Этические нормы служебных взаимоотношений конспект
Обновлено: 05.07.2024
Руководитель и подчинённый – центральный элемент системы управления. Их поведение определяет культуру управления в организации, оказывает решающее воздействие на эффективность её деятельности.
Отношения руководителя и подчинённого ассиметричны. Они основаны, с одной стороны, на субординации, т.е. на строгом подчинении младших по рангу или положению страшим, а с другой – на этических представлениях общества, его менталитете, традициях, историческом опыте различных социальных групп и слоёв.
На каких же нравственных принципах должны строиться отношения руководителя и подчинённого?
Прежде всего, это признание и защита прав и свобод человека и гражданина. Любой работник – это – это самостоятельная личность, равная работодателю, руководителю. Нарушение прав подчинённого вызывает нравственный протест, приводит к снижению его работоспособности и конфликтам.
В основе всех взаимоотношений всегда должен лежать принцип, высказанный ещё в категорическом императиве И. Канта. Его смысл можно свести к следующему: поступай так, чтобы твой поступок мог стать всеобщим законом и примером для других и относись всегда к другому человеку как к цели, но никогда как к средству.
Основные принципы, на которых должны строиться взаимоотношения в любом коллективе:
Чтобы реализовать эти принципы надо придерживаться определенных нравственных норм служебного поведения:
1) Единая мораль для всех.
2) Единство слова и дела (ничто так не дискредитирует руководителя как расхождение его слов, обещаний и поступков).
3) Руководитель должен проявлять внимание к подчинённым (дни рождения, важные события, здоровье и т.п.).
4) В отношении к подчиненным руководитель должен проявлять максимум корректности, вежливости и тактичности.
В научной и методической литературе даются образцы нравственного поведения руководителей в наиболее типичных конкретных ситуациях.Приведем некоторые из них [1] .
• При возникновении проблем и трудностей, связанных с просчетами, промахами, ошибками сотрудников, руководителю следует, прежде всего, выяснить их причины. Если причины уважительные (болезнь, несчастье и т.д.), то требуются одни меры, а если это недобросовестность, халатность, то — другие.
• Не следует бесконечно попрекать подчиненного его слабостями, недостатками. Надо постараться помочь ему преодолеть их. Рекомендуется опираться на сильные стороны личности подчиненного и по возможности не замечать недостатков.
• Если сотрудник не выполнил распоряжения, то руководителю нельзя оставлять это без внимания. Реакция его может быть различной. Но главное, чтобы подчиненный знал, что руководителю известно обо всем. Более того, если руководитель не сделал подчиненному соответствующего замечания,- то он просто не выполняет своих обязанностей и поступает неэтично.
Хорошо выполненная работа заслуживает не только материального, но и морального поощрения. Важно соблюдать принцип распределительной справедливости: чем больше заслуги, тем больше должно быть вознаграждение.
Целесообразно учитывать и рекомендациизарубежных специалистов Т. Питерса и Р. Уотермена, которые утверждают, что вознаграждение должно быть
· конкретным (за определенные сформулированные заслуги);
· безотлагательным(работника следует поощрять сразу же по выполнении задания);
· достижимым (поощрять следует любые успехи, в том числе и малые; форма поощрения может быть самой различной, включая и позитивную по содержанию информацию от коллег);
· носить непредсказуемый и нерегулярный характер (срабатывает эффект новизны и неожиданности).
Для руководителя очень важно выбрать правильную форму распоряжения. При этом рекомендуется учитывать два фактора: конкретную ситуацию и личность подчиненного. Основными формами указаний подчиненным являются приказ и просьба.
Приказ — официальное указание, подлежащее неукоснительному исполнению. Он издается в ситуациях, не требующих обсуждения, в экстремальных случаях, в отношении недобросовестных сотрудников.Приказ необходим при даче поручений, входящих в круг прямых обязанностей подчиненного, при определении сроков выполнения задания и т.п. Однако тон его всегда должен быть вежливым и корректным, не сопровождаться угрозами и упреками.
Приказная форма управления, бесспорно, подавляет инициативу работников, освобождает их от личной ответственности, лишает возможности доверительного сотрудничества. Поэтому служебный этикет рекомендует избегать формы приказа во всех случаях, когда распоряжение можно выразить в виде просьбы. Обращение руководителя с просьбой демонстрирует его расположение к подчиненному, доверие к нему, веру в его творческие и профессиональные возможности. Такая форма позволяет сотруднику высказать свое мнение по проблеме, если она по каким-либо причинам не может быть решена. Конечно, чаще всего просьба руководителя воспринимается подчиненным как приказ, но выполняется с большим энтузиазмом.
Следует обратить внимание на важный этический момент: поручения, не входящие в круг непосредственных обязанностей подчиненного, следует давать только в форме просьбы.
Взаимоотношения руководителя и подчиненного — процесс двусторонний. Поэтому необходимо, чтобы и сотрудники придерживались определенных этических правил поведения в отношении своего начальника. Эти правила сформулированы психологами, а также специалистами в области менеджмента [2] .
• Нельзя разговаривать с начальником в приказном категорическом тоне. Не рекомендуется при общении с ним использовать только "да" или только "нет". Всегда поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца, а человек, отвечающий постоянно "нет", служит постоянным раздражителем.
• Необходимо информировать руководителя о радостных и печальных событиях, которые происходят в коллективе; в случае неприятностей надо стараться помочь ему выйти из этой ситуации, предложить свои решения.
• Нужно быть верным целям и задачам, стоящим перед организацией; уважать ее нравственные ценности; стараться помогать руководителю в создании доброжелательной нравственной атмосферы в коллективе, в упрочении справедливых отношений.
• Важно сохранять чувство собственного достоинства в любой ситуации, придерживаться определенных принципов. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки трудно предвидеть. Таким образом, служебная субординация не исключает, а, наоборот, предполагает уважительное отношение сторон друг к другу. Однако следует отметить, что субординационные отношения нередко приводят к нарушению и искажению нравственных принципов и норм в общении. Порой приходится наблюдать, как работник проявляет раболепие, угодничество перед начальством и высокомерие, чванство, хамство перед своими подчиненными.
[2] См., например: Психология и этика делового общения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.И. Лавриненко. 5-е изд., перераб. и дополн. — М., 2006.
Роль языка в формировании личности: Это происходит потому, что любой современный язык – это сложное .
Этика включает в себя систему универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности.
ЭТИКА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В КОЛЛЕКТИВЕ
Этика включает в себя систему универсальных и специфических нравственных требований и норм поведения, т.е. этика деловых отношений основывается на общих правилах поведения, выработанных людьми в процессе совместной жизнедеятельности. Естественно, что многие нормы взаимоотношений в деловой обстановке справедливы для повседневной жизни, и практически все правила межличностных взаимоотношениях находят свое отражение в служебной этике.
Корректным во взаимоотношениях, внимательным и вежливым с людьми надо быть всегда и везде
Взаимоотношение сотрудников
У коллег должны быть дружеские отношения между собой, потому что только в такой атмосфере работа выполняется быстрее и приятнее.
Выделим основные принципы этики взаимоотношений между коллегами.
Вы не должны требовать к себе особенного отношения со стороны коллег.
Относитесь к коллегам с уважением.
Рассматривайте коллегу как личность, а не как средство для достижения ваших целей.
Сотрудники должны четко знать свои обязательности, разделяя при этом права и ответственность.
Старайтесь относиться непредвзято к другим сотрудникам.
Относитесь к коллегам доброжелательно, старайтесь почаще улыбаться.
Вы никогда не должна обещать то, что не можете выполнить.
Не смешивайте работу и личные отношения. Поэтому не стоит лезть в душу своим коллегам, а на работе обсуждайте только рабочие проблемы.
Старайтесь вести себя тихо и спокойно. Не стоит быть слишком громким или вести себя вульгарно. Это не только отвлекает от работы ваших коллег, но создает вам нехорошую репутацию.
В педколлективе высоко ценят профессионализм, точность, организованность, исполнительность, надежность, творческий подход к делу, умение в любой ситуации проявлять корректность, тактичность, уравновешенность. Общепринятым является строгий, сдержанный стиль делового общения.
Этика отношений в трудовом коллективе
Служебные отношения формируются на основе двух требований: ответственность за дело и уважение к коллегам. Первое требование проявляется в качественном выполнении своих обязанностей, второе заставляет учитывать интересы других сотрудников. Творческие коллективы строятся на принципах доброжелательности, дружеских симпатий, которые создают приятную атмосферу общения.
На работе желательно придерживаться следующих нравственных правил:
• Сохранять со всеми хорошие отношения, не обсуждать вопросы, прогнозирующие конфликтную ситуацию, например свои и чужие семейные неурядицы, источники доходов коллег, их внешний вид. Проявлением крайней бестактности являются громкие замечания или настойчивые вопросы, не относящиеся к делу.
• Всем и каждому нужны внимание, понимание, соучастие. Чтобы стать необходимым в коллективе человеком, с которым приятно работать и общаться Никогда не соглашайтесь с негативным мнением коллеги о себе. Наоборот, напомните ему о его достоинствах, успехах, значении в коллективе, поощряйте его к достижениям.
• Следует разумно оценивать свою позицию в конфликтных ситуациях. В основе любого конфликта лежит противостояние интересов, отношение к
которым проявляется в выборе способа выхода из конфликта (избегание, компромисс, соперничество, сотрудничество, приспособление). Нет плохих и хороших вариантов выхода из конфликта. Конфликтная компетентность заключается в умении занимать каждую из них в зависимости от условий или поставленной перед собой задачи.
Было бы неверно считать, что конфликты вредны. Ссоры и склоки - да, но правильно решённый производственный конфликт укрепляет коллектив, определяет его потенциал, раскрывает суть человеческих взаимоотношений. Нельзя закрывать глаза на возникшее непонимание, считать, что оно исчезнет само собой. Поиск правильного решения и осуществление его во многом зависят от руководителя и сотрудников. Попробуйте поставить себя на место другой стороны, понять иную точку зрения. Нередко мелкие ссоры и личные обиды переносятся в сферу трудовых отношений. Подумайте, стоят ли они вашего профессионального успеха, и сядьте с противником за стол переговоров.
Соблюдение делового этикета важно учитывать в трудовом коллективе, состоящем в основном из одних женщин. Женщина чувствительна к нюансам и тонкостям взаимодействия, именно она часто оказывается виновницей и провокатором конфликта, обижается из-за мелочей, подолгу, глубоко и демонстративно переживает несостоятельность и неудачу отношений.
Создавая свой деловой имидж, воспитатель приобретает привычку нравиться окружающим и располагать к себе людей. Это умение является профессиональным качеством педагога.
Деловой этикет помогает разумному построению делового общения педагога с сотрудниками, детьми, родителями. Работа с людьми требует особенного терпения и такта, для педагога это особенно сложно, так как он контактирует и с детьми, и со взрослыми.
Соблюдая и учитывая требования делового этикета, педагогический коллектив настраивает на уважительное отношение к себе родителей, организации, органы местной власти. Для такого коллектива возникают широкие возможности развития и повышения профессионализма.
Как у любой страны есть свой язык, так и у различных сфер деятельности есть свой язык поведения. Этот язык называется этикой. Прибывая в другую страну, но не изучив языка этой страны, иностранец рискует опростоволоситься. В лучшем случае его не так поймут, в худшем он может сделать ряд непростительных ошибок, за которые, по местным законам, его могут повесить. То же самое относится и к этике делового общения – правда, за ее нарушение никого серьезно наказывать не будут, но вот с работы уволить могут.
Особенности
В центре этики стоит мораль – она определяет границы отношений, поступков и взаимодействия людей в обществе. Этика деловых отношений – это теоретические основы взаимоотношений между людьми в той или иной профессиональной сфере. Сущность этих принципов определена профессионально-этическими нормами и стандартами (это не просто психология каждого отдельного человека). Считается, что любое профессиональное общение должно протекать исходя из норм деловой этики.
Иной раз в этике деловых отношений возникают трудные случаи. Например, в общих принципах этики перед открытой дверью необходимо пропускать вперёд женщин. Но по этике делового общения, если мужчина, поднимаясь в лифте, стоит ближе к дверям, а женщина стоит позади него, мужчине не нужно пропускать женщину вперёд себя. Необходимо выходить первым. Когда в голове крутятся несколько норм, противоречащих друг другу, возникает путаница и человек попадает в ступор. Поэтому нужна чёткая градация всех этических правил.
Важно не забывать, какую этику применять в конкретном месте.
Читайте также: