Дыхание животных 6 класс конспект

Обновлено: 06.07.2024

Дидактическая: изучить различные виды и системы дыхания животных. Выяснить значимость дыхания. Закрепить навыки самостоятельного поиска знаний и самооценки.

Развивающая: продолжить формирование навыков групповых видов деятельности, работы с новой информацией, коммуникативных и творческих начал личности.

Воспитывающая: создать условия для развития эмоционального поля личности учащихся, умения отстаивать собственное мнение, повысить экологическую грамотность.

Ход урока

I. Мобилизующее начало урока.

– Здравствуйте, ребята и гости нашего урока.

Сегодня на уроке мы поговорим об одном из важнейших свойств живой природы.

Давайте вспомним об особенностях живой природы. (Учащиеся перечисляют основные свойства живой природы).

Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.

- Дышат люди, дышат звери,

Дышат все, кто хочет жить.

Кто под солнцем иль луною

Может жизнью дорожить.

Разберёмся, кто как может.

Будем знать, а кто какой.

Мы же дышим, дышим тоже,

Если дышишь – ты живой!

– Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться.

Проведем эксперимент: задержите дыхание кто на сколько может. (Над доской висят часы с секундной стрелкой). Результаты запишите в тетрадь.

Человек без пищи может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, а без воздуха не проживет и трех минут.

Вопрос классу: почему человек не может долго не дышать?

Ученик: потому, что в организме человека есть запасы питательных веществ и воды, запасов воздуха нет и поэтому он должен дышать постоянно.

- А для чего нужен воздух человеку и всем живым организмам?

Ученик: – Кислород воздуха участвует в процессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов.

Задание классу: попробуйте из имеющихся данных составить схему процесса, в котором участвует кислород (процесса окисления).

Данные: углекислый газ, питательные вещества, кислород, вода, энергия, =, +.

(питательные вещества + кислород = углекислый газ + вода + энергия).

– Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и люди?

Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по- разному.

Сегодня на уроке мы выясним, как дышат разные животные.

Запись выходных данных урока на доске: “Дыхание у животных”

II. Изучение нового материала.
1. Актуализация форм деятельности

– Как мы будем работать на уроке?

К доске приглашаются 2 ученика. Одному дать яблоко красного цвета, а другому – жёлтого (инсценировка притчи “Два яблока – две идеи”).

– Маша, у тебя было яблоко красного цвета, а у тебя, Петя, жёлтого. Когда вы ими обменяетесь, у вас в руках побывают и красное, и жёлтое яблоки. Маша, а если у тебя есть какая-нибудь идея и у тебя, Петя, есть идея тоже и вы ими обменяетесь (поделитесь), то каждый из вас будет знать по две идеи.

– Ребята, я вам предлагаю поделиться на 5 микрогрупп, каждая из которых будет получать свои знания, а потом поделиться ими с другими.

Каждой микрогруппе раздаётся информационный лист и наглядное пособие (Рисунки 1–5), по которым учащиеся сами получают знания.

2. Групповая работа по информационным листам 1–5 с использованием наглядных пособий.

Первая микрогруппа получает информационный лист 1 и наглядное пособие (Рис. 1)

Информационный лист 1:

Тип дыхания: клеточное дыхание.

Организмы у которых клеточное дыхание: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.

Механизм дыхания:

Одноклеточные организмы поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела.

Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного.

Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.

Вторая микрогруппа работает с информационным листом 2 и наглядным пособием (Рисунок 2).

Информационный лист 2:

Тип дыхания: трахейное дыхание.

Организмы с трохейным дыханием: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)

Механизм дыхания: Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец. От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи, которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

Третья микрогруппа работает с информационным листом 3 и наглядным пособием (Рисунок 3).

Информационный лист 3:

Тип дыхания: жаберное дыхание.

Организмы с жаберным дыханием: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)

Механизм дыхания:

Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.

Четвёртая микрогруппа получает информационный лист 4 и наглядное пособие (Рисунок 4).

Информационный лист 4:

Тип дыхания: лёгочное дыхание.

Организмы с легочным дыханием: наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек)

Механизм дыхания:

Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.

Пятая микрогруппа получает информационный лист 5 и наглядное пособие (Рисунок 5).

Информационный лист 5:

Тип дыхания: кожное кожное дыхание.

Организмы с кожным дыханием: земноводные (саламандры, лягушки …)

Механизм дыхания:

Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу.

Через 5–7 минут начинается защита групповой работы.

Ученик докладывает информацию, используя наглядное пособие. Учащиеся заполняют таблицу в тетрадях.

Таблица: Дыхание у животных

Тип дыхания Органы дыхания Организмы, имеющие этот тип дыхания

1. Клеточное дыхание.

__________________________________________________________________

2. Трахейное дыхание.

__________________________________________________________________

3. Жаберное дыхание.

__________________________________________________________________

4. Легочное дыхание.

__________________________________________________________________

5. Кожное дыхание.

III. Физкультминутка:

расслабление мышц кистей рук;

упражнение на дыхание;

гимнастика для глаз.

IV. Закрепление изученного материала.

1. После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно (не более 1 мин.).

2. Выполнение тестового задания (карточки с заданием раздаются каждому ученику).

Тест по теме: “Дыхание животных”.

1. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:

а) кожное; б) трахейное; в) клеточное.

2. Органы дыхания рыб:

а) лёгкие; б) трахеи; в) жабры.

3. Для майского жука характерно дыхание:

а) трахейное; б) кожное; в) легочное.

4. Большинство наземных животных дышит при помощи:

а) трахей; б) жабр; в) лёгких.

5. У лягушки в дыхании принимает участие:

а) кожа и лёгкие; б) только кожа; в) только лёгкие.

6. Лёгочное дыхание характерно:

а) для одноклеточных организмов; б) для зверей; в) для насекомых

* 7. Какие органы дыхания характерны для кита:

а) легкие; б) трахеи; в) жабры.

* 8. Трахеи - это:

а) ветвящиеся трубочки, пронизывающие все тело; б) особые разветвленные выросты тела; в) ячеистые мешки.

Правильные ответы: 1 – а; 2 – б; 3 – а; 4 – в; 5 – а; 6 – б; 7 – а; 8 – а.

Оценки: № 1 – 6 за правильный ответ – 1 балл, № 8, 9 за правильный ответ – 2 балла.

Дополнительная информация:

1. У представителей класса Паукообразные – пауков, органы дыхания представлены не только трахеями, но и лёгочными мешками, которые сообщаются с внешней средой через дыхательные отверстия.

2. Некоторые животные, например земноводные, имеют густые пучки жабр на поверхности тела. Такие жабры называются – наружными. Так обстоит дело у протея – слепого пещерного животного из западных областей Югославии, и аксолотлей (которые по общему облику похожи на тритонов) – их родина Мексика.

3. Один из самых распространённых пороков человека – курение табака. Табачный дым содержит около 400 чрезвычайно вредных для организма веществ (никотин, синильная кислота, сажа, дёготь и др.) При курении эти вещества оседают на оболочках лёгочных пузырьков, вызывая мучительный кашель. Лёгкие курильщика теряют эластичность, становятся малорастяжимыми, в результате чего снабжение организма кислородом уменьшается. Работоспособность и общее самочувствие резко ухудшаются. Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком лёгких и астмой.

4. Дышит кожей и человек: у него на долю кожного дыхания приходится около 1 – 2% от его общего объёма. Кислород воздуха проникает через поры кожи. Поэтому рекомендуется носить одежду из натуральных тканей, чтобы не затруднять этот процесс (хлопчатобумажные, льняные, шерстяные ткани).

V. Итог урока.

– Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?

– Значение дыхания для живых организмов, особенности дыхательных систем у разных животных.

– А кто скажет, что же такое дыхание?

– Дыхание – процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа и воды, а также энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма.

Дыхание – это процессы поглощения кислорода, использования его в организме в химических превращениях и вывода углекислого газа в окружающую среду.

Жабры – органы водного дыхания у ракообразных, рыб и личинок земноводных животных.

Трахеи – сеть дыхательных трубочек ветвящихся внутри тела у насекомых, пауков и клещей.

Легкие – органы воздушного дыхания у человека, всех млекопитающих, птиц, пресмыкающихся, большинства взрослых земноводных.

*Воздушные мешки – воздухоносные полости, соединённые с дыхательными путями, ротовой полостью или пищеводом у многих наземных позвоночных.

Чечевички – образования в виде мелких бугорков, штрихов или иной формы, служащие для газообмена в стеблях с вторичной покровной тканью – перидермой, заметны на поверхности молодых ветвей.

Устьица – поры в кожице листьев и зелёных стеблей, через которые происходит испарение воды и газообмен растений с окружающей средой.

*Межклетники – пространства между клетками в тканях организмов, заполненные межклеточным веществом.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018 г.
  2. Биология в схемах и таблицах / А.Ю. Ионцева, А.В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч - ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А. И. Никишов. —М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Дыхание – это процесс, свойственный всем живым организмам. Оно представляет собой окислительный распад сложных органических соединений (в первую очередь углеводов), конечными продуктам которого являются углекислый газ и вода с выделением энергии. Дыхание как физиологический процесс может быть представлено следующей схемой: С6Н12О6 + 6О2 → 6СО2 + 6Н2О + 686 ккал. Однако процесс окисления не столь прост, как показано на схеме, а идет через ряд промежуточных этапов. Значение дыхания состоит не только в освобождении энергии, но и в том, что при постепенном распаде углеводов образуется ряд различных промежуточных соединений, которые могут служить для синтеза органических веществ, например, белков, жиров и других.

Дыхание у растений принципиально не отличается от дыхания животных, или грибов. Какой газ растения выделяют при дыхании, такой же выделяют любые другие организмы. Это углекислый газ. Дыхание идёт круглосуточно, поэтому образование углекислого газа происходит постоянно. Также постоянно в клетки растений для их нормальной жизнедеятельности должен поступать кислород. В отличие от животных, растения не имеют специальных органов дыхания. Газообмен осуществляется через отверстия в покровных тканях:

Устьица располагаются на листьях. Каждое из них имеет клетки, способные менять тургор (наполненность водой) и закрывать устьичную щель. Устьичные щели осуществляют газообмен и испарение воды листьями.

Чечевички – это более крупные, чем устьица, щели на стеблях. Воздух также может поступать в ткани растений в растворённом виде.

Интенсивность дыхания не одинакова в разных органах. Наиболее активно дышат:

  • прорастающие семена;
  • распускающиеся цветы;
  • растущие органы.

Корни также, как и надземные органы, дышат. Для нормального дыхания корней необходимо рыхлить почву.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока по биологии: "Дыхание у животных". 6-й класс

Дидактическая: изучить различные виды и системы дыхания животных. Выяснить значимость дыхания. Закрепить навыки самостоятельного поиска знаний и самооценки.

Развивающая: продолжить формирование навыков групповых видов деятельности, работы с новой информацией, коммуникативных и творческих начал личности.

Воспитывающая: создать условия для развития эмоционального поля личности учащихся, умения отстаивать собственное мнение, повысить экологическую грамотность.

Тип урока: комбинированный.

I. Мобилизующее начало урока

Учитель зачитывает стихотворение.

Дышат люди, дышат звери,
Дышат все, кто хочет жить.
Кто под солнцем иль луною
Может жизнью дорожить.
Разберёмся, кто как может.
Будем знать, а кто какой.
Мы же дышим, дышим тоже,
Если дышишь – ты живой!

– Дыхание – это жизненно важная функция. Давайте попробуем в этом разобраться. Затаите своё дыхание на 20–30 секунд и поделитесь своими ощущениями.

– А зачем живые организмы дышат?

Дети предлагают свои ответы:

– Кислород воздуха участвует в прцессах расщепления сложных органических веществ, в результате чего образуются: углекислый газ, который мы выдыхаем; вода, используемая клетками (излишки удаляются из организма); и энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов.

– Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Земле дышат так же, как и люди?

Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по разному.

– Целью сегодняшнего урока будет выяснение значимости дыхания и строения органов дыхания у животных.

Запись выходных данных урока на доске: “Дыхание у животных”

II. Изучение нового материала

1. Актуализация форм деятельности

– Как мы будем работать на уроке?

К доске приглашаются 2 ученика. Одному дать яблоко красного цвета, а другому – жёлтого. (инсценировка притчи “Два яблока – две идеи”)

– Маша, у тебя было яблоко красного цвета, а у тебя, Петя, жёлтого. Когда вы ими обменяетесь, у вас в руках побывают и красное, и жёлтое яблоки. Маша, а если у тебя есть какая-нибудь идея и у тебя, Петя, есть идея и вы ими обменяетесь (поделитесь). Каждый из вас будет знать по две идеи?

Учащиеся отвечают.

– Ребята, я вам предлагаю поделиться на 5 микрогрупп, каждая из которых будет получать свои знания, а потом поделиться ими с другими.

Каждой микрогруппе раздаётся информационный лист и наглядное пособие (Рисунки 1–5), по которым учащиеся сами получают знания.

2. Групповая работа по информационным листам 1–5 с использованием наглядных пособий.

Первая микрогруппа получает информационный лист 1 и наглядное пособие ( Рисунок 1 ).

Информационный лист 1

Тип дыхания: клеточное.

Организмы: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька); кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.

Механизм дыхания:

Одноклеточные организмы поглощают растворённый в воде кислород всей поверхностью тела .
Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в результате чего освобождается энергия, которая необходима для жизни животного.
Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяется наружу также через всю поверхность тела.

Ответ спикера по плану:

Для каких организмов характерно.

Как происходит процесс дыхания?

Дополнительная информация:

При загрязнении водоёмов гибнет большое количество одноклеточных организмов, которые являются источником пищи для мальков, ракообразных, в результате чего нарушаются цепи питания.

Вторая микрогруппа работает с информационным листом 2 и наглядным пособием ( Рисунок 2 ).

Информационный лист 2

Тип дыхания: трахейное.

Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)

Механизм дыхания:

Брюшко насекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеется пара небольших отверстий – дыхалец . От каждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся трубочки – трахеи , которые пронизывают всё тело насекомого. Наблюдая за майским жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объёме, то увеличивается. Это дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух, содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

Ответ спикера по плану:

Для каких организмов характерно.

Как происходит процесс дыхания?

Дополнительная информация:

У представителей класса Паукообразные – пауков, органы дыхания представлены не только трахеями, но и лёгочными мешками, которые сообщаются с внешней средой через дыхательные отверстия (рис. со стр. 69 учебника)

Третья микрогруппа работает с информационным листом 3 и наглядным пособием ( Рисунок 3 ).

Информационный лист 3

Тип дыхания: жаберное.

Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)

Механизм дыхания:

Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённых кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы постоянно заглатывают воду. Из ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из-под жаберных крышек выходит наружу. Жабры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые пронизаны множеством кровеносных сосудов. Из воды, которая омывает жабры, в кровь поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся внутри тела, называются внутренними жабрами.

Ответ спикера по плану:

Для каких организмов характерно.

Как происходит процесс дыхания?

Дополнительная информация:

Некоторые животные, например, земноводные, имеют густые пучки жабр на поверхности тела. Такие жабры называются – наружними. Так обстоит дело у протея – слепого пещерного животного из западных областей Югославии, и аксолотлей (которые по общему облику похожи на тритонов) – их родина Мексика.

Четвёртая микрогруппа получает информационный лист 4 и наглядное пособие ( Рисунок 4 ).

Информационный лист 4

Тип дыхания: лёгочное.

Организмы: наземные позвоночные (земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, человек)

Механизм дыхания:

Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид ячеистых мешков. В каждом лёгком (левое и правое) очень сильно разветвляются бронхи, которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный пузырёк оплетён сетью кровеносных сосудов. Из лёгочного пузырька кислород воздуха переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воздух. После накопления углекислого газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое строение лёгких позволяет увеличить их внутреннюю поверхность во много раз.

Ответ спикера по плану:

Для каких организмов характерно.

Как происходит процесс дыхания?

Дополнительная информация:

Один из самых распространённых пороков человека – курение табака. Табачный дым содержит около 400 чрезвычайно вредных для организма веществ (никотин, синильная кислота, сажа, дёготь и др.) При курении эти вещества оседают на оболочках лёгочных пузырьков, вызывая мучительный кашель. Лёгкие курильщика теряют эластичность, становятся малорастяжимыми, в результате чего снабжение организма кислородом уменьшается. Работоспособность и общее самочувствие резко ухудшаются. Курящие люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком лёгких и астмой.

Пятая микрогруппа получает информационный лист 5 и наглядное пособие ( Рисунок 5 ).

Информационный лист 5

Тип дыхания: кожное.

Организмы: земноводные (саламандры, лягушки …)

Механизм дыхания:

Лёгкие земноводных развиты слабо, поэтому дополнительный газообмен осуществляется через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой растворяется атмосферный кислород и, благодаря чему, возможно дыхание через кожу.
Особое значение кожное дыхание имеет в то время, когда земноводные долго находятся в воде (зимняя спячка, длительное пребывание в воде в случае опасности). Лёгочное и кожное дыхание у земноводных развито не одинаково. У тех из них, кто большую часть жизни проводит в воде, слабее развиты лёгкие, а лучше – кожное дыхание. У земноводных, живущих вдали от водоёмов, более развиты лёгкие и менее – кожное дыхание.

Ответ спикера по плану:

Для каких организмов характерно.

Как происходит процесс дыхания?

Дополнительная информация:

Дышит кожей и человек: у него на долю кожного дыхания приходится около 1 – 2% от его общего объёма. Кислород воздуха проникает через поры кожи. Поэтому рекомендуется носить одежду из натуральных тканей, чтобы не затруднять этот процесс (хлапчатобумажные, льняные, шерстяные ткани)

Через 57 минут начинается защита групповой работы.
Информацию докладывает спикер группы по плану, используя наглядное пособие. Второй ученик у доски записывает данные в таблицу, (учащиеся также заполняют таблицу в тетрадях, начиная, тем самым оформлять опорный конспект темы) Третий ученик предлагает дополнительную информацию, которая также находится в информационном листе.
После защиты групповой работы на доске и в тетрадях появляется опорный конспект темы.

Таблица: Дыхание у животных

Организмы, для которых это характерно

Вся поверхность тела

Одноклеточные, кишечнополостные, некоторые черви

Рыбы, ракообразные, моллюски

Наземные позвоночные животные

III. Валеологическая разминка

Расслабление мышц кистей рук;

упражнение на дыхание;

гимнастика для глаз.

IV. Закрепление изученного материала

1. После заполнения таблицы дети ещё раз называют типы дыхания, органы дыхания и организмы, для которых это характерно. (не более 1 мин.)

2. Выполнение тестового задания (карточки с заданием раздаются каждому ученику).

Тема: “Дыхание у животных”

1. Для одноклеточных организмов характерно дыхание:

а) клеточное;
б) трахейное;
в) кожное.

2. Органы дыхания рыб:

а) лёгкие;
б) жабры;
в) трахеи.

3. Для майского жука характерно дыхание:

а) клеточное;
б) кожное;
в) трахейное.

4. Большинство наземных животных дышит при помощи:

а) трахей;
б) жабер;
в) лёгких.

5. У лягушки в дыхании принимает участие:

а) кожа и лёгкие;
б) только кожа;
в) только лёгкие.

6. Жаберное дыхание характерно для:

а) рыб;
б) птиц;
в) насекомых.

7. Лёгочное дыхание характерно для:

а) одноклеточных организмов;
б) зверей;
в) насекомых

Критерии оценок:

1 ошибка – оценка “4”;

2–3 ошибки – оценка “3”;

4 и более – оценка “2”.

Выставляют друг другу оценки и сдают работы учителю.

V. Итог урока

– Ребята, что мы узнали сегодня на уроке?

– Значение дыхания для живых организмов, особенности дыхательных систем у разных животных.

– А кто скажет, что же такое дыхание?

Дыхание – процесс поглощения кослорода и выделения углекислого газа и воды, а также энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма.

– Каждый из вас за выполнение тестового задания получил оценку. Также за работу на уроке оценки получают . (оцениваются наиболее активные ребята) .

VI. Задание на дом:

традиционное: по учебнику: стр.68 – 73;

творческое: нарисовать живых организмов с разными типами дыхания.

Если позволяет время можно провести работу по развитию слуховой и зрительной памяти.

Слова из столбика “видел” учащиеся читают с доски, другие слова слышат от учителя. И те, и другие слова они записывают по памяти в два столбика в тетради.

VII. Эмоционально окрашенный финал урока

– Этот урок я хотел бы завершить словами известного поэта:

Нам в этом мире многое дано:
Расти, искать и ошибаться,
Но, главное, дано дышать,
Любить, найти и не сдаваться!

значимость дыхания. Закрепить навыки самостоятельного поиска знаний и самооценки.

Развивающая: продолжить формирование навы ков групповых видов деятельности,

работы с новой информацией, коммуникативных и творческих начал личности.

Воспитывающая: создать условия для развития эмоционального поля личности

учащихся, умения отстаивать собственное мнение, повысить экологичес кую грамотность.

• опорные карточки (для составления опорного конспекта темы);

Тестирование и защита модели пищеварения дождевого ч ервя

Давайте поговорим сегодня о том, что позволяет нам жить (дети сами должны предложить

свои варианты, что же нам позволяет жить: питание, дыхание и т.д.)

Действительно, одно из таких чудес природы – возможность дышать.

Затаите своё дыхание на 20–30 секунд и поделитесь своими ощущениями.

– Кислород воздуха участвует в процессах расщепления сложных органических веществ, в

• энергия, которая необходима для процессов жизнедеятельности организмов.

Дыхание – процесс поглощения кислорода и выделения углекислого газа и вод ы, а

также энергии, обеспечивающей жизнедеятельность организма.

– Ребята, а как вы думаете, все ли живые существа на Зе мле дышат так же, как и люди?

Учащиеся предполагают, что у разных организмов дыхание происходит по - разному.

– Целью сегодняшнего урок а будет выяснение зн ачимости дыхани я и строения органов

К доске приглашаются 2 ученика. Одному дать яблоко красного цвета, а другому –

– Адриана, у тебя было яблоко красного цвета, а у тебя, Дора, жёлтого. Харысхан, у тебя

была груша, а у тебя Хоь уун персик. Когда вы ими обменяетесь, у вас в руках побывают и

красное, и жёлтое яблоки, груша и персик . Ад риана, а если у тебя есть какая - нибудь и дея

и у тебя, Харысхан, есть и дея и вы ими обменяетесь (поделитесь). К аждый из вас будет

– Ребята, я вам раздаю каждому по информационному листу , по которой кажд ый из Вас

будет получать свои знания, а потом поделиться ими с другими.

Каждому раздается информационный лист и наглядное пособие (Рисунки 1 –5), по

2. Индивидуальная работа по информационным ли стам 1 –5 с использованием наглядных

- каждый из вас будем спикером и будет защищать свой материал по плану (слайд 4)

Раздается к аждому уче нику таблица опорного конспекта и ребята заполняют

Организмы: одноклеточные животные (амёба, эвглена зелёная, инфузория туфелька);

кишечнополостные (медузы, коралловые полипы); некоторые черви.

Одноклеточные организмы поглощают растворённый в воде ки слород всей поверхностью

Кислород участвует в расщеплении сложных органических веществ, в резуль тате чего

освобождается энергия, которая необходима для жизни животного.

Образующийся в результате дыхания углекислый газ выделяе тся наружу также через всю

При загрязнении водоёмов гибнет боль шое к оличество одн оклеточных организмов,

которые являются источником пищи для мальков, ракообра зных, в результате чего

Организмы: класс Насекомые (жуки, бабочки, кузнечики, мухи)

Брюшко н асекомого разделено на 5–11 частей (сегментов). На каждом из них имеетс я

пара небольших отверстий – дыхалец. От к аждого дыхальца внутрь отходят ветвящиеся

трубочки – трахеи, ко торые прони зывают всё тело н асекомого. Наблюдая за майским

жуком, можно заметить, как его брюшко то уменьшается в объё ме, то увеличивается. Это

дыхательные движения. При вдохе в организм через дыхальца поступает воздух,

содержащий кислород, а при выдохе выходит воздух, насыщенный углекислым газом.

У представителей класса Паукообразн ые – пауков, органы дыхания представлены не

только трахеями, но и лёгочными мешками, которые сообщаются с внешней средой через

Организмы: многие водные обитатели (рыбы, раки, моллюски)

Рыбы дышат кислородом, растворённым в воде, с помощью особых разветвлённ ых

кожных выростов, которые называются жабры. Рыбы п остоянно заглатывают воду. Из

ротовой полости вода проходит через жаберные щели, омывают жабры и из - под жаберных

крышек выходит наружу. Ж абры состоят из жаберных дуг и жаберных лепестков, которые

пронизаны множеством кровеносных со судов. Из воды, которая о мывает жабры, в кровь

поступает кислород, а из крови в воду удаляется углекислый газ. Жабры, находящиеся

Некоторые жи вотные, например, земноводные, имеют густые пучки жабр на поверхности

тела. Такие жабры называются – н аружными. Так обстоит дело у протея – слепого

пещерного животн ого из западных областей Югослави и, и аксолотлей (которые по

общему облику похожи на тритонов) – их родина Мексика.

Организмы: наземные позвоночные (земноводные, п ресмыкающиеся, птицы, звери,

Во время вдоха, воздух, содержащий кислород попадает в лёгкие. Лёгкие имеют вид

ячеистых мешков. В ка ждом лёгком (левое и п равое) очень сильно ра зветвляются бронхи,

которые оканчиваются многочисленными лёгочными пузырьками. Каждый лёгочный

пузырёк оплетён сетью к ровеносных сосудо в. Из лёгочного пузырька кислород воздуха

переходит в кровь, а углекислый газ из крови в воз дух. После накопления углекислого

газа в лёгочном пузырьке происходит выдох. Ячеистое стро ение лёгких п озволяет

Один из самых распространённых пороков че ловека – курение табака. Табачный дым

содержит около 400 чрезвычайно вредных для органи зма веществ (никотин, синильная

кислота, сажа, д ёготь и др.) При курени и эти вещества оседают на об олочках лёгочных

пузырьков, вызывая мучительный кашель. Лёгкие курильщика теряют эластичность,

становятся малорастяжимыми, в результате чего снабжение организма кислородом

уменьшается. Работосп особность и общее самочувствие резко ухудшаются. Курящие

люди значительно чаще заболевают хроническим бронхитом, раком лёгких и астмой.

Лёгкие земноводных развиты слабо, поэт ому дополнительный газообмен осуществляется

через влажную кожу. В тонкой коже земноводных много желёз, кото рые выделяют слизь.

Благодаря слизи на поверхности кожи создаётся жидкостная плёнка, в которой

растворяется атмосферный кислород и, благодаря чем у, возможно дыхание через кожу.

Особое значение кожное дыхание имеет в то время, когда земноводн ые долго находятся в

воде (зимняя с пячка, длительное пребывание в воде в случае опасности). Лёгочное и

кожное дыхание у земноводных развито н е одинаково. У тех из них, кто большую часть

жизни проводит в воде, слабее развиты лёгкие, а лучше – к ожное дыхание. У

земноводных, жи вущих вдали от водоёмов, более развиты лёгкие и менее – кожное

Дышит кожей и человек: у него на долю кожного дыхания приходится около 1 – 2% от его

общего объёма. Кислород воздуха проникает через поры кожи. Поэтому рекомендуется

Читайте также: