Как адам и ева ушли из рая конспект

Обновлено: 05.07.2024

Праотец Адам (икона)

1. Старославянская азбука. Урок 10

II. Расскажите, что мы узнали о жизни первых людей в раю. (Ответы детей).

· Для чего Бог поселил людей на Земле? Какое задание он им дал?

(Возделывать и хранить Землю).

Адам и Ева украшали свой мир, заботились о нем, вносили в него Божественную благодать, которую получали от общения с Богом.

Благодать – это радость, которую даёт Бог, любовь, которую Он изливает на каждого человека, добро, которым Он согревает людей.

Весь свой труд Адам и Ева посвящали своему Творцу – Богу. Самой большой радостью для них был разговор с Богом, Который любил их больше, чем все остальные Свои творения.

Бог сотворил людей по Своему образу и подобию. До того мгновения,

когда Бог вдунул в Адама Дыхание жизни, тот был подобен прочим творениям 1 .

· В чём же заключается образ и подобие Божие? (Человек сотворён бессмертным, разумным существом, обладающим даром слова, способностью любить и творить добро. Вместе с разумом, Бог даровал человеку свободу воли: человек сам решает, как ему поступить в том или ином случае).

Образ – это те качества, которые делают человека человеком, а подобие – это те качества, которые делают человека подобным Богу. Образ врождён, дан, а подобие достигается. Образ мы видим во всех людях, а вот раскроется ли он в подобие…( М-ф 01/видео. Богоподобие человека: 1 мин 45 с )

Что же произошло с человеком? Почему человек стал творить злые дела, ненавидеть других людей, убивать не только животных, но и себе подобных? Почему человек стал смертным?

· Вспомните, какую заповедь Бог дал людям? ( Все плоды с деревьев можно есть, кроме плодов с древа познания добра и зла, дабы не умереть).

И Ева поверила в то, что Бог их обманывает! Она поверила змею и усомнилась в Боге, усомнилась в Том, Кто их создал, Кто дал им всё необходимое и самое лучшее, Кто любил их больше всех!

· Почему Адам и Ева вкусили запретный плод?

В Библии говорится о том, что Ева увидела, что дерево хорошо для пищи.

· Разве им нечего было есть? (Нет, Бог дал им всё благопотребное).

Запретное дерево было приятно для глаза, но ведь рай сам по себе был весь прекрасен!

В Писании указана ещё одна причина, по которой Ева не удержалась.

· Найдите в тексте, что это за причина . (Плоды дерева были вожделенны, т.к. давали знания).

Ева испытала страстное желание вкусить этот плод.

· Давайте, подумаем, как нужно было Еве поступить в этой ситуации? (Призвать на помощь Бога).

У православных христиан есть непреложное правило: перед принятием пищи обязательно читать молитву, в которой они просят Бога благословить вкушаемую пищу.

Если бы Ева в тот момент призвала Бога, этой катастрофы не случилось.

( Потому что они давали знание).

· Можем ли мы отсюда сделать вывод, что знание – это плохо? ( Предположение детей).

· Как вы думаете, есть ли знания, которые могут нанести вред?

Да – это преждевременные знания. Не знание опасно само по себе, а то, кто этим знанием будет обладать, и как оно будет применяться.

· Почему родители запрещают маленьким детям брать в руки спички, ведь огонь – это жизнь. При помощи огня человек может согреться в любой холод в любом месте ( м-ф 2. Костёр в лесу ), при помощи огня человек готовит себе пищу, да и вообще, как бы люди жили, если бы не научились добывать огонь. (Ответы детей)

Огонь – это не только жизнь, но и смерть, и показать человеку, как добывать огонь, можно только после того, когда он это поймёт. Но мало показать, как добывать огонь, нужно ещё научить человека, как им пользоваться, чтобы не погубить себя и других ( м-ф 04-06. Беда от огня ).

Так и в истории с Адамом и Евой: они были ещё слишком молоды, и не были готовы для познания зла.

Вкусив плоды с запретного древа, Адам и Ева получили знания, которые были им не во благо.

По сути, Адам с Евой поступили, как дети, нарушив запрет своего Бога - Отца.

· Как вы думаете, Бог мог остановить Еву и Адама в момент вкушения плода?

· Почему же Он этого не сделал ? (Ответы детей).

У людей есть дар свободы воли (а дар обратно не забирают): только человек сам может решить поступить ему в соответствии с волей Божией или нарушить волю Бога.

Каждый закон, каждая заповедь, данные Богом, имеют, как и все Его творения, вполне определенный смысл; их нарушение не может остаться без последствий. Господь сразу после сотворения предупреждает человека, что нарушение Завета Божия, нанесёт вред самому человеку.

Когда Адам и Ева решили, что можно ослушаться Бога, что слова Его не соответствуют истине, это привело к ужасным, катастрофическим последствиям.

И Адам, и Ева - поверили лживым речам, усомнились в незыблемости установленных Творцом ограничений и запретов, призванных уберечь людей от зол и бед. Они решили, что печальные последствия, о которых предупреждал Создатель, минуют их. Имея столько свидетельств Божьей любви и доверия, они пошли против Его воли. И в тот же миг нарушилось совершенство мира!

Совершив этот проступок, Адам и Ева испугались. Им страшно стало предстать теперь перед Богом, к Которому они раньше стремились с большой радостью. Ужас объял Адама и Еву, и они скрылись от Господа в деревьях рая

· Как вы думаете, можно ли скрыться от Господа? (Предположения детей. М-ф 07/видео. Грехопадение-1: 1 мин 22 с).

Но любящий Господь зовет к себе Адама: “Адам, где ты ?”

· Почему тогда Господь зовёт Адама, если и так знает где он?

Этим вопросом Господь не спрашивает о том, где Адам находится, а призывает его к раскаянию.

Бог очень огорчился. Его опечалило то, что Адам и Ева не раскаялись в содеянном грехе, а стали ссылаться друг на друга, таким образом, оправдывая каждый сам себя.

Затем Господь сделал одежды кожаные для Адама и Евы, одел их

· Почему Адаму уже нельзя было жить вечно? (Предположения детей)

Нарушив заповедь Божию, Зло вошло в сердце Адама, а Злу нельзя давать возможность жить вечно.

У Адама и Евы была возможность покаяться перед Богом, но они этого не сделали. Мир утратил первозданное совершенство. Так, вместе со Злом и предательством в мире появился грех. Земной Рай покинул Землю: зло, которое познали Адам и Ева, воцарилось на всей Земле. Среди цветов проросли сорняки и колючки, звери одичали, стали нападать друг на друга и даже на людей; но самое страшное люди стали болеть и умирать. Законом жизни стала жестокость, жадность и ложь ( м-ф 11. Леопард, поедающий косулю ).

· Так кто же тот змей? Один ли он из тех, кого создал Бог в 5-й день творения? (В ходе рассуждений дети должны понять, что из тех, кого сотворил Бог на Земле даром разума и слова обладали только Адам и Ева.)

· Кто ещё из творений Божиих обладает разумом? ( Мф 12. Ангелы )

Это был один из ангелов, принявший образ змея.

Как мы помним, Бог создал два мира: мир небесный, или ангельский, и мир земной. О духовном мире Библия дает нам совсем мало сведений. Из контекста всей Библии можно составить следующее представление о духовном, или ангельском, мире.

Ангельский мир был создан Богом прежде мира материального. Об этом ясно говорит нам Сам Господь в книге Иова: “Когда сотворены были звезды, восклицали от радости все ангелы Мои” 6

Ангелы есть существа мыслящие, желающие, чувствующие, как и люди, но бестелесные. Число их очень велико. По своим совершенствам они не одинаковы и делятся на несколько степеней. Самый низший из ангелов по своей природе выше самого одаренного человека. Судьбы духовного мира от нас скрыты, но одно событие, известное нам из Священного Писания, немного приоткрывает тайну этого мира 7 .

· Как вы думаете, ангелы помогали Богу в сотворении мира? (Ответы детей).

На иконах ангелов изображают с крыльями в знак того, что они быстро исполняют волю Божью, летают.

Все ангелы были сотворены добрыми. Они жили в непосредственном общении с Богом и находились в блаженном состоянии. Но Бог не хотел заставлять их, как и людей, любить Себя насильно, поэтому Он предоставил ангелам свободно выбирать: желают ли они сами любить Его — жить в Боге, или нет ( м-ф 13 /видео. Ангелы: 30 с )

И вот один из высших ангелов по имени Денница возгордившись своим совершенством и могуществом, не захотел любить Бога и исполнять Его волю, а возжелал сам стать как Бог. Он вышел из послушания Богу, сделался злым диаволом (клеветником) и увлек за собой многих подвластных ему ангелов. Он и те ангелы, которые ушли с ним, стали темными, злыми духами. Их называют бесами, а главного Денницу называют ещё сатаною, что означает Противник, т.е. тот, кто воспротивился Богу.

Так возникло зло в Божием творении ( м-ф/видео. Падение Денницы: 1 мин 42 с)

· Что называется злом? ( Злом называется все, что делается против Бога, всё, что делается против Его воли.)

В ваших тетрадях изображено изгнание денницы из рая. Этот рисунок нужно раскрасить.

Денница возненавидел Бога, потому что хотел, но не мог занять Его место.

Писание не сообщает нам, сколько времени продолжалась блаженная жизнь первых людей в раю. Но это состояние уже возбуждало злобную зависть диавола, который, лишившись его сам, с ненавистью смотрел на блаженство других. После падения диавола зависть и жажда зла сделались свойствами его существа. Всякое благо, мир, порядок, невинность, послушание стали ненавистны для него, поэтому с первого же дня появления человека, диавол стремился расторгнуть благодатный союз человека с Богом и увлечь человека за собой в вечную погибель.

Чтобы зло не погубило Адама и Еву, Бог предупреждает человека, что если он ослушается и вкусит с запретного древа, то изменится сама природа человека, смерть войдет в человека.

Пока человек был послушен Богу, он был бессмертен. Послушание и было бессмертие.

Изгоняя Адаму и Еву из рая, Господь не оставил их без утешения. Он тогда же дал обетование, которое должно было поддерживать их в дни последующих испытаний и невзгод греховной жизни. Господь обещает людям, что от Жены родится Спаситель, Который сокрушит главу змия и примирит человека с Богом 11 .

Это было первое обетование о Спасителе мира ( м-ф 16/видео. Обетование о Спасителе: 2 мин).

С надеждой на пришествие Искупителя, Адам и Ева по повелению Божию покинули пределы рая ( мф 17. Адам и Ева покидают рай ).

Это обетование, или обещание Божие о пришествии Спасителя, люди приняли с верою и радостью, потому что оно давало им великое утешение.

· Послушайте одну старинную притчу.

У одного богатого человека был сын – лентяй. Отец, опасаясь, что после его смерти, сын промотает всё наследство, решил проучить его. Вызвал он сына к себе и велел ему на следующий день заработать рубль. Сын походил, походил и пошел к матери. Мать пожалела сына и дала ему рубль. Сын принес денежку отцу.

· Как вы думаете, что отец сделал с этим рублём? (Предположения детей)

Отец покрутил, покрутил рубль и бросил его в печь. Денежка загорелась. Сын удивился, но ничего отцу не сказал. А отец велел сыну и на следующий день заработать рубль.

· Как поступит сын? (Предположения детей)

Сын снова попросил денег у матери, а отец снова бросил рубль в печь. И на третий день сын получил это же задание. Сын снова пошёл к матери.

· Как вы думаете, как поступит мать? (Предположения детей)

Мать отказалась сыну давать деньги, объяснив, что отец наверняка все понимает.

· Какой совет вы бы дали сыну? (Предположения детей)

Пришлось сыну искать работу. В одном месте потаскал мешки, заработал полтинник, в другом потаскал, тоже полтинник. К вечеру сын еле до дома дошёл, так устал. Приходит он к отцу и протягивает рубль.

· Как вы думаете, как поступит отец с честно заработанным рублём? (Предположения детей)

И снова бросил рубль в огонь.

· Как вы думаете, что будет дальше? (Предположения детей)

· Как вы думаете, почему я решила рассказать вам эту притчу? (Предположения детей)

· Подумайте, почему эта притча напоминает мне историю Адама и Евы. (Предположения детей)

· Как вы думаете, о какой силе здесь говорится? (Предположения детей)

Но вернёмся к Адаму и Еве. Как говорит Священное Предание, они глубоко раскаялись в том, что ослушались Бога и до конца своих дней испрашивали у Бога прощение за содеянное. Теперь Адам и Ева находятся в числе праотцев – ветхозаветных святых, почитаемых Церковью как исполнителей воли Божией ( м-ф 18. Праотец Адам ).

· Чему ещё нас учит история Адама и Евы?

Бог для Адама и Евы – Отец, именно через Него они вошли в этот мир, он их создал, дал им жизнь. Бог любил Адама и Еву и желал им только добра.

Мы входим в этот мир через своих родителей. Нам надо слушаться родителей, т.к. у них больше жизненного опыта. Мама с папой любят нас, желают нам только добра, и как могут, пытаются уберечь нас от бед.

Родители часто ставят детям запреты, нарушение которых может привести к непоправимой беде. Нередко ребёнок, не понимая этого, обижается, а то и злится. Но именно в послушании родителям и заключается защита от многих несчастий.

Эта история учит нас ещё и тому, что надо очень осторожно относиться к советам незнакомых людей, и прежде чем принять какое-либо решение, нужно обязательно посоветоваться с родителями.

У вас в тетради есть рисунок, на котором архангел Михаил изгоняет Денницу. Раскрасьте его дома.

Файлы для скачивания:

После скачивания файл необходимо разархивировать (архив RAR)

8 Библия. Ис. 14, 11-15

9 Библия. Даниил 10-13

10 Даниил Сысоев. Летопись начала. Часть IV, гл.2-5

11 С. Слободской. Закон Божий, с. 103

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: формирование нравственной позиции в развитии представления о духовных ценностях.

формирование нравственных понятий добра и зла;

социальное развитие человека, предполагающее позитивные изменения в его взглядах, мотивах;

формирование гуманистических взглядов и убеждений;

формирование потребностей и мотивов духовно-нравственного поведения..

I. Вступительное слово.

Библия — это Вечная книга. Она дает представление о гармоничном взаимодействии всего существующего в природе, которое Бог предусмотрел при сотворении Земли. Каждое растение, дерево или куст имели свое назначение и вырабатывали необходимые вещества для других существ. Чем больше человек изучает природу, тем больше поражается, насколько сложно, удивительно и разумно устроен наш мир.

Каким представляется вам райский сад? (В нем нет зла).

Какой смысл вкладывается в понятие нагота? (Чистота мыслей, искренность).

Какую тайну скрывает древо познания? (Тайну добра и зла).

Почему именно змею удалось искусить Еву? (Изворотлив, способен ловчить, обвивать лестью… Потому что сатана скрывался в нем).

Почему до запретного плода не видели первые люди свою наготу? (Нечего было скрывать, не было грехов).

Так что же такое запретный плод? (То, что выходит за рамки нравственных представлений, в быту называется грехом).

В чем суть грехопадения? (Нарушение великого принципа доверия Богу).

Как наказал Бог за непослушание? (Приговор за непослушание — Адам и Ева не могли жить вечно, стали подвержены смерти).По церковным канонам в алтарь в храме могут входить только мужчины. Женщины в святая святых не допускаются.

Как Библейская легенда объясняет это? (Женщины были подвластны искушению, потому и более греховны).

Бог одел Адама и Еву.

Что скрыли одежды первых людей? (Грехи). И отправил его Бог возделывать землю, из которой был сотворен. Из праха земного родился, землю возделывал и в землю уйдет. А на востоке поставил ангела с огненным мечом. Именно в восточной части храма находится алтарь.

В алтаре совершается таинство богослужения.

Нарисуйте Эдемский сад, как вы его представляете.

Что есть в райском саду?

Чего нет и не может быть в райском саду?

На стул в центре круга кладут какойто предмет, обычно это листок бумаги. Ведущий обращается к группе со словами:

Листок бумаги, лежащий на стуле, символизирует для каждого воспитанника что-то свое.

- Расскажите свою тайну. Что конкретно вы представляли и изображали своими действиями?

В Библии сказано, что Бог запретил Адаму и Еве есть плоды с древа познания добра и зла, но они ослушались и съели. За это Бог изгнал их из рая. Но почему он не простил их?

Бог запретил Адаму и Еве есть с древа познания, потому что в противном случае они умрут в этот же день. Ева первой съела плод с древа познания, потому что змей, созданный самим Богом, сказал Еве, что они не умрут, если съедят плод. Змей добавил, что, вкусив плод, Ева и Адам смогут как Бог познать добро и зло. Так и случилось: когда Ева вкусила плод, то она не умерла и познала добро и зло.

Затем плод вкусил Адам. Он тоже не умер и обрел познание. Таким образом, змей не обманул их, в отличие от Бога, который сказал первым людям, что они погибнут в этот же день.

Когда Бог узнал о нарушении заповеди, он наказал змея, Адама и Еву. Потом Бог сказал, что раз люди теперь как он могут познавать добро и зло, то нужно отгородить их от древа жизни, чтобы они не смогли обрести бессмертие. Поэтому Бог изгнал их из рая. Но почему он не простил Адама и Еву?

Разве не Бог виноват в том, что создал столь неудачные проекты? Как так вышло, что слово змея оказалось авторитетнее слова создателя мира? Зачем Бог создал двух существ по своему образу и подобию, и запретил им познавать добро и зло? Очевидно, что Адам и Ева не обладали хорошим умом, раз послушали змея и съели плод, зная, что из-за этого можно умереть.

Как Бог их может судить, если он создал их столь глупыми существами? Поставив древо познания в райском саду, Бог закономерно спровоцировал ситуацию, что Адам и Ева должны были съесть эти плоды. Иначе быть просто не могло, учитывая их неспособность к критичному мышлению.

Христианские теологи утверждают, что Бог поставил древо познания с той целью, чтобы у Адама и Евы была свобода. Но какой смысл в этой свободе, если Адам и Ева не могли обращаться с этой свободой?

Почему Адам и Ева не умерли в тот же день, когда съели плод с древа? Не значит ли это, что Бог обманул Адама и Еву? Если обманул, тогда зачем было наказывать змея, который сказал первым людям правду?

В данной ситуации виновен только Бог, ибо он ответственен за произошедшее. Если виновен Бог, тогда почему он не простил Адама и Еву? Есть версия, что Бог мог простить их, если бы они покаялись. Но почему они должны каяться, если Бог обманул их?

Да, Адам и Ева нарушили запрет Бога, но ведь они объяснили свой поступок. Адам и Ева повели себя как дети, когда стали оправдывать произошедшее внешними факторами, а не своим неповиновением. Но что можно было ждать от них? Ева могла послушать змея потому, что он был сотворен Богом. Адам послушал Еву потому, что она сотворена Богом. Разве могут творения Бога нанести вред? Адам и Ева могли задаться этим вопросом и ответить на него отрицательно.

Если Бог ждал от них извинений, то зачем было их так сильно наказывать? Ведь Бог сам виноват в их проступке. Зачем было изгонять их, если они могли продолжать жить в раю и есть с древа жизни, даруя себе бессмертие? Но Бог изгоняет их именно по той причине, чтобы отгородить их от древа жизни, которое дает бессмертие:

Потом Господь Бог сказал: – Познав добро и зло, человек стал теперь как один из Нас. Нельзя, чтобы он протянул руку, сорвал плод также и с дерева жизни, съел его и стал жить вечно.

Адам и Ева могли хоть сто раз покаяться, но Бог бы их не простил, потому что в Библии прямо написан мотив изгнания первых людей: они смогли познавать добро и зло как Бог. Скорее всего, Бог захотел быть единственным носителем познания морали и бессмертия. Если бы он не изгнал людей из рая, то они бы могли стать такими же бессмертными, как он. Этого Бог позволить не мог. Почему? Возможно, из-за чувства собственной уникальности.

Мир, в котором мы живем и к которому принадлежим сами, состоит из существ, появившихся в известное время и имеющих определенное продолжение: это значит, что и весь он, в целом своем составе, когда-то не существовал. Действительно, к бытию возвал его Бог. ( Быт.1:1–2 ; Вас. Вел. на шестоднев. Бес. I. Диоп. Ареон. Неб. Иер. гл. 6 и 7).

В самом начале Бог произвел из ничего (а) мiр духовный, небесный, невидимый и мир вещественный, земной, видимый а). ( Евр.11:3 , Рим. 4:17 . Сн. 2Макк. 7:28).

В мире духовном создан мысленный свет, свойственный блаженству тех, которых возлюбит Бог; из небытия в бытие произведены разумные и невидимые телесными очами существа, и сотворено все украшение мысленных творений. Бестелесные разумные существа, смотря по степени приближения своего к Богу, составили высшие, средние и низшие чины. К высшему порядку принадлежат пламенеющие, дышащие огнем Серафимы, многосведущие Херувимы, и Престолы; к среднему – Господства, Силы и Власти, к низшему – Начальства, Архангелы и Ангелы. Из бесчисленного множества этих бесплотных духов семь непосредственно предстоят престолу Божию или невозбранно входят пред Славу Святого, это: Михаил, Гавриил, Рафаил и другие.

Судьбы духовного мира от нас утаены. Одно событие открыто. Некто Светоносец, сиявший в лике ангелов, как денница среди звезд, прежде чем чистая любовь к Богу всецело и неотъемлемо проникла существо его, уже восчувствовал, что у него есть ведение, которое беспрестанно растет и расширяется, и как бы дает ему заметить его превосходство: тогда он возмечтал быть равным Богу Всевышнему и не захотел быть послушным воле Творца своего. Вслед за тем, благость Творца оставила его, и он не удержался в своем чине: из духа чистого, светлого стал нечистым, темным. Как противник Богу, он назван сатаною; как порицатель всякого добра, который любит ложь и чернит все, что любезно Богу, назван клеветником, диаволом. Пример его непослушания Богу распространился и на других духов: он увлек их с неба за собою. Необъятная гордость, которая не допускала и тени смирения и не давала места раскаянию, затворила для них навсегда горнюю обитель света: низринутые в бездну, в вечных узах мрака, они соблюдаются на суд предопределенного великого дня.

Все видимое, из чего состоит мир вещественный, по первоначальном своем сотворении, не имело в себе ничего определенного: это было что-то безграничное, как бездна,– без прочных оснований, без уставившихся образов, как воды; нечто такое, чего нельзя созерцать и о чем нельзя ничего сказать положительного. Между тем Дух Божий носился над этим составом вещественного мира и вливал в него живоносную силу.

Действительное устройство миру Бог сообщил посредством Своего Слова.

Таким образом, в шесть дней совершены были небеса и земля, и все, что наполняет и украшает их. И воззрел Бог на все, что он создал: нашел все прекрасным. Единственными свидетелями устройства видимого мира были ангелы. Пораженные величием и красотою творения, они пели в горних селениях хвалебные песни Творцу и Богу 1 .

В седьмой день не было новых дел творения. Бог почил и благословил седьмой день, то есть, усвоил ему нечто радостное. Он предназначил разумным тварям освящать этот день воспоминаниями о благодеяниях Божиих и славословиями Творцу мира и Промыслителю.

2. Сотворение человека

Совет Божий о человеке показывает, что он предопределяется к особенной, высшей цели, к достижению которой будет способствовать ему, несмотря на препятствия, имеющие встретиться в ограниченном существе его, и всемогущество Отца, и любовь Сына, и совершенствующая сила Духа. Цель его – уподобляться Богу непоколебимою верностью истине, неиссякающей любовью к добру и невозмущаемым блаженством: для этого душа, введенная в тело его чрез вдуновение Божие, получила, подобные Божественным, силы чистого ума, святой воли и светлого, добротолюбивого чувства. Душа присутствует во всем теле и управляет своим малым миром. Но она не составляет с телом одного нераздельного бытия: она отлична от тела, как и Бог отличен от управляемого Им мира; она, подобно Богу, есть дух и бессмертна.

И Бог определил обоим жить в самом тесном союзе, который называется браком или супружеством. По намерению Божию, кто вступает в этот союз, тот, основывая новый дом, покидает отца своего и свою мать, и прилепляется к жене своей, так что оба, по взаимным чувствам любви, составляют одну душу, по своей общей судьбе –одно лицо.

Таким образом, не было на земле существа выше и совершеннее человека; одно только имя Адам (красный, из красной глины образованный), которым нарек его Бог, напоминало ему, что и он, наряду с подвластными ему существами, есть творение, из одной с ними персти взятое, и что духовные преимущества его суть особенный дар Творца. Это напоминание о происхождении из персти земной должно было предохранять человека от той гордости, которая была причиною падения светоносного ангела. Но ни гордость, ни другие страсти и нехорошие чувства не были знакомы душе первых человеков: и Адам, и жена его были невинны; были оба наги и не стыдились.

II. Падение и воcстановление новых человеков

1. Грех прародителей

Блаженное состояние первых человеков терзало завистию духа тьмы 2 . Он решился лишить их рая и любви Творца, как сам лишен был неба и отвержен от Бога, и стал наблюдать удобный случай.

Теперь жене более прежнего показалось, что это дерево доставит самую вкусную пищу, что видом своим оно всех прекраснее, что нельзя противиться желанию пользоваться им, когда оно дает знание. После этого, она взяла плодов его и ела; принесла и мужу своему,– ел и он. Тогда, действительно, у них обоих открылись глава, но они не нашли себя преобразившимися в богов, а увидали, что они наги. Это значило, что они ощутили в себе нечто очень нехорошее, чего не знавали в невинном состоянии, и что теперь, пробиваясь наружу, выставляло их нечистыми и жалкими в собственных глазах. Им стыдно было друг друга, и они сшили смоковничные листья, сделали себе опоясания.

2. Объявление наказания за грех и обещание избавителя

Теперь Бог является Судиею, и произносит Свой суд на змея обольстителя, на жену и на мужа. Он сказал змею: «за то, что ты это сделал, проклят ты перед всем скотом и перед всеми зверями полевыми! Пресмыкаться будешь на чреве твоем и станешь есть прах во всю жизнь свою. Ивражду положу между тобою и между женою, между твоим семенем и ее потомством. Один из ее потомков раздавит у тебя голову; тогда как ты ужалишь Его только в пяту.

Этими словами прокляты и змей – орудие искушения, и диавол-искуситель. Змей естественный поставлен в презрении у человека; хитрость его, всегда направленная во вред, производит в нас не удивление, а отвращение и боязнь. С другой стороны, хотя диавол и многих между людьми увлечет в соблазн, – не смотря на то, в потомстве жены всегда найдутся избранные, которые будут противодействовать распространению греха и делать безуспешными обольщения диавола; а Один из потомков жены, претерпевши страдания по его наветам, отнимет у него всю силу вредить людям, и решительною победою над ним доставят им избавление от всех бед, навлеченных грехом, и от самой смерти.

После этого праведного осуждения на тяжкие труды и на смерть, Адаму оставалось единственное утешение: ожидать Того Потомка от жены, Который возвратит всем людям жизнь и потерянное блаженство. В этих мыслях он нарек имя жене своей Ева, что значит жизнь, так как от нее, со всеми имеющими жить, должен родиться Податель жизни.

Но одно ожидание лучшей участи было бы бесполезно, если бы с ним не соединялись: смирение в духе, отвращение от греха, который внес смерть, живая вера в силу страданий будущего Избавителя и надежда возвратить себе прежнюю невинность. Чтобы усвоить человеку подобные мысли и внушить спасительные чувствования, Бог научил его закалать в жертву тельцов, овнов и козлов, снимать с них кожи и облекаться ими, а жертву сожигать огнем. Таким образом, вместе с жертвою, получила начало и одежда, которая стала защищать смертное тело человека от перемен воздушных, и вместе напоминала, что прикрыть его греховную наготу могут только заслуги обещанного Искупителя.

3. Изгнание Адама и Евы из рая

После осуждения Адам и Ева уже не могли оставаться в раю. Была опасность, чтобы они не вкусили плодов с древа жизни: тогда они остались бы жить вечно. А жизнь без конца с совестью, которая потрясена, со страстями, которые беспрестанно возникают и никогда не удовлетворяются, со скорбию, которая, как неусыпающий червь, точит сердце, – такая жизнь, сама по себе, была бы страшною казнью, вечным мучением. Потому Бог выслал их из сада Едемского, чтобы Адам возделывал землю, из которой взят, и оттуда добывал себе пропитание. А дабы изгнанник опять не проложил себе пути к древу жизни, Бог у сада Едемского поставил Херувимов. И пламенный обращающийся меч преграждал все входы в первое блаженное жилище.

III. Состояние рода человеческого до потопа

1. Первые дети Адама и Евы – Каин и Авель

У Адама стали рождаться от Евы дети. Родивши первого сына, Ева подумала, что она уже нашла Того Потомка, от Которого надобно ожидать им избавления, и назвала его: Каин, то есть, приобретение. Но этот сын, вероятно, возрастая, показывал дурные наклонности и причинял много огорчений отцу и матери, потому что другого сына Ева назвала Авелем, то есть суетою, в знак напрасного, обманутого ожидания.

Авель сделался пастырем овец, а Каин занимался земледелием. Без сомнения, оба научены были обязанностям благочестия и обрядам веры.

Однако же Каин пренебрег Божественным внушением и весь отдался зависти. Раз он увел брата своего Авеля в поле и там, наедине, напал на него и убил его.

2. Нечестивое племя Каина

Когда Каин сделался родоначальником особенного племени, то передал ему и свое нечестие, и свои пороки. Думали ли потомки его сколько-нибудь о Божием обетовании, об обязанностях веры – неизвестно, но они очень заботились о безопасности, об удобствах и выгодах, о чувственных приятностях и об удовольствиях земной жизни. Еще сам Каин, беспрестанно тревожимый страхом совести, построил город, который и назвал, по имени сына своего, Енохом. Праправнук Еноха, Ламех, первый показал пример многоженства. Он взял за себя двух жен, Аду и Селлу (Циллу). Когда этих женщин стали беспокоить отзывы, в которых сравнивали их мужа с Каином, как нововводителя преступления, дотоле неслыханного,– Ламех успокоил их тем, что он не убил ни одного человека, как Каин, и никакого не сделал зла даже малым детям, за что могли бы подвергнуть опасности жизнь его, и что если за Каина должно быть отмщено всемеро, то за Ламеха семьдесят раз всемеро. Это показывает, что и Ламеха, и его жен не страшил грех, а только личная опасность. От Ады родились: Иавал, изобретатель подвижной или кочевой жизни в шатрах, при стадах своих, и брат его, Иувал, изобретатель музыки и первых орудий ее – гуслей и свирели. От Селлы же родились: Фовел–кузнец, изобретатель искусства производить работы из меди и железа, и сестра его, Ноема, которой приписывают изобретение женских рукоделий, как то: пряденья льна и тканья полотен. А если судить по значению имени ее „прекрасная“, то можно почитать ее изобретательницею и тех женских нарядов, которые придуманы к возвышению природной красоты искусственным образом.

3. Благочестивое племя от Сифа

Вместо Авеля у Адама родился от Евы третий сын, Сиф (основание), в котором положено было основание новому благочестивому племени, противоположному потомкам Каина. Это благочестивое племя преемственно, после Сифа, составляли, с своими детьми, Патриархи: Енос, Каинам, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусал, Ламех и Ной. Для лучшего сохранения обетования об Избавителе и первых священных постановлений, и для утверждения, посредством примера, благочестивой жизни, Бог благословил их необыкновенным в настоящее время долголетием: жизнь их простиралась до девятисот лет и далее; а в лице Мафусала достигла до девятисот шестидесяти девяти лет.

При сыне Сифа, Еносе, начали отличать благочестивых его потомков от нечестивых потомков Каина именем сынов Божиих 5 ; потомков же Каина называли сынами человеческими.

Отец Мафусала, Енох, жил на земле менее всех, бывших до него, и многих после него Патриархов. Но он не испытал смерти. Он никогда в жизни не забывал, что Бог знает все мысли и видит все его дела и, сообразно с этих чувством присутствия Божия, располагал все свое поведение. За то Бог взял его с земли и переселил в жилище блаженных духов, не давши коснуться до него тлению.

Сын Мафусала и внук Еноха, Ламех, при усилившемся упадке благочестия и добрых нравов, находил утешение в сыне своем, Ное (утешителе), который не следовал развратным обычаям своего времени, а был верен благочестивым преданиям предков. Отец пророчествовал, что при нем будет покой земле, обремененной проклятием Божиим.

IV. Истребление первого мира потопом

1. Причины истребления первого мира

Когда Бог увидел, что на земле развращение между человеками достигло крайней степени и что предметом мыслей их во всю жизнь только зло, – Он положил истребить с лица земли человеков, а с ними и скот, и гадов, и птиц, сотворенных для пользы человека.

2. Избрание Ноя и приготовление его для сохранения рода человеческого и других живых тварей

За семь дней до наступления потопа Бог предварил Ноя новым откровением. Он дал ему повеление со всем семейством войти в ковчег, и взять с собою животных, присовокупивши, что чистых жертвенных, из скота – коров, овец и коз, а из птиц –голубей и горлиц надобно взять не по паре, а по семи; и предсказал, что через семь дней начнется дождь, который будет продолжаться сорок дней и сорок ночей. Ной сделал все нужные приготовления.

3. Потоп

В семнадцатый день второго лунного месяца, считая с осеннего равноденствия 7 , шестисотлетний Ной вошел в ковчег с тремя сыновьями своими, и с ними жена его и жены сыновей его. Особенным действием Промысла Божия собраны были и звери, скот, гады и птицы, и вошли в тот же ковчег. Наконец, Сам Бог затворил за ними дверь. И в тот же день полился на землю дождь, который не прерывался сорок дней и сорок ночей. Между тем и воды бездны морской устремились на сушу. Вода все более и более увеличивалась и подняла ковчег. Наконец, она покрыла самые высокие горы, так что ковчег, погруженный в нее на пятнадцать локтей, то есть, до половины высоты своей, носился беспрепятственно поверх высочайших гор Азии. И лишилось жизни все, что имело движение и дыхание на земле. Поднималась же вода в продолжение пяти месяцев или ровно 150 дней.

4. Прекращение потопа

Наконец, в семнадцатый день седьмого месяца 8 Бог навел на землю сильный ветер, который очистил атмосферу от туманов и дождевых туч и двинул воды бездны морской обратно в их ложе, так что ковчег остановился на горах Араратских, в Армении. Воды убывали. В первый день десятого месяца показались верхи гор. Ной выждал сорок дней и, открывши сделанное им окно в ковчеге, выпустил ворона. Ворон, вылетевши, отлетал и прилетал опять наверх ковчега, но в ковчег не возвращался. Спустя семь дней, чтобы лучше узнать, стекла ли вода с земли, Ной выпустил от себя голубя, который, обыкновенно, любит места сухие и не отдаляется от жилища человеческого. Голубь не нашел, где поставить ногу свою, потому что вода была еще по всей земле, и возвратился в ковчег. Прошли другие семь дней, – Ной опять выпустил голубя из ковчега. Голубь возвратился к нему вечером, неся свежий масличный лист в клюве. Из этого Ной узнал, что и при подошве горы воды убыли, и что из земли начинает пробиваться растительность. Наконец, еще через неделю опять выпустил голубя, но он уже не возвращался. С наступлением нового года, в самый первый день его, Ной, открывши кровлю ковчега, посмотрел и увидел, что воды нет более на земле. Во втором же месяце, в двадцать седьмому дню 9 , земля осушилась.

Читайте также: