Есть женщины в русских селеньях конспект урока 5 класс

Обновлено: 06.07.2024

Николай Алексеевич Некрасов – поэт и классик русской литературы.

Сравнение – художественный приём, при котором образ создаётся посредством сравнения.

Эпитет – художественное средство речи, это слово или выражение, добавляемое к существительному для более яркого его описания.

Сатира – произведение, обличающее отрицательные явления действительности.

Лирика – вид поэзии, выражающий чувства и переживания поэта.

Крестьянка – женщина, занятая в сельском хозяйстве.

Утеха – удовольствие, забава

Список литературы

Обязательная литература:

1. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 307 с.

2. Коровина В. Я. Литература. 5 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 2 / В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. – 9-е изд. – М. : Просвещение, 2019. – 303 с.

Дополнительная литература:

1. Некрасов Н. А. Мороз, Красный нос. Библиотека младшего школьника. – М.: Амфора, 2011. – 48 стр.

2. Меркин Г.С. Учебник литературы для 5-го класса общеобразовательных организаций. В 2 частях. – М.: Русское слово, 2016. – 328 с.

Открытые электронные ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения

В ХIХ веке многодетные семьи не были редкостью, даже среди высшего сословья. Вот и будущий поэт Некрасов появился на свет 28 ноября 1821 года в городе Немирове Подольской губернии в такой семье. У него было 12 братьев и сестёр. Семья не была счастливой. Отец его Алексей Сергеевич был зажиточным помещиком. Характер у него был жёсткий, деспотичный, любимые увлечения – игра в карты и охота.

Мать, Елена Андреевна, женщина очень образованная, как могла, ограждала детей от пагубного влияния отца. Образ нежной и заботливой матери занял важное место в творчестве Некрасова, её качества описывает поэт в героинях своих произведений.

Главная героиня Дарья – молодая крестьянка, рано овдовевшая, её муж Прокл умер от горячки. Она – любящая мать, трудолюбивая, терпеливая, красивая.

В создании образа русской женщины автор использует художественно-изобразительные средства, такие как сравнения и эпитеты.

Эпитет – художественное средство языка, это слово или выражение, добавляемое к существительному для более яркого его описания. Эпитеты призваны подчеркнуть свойства, которые автор хочет выделить.

Создавая образ русской женщины, Некрасов использует и гиперболы (преувеличения):

И знаменитое, ставшее крылатой фразой: «Коня на скаку остановит,

В душе крестьянки таятся сокровища добра и любви, верности и благородства, что подчёркивает Некрасов.

Теоретический материал для углубленного изучения

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Подстановка элементов в пропуски в тексте

Правильный ответ: эпитет.

Подчеркивание элементов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Созвучие окончаний стихотворных строк (рифма)

Какая это рифма, если рифмуются две строки подряд? (парная)

Какая это рифма, если рифмуются 1-3 и 2-4 строки? (перекрестная)

Какая это рифма, если рифмуются слова одной части речи? (грамматическая)

Какая это рифма, если ударение в рифмующемся слове падает на последний слог? (мужская)

Яркое красочное определение (эпитет)

Скрытое сравнение (метафора)

То, о чем или о ком говорится в тексте (тема)

То, чему учит текст (идея)

Певец народа? (Н.А.Некрасов)

4. Проверка домашнего задания задания (блок-схема по статье учебника, посвященной Некрасову)

5. Объявление темы и цели урока.

Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.

А) Лексическая работа

Учащиеся выписывают из словаря толкование слов "Образ".

( Образ – 1.изображение человека в произведении; 2. тип, характер).

В) Целевая установка

-Как вы думаете, какой образ представил нам Н. Некрасов?

- Мы продолжаем знакомство с творчеством Н.А. Некрасова. В 1863 году, после отмены крепостного права, он написал поэму «Мороз, Красный Нос, в которой рассказывает о горестях и тяжелой работе дружной крестьянской семьи, о роли женщины-жены, матери в крестьянской семье. Обратимся к истории, и попытаемся понять, в каком тяжелом зависимом состоянии от помещиков находились крестьяне в 19 веке.

7. Работа с текстом

Убогий – крайне бедный.

Ловкий – обладающий физической сноровкой.

Величавый – внушающий почтение к себе, исполненный внутреннего достоинства.

Будни – не праздничные дни.

Утеха – удовольствие, забава, утешение.

Ухват– надетая на палку металлическая рогатка для подхватывания горшков, чугунов, которые ставят в русскую печь.

Обедня – церковная служба у православных, совершаемая утром или в первую половину дня.

Добрый это Мороз или злой? Символом чего является Мороз?

- Мороз – символ нелёгкой доли русского народа, символ испытаний, которые воспитывают в русских людях стойкость, силу духа и самоотверженность.

9. Слово учителя.

При кажущейся простоте сюжета произведение по своему построению- одно из самых сложных у Некрасова. Эта поэма - одно из лучших созданий Некрасова, отмечена особой задушевностью. Посвящена сестре поэта, Анне Алексеевне, и главный персонаж здесь тоже женщина, крестьянка Дарья, любимая героиня Некрасова.

Сегодня на уроке мы затронем ещё одну сторону поэзии Николая Алексеевича Некрасова. Н. А. Некрасов в своем творчестве не раз обращался к теме роли женщины в обществе. Он создал удивительную галерею красивых и сильных женских образов.

Как писал Н.А. Некрасов:

Три тяжкие доли имела судьба,

И первая доля с рабом повенчаться,

Вторая – быть матерью сына раба,

А третья – до гроба рабу покоряться,

И все эти грозные доли легли

На женщину русской земли.

Века протекали – всё к счастью стремилась,

Всё в мире по нескольку раз изменилось,

Одну только бог изменить забывал

Суровую долю крестьянки.

Однако же речь о крестьянке

Затеяли мы, чтоб сказать,

Что тип величавой славянки

Возможно и ныне сыскать.

- Почему у русской женщины суровая доля?

-Найдите в тексте описание женщины: ( работа в группах) интересно представьте ответ.

женщина в работе;

женщина на отдыхе;

женщина как хранительница домашнего очага;

-Какие качества характера героини вызывают уважение автора?

-Чем восхищается поэт? В тетради записать вывод.

( красотой, трудолюбием, чувством достоинства и т.д.)

внешней красотой женщины; красотой внутреннего мира; в чем она проявляется?

Какие строки вы считаете главными в этом отрывке из поэмы?

В ней крепко и ясно сознанье,

Что всё их спасенье в труде,

И труд ей несёт воздаянье:

Семейство не бьётся в нужде.(в работе видит свое спасение)

Что хочет сказать поэт о русской женщине этими строчками:

Как вы понимаете выражение:

« Не жалок ей нищий убогий-

Какие средства художественной выразительности помогают автору создать портрет русской женщины? Приведите примеры.

Нахождение эпитетов, сравнений

(Красавица, миру на диво, румяна, стройна, высока всегда терпелива, румяные губы, сердечный смех …-эпитет)

(Автор сравнивает ее с царицей, взгляд её дорог, словно рубль золотой. Сравнивает с солнцем. Ребенок у нее на груди, как на стуле - т.е. удобно, надежно и т.д.)

Какие из слов не относятся к характеристике Дарьи?

Попробуем создать портрет Дарьи ( внешность,одежда,голос,походка)

Составим схему рифмовки, определим её вид:

11. Формулировка общего вывода

Учащиеся подводят итог проделанной работы. Нацелить на понимание, что образ русской женщины в поэме Некрасова многогранен: она и царица, и простая русская баба. Но при этом образ всегда положительный.

12.Закрепление нового материала.

1. Найти в тексте 4 художественных средства (метафоры, преувеличения, эпитеты, сравнения).

2. Записать художественные средства в 4 столбик по образцу:

3. Определить вид рифмовки в отрывке.

- Какие еще средства художественной выразительности использует автор?

1. Пройдет – словно солнце осветит!

Посмотрит – рублем подарит!

2. Коня на скаку остановит, В горящую избу войдет.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БОЛЬШОЕ ПОПОВО КУЛИКОВСКИЙ ФИЛИАЛ

Поэтический образ русской женщины.

hello_html_4a58ab50.jpg

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории

Жицкая Ирина Васильевна

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная, работа в группе.

Педагогические цели:

заинтересовать учащихся личностью знаменитого русского поэта;

ознакомить с отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины;

развивать чувство уважения к крестьянскому труду;

на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины XIX в.;

помочь учащимся раскрыть поэтический образ русской женщины.

Планируемые результаты:

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей).

Метапредметные:

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, осуществляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, выполняет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: мультимедийная презентация, кластер, раздаточный материал, лексические словари.

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ.

Н.А. Некрасов

Мотивация к учебной деятельности.

Здравствуйте, ребята. Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

Формулирование темы урока, постановка цели урока.

- На слайде вы видите портрет писателя и даты его жизни. Знаете ли вы этого поэта? Назовите его фамилию, имя и отчество. (Н.А. Некрасов)

- Ребята, посмотрите внимательно на слайды. (На слайдах представлены образы русских женщин-крестьянок)

- Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины)

- Как вы это определили? (Мы увидели на слайде русских женщин)

-Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие и т.д.)

- Запишите тему урока.

- Зная тему урока, пользуясь опорными словами на доске, определите задачи урока.

Познакомиться…( с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова)

Проанализировать…. (это произведение)

Работа по теме урока.

Знакомство с биографией Н.А. Некрасова. (Свой проект- презентацию представляет подготовленный ученик)

Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года в Местечке Немиров Подольской губернии семье небогатого дворянина. Его отец, Алексей Сергеевич, через три года после рождения сына ушел в отставку и навсегда поселился в своем родовом Ярославском имении Грешнево ( ныне – Некрасово ).

Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обитым бечевой…

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

В 1832 году отец отдал двух старших сыновей, Андрея и Николая, в Ярославскую гимназию. Там Некрасов знакомится с поэзией Пушкина и пишет свои первые стихи.

Летом 1838 года будущий поэт приехал в Петербург, поступил вольнослушателем в Университет. Там Некрасов занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести. У него появляются друзья среди писателей и поэтов.

Тяжелые впечатления детства, страдания крепостных крестьян, непосильный труд бурлаков – все это оставило в душе Некрасова неизгладимый след. Он становится первым народным поэтом.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Несмотря на болезнь, он не переставал работать. Строчки одного из последних стихотворений Некрасова звучат как его завещание потомкам:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо всем скажет сердечное

В своих стихах поэт высказал мысли и чаяния простых людей.

Умер Н.А. Некрасов в Петербурге 8 января 1878 г. Несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала тело поэта от дома на Литейном проспекте до Новодевичьего кладбища.

Работа с эпиграфом

- Как вы понимаете выражение, записанное на доске? (см. эпиграф)

- Какую проблему ставит Некрасов перед читателем в своих произведениях? (терпение русского народа).

- Запишите эпиграф урока.

Работа в группах

Составление кластера (проблемный метод)

Давайте попробуем создать образ идеальной русской женщины-крестьянки.

Лексическая работа (работа со словарями):

(Учащиеся выписывают из словаря толкование слов "Идеал", "Образ".)

Кластер составляют по ответам учащихся. Рекомендуется объединять слова в две группы: внешний вид и внутренний мир женщины.

К созданному образу подобрать картину из представленной галереи.

Целевая установка

- Как вы думаете, совпадет ли созданный нами образ с образом, который представил нам Н. Некрасов?

Словарная работа (запись в тетради)

- Перед знакомством с произведением предлагаю провести словарную работу, чтобы не испытывать затруднения восприятия текста.

Убогая – бедная

Лицо величаво – исполненное внутреннего достоинства

Нужда – нищета

Воздаяние – награда

Не сробеет – не испугается

Хата – дом

Перлы – жемчужины

Ухват – приспособление для подхвата из печи горшков, чугунов.

Идти к обедне – идти на службу в Храм

Знакомство с текстом произведения. (Слушаем чтение актёра)

ФИЗМИНУТКА (Проверка восприятия текста)

Анализ произведения.

Н.А. Некрасов создал обобщённый, идеальный образ русской женщины-крестьянки, который мы сегодня охарактеризуем.

- Как вы думаете, образ, созданный вами, схож с образом русской женщины, созданным Н.А. Некрасовым? (Учащиеся сравнивают образы, делают выводы)

• Какой перед вами предстала главная героиня? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.

• Какими качествами характера обладает?

• Найдите строки, в которых речь идет о том, как она трудится и её отношение к труду.

• А какая она хозяйка и мать?

• Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок?

(Средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения)

- Найдите сравнения.

( Пройдет — словно солнце осветит?

Посмотрит — рублем подарит?

Лицо величаво, как в раме…

Красивые, ровные зубы,

Что крупные перлы у ней…

Сидит, как на стуле, двухлетний

Ребёнок у ней на груди)

- Найдите эпитеты.

- Ребята, а что такое гипербола ? (Преувеличение)

- Найдите в тексте. (Что взмах – то готова копна)

Ребята, определите какая рифмовка в этом произведении? (Перекрёстная)

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Создание синквейна (исследовательский метод) Работа в парах ,

Используя материалы сегодняшнего урока, ваши личные впечатления, наблюдения, составьте словесный идеал некрасовской женщины, а точнее синквейн. Вспомним правила построения синквейна. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную мысль

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Любить, восхищаться, любоваться

Итоговая беседа. Рефлексия

- Охарактеризуйте образ русской женщины-крестьянки. (Дети, пользуясь таблицей, характеризуют образ крестьянки.)

-Какова роль сравнений и эпитетов в создании образа русской женщины?

(Эпитеты и сравнения показывают нам, какая внешне и внутренне русская женщина.)

- Какие формы и виды работы показались вам наиболее интересными? (Ответы детей)

- Какие фразы из произведения стали крылатыми?

«Коня на скаку остановит,

- Сформулируйте собственную позицию по отношению к произведению. (Формируют собственную позицию по отношению к образу русской женщины-крестьянки, созданному Н.А. Некрасовым.)

- Ребята, оцените свою работу по пятибалльной системе, используя карточки разного цвета: красный-5, зелёный-4, жёлтый-3.

Домашнее задание.

Спасибо всем за урок. До свидания.

Краткое описание документа:

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная, работа в группе.

Педагогические цели:

  • заинтересовать учащихся личностью знаменитого русского поэта;
  • ознакомитьс отрывком из поэмы, раскрывающим красоту, терпение, трудолюбие крестьянской женщины;
  • развивать чувство уважения к крестьянскому труду;
  • на примере отрывка рассказать о тяжелой доле крестьянской женщины в России 2-й половины XIX в.;
  • помочь учащимся раскрыть поэтический образ русской женщины.

Планируемые результаты:

Предметные умения: владеть навыками анализа поэтического произведения (уметь определять тему, идею, значение заголовка, находить средства художественной выразительности, понимать их роль в стихотворении, особенность звукового оформления, рифму, определять настроение, которым проникнуто стихотворение, создавать письменные высказывания, осуществлять выбор и использование выразительных средств языка в соответствии с коммуникативной задачей).

Метапредметные:

Личностные: осознает свои трудности и стремится к их преодолению, осуществляет способность к самооценке своих действий, поступков.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, выполняет поиск причин и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Оборудование: мультимедийная презентация, кластер, раздаточный материал, лексические словари.

Я призван был воспеть твои страданья,

Терпеньем изумляющий народ.

Н.А. Некрасов

ХОД УРОКА.

  • Мотивация к учебной деятельности.
  • Формулирование темыурока, постановка цели урока.
  • Работа по теме урока.

Здравствуйте, ребята. Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

- На слайде вы видите портрет писателя и даты его жизни. Знаете ли вы этого поэта? Назовите его фамилию, имя и отчество. (Н.А. Некрасов)

- Ребята, посмотрите внимательно на слайды. (На слайдах представлены образы русских женщин-крестьянок)

- Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины)

- Как вы это определили? (Мы увидели на слайде русских женщин)

-Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие и т.д.)

- Запишите тему урока.

- Зная тему урока, пользуясь опорными словами на доске, определите задачи урока.

Познакомиться…(с жизнью и творчеством Н.А. Некрасова)

Проанализировать…. (это произведение)

  • Знакомство с биографией Н.А. Некрасова. (Свой проект- презентацию представляет подготовленный ученик)
  • Работа с эпиграфом
  • Работа в группах
  • Словарная работа(запись в тетради)
  • Знакомство с текстом произведения. (Слушаем чтение актёра)
  • ФИЗМИНУТКА (Проверка восприятия текста)
  • Анализ произведения.
  • Включение нового знания в систему знаний и повторение.
  • Итоговая беседа. Рефлексия
  • Домашнее задание.

Н.А. Некрасов родился 10 декабря 1821 года в Местечке Немиров Подольской губернии семье небогатого дворянина.Его отец, Алексей Сергеевич, через три года после рождения сына ушел в отставку и навсегда поселился в своем родовом Ярославском имении Грешнево ( ныне – Некрасово ).

Здесь, в деревне, неподалеку от Волги, среди бесконечных полей и лугов, поэт провел свое детство.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обитым бечевой…

О, мать моя, подвигнут я тобою!

Во мне спасла живую душу ты!

В 1832 году отец отдал двух старших сыновей, Андрея и Николая, в Ярославскую гимназию. Там Некрасов знакомится с поэзией Пушкина и пишет свои первые стихи.

Летом 1838 года будущий поэт приехал в Петербург, поступил вольнослушателем в Университет. Там Некрасов занимается самообразованием: много читает, пишет поэмы и стихи, комедии и сказки, рассказы и повести. У него появляются друзья среди писателей и поэтов.

Тяжелые впечатления детства, страдания крепостных крестьян, непосильный труд бурлаков – все это оставило в душе Некрасова неизгладимый след. Он становится первым народным поэтом.

В начале 1875 года Некрасов тяжело заболел. Несмотря на болезнь, он не переставал работать. Строчки одного из последних стихотворений Некрасова звучат как его завещание потомкам:

Сейте разумное, доброе, вечное,

Сейте! Спасибо всем скажет сердечное

В своих стихах поэт высказал мысли и чаяния простых людей.

Умер Н.А. Некрасов в Петербурге 8 января 1878 г. Несмотря на сильный мороз, многотысячная толпа провожала тело поэта от дома на Литейном проспекте до Новодевичьего кладбища.

- Как вы понимаете выражение, записанное на доске? (см. эпиграф)

- Какую проблему ставит Некрасов перед читателем в своих произведениях?(терпение русского народа).

- Запишите эпиграф урока.

  • Составление кластера (проблемный метод)
  • Целевая установка

Давайте попробуем создать образ идеальной русской женщины-крестьянки.

Лексическая работа (работа со словарями):

(Учащиеся выписывают из словаря толкование слов "Идеал", "Образ".)

Кластер составляют по ответам учащихся. Рекомендуется объединять слова в две группы: внешний вид и внутренний мир женщины.

К созданному образу подобрать картину из представленной галереи.

- Как вы думаете, совпадет ли созданный нами образ с образом, который представил нам Н. Некрасов?

- Перед знакомством с произведением предлагаю провести словарную работу, чтобы не испытывать затруднения восприятия текста.

Убогая – бедная

Лицо величаво – исполненное внутреннего достоинства

Нужда – нищета

Воздаяние – награда

Не сробеет – не испугается

Хата – дом

Перлы – жемчужины

Ухват – приспособление для подхвата из печи горшков, чугунов.

Идти к обедне – идти на службу в Храм

  • Н.А. Некрасов создал обобщённый, идеальный образ русской женщины-крестьянки, который мы сегодня охарактеризуем.

- Как вы думаете, образ, созданный вами, схож с образом русской женщины, созданным Н.А. Некрасовым? (Учащиеся сравнивают образы, делают выводы)

•Какой перед вами предстала главная героиня? Найдите в тексте слова, рассказывающие о внешнем виде героини.

•Какими качествами характера обладает?

•Найдите строки, в которых речь идет о том, как она трудится и её отношение к труду.

•А какая она хозяйка и мать?

•Какое впечатление оставляет у вас этот отрывок?

(Средства художественной выразительности: эпитеты, метафоры, сравнения)

- Найдите сравнения.

(Пройдет — словно солнце осветит?

Посмотрит — рублем подарит?

Лицо величаво, как в раме…

Красивые, ровные зубы,

Что крупные перлы у ней…

Сидит, как на стуле, двухлетний

Ребёноку ней на груди)

- Найдите эпитеты.

- Ребята, а что такое гипербола?(Преувеличение)

- Найдите в тексте. (Что взмах – то готова копна)

Ребята, определите какая рифмовка в этом произведении? (Перекрёстная)

Создание синквейна (исследовательский метод) Работа в парах,

Используя материалы сегодняшнего урока, ваши личные впечатления, наблюдения, составьте словесный идеал некрасовской женщины, а точнее синквейн. Вспомним правила построения синквейна. Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную мысль

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Любить, восхищаться, любоваться

- Охарактеризуйте образ русской женщины-крестьянки. (Дети, пользуясь таблицей, характеризуют образ крестьянки.)

-Какова роль сравнений и эпитетов в создании образа русской женщины?

(Эпитеты и сравнения показывают нам, какая внешне и внутренне русская женщина.)

- Какие формы и виды работы показались вам наиболее интересными? (Ответы детей)

- Какие фразы из произведения стали крылатыми?

«Коня на скаку остановит,

- Сформулируйте собственную позицию по отношению к произведению. (Формируют собственную позицию по отношению к образу русской женщины-крестьянки, созданному Н.А. Некрасовым.)

- Ребята, оцените свою работу по пятибалльной системе, используя карточки разного цвета: красный-5, зелёный-4, жёлтый-3.


Формы работы: индивидуальная, коллективная, парная.

Педагогические цели:

• Познакомить учащихся с творчеством Н. Некрасова;

• формировать читательские навыки: умение определять тему, жанр произведения;

• формировать навыки анализа лирического текста;

• учить формировать свое отношение к прочитанному;

• воспитывать чувство любви к русской поэзии;

Педагогические задачи:

• уметь определять тематику, описывать героя произведения;

• развивать навыки правильного, осознанного выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Предметные: выявляют смысл слова в лирическом произведении; выразительно читают отрывок из поэмы, объясняют свое отношение к нему, находят сравнения, описания и эпитеты в тексте; рассказывают о чувствах и зрительных образах , которые вызвало произведение.

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесения корректив; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; находят ответы на вопросы в тексте; осознано о произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи; структурируют знания.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию; сопоставляют полученные ответы.

Оборудование: мультимедийная презентация, кластер, раздаточный материал, лексические словари.

Мотивирование к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Слышите звонок?

Это начинается новый наш урок.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

На слайде вы видите портрет писателя и даты его жизни. Назовите его фамилию, имя и отчество. (Н.А.Некрасов) Ребята, давайте вспомним, что мы знаем о поэте.

Слайд 2 Проверка Д.З. Биография Н.А.Некрасов (рассказывают ученики)

Сегодня Николаю Алексеевичу Некрасову 197 лет, родился на Украине 10 декабря 1821 года, где тогда служил его отец. Вскоре отец Николая вышел в отставку и вернулся с семьей в родные места ̶ в деревню Грешнево. Здесь, на берегу могучей и прекрасной реки Волги, прошло детство писателя.

Случалось, тут целые дни пролетали,

Что новый прохожий, то новый рассказ…

Отец Николая был богатым человеком ̶ помещиком. Он был жестокий. Не жалел крестьян, которые трудились на него с утра до позднего вечера. Не жалел он и мать Николая, которая ради счастья детей, терпеливо сносила обиды.

Потом была гимназия, где Некрасов написал свои первые стихи.

В 16 лет, без разрешения отца, Некрасов уехал в Петербург. Отец пришел в ярость, и оставил Николая без денег и поддержки.

Но, несмотря на это, Николай учился и работал, и стал известнейшим русским писателем. Писал он о Родине: её лесах и полях, снегах и морозах, о простых людях.

Писал Николай Некрасов и о детях. Его герои – крестьянские ребята, которые с малых лет помогали своим родителям.

В больших сапогах,

В полушубке овчинном,

В больших рукавицах…

А сам с ноготок!

А вспомним доброго дедушку Мазая, который спас зайцев от верной смерти в весенний разлив рек.

Интересные факты из жизни Н.А.Некрасова (рассказ учителя)

На похороны Некрасова пришло огромное количество народу, среди которых были знаменитые писатели и поэты. Когда Достоевский говорил речь, то он сказал, что Некрасов был на третьем месте среди поэтов после Пушкина и Лермонтова. За такое заявление он был освистан и все кричали, что Некрасов был лучшим.

3.Создание эмоционального настроя. (Полина читает)

В полном разгаре страда деревенская.
Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Не мудрено, что ты вянешь до времени,
Всевыносящего русского племени
Многострадальная мать!

Зной нестерпимый: равнина безлесная,
Нивы, покосы да ширь поднебесная -
Солнце нещадно палит.

Бедная баба из сил выбивается,
Столб насекомых над ней колыхается,
Жалит, щекочет, жужжит!

Приподнимая косулю тяжелую,
Баба порезала ноженьку голую -
Некогда кровь унимать!

Слышится крик у соседней полосыньки,
Баба туда - растрепалися косыньки,-
Надо ребенка качать!

Что же ты стала над ним в отупении?
Пой ему песню о вечном терпении,
Пой, терпеливая мать.

Слезы ли, пот ли у ней над ресницею,
Право, сказать мудрено.
В жбан этот, заткнутый грязной тряпицею,
Канут они - всё равно!

Вот она губы свои опаленные
Жадно подносит к краям.
Вкусны ли, милая, слезы соленые
С кислым кваском пополам.

Ребята! Это стихотворение написано после отмены крепостного права. Светлана Георгиевна, как учитель истории сейчас вам расскажет, что такое крепостное право.

В этом стихотворении уже после отмены крепостного права, в 1863 году, Некрасов писал:

Доля ты!- русская долюшка женская!
Вряд ли труднее сыскать.

Но в поэме есть и светлые страницы.

Сегодня мы прочитаем отрывок, посвящённый русской женщине, в котором автор создаёт обобщающий, идеальный образ своей героини

- На слайдах представлены образы женщин: дворянки, крестьянки, работницы, женщины времен Великой Отечественной, современной женщины.

- Какая тема объединяет все эти образы? (Русские женщины)

- Как вы это определили? (Мы увидели на слайде русских женщин)

-Какие качества на ваш взгляд присущи русской женщине? (самоотверженность, доброта, красота, нежность, трудолюбие и т.д.)

Рассказ учителя:

- Ребята, как вы думаете какова тема нашего сегодняшнего урока? (Русские женщины)

Анализ отрывка из поэмы Н. А. Некрасова "Мороз, красный нос"

4. Постановка учебной задачи урока (слайд 8)

Зная тему урока, пользуясь опорными словами на доске, определите задачи урока.

Проанализировать…. (это произведение)

Учиться …..(Выразительно читать новое произведение)

А) Составление кластера (проблемный метод)

Давайте попробуем создать образ идеальной русской женщины-крестьянки.

Кластер составляют по ответам учащихся. Рекомендуется объединять слова в две группы: внешний вид и внутренний мир женщины.

Б) Целевая установка

- Как вы думаете, совпадет ли созданный нами образ с образом, который представил нам Н. Некрасов?

5. Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения)

Работа с текстом

• Н.А. Некрасов создал обобщённый, идеальный образ русской женщины-крестьянки, который мы сегодня охарактеризуем.

- Как вы думаете, образ, созданный вами, схож с образом русской женщины, созданным с Н.А. Некрасовым? (Учащиеся сравнивают образы, делают выводы)

Давайте порассуждаем, кто же она. Русская женщина? Откройте учебники, работа с текстом.

6. Работа с текстом и кластером. Т.к. ученики ещё не имеют навыков работы с кластером, проводится коллективная работа: учитель работает над составлением кластера на доске, а ученики помогают.

2) На что обращает внимание автор, описывая русскую женщину, в первых строфах этого отрывка? ( Её внешность, красоту). Чертим луч выше центрального овала, рисуем овал меньшего размера. В нём пишем ответ (Портрет)

3) Только ли красивая внешность украшает человека? (Не только внешняя красота, но и его внутренний мир, характер) Изображаем следующий овал (Характер)

Какие качества характера воспевает поэт в своей героине? ( Дети приводят примеры из текста)

И голод, и холод выносит,
Всегда терпелива, ровна.

На парня сердито глядит.

Лицо …смущеньем и гневом горит.

Не жалок ей нищий убогий —
Вольно ж без работы гулять!

Лежит на ней дельности строгой
И внутренней силы печать.

В игре ее конный не словит,
В беде — не сробеет,— спасет;
Коня на скаку остановит,
В горящую избу войдет
!

4) В каких жизненных ситуациях, где мы видим русскую крестьянку? ( Отображаем ответы в кластере в виде овалов, зачитываем строки из произведения).

Ко всякой работе ловка.

Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

По будням не любит безделья.

Ей некогда лясы точить.

На празднике:

Зато вам ее не узнать,
Как сгонит улыбка веселья
С лица трудовую печать.
Такого сердечного смеха,
И песни, и пляски такой
За деньги не купишь.

Семейство не бьется в нужде,

Всегда у них теплая хата,
Хлеб выпечен, вкусен квасок,
Здоровы и сыты ребята,
На праздник есть лишний кусок.

5) Перед нами поэтический образ русской женщины. Проследите и покажите, какими изобразительно-выразительными средствами создаёт его Н.А Некрасов?

Поэт использует эпитеты.

Что такое эпитет? Найдите в тексте

(Красавица, румяна, стройна, высока, красива, ловка, красивые, ровные зубы, румяные губы)

Сравнения: С походкой, со взглядом цариц,

Лицо величаво, как в раме,

Сидит, как на стуле, двухлетний

Ребенок у ней на груди,

Слова какой част речи, кроме прилагательных, употребляются наиболее часто и почему?

Глаголы (примеры), потому что вся её жизни – это работа, забота о семье.

6) Только ли автор восхищается русской крестьянкой? ( Наблюдения и ответы фиксируем в нижней части кластера).

Автор: Я видывал, как она косит:
Что взмах — то готова копна!

Мы видим отношение к ней и других людей:

Соседка: У ней не решится соседка
Ухвата, горшка попросить;

Паренёк:…Какой-то парнек изловчился
И кверху подбросил их, шут!

С какой целью автор использует этот приём? ( Он хочет показать, что не только ему нравится такой образ русской женщины, а всему русскому народу).

7) Почему в этом отрывке автор ни разу не называет имени героини поэмы – Дарьи?

(Он изображает не только Дарью, но и обобщённый образ русской женщины).

Как ещё в тексте называет свою героиню автор и почему? (Царица, красавица, крестьянка, баба, матка).

Показываю кластер на слайде, выполненный заранее.


Ребята, с какой целью мы создавали образ? (Чтобы лучше представить и понять образ русской женщины, которой восхищается поэт, и которую уважают в народе)

Каким же является идеальный образ русской женщины в представлении Н.А.Некрасова?

8) Нашему кластеру недостаёт цвета.

Какие цвета возникают у вас в воображении после знакомства с этим образом?

( Дети называют нежные, яркие цвета: желтый, зелёный, голубой)

Почему? Выразите это в ассоциативном ряде слов. ( Трудолюбивая, весёлая, мама, в доме тепло, есть еда, придёт на помощь, спасёт и т.д. Это всё положительные характеристики, поэтому и цвета кластера чистые, нежные)

9) Многие писатели, художники пытались понять и изобразить в своих произведениях образ настоящей русской женщины. Но именно образ, созданный Н.А.Некрасовым в 19-м веке, совпал с представлением всего нашего народа об идеале русской женщины. Слайд(9-10)

- По ходу работы нам нужно, выяснить, какие фразы из поэмы стали крылатыми.(после прочтения отрывка)

Лексическая работа (крестьянка, зрячий, убогая обстановка, лицо величаво, конный, лясы точить, ухват)

Чтение учащимися отрывка из поэмы.

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Учащимся предлагается таблица, состоящая из двух столбиков. 1 столбик-

(Дети заполняют таблицу и делают сравнительную характеристику.

8. Итоговая беседа. Рефлексия

- Как создаётся Н.А.Некрасовым поэтический образ русской женщины-крестьянки?( Образ русской женщины - крестьянки создаётся с помощью приёмов, показывающих достоверность созданного портрета.)

-Охарактеризуйте образ русской женщины-крестьянки. (Дети, пользуясь таблицей, характеризуют образ крестьянки.)

-Какова роль сравнений и эпитетов в создании образа русской женщины?

(Эпитеты и сравнения показывают нам, какая внешне и внутренне русская женщина.)

- Какие формы и виды работы показались вам наиболее интересными? (Ответы детей)

«Коня на скаку остановит,

- Сформулируйте собственную позицию по отношению к произведению. (Формируют собственную позицию по отношению к образу русской женщины-крестьянки, созданному Н.А. Некрасовым.)

- Ребята, оцените свою работу по пятибалльной системе

9. Домашнее задание

Выучить отрывок наизусть " Есть женщины в русских селеньях…"


-75%

Читайте также: