Факторы развития личности конспект

Обновлено: 05.07.2024

В переводе с латинского языка, фактор означает - делающий, производящий, движущая сила развития. Выделяют три фактора развития: наследственность, среда, воспитание. Эти факторы можно объединить в две группы: биологические и социальные.

Наследственность – это то, что передается от родителей к детям, то, что заложено в генах.

Наследственная программа включает постоянную и переменную части. Постоянная часть отвечает за рождение человека человеком – представителем человеческого рода. Переменная часть - это то что роднит человека с его родителями: цвет глаз, кожи, волос, группа крови, предрасположенность к некоторым заболеваниям, особенность нервной системы.

Но предметом обсуждения является вопрос о том, передаются ли по наследству интеллектуальные, моральные качества, способности к какой-либо деятельности. Большинство зарубежных ученых (М.Монтессори, Э.Фромм, К.Лоренц) убеждены в том, что по наследству передаются не только интеллектуальные, но и моральные качества. Отечественные ученые долгое время придерживались противоположной точки зрения, признавая лишь биологическое наследование, а все остальное – мораль, интеллект – считали, приобретенными под влиянием среды и воспитания.

Однако, академики Н.М. Амосов, П.К. Анохин, высказывались в пользу наследственной предрасположенности ребенка к нравственным качествам. Но данный вопрос не имеет до сих однозначного ответа.

Следует различать врожденное наследование и генетическое. Небольшие случайные отклонения в развитии зародыша могут изменить качество и направление его развития.

Пренатальная педагогика – отрасль педагогики, ее появление связано с тем, что ученые обнаружили возможность влиять на развитие зародыша. Воздействовать можно не только на здоровье ребенка ни на эмоциональную сферу, следовательно через нее на интеллектуальную, эстетическую сторону. (следует переживать положительные эмоции, читать стихи, слушать музыку, общаться с плодом и т.п.)

Так же на развитие ребенка влияет среда. Среда может рассматриваться как в широком, так и в узком смысл.

Среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок, общественное устройство государства, обычаи, быт, традиции.

Среда в узком смысле – это непосредственное предметное окружение. Предметы позволяют ребенку познать реальный мир и развиваться.

Профессор Брунер в Америке провел эксперимент: в котором, одну группу новорожденных детей поместил в белую комнату, изолированную от всяких шумов, а другая группа находилась в обычных условиях, в комнате с обоями, игрушками, звуками и т.п. по окончанию эксперимента, после проведенных тесов, выяснилось, что группа находящаяся в белой комнате отставала в развитии на 3 месяца.

Этот эксперимент говорит о том, что среда имеет существенное влияние на развитие детей.

Также выделяют негативное влияние среды – улицы, но изолировать детей от среды нельзя, это приведет к задержке психического развития.

Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека, только с годами человек овладевает умениями фильтровать его, интуитивно уклоняться от определенных влияний. Среда может сдерживать развитие, а может активизировать его.

Воспитание – всегда носит целенаправленный, осознаваемый характер. Воспитание как фактор развития личности всегда соответствует социально-культурным ценностям народа, общества, в котором происходит развитие.

Воспитание предполагает систему воздействий на личность, единичное влияние – неэффективно.

Наследственность, среда, воспитание – все же не обеспечивают полноценное развитие ребенка. Необходима собственная активность ребенка. Активность проявляется в движении, в познании мира, эмоциональная активность.

Активность как свойство живого организма выступает в качестве необходимого условия и предпосылки развития.

У человека активность реализуется в различных видах деятельности: игре, труде, учении.

Игра – удовлетворение потребности проявить активность, в той сфере, в которой невозможно реальное действие.

Труд – удовлетворение потребности в получении реального результата, в самоутверждении.

Учение – удовлетворение потребности в познании.

Функции взрослого: 1) взрослый – носитель ценностей;

2) взрослый – организатор процесса передачи социального опыта.

Таким образом, взрослый является проводником между ребенком и его окружающим социальным миром.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Факторы,влияющие на развитие духовно-нравственных качеств личности дошкольников

На сегодняшний день нельзя не учитывать проблему отчужденности, оторванности детей от духовной, православной жизни. Об этом говорят: высокая детская преступность, искажен.


Программное содержание: - Уточнить и закрепить знания детей о разных видах транспорта (наземный, воздушный, водный); - Познакомить работать с методами ниткография и рисование пеной.- Развива.



“Нравственно - патриотическое воспитание - фактор, влияющий на развитие личности.”

Нравственно - патриотическое воспитание, одна из важнейших проблем нашего времени Мы живём в очень сложное время, когда снижаются моральные принципы.


Социально-коммуникативное развитие дошкольников, как одно из направлений развития личности ребенка в аспекте нового нормативного документа ФГОС ДО.

Коммуникация становится в современной жизни метадеятельностью, т.е. деятельностью, базовой для всех других видов человеческой деятельности, пронизывающей их и являющейся условием их успешной реализаци.


Статья: «Роль биологических и социальных факторов в психическом развитии ребенка».

Развитый человек всегда выделяется из общей массы уровнем своего интеллекта и воспитанием. Все люди рождаются с равными возможностями, но одни вырастают и становятся более успешными, другие живут посредственно. Почему так происходит, и какие факторы формирования личности на это влияют?


Мужчина рисует маркером

Что такое факторы развития личности в психологии

Развитие личности – длительный процесс, во время которого происходят становление физических и духовных сил, реализация человека в социуме. Духовность, приоритеты и взгляды на жизнь зависят от условий, в которых протекают детство и юношество.

Факторы развития личности – это силы, которые продвигают процесс формирования индивида, помогают развиваться во всех жизненных сферах. С раннего детства и в течение всей жизни они влияют на человека посредством семейного воспитания и через образовательную систему.

Ведущие факторы, влияющие на личность человека

В социологии личность – это совокупность важных социальных качеств, которые характеризуют человека как часть общества. Развитый человек – противоположность массовой личности, он отличается стремлением двигаться вперед, желанием добиваться результатов.


Личность среди толпы

Факторы делятся на внешние и внутренние. Внешние – это условия жизни и отношения в обществе, внутренние – личная активность человека.

Среди всех факторов выделяют основные:

  1. Наследственность – комплекс умений и навыков, которые передаются новорожденному от родителей. У каждого человека есть свой генотип, который определяет наследственную предрасположенность;
  2. Воспитание – система искусственно привитых навыков и умений. От родителей зависят воспитание ребенка в детстве и его желание самостоятельно продолжать развитие в осознанном возрасте. Также сюда относится педагогическое воспитание в школе, формирование безопасного поведения личности;
  3. Среда – это комплекс условий и обстоятельств, при которых человек растет, учится и взаимодействует с окружением. Среда может быть географической – пределы страны проживания, её климат и традиции. Домашняя среда означает условия жизни отдельной семьи, социальная – окружение человека.

Обратите внимание! Наследственный фактор влияет на жизнь, но желание человека преуспеть в какой-либо сфере может быть сильнее генетики. Например, наследственная предрасположенность к точным наукам не означает, что человек не сможет добиться успеха в творчестве.

Роль воспитания родителями

Личность всегда формируется под воздействием множества факторов, но главную роль среди них играет воспитание. От родителей зависят, будет ли ребенок тянуться к знаниям, его сосредоточенность и желание познавать мир. В раннем детстве дети начинают усваивать правила и нормы поведения в обществе.


Семья читает книгу

Воспитание бывает стихийным (хаотичным) и целенаправленным. Стихийное воспитание находится во взаимосвязи с повседневной жизнью, знания ребенок получает методом проб и ошибок. Целенаправленное воспитание – упорядоченный процесс обучения родителями и педагогами с целью привить ребенку хорошие манеры, правила поведения и жизненные ценности.

Что влияет на успешность воспитательного процесса в семье:

Обратите внимание! Если ребенок подвергался насилию со стороны отца или матери, в будущем он может также поступать с окружающими и стать преступником.

Как влияют социализация и окружение

Социализация – процесс развития человеческой личности в соответствии с правилами поведения в обществе. Процесс социального становления начинается с раннего детства и приостанавливается, когда человек в состоянии нести ответственность за свои действия. Этот процесс не заканчивается – в течение всей жизни индивид дополняет и закрепляет свои знания.


Человек в коллективе

Общество формирует социальные стандарты и стереотипы поведения (в школе, в институте, на работе), чтобы не остаться в стороне, личность обязана усвоить эти правила. Сначала индивид приобретает общие черты поведения социальной группы, в которой он находится. Со временем вырабатываются индивидуальные черты, которые позволяют реализовать задатки и возможности, заложенные в его генотипе.

Этапы социализации на примере обучения в университете:

  1. Адаптация. Подросток попал в новую среду и изучает правила поведения;
  2. Интеграция. Поняв принципы работы, студент вливается в новый коллектив, обязуется соблюдать принятые правила;
  3. Саморазвитие. Привыкнув к новым правилам, студент начинает получать знания, развиваться;
  4. Саморегулирование. Студент самостоятельно контролирует свои действия и успеваемость.

Окружение может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на индивида. Например, если ребенок со средней успеваемостью попадает в класс с более развитыми детьми, его успеваемость вырастет в краткие сроки. В обратной ситуации, попадая в коллектив троечников, школьник перестанет учиться, и его успеваемость падает.

С возрастом человек в состоянии самостоятельно выбирать окружение, если прежняя среда его не устраивает. Какие характеристики окружения помогают развитию личности:

  • Успех. Доказанный факт – люди, которые добиваются значительных успехов, вдохновляют и заставляют развиваться остальных;
  • Уважение. Невозможно развиваться, если со стороны общества поступают оскорбления. Это правило работает для школы, работы и семьи;
  • Высокий интеллект и уровень культуры. Окружив себя умными и рассудительными людьми, человек начинает на них равняться и заниматься своим развитием;
  • Здоровье. Окружая себя спортивными и здоровыми людьми, индивид стремиться поддерживать свою физическую форму. Курильщик в компании здоровых людей со временем начинает думать о том, чтобы избавиться от вредной привычки.

Обратите внимание! Факторы, влияющие на формирование и развитие личности ребенка, во многом зависят от родителей. У детей нет возможности выбирать своё окружение самостоятельно. Они могут выбрать, с кем общаться в классе, но в какой школе они будут учиться, выбирают родители. Следует обращать внимание на то, как к ребенку относятся его одноклассники и учителя.

Можно ли повлиять на процесс формирования

Развитие личности ребенка – задача родителей, они могут оказывать влияние на процесс формирования. На характер ребенка и его личностное развитие влияет поведение родителей, то, как с ним разговаривают, ругают его или нет.

С 2 до 7 лет дети начинают взаимодействовать со сверстниками и воспитателями. С 7 до 18 лет родители продолжают воспитание ребенка, контролируют его окружение, чтобы он вырос полноценной и воспитанной личностью.


Малыш поднимается по книжкам

В осознанном возрасте человек может самостоятельно влиять на своё развитие при условии, если у него было правильное воспитание. Наследственность поменять не получится, но с её негативными проявлениями можно бороться, положительные – использовать в свою пользу. От человека полностью зависят его благосостояние, здоровье и уровень интеллекта.

Обратите внимание! Дети с врожденными отклонениями и нарушениями головного мозга развиваются индивидуально. Проблемы со здоровьем могут тормозить развитие ребенка, даже если он растет в благоприятной среде.

В каком возрасте происходит развитие личности

Психологи утверждают, что в разные периоды жизни человек развивается неравномерно. До определенного возраста дети активно учатся новому, после чего их развитие замедляет темп.

Как меняется развитие в разном возрасте:

  • В дошкольном возрасте ребенок усваивает от родителей и воспитателей общие знания, которые послужат основой для дальнейшего развития;
  • В возрасте 6-16 лет на ребенка влияют все факторы становления полноценной личности, главную роль играют воспитание и социализация. Формируются убеждения, собственное мнение и взгляды на жизнь;
  • С 17 до 26 лет наблюдаются максимальная восприимчивость к обучению, способность анализировать и делать выводы. Именно в этом возрасте человек получает высшее образование в выбранной сфере деятельности;
  • В промежутке между 26 и 30 годами процессы замедляются, наблюдаются упадок внимания, снижение памяти;
  • К 30-34 годам может произойти новый скачек в развитии, когда человек начинает осваивать выбранную профессию на практике, его мозг активно работает;
  • В 35-40 лет индивид продолжает развиваться по прежней схеме, но в замедленном темпе;
  • После 40 лет происходит снижение уровня мышления, памяти и внимания.

Обратите внимание! Возраст не может ограничить личное желание. Кто-то с 18 до 25 лет активно развивается, после чего идет на спад. Некоторые к 30 годам находят своё место в жизни, меняют работу и круг общения.

В течение всей жизни люди растут, получают новые знания и умения. В педагогике факторы развития полноценной личности – это движущие силы, способствующие реализации человека. Успешный тип личности не передается по наследству, на развитие человека в большей степени влияют воспитание и окружающая среда.

Видео

Опорный конспект к лекции 4 - Факторы развития личности.

Тема 4. Факторы развития личности

1. Взгляды классиков педагогической мысли на принцип прородосообразности

Современное состояние изучаемой проблемы исторически обусловлено и подготовлено классиками зарубежной и русской педагогики

2. Различные точки зрения по определению роли различных факторов на развитие личности:

Аристотель – 3 вида души

Я.А. Коменский: Человек, являясь частью природы, подчиняется, как частица природы, её универсальным законам (4 возраста – 4 стадии развития растений)

1. Теория преформизма – древнейшая теория – всё в семени. Психологи- Кеттел, Фрейд

  1. Биогенетическая теория – прослеживается аналогия между развитием человека и развитием человеческого рода: как в биологическом развитии человек повторяет все периоды животного мира, так и в социальном повторяются все периоды развития человеческого общества. При этом имеется в виду неизменность наследственности и среды. Периоды жизни: первый год – развитие обезьяны; второй год – элементарное человеческое состояние; последующие периоды развития соответствуют различным эпохам развития общества – дикости, варварства и т.д; зрелость – современная культура.
  2. Интеракционистская теория или теория конвергенции – поведение человека рассматривается как итог взаимодействия наследственности и среды

Источник активности личности - потребности : объективная необходимость субъекта (организма) в чем-то внешнем, обладающем предметном содержанием

Источником и стимулом развития личности является разрешение противоречий , присущих её существованию

Пирамида потребностей по А. Маслоу;

В самоактуализации

В уважении и самоуважении

В любви и принадлежности

В безопасности

Физиологические

Потребность как состояние личности связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется.

Разрешение противоречий происходит через формирование более высоких уровней деятельности. В результате человек переходит на более высокую ступень своего развития. Потребность удовлетворяется, противоречие снимается. Но удовлетворенная потребность рождает новую потребность. Одно противоречие сменяется другим – развитие продолжается.

Характеристика основных факторов развития личности

Наследственность - воспроизводство у потомков биологического сходства с родителями; передача от родителей к детям определенных особенностей, заложенных в генетическую программу

Среда – совокупность условий, окружающих человека

В отличие от социальной среды оказывает на человека целенаправленное влияние, поэтому роль столь значима.

Влияние всех факторов реализуется лишь в процессе деятельности самой личности

Теория ЕГЭ по обществознанию на тему: "Факторы формирования личности" из раздела кодификатора (1.1 Природное и общественное в человеке (человек как результат биологической и социокультурной эволюции))

В системе социальных связей человек занимает то или иное место, играет ту или иную роль в зависимости от уровня развития своей личности.

Структура личности формируется из убеждений, мировоззрения, идеалов, стремлений, интересов; привычек, умений, навыков и знаний; особенностей психики; биологических свойств, связанных с полом, возрастом, темпераментом.

Личность — это самая высшая оценка социального значения человека. Иными словами, личность — это индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни.


1) наследственность, т.е. определенные физические качества, черты характера, задатки способностей, передавшихся генетически от родителей;

2) окружающая среда (природа) всегда оказывала и оказывает большое влияние на человека, на его развитие и творческие способности. Такие природные факторы как цикличность - смена дня и ночи, сезонность, погода, ландшафт - непосредственно и постоянно влияют на психоэмоциональную сферу личности;

3) культура с определенным набором ценностей, норм и эталонов поведения, которые являются обязательными для данного общества;

4) социальное окружение, которое можно считать основным фактором, влияющим на личность, так как в процессе постоянного взаимодействия с обществом, человек приобретает жизненный опыт, формирует свое представление о мире и своем месте в нем. Именно в обществе происходит формирование основных личностных качеств, самопознание и самореализация;

5) личный опыт. Так, каждый человек попадает в разные ситуации, в результате которых он испытывает влияние социального окружения, получая уникальный опыт (положительный или отрицательный), исходя из которого, он будет ориентироваться в будущем.

Психологический портрет личности, по мнению специалистов, включает следующие основные свойства:

  • темперамент;
  • характер;
  • способности;
  • интеллектуальность;
  • эмоции и чувства.

Темперамент - это индивидуальные особенности личности, связанные с проявлением эмоций, активности (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик).

Характер - это совокупность психических свойств человека, которые проявляются в его поведении, поступках и действиях. Мужество, трусость, честность, трудолюбие, добросовестность, лень, скрытность - примеры различных черт характера в различных жизненных ситуациях.

Если темперамент является врожденным качеством, то характер формируется в процессе социализации и изменяется с получением нового жизненного опыта.

Читайте также: