Этикет конспект урока 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Воспитатель. Предлагаю вашему вниманию тему делового этикета для всех, кто желает добиться успеха в профессиональной деятельности и жизни, кому небезразличен свой собственный имидж Практически, во всем мире деловой этикет стал нормой деятельности. Это установленный порядок поведения в профессиональной сфере и деловых контактов. Этикет создает приятный психологический климат, способствующий деловым отношениям. Этикет является одним из главных орудий формирования имиджа сотрудников и имиджа организации или фирмы.
Предлагаю начать наш разговор с внешнего облика нас самих. Облик, который мы имеем от природы, и образ, который мы стараемся себе придать внешне и наш внутренний мир. Иными словами, имеем ли мы свой имидж?
- А, что такое имидж? ( Ответы воспитанников)
Да, это та картинка, которая поставлена на всеобщее обозрение!
Чтецы:
- Я смотрю на себя в зеркало. Сегодня мне нравится мое отражение. Из рамки на меня смотрит хороший человек. Она интересна, умна загадочна. С таким человеком мне приятно общаться.
- Я смотрю в зеркало. Боже мой!? Что за лицо? Каждому ясно, что его обладательница слабая, ленивая, безвольная, неуклюжая, не может решать проблемы. Никому бы не пожелала встретиться с такой личностью!
- Я смотрю в зеркало. Каждый день отражаюсь во множестве зеркал.
И на протяжении всей жизни сравниваю несовершенные, сиюминутные, порой мутные и расплывчатые отражения, настроения, эмоции, силуэты с тем светлым образом самой себя, который создан мной в самых сокровенных мечтах…
Воспитатель: зеркало – инструмент для исследования самого себя.
Построение наших отношений, поведение в коллективе, учеба, профессиональная деятельность – это тоже своеобразные зеркала, проникнув за которые можно взглянуть на себя с новой неожиданной стороны.
- Почему нам иногда не нравится наше отражение в зеркале? (предполагаемые ответы: не знаю как себя вести, не выдержаны, плохо одеты, раздражены, мало знаем….)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание языкового учебно-воспитательного мероприятия

учитель английского языка,

классный руководитель 9 класса

Цели классного часа: овладеть навыками культурного поведения и усвоить этические требования в поведении и общении с людьми.

- получить социокультурные знания, знания о нормах этикета в различных странах

- развить логическое мышление, память, внимание, догадываться при ответе

- умение работать в команде.

Ход классного часа:

Организационный момент.

Ответьте, пожалуйста, на мой вопрос: Какие качества имеет вежливый человек? (Ответы детей: обходительность, уважение, внимательность, заботливость, порядочность, доброжелательность).

Сегодня мы с вами проверим себя: насколько хорошо вы знаете правила хорошего тона.

Цель: привить обучающим интереса в познании и применении этикета.

Развивать у учащихся чувства ответственности за своё поведение, через изучение истории этикета;

Ознакомить с понятием этикет и его изменениями в разное время;

Развивать умение анализировать, сравнивать и делать выводы;

Тип: урок – путешествие

Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.

Ход классного часа:

Добрый день, дорогие ребята!

Сегодня наша встреча классного часа посвящена очень интересной теме. А вот какой мы сейчас узнаем. Вам необходимо запомнить поля кроссворда, отвечая на мои вопросы и вы увидите ключевое слово нашей встрече.

Стремление быть необычным, желание выделиться из толпы. (экстравагантность).

Кто должен подавать руку для рукопожатия первый : старший или младший по возрасту ? (старший)

Это умение уважительно и тактично обращаться с людьми. (вежливость)

Это склонность проявлять любовь к порядку. (аккуратность)

Это то, как мы ведём себя, обращаемся с другими людьми, как мы говорим, это часть культуры поведения человека. (манеры)

Это чувство меры, которую необходимо соблюдать в разговоре, в отношениях личных и служебных. (тактичность)

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как здороваться со взрослыми?

Много разных есть вопросов.

И на них даёт ответ

Этот самый этикет.

Предлагаем вам пустые карточки. Вам необходимо заполнить их. Но есть условия – этикетки необходимо заполнить так как они были заполнены при Людовике 14.

(ребята заполняют этикетки, представляют свою работу)

Самым первым местом где был принят этикет была Греция. У них существовал определённый свод правил, были выделены места для обязательных сделок.

В Италии в 14 веке было определено понятие вежливость и такт. Было описано как их употреблять в повседневной жизни.

Именно в это время наблюдаются первые попытки специального учения людей красивому поведению. Но у истоков этикета стояла Греция …

Предлагаю поучаствовать в викторине:

Центром культурной и деловой жизни древних греков была … (агора – рыночная площадь в центре города)

Как называлось платье до колен и ниже, стянутое на талии поясом? (хитон)

Когда греки одевали головной убор? (в дорогу)

Любимое занятие греков? (посещение бани)

Как часто греки посещали бани? (каждый день)

Что прекращали греки во время олимпийских игр? (воины)

Можно ли было женщине посещать олимпийские игры. (нет)

Назовите особенность питания греков? (трёхразовое питание: два завтрака и обильный обед – проводился вечером).

Почётное место за столом греков? (располагалось справа от хозяина дома)

Для чего полагалась ложка? (для особо жирной пищи, ели греки руками)

Этот период развития этикета отличался правами и обычаями. Большое влияние оказали византийские традиции.

В этот период большое значение на Руси имело положение человека в обществе и уважение возрасту. Важного гостя хозяин встречал стоя на крыльце, равного по статусу - в сенях, младшего – в комнате.

Еда на стол подавалась нарезанной, а драгоценные кожи лежали на столе для украшения. Обязательно гость должен был попробовать все напитки – кушанья, предложенные хозяином.

Мы не сказали не слово об одежде в допетровскую русь. Ваша задача перечислить одежду, её нормы в допетровскую русь. Какой был внешний вид мужской и женской одежды?

(ребята думают т записывают свои мысли на листке в виде развёрнутой книги  ) (обмен мнениями)

Русская мужская и женская одежда в допетровской руси не имела размеров. В холодное время года носили душегрейки, телогрейки, тулупы и шубы. Из обуви: сапоги, у крестьян – лапти, зимой – валенки. У мужчин борода или усы, а у женщин – длинные косы.

Одежда допетровских времён сохранились только у низших сословий. В высшем обществе модной стала одежда европейского типа. В моду вошли пышные парики западного образца. Изменилось положение женщины в России. Женщины стали присутствовать на придворных приёмах и праздниках. Женщины научились танцевать, писать, знали иностранные языки играли на музыкальных инструментах, знали и соблюдали светские правила поведения.

Петёр Великий был большим любителям развлечений. По поводу, а иногда и без повода император часто закатывал пир. Главным угощением на масленицу, которую отмечали с большим размахом были блины. Разделитесь на группы по 5-9 человек. Задание: блинная неделя состоит из 7 дней. Назовите как называется каждый день и что необходимо сделать в этот день.

(ребята думают, решают, предполагают и озвучивают свой ответ)

В 19 веке в моду вошла образованность, владение несколькими языками, хорошему тону в выборе музыке, литературе, живописи. Обучению светских манерам уделяли немаловажное значение. При этом излишняя вежливость и строгое соблюдение норм становиться немодным. В украшениях на первое место выходят камни. Особая популярность короткие причёски, кудри.

Задание: назовите хорошие манеры 19 века?

- способность держать под контролем свои слова;

- внимательное обращение с окружающими;

- обладание чувства такта.

а следующей эпохой этикета стало советское время.

Очень хорошим тоном считалось посещение театра, гулянье в парке, увлечение разными видами спорта, посещение кино, театра и цирка. Нормы приличия и одежда стали очень простым, без излишних изысков. У женщин – строгое платье, у мужчин – деловой костюм. Обращение по фамилиями. Но общие нормы поведения в обществе знали и соблюдали большинство советских людей.

Какие жесты советского времени не принято было применять в обществе?

- теребить одежду, крутить пуговицу

- трогать лицо руками

- вертеть в руках предмет

Мы с вами сегодня затронули только малую часть развития этикета, мы остановились на главных эпохах этикета.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- 2. Речевой этикет – правила, нормы речевого поведения (голос, позы, жесты, мимика), обязательные для членов общества.

- Правила речевого поведения:

Каждый человек находится среди людей и все мы, конечно же, общаемся друг с другом. И с родными людьми дома, и с близкими друзьями на улице, с незнакомыми людьми в магазине, в общественном транспорте. И здесь действительно важно уметь быть вежливым, учтивым и тактичным человеком. При общении нужны искренность, взаимная заинтересованность и умение просто и ясно излагать свои мысли и чувства. Для нормального общения вовсе не обязательно быть эрудитом.

Необходимо речевое поведение выбирать с учётом речевой ситуации,

- И, конечно, речевой этикет не может обойтись без этикетных слов.

- Вспомните, что такое этикетные слова? (вежливые)

- На какие группы они делятся?

(ЭТИКЕТНЫЕ СЛОВА – слова приветствия, прощания, просьбы, благодарности и т.д.)

- Начнем со слов приветствия. Они имеют разнообразные формулы речевого этикета, выраженные как словами, так и словосочетаниями, в зависимости от ситуации общения, а также и разные стилистические оттенки, поэтому, прежде чем включать какое-либо этикетное выражение в свою речь, надо хорошо знать значение, которое оно в себе заключает.

Разыгрывание нескольких ситуаций

ЗАДАНИЕ 1. “Умеем ли мы здороваться?”

1. Вечером вы встречаетесь с человеком, с которым здоровались утром. Как лучше поприветствовать его снова? (Добрый вечер)

2. Вам нужно поздороваться с соседкой, девушкой лет 20. Вы затрудняетесь выбрать форму обращения – ты или вы (здравствуй или здравствуйте). Какую форму речевого этикета лучше употребить в данной ситуации, чтобы с честью выйти из щекотливого положения? (Добрый день, добрый вечер)

3. У вашей мамы сегодня день рождения, а вы отдыхаете в лагере. Написать открытку? Но как лучше начать её? (дорогая милая моя мамочка!)

Вывод: Итак, использование различных форм речевого этикета делает нашу речь более точной, выразительной и эмоциональной. А это необходимое условие установления взаимопонимания между людьми.

- Запишем первое правило:

1. Речевое поведение выбирай с учётом речевой ситуации

4. Можно ли эти слова назвать этикетными? Почему?

“Здравствуй, здравствуй, тебя только нам и не хватало!”– “Милая моя, вы забываетесь!” – “Привет, детка! Как дела!”(Смена определенного интонационного оформления изменила значение этикетных слов )

-Запишем второе правило:

2. При разговоре учитывай интонацию, темп и тембр голоса.

ЗАДАНИЕ 2. Прочитаем несколько отрывков их художественных произведений, где используются разные формы прощания и определим их значение.

Текст 1.- Я не всех зверей возьму в Африку, - сказал доктор Айболит. -.. А возьму я с собой Крокодила, обезьяну Чичи и попугая Карудо, потому что они родом из Африки: там живут их родители, братья и сестры. Кроме того, я возьму с собой Авву, Кику, Бумбу и свинку Хрю-Хрю.

. – А нас? – закричали Таня и Ваня. - Неужели мы останемся здесь без тебя?

- Да! – сказал доктор и крепко пожал им руки. – До свидания, дорогие друзья.

Таня и Ваня понурили головы. Но подумали немного и сказали:

- Ничего не поделаешь: мы ещё маленькие. Счастливого пути! До свидания! А когда мы подрастем, мы непременно поедем с тобой путешествовать. (К.Чуковский)

Текст 2. А если нас услышит иль встретит кто-нибудь, друзей он не обидит и скажет: “В добрый путь!” (С.Михалков)

Вопросы по содержанию:

- Определите отличия в значении встретившихся словах прощания.

- Что вы скажете об употреблении слова “до свидания”? Часто или редко мы его употребляем?

- Имеет ли значение возраст собеседников для использования этой формы прощания?

- Близки ли по значению формы прощания “счастливого пути” и “в добрый путь”? Кому они чаще всего адресуются? Обратите внимание на интонацию автора при произношении словосочетания “счастливый путь”. Что вкладывает автор в эти слова? Какие чувства выражает восклицательной интонацией?

- Чем различаются выражения “до скорого свидания” и “прощай”? они противоположны по значению. В каких ситуациях вы используете эти словосочетания?

-В жизни мы встречаемся с разными ситуациями, когда нужно не только выбрать форму приветствия или прощания, но и уметь поблагодарить, отказать, попросить, утешить, сделать комплимент (похвала).

Работа в группах (для каждой группы задания лежат на столах).

1 группа. Речевая ситуация: просьба.

Чтобы твою просьбу выполнили, надо уметь попросить. Для этого в нашем языке существует много разных средств: вежливая интонация, специальные слова и выражения,

Вежливые слова и выражения:

Пожалуйста Прошу вас (тебя)

Будьте добры, будьте так добры Будь другом..

Если вам (тебе) не трудно.. Не могли бы Вы (ты)..

1.Выбери наиболее вежливую форму для объявления в школьной столовой.

Убирайте за собой посуду!

У нас посуду убирают сами.

Не забыл ли ты убрать за собой посуду?

(Ответ: 3-я форма самая вежливая, так как в ней нет прямого побуждения к действию.)

Работа с классом.

На остановке в трамвай вошел человек. Все заметили, что у него нет ноги. Протез. Это заметила и девочка, сидевшая на переднем сиденье. Она быстро вспорхнула со своего места и громко, на весь вагон, чтобы все поняли, какая она воспитанная и добрая, сказала:

- Садитесь, пожалуйста, дяденька. Вам же очень тяжело стоять!

Всем стало неловко, а мужчина покраснел и не знал, куда себя деть.

- Запишем третье правило:

3. Будь корректен.

2 группа Речевая ситуация: отказ.

Слова и выражения для вежливого отказа:

Остался бы, да не могу,

Извините, но я это сделать не в силах

С радостью бы пришел, но не могу.

1. Представь себе, что ты попал в подводное царство и Царь предлагает тебе сундук с великолепными морскими сокровищами, чтобы ты остался у него навсегда.

Какой вариант отказа ты выберешь?

Не нужны мне твои сокровища, я хочу домой.

О, Подводный Царь! Я бы с удовольствием взял любое из твоих бесценных сокровищ, но никак не могу остаться в твоем царстве.

Благодарю тебя, о, Великий Царь, за прекрасные подарки! Но не могу взять их и остаться в твоем царстве, так как ждут меня друзья и невеста.

(Ответ: 1 – царь рассердится на тебя и бросит в темницу

3 – правильный ответ.)

- Запишем четвертое правило:

4. При отказе будь особенно вежлив и убедителен.

3 группа. Речевая ситуация: утешение.

Для этой речевой ситуации существуют слова и выражения с разными смысловыми оттенками. Поэтому, утешая, можно успокоить, можно помочь, можно поддержать.

Не беспокойся.. не огорчайся.. не тревожьтесь… не волнуйтесь… успокойся..

1. Представь себе, что ты успокаиваешь героев мультфильмов. Выбери для каждой ситуации подходящую пословицу.

1. Помнишь ли ты, как Винни-Пух объелся в гостях у Кролика и развалил его дом?

- Не горюй, милый Кролик! Я знаю, ты построишь дом ещё лучше прежнего.

2. Дядя Федор уехал с Котом в Простоквашино, а родители мальчика очень огорчились.

- Не беспокойтесь, дорогие, все будет хорошо. Ваш мальчик самостоятельный, он не пропадет. Соскучится – вернется.

3. Кот Леопольд очень расстроился после очередного нашествия мышей.

- Уважаемый Леопольд, не огорчайся! Все в жизни бывает.

Пословицы для выбора:

Горе не беда – с кем не была.

Нет худа без добра.

Одна беда – не беда.

Эта беда – не беда, только бы больше не была.

Наши лепешки тоже поели кошки.

И у нас дома не здорово – таракан с печки свалился.

- Запишем пятое правило:

5. Не скупись на добрые слова.

- Третья группа работала с пословицами. Кто помнит, что такое пословица? (Краткое народное изречение поучительного характера). Я всегда вам говорила, что народ весь свой жизненный опыт поместил в жанрах устного народного творчества. Наша задача в данных ниже пословицах найти правила речевого поведения:

1. Сердечное слово до сердца доходит.

6. Будь искренен.

2. Малое слово большую обиду творит.

7. Не обижай собеседника.

3. Язык и хлебом кормит, и дело портит.

8. Сначала подумай – потом говори.

4. Слово народы поднимает.

9. Относись к слову с уважением.

Подведение итога:

Вот что у нас получилось:

Правила речевого поведения:

1. Речевое поведение выбирай с учётом речевой ситуации

2. При разговоре учитывай интонацию, темп и тембр голоса.

3. Будь корректен.

4. При отказе будь особенно вежлив и убедителен.

5. Не скупись на добрые слова.

6. Будь искренен.

7. Не обижай собеседника.

8. Сначала подумай – потом говори.

9. Относись к слову с уважением.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

- Современный речевой этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней.


Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Мать всякому делу голова.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать приветная — ограда каменная.

Мы родные: ваши собаки ели, а наши на ваших через плетень глядели.

Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.

Свой своему не враг.

Свой со своим считайся, а чужой не вступайся.

Семейное согласие всего дороже.

Семейный горшок всегда кипит.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семьей и горох молотят.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья — опора счастья.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Семья крепка ладом.

Семья сильна, когда над ней крыша одна

Что такое – семейный этикет?

С чего начинается семейный этикет

Содержимое разработки

Какие Вы знаете поговорки про семью? (д/задание)

Обучающиеся отвечают:

Любовь да совет — там горя нет.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Мать всякому делу голова.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать приветная — ограда каменная.

Мы родные: ваши собаки ели, а наши на ваших через плетень глядели.

На что и клад, когда в семье лад.

Намеки да попреки — семейные пороки.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Нет добра, коли меж своими вражда.

Нет друга супротив родного брата.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Родительское слово мимо не молвится.

Свои люди — сочтемся.

Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.

Свой своему не враг.

Свой со своим считайся, а чужой не вступайся.

Семейное согласие всего дороже.

Семейный горшок всегда кипит.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семьей и горох молотят.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья — опора счастья.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Семья крепка ладом.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Сердце матери греет лучше солнца.

Сердце матери отходчиво.

Сестра с сестрою, как река с водою.

Согласие да лад — в семье клад.

Согласную семью и горе не берет.

Согласье в семье — богатство.

Ссора в своей семье — до первого взгляда.

Старший брат как второй отец.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Терпенью матери нет предела.

Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

У милого дитяти много имен.

Хоть тесно, да лучше вместе.

Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Что есть — вместе, чего нет — пополам.

См Приложение 1

Что такое – семейный этикет?

Зачастую все случается наоборот. В домашних условиях с человека слетают все маски, и порой мы видим не учтивого, галантного гражданина, а деспота и тирана. Это совершенно неправильная позиция, поскольку семейный этикет – это основа основ всех отношений, восприятия мира и окружающей среды.

С чего начинается семейный этикет

За мужчиной тоже не заржавеет – он становится холодным и апатичным, и вечер, проведенный у телевизора или компьютера, ему кажется гораздо интересней, чем общение с женой. Это совершенно неправильная модель поведения.

Например, на Востоке женщина ходит в парандже, зато дома, для мужа, она одевается красиво, красится. Она с ним нежна и обходительна. Так и должны поступать супруги вне зависимости от того, в какой стране они живут. Женщина должна радовать супруга (мужчины любят глазами) опрятным внешним видом, приветливостью. На этом построена любовь, которая, конечно, может пройти, если люди в браке станут халатно относиться и к себе, и к партнеру.

Правила семейного этикета

Обязательно должны быть семейные вечера, совместные походы в кино, кафе, на выставки. Нельзя критиковать мужа или жену в присутствии детей и посторонних людей. Выяснения отношений нужно спрятать от посторонних глаз и ушей. Не нужно маниакально контролировать своего мужа – проверять карманы, бумажник, звонить ежеминутно ему на работу. Это унижает мужское достоинство, он подумает, что вы ему не доверяете.

Если вашему партнеру не нравится круг вашего общения, сделайте так, чтобы со своими друзьями вы встречались на нейтральной территории, и то – не слишком часто.

Этикет в отношениях с родственниками

Старшее поколение также следует уважать, и из лексикона исключить такие слова, как тесть, теща, свекр, свекруха. Они – родители, они, в конце концов, бабушки и дедушки. По семейному этикету старшее поколение принято называть мама, папа, бабушка, дедушка. Если женщина не может называть маму своего супруга мамой, то нужно к ней обращаться по имени-отчеству. Также должен поступать и супруг.

Правила счастливой семейной жизни

Этикет семейных отношений прост и даже приятен, ведь каждый человек – это эхо: как его позовешь, так он и откликнется. Известный американский психолог Дейл Карнеги вывел теорию шести правил для счастливой семейной жизни:

- не пытайтесь переделать своего супруга;

- будьте друг другу признательны за счастье;

- оказывайте всегда друг другу знаки внимания;

Подведение итогов

Все наше счастье и взаимоотношения в семье зависят от нас и только от нас. А счастливым хочет быть каждый человек. Чтобы ваша семья была счастливой, а отношения такими, как будто вы только познакомились, любите и уважайте своего друг друга. Жизнь ведь одна, и надо по максимуму показать любимым людям, как вы их любите и уважаете

Выставление оценок.

Домашнее задание: сделать буклеты (правила этикета в семье)

Приложение 1

Пословицы и поговорки семье

А ну, сочтемся своими: бабушкин внучатый козел тещиной курице как пришелся?

Баба-бабушка, золотая сударушка! Бога молишь, хлебцем кормишь, дом бережешь, добро стережешь.

Близкая родня: наша Марина вашей Катерине двоюродная Прасковья.

Брат брата не выдаст.

Брат с братом на медведя ходят.

Братская любовь крепче каменной стены.

Была б моя бабуся, никого не боюся; бабушка — Щиток, кулак — молоток.

В гостях хорошо, а дома лучше.

В дружной семье и в холод тепло.

В недружной семье добра не бывает.

В прилежном доме густо, а в ленивом доме пусто.

В своей семье всяк сам большой.

В своей семье какой расчет?

В своем доме и стены помогают.

В семье и каша гуще.

В семье разлад, так и дому не рад.

В семье согласно, так идет дело прекрасно.

В семье, где нет согласия, добра не бывает.

В семью, где лад, счастье дорогу не забывает.

В хорошей семье хорошие дети растут.

Везде хорошо, но дома лучше.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Где мир да лад, там и Божья благодать.

Где совет — там и свет, где согласье — там и Бог.

Густая каша семьи не разгонит.

Двойня — и счастья вдвое.

Девичье смиренье дороже ожерелья.

Дерево держится корнями, а человек семьей.

Дети родителям не судьи.

Для внука дедушка — ум, а бабушка — душа.

Доброе братство лучше богатства.

Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

Дома все споро, а вчуже житье хуже.

Дочерьми красуются, сыновьями в почете живут.

Дружная семья не знает печали.

Жизнь родителей в детях.

За общим столом еда вкуснее.

Земля без воды мертва, человек без семьи — пустоцвет.

И ворона воронят хвалит.

Каков брат, такова и сестра.

Княжна хороша, и барыня хороша, а живет красна и наша сестра.

Когда нет семьи, так и дома нет.

Коли внучек маю, так и сказки знаю.

Куда мать, туда и дитя.

Лучших братьев и сестер не бывает.

Люблю своих детей, но внуки милей.

Любовь братская крепче каменных стен.

Любовь да совет — там горя нет.

Любящая мать — душа семьи и украшение жизни.

Материнская молитва со дна моря достает.

Материнский гнев, что весенний снег: и много его выпадет, да скоро растает.

Мать всякому делу голова.

Мать кормит детей, как земля людей.

Мать приветная — ограда каменная.

Мы родные: ваши собаки ели, а наши на ваших через плетень глядели.

На что и клад, когда в семье лад.

Намеки да попреки — семейные пороки.

Не будет добра, коли в семье вражда.

Не прячь свои неудачи от родителей.

Нет добра, коли меж своими вражда.

Нет друга супротив родного брата.

Отец наказывает, отец и хвалит.

Отца с матерью почитать — горя не знать.

При солнышке тепло, при матери добро.

Родителей чти — не собьешься с истинного пути.

Родители трудолюбивы — и дети не ленивы.

Родительское слово мимо не молвится.

Свои люди — сочтемся.

Свой дом — не чужой: из него не уйдешь.

Свой своему не враг.

Свой со своим считайся, а чужой не вступайся.

Семейное согласие всего дороже.

Семейный горшок всегда кипит.

Семье, где помогают друг другу, беды не страшны.

Семьей дорожить — счастливым быть.

Семьей и горох молотят.

Семья без детей, что цветок без запаха.

Семья — опора счастья.

Семья в куче, не страшна и туча.

Семья дает человеку путевку в жизнь.

Семья крепка ладом.

Семья сильна, когда над ней крыша одна.

Сердце матери греет лучше солнца.

Сердце матери отходчиво.

Сестра с сестрою, как река с водою.

Согласие да лад — в семье клад.

Согласную семью и горе не берет.

Согласье в семье — богатство.

Ссора в своей семье — до первого взгляда.

Старший брат как второй отец.

Счастье родителей — честность и трудолюбие детей.

Сын да дочь — ясно солнце, светел месяц.

Терпенью матери нет предела.

Тому не о чем тужить, кто умеет домом жить.

У кого есть бабушка и дед, тот не ведает бед.

У милого дитяти много имен.

Хоть тесно, да лучше вместе.

Чего не хочешь сестре и брату, того не желай и своим обидчикам.

Человек без братьев и сестер — одинокое дерево.

Человек без семьи, что дерево без плодов.

Что есть — вместе, чего нет — пополам.


-75%

Читайте также: