Звук и буква е конспект занятия в старшей группе

Обновлено: 23.07.2024

Оценить 119 0

Цель – организовать образовательную деятельность, направленную на систематизацию знаний, умений и применение навыков детей по элементарной грамоте.

Задачи:

Образовательные

-познакомить детей со звуком Е;

- познакомить детей с буквой Е;

- закреплять понимание детей гласных и согласных звуков;

Развивающие

-развитие монологической и связной речи.

-формирование звуковой культуры речи.

Воспитательные

- создавать условия для воспитания познавательного интереса, активности на занятии; следовать правилам игры, желания и умения работать в коллективе.

Форма проведения – квест – игра

Методические приемы: словесный, игровой, практический, наглядный, проблемная ситуация.

Виды детской деятельности – игровая коммуникативная, двигательная.

Материал к занятию: аудиозапись письма феи Грамоты, демонстрационные карточки, волшебный коврик, волшебный зонтик, сказочное дерево.

Ход занятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Я сегодня приглашаю вас в увлекательное путешествие, где нас ждут интересные задания и занимательные игры. А чтобы у вас сохранилось хорошее настроение на протяжении нашего путешествия, давайте друг с другом поздороваемся.

Встанем рядышком по кругу,

Нам здороваться не лень,

Если каждый улыбнётся,

Утро доброе начнётся.

Воспитатель: Ребята, сегодня мне пришло звуковое письмо. Давайте его прослушаем.

(Мои дорогие друзья, я – Фея Грамоты хотела пригласить вас в гости, чтобы познакомить с новой буквой и звукам Е. Но случилась неприятность. Колдунья Незнайкина похитила мою волшебную азбуку. И теперь, если азбуку не найти, то дети нашей страны не смогут познакомиться с буквами и звуками. Помогите, пожалуйста, найти азбуку)

В помощь я оставляю вам свой волшебный зонтик. Этот зонтик, укажет нам путь, по которому мы доберёмся до азбуки и сможем познакомиться со звуком и буквой Е.

Воспитатель: Ну что, ребята, поможем Фее?

Ответ детей: Да

Ребятки смотрите, а вот и конверт с нашим первым заданием.

Воспитатель:Вам нужно назвать, что изображено на картинке описать ее, и назвать первый звук этого слова. (Енот, Ель, Единорог, Ежевика)

Воспитатель:Для этого мне нужна будет ваша помощь.

Ответ детей:

Воспитатель: Молодцы ребята с первым задание мы отлично справились. Продолжим наше путешествие в поисках Азбуки и Знакомство с буквой и звуком Е?

Ответ детей

Воспитатель: Зонтик, зонтик помоги путь, дорогу укажи. (вместе с детьми)

Воспитатель: Вот и привел нас зонтик к сказочному дереву.
Смотрите, какая большая красивая на нем буква Е. Давайте попробуем все вместе дружно ее произнести и услышим звук Е. Какой он гласный или согласный? Как вы понимаете, что звук гласный?

Ответы детей:

Молодцы. А сейчас я предлагаю вам побыть немного художниками.

И нарисовать в воздухе нашу интересную буковку Е.

Воспитатель:Смотрите ребятки, наш зонтик указывает путь на сказочный пруд. Рыбки живучие в этом пруду, тоже приготовили для нас интересное задание. Я его вам прочту, а вы усаживайтесь за свои места.

У рыбок на спине картинке, Вам нужно поймать каждому по одной рыбке, назвать картинку и определить где находится звук Е. Рыбку поместить в ведро того цвета каким является звук Е гласным или согласным.

Ответ детей:

Воспитатель:Молодцы! А в пруду остался краб, наверное, он принёс нам следующее задание. Сейчас, я шарик заберу и задание прочту.

Воспитатель: Краб, предлагает нам немного отдохнуть.

Физминутка

На реке живет енот,

Чешет лапою живот.

Своим хвостиком виляет.

Кверху лапки поднимает.

Шустро он по кочкам скачет,

И запас под дубом прячет.

Он среди воды живет,

Добродушный наш енот.

Воспитатель: Ребята, кто был внимательным и запомнил, про кого была наша физминутка?

Ответ детей

Воспитатель: Предлагаю нам вспомнить рассказ о Крошке еноте. Я начну а вы продолжите.

Однажды жила семья! Мама енотиха и сын Крошка енот.

- Сегодня у тебя день рождения, - сказала мама Крошке Еноту. - Теперь ты совсем большой!

- Значит, я могу один пойти в лес и нарвать в пруду сладкой осоки к ужину?

- Конечно, можешь, - ответила мама.

И Крошка Енот отправился в путь по узенькой лесной тропинке.

В лесу Крошку Енота увидела Обезьянка и очень удивилась.

- Я иду на пруд за сладкой осокой к ужину! - радостно сообщил ей Крошка Енот.

- А разве ты не боишься ТОГО, КТО сидит в пруду - ужаснулась Обезьянка.

- Нет. А что, он очень страшный?

- У-у-у! Какой страшный! - проговорила Обезьянка и, ловко подпрыгнув, повисла на лиане. - Вот возьми с собой эту палку да погрози ему как следует! - Она протянула ему палку.

Крошка Енот подошёл к пруду и громко крикнул:

- Эй! Кто там сидит в пруду?! А ну вылезай! Боишься? То-то же!

Но вокруг было тихо. Крошка Енот прошёл по бревну до середины пруда и заглянул в воду. Из воды на него кто-то смотрел. Крошка Енот скорчил рожу и замахнулся палкой.

ТОТ, КТО сидел в пруду, тоже скорчил рожу и замахнулся палкой.

Испугался Крошка Енот и со всех ног бросился домой.

- Я больше никогда не пойду за осокой! - горестно сказал он маме. - Я боюсь ТОГО, КТО сидит в пруду. Он погрозил мне палкой.

- Сынок! - сказала мама. - А ты вернись назад - попробуй ему улыбнуться.

Крошка Енот так и сделал. Он вернулся назад, дошёл до середины пруда по бревну и, заглянув в воду, улыбнулся ТОМУ, КТО сидел в пруду. И оказалось, что ТОТ, КТО сидел в пруду, тоже улыбнулся ему в ответ!

Крошке Еноту стало очень весело, и он быстро нарвал целую корзину сладкой осоки.

- Как?! Ты не побоялся ТОГО, КТО сидит в пруд. - удивилась Обезьянка.

- Не побоялся! Он совсем не злой и не страшный. Хочешь с ним подружиться - улыбнись ему, - объяснил он Обезьянке. - И он тоже улыбнётся тебе. Вот увидишь.

Так всё и случилось. И поняли тогда зверюшки, что друзей находит тот, кто сам встречает их улыбкой.

Ответ детей

ВоспитательМолодцы ребятки. Мы с вами отлично выполняем все задания, и совсем скоро поможем фее Грамоте найти Азбуку.

Для этого, я возьму наш волшебный зонтик, который укажет нам на последнее задание.

Воспитатель:Зонтик, зонтик помоги путь, дорогу укажи.

Воспитатель: У вас на партах карточки с буквами, и обведите ту букву, с которой мы с вами сегодня познакомились.

Воспитатель: Хорошо, справились с заданием. Ребята, а что это у нас появилось под зонтиком? Коробочка. Давайте её откроем и посмотрим, что там лежит. Ура! Мы нашли с вами азбуку.

Рефлексия

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, мы справились с заданиями Феи Грамоты? Всё ли у нас получилось? Какое задание было для вас самым трудным? С каким заданием вы справились без труда? Что вам понравилось больше всего?

Ответы детей

Предварительная работа: выполнение графических диктантов, определение положения звука А и У в словах.

Словарная работа: активизировать в словаре детей слова – гласный звук.

Дети стоят вокруг педагога.

Воспитатель: Ребята, вспомните, какие звуки мы учили на прошлом занятии?

Воспитатель: Вы помните, какие это звуки?

Воспитатель: Почему они называются гласные звуки?

Дети: Потому что их можно пропеть голосом.

Воспитатель: У меня для вас есть очень интересная игра.

Выставляются картинки животных и их детенышей.

Воспитатель: Посмотри на картинку и скажи, у кого кто?

У зайчихи—… (зайчонок) . А это ? (Зайчата.)

У волчицы—… (волчонок) . А это ? (Волчата.)

У лосихи—… (лосенок). А это ? (Лосята.)

У медведицы—… (медвежонок). А это ? (Медвежата.)

У ежихи—… (ежонок). А это ? (Ежата.)

У волчицы—… (волчонок). А это ? (Волчата.)

У лисицы—… (лисенок). А это ? (Лисята.)

Воспитатель: К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.

Немытое в рот ни за что не возьмёт,
И ты будь таким, как чистюля…

Воспитатель: Правильно, Енот.Разделите слово ЕНОТ на слоги. Назовите первый слог.

Воспитатель: Назовите второй слог.

Буква Е поднимается и опускается по ступенькам.

Воспитатель: Правильно, Е состоит из двух звуков [й] и [э]. Если буква Е стоит в начале слова или после гласной, мы будем обозначать ее прямоугольником зелено-красного цвета.Зеленый цвет обозначает всегда мягкий согласный звук [й], а красный цвет—гласный звук [э].

Воспитатель: А сейчас я прочитаю сказку. Слушайте внимательно и запоминайте слова со звуком Е.

Дети называют слова на заданный звук, которые встречаются в сказке.

Воспитатель: А сейчас мы с вами будем ловить звук и ладошками. Хлопните в ладоши только тогда, когда услышите звук Е.

Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами –онок, -ёнок.

Жарким днем, лесной тропой

Звери шли на водопой

Дети идут друг за другом

За мамой - слонихой топал слонёнок

За мамой - лисицей крался лисёнок

Идут тихо крадучись

За мамой - ежихой катился ежонок

Присели на четвереньки

За мамой - медведицей шел медвежонок

За мамою - белкой скакали бельчата

За мамой зайчихой - косые зайчата

Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат

Ползут на четвереньках

Все мамы и дети напиться хотят.

Дети выполняют массаж лица перед зеркалом совместно с воспитателем. Сначала воспитатель проводит поглаживание, а затем знакомит детей с зигзагообразными движениями:

Ходит пальчик по дорожке:

От середины лба к вискам.

Вверх — вниз, вверх — вниз,

Вокруг круговых мышц глаз (от переносицы к вискам).

Будут розовыми щечки:

По мышцам щек (от крыльев носа к вискам).

Вверх — вниз, вверх — вниз.

От середины подбородка к ушам.

Массаж заканчивается поглаживанием.

Воспитатель называют слова, дети показывают одну из частей разрезной рыбки.

Воспитатель: Я называю слово или букву, а вы повторяете только последний звук.

При произношении воспитатель утрированно выделяет последний звук.

Упражнение для глаз.

Воспитатель: Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаз пятачком?

Обвести глазами круг.

К нам подлетает

Посмотреть на нос.

Наших деток пугает.

Зажмурить, а потом широко открыть глаза.

Упражнение в произнесении чистоговорки.

Воспитатель: Произнесите чистоговорку о енотах.

Ежевику мирно ели

Два енотика под елью.

Итог и анализ НОД.

Воспитатель: Какие задания выполняли?

Воспитатель: С каким звуком сегодня познакомились?

Воспитатель: В какие игры играли?

Воспитатель: Какое задание понравилось больше всего?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И").


Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте.

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком.


Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте.


Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте.


презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Звук [е], буква Е.

Расулова И.А.

Цель: Познакомить со звуком [Е], и буквой Е

-образовательные : учить выделять звуки [Е] в словах, учить определять позицию звука в слове.

-развивающие : развивать фонематическое восприятие, зрительное внимание

память, мышление; совершенствовать грамматический строй речи.

-воспитательные : воспитывать самостоятельность, усидчивость, умение работать в коллективе.

Оборудование : на каждого ребенка: фасоль.

Ход НОД

1.Вводная часть

Мотив.моментДети входят в группу и встают кругом.

В: -Здравствуйте ребята, к нам в группу пришло письмо от Почемучки!

Ну что, ребята, поможем Почемучке?

2.Основ.часть

Женя на скамейку села,

- Ребята, послушайте стихотворение и ответьте какой звук чаще слышно:

«Поезд едет, едет, едет

Мимо елей и берез

Далеко уехал поезд

-Какие еще гласные звуки вы знаете? (ответы детей)

-Почему они называются гласными? (ответы детей)

-Какие еще бывают звуки?

-Почему их называют согласными? (ответы детей)

-Твердые и мягкие звуки

-Как определить твердые и мягкие звуки. Приведите примеры, (ответы детей)

-Звонкие и глухие.

-Как определить звонкие и глухие звуки? Приведите примеры, (ответы детей)

Теперь, ребята, я покажу вам серию картинок, где звук [е] находится в разных позициях:

- в начале слова: ель, ел, ехать, Ева, енот;

-в середине: лещ, валенки, веник, леска;

-в конце: поле, море, горе;

- с двумя звуками [е]: мебель лебеда, метель.

Дети приводят свои примеры, вспоминают имена, в которых есть звук [е].

-Молодцы! А сейчас давайте отдохнем.

Физминутка

Есть в лесу.

Есть в лесу три полочки : (Хлопаем в ладоши.)

Ели — елки - елочки. (Руки вверх — в стороны — вниз.)

Лежат на елях небеса, (Руки вверх.)

На елках - птичьи голоса, (Руки в стороны.)

Внизу на елочках — роса. (Руки — вниз, присели.)

Этой буквой обозначается мягкость согласных.

«Лена гребнем причесалась,

Самая длинная - сверху вниз, вверху - слева направо.

В середине и внизу - слева направо.

Молодцы! Теперь пришла пора отдохнуть, сделаем пальчиковую гимнастику.

«Мы капусту рубим, рубим

Мы капусту трем, трем

Мы капусту солим, солим,

В упражнении принимает участие игрушка тигренок.

Тигренок читает стихи, в которых не достает последнего слова,

«В нашем садике поверьте,

«В зоопарк открыли двери

«Понеслись к другой планете

Дидактическая задача:

Развивать логическое мышление, внимание, упражнять в чтении,

Воспитывать любовь и интерес к чтению.

На магнитную доску, вывешивается плакат на котором изображен круг,

В нем написаны слова по кругу.

-Хорошо, все справились с заданием.

Дидактическая задача:

Расширять поле творческой мыслительной деятельности детей.

На плакатах часть слова написана буквами, другая часть слова изображена

И так, какой же буквы не хватает в названии волшебной страны?

Давайте вместе прочитаем!

3. Итог и рефлексия

-Ребята, что мы сегодня изучали, (ответы детей)

- Что понравилось в занятии больше всего (ответы детей)

-Вы отлично справились со всеми заданиями-Спасибо.

Краткое описание документа:

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе на тему: "Знакомство с буквой Е"ОО " Развитие речи"

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов


Курс профессиональной переподготовки

Воспитание детей дошкольного возраста

  • Сейчас обучается 2941 человек из 85 регионов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Организация образовательного процесса в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 070 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.02.2021 890
  • DOCX 21.3 кбайт
  • 24 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Расулова Ирина Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Развитие общей моторики. "На водопой". Координация речи с движением, развитие творческого воображения и подражательности, закрепление в речи существительных с суффиксами –онок, -ёнок.

Жарким днем, лесной тропой

Звери шли на водопой Дети идут друг за другом

За мамой - слонихой топал слоненок Топают

За мамой - лисицей крался лисенок Идут тихо крадучись

За мамой - ежихой катился ежонок Присели на четвереньки

За мамой - медведицей шел медвежонок Идут вперевалочку

За мамою - белкой скакали бельчата Скачут вприсядку

За мамой зайчихой - косые зайчата Скачут на прямых ногах

Волчица вела за собою волчат Ползут на четвереньках

Все мамы и дети напиться хотят. Имитируют лакание

3. Объявление темы занятия. Знакомство с буквой Е

— К нам в гости пришел зверек, а какой, вы сами угадаете.

Немытое в рот ни за что не возьмёт,

И ты будь таким, как чистюля… (ЕНОТ)

— Разделите слово ЕНОТ на слоги. Назовите первый слог. Назовите второй слог. Рассмотрите схему. Прочитайте второй слог. А первый слог е обозначается буквой Е.

— Сколько элементов у буквы Е? Какие это элементы?

«Лена гребнем причесалась,

Самая длинная - сверху вниз, вверху- слева направо.

В середине и внизу- слева направо.

— Прорисуйте в воздухе букву Е (Самостоятельно. Если ребенок не справился с заданием, прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву.)

— Сложите букву из палочек. (Помогите ребенку при необходимости.)

4.Закрепление буквы Е.

а) Обвести в кружок только правильно написанную букву Е.

5. Упражнение в произнесении.

— Произнесите чистоговорку о енотах

Ежевику мирно ели

Два енотика под елью.

6. Чтение слогов, слов с буквой Е.

7.Придумать слова, начинающиеся со звука Е (енот, ели, ежиха, ежата, единица, Егор, ежевика,)

Читайте также: