Дыхание русской песенности 5 класс конспект урока

Обновлено: 08.07.2024

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства "Дыхание русской песенности" по программе Е.Д.Критской, Г.П. Сергеевой.

Полный и неограниченный доступ ко всем материалам методической библиотеки на год с момента подачи и оплаты заявки. Доступ стоит 500 руб в год

Если Вы уже подавали заявку – тогда войдите или зарегистрируйтесь на сайте под тем же email-адресом, на который оформляли доступ

Участники клуба получают множество привилегий включая бесплатное прохождение любых курсов КПК и переподготовки (оплачивается только изготовление и отправка документов), бесплатные сертификаты, благодарственные письма, стажировки зарубеж, помощь в прохождении аттестации, юридическую помощь и многое другое.

Если Вы проходили профессиональную переподготовку (1 любой курс) или повышение квалификации (2 любых курса) в 21/22-м учебном году – Вы как наш постоянный клиент получаете много преимуществ, включая бесплатный доступ к трансляциям, получению сертификатов и многому другому.

В музыке есть и такие нередкие моменты, когда она не звучит некоторое время, а потом продолжается. Вот такие моменты прерывания музыки в целом или в одном из ее голосов (в оркестре – замолкают отдельные инструменты) называются паузами в музыкальном произведении, причем эти паузы, как и звуки, имеют смысл и точное время по задумке композитора или исполнителя.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства "Дыхание русской песенности" 5 класс по программе Е.Д.Критской. Урок рассчитан на 120 минут, содержит теоретическую и практическую части. Для урока был выбран класс с углубленным изучением ИЗО.

Конспект интегрированного урока музыки и изобразительного искусства

Тема полугодия: Музыка и изобразительное искусство

Тип урока: интегрированный урок музыки и изобразительного искусства

Цель: Показать тесную взаимосвязь музыки и живописи, их общую жизненную основу, взаимовлияние и взаимодополнение на примере живописи И. Левитана, А. Саврасова, А. Степанова и музыки С. Рахманинова

Задачи урока:

Образовательные:

Уметь сопоставлять музыкальный и художественный образы;

Дать понять, что музыка и ИЗО не иллюстрируют друг друга, а взаимодополняют и усиливают наши ощущения и впечатления;

Развивающие:

Способствовать развитию интереса к искусству через творческое самовыражение, проявляющееся в размышлениях о музыке и изобразительном искусстве;

Развивать умение анализировать, высказывать свою мысль при разборе музыкальных и художественных произведений;

Развитие вокально-хоровых навыков, выразительное исполнение при работе с песней.

Воспитательные:

Пробуждать интерес к историческому прошлому нашей страны;

Обогащение духовного мира детей, воспитание их музыкального, художественного и эстетического вкуса.

Музыкальный материал:

Художественный материал:

I.Организационный момент.

Уч изо: Сегодня наш урок пройдёт в необычной для вас форме.

Уч муз: Начнём мы его с замечательного стихотворения Германа Гессе. (на слайде)

Всех звуков и цветов соотношенья,

А так же способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

О, как хотелось мне азы науки

Уч изо: Ребята, скажите, о каких видах искусства идет речь?

Ответ уч–ся:

Уч изо: Что помогло вам правильно ответить?

Ответ: зачитывают со слайда:

Всех звуков и цветов соотношенья,

А так же способы переложенья

Любых оттенков цвета в ноты, звуки.

Уч изо: Да, сегодня необычный урок, который будет посвящен музыке и живописи.

Почему мы их объединили вместе?

Ответ уч-ся: Это виды искусства.

Уч изо: Да, и мы попробуем эти два искусства соединить воедино.

Уч изо: В течение урока вы будете и художниками и музыкантами, такие уроки называются интегрированные.

Уч муз: Сегодня мы продолжим тему прошлого урока. Кто ее напомнит?

Уч: А тему нашего урока сегодня вы сами назовете позже.

II. Проверка домашнего задания.

Уч. муз: Ребята, на предыдущем занятие мы с вами познакомились с творчеством австрийского композитора. Напомните его имя.

Ответ уч-ся: Франц Шуберт

Уч муз: Назовите основные жанры его творчества?

Ответ уч-ся:

Уч муз: Но основной жанр?

Ответ уч-ся: Вокальная музыка.

Уч муз: Только за один 1815 год Ф.Шуберт сочинил 150 песен, причём каждая из них яркая, новая, не похожая ни на что другое. Он заканчивал одно произведение и сразу же начинал другое. Бывали дни, когда он записывал до 10 песен.

- Назовите наиболее известны вокальные циклы

Ответ уч-ся:

Уч муз: Давайте вспомним это произведений

Уч муз: Какие картины помогает увидеть нам песня? Опишите словами из песни.

Зачитывают строки из песни

Уч изо: Ребята, скажите, связана ли эта вокальная миниатюра с изобразительным искусством?

Ответ уч-ся:

Уч муз: Домашнее задание - передать настроение песни в рисунке. Давайте, посмотрим как вы с этим справились.

Просмотр дом. задания

Уч изо: Какие изобразительные приемы песни помогают слушателям представить реальную сценку?

Ответ: мелодия, ритм, аккомпанемент…

- Такой какой будет ответ?

Уч: Рассматриваем мы это на примере музыкальных произведений и произведений изобразительного искусства.

III. Постановка целей урока.

Дыхание русской песенности.

Учитель читает на фоне музыки:

«Я — русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды. Моя музыка — это плод моего характера, и потому это русская музыка…

Уч муз: Ребята, вы узнали музыку, под которую я прочла цитату композитора? Как вы думаете, кто её написал, какой композитор мог так о себе сказать?

Ответ: Это Сергей Рахманинов

Слайд – портрет композитора

Ответ: Так называется мелодия, которая поётся голосом без слов.

Уч: Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством замечательного русского музыканта, композитора, дирижера, прекрасного пианиста - С.В. Рахманинова.

Тропа. Путь, дорога….. Жизненный путь С.Рахманинова, был нелегок. События начала XX века в России заставили его покинуть Родину. Но через долгие годы, проведенные вдали от неё, он пронес светлое чувство любви к родному краю.

Уч муз: Я предлагаю вам прослушать еще одно произведение С. Рахманинова Прелюдию соль мажор.

Слушание произведения С. Рахманинова.

Уч муз: Вспомним - что такое прелюдия?

Прелюдия – это вступление к какому-либо музыкальному сочинению или небольшая самостоятельная пьеса, главным образом для клавесина, фортепьяно, органа.

Уч: Давайте определим характер произведения.

Ответ:…

Уч изо: Какие образы, картины возникают в вашем воображении под впечатлением музыки?

Ответ:……

Уч изо: А сейчас я предлагаю вам посмотреть слайды, как выглядит природа во всём своём великолепии на полотнах русских художников, а сопровождать наш просмотр будет замечательная музыка.

Уч изо: К какому жанру живописи можно отнести эти произведении?

Ответ: К пейзажу

Уч изо: Какие еще жанры изобразительного искусства вы знаете?

Ответ: Портрет, натюрморт, исторический жанр, бытовой.

Уч изо: Какое время года изобразили художники?

Ответ:

Уч изо: Соответствуют ли картины природы той музыке, какую вы услышали?

Уч муз: Как вы думаете, которая из картин наиболее созвучна с произведением С.Рахманинова?

Ответ:

А. Саврасов, И. Левитан, И. Шишкин и другие живописцы открыли красоту родной земли. Люди словно впервые увидели на их картинах и прозрачный весенний воздух, и наполненные весенним соком, оживающие березы; услышали веселый, исполненный надежды, радостный гомон птиц. И небо не кажется таким уж серым и безрадостным, и весенняя грязь тешит, радует взор. Вот, оказывается, какая она, русская природа – нежная, задумчивая, трогательная!

Но сегодня мы остановим внимание на картинах известнейшего русского художника Исаака Ильича Левитана

Ответ:

Уч изо: Какие краски использовал художник?

Ответ:

Уч изо: Как автор показал, что на картине весна?

Ответ: лучи искрящегося о солнца, им все озарено.

Уч зо: Какое настроение передает художник?

Ответ:

Уч муз: Скажите подходит ли прелюдия Рахманинова по настроению к картине?

Чем наполнена музыка?

Ответ: Трепетом и восторгом, человеческим теплом и светом.

Уч: Давайте попытаемся с вами провести параллель по средствам художественной выразительности в живописи и в музыке:

1.Начнем с лада – мажор = радостное, веселое настроение – яркие краски

2. Ритм= в музыке ровный - в изо = плановое изображение березок.

3. Динамика = контрастность (усиливает изображение)

4.Что могут передать интонации аккомпанемента?

В музыке = журчание воды - в изо отражение березок в воде

Уч муз: Каково отношение авторов к тому, о чем они рассказывают своим слушателям, зрителям?

Удивительна эта музыкальность Левитана: березки купаются в водах и отражаются в них, слышится, кажется, мелодичный плеск воды. Зрительный образ как бы дополняется слуховым.

Весна идет, весна идет!

И тихих, теплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.

Уч муз: Мы, конечно, можем отдельно наслаждаться красотой музыки или картины, но впечатление от увиденного усиливается, если музыка и живопись начинают звучать вместе, одновременно. Давайте обратим наше внимание на следующее произведение.

Какую музыку можно увидеть?

Ответ: …..

Уч: “Цугом” – тоскливая зимняя дорога, низкое серое небо, возможно, монотонная песня ямщика, одинокий звон колокольчика.

Сонный зимний ветер надо мной поет,

Усыпляет песней, воли не дает,

Пусть заносит снегом, по полю бежит,

Вместе с колокольчиком жалобно дрожит. И. Бунин

Уч: Какие знаменитые строки А.А.Пушкина приходят на память?

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Что-то слышится родное

В долгих песнях ямщика:

То разгулье удалое,

То сердечная тоска

Уч муз: Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов и картины (ладовые, динамические, тембровые, темповые, регистровые)?

Ответы: лад –

динамика –

регистр –

музыкальный инструмент -

Уч муз: А сейчас мы прослушаем Прелюдию соль диез минор.

Прослушивание Прелюдии gis-moll С.В.Рахманинова

Уч муз: Совпало ли ваше представление с замыслом композитора?

Уч изо: Какие зрительные образы возникли у вас, когда вы слушали это музыкальное произведение?

- Какое состояние души человека передает музыка?

- Какими чувствами наполнена музыка?

- Какое главное качество музыки С.В.Рахманинова?

Ответ: Песенность. Широкая мелодия

Уч муз: Лирический герой Прелюдии полон любви к заснеженной русской равнине, он размышляет и грезит под однообразный перезвон бубенцов лихой тройки, он погружен в себя и ведет неспешный внутренний диалог. Унылая, но такая до боли знакомая и родная картина бескрайних просторов и необозримых далей.

Уч: Через образ дороги раскрывается центральная тема творчества Рахманинова – тема Родины, России.

Образ Родины, мощь, удаль её стихийных богатырских сил, беспредельность русских пейзажей, нежность весенней расцветающей природы, искренность, открытость русской души и одновременно строгость, величавость русского характера – вот содержание творчества Рахманинова.

Уч изо: Созвучны ли музыка и картина?

Уч: Вот так изобразительно - выразительными средствами художник воссоздал на картине маленький уголок России, смотря на который мы ощущаем необъятность и величие страны.

Уч: Уточним тему над которой мы работали сегодня

Уч: На втором уроке, ребята, нас ждет увлекательная работа. Мы окунемся в мир нашего воображения

Уч муз: А работать вы будете под музыку, она будет вас вдохновлять, т.е. создавать нужное настроение, волновать душу и настраивать на творчество. Сейчас постарайтесь свое душевное состояние, настроение, которое вы передали через звук выразить красками в цвете.

Уч изо: Теперь под впечатлениями нарисуем картину в жанре пейзаж.

Попытайтесь передать в рисунках свое отношение к услышанной музыке. Каждый из вас по-своему услышал и нарисует свою картину с подготовительным эскизом воображаемой местности — где это, какое оно, какое время года. Именно в эскизе коренятся все качества будущих рисунков, на которых определялся нужный уровень линии горизонта, очерёдность изображения объектов, степень детализации планов, выбор ракурса, о формальных качествах пейзажа тоже задумывайтесь — о линейном и воздушном перспективе, рельеф, состояние, глубина, освещение.

А, вот последовательность выполнения изображения пейзажа по сырому вспомним все вместе.

Назовите этапы работы?

-Первый этап. Выполнение рисунка карандашом: прорисовка основных элементов пейзажа.

-Композиционное размещение на листе.

-Второй этап: Смачивание листа и прокладка основного цвета неба земли, крон деревьев.

Какой живописный прием можно здесь использовать

-Вливание цвет в цвет

Третий этап: Дорисовка деталей. Обобщение и завершение работы

3. Практическая часть урока

Под фоном музыки рисуют

Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла…
Причудницы форели в ней мчаться, как стрела.
Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье
Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье,
Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье.
А тут же с длинной, гибкой лесой рыбак сидел,
И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел.
"Покуда светел, ясен ручей, – подумал я, –
Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя,
Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя!"
Но скучно стало плуту так долго ждать, –
поток взмутил он в ту ж минуту
уж дрогнул поплавок,
Он дернул прут свой гибкий, а рыбка,
а рыбка бьется там;
Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам,
Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.
- Какие изобразительные приемы песни
помогают слушателям представить реальную
сценку? Как композитор выразил чувства
человека в единстве с образами природы?

Презентация на тему Презентация по музыке на темуМузыкальная живопись и живописная музыка Фореллен – квинтет. Дыхание русской песенности., предмет презентации: Музыка. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 10 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них, все права принадлежат авторам презентаций и могут быть удалены по их требованию.

Слайды и текст этой презентации

КомпозиторФранц Пе́тер Шу́берт — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций,

Композитор
Франц Пе́тер Шу́берт — австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 вокальных композиций, девяти симфоний, а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки. Википедия
РодилсяРодился: 31 января 1797 г., Альзергрунд, Вена, Австрия
УмерУмер: 19 ноября 1828 г., Вена, Австрия

Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла… Причудницы форели в ней мчаться, как стрела. Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье, Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье. А тут же с длинной, гибкой лесой рыбак сидел, И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел. "Покуда светел, ясен ручей, – подумал я, – Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя, Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя!" Но скучно стало плуту так долго ждать, – поток взмутил он в ту ж минуту уж дрогнул поплавок, Он дернул прут свой гибкий, а рыбка, а рыбка бьется там; Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам, Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.

Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла… Причудницы форели в ней мчаться, как стрела. Я сел на

Лучи так ярко грели, вода ясна, тепла… Причудницы форели в ней мчаться, как стрела. Я сел на берег зыбкий и в сладком забытье Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье, Следил за резвой рыбкой, купавшейся в ручье. А тут же с длинной, гибкой лесой рыбак сидел, И с злобною улыбкой на рыбок он смотрел. "Покуда светел, ясен ручей, – подумал я, – Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя, Твой труд рыбак напрасен, видна леса твоя!" Но скучно стало плуту так долго ждать, – поток взмутил он в ту ж минуту уж дрогнул поплавок, Он дернул прут свой гибкий, а рыбка, а рыбка бьется там; Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам, Он снял ее с улыбкой, я волю дал слезам.

- Какие изобразительные приемы песни помогают слушателям представить реальную сценку? Как композитор выразил чувства человека в единстве с образами природы?

Шуберт нередко использовал свои песни в качестве материала для инструментальных произведений. Песня «Форель имела такой успех, что

Музыка многих произведений Сергея Рахманинова вызывают у слушателей зримые образы: бескрайние дали, просторы России. Его мелодия «стелется,

Серге́й Васи́льевич Рахма́нинов — русский композитор, пианист-виртуоз, дирижёр. Википедия
РодилсяРодился: 1 апреля 1873 г., Старорусский уезд
Умер: 28 марта 1943 г.,

Мне в душу повеяло жизнью и волей, Вон - даль голубая видна. И хочется в поле, широкое

Мне в душу повеяло жизнью и волей, Вон - даль голубая видна.
И хочется в поле, широкое поле,
Где шествует, сыплет цветами весна!

Подходит ли стихотворение Майкова по настроению к картине?

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.Созвучны ли эти произведения? Какую музыку можно

По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит, Колокольчик однозвучный Утомительно гремит.

Созвучны ли эти произведения? Какую музыку можно увидеть?

- Если бы вы были композиторами, то какие музыкальные краски подобрали бы, чтобы передать настроение стихов и картин

Прелюдию соль-диез минор и Прелюдию соль мажор С. Рахманинова.- Определите характер произведений. Какие пейзажи возникают в вашем

Прелюдию соль-диез минор и Прелюдию соль мажор
С. Рахманинова.

- Определите характер произведений. Какие пейзажи возникают в вашем воображении под впечатлением музыки?

Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора от картин природы, событий, явлений.Вывод:

Музыкальная картина – произведение, которое очень ярко и доступно передает впечатление композитора от картин природы, событий, явлений.
Вывод: Художники, поэты и композитор, в разных произведениях искусства – картинах, стихах, музыке – воспели красоту русской природы. Всматриваясь в картины, вслушиваясь в стихи, услышали звучавшую в них музыку. Значит, мы можем услышать живопись. А музыка С. Рахманинова создает музыкальные образы и картины, которые мы можем увидеть. Следовательно, мы можем увидеть музыку и услышать живопись

Читайте также: