Экологический мониторинг конспект урока по экологии

Обновлено: 11.07.2024

• информирова ние граждан и об измене ниях в окру жающей сре де.

Что такое прогноз и прогн озирование? В разли чные пе риоды развития общества способы

допользования в настоящее время считают прогнозирование. В п ереводе на русский язык слово

Поэтому прогноз в природопользовании — это предсказание из менений природно -

ресурсного потенци ала и потребност ей в природных ресурсах в глобальн ом, региональн ом и

Прогнозирование — это совокупность действий, кото рые позволяют вынести с уждения

относительно поведения природных систем и определяются ес тественными процес сами и

Главной целью прогн оза является оценка предполага емой реакции окружающей природной

среды на прямое или опосредованное воздействие челове ка, а также решение задач будущего

рационального природопользования в связи с ожидаемыми состояниями окр у жающей

В связи с переоценкой системы ценностей, изменением тех нократического мышления на

экологическое прои сходят изменения и в прогнозировании. Современные прогн озы долж ны

проводиться с позиций общечеловеческих ц енностей, главными из которых являются человек,

его здоровье, качество окр ужающей среды, сохранение планеты как дома для чело вечества.

Таким образом, внимание к живой при роде, к человек у делает задачи прогнозирования

Виды пр огнозов. По времени у преждения различают след у ющие виды прогнозов:

сверхкратковременные (до года), краткосрочные (до 3 —5 лет), средн есрочные (до 10—15 л ет),

долгосрочные (до несколь ких десятилети й вперед), сверхдолгосрочные (на тысячелетия и бо лее

вперед). Время у преждения прогноза, т. е. срок, на который дается прогноз, может быть очень

разным. Проектируя к рупный промышленный объект со сроками эксплуатации 100 —120 лет,

необходимо зн ать, какие из менения в окру жаю щей при родной среде мог ут возн икнуть под

воздействием этого о бъекта в 2100—2200 гг. Недаром говорят: «Будущее у правляется из

По охвату территории выделяют глобальные, р е г и о нальные, локальные прогнозы.

Существуют прогнозы в конкретных отраслях наук, напри мер геологические,

метеорологические прогнозы. В географии — к омплексный прогноз, который многие считают

Основными функциям и мониторинга являются контроль качества о тдельных

компонентов окружающей природной среды и определение основных источников

загрязнения. На основании данных мониторинга пр инимаются решения для

улучшения экологической ситуации, соору жают н овые о чистные сооружения на

предприятия х, загрязняющих землю, атмосферу и воду, изменяют системы р убок

леса и сажают н овые леса, внед ряют почвозащ итные сево обороты и т . д.

Мониторинг ч аще всего ведут областные комитеты по гидромете ослужбе

через сеть пу нктов, проводящих следу ющие наблюде ния: приземные

метеорологичес кие, тепло - балансов ые, гидр ологические, мор ские и т. д.

Например, мониторинг Москвы включает постоянн ый анализ содержания

оксида углерода, углеводородов, сернистого ангидрида, суммы оксидов азота,

озона и пыли. Набл юдения проводят 30 станций, раб отающих в автомати ческом

режиме. Информац ия от датчи ков, расположенных н а станциях, стекается в центр

обработки информ ации. Информация о превышении ПДК загрязн ителей

поступает в Моско вский комитет по охране окру жающей приро дной среды и в

правительство столиц ы. Автоматически контролиру ются и промышленные

выбросы кру пных пре дприятий, и у ровень з агрязнения во ды Москвы - реки.

В настоящее врем я в мире насчитывает ся 344 станци и по монито рингу в оды в 59

странах, кот орые образу ют глобальну ю систему мон иторинга окру жающей

Мониторинг (лат. monitor наблюда ющий, предостерегающий) – компле ксная

система наблюдени й, оценки и п рогноза изменений состоя ния биосферы или

отдельных ее элеме нтов по д влиянием антропоген ных воздействи й

• наблюдение за источниками ант ропоген ного воздействия;

• наблюдение за состоянием природно й среды и произходящи ми в ней

• прогноз изменен ий природной среды под влиянием антропогенных

факторов и оценка прог нозиру емого состояния природной с реды.

1) Биоиндикация – обнаружение и опреде ление антропогенных нагрузок по

реакциям на н их живых орг анизмов и и х сообществ;

2) Дистанционные мет оды (аэрофот осъемк а, зондирован ие и пр.);

3) Физико - химическ ие мет оды (анализ отдельных п роб воздуха, воды,

среды. Эта система находится в ведении ЮНЕП — специальног о органа по

Виды мониторинга. По масштабам обобщения информации различают:

Глобальный мониторинг — это слежение за мировыми процессами и

явлениями в биосфере и осуществление прогноза в озможных изме нений.

Региональный мониторинг охватывает отдельные регионы, в кот орых

наблюдаются проце ссы и явления, отличающие ся от естественны х по природному

Импактный мониторинг провод ится в особо опасных зонах,

непосредстве нно примы кающих к ист очниках загрязняющи х веществ.

По методам веде ния в ыделяются следу ющие виды м онитори нга:

• аналитическ ий (химически й и физик о - химический анализ) .

• монито ринг от дельных к омпонентов окру жающей с реды (почвы, во ды,

Особым видом мониторинга является базовый мониторинг, т. е. слежение за

состоянием природных систем, на которые практически не накладывают ся

региональные антропогенные в оздействия ( биосферные заповедники). Цел ым

базового мониторинга является получение данных, с которыми сравниваются

результаты, полу ченные дру гими видами мо ниторинга.

Методы к онтро ля. Состав загрязняющих в еществ опр еделяют методами

физико - химичес кого анал иза (в воздухе почве, воде). Степень устойчивости

природной экос истем проводят м етодом биоиндикац ии.

Биоиндикаци я — это обнаружение и определе ние ан тропогенных нагрузок

по р еакциям на них живых организмов и их сообще ств. Сущность биоиндикации

заключается том, что определенные факт оры сре ды со здают возможность

существования того или иного вида. Объектами биоиндикационных исследова ний

могут быть отдельные виды животных и растений, а также целые экосистемы.

Например, радиоактивное заг рязнение определяют по состоянию хвойных пород

деревьев; промышленное загрязне ние — по многим представителям почвенной

фауны; загрязнение воздуха очень чутко восприним ается мхами, лишайниками,

Видовое разнообразие и высокая численность или, наоборот, отсутств ие

стрекоз ( Odonata ) на берегу водоема говорят о его фаунистическ ом составе: много

стрекоз — фау на богата, мало — в одная фау на обеднена.

Если в лесу н а стволах деревьев исчезают лишайники, значит, в воздухе

присутству ет сер нистый газ. Только в чисто й воде встречаются личинки

ручейников ( Trichoptera ). А вот малощитинковы й червь ( Tubifex ), личинки

хирономид ( Chironomidae ) обитают лишь в сильно загрязненных водоемах. В

слабозагрязнен ных водоемах жи вут многие насекомые, зеленые од нок леточньте

Биоиндикация позволяет вовремя в ыявить еще не опасный уровень

загрязнения и принять меры по вос становлению экологического равновеси я

В некоторых случаях методу биоиндикации отдают предпочтение, так как

он проще, чем, например, физик о - химические метод ы анализа.

Так, английск ие у ченые обнаружили в печени камбалы несколько мо леку л

— индикаторов загрязнения. Когда общая концентрация оп асных для жиз ни

веществ достигает критических значений, в клетка х печени на чинает

накапливаться потенциальн о канцерогенный белок. Его количественное

определение проще, чем химический анализ воды, и дает больше информации об

Диста нционн ые мет оды используются в основ ном для веде ния глобально го

мониторинга. Например, аэрофотосъе мка является эффективным методом д ля

определения масштабов и степени загрязне ния при разлив е нефти в море и ли на

суше, т. е. при авар ии танке ров или при разрыве тру бопровода. Другие методы в

этих экстремаль ных ситу ациях не дают исчер пывающей и нформации.

ОКБ им. Илюшина, самолетостроители Лу ховицк ого завода

сконстру ировали и построил и “Ил - 10З” — уникальный самолет для выполнения

практически любы х задач государственног о экологиче ского и земельного

мониторинга. Самолет о борудован контрольно - изме рительной и телеметрическо й

аппаратурой, спу тниковой навигацион ной системой (СР S ), си стемой спутниковой

связи, интерактивным бортовым и наземным измерите льно - регистриру ющим

комплексом. Самол ет может летать на высотах от 100 до 3000 м, находитьс я в

воздухе до 5 часов, тратит всего 10 —15 л то плива на 100 км и берет на борт

помимо пилота д вух специали стов. Самолеты - новинки “Ил - 103” Ави ационн ого

центра специаль ного экологич еского назнач ения, бази рующиеся на

подмосковном аэродроме Мя чиково, выполняют дистанционный мониторинг для

экологов, авиалесо охраны, слу жб МЧС и нефтегаз опроводн ого транспо рта.

Физико - химиче ские методы используются для мониторинга отде льных

компонентов окружающей природной среды: почвы, воды, воздуха. Эти методы

Почвенный м ониторинг пре дусматривает определение кислотн ости, потери

гуму са, засоления. Ки слотность поч в определяют по значени ю во дородного

показателя (рН) в водных раств орах почвы. Значение в одородного пок азателя

измеряют с помощью рН - метра или по тенциомет ра. Содержание гуму са

определяют по окисляемости органического вещества. Количество окислителя

оценивают титрометрическим или спектрометр ическим методами. Засоление

почв, т. е. содержание в них солей, определяют по значению эле ктрической

проводимости, так как извест но, что растворы с олей являются эл ектролитами.

Загрязнение вод определяется химическим (ХПК) или биохимическим

(БПК) потребление м кислорода — это количество кислорода, р асходуемого на

окисление органических и неорганических веществ, содержащихся в

Атмосферное загрязнение анализи руется газоанализат орами, которые

позволяют получить ин формацию о концентрации в воздухе газообраз ных

анализаторы и другие приборы, ко торые дают непрерывн ые времени

характеристи ки за грязнения воздуха. Автоматизирова нные приборы для

дистанционн ого анализа загрязнений атмосферы, сочетающие лазер и локатор,

Огромное з начение в органи зации рационального природо пользования и меет из учение

проблем природопользования на глобальном, региональном и локальном у ровнях, а также

оценка качества окружающей человека среды на конкретных территориях, в экосистемах

Мониторинг — это система н аблюдений, оценки и п рогноза, позволяющая выявить

изменения состояния окружающе й среды п од влиянием антропогенной деятельности.

Наряду с отри цательным влиянием на природу человек может в результате х озяйственной

— наблюдение за изменением к ачества ок ружающей среды, факт орами, воздействующими

Наблюдения могу т осуществляться по физическим, химическим и биологическим

показателям, перспективны интегри рованные показатели сос тояния окружающей среды.

Виды мо ниторинга. В ыделяют глобальн ый, региональный и локальный мониторинг. (Что

Глобальный мониторинг позволяет оценить современное со стояние всей п риродной

Региональный мониторинг осуществляется за счет станций системы, к уда стекается

информация о территориях, подверженных антропогенному влиянию.

Рациональное п риродопользование возможно п ри наличии и правильн ом использовании

Важным направлением мони торинговых и сследований является оценка каче ства

окружающей среды. Это направление, как вы у же знаете, п олучило в современном

природопользовании п риоритетное значение, поскольк у ка чество окружа ющей среды

связывается с физическим и духовным здоровьем че ловека.

Действительно, различают окр ужающую природн у ю сред у здоровую (комфорт ную), при

которой здоровье у человека в норме или улучшается, и нездоров ую, при которой нарушает ся

состояние з доровья насе ления. Поэтому дл я сохранения здоровья на селения необходимо

следить з а качеством окружающей среды. Качество ок ружающ ей среды — это степень

соответствия природных условий физиологическим возможностям человека.

Существуют научные крите рии оценок качества окружающей среды. К ним от носятся

Стандарты качества ок ружающей среды. Стандарты качества п одразделяются на

экологические и п р о и з в о д с т в е н н о - х о з я й с т в е н н ы е .

Экологические стандарты устанавливают предельно допустимые нормы антропогенн ого

воздействия н а окр ужа ющую среду, прев ышение которых у грожает здоровь ю человека,

пагубно для растительности и животны х. Такие нормы у станавливаю тся в виде п р е д е л ь н о

допустимых концентраций загрязняющих веществ (ПДК) и п р е д е л ь н о до пустимых

у р о в н е й вредного физического воздействия (ПДУ). ПДУ устанавливаются, например, для

ПДК — эт о количество вредного вещества в окружа ющей среде, которое за определенный

промежуток времени не влия ет на здоровье человека и не вызывает неблагоприятных по -

В последнее время при оп ределении ПДК учитывается не толь ко степень вли яния

загрязнителей н а здоровье че ловека, но и воздействи е этих загрязнителей в ц елом на

природные сообщества. С каждым годом все больше устанавливается ПДК для веществ в

Производственно - хозяйственные стандар ты качества окружающей среды регламенти руют

экологически безопасн ый ре жим работы производственного, комму нально - бытового и лю бого

другого объекта. К произ водственно - хозяйственным стандартам качества окр ужающей среды

относится п р е д е л ь н о доп ус тимый выброс загрязняющих веществ в окру жающ у ю сред у

(ПДВ). Как у лучшить качество окр ужающей среды? Над этой п роблемой думают многи е

специалисты. Контроль качества окружающей среды осуществляется специальной государст -

венной слу жбой. Меры по у лучшению качества окружающей среды. Их объединяют в следую -

щие гр уппы. Важнейшими являются технологические меропри ятия, к о торые включают

разработку современных технологий, обеспеч ивающих комплексно е исполь зование сырья и

утилизацию отходов. Выбор топлива с меньшим прод у ктом сгорани я значительно уменьшит

выбросы веществ в атмосфер у. Этом у же способствует электрификация современного

Экологический мониторинг – это система регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогнозов в будущем параметров окружающей среды.

ВложениеРазмер
lektsiya_1._obshchie_svedeniya_o_ekologicheskom_monitoringe.docx 17.64 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический мониторинг – это система регулярных длительных наблюдений в пространстве и во времени, дающая информацию о состоянии окружающей среды с целью оценки прошлого, настоящего и прогнозов в будущем параметров окружающей среды.

Основными функциями экологического мониторинга являются:

  1. Контроль качества водных объектов, атмосферного воздуха, почвы, и других компонентов ландшафта.
  2. Определение основных источников загрязнения, прогнозирование состояния качества основных компонентов ландшафта и т.д.

По масштабам обобщения информации различают следующие виды мониторинга:

  • глобальный;
  • национальный;
  • региональный;
  • локальный.

Экологический мониторинг можно разделить по объектам наблюдения на:

а) мониторинг окружающей человека среды (атмосфера воздуха, воды, почвы);

б) биологический мониторинг (мониторинг флоры и фауны).

Следует отметить некоторую условность такого деления мониторинга, поскольку компоненты экосистем и ландшафтов тесно взаимосвязаны между собой и состояние одного компонента часто бывает обусловлено состоянием другого (например, состояние леса – его продуктивность – наличие вредителей и болезней, как правило, обусловлено состоянием атмосферного воздуха или загрязнением, в том числе и закислением почв).

По методам ведения мониторинга выделяют:

  • биологический (с помощью биоиндикаторов);
  • дистанционный (авиационный, космический).

По целям мониторинг различают на:

  • научно-исследовательский;
  • диагностический;
  • фоновый;
  • контрольный;
  • прогнозный;
  • проектный и др. виды мониторинга.

Особо следует подчеркнуть, что мониторинг решает задачи оценки изменений состояния окружающей среды и воздействие на окружающую среду. Отдельно рассматривается мониторинг состояния здоровья населения.

Параметры экосистем и их компонентов, подлежащие мониторингу, можно разделить на параметры быстро и медленно изменяющихся процессов. К первым могут быть отнесены процессы атмосферного и водного переносов загрязняющих веществ; ко вторым – процесс загрязнения и детоксикации почв и грунтовых вод. В соответствии с этим различные параметры экологического мониторинга имеют различную периодичность изменения. Концентрации веществ в атмосферном воздухе, водотоках могут изменяться на целые порядки в течение суток, и потому измерение таких параметров следует проводить ежесуточно или каждые 2-4 часа. В тоже время, измерение концентрации загрязняющих веществ в почве вряд ли целесообразно проводить чаще одного раза в год, если на то нет специальных причин.

Таким образом, система экологического мониторинга должна накапливать, систематизировать и анализировать информацию:

  • о состоянии окружающей среды;
  • о причинах наблюдаемых и вероятных изменениях состояния (т.е. об источниках и факторах воздействия);
  • о допустимости изменений и нагрузок на среду в целом;
  • о существующих резервах биосферы.

В соответствии с новой экологической доктриной России, экологический мониторинг рассматривается как комплекс выполняемых по научно-обоснованным программам наблюдений, оценок, прогнозов и разрабатываемых на их основании рекомендаций и вариантов управленческих решений необходимых и достаточных для обеспечения управления состоянием природной окружающей среды и экологической безопасности.

В соответствии с приведенными определениями и возложенными на систему функциями, мониторинг включает три основных направления деятельности:

  1. Наблюдение за факторами воздействия и состоянием окружающей среды.
  2. Оценка фактического состояния среды.
  3. Прогноз состояния окружающей природной среды и оценку прогнозируемого состояния.

В соответствии с законом об охране окружающей среды, задачами экологического мониторинга являются:

  • наблюдение за состоянием окружающей среды и ее изменением под влиянием хозяйственной и иной деятельности;
  • проверка и выполнение планов и мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, оздоровлению окружающей природной среды;
  • соблюдение требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей среды.

Система экологического мониторинга состоит из государственной службы наблюдения за состоянием природной окружающей среды государственного, производственного, общественного контроля. Таким образом, в природоохранном законодательстве государственная служба мониторинга определена фактически как часть общей системы экологического мониторинга. Особо следует подчеркнуть, что экологический мониторинг включает как географические, так и биологические аспекты, что определяет широкий спектр методов и приемов исследований, используемых при его осуществлении.

Глобальная система мониторинга окружающей среды (ГСМОС)

Сеть наблюдений за источниками воздействия и за состоянием биосферы охватывает практически весь земной шар. ГСМОС была создана совместными усилиями всего мирового сообщества (основные цели, положения программы были сформулированы в 1974 г на I межправительственном совещании по мониторингу).

Первоочередной задачей была признана организация мониторинга загрязнения окружающей природной среды и вызывающих его факторов воздействия. Система мониторинга реализуется на нескольких уровнях, которым соответствуют специально разработанные программы:

- что такое качество окружающей среды и как его оценить.

- оценивать уровень экологической проблемы, масштаб её последствий для биосферных процессов;

- характеризовать взаимосвязь биосферных процессов, находить проявления глобальных экологических проблем на территории России.

- описывать и приводить примеры глобальных и региональных экологических проблем.

Глоссарий по теме:

Экологический мониторинг по целям разделяют на научно-исследовательский, диагностический, проектировочный. По методам ведения например, на дистанционный и с помощью биоиндикаторов. По объектам наблюдения различают мониторинг окружающей человека среды (атмосферного воздуха, водных объектов, почвы) и биологический (растительного и животного мира). Различают также мониторинг изменений состояния окружающей среды и мониторинг воздействия на окружающую среду. В зависимости от масштаба наблюдений мониторинг принято делить на глобальный, региональный и локальный.

Основные цели экологического мониторинга состоят в обеспечении своевременной и достоверной информацией.

Качество окружающей среды – состояние окружающей среды, которое характеризуется физическими, химическими, биологическими и иными показателями и (или) их совокупностью.

Качество и степень воздействия на окружающую среду оценивается исходя из нормативов.

В настоящее время выделяют 3 группы нормативов.

1 группа. Нормативы качества окружающей среды. К ним относятся санитарно-гигиенические нормативы – предельно допустимые концентраций (ПДК) вредных веществ, а также предельно допустимых уровней химического, биологического, физического и радиационного воздействия. Данные нормативы разработаны с целью определить показатели качества окружающей среды применительно к здоровью человека.

Предельно допустимые концентрации являются определёнными нормами щадящего воздействия загрязняющих веществ на здоровье человека и природную среду.

2 группа. Нормативы допустимого воздействия. К ним относятся производственно-хозяйственные нормативы – нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, размещение отходов, которые устанавливаются для конкретного источника воздействия (предприятия), ограничивая его негативное воздействие на окружающую среду пороговой величиной.

3 группа. Комплексные нормативы – нормативы, сочетающие в себе признаки первой и второй групп: предельно допустимая нагрузка на окружающую среду, нормы защитных и санитарных зон и т. д.

Обязательная литература:

1. Экология. 10–11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: базовый уровень / М. В. Аргунова, Д. В. Моргун, Т. А. Плюснина. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018. – 143 с.

Дополнительные источники:

2. Экология. 10–11 классы: учебник для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Н. М., Чернова, В.М. Галушин, В. М.: Константинов; под род. Н. М. Черновой. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 302 с.

3. Ларина О.В. Удивительная экология / О. В. Ларина. – Москва: ЭНАС-КНИГА, 2014. – 256 с. – (О чём умолчали учебники).

4. Экологический словарь в 2-х томах / Данилов-Данильян В. И. – М.: Энциклопедия, 2018.

Интернет-ресурсы:

Теоретический материал для самостоятельного изучения:

Государственный мониторинг атмосферного воздуха осуществляется Росгидрометом на основе данных государственной наблюдательной сети, с учетом данных территориальных систем наблюдений субъектов Российской Федерации и локальных систем наблюдений предприятий, а также получаемых в рамках социально-гигиенического мониторинга данных Роспотребнадзора. Наблюдения за загрязнением атмосферного воздуха в России проводится в 243 городах, на 678 станциях, из них регулярные наблюдения Росгидромета выполняются в 223 городах на 620 станциях.

Степень загрязнения атмосферного воздуха оценивается при сравнении фактических концентраций с предельно допустимыми концентрациями (ПДК) загрязняющих веществ для населенных мест, устанавливаемых Главным санитарным врачом Российской Федерации. Средние (суточные, годовые) концентрации загрязняющего вещества сравниваются с ПДК среднесуточными (ПДКс.с.) и среднегодовыми (ПДКгод), максимальные из разовых концентраций – с ПДК максимальными разовыми (ПДКм.р.).

Для оценки качества воздуха используется следующие показатели:

-ИЗА – комплексный индекс загрязнения атмосферы, учитывающий среднегодовые концентрации нескольких примесей;

-СИ – стандартный индекс – наибольшая измеренная разовая концентрация примеси, деленная на ПДКм.р., определяемая из данных наблюдений на станции за одной примесью, или на всех станциях рассматриваемой территории за всеми примесями за месяц или за год;

-НП – наибольшая повторяемость (%) превышения ПДКм.р. по данным наблюдений за одной примесью на всех станциях города за год.

Уровень загрязнения атмосферного воздуха считается повышенным при ИЗА от 5 до 6, СИ 10, НП > 50%.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля (не менее 2 заданий):

  1. Текст задания: Как вы считаете необходимо ли проводить наблюдение за состоянием окружающей среды. Выберите правильный ответ.

1. Нет необходимости, так как человек не оказывает существенного влияния на окружающую среду;

2. Да необходимо, так как человек оказывает существенное воздействие на окружающую среду, что приводит к нарушению естественных процессов в биосфере;

3. Нет необходимости, так как человек хоть и оказывает воздействие на окружающую среду, но происходит самоочищение биосферы

4. Возможно иногда проводить наблюдения для получения информации общего характера (метеорологической, гидрологической и т.д.)

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

2. Да необходимо, так как человек оказывает существенное воздействие на окружающую среду, что приводит к нарушению естественных процессов в биосфере.

Неправильный вариант/варианты (или комбинации):

1. Нет необходимости, так как человек не оказывает существенного влияния на окружающую среду;

3. Нет необходимости, так как человек хоть и оказывает воздействие на окружающую среду, но происходит самоочищение биосферы

4. Возможно иногда проводить наблюдения для получения информации общего характера (метеорологической, гидрологической и т.д.)

2. Разгадайте кроссворд.

1. Вид мониторинга, используемый для оценки переноса загрязняющих веществ между различными странами мира.

2. Пост наблюдения за состоянием атмосферного воздуха, расположенный в черте города на котором замеры осуществляются на постоянной основе.

4. Одна из задач экологического мониторинга …. за источниками и факторами антропогенного воздействия.

5. Один из методов экологического мониторинга, осуществляемый с использованием снимков со спутников Земли.

6. Вид мониторинга, предназначенный для слежения за процессами и явлениями окружающей среды в пределах определенного региона, где эти процессы и явления могут отличаться и по природному характеру, и по антропогенным воздействиям от базового фона, характерного для всей биосферы.

Оборудование: Плакаты и рисунки учащихся.

  1. План школы.
  2. Интерактивная доска.
  3. Компьютер.
  4. Ход урока:
  5. Новая тема.
  1. Положение школы в микрорайоне.
  2. Воздух, которым дышим.
  3. Уровень шума.
  4. Озелененность школы.

Эпиграф:

"Просто знать еще не все,
Знания нужно иметь использовать".
Гёте

Учитель:

"Слышу я Природы голос,
Прорывающийся крикнуть:
Как и с кем, она боролась,
Чтоб из хаоса возникнуть?
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с Вами,
Но, чтоб стали мы живыми,
Мыслящими существами.
И звучит природы голос:
В вашей власти,
В вашей власти,
Чтобы все не раскололось,
На бессмысленные части!"
Леонид Мартынов

Еще вчера самым страшным словом была "война", сегодня к нему добавилось еще одно - "экологическая катастрофа" сказать, что сегодня не совсем точно. Уже вчера и позавчера мы ощущали тревожное дыхание. Россия занимает 45 место в мире по продолжительности жизни, 36 место по уровню детской смертности.

  • 20% - неврозами,
  • 10% - гипертонией,
  • 18% - гастритами,
  • 17% - болезнями органов зрения,
  • На 40% - от образа жизни;
  • На 20% - от наследственности;
  • На 10% - от здравоохранения;
  • На 30% - от состояния окружающей среды.

Мы с вами проводим в школе каждый по 6 -7 часов. Какая экологическая ситуация нас окружает? Что мы можем сделать для ее улучшения? Давайте поговорим, об этом на этом уроке.

(На доске появляется план)

  1. Положение школы в микрорайоне
  2. Воздух, которым дышим
  3. Уровень шума
  4. Озелененность школы.

I Положение школы в микрорайоне.

По плану школьной территории школа расположена на расстоянии: от жилых домов - от 10 до 20 метров, от магазина - 20 метров, от автодороги - 10 метров.

Из всего сказанного понятно, что самым неблагоприятным в положении школы является близость к автодороге. По которой за 1 час проходит от 200 до 500 автомобилей.

  • 0 грамм угарного газа,
  • 6 грамм оксидов азота,
  • 5 грамм соединений свинца,
  • 2 грамма серы и других соединений.

(Интерактивной доске появляется таблица)

Влияние выхлопных газов автомобилей на органы дыхания.

Загрязнители Вредные последствия для организма.
Бензопирен Возникновение раковых опухолей.
Оксид углерода (СО) Блокирование гемоглобина крови и нарушение тканевого дыхания.
Оксиды азота Воспалительные процессы в органах дыхания.
Аэрозоль свинца Свинцовое отравление, вплоть до смертельного исхода.

В городе эти заболевания в 3 - 4 раза чаще, чем в селе. Что же может защищать человека от такого сильного воздействия вредных веществ? Прежде всего, растения. Деревья в городе называют своеобразными "пылесосами", так как очень эффективно защищают от вредных веществ.

  • Тополя - 34 кг, пыли
  • Липы - 27 кг, пыли.
  • Яблоня-42
  • Тополь-32
  • Береза-5
  • Липа-13
  • Рябина-21
  • Ель-15

Кустарников растет - 10, газоны - 5. Соответствует ли это санитарным нормам? По санитарным нормам ширина защитной полосы 6 метров, должна быть многоярусной, тогда она уменьшает шум на 14 дБ. А у нас двух ярусная, а ширина соответствует.

II Воздух, которым дышим.

Без пищи человек может прожить около 50 дней, без воды около 5 дней, а без воздуха не более 3 -4 минут.

Сколько же нам надо воздуха?

За сутки человек поглощает 460 литра кислорода и выдыхает 403 литра углекислого газа.

Всегда ли одинакова активность дыхательных процессов?

  • Во время сна - 20 литров,
  • При ходьбе - 40 литров,
  • При умственной работе - 60 литров,
  • При физической работе - 120 литров.

Количество микроорганизмов в воздухе (интерактивной доске)

Оценка воздуха Летний режим Зимний режим
Чистый 1500 4500
Грязный 2500 7000

Через загрязненный воздух распространяются болезни. Как обстоит дело с инфекционными болезнями в школе? За 2009 - 2010 учебный год переболело в школе около 300 человек (в основном ОРЗ) О качестве воздуха принято судить не только по чистоте, но и по содержанию в нем углекислого газа. Человек чувствует комфортно, если содержание углекислого газа не превышает 0.7 %.

Скопление вредных газов происходит преимущественно в верхней части помещения. При высоте 3.5 наиболее загрязненной воздух находится поверх головы, в помещениях с низкими потолками к зоне дыхания.

Необходимо троекратная смена объема воздуха в классе достигается благодаря естественной вентиляции, проветриванию, очистке воздуха растениями. Нужно следить за чистотой воздуха! Владимир Маяковский выразил:

"Нельзя человека закупорить в ящик,
Жилище проветривай лучше и чаще"

(Вопрос к классу: Что надо чаще делать, чтобы очистить воздух?)

III Уровень шума.

  • Шелест листвы - 10 дБ,
  • Шёпот - 20 дБ,
  • Звук часов - 30 дБ,
  • Спокойный разговор - 50 дБ,
  • Уличный шум - 80 дБ,
  • Громкая музыка - 110 дБ,
  • Реактивный самолет - 140 дБ.
  • Диапазон человеческого уха укладывается в 140дБ.

По санитарным нормам уровень шума должен составлять для учебных кабинетов 45дБ, для коридоров 60 дБ.

А у нас, подумайте, пожалуйста?

Постоянный шум является причиной многих болезней. У человека изменения физиологического состояния под влиянием шума идет в 3 фазы:

Б) некоторые возбуждения

В) сильное подавленное состояние.

  • В 40 -45дБ нарушается сон у 20 % населения;
  • В50- 55 дБ нарушается сон у 50 % населения;
  • В 70 - 75 дБ нарушается сон у 95 % населения.

Замечено что шумы природного происхождения: шум морского прибоя, шум дождя, шелест листвы, пение птиц - благоприятно влияют на организм человека. Они успокаивают, расслабляют организм, снижает стрессы.

А вот производственный шум, транспортный шум - ухудшают работу сердца, повышает артериальное давление и снижает производительность труда физического - на 30 %, умственного - на 60 %.

IV Озелененность школы.

Человек и зеленый росток визитная карточка земли. Будучи вместе они отражают царство жизни на нашей планете - это уникальное, может даже единственное для всего звездного мира явления. Если сегодня прекратился процесс фотосинтеза, то человечество может прожить около 30 лет, а затем гибель от недостатка кислорода. Посмотрите, пожалуйста, экологический мониторинг школьного здания.

(На доске аттестационный лист школы по озеленению второго этажа).

№ учебного кабинета Кол-во комнатных растений Ухоженность комнатных цветов
203 7 Хорошая
204 9 Хорошая
205 35 Хорошая
206 12 Хорошая
207 27 Хорошая
208 24 Хорошая
209 27 Хорошая
211 14 Хорошая
212

(На интерактивной доске)

  • 450 грамм углекислого газа.
  • Цветки за сутки выделяют:
  • 35 цветка*500=17500 кг. О2
  • 27 * 500=13500кг. О2
  • 24 *500=1200кг. О2
  • 35*450=15750 СО2
  • 27*450=12150 СО2
  • 24*450=10800 СО2
  • 35*100=3кг 500гр пыли
  • 27*100=2 кг 700гр пыли
  • 24*100=2кг 400гр пыли

Вместе с кислородом растения обогащают воздух летучими веществами - фитонцидами, которые убивают болезнетворных бактерий. Воздух закрытых помещений насыщен микроорганизмами, в том числе болезнетворными. Самой высокой фитонцидной активностью обладают: бегония, герань, хлорофитум, традесканция. Каждый из этих комнатных цветов за одни сутки обеззараживает, очищает 6 кубических метров воздуха кабинета.

Заключение.

Таким образом, мы увидели, в каком микрорайоне находиться наша школа, положение ее по отношению к центральной дороге города. Что же нам делать, для того чтобы в такой ситуации сохранить здоровье?

  • Создать многоярусность деревьев
  • Увеличить количество комнатных растений
  • Соблюдать чистоту в классах
  • Соблюдать тишину и т.д.

"Когда мы осмыслим свою роль на земле,
Пусть самую скромную и незаметную,
Тогда лишь мы будем счастливы"

ТИП УРОКА : урок закрепления изучаемого материала, урок повторения пройденного материала, урок обобщения и систематизации новых знаний, комбинированный урок.

ВИД УРОКА : комбинированный урок

ЦЕЛЬ УРОКА : Исследовать экологическую среду г. Мамадыш.

ЗАДАЧИ УРОКА :

1. Сформировать у учащихся целостное мировоззрение о единстве всех составляющих гидросферу

2. Показать уникальность воды как вещества и важнейшего природного ресурса

3. С помощью схемы определить состояние водной среды

4. Оценить нынешнее состояние р. Вятка и осадков г. Мамадыш

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ УРОКА :

2. постановка цели урока

3. актуализация знаний и практических и умственных умений

4. Изучение нового материала, в том числе и объяснение.

5. Закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым.

6. Подведение итогов и результатов урока.

СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ : компьютер, проектор, экран, презентация урока, проекты.

ПЛАН УРОКА :

1. Записать тему на доске

Здравствуйте ребята! Садитесь!

Сегодня на уроке мы продолжим вести мониторинг водной среды

Ребята, а давайте вспомним, что такое экологический мониторинг.

(Экологический мониторинг (мониторинг окружающей среды) — это комплексная система наблюдений за состоянием окружающей среды, оценки и прогноза изменений состояния окружающей среды под воздействием природных и антропогенных факторов.)

Если из космоса посмотреть на землю, то мы увидим сверкающий голубой шар, на котором расположены небольшие зеленые острова – материки и белые шапки снегов и льдов на полюсах. Основной голубой цвет нашей планете придают вода, гидросфера, водяная оболочка.

Вода занимает три четверти всей поверхности земли и составляет по объему 1,4 млрд кв. Из всего этого количества 92,2 % - соленая вода морей и океанов, 2,2 % - ледники Антарктиды и только всего 0,6% - 3,5 млн кв - вода питьевая, пригодная для нужд человека. Вода великолепно защищает Землю, поддерживая постоянную температуру. Благодаря водной оболочке условия жизни на планете относительно стабильны, благодоря воде возникла и существует сама Жизнь.

О значении воды в жизни природы и человека люди поняли уже в глубокой древности. Первыми законами человечества были законы о воде. Люди обожествляли воду, помещая в ручьи и реки нимф и русалок, в моря – морских богов.

Человек став геологической силой, далеко не всегда использует воду бережно. В огромных количествах драгоценная пресная вода используется для полива полей, в производстве различных веществ, застаивается и гниет в водохранилищах. Вода зачастую тратится безрассудно. Часто загрязняется – это бытовые стоки, ядохимикаты – тысячи тонн пестицидов – величайшая угроза для всего живого. Загрязнение пресных вод, а в последнее время и вод Мирового океана опасно тем, что большинство ядов способны накапливаться в организме, появляются опасные для жизни видоизменения – мутации. Механизм наследственности дает сбой.

Появляются в массе опухолевые, раковые заболевания. На сегодня более четверти населения земли страдают от нехватки пресной воды. часть всех запасов пресной воды находиться в нашей стране. 80 % от этого количества - в Байкале. Отсюда становится понятным, что Байкал – жемчужина нашей планеты, которой нет цены. Проблема сохранения чистой воды стоит настолько остро, что сохранение ее равносильно выживанию человечества. Загрязнение водоемов вызывается более 400 компонентами. В поверхностные воды в первую очередь проникают токсиканты из воздуха, растворимые в воде, а так же оседает мельчайшая пыль. Легколетучие продукты переработки нефти, некоторые растворители, нерастворимые в воде, синтетические поверхностно – активные вещества образуют на поверхности воды тонкую пленку, а в объем водоема практически не проникают. В глубине водоема основным источником загрязнения могут быть сбросы сточных вод от предприятий или канализаций, а также подземные воды. Особую опасность представляет загрязнение вод пестицидами, диоксинами, соединениями мышьяка, ртути, кадмия, свинца, цинка, некоторыми поверхностно – активными веществами, в том числе и используемыми в моющих средствах. Присутствие соединений железа, кальция, магния, алюминия, ухудшает качество питьевой воды, но еще не делает ее непригодной. В целом по России около 70 % природных водоемов утратили значение как источник питьевой воды вследствие загрязнения. Таким образом, при анализе воды из природных и искусственных водоемов контроль проводят по очень многим параметрам, используя инструментальные и классические методы.

Сегодня мы будем проводить мониторинг водной среды природного водоема, водопроводной воды и осадков. Давайте вспомним как мы это делаем. В водном мониторинге мы используем следующие датчики (презентация). Для сравнительного анализа данных мы исследовали 3 источника:

Осадки (дождь)

Водопроводная вода

Вода из водоема

Полученные результаты мы заносили в таблицы. Далее на основе данных результатов мы строили графики отдельные по каждому исследуемому параметру. Графики представлены в виде столбчатой диаграммы (разъяснение графика).

2. Практическая работа.

Ученикам предлагается произвести замеры водной среды : осадки, водопроводная вода, природный водоем. Каждому ученику представлена таблица где прописаны измеряемые параметры:

концентрация минеральных веществ.

К демонстрационному столу приглашаются 3-5 учеников, которые производят замеры. (по очереди напр 2гр). Данные заносят в таблицу.

3. Домашнее задание.

Построить диаграммы на основе полученных данных.

Конспект занятия по экологии

Мамадыш 2013 год.

Новогодняя снежинка.

Новогодняя снежинка. .

Читайте также: