Экскурсия в картинную галерею конспект нод

Обновлено: 07.07.2024

- Совершенствовать коммуникативные качества при выполнении коллективных работ.

- выполнение музыкальных этюдов разного характера;

- экскурсия в рощу, наблюдение за изменениями в природе;

- рисование нетрадиционными способами;

- репродукции картин, размещенные по залу по типу картинной галереи.

- принадлежности для рисования. (Мольберты, акварельные краски, гуашь, кисти, салфетки, стаканчик с водой, губки, пробки. зубные щетки, ватные палочки )

- два затонированных листа размером 30 на 60, (желто-голубой и серо-голубой).

Дети входят в зал и становятся полукругом вокруг музыкального руководителя.

Муз. руководитель: Дети, посмотрите вокруг, сегодня наш зал выглядит очень необычно. Это потому, что здесь сегодня открыта картинная галерея.

(Музыкальный руководитель беседует с детьми о том, что такое картинная галерея, о правилах поведения в ней. Затем начинают осмотр картин..)

Муз. руководитель проводит параллель между характером музыки и сюжетом картины, дети говорят о схожести музыкальных красок и красок художника.

Муз. руководитель: Ребята, какое настроение у вас появилось, когда вы слушали музыку и рассматривали картину? (ответы детей) Мне даже захотелось оказаться на этой замечательной полянке, сплести венок из цветов. Давайте пофантазируем.

- Какая замечательная музыка, так и хочется пуститься в пляс.

Дети танцуют, используя знакомые танцевальные движения.

Воспитатель: Вот и закончилась наша экскурсия по картинной галерее.

- Ребята, понравилось вам в картинной галерее? (ответы детей)

Ребята, а знаете ли вы, где художники создают свои картины? (ответы детей)

Такое место называется художественной мастерской. Хотите посмотреть, как она выглядит? Тогда давайте превратимся в художников и пройдем в мастерскую.

Специально для нас подготовили 2 холста. Смотрите, на одном нарисована тучка, а на другом солнышко. Как вы думаете, что это значит? (ответы детей). Молодцы. Правильно, те, кому попадется солнышко, будут рисовать яркий солнечный осенний денек, а те, кому попадется тучка, будут рисовать пасмурный день.

Для того чтобы узнать, за каким мольбертом вы будете работать, возьмите со стола каждый по одной карточке и подойдите к своему мольберту. (Дети берут каждый по 1 карточке (солнышко или тучка) и подходят к соответствующему мольберту)

Под тихую музыку дети приступают к созданию своих картин. Педагоги координируют работу детей, помогая выбрать наиболее подходящие приемы изображения.

Педагог-психолог: Я прошла по картинной галерее и поняла, что когда смотришь на картины художников, испытываешь разные чувства: восхищение, радость, легкую грусть, печаль, тоску. Наверное, когда художники пишут свои картины, они тоже испытывают эти чувства, которые потом передаются зрителю. Вы сегодня были художниками, какие чувства вы испытали, когда рисовали свои картины? (Ответы детей) Правильно, солнечный день всегда вызывает чувство радости, а в дождливый день нас охватывает чувство грусти и печали. Ребята, вы сегодня побывали в картинной галерее, где любовались картинами знаменитых художников, и сами попробовали написать картину. Какие чувства испытали вы сегодня? (Ответы детей)

Перед вами осенние листья. Посмотрите, какие они разноцветные. Выберите тот листок, цвет которого больше всего подходит к вашему настроению.

Конспект занятия по ознакомлению детей с жанрами живописи.

1. закрепить у детей представления о том, что такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности;

2. вызвать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание ему;

3. развивать творческое воображение, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого;

4. словарная работа: живопись, натюрморт, пейзаж, портрет, палитра.

1. рассматривание репродукций картин разных жанров;

2. составление описательных рассказов по картинам;

4. чтение стихотворений о природе;

5. посещение музея.

Материал для занятия:

1. репродукции картин каждого жанра;

2. отрывки из музыкальных произведений;

3. материал для составления картин детьми;

4. цветные палитры.

Ход занятия:

-Дети, сегодня я хочу пригласить Вас на экскурсию в картинную галерею.

-Как вы думаете, что там можно увидеть?

-Верно, картины.

-А как еще можно назвать картины?

- Давайте вспомним, что такое живопись?

Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Секрет живописи в том, что художник с помощью кистей и красок создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.

- Давайте создадим себе хорошее настроение перед экскурсией.

«Я - маленькое солнышко. Я просыпаюсь, умываюсь. Я расчесываю свои лучики и поднимаюсь над горизонтом.

- Приглашаю Вас в первый зал.

- Посмотрите на эти картины внимательно.

- Да, здесь нарисованы разные овощи, фрукты, цветы, посуда, книги. Мы уже знаем, как называются эти картины. Это натюрморты.

- А что хотели нам рассказать художники этими натюрмортами? Они рассказывают красками, как прекрасен наш мир, славят богатство и изобилие природы, труд людей, создавших эти предметы. Художники предлагают нам полюбоваться этими вещами, увидеть их красоту.

- Какая из картин Вам понравилась? Почему? (обсуждение)

- Найдите самый вкусный натюрморт.

- Самый веселый натюрморт?

- Переходим в следующий зал.

- Что изображено на этих картинах?

- Как называется этот жанр живописи?

- О чем художники хотят нам рассказать?

- Да. О красоте дикой природы – лес, море, горы и о природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея. О разнообразии ее состояний: утро, вечер, ночь, закат, зима, осень, весна и лето. И здесь художники передают свое настроение, состояние – то, что происходит в душе человека, когда он видит солнце, ощущает холодный ветер, дождь или снег.

- С помощью чего художники передают свое настроение?

- Конечно с помощью красок.

- Яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься.

- Давайте с вами найдем радостный, грустный, тревожный пейзаж.

- Многие музыканты, любуясь красотой природы, сочиняли музыку.

- Давайте послушаем отрывки из музыкальных произведений, и представим, какому пейзажу соответствует музыка.

- Переходим в следующий зал.

- Какой жанр живописи представлен здесь?

- Кто обычно изображен на портрете?

- Да. Это человек или группа людей, это и взрослые, и дети, иногда мы можем увидеть, кто они по профессии: врачи, строители, музыканты.

- На что похож портрет?

И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное.

- Давайте рассмотрим некоторые портреты. Какие из них Вам понравились больше всего? Почему? (обсуждение)

- А сейчас я приглашаю Вас в художественную мастерскую. Мы станем настоящими художниками и попробуем составить портрет, натюрморт и пейзаж. Придумайте названия своим картинам. (Дети составляют картины из элементов аппликации, работают по подгруппам).

Предлагаю детям оставить картины на выставке.

- Ну вот, и подошла к концу наша экскурсия.

- Что Вам понравилось больше всего?

- Что нового вы узнали?

- Какое у Вас настроение после экскурсии?

- Появилась ли у Вас любимая картина в нашей галерее?

- Давайте, как настоящие художники, выразим свое настроение с помощью палитры (карточки с цветными кружочками).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о пейзаже, натюрморте, портрете как жанре живописи.

-рассматривание репродукций картин разных жанров;

- беседы о художниках и их картинах;

-изобразительная деятельность (рисование пейзажей, портретов, натюрмортов)

Учить внимательно рассматривать картины, находить характерные особенности, уметь сравнивать и анализировать картины между собой, научить находить различия.

Воспитывать интерес к прекрасному, пользоваться разными средствами выразительности; использовать разные техники рисования; закрепить правила поведения в картинной галерее.

Развивать творче ское, понятийно-образное, логическое, абстрактное

мышление, мелкую моторику пальцев рук, умение ориентироваться на листе

Развивать фантазию, воображение, художественный вкус.

8. Воспитывать стремление к искусству, к творчеству;

9. Воспитывать аккуратность, трудолюбие, чувство коллективизма.

10. Воспитывать самостоятельность, собранность, сосредоточенность,

Воспитатель: Ребята, сегодня, нам пришло письмо. Хотите узнать от кого? Кто это? Правильно, это Незнайка!

Воспитатель: Ой, да это же сегодня.

Ну-ка, где картины выставляют

Все ли дети это знают?

Это место так чудесно,

Здесь всё очень интересно,

Здесь картины в ряд стоят,

Посмотреть на них велят

Как же место то зовётся?

Есть ответ у нас один,

Это выставка картин.

Верно , картинная галерея – это помещение, дом-музей, где хранятся картины. Туда люди ходят ими любоваться.

Воспитатель: Пойдёмте все за мной

Мы на выставку идём

Как себя мы там ведём?

Воспитатель: Вы помните правила поведения в выставочном зале? (не шуметь, громко не разговаривать, ходить тихонько, не топать, картины руками не трогать) .

Кто же создает картины? Правильно, художник.

С помощью кистей и красок художник создает как бы живой, видимый нами словно через окно, мир. Под его кистью оживают деревья, цветы, море. Но краски в руках настоящего художника, могут рассказать не только о том, что он увидел, но и о том, что он в это время чувствовал: радость или печаль, тревогу или спокойствие. Краски могут создавать настроение. Одни цвета радуют, другие волнуют.

Ребята, вы уже знаете, что бывает несколько видов живописи. Живопись – это один из видов изобразительного искусства. Сейчас мы с вами и посмотрим несколько видов живописи.

Мы в ЗАЛЕ № 1 . Рассмотрим внимательно каждую картину и вспомним, к какому жанру живописи она относится. Определите, к какому жанру живописи она относится. Что здесь изображено? Так что это же это за вид живописи?

- Ребята, скажите, как вы поняли, что это пейзажи?

Если видишь на картине, нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется пейзаж.

- Когда художник рисует пейзаж, что он хочет нам рассказать?

Правильно. Он хочет рассказать нам о красоте дикой природы – лес, море, горы и о природе, измененной руками человека – парк, сквер, аллея. Художники изображают на картинах живую природу или какую - либо местность, например, лес, поле, горы, рощу, деревню или город. Пейзаж также может включать изображение человека, природных явлений, например, грозы, дождя, радуги, шторма. Может изображать утро, вечер или ночь; закат или рассвет; времена года: зима, осень, весна или лето. И здесь художники передают свое настроение.

С помощью чего художники передают свое настроение?

Конечно с помощью красок.

Яркие, теплые тона передают веселое, радостное настроение. Бледные холодные тона вызывают грусть, заставляют задуматься. А многие музыканты, любуясь красотой природы, сочиняли музыку.

А теперь давайте с вами немного поиграем.

Ветер дует нам в лицо

Ветерок все тише, тише..

Деревцо все выше, выше!

Воспитатель: А теперь давайте пройдем с вами во второй зал.

Посмотрите на эти картины внимательно, что на них изображено? Верно - на этих картинах вы видите овощи, фрукты, посуду, предметы. Этот вид живописи называется? правильно, натюрморт.

- Ребята, как вы поняли, что это натюрморты?

Если видишь на картине чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине, или розу в хрустале.

Или бронзовую вазу, или грушу или торт,

Или все предметы разом, знай что это НАТЮРМОРТ

- Когда художник рисует натюрморт, что он изображает?

(Выслушать ответы детей и обобщить их)

Натюрморт - это жанр живописи, изображение неодушевленных предметов: предметов быта, музыкальных инструментов, мебели. Кроме неодушевленных предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, обращенные в вещь: рыба на столе, цветы в букете.

- Ребята, художники писали натюрморт, а я хочу вам предложить посоревноваться в составлении натюрморта. Нам надо поделиться на две команды. И каждой команде составить натюрморт из овощей и фруктов. Вот вам две корзинки.

(дети составляют натюрморт)

- Молодцы! Давайте посмотрим у кого, что получилось. Какие красивые натюрморты вы составили.

А теперь, ребята, мы с вами пройдем в третий зал, где вы увидите множество различных портретов.

- Ребята, по каким признакам вы поняли, что это портреты?

(Выслушать ответы детей и обобщить их)

- Здесь крупно нарисованы люди, хорошо видны их лица.

- Что портрет может рассказать нам об изображенном человеке?

(Выслушать ответы детей и обобщить их)

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас

Или вроде верхолаз

Летчик, или балерина

Или Колька твой сосед,

Обязательно картина называется ПОРТРЕТ

Кто обычно изображен на портрете?

Правильно. Это человек или группа людей, это и взрослые, и дети, иногда мы можем увидеть, кто они по профессии: врачи, строители, музыканты.

На что похож портрет?

И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и их настроение: грустное или радостное, спокойное или взволнованное.

- По портрету мы можем узнать о внешнем облике человека, о его характере, настроении, о том, в какое время жил человек.

Ребята, вспомните, как называют художника, который любит писать портреты, пишет только портреты? (портретист). Художник старается хорошо изучить черты лица человека перед тем, как начать писать портрет. Художник должен быть очень внимательным, но это еще не все. Хороший художник- портретист обязательно старается передать в картине настроение или даже характер человека, которого изображает.

Сейчас мы с вами поиграем в одну интересную игру. Я буду художником, а вы – портретами, которые я рисую. Только рисовать я буду словами. Буду называть какое-нибудь явление природы, а вы будете изображать чувства которые вызывает у вас это явление, например радость, грусть, злость а вы попытаетесь это чувство изобразить.

Педагог говорит: Светит солнышко Дети - Радость!. Идёт сильный дождь - грусть! Гремит сильный гром - Страх! Появилась радуга - Спокойствие! И вы гуляете и внезапно поднялся сильный ветер - Растерянность! Дети изображают.

А сейчас художниками побудете вы. Вы будете рисовать портрет человека. А чей портрет, попробуйте отгадать:

Кто вас, дети крепко любит?

Кто жалеет, кто целует,

Кто заботится, ласкает

Нежно на руках качает,

Песни добрые поет,

Утром в детский сад ведет?

Воспитатель: Мама – самый дорогой и любимый человек. Маму вы видите каждый день, и вам легко будет вспомнить, как она выглядит. Закройте глазки, представьте свою маму. Вспомните, цвет ее глаз,волос.. Как известно, настроение у людей бывает разное: радость, смех, печаль, грусть, гнев, спокойствие. Разное выражение лица называется мимикой. Подумайте, с каким выражением лица вы нарисуете свою мамочку.

Мама улыбается – улыбчивая

Мама грустит – грустная

Мама смеётся – веселая

Мама плачет – плаксивая

Мама злится – злая

Мама задумалась – задумчивая и т.д.

Воспитатель: Ну что, хотите нарисовать портрет мамы?

Воспитатель: - Ну тогда за дело!

Рисовать портрет непросто.

Сначала сделаем набросок.

Карандаши сейчас возьмем

И потихонечку начнем.

У нас с вами будет портрет головы.

А теперь представьте себе свою маму и начинайте рисовать.

Воспитатель: Правильно, овальной.У вас уже есть в наличии заготовка лица. Лицо какой формы? Затем нарисуем шею.

Где должны располагаться глаза? Посередине лица нарисуем глаза двумя дугами – дуга вверх, дуга вниз. ( ниже лба)

Какие будем рисовать брови? ( тонкие дуги )

Где расположим нос?( по середине лица )

Где расположим губы?( ниже носа )

Готовые рисунки выставляются на стенде.

Ребята, давайте посмотрим какие у вас получились красивые портреты( дети высказываются ).

Дети анализируют свои рисунки, рассказывая, грустные или веселые они получились.

Конспект НОД с элементами музейной педагогики в подготовительной группе

Развивать творческую, речевую, мыслительную деятельность детей.

Закреплять у детей представление о живописи, как виде изобразительного искусства, знать

особенности каждого жанра (портрета, натюрморта, пейзажа).

Формировать умение различать жанры живописи из общей массы картин.

Воспитывать желание посещать музеи.

Активизация словаря:

Галерея, жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет; передний план, задний план картины,

сочетание цветов, фон, настроение, композиция

Предварительная работа:

Беседы о музеях, рассматривание картин;

Организация семейных экскурсий в городской краеведческий музей, в художественную галерею.

Оборудование:

натюрмортов (муляжи фруктов/овощей, предметы посуды, ткань для драпировки, цветы и пр.).

Ход занятия

Воспитатель:

Ребята, сегодня я приглашаю вас совершить увлекательную экскурсию. Но чтобы узнать, куда мы

идем, вам необходимо отгадать загадку. Итак, внимание:

Их очень-очень много.

На этой море видим,

А вон на той — дорогу.

Художников творенья. (Картины)

Воспитатель:

Молодцы! А где можно увидеть много разных картин?

В картинной галерее.

Воспитатель:

Мы, действительно, с вами отправляемся в художественную галерею, где представлены различные

картины. Только экскурсоводами предлагаю стать вам. Согласны?

Воспитатель:

Сегодня мы поговорим о живописи. Что это за вид искусства?

Это живое письмо. Картины, написанные художником. Художники не рисуют, а пишут картины,

оттого они и получаются как живые, получается живопись.

Воспитатель:

Совершенно верно! А знаете ли вы, что в живописи существуют различные жанры? Т.е. все картины

разделяют в зависимости от того, что на них изображено. Поиграем в игру

Если видим на картине

Фрукты и цветы в корзине

Или вкусный-вкусный торт.

Если видим на картине

Речку, поле, берег в тине,

Лес, дорогу, домик наш.

Если видим на картине

Маму, папу, тетю Зину,

Это вовсе не секрет!

Воспитатель:

И, раз вы так легко разбираетесь в этом вопросе, то предлагаю вам выполнить задание. На экране

будут показаны 4 картины. Вам необходимо определить, какая из представленных картин лишняя, и

объяснить свой выбор.

(На экране подборки картин: 1) пейзажи + натюрморт; 2) портреты + пейзаж; 3) натюрморты +

портрет. Дети находят лишнюю картину.)

Воспитатель:

внимательно, что вы можете рассказать об этой картине.

На переднем плане картины изображены русские богатыри. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша

крестьянский сын. Он сильный и могучий. Богатырь хорошо вооружен: с правой руки свисает булава, а

в левой руке щит и длинное копье. Одет он в железную кольчугу, на голове шлем. Зорко всматривается

Илья в даль. Он готов к бою.

Рядом, по правую руку от Ильи Муромца, Добрыня Никитич на белом коне. Одет он богато и

нарядно. Щит у Добрыни каменьями украшен, меч у него булатный, а взгляд у него пристальный. Под

ним белый длинногривый конь стоит, ноздри раздувает, видно, врага чует.

Слева от Ильи Муромца самый молодой богатырь Алеша Попович – сын попа. Он тоже храбрый и

смелый воин, не такой сильный, как Илья или Добрыня, но ловкий, быстрый и находчивый. Он

воевать умеет, и песни петь. В одной руке у него лук, а в другой гусли. Рыжий конь Алеши низко

опустил голову, чтобы пощипать травы, но уши навострил. Хитер Алеша! Не смотрит в сторону врага, а

лишь глаза косит да тугой лук держит наготове.

За спинами богатырей на заднем плане, видны леса поля, степи. Художник использовал темные

цвета, которые вызывают тревогу.

Воспитатель:

У богатырей одна цель – не пропустить врага, крепко стоять на страже Родины. Пришло время и

нам показать свою силушку.

Богатырь - вот он каков: дети маршируют на месте

Он силен, он здоров, повороты в стороны

Он из лука стрелял, имитация движений

Метко палицу бросал.

На границе стоял,

Подрастем, мы и, смотри прыжки на месте

Станем, как богатыри!

Воспитатель.

Воспитатель.

Спасибо за рассказ. Обратите внимание на следующее произведение живописи.

Звучит мелодия фламенко, через 1-2 минуты звук выключается.

Воспитатель:

Композитор передал его звуками и ритмом. А что же увидел художник?

Он увидел, как шалунья и озорница девочка красиво танцует под музыку.

Воспитатель:

Послушаем другого экскурсовода.

На этой картине художник Пётр Петрович Кончаловский нарисовал свою дочь Маргариту. Она

играла с мячиком, прыгала через скакалку, но вдруг услышала музыку и стала танцевать. Это увидела ее

мама и нарядила дочку в свое синее платье с оборками внизу и на рукавах. Под него надела пышную

белую юбку. На шею повязала ярко-желтый платок. Красивое получилось сочетание цветов – холодного

синего с тёплым ярко-желтым! Мама прикрепила в волосы девочке два цветка и получилась испанка!

У девочки веселое настроение – она улыбается, видны даже беленькие зубки. Большие карие глаза

весело поблескивают. Марго танцует, потому что у неё поднятые руки и ножка. В руках погремушки,

чтобы отбивать ритм.

Как красиво смотрится яркая фигурка девочки на светлом фоне!

Воспитатель.

Спасибо за рассказ. Теперь попрошу всех ещё раз внимательно посмотреть на картину «Маргот

Воспитатель.

Какие вы внимательные! Прошу пройти к следующим картинам

На мольберте закреплены

Воспитатель.

Предлагаю следующим экскурсоводам рассказать нам о представленных здесь картинах

весенний поток, весенний ручей. Художник нарисовал синий прохладный ручей. Он бежит в лесу. На

его берегах еще лежит снег. Снег тает, и в ручье становится все больше воды. На проталинках еще не

появилась травка. Около ручья стоят большие деревья. На них еще нет листьев. Их ветки кажутся

Воспитатель.

Что же нарисовано на второй картине?

весны – это зелень весны, первая зеленая травка. Художник нарисовал дорогу в лесу. Она грязная и

сырая. Но вдоль дороги уже появилась первая зеленая травка. Вокруг большой лужи тоже зеленеет

травка. В луже отражается синее небо. Вдали мы видим зеленое поле и деревню. На деревьях в лесу

почки набухли, и ветки деревьев кажутся розовыми, потому что по ним движется сок.

Воспитатель.

А теперь сравните картины и расскажите о том, как называется этот жанр живописи?

Это пейзаж, потому что на обеих картинах изображена природа

Воспитатель:

Молодцы! Предлагаю вам взглянуть на экран. В нашу галерею привезли картину. Вам она знакома?

Воспитатель:

Возможно, это она, но я почему-то сомневаюсь….

На ней изображены лишние детали!

Воспитатель:

Сейчас мы попробуем, взглянув на знакомую картину, найти лишние детали. А волшебный экран

Ребята, какие вы молодцы! Всё назвали точно и обосновали свои ответы! А я приглашаю вас

Дети проходят к столам с разрезными картинками.

Воспитатель:

Кто такие реставраторы?

Реставратор – это музейный доктор. Он восстанавливает музейные экспонаты: предметы и даже

Воспитатель:

Совершенно верно! Вот и вам предстоит сейчас восстановить несколько картин.

Составление из пазлов картин натюрмортов. Как только команда справляется с заданием, на

экране появляется изображение картины.

Воспитатель:

Прекрасно справились, ребята! Скажите, пожалуйста, кто помнит названия отреставрированных

Воспитатель.

Взгляните, пожалуйста, на все представленные здесь картины. К какому жанру живописи их следует

Читайте также: