Экологические проблемы в биосфере охрана природы конспект

Обновлено: 06.07.2024

Тысячелетиями человек брал из природы всё необходимое для существования и при этом не нарушал сложившегося естественного равновесия. Сегодня экономический рост и развитие человечества происходят, как правило, за счёт разрушения биосферы. Возможно ли сосуществование человечества и природы в гармонии, без взаимного уничтожения?

Экологические кризисы

В истории развития человечества было несколько экологических кризисов — периодов, когда взаимосвязь человека и природы нарушалась. Уже в начале своей истории человек стал причиной первого экологического кризиса. Занимаясь охотой и собирательством, он истребил мамонтов, шерстистых носорогов, большерогих оленей. Предотвратить полное исчезновение животных помог переход к земледелию и ведению сельского хозяйства около 10-12 тысяч лет назад.

Следующий экологический кризис произошёл уже в период развития земледелия. Его причинами стали большая скученность населения в земледельческих районах, строительство многочисленных оросительных систем и выращивание одних и тех же культур, что привело к обеднению почв.

Кризис, начавшийся в 20 веке, связан с быстрыми темпами развития промышленности, поэтому его принято называть промышленным. Во время этого кризиса человек, воздействуя на биосферу, не давал ей возможности восстанавливаться. Это привело к вымиранию животных, сокращению площади лесов, загрязнению атмосферы и гидросферы отходам и промышленности.

Экологические проблемы биосферы

Современные проблемы

Экологические проблемы биосферы связаны прежде всего с нарушением среды обитания живых организмов. Среду обитания в Мировом океане нарушает загрязнение его вод. Особый урон живым организмам наносит нефтяное загрязнение. Представители животного мира Океана не могут покинуть загрязнённую воду, как зачастую покидают места своего обитания животные суши.

Сильное загрязнение связано с созданием и использованием человеком искусственных веществ — пластмасс, искусственных волокон, красок. После окончания срока службы они долгое время сохраняются в природе, отравляя её химическими веществами, входящими в их состав. Человечество всё шире использует и вещества, опасные для жизни (радиоактивные вещества, ртуть, мышьяк и другие).

Актуальными остаются проблемы прямого уничтожения растительного и животного мира. Охота на редкие виды животных и птиц, неконтролируемый лов рыбы, сбор редких видов растений сокращают численность многих видов живых организмов. Сведение лесов также приводит к сокращению естественного биологического разнообразия. Ежегодно уничтожается более 20 миллионов гектаров лесов. Это влечёт за собой исчезновение и многих видов животных, для которых лес — среда обитания.

Охрана биосферы

Природное разнообразие — необходимое условие существования биосферы. В ряде стран борьба с уменьшением разнообразия органического мира основа государственной экологической политики.

Для сохранения отдельных видов организмов и природных сообществ в целом в мире создано более 100 ООО полностью или частично охраняемых природных территорий общей площадью около 19 миллионов квадратных километров. Это национальные и природные парки, заповедники, заказники, резерваты и другие категории особо охраняемых природных территорий (ООПТ).

Редкие и исчезающие виды животных и растений занесены в Международную Красную книгу.

Урок рекомендован для учащихся 6 класса. В разработке урока дан рабочий лист учащегося, по которому учащиеся работают весь урок и проводят самоконтроль.

ВложениеРазмер
konspekt.doc 841.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок географии 6 класс

Тема: Экологические проблемы в биосфере

Цель: формирование представления об условиях жизни на Земле

1. Изучить особенности возникновения экологических кризисов.

2. Изучить причины возникновения современных экологических проблем.

3. Сформировать представления об охране биосферы.

4. Способствовать развитию пространственно-образного мышления.

Планируемые результаты обучения:

- готовность учащихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

- формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

- освоение учащимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий;

- способность их применения в учебной, познавательной и социальной практике.

- формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества.

Деятельность учителя : Приветственное слово и запись домашнего задания в дневник – стр. 132-134)

Тема нашего урока: Экологические проблемы в биосфере
Что мы сегодня узнаем? (предполагаемые ответы учащихся):

Сегодня мы узнаем:

  1. Об экологических кризисах в истории человечества.
  2. О современных проблемах биосферы.
  3. Какие мероприятия направлены на охрану органического мира

По подсчетам ученых, сегодня разрушено порядка 63% биосферы. Большая часть разрушения приходится на 20 век. От деятельности человека пострадали обширные территории Южной и Юго-восточной Азии, Северной и Южной Америки.

Изучение нового материала

Деятельность учителя (рассказ): В истории Земли, человечество не раз вступало в противоречия с природой. Это противоречие приводило к возникновению экологического кризиса.

Впервые экологический кризис возник в период охоты и собирательства. Он привел к истреблению мамонтов, шерстистых носорогов и большерогих оленей.

Путем преодоления кризиса стало выращивание продуктов питания и появление 10-12 тысяч лет назад сельского хозяйства.

В период развития земледелия возник следующий экологический кризис. Причиной возникновения его стало большое скопление населения в земледельческих районах, выращивание одних и тех же культур, приведшее к обеднению почв, а также строительство систем орошения почв.

Быстрое развитие промышленности привело к возникновению экологического кризиса в 20 веке. Для этого характерно воздействие человека на биосферу в огромных масштабах, которое проявилось в нерациональном использовании богатств животного и растительного мира и в загрязнении среды обитания живых организмов.

Предлагаю вам выполнить задание №1 в рабочем листе ( учащиеся выполняют задание)

После выполнения задания №1 учитель подводит учащихся ко второму этапу уроку при помощи проблемного вопроса: Ребята, а в современном мире есть экологические проблемы? Если есть, назовите.)

Современные экологические проблемы: сегодня особенно остро для человечества стоят вопросы решения экологических проблем, которые возникли в биосфере. Все экологические проблемы можно определить в несколько групп.

1 группа: Нарушение среды обитания живых организмов. Одна из проблем – загрязнение вод Мирового океана. Особую проблему представляет нефтяное загрязнение вод Мирового океана нефтепродуктами. При разливе нефти из танкеров или с буровых установок, на поверхности океана образуется нефтяное пятно, препятствующее взаимодействию океана с атмосферой, и нарушающее воздухообмен между ними. Или, например, выброс отработанных сточных вод промышленных предприятий приводит к повышению температуры воды в водоеме и гибели многих живых организмов.

2 группа: Другая группа проблем связана с созданием и использованием человеком искусственных веществ. Также вещества, даже после окончания срока службы ,могут выделять в атмосферу вредные вещества. В процессе хозяйственной деятельности человек использует опасные для жизни вещества, такие как ртуть, мышьяк, радиоактивные вещества.

3 группа: Актуальной является проблема сокращения биоразнообразия. Сбор редких видов растений, чрезмерный и неконтролируемый вылов рыбы, охота на редкие виды животных приводит к сокращению численности видов растений и животных. Вырубка значительной площади лесов приводит к сокращению биоразнообразия. Ежегодно сокращается порядка 20 миллионов гектаров лесов, приводящее также к уменьшению численности растений и животных. Сохранение биологического разнообразия в биосфере – необходимое условие ее существования! Основу экологической политики множества стран должна составлять борьба с сокращением биологического разнообразия.

(Учащиеся выполняют задание № 2 рабочего листа)

Динамическая пауза (гимнастика)

Для поддержания равновесия сегодня во многих странах мира, территории взяты под охрану, создаются заповедники, заказники, особо охраняемые природные территории, национальные парки и т.д.Уникальные природные объекты вносят в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а редкие и исчезающее виды заносят в Красную книгу.

Также существуют и другие способы сохранения видов живых организмов, давайте узнаем какие мероприятия современного мира направлены на охрану органического мира ( учитель раздает брошюры учащимся , из которых он находят необходимую информацию и выполняют задание № 3)

1. Заповедни к - участок земли либо водного пространства, в пределах которого весь природный комплекс полностью и навечно изъят из хозяйственного использования и находится под охраной государства. Заповедником называют также научно-исследовательские учреждения, за которыми закреплены указанные территории. В Российской Федерации (на 1994) около 90 заповедников и заповедно-охотничьих хозяйств. В заповеднике запрещается всякая деятельность, нарушающая природные комплексы или угрожающая их сохранности.

2. Зоопарк - научно-просветительное учреждение, в котором содержат в неволе (в клетках, вольерах) или полувольно (на больших огороженных площадях) диких животных с целью их демонстрации, изучения, сохранения и воспроизводства. От зоосада отличается большей территорией, более обширной и разнообразной коллекцией животных. В 1990 в мире было ок. 850 зоологических парков и зоосадов, в Российской Федерации ок. 15, старейшие в Москве и Санкт-Петербурге.

3. НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПАРК (природный национальный парк) - территория (акватория), на которой охраняются ландшафты и уникальные объекты природы. От заповедника отличается допуском посетителей для отдыха.

4. ЗАКАЗНИК - территория (акватория), на которой при ограниченном использовании природных ресурсов охраняются отдельные виды животных, растений, водные, лесные, земельные объекты и т. д. Существуют охотничьи, рыбохозяйственные и другие заказники.

5. ПИТОМНИК - 1) хозяйство, занимающееся размножением и выращиванием сеянцев и саженцев растений, а также животных (собак, змей и др.). 2) Участок в опытном или научно-исследовательском учреждении для выращивания, размножения и изучения сельскохозяйственных растений.

6. БОТАНИЧЕСКИЙ САД - научно-исследовательское, учебно-вспомогательное и культурно-просветительное учреждение. В основе ботанического сада — коллекции живых растений, выращиваемых в открытом грунте и оранжереях. В крупнейших ботанических садах до 20-30 тыс. видов растений. Широко известны Главный ботанический сад РАН и ботанический сад Московского государственного университета (Москва), Никитский (Крым), Сухумский и Батумский (Грузия), ботанический сад Ботанического института Российской АН (Санкт-Петербург), ботанический сад в Кью (Великобритания), в Упсале (Швеция), ботанический сад Калькутты, Бейтензоргский ботанический сад на о. Ява и др.

Обобщение и систематизация : учащиеся выполняют задания № 4,5,6 рабочего листа

Главная причина возникновения экологических кризисов – перемена в производительных силах общества.

- Какие три группы современных экологических проблем можно выделить?

Проблема нарушения среды обитания живых организмов.

Проблема создания и использования человеком искусственных веществ.

Проблема сокращения биоразнообразия.

Рабочий лист для учащихся

Тема : Экологические проблемы в биосфере

Отношение человека к природе. На протяжении многих веков человечество относилось к природе как к практически неиссякаемому источнику достижения благополучия. Вспахать больше земли, срубить больше деревьев, добыть больше угля и руды, построить больше дорог и заводов считалось основным направлением прогрессивного развития и достижения процветания.

Уже в древние времена с началом земледелия и скотоводства деятельность человека приводила к изменению крупных экосистем и опустошению больших территорий.

Так, были сведены леса в Древней Греции и Малой Азии, сильно расширены территории пустынь из-за перевыпаса скота, резко упала численность промысловых копытных животных. Экологические катастрофы, вызванные нарушением природных связей, многократно возникали в разных районах Земли. Пыльные бури, вызванные распашкой больших площадей, поднимали вверх и уносили плодородные слои почвы в США, на Украине, в Казахстане. Из-за сведения лесов мелели судоходные реки. В районах сухого климата неумеренный полив вызывал засоление почв. В степных краях расползались овраги, отнимая у людей плодородные земли. Загрязнённые озёра и реки превращались в сточные водоёмы.

К середине ХХ столетия стало уже очевидным, что нарушения среды, вызванные антропогенным воздействием, имеют не только местное, но планетарное значение. Остро встал вопрос о пределах экологической ёмкости планеты для существования человечества.

Рост народонаселения и техногенный характер использования природы привели к угрозе экологических нарушений, затрагивающих не только отдельные государства и страны, но и биосферу в целом. Изменяются планетарные циклы круговорота веществ. В результате перед человечеством возник целый ряд глобальных экологических проблем, обусловленных антропогенным воздействием на окружающую среду. Следует назвать некоторые из них.

Истощение природных ресурсов.Ресурсы, за счёт которых живёт человечество, делятся на две категории: возобновимые (почва, растительность, животный мир) и невозобновамые (запасы руд и горючих ископаемых). Возобновимые ресурсы способны к восстановлению, но, естественно, если их потребление не превысит критических пределов. Интенсивное потребление привело к заметному уменьшению ресурсов.

Из возобновимых ресурсов сильно пострадали почвы, леса, промысловые животные. Площадь, покрытая лесами, стремительно сокращается на планете, в настоящее время ежегодно на 2%. Людьми сведено уже 2/3 природных лесов. На наших глазах идёт уничтожение уникальных тропических влажных лесов в Южной Америке и Африке. Они могут полностью исчезнуть за 2 – 3 десятилетия вместе с их богатейшим животным миром. Устойчивость сибирской тайги при существующем режиме эксплуатации также может быть подорвана за ближайшие 40 – 50 лет. Резко упали рыбные запасы в реках и океанах. Сократились популяции трески, лососей, осетровых рыб, многих сельдей, китов. Огромные масштабы приобрели потери почв за счёт засоления и эрозии – разрушения и выноса плодородного слоя водой и ветром. И то и другое возникает в результате неправильной агротехники. Ежегодно теряются десятки миллионов гектаров ценнейших природных земель.

Загрязнение среды. В результате промышленного производства в атмосферу, воды и почвы в качестве отходов поступает огромное количество вредных веществ, накопление которых угрожает жизни большинства видов, в том числе человека.

Мощный источник загрязнений – современное сельское хозяйство, насыщающее почвы избыточным количеством удобрений и ядов для борьбы с вредителями.

Снижение биологического разнообразия. По вине человека в настоящее время катастрофически уменьшается видовое разнообразие животных и растений. Часть видов исчезла в результате прямого истребления (странствующий голубь, дикий тур, морская стеллерова корова и др.). Значительно опаснее оказались резкие изменения природной среды, разрушение местообитаний. Из-за этого гибель грозит 2/3 существующих видов. Сейчас темпы антропогенного обеднения природы таковы, что несколько видов животных и растений исчезают ежедневно. В истории Земли процессы вымирания видов уравновешивались процессами видообразования.




В настоящее время темпы эволюции оказались несопоставимыми с разрушительным влиянием человека на видовое разнообразие планеты.

Изменения, вызываемые деятельностью человека в биосфере, грозят, прежде всего, самому человечеству. Живая природа в целом представляет настолько мощную силу, что восстанавливается после самых серьёзных катаклизмов на Земле. Но при этом меняются её формы, меняется состояние экосистем. Виды, которые не могут к этому приспособиться, вымирают. Человечество также приспособлено к определённому состоянию биосферы составу воздуха, вод, почв, растительности, климатическому режиму, обеспеченности ресурсами. Изменение качества среды приведёт человечество к гибели.

Человек, в отличие от других видов, обладает разумом и способен к сознательной перестройке своей деятельности.

Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы. В наше время глобальные экологические угрозы начали осознаваться обществом. Экологически грамотное, рациональное природопользование – единственно возможный путь выживания человечества. Обеспечить выживание невозможно без развития экологической науки. Она позволяет понять, какими путями нужно строить взаимоотношения с природой в разных областях человеческой деятельности.

Кроме того, у разных народов за многие века накопился большой опыт неистощительного, бережного отношения к природной среде при использовании её богатств, Этот опыт был по большей части забыт и отброшен наступлением НТР, но теперь вновь привлекает к себе внимание. Надежду вселяет то, что современное человечество вооружено научными знаниями. Основная сложность заключается в том, что для предотвращения глобальных экологических катастроф и обеспечения рационального использования природы необходима согласованная деятельность множества человеческих коллективов, всех государств мира и отдельных людей. Требуются перестройка сознания каждого человека, отказ от старых форм эксплуатации природы, постоянная забота о ней, переход на новые технологии промышленности и сельского хозяйства. Всё это невозможно без вложения больших средств, всеобщей экологической грамотности и овладения глубокими знаниями в каждой области взаимодействия с природной средой.

Всеобщее экологическое образование становится одним из главных требований времени.

Поэтому и настоящим, и будущим поколениям предстоит напряжённая сознательная борьба за согласованную деятельность людей по сохранению биосферы, за перестройку промышленности и сельского хозяйства на экологических основах, за внедрение нового законодательства, новых норм морали, формирование экологической культуры во имя дальнейшего развития и процветания человечества на Земле.

1. Какие формы деятельности человека нарушают основные законы устойчивости природы?

2. Что нужно делать, чтобы сохранить плодородие почв?

3. Как должен вести себя в природе каждый человек для поддержания устойчивости экосистемы?

• какие условия обеспечивают устойчивость экосистем;

• каковы основные законы устойчивости живой природы.

Отношение человека к природе. На протяжении многих веков человечество относилось к природе как к практически неиссякаемому источнику достижения благополучия. Вспахать больше земли, срубить больше деревьев, добыть больше угля и руды, построить больше дорог и заводов считалось основным направлением прогрессивного развития и достижения процветания.

Уже в древние времена с началом земледелия и скотоводства деятельность человека приводила к изменению крупных экосистем и опустошению больших территорий.

Так, были сведены леса в Древней Греции и Малой Азии, сильно расширены территории пустынь из-за перевыпаса скота, резко упала численность промысловых копытных животных. Экологические катастрофы, вызванные нарушением природных связей, многократно возникали в разных районах Земли. Пыльные бури, вызванные распашкой больших площадей, поднимали вверх и уносили плодородные слои почвы в США, на Украине, в Казахстане. Из-за сведения лесов мелели судоходные реки. В районах сухого климата неумеренный полив вызывал засоление почв. В степных краях расползались овраги, отнимая у людей плодородные земли. Загрязнённые озёра и реки превращались в сточные водоёмы.

К середине ХХ столетия стало уже очевидным, что нарушения среды, вызванные антропогенным воздействием, имеют не только местное, но планетарное значение. Остро встал вопрос о пределах экологической ёмкости планеты для существования человечества.

Рост народонаселения и техногенный характер использования природы привели к угрозе экологических нарушений, затрагивающих не только отдельные государства и страны, но и биосферу в целом. Изменяются планетарные циклы круговорота веществ. В результате перед человечеством возник целый ряд глобальных экологических проблем, обусловленных антропогенным воздействием на окружающую среду. Следует назвать некоторые из них.

Истощение природных ресурсов.Ресурсы, за счёт которых живёт человечество, делятся на две категории: возобновимые (почва, растительность, животный мир) и невозобновамые (запасы руд и горючих ископаемых). Возобновимые ресурсы способны к восстановлению, но, естественно, если их потребление не превысит критических пределов. Интенсивное потребление привело к заметному уменьшению ресурсов.

Из возобновимых ресурсов сильно пострадали почвы, леса, промысловые животные. Площадь, покрытая лесами, стремительно сокращается на планете, в настоящее время ежегодно на 2%. Людьми сведено уже 2/3 природных лесов. На наших глазах идёт уничтожение уникальных тропических влажных лесов в Южной Америке и Африке. Они могут полностью исчезнуть за 2 – 3 десятилетия вместе с их богатейшим животным миром. Устойчивость сибирской тайги при существующем режиме эксплуатации также может быть подорвана за ближайшие 40 – 50 лет. Резко упали рыбные запасы в реках и океанах. Сократились популяции трески, лососей, осетровых рыб, многих сельдей, китов. Огромные масштабы приобрели потери почв за счёт засоления и эрозии – разрушения и выноса плодородного слоя водой и ветром. И то и другое возникает в результате неправильной агротехники. Ежегодно теряются десятки миллионов гектаров ценнейших природных земель.

Загрязнение среды. В результате промышленного производства в атмосферу, воды и почвы в качестве отходов поступает огромное количество вредных веществ, накопление которых угрожает жизни большинства видов, в том числе человека.

Мощный источник загрязнений – современное сельское хозяйство, насыщающее почвы избыточным количеством удобрений и ядов для борьбы с вредителями.

Снижение биологического разнообразия. По вине человека в настоящее время катастрофически уменьшается видовое разнообразие животных и растений. Часть видов исчезла в результате прямого истребления (странствующий голубь, дикий тур, морская стеллерова корова и др.). Значительно опаснее оказались резкие изменения природной среды, разрушение местообитаний. Из-за этого гибель грозит 2/3 существующих видов. Сейчас темпы антропогенного обеднения природы таковы, что несколько видов животных и растений исчезают ежедневно. В истории Земли процессы вымирания видов уравновешивались процессами видообразования.

В настоящее время темпы эволюции оказались несопоставимыми с разрушительным влиянием человека на видовое разнообразие планеты.

Изменения, вызываемые деятельностью человека в биосфере, грозят, прежде всего, самому человечеству. Живая природа в целом представляет настолько мощную силу, что восстанавливается после самых серьёзных катаклизмов на Земле. Но при этом меняются её формы, меняется состояние экосистем. Виды, которые не могут к этому приспособиться, вымирают. Человечество также приспособлено к определённому состоянию биосферы составу воздуха, вод, почв, растительности, климатическому режиму, обеспеченности ресурсами. Изменение качества среды приведёт человечество к гибели.

Человек, в отличие от других видов, обладает разумом и способен к сознательной перестройке своей деятельности.

Рациональное использование природных ресурсов и охрана природы. В наше время глобальные экологические угрозы начали осознаваться обществом. Экологически грамотное, рациональное природопользование – единственно возможный путь выживания человечества. Обеспечить выживание невозможно без развития экологической науки. Она позволяет понять, какими путями нужно строить взаимоотношения с природой в разных областях человеческой деятельности.

Кроме того, у разных народов за многие века накопился большой опыт неистощительного, бережного отношения к природной среде при использовании её богатств, Этот опыт был по большей части забыт и отброшен наступлением НТР, но теперь вновь привлекает к себе внимание. Надежду вселяет то, что современное человечество вооружено научными знаниями. Основная сложность заключается в том, что для предотвращения глобальных экологических катастроф и обеспечения рационального использования природы необходима согласованная деятельность множества человеческих коллективов, всех государств мира и отдельных людей. Требуются перестройка сознания каждого человека, отказ от старых форм эксплуатации природы, постоянная забота о ней, переход на новые технологии промышленности и сельского хозяйства. Всё это невозможно без вложения больших средств, всеобщей экологической грамотности и овладения глубокими знаниями в каждой области взаимодействия с природной средой.

Всеобщее экологическое образование становится одним из главных требований времени.

Поэтому и настоящим, и будущим поколениям предстоит напряжённая сознательная борьба за согласованную деятельность людей по сохранению биосферы, за перестройку промышленности и сельского хозяйства на экологических основах, за внедрение нового законодательства, новых норм морали, формирование экологической культуры во имя дальнейшего развития и процветания человечества на Земле.

1. Какие формы деятельности человека нарушают основные законы устойчивости природы?

2. Что нужно делать, чтобы сохранить плодородие почв?

3. Как должен вести себя в природе каждый человек для поддержания устойчивости экосистемы?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: освоение системы географических знаний о географических аспектах современных проблем человечества и путях их решения.

1)Сформировать понятие о глобальных экологических проблемах человечества, геоэкологических процессов и явлениях;

2)Воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

3)Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с современными проблемами мира, его регионов и крупнейших стран.

Тип урока – изучение нового материала.

Цель урока: освоение системы географических знаний о географических аспектах современных проблем человечества и путях их решения.

1)Сформировать понятие о глобальных экологических проблемах человечества, геоэкологических процессов и явлениях;

2)Воспитывать бережное отношение к окружающей среде;

3)Развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности посредством ознакомления с современными проблемами мира, его регионов и крупнейших стран.

Тип урока – изучение нового материала.

I. Вводная часть

1. Организация класса.

2. Актуализация знаний, подготовка учащихся к восприятию нового материала.

Вы много знаете по вопросам экологии, чтобы перейти к теме урока давайте повторим следующие:

1. Что изучает наука экология?(взаимодействие живых организмов между собой и с окружающей средой).

2. Что является объектом экологии?(экосистема).

3. Что такое экосистема?(совокупность живых организмов и среды обитания)

4. Какие разделы экологии вы знаете?(общая экология, социальная, глобальная)

5. Что изучает каждый раздел?( общая экология изучает виды и популяции, социальная - человечество в эко- системе Земли, демографическая экология, глобальная – взаимодействие эко-сфер Земли с её биотой. Глобальная экология межпредметная наука.)

6. Какие сферы Земли вы знаете?

7. Какое значение имеет природа в жизни человека и человеческого общества?

8. Как вы понимаете выражение экологическая культура?

(регулирует взаимоотношение человека и природы)

9. Что называют охраной природы?

(система международных, государственных и общественных мероприятий, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах удовлетворения материальных и культурных потребностей людей)

10. Что такое природные ресурсы?(объекты природы, используемые человеком в производственных и других целях).

3.Объявление темы урока

Тема урока – современные проблемы охраны природы. В настоящее время особое значение приобретает осмысление глобальных проблем современности, их причин, взаимосвязи, путей их решения. Глобальные проблемы вашими глазами – вот цель нашего урока. Что мы можем сделать в деле охраны природы здесь и сейчас. Мы можем создать письмо – обращение или плакат. Поэтому подумайте о том, что можно нарисовать, написать в ходе урока.

II. Главная часть

Изучение нового материала.

Роль природы в жизни человеческого общества. Для человека, как и для любого другого биологического вида, природа — среда жизни и источник существования. Как биологический вид, человек нуждается в определенном составе и давлении атмосферного воздуха, чистой природной воде с растворенными в ней солями, растениях и животных, земной температуре. Оптимальная для человека окружающая среда — это то естественное состояние природы, которое поддерживается нормально протекающими процессами круговорот веществ и потоков энергии.

Как биологический вид, человек своей жизнедеятельностью влияет на природную среду не больше, чем другие живые организмы. Однако это влияние несравнимо с тем огромным воздействием, которое оказывает человечество на природу благодаря своему труду. Преобразующее влияние человеческого общества на природу неизбежно, оно усиливается по мере развития общества, увеличения числа и массы веществ, вовлекаемых в хозяйственный оборот. Вносимые человеком изменения сейчас приобрели настолько крупные масштабы, что превратились в угрозу нарушения существующего в природе равновесия и препятствие. Для дальнейшего развития производительных сил. Долгое время люди смотрели на природу как на неисчерпаемый источник необходимых для них материальных благ. Однако, сталкиваясь с отрицательными последствиями своего воздействия на природу, они постепенно пришли к убеждению в необходимости ее рационального использования и охраны.

Охрана природы — это система научно обоснованных международных, государственных и общественных мер, направленных на рациональное использование, воспроизводство и охрану природных ресурсов, на защиту природной среды от загрязнения и разрушения в интересах существующих и будущих поколений людей.

Основная цель охраны природы состоит в поддержке динамического равновесия естественных природных процессов, сохранении биологического разнообразия растений, животных, микроорганизмов, обеспечивающих благоприятные условия для жизни настоящих и последующих поколений людей, развития производства, науки и культуры всех народов, населяющих нашу планету. Прогрессивное устойчивое развитие человеческого общества невозможно без рационального природопользования, которым называют совокупность всех форм эксплуатации природных ресурсов и действенных мер по их сохранению и восстановлению.

Исчерпаемые и неисчерпаемые природные ресурсы. Естественно, что в связи с разными историческими этапами развития человеческого общества меняются и проблемы использования природных ресурсов и охраны природы. Человек — относительно молодой житель Земли, он включился в ее экологические системы около 3,5 млн лет назад. Тогда воздействие людей на окружающую среду было незначительным из-за небольшой их численности. Около 1,5 млн лет назад численность людей не превышала 500 тыс. особей. Люди кочевали небольшими группами, собирая съедобные растения, охотясь на животных, вылавливая рыбу. Следы их воздействия быстро сглаживались природой, как только собиратели, охотники и рыболовы покидали места своих стоянок. Первым был приручен волк, помогавший людям охотиться на животных, позже произошло одомашнивание крупного рогатого скота, потом лошадей. Примерно 10—12 тыс. лет назад в благоприятных условиях люди перешли к оседлому образу жизни и стали заниматься земледелием. Начальная фаза преобразования окружающей природной среды связана с развитием животноводства и земледелия. Нарастание преобразующей деятельности человеческого общества, связанное с развитием промышленности, продолжается и в настоящее время. Так, в первой половине XX в. особое беспокойство вызывало очень быстрое истощение природных ресурсов и возможная гибель человечества из-за полного исчерпания рудных месторождений и нефти.

Сейчас на первое место выдвигаются угрожающие загрязнения окружающей среды, нарушение природных биоценозов, вырубка лесов, почвенная эрозия, исчезновение редких видов животных и растений. Природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда, называются природными ресурсами. К ним относятся атмосферный воздух, вода, почва, полезные ископаемые, солнечная радиация, климат, растительность, животный мир. По степени их истощения они делятся на исчерпаемые и неисчерпаемые

Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, подразделяются на возобновимые и невозобновимые. К невозобновимым относят те ресурсы, которые не возрождаются или возобновляются в сотни раз медленнее, чем они расходуются. К ним относятся нефть, каменный уголь, металлические руды и большинство других полезных ископаемых. Запасы этих ресурсов ограничены, охрана их сводится к бережному расходованию.

Неисчерпаемые ресурсы включают водные, климатические и космические. Общие запасы воды на планете неисчерпаемы. Основу их составляют соленые воды Мирового океана, но их пока мало используют. В отдельных районах воды морей и океанов загрязняются нефтью, отходам бытовых и промышленных предприятий, выносом с полей удобрений ядохимикатов, что ухудшает условия обитания морских растений и животных. Пресная вода, необходимая для человека, — исчерпаемый природный ресурс. Проблема пресной воды с каждым годом обостряется в связи с обмелением рек и озер, возрастанием расхода воды на орошение и нужды промышленности, загрязнением вод производственными и бытовыми отходами.

Необходимо бережное расходование и строгая охрана водных ресурсов.

Глобальными проблемами называют те проблемы, которые, во-первых, касаются всего человечества, затрагивая интересы и судьбы всех стран, народов и социальных слоев; во-вторых, приводят к значительным экономическим и социальным потерям, а в случае их обострения могут угрожать самому существованию человеческой цивилизации; в – третьих, требуют для своего решения сотрудничества в общепланетарном масштабе, совместных действий всех стран и народов.

Все глобальные проблемы можно объединить в 3 группы:

Проблемы экономического и политического взаимодействия государств (интерсоциальные). Среди них наиболее злободневными являются:

- глобализация политической власти и структуры гражданского общества

- преодоления технологической и экономической отсталости развивающихся стран и установление нового международного порядка.

Проблемы взаимодействия общества и природы (эколого-социальные). В первую очередь это:

- предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды

- обеспечение человечества необходимыми природными ресурсами (сырьем, энергией, продовольствием)

- освоение Мирового океана и космического пространства.

Проблемы взаимоотношений людей и общества (социокультурные). Главные из них:

- проблема роста народонаселения

- проблема охраны и укрепления здоровья людей

- проблемы образования и культурного роста.

2-ой: Моя планета – человечий дом,

Но как ей жить под дымным колпаком,

Где сточная канава – океан?!

Где вся природа поймана в капкан,

Где места нет ни аисту, ни льву,

Где стонут травы: больше не могу…

3-ий: Прежде люди не слишком внимательно прислушивались к сигналам бедствия, которые подавала нам природа. Сегодня начали осознавать: наш дом, - планета Земля, в опасности! Она медленно погибает…

4-ый: Каждый день фауна земного шара становится беднее на один вид животных.

5-ый: Каждую неделю мы навсегда теряем один вид растений.

6-ой: В минуту вырубаются 20га тропических лесов.

7-ой: 5 млрд тонн углекислого газа ежедневно выбрасывается в атмосферу.

Так что же? Земля – исчезающая планета?

Нет! Колокола тревоги зазвучали вовремя. Но опасность катастрофы слишком велика.

- Каков же диагноз?

Океан седой гремит набатно,

Он таит обиду в глубине,

Черные, раскачивая пятна

На крутой разгневанной волне.

Стали люди сильными как боги,

И судьба Земли у них в руках,

Но темнеют страшные ожоги

У земного шара на боках.

Мы давно освоили планету,

Широко шагает новый век.

Черные сотрешь ли, человек?

III. Заключительная часть

1. Выявление понимания изученного материала. (Дискуссия за круглым столом).

Учитель приглашает всех за круглый стол. Ребята рассказывают о проблемах, учитель задает вопросы, направленные на участие каждого в деле охраны природы.

2. Совершенствование знаний. (Выполнение заданий).

После дискуссии об экологических проблемах, учащиеся выполняют задания:

1) Определите степень санитарного благоустройства нашего села по показателям:

1. Выявите наличие ливневой канализации, мусоросборников, урн, асфальта.

2. Отметьте санитарно-гигиеническое состояние участков около магазинов, пищевых бачков, мусорных контейнеров, урн.

3. Выявите причины загрязнения территории отходами.

4. Как местные жители (Вы) воспринимают загрязнение территории их проживания отходами.

2) Составьте список предметов, которые из отходов могут превратиться в доходы.

3) Класс поделить на 2 команды: на листе бумаги перечислите причины загрязнения воздуха в нашем районе.

Расскажите о влиянии состояния воздуха на самочувствие жителей нашего города и села.

4) Перенесемся в 2100 год. Воздух в городе кристально чист и прозрачен – ни копоти, ни пыли, ни газа. Пофантазируйте, каким образом удалось прекратить загрязнение окружающей среды.

5) Назовите причины загрязнения берегов рек бытовыми отходами.

6) Сколько воды мы потеряем за сутки, месяц, год, если из плохо закрытого крана капает вода – 50 капель в минуту.

Так что же нам делать?! Детство, отрочество, юность – прекраснейшая пора, когда не только весь мир, но и сам себе кажешься вечным, бессмертным. И вдруг это великое чувство вечности зеленого мира будет утрачено?

Человечество вступает в новую эру существования – в эпоху, требующую кардинальной перестройки основных ценностных шкал, новых принципов морали и нравственности, новых способов разрешения противоречий. Иначе говоря, мы вступили в эпоху, когда людям, для того, чтобы выжить, приходится думать по-иному.

Вы слышали о Всемирной стратегии охраны природы, которую называют еще стратегией выживания человечества? Документ подготовлен Международным союзом охраны природы, одобрен Генеральной ассамблеей ООН и представляет собой своего рода кодекс поведения на Земле. Стратегия призывает все страны мира объединить силы для спасения флоры и фауны.

Быть или не быть человечеству, останется ли зеленой и цветущей наша планета или же превратится в безжизненную пустыню – вот в чем вопрос. От личного участия каждого в движении за мир и за здоровую биосферу зависит, каким станет лик Земли и где находится человечество в данный момент – в начале или в конце своего путешествия в будущее.

Будем же беречь нашу Землю! Повсюду, на каждом шагу, все вместе и каждый в отдельности! Другого нам не дано… Земля с ее биосферой – величайшее чудо, и она у нас только одна. Завтрашний день Земли будет таким, каким мы его создадим сегодня. Мир спасет надежда, если она останется жить в каждом человеческом сердце.

Что сделать для того, чтобы человечество сохранило все живое? Что же могу сделать я? Один из 6млрд людей. Если только задавать вопросы и ждать, что кто-то сделает за тебя, ничего не получится. Но если на вопросы отвечать делом, то каждый и все вместе смогут многое.

3. Домашнее задание.

Учитель задает домашнее задание: Рассмотрите карту своего района. Где и какие меры охраны природы должны применяться в вашем районе в первую очередь? Написать письмо-обращение к жителям села.

Итоги урока

Какое значение имеет природа в жизни человека и человеческого общества?

Чем отличается воздействие человека на природу от воздействия на нее животных?

Читайте также: