Этика и культура поведения конспект

Обновлено: 06.07.2024

Цели и задачи классного часа:

• воспитание у младших школьников этических норм культуры поведения;

• мотивация потребности в аккуратности, соблюдении правил личной гигиены и культуры одежды.

Описание классного часа

Учитель: Тему сегодняшней нашей встречи с вами подсказал известный вам маркиз Этикет. Вот какую ситуацию он нам предложил:

«Странствуя по разным странам, я пришел к выводу, что в любом обществе "провожают по уму", но "встречают по одежке". Мне показалось, что одежда — одно из главнейших условий того, насколько хорошее мнение сложится у человека о вас. Я думаю, не стоит говорить о том, что одежда должна быть опрятной, вычищенной и выглаженной. Но вот несколько советов по поводу того, как и в каких случаях нужно одеваться, я вам все-таки предложу.

Во-первых, для мужчин. В официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. В застегнутом пиджаке ходят к знакомым, в ресторан, театр, на деловые встречи, но при этом следует знать, что нижнюю пуговицу пиджака никогда не застегивают. Расстегнуть пуговицы пиджака можно на обеде, ужине или сидя в кресле.

Цвет мужских носков должен быть в любом случае темнее, чем костюм, что создает переход от цвета костюма к цвету обуви. Лакированная обувь должна надеваться только к смокингу. Брюки должны быть такой длины, чтобы спереди чуть спускались на обувь, а сзади доходили до начала каблука. Рубашка под пиджаком допускается только с длинными рукавами. Не следует надевать нейлоновых и трикотажных рубашек. Воротник должен быть на 1-1,5 см выше воротника пиджака. Ремень исключает подтяжки и наоборот. Кстати, в деловом костюме не приветствуются ремни с приковывающими взгляды пряжками — яркими и массивными.

Женщине я бы позволил больше. Основное правило, которое следует соблюдать при выборе одежды, — это соответствие времени и обстановке. Поэтому не принято принимать гостей или ходить в гости в роскошных платьях в дневное время. Для таких случаев подойдет элегантное платье или платье-костюм.

Если вы хотите подчеркнуть белизну своего лица, то вам следует надевать красную одежду, в любых других сочетаниях красный цвет одежды подавляет естественный цвет лица. Желтый цвет лицу придает фиолетовый оттенок. Помните, что джинсы можно носить и девушкам, и парням. А вот женщины, перед тем как одеть джинсы, должны вначале внимательно посмотреть на свою фигуру в зеркало.

Ребята, с какими выводами маркиза Этикета вы согласны и что в его умозаключении вы поставили под сомнение? (Рассуждения ребят.)

Теперь посмотрим, как обедал король Франции Людовик XIV, царствование которого отделено от нас всего тремя веками.

Учитель: Мне очень не хочется никого обижать, ребята, но давайте ответим на несколько вопросов:

• Есть ли при вас носовой платок? Достаньте его: так ли он безупречно чист, как следует? (Ответы учеников.)

• Представьте прихожую своей квартиры (дома), там стоит обувь, в которой вы вернулись с улицы. Приведена ли она в порядок, или вы это сделаете, когда будете выходить из дома? (Ответы учеников.)

• Припомните, пожалуйста, сегодня утром вы мыли шею и уши? (Ответы учеников.)

• Если сейчас, сию минуту, вас пригласят в кабинет врача для осмотра, не испытаете ли вы неловкость за свое белье? (Ответы учеников.)

Конечно, все это вызывает не столько осуждение, сколько улыбку. Пройдет время, мальчики-грязнолобы в большинстве своем станут опрятными и аккуратными людьми. И все же недостаток этого не так безобиден, как может показаться на первый взгляд. Немытые руки одного человека — это признак недостаточной культуры и угроза его личному здоровью. Немытые руки многих — настоящее бедствие, болезни, эпидемии.

Итак, будем чистыми, потому что это залог здоровья, потому что нечистоплотность — проявление пренебрежения к другим людям и оскорбление их эстетического чувства, потому что невозможно неопрятному и грязному человеку уважать себя.

Согласны вы со мной? (Ответы учеников.)

Учитель: Есть такая точка зрения: человек стал одеваться, чтобы оградить свое тело от действия стихий — холода, жары, солнца, воды, ветра, пыли и т. д. Казалось бы, абсолютно верно. Но оказывается, кроме задачи защищать тела своих владельцев, одежда имела и другое значение: она рассказывала о своем хозяине — добычливый ли он охотник, каково его общественное положение, богат ли он и многое другое.

У одежды есть еще одна функция — испокон веков она украшает человека. Именно поэтому, кроме серого холста, люди придумали шелк, батист, ситец и много других тканей.

Проходили века. Развивалась культура. Изменились условия жизни людей. Но все-таки одежда по-прежнему продолжает рассказывать о своем владельце. Костюм идущего по улице человека не всегда откроет нам, что это за человек, кем работает, он поведает о другом: есть ли у владельца этого костюма вкус, достаточно ли высок уровень его общей культуры.

А теперь посмотрим в зеркало на себя. Если нас будут также внимательно и придирчиво рассматривать, интересно, что скажет о нас наша одежда, какие черты и качества характера она раскроет окружающим?

• Надо иметь много денег, чтобы купить дорогие вещи.

• Надо покупать только заграничную одежду: она лучше.

• Надо не покупать вещи, а шить в ателье.

• Надо следить за модой, носить только модное.

• Надо, чтобы никто не мешал нам носить то, что мы хотим.

Я не знаю, ребята, какой ответ вы выбрали, но это не имеет значения. Они все неправильны. Думаю, мне удастся разъяснить, в чем ошибочность приведенных суждений. Ответить на поставленный мною вопрос лучше всего так: чтобы быть всегда хорошо одетым, надо иметь вкус. Существует несколько простых, но важных правил, которых придерживается человек с хорошим вкусом. Вот ими и займемся.

Давайте сформулируем первое правило, которое никогда не забывают люди с хорошим вкусом и здравым смыслом:

1. Не может быть красивым то, что может нанести ущерб здоровью.

Следующее правило тесно связано с первым и звучит так:

2. Одежда должна соответствовать своему назначению.

Кто-то из вас подумал, что дома можно ходить в чем угодно. Это очень распространенное заблуждение.

А теперь мы подошли к третьему правилу:

3. Одежда должна соответствовать возрасту.

Смешно выглядят те подростки, которые торопя приближение взрослости спешат примерить мамины туфли на высоком каблуке, надеть платье старшей сестры, обвешаться украшениями, облиться духами, выкраситься косметикой, а то, для пущей важности, взяться за сигарету.

5. Все предметы и части костюма должны хорошо сочетаться друг с другом.

Можно поспорить со вкусами, мол, современный модерн допускает все стили в одежде. Но не забывайте о том, что в любом обществе или компании найдется хоть один старший вас по возрасту, который сразу определит уровень вашей культуры.

Вывод: все предметы и части костюма должны соответствовать и сочетаться друг с другом по назначению, цвету, ткани, стилю.

Учитель: А теперь сделаем небольшой перерыв и отгадаем несколько старых русских загадок об одежде:

• Сверху голо, снизу лохмато, теплом богато, что твоя хата. (Тулуп или шуба.)

• Шел мужик по дороге, пришло две дороги, он в обе пошел. (Брюки.)

• Били меня, колотили, во все чины проводили, а потом вместе с царем на престол посадили. (Рубашка.)

• Надевают для покоя, а снимают для учтивости. (Халат.)

• Надену — ободом сведет, сниму — змеей упадет, тепло не дает, а без него холодно. (Пояс или ремень.)

• Что за друг, без которого мужик из избы не выйдет? (Шапка, головной убор.)

• Зимой протянулся, а летом свернулся. (Шарф.)

• Пять чуланов, одна дверь. (Перчатки.)

• Что не имеет ни начала, ни конца? (Кольцо.)

• С виду — клин, а развернешь — блин. (Зонт.)

• Дует ветер — я не дую, он не дует — дую я, но тогда, когда я дую, дует ветер от меня. (Веер.)

Вот, пожалуй, и все. О разных тонкостях вы узнаете, когда станете старше. А эти пять правил, которые мы сегодня изучили, наверное, можно считать той почвой, на которой вырастает умение одеваться со вкусом.

Подведение итогов. Учитель в краткой беседе закрепляет знания пяти правил об одежде:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Классный час

Проще что-то сделать сразу хорошо,

чем потом объяснять, почему это сделано плохо.

Лонгфелло (1807—1882), американский поэт

Подготовила куратор группы 5 ТО

Антропова Оксана Сергеевна

Белгород, 2015

Проще что-то сделать сразу хорошо,

чем потом объяснять, почему это сделано плохо.

Лонгфелло (1807—1882), американский поэт

Нравственное воспитание студентов. Нахождение общей точки соприкосновения между педагогами, родителями и студентами в воспитании подрастающего поколения.

развить самоконтроль и самодисциплину;

пробудить чувство ответственности за своё поведение;

привить практические навыки элементарных правил приличия в общественном месте и за столом.

Мы часто с вами разговаривали о культуре и правилах поведения, знакомились с этикетом разных стран. На одном из классных часов мы с вами провели анкетирование.

Результаты анкетирования представлены в диаграммах, и как вы видите, преобладают холодные цвета, из диаграмм видно насколько разные отношения в ваших семьях. И от вас зависит, как изменить отношения в теплую сторону. А для этого необходимо знать определенные правила.

Есть повод об этих правилах поговорить.

Мы уже давно перестали удивляться, услышав на улице от прохожего ненормативную лексику, увидев шагающую с сигаретой молодую девушку, кричащих в транспорте молодых людей, услышав в театре звонок мобильного телефона и т.д. Невежливость, бестактность, грубость, хамство, неопрятность встречаем мы на каждом шагу.

Необходимость соблюдения определенных норм и правил поведения сопровождает нас на протяжении всей жизни: в семье, в школе, на работе, в обществе, в кругу друзей и т. д. Умение одеваться, правильно и грамотно говорить, благовоспитанность, вежливость, хорошие манеры — вот неполный перечень того, что требуется человеку для достижения успеха.

Сегодня мы поговорим о важном составляющем нашего общения друг с другом, о правилах этикета и культуре общения.

Вы слышали, такое слово этикет? И что оно обозначает?

Этикет — это своего рода правила поведения, хорошего тона в любом обществе, своеобразный свод законов, несоблюдение которых нередко карается гораздо строже, чем определяет те или иные проступки Уголовный кодекс.

Культура общения предполагает наличие определенных черт характера, таких, как уважение к людям, доброжелательность, искренность, терпимость и т. д.

Когда зародился этикет?

Самого слова этикет не было, но правила поведения, обычаи, нравы, традиции существовали всегда.

Развитие этикета неразрывно связано с развитием человеческого общества в целом.

Этике́т (от фр. étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе. В современном виде и значении слово было впервые употреблено при дворе короля Франции Людовика XIV — гостям были розданы карточки (этикетки) с изложением того, как они должны держаться.

Виды этикета:

По сферам общественной жизни выделяют различные виды этикета:

• Служебный (деловой) этикет.

• Этикет в общественных местах.

А кто знает, как связаны этикет и культура общения?

Этикет — это образец, идеал того, как нужно себя вести. А культура общения — реальное поведение, с его положительными и отрицательными проявлениями.

Изменяется ли этикет с течением времени?

Безусловно, что этикет — это исторически изменчивое явление. В наше время он становится менее церемонным, более демократичным, но сохраняет и многие выработанные на протяжении столетий правила и условности того, что называется хорошими манерами, приличиями, воспитанностью.

Немного из истории

Например, в Петербургском институте благородных девиц обучали десятку видов одних только реверансов. Оказывается, глубина приседания, и степень поклона головы девицы зависели от того, кому предназначался этот поклон: сверстнику, старцу, мелкому чиновнику, или генералу - губернатору.

Правила приличия печатались, ходили по рукам, их усердно заучивали. Незнание и несоблюдение правил строго осуждалось представителями высшего света. Перед молодым человеком, попирающим все правила и светские предписания, с презрением захлопнулись бы все двери приличных домов.

Коммуникабельность –

Пренебрежение правилами поведения, бесцеремонность, невыдержанность, грубость могут доставить немало неприятностей в общении и в наше время. Поэтому необходимо соблюдать правила приличия.

Здравствуйте

Справочное бюро

1.Культура человека – умение вести себя в соответствии с принятыми в обществе правилами хорошего тона, образованность и просвещённость человека.

2.Цинизм – глубокое проявление невоспитанности, отсутствие подлинной внутренней культуры, неуважение к людям и обществу.

3.Вежливость – искусство человеческого общения. Это сумма поступков, определяющая внутреннюю культуру человека.

4.Грубость – отсутствие необходимых навыков поведения в обществе. Грубость, как правило, является следствием недостатка воспитания или незнания правил приличия.

5.Внутренняя грубость – представляет большую социальную опасность. Проявляется в бездушии, жестокости и озлобленности.

6.Хулиган – грубый попиратель общепринятых норм поведения. Это слово английского происхождения. Примерно в 18 веке в округе Лондона содержатель постоялого двора по фамилии Хулигэн вместе со всем семейством терроризировал всю округу. Его заведение славилось своими драками и дикими выходками. С тех пор имя Хулигэн стало нарицательным.

7.Такт – это неписаное соглашение не замечать чужих ошибок и не заниматься их исправлением.

8.Сквернословие – форма грубости и невоспитанности.

9.Мораль – нормы и правила, регулирующие поведение людей, их взаимоотношения.

1. На автобусной остановке стоят двое – мужчина и женщина. Подошёл автобус, их действия?

У автобуса могут быть две раскрытые двери, поэтому каждый войдёт в свою дверь.

Первым войдёт тот, кто ближе стоит к автобусу.

Первой входит женщина, мужчина помогает.

2. Пассажиры благополучно зашли в автобус, в котором не занятым оказалось всего одно место. Как им поступить?

Кто успеет первым добраться до места, тот и займёт его.

Мужчина помогает женщине присесть.

Завязывается словесная баталия, победитель которой и занимает место.

3. Вы едете в переполненном автобусе и случайно наступили кому-то на ногу или задели локтем. На вас тут же обрушивается словесный поток нелицеприятных слов. Ваши действия?

Извинитесь, не приняв близко к сердцу незаслуженные эпитеты.

Незамедлительно дадите словесный отпор обидчику.

Не удостоитесь внимания и постараетесь при удобном случае ещё раз, теперь уже по собственной инициативе, наступить на ногу или толкнуть локтем несдержанного и чересчур обидчивого пассажира .

Правила поведения присущие тому или иному народу, нашли свое отражение фольклоре: пословицах и поговорках. Есть такие пословицы и у русского народа. Давайте вспомним их!

В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Даренному коню в зубы не смотрят.

Семеро одного не ждут.

Худой мир лучше доброй ссоры

Не бросай камня в чужой огород.

Яйца курицу не учат.

Посади дурака за стол, а он и ноги на стол.

Всяк сверчок знай свой шесток.

Учись доброму – дурное на ум не пойдет.

Про доброе дело говори смело.

Жизнь дана на добрые дела.

Как проживешь, так и прослывешь.

Худо жить без ласкового слова.

Не мудрен привет, а сердце покоряет.

Ласковое слово лучше мягкого пирога.

Спасибо – великое дело.

СОСТАВЬ ПОСЛОВИЦУ!

Воспитанный человек какой он?!

Можно бесконечно перечислить правила поведения, которые категорически никогда и никому делать не стоит, например:

шокировать окружающих своей манерой одеваться,

чистить нос, уши, ногти в присутственных местах,

громко разговаривать, размахивать руками, кричать, свистеть и.т.д.,

говорить только о себе и о своих делах,

злоупотреблять парфюмом ит.п.

Существующие правила поведения возникали не стихийно. Люди пришли к ним в результате большого опыта, постепенно, в совместной жизни и общем труде. Жизнь настолько сложна и многообразна, что предусмотреть все её обстоятельства невозможно, но один закон следует запомнить:



Особенности

Культура поведения – это такое широкое понятие, которое объединяет общественные нормы с моральными ценностями. Иными словами, это такие правила и особенности поведения, которые неразрывно связаны с нравственностью и воспитанием человека.

Именно благодаря нормам можно определить, правильно или неправильно ведут себя люди в той или иной ситуации, – это своеобразный общественный критерий.

Воспитанный человек всегда готов соблюдать правила поведения, быть тактичным и доброжелательным по отношению к другим, даже незнакомым людям.



  • Набор действий человека в общественных местах (парк, транспорт, работа, школа, очередь, банк, остановка, магазин). То, как человек ведёт себя, как решает конфликтные ситуации – всё это является показателем его нравственной культуры.
  • Бытовая культура. Имеется в виду то, как человек реализует свои личные потребности, как организовывает свой досуг.
  • Правильная и красивая речь. Неотъемлемая часть культуры поведения. Жаргонные выражения не характеризуют человека с лучшей стороны. К речи относится и мимика с жестами.
  • Соблюдение этикетных норм – показатель хороших манер и воспитанности. Важно не забывать о них, особенно находясь в общественных местах.
  • Приличный и опрятный внешний вид, соблюдение правил гигиены – это проявление внешней культуры, и оно также необходимо.




Данные принципы и нормы – это результат вековой работы, в основе которой – гуманные отношения между людьми.

Культурное воспитание

Нормы поведения, неотделимые от понятия нравственности, закладываются в каждом человеке с детства. С самых ранних лет ребёнок должен усваивать определённые правила, которые в дальнейшем станут неотъемлемой частью его взаимодействия как со сверстниками, так и со взрослыми людьми.



Воспитывая ребёнка, стоит помнить о том, что в дошкольном возрасте он не способен точно следовать какому-либо правилу поведения, может не до конца осознавать тот или иной поступок, а его навыки и привычки неустойчивы и могут поменяться. Как же воспитать из ребёнка нравственного и культурного человека?




Существуют следующие способы:

  • Нужно, чтобы в семье всегда царила благоприятная атмосфера для подобного воспитания. Маленькие дети склонны к подражанию, и если они видят, что родители заботливы, они ответят тем же и будут слушаться их. Обстановка, царящая в семье, также оказывает влияние на характер ребёнка и его взаимодействие с другими детьми.
  • С самого раннего возраста нужно привить ребёнку основные правила общения со сверстниками. То есть уже в два-три года малыш должен уважительно относиться к другим детям: не пытаться отнимать игрушки, не мешать досугу других детей, не драться и не хулиганить. Доброжелательность к людям – это основа культурного поведения.
  • Помимо правильного поведения в обществе, важно объяснить детям о необходимости беречь природу. Ребёнок должен видеть красоту растений, уметь ухаживать за ними, а также любить животных.
  • Кроме этого, нужно развить в детях стремление к труду. Они должны быть готовы выполнять то или иное поручение взрослых, оказывать помощь (самостоятельно убрать игрушки, помочь протереть пыль).




Воспитание нравственной и культурной личности нужно начинать уже с раннего возраста ребёнка, поэтому важно быть для него достойным примером для подражания.



Этика

Культура поведения включает в себя не только усвоение человеком этикетных норм, но и этических. Этика – это наука о нравственности, то есть о внутренней наполненности человека, которой он руководствуется при совершении того или иного поступка и взаимодействии с окружающими.



Этические навыки определяют то, насколько успешно человек будет придерживаться принятых норм в обществе. Формирование этого навыка зарождается ещё в детстве и продолжается в подростковом возрасте. Данный период времени характеризуется своими особенностями, которые стоит учитывать:

  • У подростков возникают новые переживания, потребности, перед ними встают новые задачи, они меняются не только внешне, но и внутренне.

Здесь важно не задавить подростка контролем над выполнением усвоенных ранее этических норм, но и не пускать всё на самотёк.

  • У подростка должно быть развито умение самостоятельно применять усвоенные правила на практике.
  • Он будет смотреть на другие образцы поведения и брать пример с родителей, поэтому важно и взрослым придерживаться установленных этических норм, даже если подросток будет провоцировать их нарушить.


  • Подросткам важно предоставить свободу и личное пространство как для учёбы, так и для досуга. Он должен уметь организовывать свою деятельность, уметь общаться с тем или иным учителем, брать на себя ответственность за свои неудачи в школе.
  • Не стоит давить на подростка при выборе им компании сверстников. Он должен уметь строить правильные человеческие отношения на основе усвоенных им знаний в детстве самостоятельно.



  • То, как подростки выполняют обязанности и поручения, является характеристикой их воспитанности. Они должны быть исполнительны и не дожидаться напоминаний родителей о выполнении какой-либо просьбы. Важно, чтобы они брали на себя ответственность за часть семейных обязанностей, которые им отведены.
  • Родителям важно контролировать личную жизнь подростка, но не в ущерб его личному пространству. Достаточно интересоваться его мыслями и уметь принимать его мировоззрение, быть доброжелательным, уметь выслушать и дать краткий и существенный совет.

Важно рассказать подростку о глубоком смысле культуры поведения, о том, что это не простые условности, а вековые традиции, свидетельствующие об уважительном отношении к окружающим.


Советы и рекомендации

Существуют определённые нормы повседневного культурного поведения, которые необходимо придерживаться в обществе (больнице, театре, транспорте, школе, игровой площадке):

  • Приветствие – важный ритуал между людьми, который говорит, прежде всего, о воспитанности. Нужно здороваться с людьми, даже с незнакомыми. Например, если два незнакомых человека едут вместе в лифте или встречаются в подъезде, уместно будет поздороваться или просто кивнуть в знак приветствия.
  • Хвастовство – это дурная манера, а скромность – неотъемлемая часть культурного поведения, поэтому не стоит хвастаться чем-то перед другими, особенно перед людьми младшего возраста.
  • Важно запомнить, что если два человека встречаются на входе куда-то (в магазин или транспорт), то сначала нужно выпустить того, кто выходит, а уже потом заходить.
  • В транспорте нужно обязательно уступать место пожилому человеку, беременной женщине, инвалиду, пассажиру с маленьким ребенком или тяжелой сумкой. Также принято пропускать всех этих людей вперёд и открывать им дверь, заходя куда-то (например, в магазин).



  • Разглядывание человека с тем или иным внешним недостатком – это неприлично и невоспитанно. Даже если изъян бросается в глаза, лучше сделать вид, что ничего примечательного во внешности человека нет, то есть не больше, чем у других.
  • При возникновении спора на грубость не стоит отвечать грубостью, чтобы не усугубить конфликтную ситуацию. Лучше смягчить спор поисками компромисса, а явную грубость стоит проигнорировать.

Небольшой видеоролик о правилах поведения в общественных местах смотрите далее.

Цель: расширить представления детей о правилах поведения и общения.

1)развивать умение правильно оценивать свое поведение и поведение других;

2) учится применять навыки культурного поведения и общения в повседневной жизни;

3) воспитать уважительное отношение к окружающим.

План мероприятия.

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию.

Итог :повторение и закрепление.

Оборудование

Ход воспитательного часа.

Интерактивная беседа. Мотивация к занятию

Воспитатель Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной, породистой груши?

Примерные ответы детей:

– Дикая груша растет, где и как попало, а культурная – в саду.

– За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную - поливают, удобряют, прививают.

– Плоды у дикой груши некрасивые, невкусные, а у культурной - плоды хорошие.

Воспитатель: Люди тоже бывают дикие и культурные. Чем они отличаются? СЛАЙД 3

Примерные ответы детей:

– Дикие не умеют себя вести, а культурные ведут себя разумно, вежливо, за них не стыдно

Воспитатель: Как вы считает, людям приятнее общаться с культурным человеком или с диким?

Дети отвечают, что с культурным человеком общаться интереснее и приятнее.

Воспитатель:

Груше можно сделать прививку, и она станет культурной. А человеку можно сделать прививку? Что можно ему привить?

Примерные ответы детей:

– Можно сделать прививку от гриппа, от дифтерии.

– Можно привить правила культуры, хорошие манеры.

– Можно привить хорошие навыки, привычки.

Воспитатель:

Если мы привьем человеку навыки и привычки культурного поведения, каким он станет?

Дети хором отвечают: культурным

Воспитатель: СЛАЙД 4 Вот мы и подошли к теме нашего занятия культура поведения и общения .

Сегодня мы выясним, что такое культура поведения, культура общения, кто такой культурный человек. Попытаемся с вами сформулировать правила культурного человека и научимся применить эти правила в повседневной жизни.

А сейчас давайте обратимся к словарям и узнаем, что же значит культура поведения и общения. Внимание на экран.

СЛАЙД 5. Прочти …

Педагогический словарь:

Культура поведения - соблюдение норм и правил человеческого общежития, умение находить правильный тон в разных условиях общения с окружающими.

Педагогический словарь:

Культура общения - система знаний, умений и навыков адекватного поведения в различных ситуациях общения .

Культурный человек- это человек воспитанный, который усвоил правила поведения в обществе, он постоянно стремится совершенствоваться, следит за собой, за своим языком, за своими поступками.

Воспитатель: А теперь давайте разберемся на конкретных примерах что значит быть культурным человеком?

Перед вами на доске нарисован человечек. Пусть каждый из вас подарит ему признак культурного человека, но не торопитесь и думайте т.к. не все определения подходят для культурного человека.

(от человечка в разные стороны чертятся стрелочки и ученики по очереди выбирают характеристики воспитанного человека со стола воспитателя и клеят на доску)

…. Еще раз зачитай, какими качествами должен обладать культурный человек.

….. а какие качества остались неподходящими(Читает).Почему?

СЛАЙД 9 Молодцы, с этим заданием вы справились и разобрались чем отличается культурный от дикого, некультурного человека.

Воспитатель Ребята, и как мы с вами уже убедились, признаков культурного человека очень много, и они важны в разных сферах жизни, давайте посмотрим в каких:

Культура поведения и общения в различных сферах :

Культура общения в школе, классе, столовой

Культура общения и поведения дома

Культура поведения в общественных местах

Культура делового общения

Культура телефонного общения

Однако все сводится к одному, главному принципу: СЛАЙД 11

Уважение к окружающим – это закон для культурного человека.

А всегда ли мы выполняем этот закон?

Скажите для чего вам нужно знать и выполнять правила поведения и общения в обществе?

В связи с этим у меня появились к вам несколько заданий. Ваша задача представить, что ситуация происходит на самом деле с вами, и разрешить ее. (Раздаю детям индивидуальные задания по 1 вопросу..)

3.Индивидуальная работа

Детям раздаются карточки с заданием-вопросом. Ребята должны обдумать ситуацию и высказать свое мнение по своему вопросу.

Вопросы для работы в приложение №1

СЛАЙД 12 Молодцы и с этим заданием вы тоже справились отлично.

А как вы считаете, ребята, почему с Димкой никто не здоровался? СЛАЙД 14

Примерные ответы детей.

– Никакого заговора вокруг героя рассказа нет. Просто он сам должен был поздороваться первым.

– Мужчины должны первыми здороваться со старшими, с женщинами, а не ждать, пока с ними поздороваются.

– А девочки тоже должны первыми здороваться со старшими, но не с мальчиками.

Воспитатель: Действительно, младшие первыми должны здороваться со старшими, мальчики первыми должны приветствовать девочек, но если вы забыли это правило, поздороваться первым никогда не помешает.

А теперь продолжение этого рассказа.

Как вы думаете, ребята, о чем ему рассказала Лена?

Примерные ответы детей.

– Что он своим поведением унизил старушку, учителя и Лену

– Что первым протягивает руку всегда старший, а не младший.

– Что первой всегда протягивает руку женщина, а не мужчина, и если она этого не сделала, то здороваться за руку с ней не надо.

– Когда встречаются два мужчины одного возраста и положения (например, два одноклассника), не имеет значения, кто первым протянет руку для рукопожатия.

Воспитатель. Наш герой, оказывается, не знал элементарных правил культуры поведения и, сам того не желая, оскорбил и обидел окружающих.

5. Подведение итогов.

О чем мы сегодня на занятии вели разговор?

Что нового вы узнали?

Назовите признаки культурного человека?

Расскажите в каких сферах жизни нужны эти навыки?

Сегодня на занятии мы говорили что такое культура поведения и культура общения, выяснить, кто такой культурный человек и какими качествами он должен обладать. На примере различных ситуаций и героев рассказа учились правильно поступать по отношению к окружающим.

Станете ли вы культурными людьми зависит только от вас самих, ведь все эти правила только инструменты для того, чтобы уметь культурно себя вести и общаться. Ваша задача – научиться этими инструментами пользоваться в жизни.

Спасибо за внимание. Мне было приятно с вами работать.

Приложение №1. Ситуации.

1.Находясь в автобусе и приближаясь к своей остановке, вы хотите пробраться к выходу. Какие слова произнесли бы вы и как поступили?

2.Как у незнакомого человека спросить, как пройти к театру?

3.Почему в общественных местах некультурно размахивать руками, жестикулировать?

4.Почему в общественных местах некультурно громко разговаривать, смеяться?

5.Как вести себя при кашле?

6.Как должен пройти человек в кино, в театре при посадке на свое место?

7.Почему некультурно мусорить?

8.Двое взрослых разговаривают между собой, а тебе срочно нужно задать вопрос. Как ты поступишь?

9.Каким может быть обращение к людям, которые мешают вам пройти, когда вы очень спешите?

10.Кто кого должен пропустить: тот, кто входит в магазин, или тот, кто выходит?

11.Почему за столом некультурно говорить с набитым ртом, размахивать вилкой?

12.Если вы заметили знакомого вдалеке (на другой стороне улицы, в автобусе и т. п.), и если заметили и вас, то нужно поприветствовать знакомого как?

13.Если вы входите в комнату, где находится много людей, как нужно поздороваться?

Читайте также: