Чехов злоумышленник конспект урока

Обновлено: 25.07.2024

Цели урока: углубить представление учащихся о комическом (сатира, юмор) в литературе, формировать у учащихся навыки анализа сатирического рассказа; формировать у учащихся умение критически мыслить, анализировать, систематизировать и оценивать информацию, формировать умение работать с текстом, развивать устную речь учащихся.

1.Подготовка к восприятию.

Юмор в этом рассказе грустный, писатель заставляет задуматься над взаимоотношениями между людьми.

3.Работа по теме урока.

Над глупостью мужика, который никак не может понять, в чём его обвиняют, и всё стремится рассказать о том, что ему понятно: о ловле шилипшёра.

- Чехов задумывается о том, как же должен поступать представитель закона в подобной ситуации. Как вы думает, почему писатель даёт имя мужику, а у следователя в рассказе нет имени?

- Следователь лишён человеческих черт, является лишь олицетворением судебно-правовой системы. Подтверждением этого служит его речь, повторяющая язык казённых бумаг. Приведите примеры из текста.

- Как вы думаете, что должно измениться в обществе, чтобы поступок Дениса Григорьева был невозможен?

В обществе не должно быть такого разрыва между образованными и необразованными слоями населения, должна вестись просветительская работа, а для этого все граждане должны быть равны в правах и обязанностях перед государством.

- Почему Чехов говорит, что на месте судьи отпустил бы Дениса?

Наказание без осознания не имеет смысла.

РАЗМАЗНЯ́ - перен. Вялый, нерешительный человек (разг. пренебр.).

- Заметили ли вы, что он только притворяется прижимистым, бессердечным, а на самом деле сочувствует Юлии Васильевне? Прочитайте слова и выражения из текста, которые помогают это увидеть.

– Что звучит в этих словах? Самодовольство (мол, вот я какой!)? Или самоирония и горечь (да…победил…но кого)?

- В этом рассказе писатель не только призывает быть сильным и бороться за жизненную правду, но и сочувствует слабым и считает необходимым протянуть им руку помощи.

- Какой рассказ произвёл на вас наибольшее впечатление?

- В чём актуальность рассказов Чехова?

Литература: В.Я.Коровина. Литература 7 класс. – М.: Просвещение, 2012

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ

Задачи урока:

обучающие: продолжать знакомить учащихся с творчеством А.П.Чехова; повторить литературоведческие термины: юмор, сатира, художественная деталь; углубить представление учащихся о комическом (сатира, юмор) в литературе; организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем; помочь учащимся увидеть особенности языка Чехова;

развивающие: способствовать развитию навыка анализа сатирического рассказа; развивать навык выразительного чтения; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме; развивать логическое мышление, связную речь, умение делать выводы;

воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру;

воспитывать в учениках доброту, человечность, уважение к старшим.

I. Организационный момент

1.История создания.

1. Беседа по вопросам.

Злоумышленникчеловек, который совершил преступление с заранее обдуманным намерением.

Умысел – одна из форм вины, противопоставляемая неосторожности; обдуманное заранее намерение совершить что-нибудь (преимущ. дурное, предосудительное).

-Назовите главных героев рассказа.

(судебный следователь и мужик Денис Григорьев).

-Что мы узнаём о главных героях? Опишите их (по иллюстрации).

(Денис Григорьев: маленький, чрезвычайно тощий мужичонка в пестрядинной рубахе и латаных штанах … Он бос. Измучен работой и нищетой. Тщедушный мужичонка.

Судебный следователь: широкоплечий, полный мужчина; ухоженный).

Тщедушный - хилый, слабый, обычно худой или болезненный

Ухоженный - такой, о котором заботятся, за которым ухаживают

-Для чего Денис отвинтил гайку?

(Чтобы сделать из неё грузило.)

– Виновен ли Денис?

– Каково содержание статьи 1081?

– Знал ли виновный (Денис), что может произойти с поездом?

– Один ли Денис занимался отвинчиванием гаек?

– Справедливо ли следователь обвиняет крестьянина во лжи?

-Почему следователь не понял Дениса Григорьева?

-Где в рассказе видно непонимание, столкновение Григорьева и следователя?

(с.334: Послушай, братец…: Дураку закон не писан…

с.334: Недогляди сторож…- с.335:…тьфу! гайка!

с.337: Мне идтить. –с.17:Хоть и высеки, но чтоб за дело, по совести…)

-Кому из героев можно посочувствовать?

(Конечно, Денису Григорьеву, потому что он не знает, за что его обвинили, его не поняли, а он не понял следователя и закон. А следователь по цепочке соединил прошлогоднее крушение поезда с отвинчиванием гаек. И раз виновный уже тут, он должен понести наказание. Денис даже после объявления следователем статьи закона по факту преступления и обвинения Дениса в умышленном преступлении не понимает, что хочет ему сказать следователь. И только после того, как его берут под стражу, Денис соображает, что допрос касался его поведения).

– Какое чувство вызывает этот рассказ? (Чувство горечи, сожаления: мужик будет наказан, но он не понял и не поймет, за что наказан.)

-О чём этот рассказ?

(Этот рассказ о двух сословиях, их взаимоотношениях и непонимании друг друга).

--Каким способом, с помощью какого средства выражения автор это передаёт в рассказе?

(С помощью сатиры)

-А что такое сатира?

Сатира – беспощадное, уничтожающее осмеяние, критика действительности, человека, явления.

Вывод. Читатель не смеется потому, что нет ничего смешного, только грустно, горько становится от всего увиденного и услышанного.

3.Теория литературы

Юмор — особый вид комического, изображение героев в смешном виде. В отличие от сатиры, юмор — смех веселый, добродушный, помогающий человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков.

Ирония —особый вид комического, осмеяние, насмешка. При иронии отрицательный смысл скрыт за внешней положительной формой высказывания.

Сатира — особый вид комического: высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом, карикатурном виде.

Сарказм — особый вид комического, язвительная насмешка, высшая степень иронии, когда негодование высказывается вполне открыто.

Гротеск — литературный прием, соединение реального и фантастического, создающее абсурдные ситуации, комические несоответствия.

V. Подведение итогов урока.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературы в 5 классе

помочь учащимся осмыслить авторскую позицию, жанровые особенности рассказа;

формировать навыки выразительного чтения и чтения по ролям, самостоятельной исследовательской работы с текстом, лексической работы, выборочного чтения

воспитывать гуманистическое мировоззрение учащихся в процессе выявления художественной идеи рассказа и авторской позиции.

Оборудование: мультимедийная презентация.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Рассказ об А.П.Чехове.

1. Слушание рассказа

2. Беседа по первичному восприятию.

- Кто является главными героями рассказа?

- Было ли вам смешно при чтении рассказа? Это состояние сохранялось у вас до конца чтения или сменилось другим?

3. Слово учителя.

При жизни А.П.Чехова рассказ был переведен на болгарский, венгерский, немецкий, сербохорватский, словацкий и чешский языки.

4. Лексическая работа.

Объясните значение слов бабки, живец, шилишпер (шереспер), пестрядинный, недоимка, злоумышленник.

5. Выразительное чтение описания портрета Дениса Григорьева.

6. Исследовательская работа с текстом.

- О чём свидетельствуют детали портрета мужика?

Детали портрета

О чём говорит портрет мужика

Трудная, голодная жизнь

Рубахи из пестрядины – одежда простолюдина

Изъеденное рябинами лицо

Обросшее волосами лицо, нависшие брови, нечёсаные, путаные волосы

Детали напоминают о том, как выглядели первобытные люди, свидетельствуют о дремучести

Угрюмая суровость, паучья суровость

Паук – символ дикости

- Какая деталь противоречит такому представлению о герое? (Выражение угрюмой суровости глаз противоречит представлению о мужике как о ничтожном человеке).

- Денис Григорьев действительно умышленно совершил зло и притворяется непонимающим (как считает следователь) или он действительно не понимает обвинения?

- Почему Денис Григорьев так подробно начал рассказывать следователю о рыбной ловле? (Рыбная ловля – занятие, известное русскому человеку с незапамятных времён. Крестьяне знают о нём всё. Денис охотно рассказывает следователю про грузила, выползков, живцов, уклеек, пескарей, окуней, щук, налимов, шилишперов, головлей и всякую иную добычу. Он уверен, что следователь ничего не знает ни о жизни крестьян, ни о рыбной ловле и интересуется лишь тем, зачем ему понадобилось грузило).

9. Характеристика речи героев.

- Как речь характеризует героев? (Герои ведут разный образ жизни. Быт Дениса Григорьева незнаком следователю, герои находятся на разных уровнях образования, воспитания, нравственности, на разных ступенях социальной лестницы.

Герои изначально не понимают друг друга, поскольку говорят на разных языках).

- Почему следователь считает, что Денис прикидывается идиотом, врёт? (Он считает, что Денис Григорьев хочет сбить с толку следователя и уйти от ответственности).

11. Слово учителя.

Следователь не верит мужику, потому что, по старой русской традиции, мужик хитёр, скрытен и всегда готов обвести господина или барина вокруг пальца, прикинется неучем или дурачком, а потом сам же хвастается тем, как ловко и легко обманул барина-глупца. Такая игра между барином и мужиком хорошо знакома по фольклорным произведениям, где мужик и барин постоянно менялись местами: то умный барин превратится в дурака, то дурак-мужит обернётся умником).

- Вспомните название прочитанной ранее сказки, в которой мужик обвёл барина вокруг пальца?

- Прокомментируйте описание жестов, мимики, интонации Дениса Григорьева. Заполните правую часть таблицы.

Хрипит Денис, косясь на потолок

Смущается, потому что оказался в непривычной обстановке

Бормочет Денис, мигая глазами

Оскорблён – говорит правду, а ему не верят

Денис усмехается и недоверчиво щурит на следователя глаза

Он знает, что много лет всей деревней гайки отвинчивали, и хранил Господь

Зевает и крестит рот

Чувствует, что следователь говорит то, что всем известно. Ему скучно слушать прописные истины

- Прав ли следователь, подозревая Дениса в обмане? (Денис вовсе не притворщик, не хитрец, пытающийся обмануть следователя, а человек, убеждённый в том, что он прав, потому что опирается на свой личный опыт и опыт всей деревни).

13. Слово учителя.

16. Слово учителя.

- Прав ли следователь? (Преступление совершено, но виновный не должен нести наказание, потому что он не знал о последствиях своего поступка. Закон в таких случаях освобождал от наказания. Следователь допустил ошибку, заключив под стражу невиновного по закону человека, и поэтому сам стал преступником).

- В чём причина ошибки, почему следователь не поверил мужику? (Следователю не хватает человечности, понимания конкретной ситуации, поэтому он в непросвещённом мужике увидел сознательного преступника).

17. Слово учителя.

19. Слово учителя.

III. Подведение итогов урока.

- В чём комизм ситуации, созданной Чеховым? (Смешен Денис с его паучьей суровостью и тщедушностью, с его непониманием происходящего и уверенностью в своей правоте. Смешен и следователь, тоже не понимающий ситуации).

- Как вы думаете, в каком случае автору не до иронии и не до смеха? (За смехом возникает страшное: слепая разрушительная сила, таящаяся в непросвещённом народе, и жестокая, не видящая человека власть).

- Как в названии рассказа и его финале отразилась авторская позиция? (Отношение к изображённому ярко выражено в заглавии рассказа, окрашенном иронией, и в том, что вся сцена смешна, а финал драматичен. Показывая нелепость, абсурдность жизни, автор не только смеётся над своими героями, но оценивает происходящее с высоты гуманистического идеала, сожалеет об отсутствии истинной человечности).

Урок литературы в 7 классе по теме

2) Подвести учащихся к пониманию А.П.Чехова как писателя и как человека;

3) Развивать у учащихся умения выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, формулировать выводы, работать с разными источниками информации, вести диалог (с текстом, учителем, учениками)

Планируемые результаты:

Предметные: познакомиться с особенностями рассказов Чехова

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе, отвечать на вопросы учителя, обобщать, делать выводы, находить нужную информацию в учебнике, различных справочниках.

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке.

Коммуникативные: проявлять готовность вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

Личностные: понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

Тип урока: освоение новых знаний

Оборудование урока: картинки с изображением рыб, словарь В.И.Даля

Межпредметные связи: биология

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Этап 1. Организация урока – 2 минуты.

1. Постановка учебных задач

· Узнать новые факты о жизни и творчестве А.П.Чехова;

· Постичь настроение произведения;

· Учиться давать характеристику главному герою на основе портрета и речи;

Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний)

1. Беседа (проверка домашнего задания)

· Что высмеивает в указанном произведении А.П.Чехов? Какие средства для этого он использует?

2. Создание проблемной ситуации.

Изучение нового учебного материала (чтение и анализ художественного произведения)

2.Словарная работа.

А теперь давайте разберёмся со словами, которые могли вызвать у вас затруднение:

Шилишпёр (хищная пресноводная промысловая рыба семейства карповых )

Уложение (устар. свод, собрание законов, положений о чём-либо).

Уклейка (распространённый вид рыб из семейства карповых)

3. Опровергните или подтвердите моё утверждение:

- Денис Григорьев отвинчивал от рельс болты.

- Герой собирался ловить осетра.

- Денис – единственный в селе, кто занимался отвинчиванием гаек.

- В семье Дениса 4 брата.

- После разъяснения ситуации следователь отпускает крестьянина.

- За что Дениса Григорьева привели к следователю? Какие аргументы он приводит в оправдание своего поступка?

- Почему автор не даёт следователю имя и портрет?

- Что нужно сделать, чтобы поступок Дениса Григорьева был невозможным? (уменьшение разрыва между слоями населения, просветительские работы, равенство пред законом).

- Каков смысл названия рассказа? Можно ли однозначно назвать Дениса Григорьева злоумышленником, виноват ли он?

– Какова основная мысль рассказа?

5. Прослушивание фрагмента произведения из фонохрестоматии (читает О.Куценко), работа с иллюстрацией к рассказу (худ. В.Пономорёв).

– Какие приёмы актёр использует в создании характера героев: следователя и Дениса Григорьева? (Смена интонаций, различная эмоциональная окраска речи, смена силы звучания, повышение или понижение звука).

- Какое впечатление на вас произвела работа Пономорёва? Какие детали вы бы отметили?

– Совпадает ли созданный актером и художниками образ с вашим представлением о персонажах?

Обобщающий этап. Рефлексия.

1. Творческая интерпретация учащимися рассказа. Импровизированный суд над Денисом Григорьевым.

Задание выполняется парами: варианты позиций – речь адвоката героя и речь прокурора (не менее 3-х аргументов с обеих сторон). Затем к доске выходят по представителю от каждой стороны. Остальные учащиеся играю роль присяжных.

Задание на дом.

1. Творческое задание

Читайте также: