Единицы измерения длины миллиметр 2 класс школа россии презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

На данном уроке учащиеся знакомятся с новой единицей измерения длины - миллиметром, приобретая начальный опыт, применяя знания в повседневных ситуациях. Также учащиеся продолжают знакомство с жизнью удивительного насекомого - муравья. Урок сопровождается презентацией, в которую добавлена физминутка с Муравьишкой. Уроки математики, когда ученики не только решают, но и узнают что - то новое из окружающего их мира проходят более динамично.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Презентация по математике. 2 класс. Миллиметр.pptx


Описание презентации по отдельным слайдам:


Проверь соседа! 12 – 3 = 8 + 5 = 15 – 9 = 4 + 7 = 18 – 9 = 3 + 8 = 5 + 6 = 14.

Проверь соседа! 12 – 3 = 8 + 5 = 15 – 9 = 4 + 7 = 18 – 9 = 3 + 8 = 5 + 6 = 14 – 10 = 60 – 6 = 16 – 7 = 80 + 6 = 9 + 9 =














http://pachkulya.narod.ru/animashki.html http://chelyaby-priut.ucoz.ru/photo/.

Выбранный для просмотра документ Урок математики во 2 классе по теме миллиметр.docx

Урок математики во 2 классе

Тема урока : Миллиметр

познакомить учащихся с новой единицей измерения длины – миллиметром.

Задачи урока:

обобщать знания о единицах измерения длины;

развивать умение работать с линейкой;

развивать познавательную активность, внимание, мышление;

Планируемые результаты:

Определение границ собственного знания и незнания о новой единице измерения длины - миллиметре.

Сравнивать миллиметр с известными единицами измерения длины, читать и записывать миллиметр, выполнять арифметические действия с этой единицей измерения длины, измерять отрезки с помощью миллиметра, чертить отрезки заданной длины с использованием миллиметра, проводить проверку правильности выполненных действий, обобщать знания о единицах измерения длины, называть длину отрезка в миллиметрах

Знакомство с новой единицей измерения длины – миллиметром, приобретение начального опыта применения знаний в повседневных ситуациях, овладение способом измерения длины в миллиметрах

Оборудование : линейка, карандаш у каждого ученика, презентация, компьютер, проектор, экран.

Содержание работы

Целеполагание и мотивация.

Первичное усвоение материала.

Осознание и осмысление учебной информации.

Первичное закрепление учебного материала.

Информация о домашнем задании.

Рефлексия (подведение итогов урока)

Ну-ка проверь, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте?

Всё ль в порядке?

Ручка, книжка, карандаш

Линейка и тетрадка?

- Рада вас видеть. Давайте настроимся на работу и улыбнёмся друг другу.

Целеполагание и мотивация.

- Что вы можете успеть сделать за одну минуту?

- Предлагаю каждому из вас проверить себя. В этот зимний день нам светит яркое солнышко. Своими лучами оно заставляет все тучи, которые принесли нам примеры, растворяться. Нужно правильно решить примеры за одну минуту, записывая только ответы. ( Слайд 2)

Решаются примеры, затем учащиеся меняются тетрадями и проверяют работу соседа. Дети смогут увидеть, в каком примере они допустили ошибку.

- Чему мы сейчас учись? (считать примеры)

Самопроверка ( Слайд 4)

Актуализация.

Задача на смекалку.

- На уроке рисования ребята нарисовали Вини Пуха, Пятачка, ослика Иа и Сову. Сколько лап, крыльев, голов, хвостов нужно было нарисовать? (14, 2, 4, 4 ) ( Слайд 5)

Учитель предлагает ученикам ситуацию-проблему.

- Сегодня на уроке мы будем настоящими архитекторами! Знаете, кто это такие? ( Люди, которые проектируют здания)

- Винни Пух решил построить одному своему другу дом. А что это за друг, мы узнаем в конце урока. Мы должны ему помочь! Согласны? (Слайд 6 )

- Скажите, почему так говорят? (Слайд 7 )

( Потому что построить дом очень трудно, нужно сделать точные расчёты)

- Вот и наш знакомый, Винни Пух, решил сделать точные расчёты размера двери, чтобы с его другом не приключилось, такой же беды, как у него в гостях у Кролика. ( Слайд 8 )

- Какой инструмент нам понадобится, чтобы измерить высоту и ширину двери? ( линейка)

Первичное усвоение материала.

- Возьмите в руки линейки, и покажите мне 1 см и 1 дм.

- Для чего служит линейка?

- Положите линейки перед собой и скажите, что на линейке вам знакомо?

- Какой длины ваши линейки? (разной)

- А какой длины отрезки в 1 см? (одинаковой)

- Что на линейке вам не известно, но вы хотели бы узнать? (маленькие чёрточки)

-Оказывается, это тоже единицы измерения длины. Они называются…. (миллиметры)

- Посчитайте, сколько таких маленьких отрезков, миллиметров, в 1 см? (10)

- Давайте запишем это в тетради. Но слово миллиметр очень длинное, и математики-учёные, договорились обозначать эту запись кратко, двумя буквами. Догадайтесь, какими, если

Сделаем запись в тетрадь

- Что вы заметили на отметке 5 мм? ( чёрточка более длинная)

- Зачем так сделали? ( для удобства)

мы ногами топ, топ
мы руками хлоп, хлоп
мы глазами миг, миг
мы плечами чик, чик

Мишка лапки подними
Мишка лапки опусти
Мишка, Мишка покружись
А потом земли коснись
И животик свой потри
Раз, два, три - раз, два, три!

Осознание и осмысление учебной информации.

- Зачем нужны миллиметры? ( измерять маленькие предметы, для точности. )

- Не зная миллиметров вы , например, могли бы мне точно сказать толщину вашего учебника по математике? (нет)

- А теперь можете? Измерьте и скажите.

- Определите, в каких единицах длины удобнее измерять ширину стола? А толщину оконного стекла?

Первичное закрепление учебного материала.

- Я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию на электричке. В ходе которой, вы узнаете что-то интересное о миллиметре. Согласны?

Задача на смекалку.

- Для начала решите задачу. Два ученика договорились сесть в четвёртый вагон электрички. Но один ученик сел в четвёртый вагон от головы электрички, а другой в четвёртый вагон с хвоста. В одном ли вагоне едут ученики, если всего в поезде 8 вагонов? ( Слайд 11)

(Ребята едут в разных вагонах)

- Сядьте удобнее. Мы отправляемся. Знаете ли вы название самой маленькой птицы?

- Самая маленькая птица– колибри, птичка, уступающая размерами многим насекомым. Ее длина всего 5,7 см. Покажите на ваших линейках размер колибри.

- Питаются колибри нектаром, зависая перед цветами и высасывая содержимое тонким длинным клювом, а также мелкими насекомыми, обитающими в цветах. Гнезда колибри-пчелок по размерам не превышают наперсток.

- Длина тела комнатной мухи 6—8 мм . Покажите на линейке размер мухи. ( Слайд 13 )

- комары – летающие насекомые небольшого размера ( длиной 4 – 14 мм) Покажите, сколько это?

- Решите задачу. ( Слайд 14 )

- Пора возвращаться и поработать в учебнике.

Работа в учебнике стр.10

№ 2 выполняется в тетрадях.

- С помощью линейки измерьте длину каждого отрезка. Начертите их в тетрадь. Выразите их длину в мм.

№ 3 выполняется на доске по цепочке, с комментированием. (примеры на сравнение)

- Пришла пора узнать, какому другу Винни Пух решил построить дом. Вам интересно?

- Тогда мы с вами сейчас его нарисуем у нас в тетрадях. На новой рабочей строке отступите 3 клеточки вправо, поставим точку в нижнем правом углу клетки и начинаем чертить при помощи карандаша и линейки. ( Слайд 15 )

- проявлять доброжелательность, уважительное отношение к иному мнению, осознавать ответственность за общее дело.

Метапредметные:

Регулятивные

-уметь контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-осуществлять контроль и оценку процесса и результата деятельности, волевую саморегуляцию в ситуации затруднения;

-выполнять действия по намеченному плану;

-ориентироваться в учебнике;

-создавать алгоритм деятельности для решения учебной задачи.

Познавательные

-самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное;

-ориентироваться в своей системе знаний - отличать новое от уже известного;

Коммуникативные

-участвовать в диалоге, учитывать разные мнения и высказывать свою позицию;

- обмениваться мнениями, уметь слушать друг друга, строить понятные для партнёра по коммуникации речевые высказывания;

- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

-пользоваться новой единицей измерения;

-преобразовывать более мелкие единицы измерения в более крупные;

-сравнивать именованные числа;

-работать с материалом учебника.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа.

Самоопределение к учебной деятельности

Запись на интерактивной доске (слайд 2):

-Как вы понимаете эти слова? (Учимся чему-то новому, становимся умнее, грамотнее.)

- Сегодняшний день не станет исключением, потому что мы пополним наш багаж знаний, станем умнее.

Актуализация знаний

-Работая в парах, выполните вычисления и расшифруйте ключевые слова нашего урока. ( Дети выполняют вычисления и вписывают в окошечки буквы (ленты с ответами, куда надо вписать буквы, на столах) .

1 слово 2 слово

18 – 8 =…(е) 17 – 10 =…(н)

19 – 10 =…(в) 14 – 4 =…(л)

13 – 13 =…(а) 16 – 0 =…(а)

-Какие единицы измерения длины вы уже знаете? (Сантиметр, дециметр)

2) -Выразите в сантиметрах заданные меры длины:

1 дм; 1 дм 2 см; 2 дм; 1 дм 5 см; 1 дм 9 см.

3)- Сравните заданные меры длины:

14 см * 1 дм 2 см

16 см * 1 дм 6 см

(Коллективное выполнение заданий №2, №3 с комментированием (устно); на слайде 4 после каждого объяснения открываем ответ)

Постановка учебной проблемы

У учащихся на партах три полоски из цветной бумаги: красная – 3см, зелёная – 12 см, жёлтая – 7 мм.

-Возьмите линейки, измерьте длину красной полоски. Чему она равна? (Длина красной полоски 3см)

-Чему равна длина зелёной полоски? (Длина зелёной полоски равна 12 см)

-Выразите 12 см в дециметрах и сантиметрах (12 см - это 1 дм и 2 см)

-Измерьте длину жёлтой полоски. (Её нельзя измерить сантиметрами)

-Каков был ваш1 шаг? (Прикладывали линейку к полоске)

1) Прикладываем линейку к полоске (Открыть шаг алгоритма на слайде 5)

- Что делали дальше? (Прикладывали полоску так, чтобы её начало совпало с отметкой 0

2) Совмещаем 0 на линейке с началом полоски (Кликая на слайде 5, открываем следующий шаг)

-Каков был следующий ваш шаг? (Смотрели, с какой отметкой совпадает её конец. Число, соответствующее этой отметке и есть длина полоски

3)Определяем число, соответствующее концу полоски. Это длина полоски. (Кликая на слайде 5, открываем следующий шаг)

-В чём возникло затруднение? (Конец полоски не совпал с отметкой (большой чёрной чёрточкой), обозначающей сантиметры. Длина полоски меньше 1 см, не знаем единиц измерения более мелких, чем сантиметр)

-Что нам предстоит сегодня выяснить? (Существуют ли более мелкие единицы измерения длины, чем сантиметр? )

На доске фиксируется вопрос (Слайд 6):

Существуют ли более мелкие единицы измерения длины?

- Это задача нашего урока.

Поиск решения учебной проблемы (открытие нового знания)

-Каким инструментом мы пользовались для измерения длины полосок? (Мы пользовались линейкой)

-Этот инструмент позволит вам самим найти способ решения проблемы.

-Положите перед собой линейку. Рассмотрите её.

(Кликаем, на слайде 6 появляется 1 гипотеза)

-Как проверить эту гипотезу? (Воспользуемся нашим алгоритмом измерения)

-Узнайте длину жёлтой полоски, используя этот отрезок за единицу измерения. (Не получается, конец полоски не совмещается с первой средней чёрточкой и не доходит до следующей)

-Значит? (Этот отрезок неудобно использовать как более мелкую единицу измерения)

(Кликаем, на слайде 6 перечёркивается 1 гипотеза)

-Какие ещё есть гипотезы? (На линейке между большими чёрточками, обозначающими сантиметры, есть ещё самые маленькие чёрточки, отрезок между этими чёрточками может быть единицей измерения.

(Кликаем, на слайде 6 появляется 2(решающая) гипотеза)

- Работая по алгоритму и используя отрезок между маленькими чёрточками за единицу измерения, узнайте длину жёлтой полоски.

Один из учащихся проговаривает свои действия вслух:

1)Прикладываем линейку к полоске;

2)Совмещаем 0 на линейке с началом полоски;

3)Определим число отрезков между маленькими чёрточками от о на линейки до чёрточки, с которой совпал конец жёлтой полоски. Их семь.

-Вы смогли сосчитать, значит, можно использовать отрезок между двумя маленькими чёрточками за более мелкую, чем сантиметр, единицу измерения? (Можно)

- Мы устранили затруднение полностью? (Нет, мы ещё не знаем, как называется эта единица измерения)

-Где мы это можем узнать? (В учебнике)

-Откройте учебник на с.10 и прочитайте сведения рядом с красной чертой.

-Как называется новая единица измерения? (Миллиметр)

Сформулируйте определение. (Миллиметр- более мелкая единица измерения длины)

-Теперь проверим по учебнику, правильно ли мы сформулировали определение.

(Один из учащихся зачитывает вслух определение с.10)

Встанем, надо отдохнуть,

Наши пальчики встряхнуть.

Поднимайтесь, ручки, вверх,

Так шевелят ушками

Крадемся тихо на носочках,

Как лисы бродят по лесочку.

Волк озирается кругом,

И мы головки повернем.

Теперь садимся тише, тише –

Притихнем, словно в норках мыши.

Воспроизведение нового

Сформулируйте тему урока. (Миллиметр)

(На слайде 7 открывается тема урока)

- Вернёмся к заданию, которое мы не смогли полностью выполнить в начале урока. Чему равна длина жёлтой полоски? (7 мм)

- Сосчитайте, сколько миллиметров в 1 см (Дети считают по линейке)

-Запишем в тетрадях (учитель записывает на доске)

1 см = 10 мм (Кликом открываем запись на слайде 7)

- Какие вопросы вы можете задать друг другу по сегодняшней теме ?

- А сколько миллиметров в: 5 см;7 см;10 см?

-Что удобно измерять в миллиметрах? Приведите примеры таких предметов)

Первичное закрепление

Работа по учебнику:

-Выполните задание в парах, по очереди показывая друг другу заданную величину.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа по учебнику: №2 (с.10)

-Выполните самостоятельно №2 на с.10 (Кликая на слайде 8, открываем задание самостоятельной работы)

3 см 5 мм = 35 мм

Включение нового в систему знаний

№ 3 (с.10) – коллективное выполнение с комментированием:

-Как сравнить первые два числа?

(1 см – это 10 мм. 10 мм больше, чем 9 мм. Значит, 1 см > 9 мм)

Остальные выражения разбираются аналогично.

1) Работа по учебнику: №4 (с.10)

-Прочитайте задачу. Назовите условие задачи. ( Высота ёлочки весной была 7 дм, за лето она выросла на 20 см)

- Какое несоответствие вы заметили? (Разные единицы измерения)

-В каких единицах нужно выразить длину, чтобы было удобнее решать? ( В сантиметрах, так как однозначные числа проще вычислять)

-Что будете узнавать в задаче? (Высоту ёлочки к осени)

Коллективное выполнение с комментированием (устно) №5 (с.10)

-Что будем выполнять? (Вычисления с именованными числами)

- Когда нам придётся преобразовывать единицы измерения? ( Когда действие выполняется с разноименными единицами измерения)

Рефлексия деятельности

-С какой единицей длины познакомились сегодня на уроке? (Слайд 10)

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

-Мы с вами хорошо потрудились.

Молодцы, спасибо за урок! (Слайд 11)

Список использованной литературы

Математика. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. Ч. 1/ М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др.- М. : Просвещение, 2017;

Поурочные разработки по математике. 2 класс./ Т.Н. Ситникова, И.Ф. Яценко. – М.: ВАКО, 2018;

Проблемно-диалогическое обучение: понятие, технология, методика/ Е.Л. Мельникова. – М.: Баласс, 2015

Цель: ознакомление с новой единицей длины – миллиметром.

  • показать соотношение между миллиметром и сантиметром;
  • способствовать развитию творческого мышления учащихся; формированию умений и навыков по решению примеров и задач;
  • содействовать воспитанию дружелюбия; альтруизма.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы и формы обучения: проблемно- исследовательский метод с использованием индивидуальной, групповой, самостоятельной и фронтальной работы.

Оборудование: слайды с героями из сказки “Колобок” и заданиями, учебник 2 класса под редакцией М. Моро, карточки с заданиями.

Оформление доски: дата, тема урока, материал для устного счета.

  1. Устный счёт.
  2. Изучение нового материала.
  3. Закрепление изученного материала.
  4. Физкультминутка.
  5. Тренировка в решении задач и примеров.

Подведение итогов урока. Обобщение урока. Выставление оценок. Объяснение домашнего задания.

I. Организационный момент

Учитель. Давайте все улыбнёмся, чтобы на уроке у всех было радостное настроение.

Сегодня мы с вами узнаем о миллиметре. Наш урок будет необычным, т. к. мы окажемся в сказке “Колобок”, но она отличается от той сказки, которую вы хорошо знаете. Но сначала я проверю: можете ли вы помочь колобку в трудную минуту?

15, 51, 7, 20, 2, 13, 1, 9, 98.

– Назовите однозначные числа.

– Молодцы, справились с заданием. Итак, кто мне поможет вспомнить начало сказки?

– Дальше я сама расскажу вам сказку. Хотите услышать?

– Покатился колобок по лесу и вдруг оказался в чаще. Ему очень тяжело пробираться через неё. Ребята, деревья расступятся, если мы правильно укажем состав данных чисел. Поможем колобку?

– Какой ряд быстрее справится с заданием?

(Сравнивают с ответами на слайде.)

II. Изучение нового материала

Катится колобок дальше, а навстречу ему заяц:

– Колобок, колобок, я тебя съем.

– Не ешь меня, зайчик.

– Съем, если ты не сможешь сравнить величины.

– Ребята, поможем колобку?

7 см х 1 дм 2 дм х 2 см 1 дм 5 см х 2 дм

1) Ребята, что измеряют этими величинами? (Длину.)

Существует ещё единица измерения длины, которая меньше, чем сантиметр. Это – миллиметр. Найдите на своих линейках сантиметр. Что вы можете сказать о миллиметре? (Находят на линейке.) Какой вывод мы сможем сделать? 1см = 10 мм

Как вы думаете, что же можно (удобно) измерить миллиметрами?

2) Покажите на линейке 1 дм, 1 см, 1 мм, 5 мм.

III. Закрепление пройденного материала

– Катится колобок дальше. А навстречу ему волк:

– Колобок, колобок, я тебя съем.

– Волк, не ешь меня.

– Съем, если ты не сможешь выполнить задания №2 и №3 на стр. 10. (Работа с учебником. Ученики выполняют задание №2 – самостоятельно, №3 – в группах).

– Молодцы, справились и с этими заданиями.

IV. Физкультминутка

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.

– Катится колобок дальше. А навстречу ему медведь:

– Колобок, колобок, я тебя съем.

– Медведь, не ешь меня.

– Съем, если ты не сможешь решить мою задачу.

(На слайде: Высота ёлочки весной была 7 дм. Какой стала высота ёлочки к осени, если за лето она выросла на 20 см?) (В ходе разбора задачи чертят её схему.)

– Катится колобок дальше. А навстречу ему лиса:

– Колобок, колобок, я тебя съем.

– Не ешь меня, лисонька.

(Работа с индивидуальными карточками.)

13 – 6 + 5
12 – 9 + 8
11 – 7 + 9
7 + 7 – 8
80 – 20 + 10
90 – 30 – 40

– Ребята, не оставим нашего колобка в беде?

– Молодцы, не бросили колобка в трудную минуту. На прощание колобок хочет, чтобы вы расшифровали слово. Подберите свои значения к буквам, и у вас получится слово.

12 = а; 11 = с; 13 = п; 6 = и; 70 = б; 20 = о. (Спасибо.)

– Колобок поблагодарил вас за оказанную ему помощь в трудную минуту.

Обобщение: о какой единице измерения длины вы узнали? Что вы можете сказать о миллиметре?

Читайте также: