Есенин письмо к женщине конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока литературы 9 класс

Философская лирика в произведении С.Есенина Письмо к женщине

Выполнила: Кокорева И.А( учитель русского языка и литературы )

Кокорева Ирина Алексеевна, учитель русского языка и литературы

Проследить 2 линии (любовную и философскую) в произведении .

Развитие у учащихся навыков самостоятельного анализа текста. Развитие устной речи учащихся, логического мышления, умения видеть художественные средства и делать вывод.

4) Воспитание интереса к творчеству поэта, воспитание любви к Родине.

Оборудование:

-фотографии З.Райх с детьми

-иллюстрации к стихотворению

Художественно-философский мир Есенина под влиянием событий 20 века (выделение периодов (этапов) в творчестве Есенина, отношение к революции в разное время).

Домашнее задание для всех: Выразительное чтение стихотворения с анализом.

Выступления учеников:

Какова основная тема этого произведения?
( Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине).

Чему посвящено произведение? Это послание литературоведы считают целой поэмой. Они относят его к принципиально новому периоду творчества Есенина, когда его взгляды на будущее России кардинально переосмысливаются. Несмотря на то что название стихотворения несколько интимно (ведь письма адресованы кому-то лично, в данном случае - конкретной женщине), произведение посвящено теме определения во время исторического перелома отдельной личности. Лирическому герою именно форма письма помогает, обращаясь к любимой, поразмыслить о будущем и прошлом, как своем собственном, так и своей страны

Какие 2 линии прослеживаются в стихотворении?

Анализ стихотворения Есенина "Письмо к женщине" показывает, что в нем сплетаются 2 линии, 2 пласта: общественное и личное, любовь к родине и любовь к женщине. Оно начинается личным воспоминанием. Лирический герой описывает сцену расставания с любимой женщиной, которая бросала ему в лицо горькие и резкие обвинения. Женщина хотела расстаться с ним, так как считала, что ему пора приняться за дело, что его измучила ее "шальная жизнь". Лирический герой в ответ выдвигает свои обвинения. Она просто его не понимала, не могла понять душевного разлада, а также трагедии в мире, когда безвозвратно в прошлое уходит одна страна, а что-то неизведанное и совершенно новое приходит ей на смену . (Прочтение отрывка)

Сколько частей в поэме?

Как называется этот прием?
Антитеза - художественное противопоставление характеров. Обстоятельств, понятий, явлений и т.д. (Запись в тетради)

Я стал не тем, Кем был тогда.

Простите мне. Я знаю: вы не та.)

Каким же мы видим лирического героя в этом произведении?

От какого лица идет повествование?
( От первого.)

2) Ответа на вопрос ( вопрос философский): Что происходит? Попытка разобраться и осмыслить происходящее.

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянии.

Эти слова впоследствии стали известным афоризмом. Как прав был поэт… Только спустя годы можно по-настоящему оценить случившееся. Такую попытку и делает Есенин в следующих строках своего письма, используя развернутую метафору:

Земля – корабль!

Но кто-то вдруг

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Что подразумевает поэт в этих строках?

Есенин тоже считает себя членом команды корабля. Наблюдая, что происходит с людьми в это жестокое время, герой:

Cпустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Чтоб, не страдая ни о ком,

Себя сгубить

В угаре пьяном.

Какую страшную жизненную истину открыл для себя поэт? Как было с этим жить? Воспоминания о трагическом времени, о боли, причиненной любимой, терзают героя стихотворения. Прошлое, незабытая любовь, не дают ему покоя, он мечется, то оправдывая себя, то признавая свою вину перед любимой:

Я мучил вас,

У вас была тоска

В глазах усталых.

Как построено стихотворение? Какой прием использует автор ?

Следующая секстина повторяет 4 cтрофу стихотворения: автор строит письмо, используя кольцевую композицию внутри первой части стихотворения (до отточия) для передачи cвоего душевного состояния.

Посмотрим на первое пятистишье второй части . На какие размышления наводит эта часть стих-я?

Как изображается место совершения действия в стихотворении?

И чувствую и мыслю по-иному…

Хвала и слава рулевому.

О чем мы узнаем далее?

С серьезным, умным мужем:

Что не нужна вам наша маета,

И сам я вам

Ни капельки не нужен.

Чем же заканчивается стихотворение?

Последняя секстина, благодаря красивому развернутому сравнению, звучит совсем по-пушкински: как благословение этой женщине.

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

Как вы думаете, чувства героя остыли?.

Строки, которыми подписался поэт, дают полное представление о его чувствах, не остывших со временем, но вместе с тем, деликатных и не компрометирующих любимую.

Итоги урока: Стих далеко не только о любви, скорее любовная история является полотном на котором рисуется картина мира.

Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

2)Проследить 2 линии (любовную и философскую) в произведении .

3)Развитие у учащихся навыков самостоятельного анализа текста. Развитие устной речи учащихся, логического мышления, умения видеть художественные средства и делать вывод.

4) Воспитание интереса к творчеству поэта, воспитание любви к Родине.

Оборудование:

-фотографии З.Райх с детьми

-иллюстрации к стихотворению

Художественно-философский мир Есенина под влиянием событий 20 века (выделение периодов (этапов) в творчестве Есенина, отношение к революции в

Домашнее задание для всех: Выразительное чтение стихотворения с анализом.

Выступления учеников:

Какова основная тема этого произведения?
( Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине).

Чему посвящено произведение? Это послание литературоведы считают целой поэмой. Они относят его к принципиально новому периоду творчества Есенина, когда его взгляды на будущее России кардинально переосмысливаются. Несмотря на то что название стихотворения несколько интимно (ведь письма адресованы кому-то лично, в данном случае - конкретной женщине), произведение посвящено теме определения во время исторического перелома отдельной личности. Лирическому герою именно форма письма помогает, обращаясь к любимой, поразмыслить о будущем и прошлом, как своем собственном, так и своей страны

Какие 2 линии прослеживаются в стихотворении?

Анализ стихотворения Есенина "Письмо к женщине" показывает, что в нем сплетаются 2 линии, 2 пласта: общественное и личное, любовь к родине и любовь к женщине. Оно начинается личным воспоминанием. Лирический герой описывает сцену расставания с любимой женщиной, которая бросала ему в лицо горькие и резкие обвинения. Женщина хотела расстаться с ним, так как считала, что ему пора приняться за дело, что его измучила ее "шальная жизнь". Лирический герой в ответ выдвигает свои обвинения. Она просто его не понимала, не могла понять душевного разлада, а также трагедии в мире, когда безвозвратно в прошлое уходит одна страна, а что-то неизведанное и совершенно новое приходит ей на смену. (Прочтение отрывка)

Сколько частей в поэме?

Как называется этот прием?
Антитеза - художественное противопоставление характеров. Обстоятельств, понятий, явлений и т.д. (Запись в тетради)

Я стал не тем, Кем был тогда.

Простите мне. Я знаю: вы не та.)

Каким же мы видим лирического героя в этом произведении?

От какого лица идет повествование?
( От первого.)

2) Ответа на вопрос ( вопрос философский): Что происходит? Попытка разобраться и осмыслить происходящее.

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянии.

Эти слова впоследствии стали известным афоризмом. Как прав был поэт… Только спустя годы можно по-настоящему оценить случившееся. Такую попытку и делает Есенин в следующих строках своего письма, используя развернутую метафору:

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Что подразумевает поэт в этих строках?

Есенин тоже считает себя членом команды корабля. Наблюдая, что происходит с людьми в это жестокое время, герой:

Cпустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Чтоб, не страдая ни о ком,

Какую страшную жизненную истину открыл для себя поэт? Как было с этим жить? Воспоминания о трагическом времени, о боли, причиненной любимой, терзают героя стихотворения. Прошлое, незабытая любовь, не дают ему покоя, он мечется, то оправдывая себя, то признавая свою вину перед любимой:

У вас была тоска

В глазах усталых.

Как построено стихотворение? Какой прием использует автор?

Следующая секстина повторяет 4 cтрофу стихотворения: автор строит письмо, используя кольцевую композицию внутри первой части стихотворения (до отточия) для передачи cвоего душевного состояния.

Посмотрим на первое пятистишье второй части . На какие размышления наводит эта часть стих-я?

Как изображается место совершения действия в стихотворении?

И чувствую и мыслю по-иному…

Хвала и слава рулевому.

О чем мы узнаем далее?

С серьезным, умным мужем:

Что не нужна вам наша маета,

Ни капельки не нужен.

Чем же заканчивается стихотворение?

Последняя секстина, благодаря красивому развернутому сравнению, звучит совсем по-пушкински: как благословение этой женщине.

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

Как вы думаете, чувства героя остыли?.

Строки, которыми подписался поэт, дают полное представление о его чувствах, не остывших со временем, но вместе с тем, деликатных и не компрометирующих любимую.

Итоги урока: Стих далеко не только о любви, скорее любовная история является полотном на котором рисуется картина мира.

Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по творчеству Сергея Есенина. Цель урока: знакомство с лирикой Есенина.


Цель урока: знакомство с любовной лирикой С. А. Есенина Задачи:

Оборудование урока: презентация, фотографии, тексты стихотворений, песни и романсы на стихи Есенина, выставка книг, высказывания поэта.

Ход урока.

2. Чтение отрывков и стихотворений с показом соответствующих иллюстраций.

Сергей Есенин прожил ослепительную короткую жизнь, трагически оборвавшуюся в тридцать лет, и главная отличительная черта этой короткой, как вспышка молнии, жизни – её эмоциональная насыщенность, напряженность, интенсивность. Такой яркий свет Есенин оставил, может быть, потому, что в его творчестве, как ни в чьем другом, отразились свойства незаурядной, обаятельнейшей личности.

Выступление учащихся.

Зеленая прическа,
Девическая грудь,
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?

Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил – печальный
Твой предосенний шум.

Поэту было девятнадцать лет, когда он приехал в Москву. Там он познакомился с Анной Изрядновой. Он нашел в ней родную душу. Они вместе проводили дни, ей первой он читал свои стихи, по вечерам он провожал её пешком через всю Москву. Анна приютила Есенина у себя, стала ему гражданской женой и в 1914 году родила ему сына Юрия. Есенин очень любил сына, Анна была единственным человеком, которому он безгранично доверял.
Память о ней была свята.
К ней он приходил жечь рукописи, к ней он пришел в роковой день отъезда в Ленинград, в декабре 1925, чувствуя, что его вот-вот убьют, заходил прощаться, сказал: “Береги сына”. Видно, сердце поэта предчувствовало беду. Жестокая учесть ждала его сына, столь же независимого, смелого в суждениях, также писавшего стихи. В 1937 году он был арестован и после садистских пыток расстрелян.

В 1917 году в редакции газеты “Дело народа”, где печатались стихи Есенина, поэт знакомится со смешливой, бойкой девушкой Зинаидой Рейх. С ней он отправляется в путешествие на Север, в Соловки и в Мурманск. Они решают пожениться, обвенчаться. Купили обручальные кольца, нарядили невесту, денег на свадебный букет не было, но они были счастливы. Невеста была прекрасна, она хотела иметь семью, он был влюблен.
Поначалу все было хорошо, снимали квартиру на Литейном. Однажды они выбросили обручальные кольца в окно и тут же помчались их искать, с переездом в Москву семейная жизнь начала рушиться. Даже, несмотря на рождение дочери Татьяны в мае 1918 года и сына Константина в марте 1920-го года семейная жизнь не сложилась. Они развелись в 1921 году, Зинаида стала актрисой и вышла замуж за Мейерхольда.
Зинаида была самой любимой из близких Есенину женщин, и Зинаида очень любила Есенина. И ее, как и первого сына поэта постигла ужасная учесть. В 1939 году она была зверски убита в собственной квартире.
В стихах Есенина нет прямого упоминания Зинаиды Николаевны, но он напишет ей стихотворение за стихотворением, одно лучше другого. Например, “Письмо женщине”. (звучит музыка)

Выступление учащихся.

Судьба подарила Есенину дружбу с очень интересным человеком – Надеждой Давыдовной Вольпин. Той самой Наденькой, которая безумно любила поэта. Они часто встречались, беседовали. Она боготворила его, ценила его поэтический дар. Она родила Есенину сына Александра, талантливого математика, поэта, познавшего ссылку, отсидевшего в тюремной психиатрической больнице, выдворенного из страны в 1975 году в США.

Среди искренних друзей Есенина была Галина Артуровна Бениславская. Познакомились они в 1920 году. “Эта девушка, умная и глубокая, любила Есенина преданно и беззаветно”.
Она вела его литературные дела, общалась с его близкими друзьями, заботилась, любила, ревновала, терпела его измены. Гибель Есенина потрясла её. Почти через год после смерти поэта 3 декабря 1926 года она застрелилась на могиле любимого ею человека. Похоронена она рядом с ним. Люди смертны, бессмертна любовь.

Есенин устал жить за границей, устал от семейных ссор, скандалов, они вернулись в Россию. “Он был очень счастлив, что вернулся в Россию. Радовался, как ребенок. Трогал руками дома, деревья. Уверял, что все, даже небо и луна другие, чем там у них”. Есенин и Дункан расстаются. Есенину хочется новых чувств, он хочет снова любить.
Трагично оборвалась жизнь Изадоры, она погибла во время прогулки на автомобиле, когда её легкий шарф, обвивавший шею, попал в колесо машины.
Вернувшись в Россию, Есенину пришлось очень много испытать. Бездомье, болезнь, выпивки с друзьями, конфликты с имажинистами, против него начались провокации, ему пришлось пройти через клевету литературных критиков, травлю в печати. Ему пришлось пройти через доносы, допросы, судебные угрозы.

Заметался пожар голубой,
Позабылись родимые дали.
В первый раз я запел про любовь,
В первый раз отрекаюсь скандалить.
Был я весь – как запущенный сад,
Был на женщин и зелие падкий.
Разонравилось пить и плясать
И терять свою жизнь без оглядки.

Августа Леонидовна вспоминала: “помню, как он сидел на ковре у моих ног, держал мои руки и говорил: “Красивая, красивая… Я буду писать вам стихи…”.
По свидетельству друзей “какой-то умиротворенный, непривычно спокойный Есенин и Миклашевская под тонкой синеватой вуалью – зрелище блоковское. Счастливые друзья, видевшие Есенина в пору его последней любви. Она бросает как бы отсвет на всю последующую лирику поэта”. В 1923 году состоялась помолвка Миклашевской и Есенина, но к вечному союзу она не привела. Судьба распорядилась иначе. В одну из встреч на улице он сказал ей: “Прожил с вами уже всю нашу жизнь”.

Познакомился с Шагандухт Тальян в 1924 году.Между ними завязалась дружба. Они встречались, бродили по улицам. Поэт рассказывал ей о России, о родных, о своей жизни. Шаганэ много рассказывала о себе, у неё была непростая жизнь. Она рано лишилась семьи, сначала у неё умерла мать, потом отец. Затем умирает любимый муж. Шаганэ была интересна Есенину, с ней было легко, спокойно. Есенин создает цикл стихов о Шаганэ.

Шаганэ, ты моя Шаганэ!
Там, на Севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне…
Шаганэ, ты моя Шаганэ.

Известно, что Есенин читал ей свои стихи, говорил с ней о достоинствах персидских поэтов, брал книги из ее домашней библиотеки.

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

- Кого напомнила Есенину красавица-армянка?

Многие друзья считали женитьбу Есенина шагом опрометчивым, да и сам поэт не был уверен, что поступает верно. Софья Андреевна попыталась вырвать его от нездоровой среды, окружить заботой, вела записи его высказываний, записывала стихи. Есенину было трудно привыкнуть к новому быту. Он порывает с Софьей и уезжает из Москвы в Ленинград.

Ты жива ёще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.

Тест по творчеству С. Есенина. (см. презентацию)

Обобщение, выводы

Особенности этой темы.

 Чувство к женщине сливается с любовью к родине и жизни.

 Прекрасен любящий человек, и страшна утрата живого чувства, замена его ненастоящим (суррогатом).

 Тот, кто видит в гибком стане любимой светлую тайну, песню и мечту, обладает истинно человеческой красотой.



С.Есенин и А.Дункан.
Фотография. 1922 г. Нью-Йорк.
Источник: Агатов М.
Об авторах ваших книг.
Литературные композиции. – М.:
Молодая гвардия, 1972, стр. 146

СЕРГЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ ЕСЕНИН
(1895 – 1925)

Уроки литературы в 9 классе[1]


УРОК 77
С. А. ЕСЕНИН. СТИХИ О ЛЮБВИ

Основные виды деятельности.
Выразительное чтение. Участие в коллективном диалоге. Выявление художественно значимых изобразительно-выразительных средств языка поэта и определение их художественной функции

— Какие настроения появились в послеоктябрьской лирике Есенина?

— Какие обстоятельства жизни поэта обусловили эти настроения?

— Почему он воспринимал окружающий мир драматически?

— Есть ли связь между трагедией народа, пережившего октябрьский переворот, и личными драмами поэта? Обоснуйте своё мнение.

Группа 1.

Какой конфликт намечен в них?

Какие стилевые особенности фрагмента показывают напряжённость отношений лирического героя и его возлюбленной?

С какой целью автор использует приём лирического монолога?

Почему лирические персонажи он и она противопоставлены? Дайте им характеристику.

Какова связь между личной драмой лирического я и обстановкой в стране?

Группа 2.

Почему для изображения неустойчивой обстановки в стране поэт находит образ корабля?

О каких политических событиях поэт повествует в образной форме?

Почему поэт говорит о драматических событиях в стране и собственной душе, прибегая к натуралистическим картинам?

Что мучает поэта больше: разрыв с любимой или непонимание происходящего на Родине?

Группа 3.

Как в них проявилось позитивное отношение лирического героя к новой действительности?

Какие изменения в своей жизни лирический герой ставит себе в заслугу?

Каким был лирический герой и что с ним сталось? За что он просит прощения у любимой?

Прокомментируйте финальную строфу. Как в ней проявилась мудрость поэта и его философское отношение к жизни?

Группа 4.

Выпишите примеры изобразительно-выразительных средств языка и объясните их функцию в стихотворении.

Заполните цитатную таблицу:

Сделайте вывод о роли изобразительно-выразительных средств языка в данном стихотворении.

Выразительное чтение 2—3 стихотворений о любви из этого цикла (по выбору учителя).

Аналитическая беседа:

— О чём это стихотворение: о Родине или о любви? Обоснуйте свой ответ.

— Какие слова и выражения рисуют образ Родины, а какие — образ чужбины?

Заполнение цитатной таблицы и вывод об авторском отношении к Родине и чужбине:

— О чём лирический герой хочет рассказать своей возлюбленной? Как в стихотворении соединилась любовь к Родине и глубокая симпатия к Шаганэ?

— Найдите в стихотворении слова и выражения, подтверждающие исповедальность стиля поэта и искренность его чувств.

— В чём особенности композиции стихотворения?

— Найдите в тексте повторы, анафоры, антитезы, метафоры, риторические вопросы, восклицания и обращения и объясните их роль.

Практическая работа.
Составление партитурной разметки текста и подготовка выразительного чтения стихотворения:

1. Разделите текст на смысловые части и определите их настроение.

2. Укажите слова, которые нужно выделить логическими ударениями.

3. Расставьте вертикальными линиями смысловые и ритмические паузы.

4. Определите варианты интонационного повышения и понижения голоса в конце стихотворных строк и обозначьте их стрелками. Обратите внимание на восклицательные интонации.

5. Прочитайте стихотворение вслух по частям и полностью, соблюдая сделанную вами партитурную разметку.

Творческое задание.

Почему главными приёмами в стихотворении Кибирова являются ирония и трагизм?

И т о г о в ы е в о п р о с ы:

Домашнее задание

Выучить наизусть одно из стихотворений С. А. Есенина о любви.

Письменно проанализировать его или ответить на один из итоговых вопросов урока.

Индивидуальные задания.

Подготовить выразительное чтение стихотворений А. А. Ахматовой и М. И. Цветаевой о Маяковском и его стихотворений, изученных в 5—8 классах.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

С. А. ЕСЕНИН
В ВОСПОМИНАНИЯХ
СОВРЕМЕННИКОВ

М. Горький очень высоко ценил лирическое дарование Есенина. Создавая литературные портреты русских писателей, он остановил свое внимание и на Есенине.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.
(вернуться к уроку)
ПИСЬМО К ЖЕНЩИНЕ
С. А. Есенин[2]

Вы помните,
Вы всё, конечно, помните,
Как я стоял,
Приблизившись к стене,
Взволнованно ходили вы по комнате
И что-то резкое
В лицо бросали мне.

Вы говорили:
Нам пора расстаться,
Что вас измучила
Моя шальная жизнь,
Что вам пора за дело приниматься,
А мой удел –
Катиться дальше, вниз.

Любимая!
Меня вы не любили.
Не знали вы, что в сонмище людском
Я был, как лошадь загнанная в мыле,
Пришпоренная смелым ездоком.

Не знали вы,
Что я в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь, что не пойму –
Куда несет нас рок событий.

Лицом к лицу
Лица не увидать.
Большое видится на расстояньи.
Когда кипит морская гладь,
Корабль в плачевном состояньи.

Земля – корабль!
Но кто-то вдруг
За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг
Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой
Не падал, не блевал и не ругался?
Их мало, с опытной душой,
Кто крепким в качке оставался.

Тогда и я
Под дикий шум,
Незрело знающий работу,
Спустился в корабельный трюм,
Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Тот трюм был –
Русским кабаком.
И я склонился над стаканом,
Чтоб, не страдая ни о ком,
Себя сгубить
В угаре пьяном.

Любимая!
Я мучил вас,
У вас была тоска
В глазах усталых:
Что я пред вами напоказ
Себя растрачивал в скандалах.

Но вы не знали,
Что в сплошном дыму,
В разворочённом бурей быте
С того и мучаюсь,
Что не пойму,
Куда несет нас рок событий.

.
Теперь года прошли,
Я в возрасте ином.
И чувствую и мыслю по-иному.
И говорю за праздничным вином:
Хвала и слава рулевому!

Сегодня я
В ударе нежных чувств.
Я вспомнил вашу грустную усталость.
И вот теперь
Я сообщить вам мчусь,
Каков я был
И что со мною сталось!

Любимая!
Сказать приятно мне:
Я избежал паденья с кручи.
Теперь в советской стороне
Я самый яростный попутчик.

Я стал не тем,
Кем был тогда.
Не мучил бы я вас,
Как это было раньше.
За знамя вольности
И светлого труда
Готов идти хоть до Ламанша.

Простите мне.
Я знаю: вы не та –
Живете вы
С серьезным, умным мужем;
Что не нужна вам наша маета,
И сам я вам
Ни капельки не нужен.

Живите так,
Как вас ведет звезда,
Под кущей обновленной сени.
С приветствием,
Вас помнящий всегда
Знакомый ваш
Сергей Есенин.
1924

Источник: Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. / Гл. ред. Ю. Л. Прокушев; ИМЛИ им. А. М. Горького РАН. – М.: Наука; Голос, 1995– 2002. Т. 2. Стихотворения (Маленькие поэмы), стр. 123-125.
(вернуться к уроку)
ШАГАНЭ ТЫ МОЯ, ШАГАНЭ.
С. А. Есенин[3]

***
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Потому что я с севера, что ли,
Я готов рассказать тебе поле,
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.
Потому что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы ни был красив Шираз,[4]
Он не лучше рязанских раздолий.

Потому что я с севера, что ли?
Я готов рассказать тебе поле,
Эти волосы взял я у ржи,
Если хочешь, на палец вяжи —
Я нисколько не чувствую боли.
Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне
По кудрям ты моим догадайся.
Дорогая, шути, улыбайся,
Не буди только память во мне
Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!
Там, на севере, девушка тоже,
На тебя она страшно похожа,
Может, думает обо мне.
Шаганэ ты моя, Шаганэ!
1924

Источник: Есенин С. А. Полное собрание сочинений: В 7 т. — М.: Наука; Голос, 1995—2002. Т. 1. Стихотворения. — 1995. — С. 252—253.
(вернуться к уроку)
ШАГАНЭ ТЫ МОЯ, ШАГАНЭ.
Тимур Кибиров[5]

Шаганэ ты моя, Шаганэ,
Потому что я с Севера, что ли,
По афганскому минному полю
Я ползу с вещмешком на спине.
Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Тихо розы бегут по полям.
Нет, не розы бегут – персияне.
Вы куда это, братья-дехкане?
Что ж вы, чурки, не верите нам.
Тихо розы бегут по полям.

Шаганэ-маганэ ты моя!
Бензовоз догорает в кювете.
Мы в ответе за счастье планеты.
А до дембеля 202 дня.
Шаганэ ты, чучмечка моя.

Шаганэ ты моя, маганэ!
Там, на Севере, девушка Таня.
Там я в клубе играл на гармони.
Там Есенин на белой стене.
Не стреляй, дорогая, по мне!

И ползу я по этому полю –
синий май мой, июнь голубой!
Что со мною, скажи, что со мной –
я нисколько не чувствую боли!
Я нисколько не чувствую боли.
Конец 1986

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

Читайте также: