различные группы мышц и спортивные игры. Также используются:

  1. силы природы (вода, солнечные лучи, воздух и другая окружающая среда);
  2. пищевой режим (регулярное и правильное питание); (чистота тела, воздуха и одежды, в которой проводятся занятия);
  3. отдых и восстановление организма после тяжёлых нагрузок (рекреация).

Спорт

В физической культуре отражены достижения общества в совершенствовании психофизических и нравственных качеств каждого конкретного человека. Уровень их развития определяет личностные ценности физкультуры.

История возникновения

Элементы физической культуры появились ещё в древности. Условия жизни первобытных людей во многом определялись способностью защитить себя и свою семью от диких животных, умением преодолевать естественные препятствия и большие расстояния в поисках добычи.

Такие качества человека как сила, ловкость и выносливость становились жизненно важными.

Основы физкультуры были заложены в Древней Греции, в гимнастике, объединившей ритуальные танцы, военное обучение (бег, плавание, метание копья, борьба) и традиционные обряды в систему физического воспитания.

Возникновение

В России, войдя в употребление после Первой мировой войны, термин получил признание в советском обществе и прочно вошёл в лексикон. Появились государственные учреждения, журналы и газеты с этим названием:

Журнал

В это же время в советских школах и профессиональных учебных заведениях появился урок физкультура, который у многих детей и подростков является самым любимым школьным предметом.

Виды физической культуры

Физическая культура подразделяется на несколько видов, которые соответствуют различным сферам её применения в обществе:

  1. Базовая. Направлена на получение основных двигательных умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни. Приобретается в дошкольных учреждениях и в школе.
  2. Оздоровительно-реабилитационная. Направлена на укрепление и улучшение состояния всех функций организма. Делится на гигиеническую (к ней относятся прогулки, утренняя гимнастика) и лечебную (ЛФК), которая применяется при различных заболеваниях или после травм.

Урок

Тренировка

Хотя спорт является составной частью физической культуры, он выходит за её рамки. Например, авиамодельный спорт, шашки, шахматы или радиоспорт нельзя отнести к физкультуре, потому что в них отсутствует двигательная деятельность, а результат зависит не столько от физических способностей человека, сколько от умственных.

Занятия спортом и физической культурой различаются по целям. Если физкультурой занимаются ради укрепления здоровья, совершенствования тела, приобретения жизненно важных двигательных умений, то в спорте главное – победить в состязаниях и достигнуть максимально возможных результатов (установить личные или мировые рекорды) в данном виде спорта.

Польза от занятий физкультурой

Физкультура развивает тело и положительно влияет на все системы организма человека. Умеренные физические нагрузки способствуют:

  1. предупреждению дегенеративных изменений двигательной функции (остеохондроза, артроза, артрита);
  2. улучшению функционирования сердца;
  3. стимуляции выработки гормонов и повышению скорости обменных процессов;
  4. увеличению объёма лёгких;
  5. нормализации деятельности нервной системы, нейрорегуляторной функции мозга;
  6. повышению работоспособности.

Гиппократ

Физкультура не только повышает физические возможности человека, но и развивает социальные функции в области морали, воспитания, этики (что это такое?) и эстетики (что это такое?).

Заключение

Теперь мы знаем, что такое физическая культура, её виды, цели и влияние на организм. Хочется верить, что занятия физкультурой станут и для вас полезной привычкой.

Начинайте каждое утро с зарядки, правильно питайтесь, больше гуляйте и закаляйтесь. Совсем скоро вы заметите, что стали здоровее, выносливее и сильнее.

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (7)

Это все прекрасно, только физкультура вообще исчезла как класс. Раньше в СССР утром была зарядка и делали ее миллионы. Даже на улицу народ выходил ее сделать. Сейчас дети сидят перед планшетами, компьютерами и телефонами. Как итог — сколиоз и куча сопутствующих болячек. Они даже на улицу почти не выходят.

Если и есть какие-то занятия — это только секции, но и те платные и многие просто не могут себе их позволить.

Судя по тому, что большинство людей в нашей стране страдают от избыточного веса, тема физической культуры стоит явно не на первом месте.

В школе и институте мы занимались физкультурой, но ведь по настоящему она становится важной именно в зрелом возрасте, когда в организме начинаются дегенеративные изменения. Считаю, что государство недостаточно много уделяет времени этой проблеме.

Что хорошего в том, что у детей и подростков физкультура на первом месте среди любимых предметов? Это же ужасно, значит мы имеем дело с полной умственной деградацией.

Физическая культура сейчас, к сожалению, переживает упадок. Многие предпочитают телевизор и вредную еду заботе о своем теле.

А у нас какие-то скучные были уроки физкультуры, через козла прыгали, на канате подтягивались, кросс бегали, самое весёлое что было — это пионербол.

Не слишком ли много уроков физкультуры в школе? Конечно дело это полезное, но всё хорошо в меру, дети голову развивать должны в первую очередь, а не мышцы.

А я физру в школе не любила страшно! Прыжки в высоту или через козла вообще приравнивались к концу света!)) Так ни разу я его не перепрыгнула.


Основными показателями состояния физической культуры в обществе являются:

  • уровень здоровья и физического развития людей;
  • степень использования физической культуры в сфере воспитания и образования, в производстве и быту.

Содержание

История явления

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 2 июня 2012.

В настоящим момент Л.И. Лубышева активно внедряет понятие "спортивная культура". Не вступая в прения. можно отметить, что данная позиция не является продуктивной, так как по мнению основных теоретиков данной области знаний (П.Ф.Лесгафт), нельзя принципиально путать понятия "физическая культура и физическое воспитание" и понятие спорт. По мнению данного учёного, молодёжь погубить три вещи: вино, азарт и спорт.

Средства физической культуры

Основным средством физической культуры, развивающими и гармонизирующим все проявления жизни организма человека, являются сознательные (осознанные) занятия разнообразными физическими упражнениями (телесными движениями), большинство из которых придуманы или усовершенствованы самим человеком. Они предполагают постепенность возрастания физических нагрузок от зарядки и разминки к тренировке, от тренировки к спортивным играм и соревнованиям, от них к установлению как личных, так и всеобщих спортивных рекордов по мере роста личных физических возможностей. В сочетании с использованием естественных сил природы (солнце, воздух и вода), гигиенических факторов, режима питания и отдыха и в зависимости от личных целей физическая культура позволяет гармонично развивать и оздоравливать организм и поддерживать его в отличном физическом состоянии длительные годы.

Составные части физической культуры

Массовая физическая культура

Массовую физическую культуру образуют физкультурная деятельность людей в рамках процесса физического воспитания и самовоспитания для своего общего физического развития и оздоровления, совершенствования двигательных возможностей, улучшения телосложения и осанки, а также занятий на уровне физической рекреации.

Физическая рекреация



Лечебная физическая культура

Другое, также неспортивное по целям, направление физической культуры образует лечебная физическая культура (двигательная реабилитация), использующая специально подбираемые физические упражнения и, как уже отмечалось, некоторые спортивные средства для лечения и восстановления функций организма, нарушенных в результате заболеваний, травм, переутомления и других причин.

Спорт

Адаптивная физическая культура

Физическое воспитание

Физическое воспитание в единстве с умственным, нравственным, эстетическим и трудовым воспитанием обеспечивает всестороннее развитие личности. Причем эти стороны общего процесса воспитания в значительной мере проявляются и в самом организованном соответствующим образом процессе физического воспитания.

Цель физического воспитания достигается в решении взаимосвязанных оздоровительных, развивающих, образовательных и воспитательных задач.

К оздоровительным и развивающим задачам физического воспитания относятся:

  • укрепление здоровья и закаливание организма;
  • гармоническое развитие тела и физиологических функций организма;
  • всестороннее развитие физических и психических качеств;
  • обеспечение высокого уровня работоспособности и творческого долголетия.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Физическая культура и спорт являются неотделимой частью культуры общества и каждого человека в отдельности. В настоящее время нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, которая не была бы связана со спортом и физической культурой.

В последние годы все чаще упоминается о физической культуре не только как об автономном социальном факте, но и как об устойчивом качестве личности.

Исторически физическая культура формировалась под влиянием потребностей общества в физической подготовке молодого поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем, по мере эволюции систем воспитания и образования физическая культура становилась базовым видом культуры, которая формирует двигательные умения и навыки. Физическая культура должна сопровождать человека в течение всей его жизни [1].

Физической культурой и спортом в нашей стране занимаются всего 8—10 % населения, в то же время в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40—60 %.

Значение физкультуры и спорта в жизни человека значительно увеличилось в последние десятилетия. Спорт и физкультура существенно влияют на состояние организма в целом, на психику и статус человека.

В современном обществе с появлением новой техники и технологий имеет место сокращение двигательной активности людей и одновременно усиление влияния на организм неблагоприятных факторов, таких как загрязнение окружающей среды, неправильное питание, стрессы. Кроме того, снижается иммунитет, что влечет за собой значительную восприимчивость к инфекционным болезням.

В настоящее время число людей с разнообразными заболеваниями растёт, так что снижение двигательной активности является актуальной проблемой.

Физическая культура и спорт является одними из наиболее значимых факторов укрепления и сохранения здоровья.

Занятия физической культурой необходимы человеку во все периоды его жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют слаженному развитию организма. У взрослых улучшают морфофункциональное состояние, увеличивают работоспособность и сохраняют здоровье. У пожилых, наряду с этим, задерживают неблагоприятные возрастные изменения.

Систематические занятия физической культурой и спортом помогают людям всех возрастов наиболее продуктивно использовать своё свободное время, а также способствуют отказу от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение.

Злоупотребление физической нагрузкой может принести немалый вред, поэтому при выборе степени нагрузки на организм необходимо применять индивидуальный подход.

Одной из задач физического воспитания в нашей стране является всестороннее, последовательное развитие человеческого организма. Человек должен быть крепким, ловким, выносливым в работе, здоровым, закаленным.

Регулярные занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, поддерживают на высоком уровне механизмы, которые осуществляют в организме обмен веществ и энергии.

Недостаточное количество двигательной активности или нарушение функций организма при ограничении двигательной активности отрицательно влияют на организм в целом. Люди могут жить и при ограничении движений, но это приведёт к атрофии мышц, снижению прочности костей, ухудшению функционального состояния центральной нервной, дыхательной и других систем, снижению тонуса и жизнедеятельности организма.

У людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, значительно повышается потенциал всех систем и органов человека.

Целенаправленная физическая тренировка совершенствует систему кровообращения, стимулирует деятельность сердечной мышцы, усиливает кровоснабжение мышц, улучшает регуляцию их деятельности нервной системой.

В процессе занятий физической культурой и спортом уменьшается количество сердечных сокращений, сердце становится крепче и начинает работать более экономно, нормализуется давление. Все это способствует улучшению обмена веществ в тканях. Учеными установлено, что вслед за интенсивными физиологическими тратами идут восстановительные процессы.

Гормоны надпочечников, которые вырабатываются в процессе физической нагрузки, благотворно действуют на сердце [2].

При физической нагрузке могут избирательно улучшиться функции организма как двигательные (повышение выносливости, силы мышц, гибкости, координации движений), так и вегетативные (совершенствование работы дыхательной и других систем организма, улучшение обмена веществ).

Занятия физкультурой и спортом способствуют расширению кровеносных сосудов, нормализации тонуса их стенок, улучшению питания и повышению обмена веществ в стенках кровеносных сосудов. Все это ведет к увеличению эластичности стенок кровеносных сосудов и нормальной работе сердечнососудистой системы, которая является важной составляющей организма человека. Также умеренная физическая нагрузка положительно влияет на почки: с них снимается нагрузка, что приводит к их лучшему функционированию [1].

Особенно полезное влияние на кровеносные сосуды оказывают занятия такими видами физических упражнений, как плавание, бег, бег на лыжах, езда на велосипеде. Регулярные занятия спортом помогают безопасно укрепить суставно-связочный аппарат. Продолжительная умеренная физическая нагрузка делает связочную и суставную ткани эластичнее, защищая ее от надрывов и растяжений в будущем. В процессе любой деятельности у человека наступают усталость и переутомление. Однако выполнение даже кратковременных комплексов физических упражнений приводит к эффективному восстановлению как физической, так и умственной работоспособности, а также снятию нервно-эмоциональных перенапряжений.

Также необходимо отметить, что систематические физические нагрузки резко снижают заболеваемость населения, положительно влияют на психику человека — на его мышление, внимание, память, способствуют эффективному воспитанию личностных качеств, а именно настойчивости, воли, трудолюбия, коллективизма, общительности, формирует активную жизненную позицию [3].

Во время занятия физической культурой и спортом осуществляется нравственное развитие занимающихся. Это развитие нацелено на установление у человека социально ценных качеств, которые формируют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью. Эта характеристика — важнейшая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, которые являются главными в обществе.

Приобщиться к физической культуре и спорту можно несколькими способами: занимаясь в спортивной секции по любому интересующему виду спорта, принимая участие в занятиях групп здоровья по месту работы или проживания, а также тренируясь самостоятельно. Обилие вариантов дает каждому человеку возможность выбрать тот из них, который удовлетворяет его требованиям и предпочтениям, и позволяет каждому найти идеальный способ поддерживать себя в прекрасной физической форме.

В последнее время особую популярность приобрели именно самостоятельные занятия физкультурой — ими легко заниматься в удобном для человека месте и в удобное время. Но для того, чтобы добиться наибольшего успеха, следует изучить основные теоретические знания в этой области для того, чтобы не получить травму в процессе тренировок.

Таким образом, спорт и физическая культура являются многофункциональным механизмом оздоровления людей, самореализации человека, его самовыражения и развития. Поэтому в последнее время место физкультуры и спорта в системе ценностей человека и современной культуры резко увеличилось.

Читайте также: