Этика интернета безопасность в интернете конспект
Обновлено: 05.07.2024
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
для проведения урока-беседы
Цель : познакомить учащихся с опасностями, которые подстерегают их в сети Интернет. Систематизировать и обобщить сведения о безопасной работе школьников в сети.
Задачи:
- информирование учащихся о видах информации, способной причинить вред здоровью и развитию младших школьников, а также о негативных последствиях распространения такой информации;
- обучение детей правилам ответственного и безопасного пользования услугами Интернет, в том числе способам защиты от опасных посягательств в сетях, в частности, от таких способов разрушительного воздействия на психику детей, как кибербуллинг (жестокое обращение с детьми в виртуальной среде);
- профилактика формирования у учащихся Интернет-зависимости и игровой зависимости;
- предупреждение совершения учащимися правонарушений с использованием ИКТ-технологий.
Основные понятия: информация, угроза, безопасность.
Оборудование зависит от места проведения, это может быть как обычная классная доска, так и электронная доска или компьютер с проектором.
В результате занятия, обучающиеся должны научиться делать более безопасным и полезным свое время пребывания в сети Интернет.
Ход мероприятия
В качестве видео-заставки для классного часа можно использовать
Учитель : отгадайте загадку:
Сетевая паутина
оплела весь белый свет,
не пройти детишкам мимо.
Что же это? ( Интернет )
Детям предлагают из напечатанных на листах слов составить тему урока-беседы.
Учитель : Мы живем в обществе, и очень многое в нашем поведении обусловлено правилами. Есть правила поведения на улице и в школе, транспорте, правила этикета. Надо ли их выполнять? (Конечно, надо.)
Что происходит, если нарушаются правила? Приведите примеры . (Дети отвечают и приводят примеры.)
Какие вы знаете Правила безопасности , и что будет, если их не соблюдать? (Дети отвечают: правила пожарной безопасности, поведения на дорогах, на воде и др.).
Учитель : Сделаем вывод: чтобы избежать опасных ситуаций, следует слушать советы взрослых и действовать по правилам безопасности.
Учитель : А какие же правила безопасности надо соблюдать при работе в сети Интернет? Интернет — интересный и многогранный мир, который позволяет узнавать много нового, общаться с людьми на разных концах света, играть в игры и делиться с другими своими фотографиями. Как вы думаете, какие опасности могут поджидать нас в Интернет? ( Дети отвечают).
Учитель : Давайте выделим основные правила, которые нам надо соблюдать при работе в сети Интернет.
«Мы хотим, чтоб Интернет
Был вам другом много лет!
Будешь знать СЕМЬ правил этих –
Правило 1. Никогда не публикуйте в сети и не сообщайте свое настоящее имя, адрес, школу, класс, номер телефона. Если вы разместите слишком много информации о себе, она может попасть в руки таких незнакомцев, которые захотят вас обидеть.
«Если кто-то НЕЗНАКОМЫЙ
Вас попросит рассказать
Информацию о школе,
О друзьях и телефоне,
Иль к страничке доступ дать –
Мы на это НЕТ ответим,
Правило 2. Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в Интернет; под маской виртуального друга может скрываться злой человек. О подобных предложениях немедленно расскажите родителям.
«Злые люди в Интернете
Расставляют свои сети.
С незнакомыми людьми
«Иногда тебе в сети
Вдруг встречаются вруны.
Обещают все на свете
Подарить бесплатно детям:
Телефон, щенка, айпод
и поездку на курорт.
Их условия не сложны:
С телефона папы, мамы
– И уже ты на Багамах.
Ты мошенникам не верь,
Правило 4. Всегда сообщайте взрослым обо всех случаях в Интернет, которые вызвали у вас смущение или тревогу.
«Если что-то непонятно,
Страшно или неприятно,
Быстро к взрослым поспеши,
Расскажи и покажи.
Есть проблемы в Интернете?
Вместе взрослые и дети
Могут все решить всегда
Правило 5. Для того, чтобы избежать встречи с неприятной информацией в Интернет, установите на свой браузер фильтр или попросите сделать это взрослых – тогда ты сможешь смело путешествовать по интересным тебе страницам.
«Как и всюду на планете
Есть опасность в Интернете.
Мы опасность исключаем,
Правило 6. Не скачивайте и не открывайте незнакомые файлы, не спросив разрешения родителей или учителей. Если же решили что-то скачать, проверьте файл с помощью антивирусной программы перед тем, как открыть его.
«Не хочу попасть в беду –
Антивирус заведу!
Всем, кто ходит в Интернет,
Правило 7. При общении в Интернете вы должны быть дружелюбными с другими пользователями. Ни в коем случае не надо писать и говорить оскорбительные слова, нельзя опубликовывать в сети чужие фотографии и сведения без разрешения хозяина.
«С грубиянами в сети
Разговор не заводи.
Ну и сам не оплошай –
Правило 8. Уважайте чужую собственность. Незаконное копирование чужой информации, музыки, фотографий, компьютерных игр и других программ – кража.
Правило 9. Регистрируйтесь в программах, требующих регистрационного имени и заполнения форм, не требующих личных данных.
Правило 10. Помните, что далеко не всё, что мы читаем и видим в интернете -правда. Советуйтесь со взрослыми, прежде чем заходить на незнакомые сайты. Учитель: Ребята, если Вы будете соблюдать эти правила, то Интернет станет для Вас верным помощником, ведь в Интернет можно искать информацию, читать книги, посещать виртуальные музеи, играть, общаться с друзьями и конечно, учиться.
Учитель: А теперь проверим, насколько хорошо Вы усвоили правила безопасного поведения в Интернете. Разделитесь на команды и попробуйте сформулировать основные правила, используя хорошо известные сказки. За каждый правильный ответ команда получает по смайлику J . Победит команда, набравшее больше количество смайликов.
Учитель демонстрирует картинки из сказок, учащиеся формулируют правила.
Подведение итогов
- О чем мы сегодня говорили на классном часе?
- Как вы думаете, помогут ли знания, полученные сегодня, в вашей жизни?
- В наше время есть специальные службы, которые приходят на помощь людям в момент опасности, нам знакомы телефоны этих служб – 01, 02, 03.
Сегодня появилась новая бесплатная всероссийская служба консультирования для детей и взрослых по проблемам безопасного использования Интернета и мобильной связи - 8 800 25 000 15.
Домашнее задание. Вспомни правила безопасного поведения в сети Интернет, обсуди их с родителями. Изготовь рисунок-плакат, посвященный одному из этих правил.
Цель: формирование представлений о этических нормах при общении в сети Интернет, преставлений о правилах поведения в сети Интернет; формирование информационной культуры, этических и правовых норм деятельности человека в информационной среде.
Цель: формирование представлений о этических нормах при общении в сети Интернет, преставлений о правилах поведения в сети Интернет; формирование информационной культуры, этических и правовых норм деятельности человека в информационной среде.
Закончите фразу "Когда я слышу слово "правило", первое, что мне приходит в голову - это …"
Посмотрим "Первый социальный словарь" в Интернете.
Этот словарь может редактировать и пополнять каждый. Целью проекта является создание самого актуального, познавательного и интересного словаря. Итак, "Правило - это условие, которое необходимо соблюсти, чтобы чего-то достичь. Правила игры – описание действий игроков в той или иной игровой ситуации. Грамматические правила – условия написания слов, расстановки знаков препинания и т.д. Правила дорожного движения – установленные и закрепленные законодателем принципы поведения водителей и пешеходов, нарушение которых может повлечь за собой административную или уголовную ответственность."
А вот определение, данное в "Большом толковом словаре": правило – отправное положение, установка, лежащие в основе чего-л.; принцип, служащий руководством в чём-л. Нравственные правила. Правила хорошего тона". В нашей беседе будем руководствоваться этим значением.
Скажите, где и в каких местах существуют свои правила и порядки?
Подумайте, зачем людям нужно столько правил и законов.
Вспомните, когда люди соблюдают нормы и законы, не задумываясь об этом:
спрашиваем разрешения войти в кабинет в официальной обстановке
пропускаем вперед учителя
моем руки перед едой
бросаем мусор в урну
6.Вспомните пословицы о правилах и нормах – кладезь народной мудрости:
Семь раз отмерь – один раз отрежь.
Не в свои сани не садись.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
7. Сформулируйте главное правило взаимоотношений людей в быту, в общении.
Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.
2. Основная часть
Ученики: Skype, ICQ…
Учитель: Вы наверняка являетесь пользователями социальной сети или знаете таковые?
Учитель: Сегодня мы попробуем самостоятельно составить правила безопасного поведения в сети Интернет.
Перед учащимися разыгрывается сценка
Саша - главный герой Трой_220 – его друг Ведущий
Режиссеры - оставшиеся ученики
На доске записываются два варианта. Учащиеся обсуждают оба варианта и выбирают один.
Происходит обсуждение, каждого из вариантов. Когда ребята выбирают какой - либо из предложенных, ученики обыгрывают определенное действие. Варианты действий:
Саша вбивает свой пароль
которое с каждой безрезультативной попыткой войти на сайт, все больше переходило в уверенность – его взломали.
Саша не вбивает пароль
Саша постучал пальцами по столу – он всегда так делал, когда думал – закрыл окошко. Перезагрузил страницу, опять вбил пароль и нажал enter, благополучно зашел в игру. Перед сном Саша зашел в Skype поговорить с друзьями
-О! ПРИВЕТ!- сказал Трой_220
-Привет, привет, - ответил Саша
-Заходил на сайт, там выплыло окно и потребовало от почты пароль, он взял и ввел, результат на лицо не может войти на сайт.
В этот момент Саша обрадовался своей осторожности. Объясните, чем обусловлен исход каждой из ситуаций.
Учитель: Ребята, какое из правил можно вывести из данной ситуации? Ученики: Нельзя сообщать посторонним или при регистрации каких-либо сайтов пароль от электронного почтового ящика (записывают правило на доске)
Учитель: Верно!
Разыгрывается следующая сценка
Происходит обсуждение, каждого из вариантов. Когда ребята выбирают какой-либо из предложенных, ученики обыгрывают определенное действие.
Учитель: Ребята, как правильно нужно вести себя в данной ситуации? Ученики: Нельзя скачивать программы с подозрительных сайтов, не стоит переходить по ссылкам, полученных от подозрительных источников.
Учитель: Правильно! (записывают правило на доску)
Ученики: В целом соблюдение этих правил сильно обезопасит вашу работу в интернете. Перейдем к правилам этикета. На слайде показаны варианты оформления электронного письма, какое по-вашему мнению наиболее правильное? (ученики выбирают, обсуждается ответ).
Правила этикета для электронной почты:
используйте только заглавные буквы, если это действительно необходимо
избегайте писем, составленных под влиянием эмоций. Послания, отправленные в момент душевных переживаний, чаще всего только ухудшают ситуацию.
не вставляйте в электронные письма файлы большого объема (так у получателя сервер может не принять ваш объем письма, лучше разбивайте на более маленькие по объему письма)
используйте как можно меньше смайликов
Учитель: Многие из вас общаются в различных чатах, форумах, давайте запишем правила этикета при общении в них. Какие правила вы знаете?
Ученики: Предлагают свои правила, затем вместе с учителем выделяют основные.
-Следует быть тактичным в своих высказываниях (каждый человек имеет свое мировоззрение и интересы)
выбирайте свой ник или псевдоним, так чтобы он не был оскорбителен для других
-обращаясь к кому-то, пишите его ник в начале вашей фразы
не повторяйте многократно одну и ту же фразу
не злоупотребляйте смайликами
уходя, не забудьте попрощаться со своими собеседниками и договориться о следующем общении.
Учитель: Давайте проведем в классе маленькое социологическое исследование, которое поможет осмыслить наше поведение в социальных сетях. Каждый анонимно ответит на вопросы предлагаемой анкеты, а выбранный комитет подсчитает полученные результаты.
Анкета
С какой целью посещаете Интернет?
а) для поиска нужной информации;
в) для развлечения и игр.
Сколько времени вы проводите в социальных сетях единовременно?
а) менее 30 минут;
б) от 30 минут до 1 часа;
Пронумеруй в каких социальных сетях ты чаще всего общаешься:
в) Телеграмм ___
е) Instagram ___
ё) Одноклассники ___
Свой вариант__________________ ______
С какой целью посещаете социальные сети?
а) Переписка с друзьями и т.д.;
б) Развлечение (прослушивание музыки, кино и игры);
в) Просмотр новостей.
Часто ли ты что-то обсуждаешь в онлайн-форумах?
Если да, то какие темы тебя привлекают чаще всего (напиши темы):
Работа группы по подсчету результатов опроса. В это время у класса творческое задание: напишите свои правила общения в виртуальных сетях.
В настоящее время жизнь развивается с такой скоростью, что за ней практически невозможно угнаться, и уже сейчас никто не может отрицать значение Интернет как всемирной информационной среды. Но, несмотря на глобальное значение Интернета у современного общества стали возникать проблемы с использованием сети и нормами права, морали, экономики, этики, рекламы, безопасности, собственности. Активное использование ресурсов сети учебной деятельности, а также технологий дистанционного обучения в практике вузов и школ сделало актуальным вопросы о правомерном использовании ресурсов, а также вопрос педагогического общения участников. К сожалению, для борьбы с нарушителями Интернет нет ещё эффективных норм и правил. Тем не менее, как сообщают газеты и журналы, ряд государств приняли нормативные правовые документы, касающиеся Интернет – проблем шпионажа, терроризма, защиты банковских платежных систем и т. д.
В Российской Федерации уже сейчас существует и активно развивается законодательство в сфере информатизации, которое включает в себя более десяти законов:
Как мы видим, законы действительно существуют. Но, к сожалению далеко не все граждане знакомы с ними и соблюдают свои права и обязанностями.
Итог. Рефлексия.Составленные правила принять и обязать членов ученического коллектива им следовать. Правила оформить и вывесить в классном уголке.
Основными пользователями сетей Интернет первоначально были, в основном, работники государственных учреждений и научных организаций. Порядок и способы использования Интернета описывались в инструкциях. Этикет использования сетей основывался на устоявшихся в научных кругах нормах общения и обмена информацией. С развитием техники и коммуникаций в Интернете стало больше пользователей, не относящихся ни к государственным чиновникам, ни к ученым мужам.
Содержание
1. Этикет в Интернете
2. Этикет в локальных компьютерных сетях
3. 10 заповедей этикет интернета
4. Культура общения в онлайн-играх
5. Встречи Интернет-сообществ в реальной жизни
6. Рекомендации родителям
7. Правила этики при использовании чужих материалов в Интернете
8. Правила этикета в голосовых чатах
1. Правила безопасного использования Интернета
2. Четыре правила для взрослых
Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей во Всемирной паутине:
Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть:
Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети:
Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:
3. О чем говорит статистика?
4. Интернет в жизни людей
5. Угрозы в Интернете
6. Что такое безопасный Интернет
7. Средства самостоятельной защиты пользователей в Интернете
8. Что такое Интернет-грамотность, кому и как надо ее повышать?
Работа содержит 1 файл
Этика интернета. Безопасность интернета.docx
На тему: Этика интернета. Безопасность интернета
Специальность: физическая культура
Форма обучения: экстернат
Студент: Чокуров А.В.
Руководитель: Демидов И.М.
Этика интернета
1. Этикет в Интернете
2. Этикет в локальных компьютерных сетях
3. 10 заповедей этикет интернета
4. Культура общения в онлайн-играх
5. Встречи Интернет-сообществ в реальной жизни
6. Рекомендации родителям
7. Правила этики при использовании чужих материалов в Интернете
8. Правила этикета в голосовых чатах
Безопасность интернета
1. Правила безопасного использования Интернета
2. Четыре правила для взрослых
Правило 1. Внимательно относитесь к действиям ваших детей во Всемирной паутине:
Правило 2. Информируйте ребенка о возможностях и опасностях, которые несет в себе Сеть:
Правило 3. Выберите удобную форму контроля пребывания ребенка в Сети:
Правило 4. Регулярно повышайте уровень компьютерной грамотности, чтобы знать, как обеспечить безопасность детей:
3. О чем говорит статистика?
4. Интернет в жизни людей
5. Угрозы в Интернете
6. Что такое безопасный Интернет
7. Средства самостоятельной защиты пользователей в Интернете
8. Что такое Интернет-грамотность, кому и как надо ее повышать?
1. Этикет в Интернете
2. Этикет в локальных компьютерных сетях
Во многих организациях правила поведения пользователя в локальных сетях устанавливаются в форме инструкций или официальных правил. Немало организаций, в которых каких-либо правил и инструкций официально не существует, да и далеко не любая инструкция может охватить все вопросы этикета. В процессе развития локальных сетей выработаны некоторые общие правила (хотя применение того или иного правила зависит от технического оснащения сети):
Применение коллективного принтера накладывает на членов локальной сети определенные дополнительные правила:
· следите, чтобы не распечатывались лишние копии отправленного вами задания;
· старайтесь не распечатывать что-либо (документ и т. п.) сразу после внесения каждого незначительного изменения — многие программы позволяют просмотреть образец возможной распечатки на экране;
· следите за тем, чтобы ваши распечатки не скапливались у принтера — забирайте их, по возможности, сразу после окончания печати.
В случае появления вопросов по использованию сети или программ, использующих сетевые ресурсы, обратитесь к сетевому администратору или воспользуйтесь соответствующей документацией (при наличии таковой).
4. 10 заповедей этикет интернета
1.Помните о человеке! Не забывайте, что даже через посредство мертвой Сети и напичканного электроникой компьютера вы общаетесь с живым человеком. А часто - со многими людьми одновременно. Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности и вседозволенности - помните, что на другом конце провода такой же человек, как и вы. Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо - и старайтесь, чтобы при этом вам не было стыдно за свои слова. Отсюда - второе правило:
2.Следуйте в Сети тем же правилам, которым вы следуете в реальной жизни. Нарушение законов человеческого общения, моральных правил или норм общественной жизни Сети, возможно, и пройдет для вас относительно безнаказанным. Но будет ли при этом чиста ваша совесть? Однако не забывайте при этом и о третьем правиле:
4.Бережно относитесь ко времени и мнению других людей! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо - и в этом случае вы всегда можете расчитывать на помощь и поддержку ваших коллег. Однако не дергайте других пользователей по пустяками - иначе в конце концов с вами просто перестанут общаться. Помните, что сетевое время не только ограничено, но и для многих весьма дорого! И, помимо ваших проблем, у ваших собеседников могут быть еще и собственные. Однако этот принцип имеет и оборотную сторону, зафиксированному в правиле пятом:
5.Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на "условностях" типа правил хорошего тона или, скажем, правил грамматики и орфографии. Даже комплименты теряют в весе и убедительности, будучи воплощенными в такой вот форме:
"Приэт чувак я тащусь от тебя и тваих книг круто пиши ищо"
Из этого правило вытекает и правило шестое:
6.Не пренебрегайте советами знатоков и делитесь своими знаниями с другими! Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно не казалось. Отсюда - правило седьмое:
7.Сдерживайте страсти. Вступать в дискуссии никакой этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств - пусть даже ваш визави сознательно провоцирует вас на это.
8.Относитесь с уважением не только к своей, но и к чужой приватности! Если вы по каким-то причинам хотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и за вашим собеседником. Более того - он имеет право на анонимность и приватность, даже если вы выступаете "с открытым забралом". Побочное следствие из этого правила: не публикуйте информацию из ваших приватных писем без согласия их отправителей, не копайтесь в чужих почтовых ящиках и, в конечном итоге, в чужих компьютерах! Господа хакеры, это относится непосредственно к вам. Как и следующее правило:
9.Не злоупотребляйте своей властью и влиянием в Сети! Завоевать доверие трудно, а потерять - так легко!
И наконец - последнее, самое главное правило:
10.Будьте терпимы к недостаткам окружающих вас людей! Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! В конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами.
3. Культура общения в онлайн-играх
Онлайн-игры играют значительную роль в жизни современных людей. Кто-то просто развлекается и отдыхает, погружаясь в виртуальную реальность, для кого-то игры становятся важной составляющей повседневности, определяют стиль, круг общения, влияют на жизненные ценности (и сами становятся ценностью).
Многие игроки настолько погружаются в придуманные игровые миры, что становятся зависимыми – эксперты в этой области не только признают существование игровой зависимости, но даже активно её лечат (сегодня в мире работает не одна клиника, специализирующаяся на лечении аддикций такого рода). А власти Южной Кореи недавно законодательно ограничили время игровых сессий: провайдеры крупных игр будут отключать своих пользователей от Интернета ночью, чтобы те могли выспаться. Некоторым людям игры, наоборот, помогают (отдохнуть, получить определенные навыки и т.д.) – так что в рамках этого текста мы не будем обсуждать пагубное влияние условных World of Warcraft или LineAge на психику, семейную жизнь или отношения с друзьями и коллегами. Онлайн-игры, если не злоупотреблять ими – это, безусловно, отличное развлечение.
Компьютерные онлайновые игры можно разделить на несколько разновидностей: казуальные, многопользовательские миры, ролевые, стратегические, викторины и др. В игры одновременно могут играть как двое игроков, так и сотни, и тысячи. Так как, играя в игры, человек контактирует с другими людьми (даже если не знает их лично, что часто и случается, а видит лишь виртуальных персонажей), важно помнить о правилах поведения.
Следует понимать, что онлайн-игры – это отдельный мир, со своими правилами, законами и нормами. Здесь можно поменять пол, возраст, играть от лица животного, волшебного существа, притворяться кем-то. Но все равно, под виртуальными личностями всегда скрываются люди, отношения между которыми, пусть и в рамках игры, регулируются. Чтобы не обидеть других участников игр, не стать отвергнутым изгоем, не быть заблокированным пользователям, необходимо знать правила той площадки, на которой они играют.
Хотите участвовать? – Придется соответствовать. Каждая игра и виртуальный мир устанавливают свои правила поведения – и перед тем, как начинать играть, с ними следует ознакомиться (правила всегда печатаются в соответствующих разделах сайтов). Зачастую эти правила поведения похожи друг для друга, но иногда незначительно различаются – в зависимости от направленности игры.
Мы расскажем вам об основных правилах общения с пользователями в онлайн-играх, игнорирование которых может стать причиной конфликтов и недовольства со стороны виртуальных «коллег.
Этическая норма поведения — одна из простых форм нравственного требования к личности. С одной стороны, это элемент моральных отношений (обычай), постоянно воспроизводимый силой массовой привычки, примера, поддерживаемый общественным мнением, а с другой — форма морального сознания, оформляясь в виде повеления самому себе, требующего обязательного выполнения исходя из собственных представлений о добре и зле, долге, совести, справедливости.
Ключевые слова: этика, информационные технологии, Интернет, правила безопасности, уголовный кодекс, общение.
С развитием информационных технологий и сети Интернет стало появляться великое множество различных каналов и социальных сетей для общения и взаимодействия пользователей. С одной стороны, это огромный шаг на пути к всеобщей глобализации, так как с помощью сети Интернет люди могут связываться друг с другом находясь, где угодно, хоть на разных континентах, имея при этом лишь смартфон или компьютер с выходом в сеть. Данный факт позволяет людям всего мира обмениваться личным опытом, общаться с друзьями и совершенно незнакомыми людьми. Но развитие интернета также дало мошенникам и злоумышленникам некую свободу действий. За последние 10 лет резко возросли показатели киберпреступности, мошенничества, краж и т. д., это происходит в связи с тем, что фактически не существует каких-либо основополагающих документов или регламентов, регулирующих данный сегмент. Поэтому злоумышленники чувствуют себя относительно спокойно в сети, не опасаясь ответственности за свои действия.
В связи с острой необходимостью в регулирующих нормах в сети Интернет возникло такое понятие, как компьютерная этика. Компьютерная этика — это негласный свод правил поведения пользователей в сети. За короткое время компьютерная этика стала претендовать на право называться социальной дисциплиной, так как массовое взаимодействие пользователей в сети Интернет нуждалось в регулировании. Компьютерная этика, по мнению специалистов, охватывает ряд важнейших вопросов, касающихся психологии, информационных технологий, политики, морали. Также компьютерная этика неразрывно связано с рядом юридических и социальных вопросов. У истоков развития данной социальной дисциплины стояли не просто пользователи интернета, которые захотели, чтобы отношения в интернете регулировались и подчинялись неким законам, а авторитетные и известные личности такие как: Дж. Мур, Дебора Джонсон, Дж. Снэппер, Л.Ллойд и др., которые понимали, что с развитием компьютеров и других информационных технологий будет развиваться и киберпространство, и чем больше, шире и развитей оно становится, тем сложнее будет контролировать процессы, происходящие в нем.
Особое место в компьютерной этике уделяется безопасности. Безопасность для пользователей чрезвычайно важна, так как у многих людей в их личных технических средствах, будь то смартфон или компьютер, находится личная информация, информация о банковских счетах и т. п. В связи с этим компьютерная этика подразумевает несколько негласных правил безопасности, которые все разумные пользователи интернет-сообщества соблюдают.
Правила по безопасности, продиктованные компьютерной этикой:
– Никогда не давайте частной информации о себе (фамилию, номер телефона, адрес), если вы не доверяете своему собеседнику.
– Встреча в реальной жизни с человеком по общению в сети не всегда является хорошей идеей, потому что люди могут быть разными в электронном общении и при реальной встрече.
– Не открывайте письма электронной почты, файлы или ссылки, присланные пользователями, которых вы реально не знаете или не доверяете им.
– Всегда будьте вежливыми в электронной переписке, и ваши собеседники будут вежливы с вами.
– В электронных письмах не применяйте текст, набранный в с нажатой клавишей Caps Lock, это воспринимается в интернет-общении как крик и может вызвать неприятные эмоции у Вашего собеседника.
– Не присылайте в письме информацию большого объема (картинки, фотографии и т. п.) без предварительной договоренности с собеседником.
Если говорить о российской действительности, то в юридическом отношении компьютерная этика в России процветает и соблюдается. В Российском праве есть ряд законов, которые предусматривают ответственность за некоторые действия пользователей интернета. Ярким примером является статья 137 Уголовного Кодекса РФ. Данная статья регулирует поток информации о частной жизни лица; интересно, что информация подобного характера находится в основном в различных электронных интернет-ресурсах, то есть, данная статья, несомненно, будет котироваться и в киберпространстве, как и в реальной жизни.
- Зеленкова И. Л. Прикладная этика: Учебное пособие.2002
- Лепский В. Е., Рапуто А. Г. Моделирование и поддержка сообществ в Интернете. М.: Институт психологии РАН, 1999
- Правовые проблемы сетевой этики Ахундов А. Н. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2010. № 3. С. 107115.
- Сложностная этика сетевых сообществ Решенин С. А. Вестник Кемеровского государственного университета. 2012. № 1. С. 232235
- Этика и психология компьютерной жизни Галинская И. Л. Культурология. 2001. № 2. С. 2429.
- Этика сети интернет. Бояркин В. В., Бояркина Л. А. Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2012. № 21. С. 6972.
Основные термины (генерируются автоматически): компьютерная этика, интернет, сеть, реальная жизнь, социальная дисциплина.
Читайте также: