Этнос и нация конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: 1). Познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих факторов, сформировать умения анализировать традиции, обычаи различных народов, характеризовать племя, народность с опорой на известные исторические факты.

2). Продолжить работу по формированию у учащихся мотивации успешности по усвоению знаний.

После изучения темы учащиеся должны:

Уметь анализировать различные этнообразующие факторы, иллюстрируя свои позиции конкретными историческими фактами;

Определять сходство и различия между нацией и народностью;

Уметь грамотно анализировать традиции и обычаи разных народов и уважительно относиться к их культуре, жизни.

Оборудование урока:

доп. Материала из пособий.

а). Этнические общности.

4. Раздаточный материал:

а). вопросы и задания;

б). высказывания и пословицы;

г). словарные слова;

Факторы формирования наций.

Основные события в развитии этносов.

Национализм и его формы.

Межнациональные отношения и их результат.

Мотивация деятельности. Обеспечение интереса у учащихся к изучению данной темы с помощью вовлечения их к активной деятельности на уроке.

Факторы, влияющие на образование этносов и их роль в развитии обществ.

Народности и нации.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКА.

Задание учащимся по определению цели урока с помощью проблемного вопросов и объяснения пословиц и поговорок.

(Записать проблемный вопрос на доске:

Что является результатом эволюции (постепенного развития) этноса от ПЛЕМЕНИ к НАЦИИ? )

а). убывание биологических черт;

б). нарастание социально-политических черт;

в). оба явления характерны.

Прослушайте её и поясните, в чем заключалась основная идея, составившая суть мудрости наших далеких предков?

Согласны ли вы, ребята, с этой мыслью?

Приходилось ли в жизни встречать ситуации, подобные той, о которой рассказывает легенда?

Познакомить с материалами к уроку.

II . РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ.

Мы определили с вами тему урока, а теперь познакомимся с тем, что вы должны узнать на уроке, чтобы смогли определить цель урока.

На прошлом уроке мы познакомились с вами, что такое социальные общности.

Социальная общность – это…?

По каким критериям разделяются социальные общности: 1- ?, 2 - ?, 3 - ?

Сегодня на уроке мы познакомимся с социальной общностью (вид по содержанию) СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКОЙ.

Рассмотрим важные вопросы:

Что такое этнос?

Как происходило и происходит его формирование?

Возьмите схему № 1 и перечислите факторы, сплачивающие людей в этнические группы (общности).

А теперь выясним последовательность формирования различных форм этнических общностей на примерах истории России.

Вспомните историю нашей древней истории. Кто является нашими предками, т.е. от кого мы произошли?

(Ответы могут быть разными по знаниям биологии, географии, истории: обезьяны, бого-люди, славяне (Надо выделить – славяне.))

Какие общности представляли наши предки в I - VIII в. н.э.? (племена)

Что произошло с ними в IX - X вв.? (объединение)

По каким причинам и признакам объединились эти племена?

(близость или общность территорий, общность языка, традиций, обычаев, налаживание экономических, военных и политических контактов).

Какое время занял этот процесс? (довольно длительное)

Что стало результатом этого сближения, объединения? (образование гос-ва и народности)

Прочитайте определение НАРОДНОСТИ.

Что общего и в чем отличие народности от племени? (меньше становиться биологических черт)

Самой высшей формой этнических общностей является – НАЦИЯ.

Прочитайте высказывание философа – социолога Т. Геруля, вспомните историю России и определите период формирования нации в России ( XIV _ XV вв. – освобождение от монголо-татарского ига). Кем осознали себя наши предки? (единой силой, с единой культурой, единой религией)

В чем отличие нашей нации от других? ( Рассмотрение схемы № 2)

Какие из этих факторов присутствуют и характерны для нашей нации?

Процесс формирования наций продолжается и это доказывает разнообразие нашего современного мира? Какие этнические общности в нем присутствуют? (племена, народности, нации)

Выделим основные события в развитии этносов. Рассмотрим схему № 3.

Прочитайте и попробуйте подобрать к ним примеры из ниже приведенных вариантов.

(Дополнение учителя по пособию Л.М. Куликова стр. 77-79)

А теперь определим, для чего нам нужны знания об этнических общностях.

Какие процессы характерны для жизни людей в современном мире?

(объединение – интеграция, разобщение – дифференциация)

В чем это выражается и как это проявляется? (слияние культур, обмен достижениями, тесное общение, возвышение какого-либо, давление друг на друга, вражда, военные конфликты)

Какие размеры могут принимать это явления? (общемировые (глобальные), внутригосударственные – схема № 5)

Каковы результаты этих отношений? (выслушать мнения учащихся, чтение по схеме)

III . ЗАКЛЮЧЕНИЕ УРОКА.

В начале урока я задала вам вопрос и попросила прочитать поговорки и пословицы.

Ответьте на вопрос.

Попробуйте, на основании полученных знаний, объяснить смысл высказываний.

IV . ПОСТАНОВКА ДАЛЬНЕЙШЕЙ ПРОБЛЕМЫ И ЗАДАЧ ПО ИЗУЧЕНИЮ ЭТОЙ ТЕМЫ В 9-11 КЛ.

В последствии мы рассмотрим с вами темы:

и постараетесь своими делами, жизнью изменить человечество к лучшему и в малом и в большом, на основе полученных знаний.

ЗАДАНИЕ НА ДОМ.

Спишите пословицы и объясните их.

ОЦЕНКА УРОКА.

Анализ работы (учениками, учителем)

Использованная при подготовке к уроку, литература:

А.Н. Иоффе, О.В. Кишенкова и др.


Полный текст материала Конспект урока по обществознанию "Этнос: нации и народности" для 8 класса. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Цель: углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей, отработать понятия этнос, нация, национальное самосознание, национальная политика, национализм. Воспитывать чувство патриотизма и интернационализма.

Оборудование урока:

Изучение новой темы

Организационные моменты. Цель и задачи урока

Вступительное слово учителя

  1. Что такое социальная структура общества?
  2. Перечислите элементы социальной структуры
  3. Какое место в структуре занимает изучаемая тема?

Вывод: этнос, народности, нации – составная часть социальной структуры
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.

  • Язык нации, народности
  • общая историческая судьба,
  • семейно-бытовое поведение,
  • нормы повседневного поведения,
  • специфическая материальная и духовная культура.

Генезис этноса: род, племя, народность, нация.
Род, племя – форма общности людей, объединяющая родственников и соответствует первобытнообщинным отношениям.
Народность – форма общности людей, для которой характерны общность истории, территория, язык, культура. Формирование нации происходит в период развития рабовладельческих и феодальных отношений.
Нация – это определенная форма существования этноса. Исторически сложившаяся общность людей, для которой характерны формирование единых экономических связей, общность исторической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, искусства и быта.
Основными признаками нации являются единая раса, общие экономические связи, язык, религия, привычки, единые ценности
Приведите примеры.
Национальное самосознание – это совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.
Приведите примеры, подтверждающие мысль о том, что каждая нация обладает национальным самосознанием.
В развитии наций четко прослеживаются две объективные противоположные тенденции : сближение, межнациональная интеграция и стремление к отделению, межнациональная дифференциация.
Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных наций, народов, этносов.

  • Экономические и политические союзы
  • Транснациональные корпорации
  • международные культурные центры
  • Взаимопроникновение религий, культур

Межнациональная дифференциация – процесс разъединения, разделения.

  • Религиозный фанатизм
  • национализм
  • протекционизм в экономике
  • самоизоляция в целом

Приведите примеры.
В последнее время все большее распространение получает национализм.

  • Усложнение социально-экономического развития стран мира, неравномерность развития стран на современном этапе.
  • Непродуманная политика ряда политических деятелей.
  • Ошибки и просчеты в национальном вопросе
  • каковы причины чеченского конфликта?
  • Почему конфликт вылился в войны?
  • Каковы пути преодоления национальных конфликтов?
  • Применение правовых механизмов, ликвидация этнических привилегий,
  • переговоры с конфликтующими сторонами,
  • решение наиболее острых социальных проблем в этногруппах – трудоустройство, образование, жилье.
  • Равенство прав и свобод граждан, независимо от расы, нации, языка,
  • сохранение целостности и суверенитета Российской Федерации,
  • равноправие всех субъектов федерации,
  • гарантии прав коренных малочисленных народов,
  • право каждого гражданина определять и указывать свою национальную принадлежность,
  • содействовать развитию национальных культур, обычаев и языков Российской Федерации,
  • своевременное и мирное разрешение противоречий и конфликтов

Закрепление изученной темы проводится в форме анализа текста. Каждый ученик получает текст задания. В конце урока организуется обсуждения по вопросам.

Как развиваются межнациональные отношения.

Раздел ЕГЭ: 3.4. Этнические общности

Существование этнических социальных групп характеризуется исторически сложившимся единством происхождения, менталитета, языка людей и других отличительных черт.

Этническая общность — большая группа людей, связанных между собой исторически, а также имеющих общий язык и культуру.

Виды этнических общностей

  • Племя — большая группа людей, связанных между собой родственными связями, единой территорией проживания, языком и культурой. Характерно для примитивного и доиндустриального общества.
  • Народность — большая группа людей, объединённых между собой социальными и территориальными связями, одним языком и культурой. Появление обусловлено развитием торговых связей и общественного разделения труда.
  • Нация — исторически сложившаяся высшая форма этнической группы людей, которая характеризуется проживанием на единой территории, похожестью языка (представители нации понимают диалекты друг друга), менталитета, культуры, экономики, историческим развитием, уровнем самосознания.

НАЦИОНАЛЬНОСТЬ

В современном мире государственные границы стран не всегда совпадают с границами проживания этнического населения страны. Каждый человек сам вправе выбрать свою национальность.

Национальность — принадлежность человека к какому-либо этносу или гражданству в зависимости от его самоидентификации.

Этнос — устойчивая межпоколенная группа людей, объединённая длительным совместным проживанием на определённой территории, общими языком, культурой, жизненным укладом, самосознанием и самоназванием.

Национальный менталитет — мировоззрение представителей одной нации, сформировавшееся под воздействием исторически сложившихся национальных традиций и ценностей.

Традиции — передающиеся из поколения в поколение элементы культуры, подчёркивающие самобытность нации.

Ценности — набор особо важных и значимых для конкретной нации материальных, духовных и природных явлений.

ТРАДИЦИОННЫЕ РУССКИЕ ЦЕННОСТИ

Философ Иван Александрович Ильин выделил ряд основополагающих национальных ценностей:

должны у знать на уроке, чтобы см огли определить цель урока.

На прошлом у роке мы познакомились с вами, что такое социальн ые

По каким крите риям разделяются социаль ные общности: 1 - ?, 2 - ?, 3 - ?

Сегодня на уроке мы познакомимся с социальной общность ю (вид по

Возьмите схему № 1 и перечислит е факторы, спла чивающие людей в

А теперь выясним после довательность форми рования различн ых форм

этнических об щностей на примера х истории Росс ии.

Вспомните историю нашей древней исто рии. Кто является наш ими

(Ответы могут быть разными по зна ниям биологии, геог рафии, истории:

обезьяны, бого - лю ди, славяне (Надо выдел ить – славяне.) )

Какие общности представляли наши пре дки в I-VIII в. н.э. ? (племена)

По каким причи нам и признакам объед инились эти племен а?

(близость или общность территорий, об щность языка, трад иций, обычаев,

налаживание экон омических, военных и политических к онтактов).

Какое время зан ял этот процесс? (довол ьно длительное)

Что стало резу льтатом этого сближени я, объединения? (об разование гос - ва и

Что общего и в че м отличие народност и от племени? (меньше ст ановиться

Самой высшей ф ормой этнических общн остей является – НАЦИЯ.

Прочитайте выск азывание философа – социол ога Т. Геруля, вспомнит е

историю Росси и и определите пер иод формирования нац ии в Р оссии ( XIV _

XV вв. – освобождение от мо нголо - татарск ого ига). Кем осознали се бя наши

Читайте также: