Два музыкальных посвящения 6 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Цели и задачи урока:

  • Воспитательные: воспитание нравственно-эмоциональной сферы, способности к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы, воспитание человека высокой культуры.
  • Развивающие: развитие познавательного интереса, творческих способностей учащихся, формирование их духовных потребностей, литературных, художественных и музыкальных вкусов через организацию творческой учебной деятельности.
  • Образовательные: формирование у учащихся целостного восприятия музыкально-художественного образа вокальной и инструментальной музыки. Совершенствование навыков прочтения музыкального, художественного и литературного текста.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная

Методы урока: словесный, наглядно-слуховой, анализ

План урока:

  1. Организационный момент
  2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний.
  3. Этап усвоения новых знаний.
  4. Этап закрепления новых знаний.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Вступление.

Учитель читает стихи Листова

Я помню вальса звук прелестный
Весенней ночью в поздний час.
Его пел голос неизвестный,
И песня чудная лилась.
Да, то был вальс прелестный, томный,
Да, то был дивный вальс.
Теперь зима, и те же ели
Покрыты сумраком стоят.
А под окном шумят метели
И звуки вальса не звучат.
Где ж этот вальс старинный, томный,
Где ж этот дивный вальс.

Презентация Слайд 2

Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви.

Презентация. Слайд 3

Ученики читают строки Пушкина со слайда:

Мечта в волшебной сени
Мне милую яви,
Мой свет, мой добрый гений,
Предмет моей любви…
А.С.Пушкин

Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, к какому виду искусства относится портрет?

(Портрет – это жанр изобразительного искусства.)

Презентация. Слайд №4 (портреты)

Учащиеся читают стихи со слайда на фоне проецируемых портретов:

От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили,
Я музыку сюда бы ввел,
Чтобы они заговорил
С.Тюрин

Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIIIвек в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Презентация Слайд №5 Ф.Рокотов. Портрет А.Струйской

Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Презентация Слайд №6

Учитель : Расскажите, пожалуйста, об образах тех героинь на портретах, которые представляют вам светских красавиц 18 века (портреты……………). Какие средства выразительности использует художник?

А может ли музыка нарисовать портрет?

Учитель: Знакома ли вам эта музыка?

Ученики: (это вальс)

Как звучит музыка этого вальса?

Ученики: музыка звучит как взволнованная речь.

Учитель: Как обычно в вальсе строится музыкальная фраза?

(Обычно на симметричных фразах по четным тактам 2, 4, 8 ).

Учитель: А как здесь строятся фразы (по 3 такта), поэтому музыка воспринимается как взволнованная речь

Свое понимание красоты в искусстве Глинка выразил словами: « Все искусства, а, следовательно, и музыка, требуют свыше:

Презентация Слайд №7,

Презентация Слайд №8

Учитель: точно как и Пушкин посвятил свое стихотворение ее матери Анне Петровне Керн.

Приложение №8 Слайд №9

Ученики читают стихи:

Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,

Презентация Слайд №10

Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты,
Звучал мне долго голос нежный
И снились милые черты.

Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты,
И я забыл твой голос нежный,
Твои небесные черты.

Презентация Слайд №12, 13

В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.

Презентация Слайд №14

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь

Презентация Слайд №15

И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Учитель: на сколько разделов можно разбить данное стихотворение? И определите образный смысл каждого из шести четверостиший (встреча, воспоминание. Забвение, уныние, новое свидание и порыв вдохновения и счастья)

Приложение №5 Слайд №16

Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.

Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения? Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. Пусть учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы:

  • Какие изменения произвел Глинка в стихотворении Пушкина? С какой целью?
  • Какими чертами обладает мелодика романса на разных этапах его драматургического развития?
  • какими средствами музыкальной выразительности композитор подчеркивает оттенки пушкинского текста?

В конце урока можно предложить учащимся домашнее задание в виде отзыва - рисунка, или отзыва в стихах или прозе.

Презентация Слайд №18 , 19

Дополнительный материал

Федор Степанович Рокотов – выдающийся русский художник-портретист. Известно, что по происхождению Рокотов был крепостным крестьянином, но получил вольную. Художник учился в Академии художеств в Петербурге у таких известных мастеров своего времени, как Токке, Ротари, Антропов. Но, как считали многие ценители искусства, он сумел превзойти своих учителей. В 1756 г. Рокотов переехал в Москву, т. к. его не устраивал показной блеск петербургской жизни, ее суетность и несерьезность. В 60-е гг. художник стал академиком живописи. Рокотов был настолько известен и популярен, что даже удостоился чести писать портрет наследника престола, великого князя Петра Федоровича.

Несмотря на свое происхождение, Рокотов был человеком очень образованным и интеллигентным, что, в частности, объясняется окружением художника, которое состояло из образованных людей, многие из них были связаны с Московским университетом, который в то время являлся чем-то вроде просветительского центра России. Безусловно, общение с такими людьми оказало огромное влияние на художника и нашло отражение в его творчестве. Может быть, именно поэтому многие работы Рокотова несут на себе отпечаток высокой духовности и интеллигентности.

Ф. С. Рокотовым были написаны портреты поэта В. И. Майкова, А. И. Воронцова, В. Е. Новосильцевой, П. Н. Ланской, портрет неизвестной в розовом платье и др. В портретах Рокотова впервые в истории русской живописи были с большим мастерством переданы внутренний мир человека, его мысли, чувства, переживания. Особой прелестью отличаются женские портреты художника и, в частности, портрет А. П. Струйской, который приковывает внимание зрителя необычайной одухотворенностью лица молодой девушки. Особенно необычны в этом портрете глаза – живые, немного лукавые и загадочные. Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Учитель: Найдите в тексте стихотворения эпитеты, метафоры, сравнения. Какими образом они усиливают восприятие образа А.Струйской?

Для художественной манеры Рокотова характерно неприятие всего внешне эффектного. Отсюда такая искренность, одухотворенность и вместе с тем некоторая приглушенность чувств героев. Большую роль в работах художника играет свет. Герои его портретов словно выступают из тени, при этом освещаются отдельные фрагменты лица, шеи, одежды. Другие жэ фрагменты так и остаются в тени. Возникает впечатление, что на модель направлен неяркий поток света, в лучах которого мерцают матовая кожа лица и шелк одежды. Идеалом человеческой красоты для художника являлась красота не внешняя, а внутренняя. В его понимании истинную красоту человеку придает высокая духовность, заключенная в материальной оболочке, которая служит лишь отражением этой внутренней духовности.

- музыкальное творчество Александра Варламова и Михаила Глинки.

Музыкальный образ – это живое, обобщенное представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.

Романс – это жанр камерной музыки, которая первоначально предназначалась для исполнения перед небольшой аудиторией; вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.

Обязательная литература

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Интонация помогает человеку выразить своё отношение к чему-либо.

Выразительность музыкального произведения зависит от интонации.

Интонация в музыке – это многозначное понятие, выражающее звуковое воплощение музыкальной мысли.

Музыкальный образ – это живое, обобщённое представление о действительности, выраженное в музыкальных интонациях.

Романс сочетает в себе интонации разговорной речи и музыкальной мелодии.

Романс – это вокальное произведение для голоса в сопровождении какого-либо инструмента.

В середине XIX века зарождается школа русского романса.

В дворянской семье необходимыми предметами домашнего быта становятся фортепиано, арфа, скрипка или гитара.

Распространенным явлением стало любительское музицирование. На музыкальных встречах играли, пели, в том числе, бытовые романсы, стилистически близкие песне.

В романсе дочь просит матушку не спешить отдавать её замуж. А матушка убеждает её в том, что всему свой черед. Мы слышим разговор матери и дочери. Дочери предстоит идти замуж в чужую семью, а она не хочет, потому и просит матушку не расплетать её косу. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина возвысила русский романс до уровня классического искусства.

В 1819 году на одном из вечеров в доме Алексея Николаевича Оленина, президента Академии художеств и директора Публичной библиотеки, началась история этого романса. 20-летний поэт впервые встретился с 19-летней Анной Керн. Юная Анна Керн очаровала и покорила сердце поэта. Когда Анна Керн садилась в экипаж, Пушкин вышел на крыльцо и долго провожал её взглядом.

Начинается с лёгкого, воздушного фортепианного вступления в верхнем регистре, отражающего поэтический образ “мимолётного виденья”.

Образ любимой тает в памяти, исчезает в тревоге шумной суеты, и мелодия становится вокальной декламацией.

«И я забыл твой голос нежный

Музыка передаёт безнадёжность, печаль. Мелодия, преодолевая внутреннее сопротивление, стремится подняться, мы слышим отчаяние:

Без божества, без вдохновенья,

Повторяется мелодия первой части, но изменилось настроение музыки.

Повторяется мелодия первой части, но настроение музыки меняется:

«И божество, и вдохновенье,

И музыка восторженная, жизнеутверждающая.

Каждую мысль и фразу поэта композитор как бы рисует музыкальными интонациями.

В произведении композитор создаёт музыкальный образ любимой, легко кружащейся в вальсе.

Композитор написал этот вальс для фортепиано. Но вскоре он стал так популярен, что появились его оркестровые переложения. Глинка ещё не раз возвращался к своему произведению.

Литературный шедевр, который до сих пор волнует сердца людей и шедевр романсовой лирики, признанный одним из лучших музыкальных произведений, начала XIX века.

Стихи и музыка гармонично соединились и уже не представляются существующими отдельно.

Примеры заданий из Тренировочного модуля

№2. Установите соответствие между названиями романсов и композиторами.

Александр Александрович Алябьев

Михаил Иванович Глинка

Александр Егорович Варламов

Александр Львович Гурилёв

На уроке было рассказано, как появилась школа русского романса, какие композиторы по праву считаются основоположниками школы русского романса. Создатели романсов были выдающимися композиторами. Многие романсы написаны в стиле русских народных песен. В основу других романсов легли произведения XIX века. Поэзия Александра Сергеевича Пушкина возвысила русский романс до уровня классического искусства.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект урока.doc

План—конспект урока музыки

( 6 класс, 1 четверть) программа Е. Д. Критской, Г. П. Сергеева.

Тема урока: Два музыкальных посвящения. Портрет в музыке и в живописи.

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Цель урока : формировать представление о единстве формы и содержания портрета в музыке, литературе и изобразительном искусстве.

Задачи урока:

--воспитывать нравственно—эмоциональную сферу обучающихся (способность к сопереживанию, к пониманию душевного состояния другого человека через музыкальные, литературные и художественные образы);

--развивать познавательный интерес обучающихся, творческое мышление и воображение;

- учить сравнивать художественный образ в портрете, созданный различными видами искусства.

Образовательные технологии: технология развивающего, проблемного обучения; информационно-коммуникационная технология.

Методы: сравнительный анализ, обобщение, метод звуковой и зрительной наглядности, метод диалога, рефлексия.

Структура урока

I Организационный этап

II Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.

--Беседа по пройденному материалу

-- объявление темы урока.

III Постановка цели занятия перед учащимися.

IV Первичное усвоение новых знаний.

V Первичная проверка понимания

VI Вокально—хоровая работа

VII Обобщение и закрепление полученных знаний на уроке.

--Проверочная работа. Взаимопроверка.

VIII Информация о домашнем задании.

IX Рефлексия.

( на слайде №1 стихотворение, название романса, его авторы и исполнители)

Я помню вальса звук прелестный

Весенней ночью в поздний час.

Его пел голос неизвестный,

И песня чудная лилась.

Да, то был вальс прелестный, томный,

Да, то был дивный вальс.

Теперь зима, и те же ели

Покрыты сумраком стоят.

А под окном шумят метели

И звуки вальса не звучат.

Где ж этот вальс старинный, томный,

Где ж этот дивный вальс.

I Организационный момент.

II Проверка знаний учащихся для подготовки к новой теме.

Скажите, что за произведение мы с вами прослушали? ( романс)

Что такое романс? ( это муз. произв. о любви, о чувствах человека, о природе)

Какие инструменты исполняют романс? ( исполняли романс в старину под аккомпанемент лютни, а в 19 веке под гитару и фортепиано)

К какому жанру относится романс по способу исполнения? ( жанр вокальной музыки)

В каком ритме написан этот романс?( В ритме вальса).

III Постановка цели занятия перед учащимися.

Эпоха 19 века — это мир чарующих звуков романсов русских композиторов, наполненные человеческими чувствами и переживаниями, прекрасных бальных вечеров, где дамы кружили голову кавалерам, а они посвящали им стихи, поэмы, сочиняли музыкальные произведения, и изображали их образы в картинах.

Презентация. Слайд 3 (строки стихотворения Пушкина и его портрет)

Мечта в волшебной сени

Мой свет, мой добрый гений,

Предмет моей любви…

Учитель: О чём на уроке у нас с вами пойдёт речь? ( о романсах на стихи А. С. Пушкина, о картинах).

Мы рассмотрим жанр портрета в музыке и живописи.

IV Первичное усвоение новых знаний.

Учитель: у нас на столах это прекрасное стихотворение. Сейчас мы прочитаем его. Обратите внимание— меняется ли настроение на протяжении всего стихотворения. (3 ученика читают выразительно стихотворение).

Учитель: на сколько разделов можно разбить это стихотворение? (на 3)

Учитель: определите образный строй настроения каждой части (встреча, воспоминание, забвение, новое свидание, порыв вдохновения и счастья).

Учитель: Теперь давайте послушаем романс М. И. Глинки на стихи А.С. Пушкина. (слайд №6 –портрет М. Глинка, название романса и его исполнитель)

Учитель: какими чертами обладает мелодия на разных этапах драматургического развития стихотворения?

Как меняется темп, ритм, динамика в каждой части?

(Прослеживая за развитием музыкального и поэтического образов, необходимо обращать внимание на выразительность мелодии – ее оттенки, необычность ритма, ладовой окрас, а также на особенности фортепианного сопровождения.)

Сколько получается частей в этом произведении? ( трёхчастная форма)

Учитель: Трехчастная форма, в которой написан романс, имеет свои особенности – реприза в ней не буквальная, а видоизмененная. С чем же связаны эти изменения?

Ученики: Вторая половина репризы – выражение радости, восторга («И сердце бьется в упоенье), кульминация всего романса, обобщение и завершение главной музыкальной мысли. ( учащиеся попытаются самостоятельно ответить на такие вопросы)

Учитель: как вы думаете композитор украсил это стихотворение музыкой или всё-таки она здесь лишняя?( ответы детей).

Ученики: Музыка дополняет содержание романса.

Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, а можно нарисовать портрет музыкой?

К какому виду искусства относится портрет? (Портрет – это жанр изобразительного искусства.)

Какое вы подобрали бы произведение к этому портрету? Вспомните –мы с вами перенеслись в прекрасную эпоху 19 века.

(Учащиеся читают стихи со слайда на фоне портрета)

От красок шумно и светло,

Картины воздух обступили,

Я музыку сюда бы ввел,

Чтобы они заговорил

Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIII век в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,

Ее глаза – как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,

Безумной нежности припадок.

Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Ее прекрасные глаза.

Учитель: Какая композиция картины?

Какое выражение лица, взгляда мы видим на картине?

Какое движение, поза женщины?

Можно ли посвятить этой картине, этой девушке романс Глинка, стихотворение Пушкина. (ответы детей)

Учитель: Скажите—а это произведение созвучно с картиной Рокотова? Знакома ли вам эта музыка?

Ученики: (это вальс)

Учитель: этот романс и вальс—фантазия были сочинены под влиянием глубокого чувства к Екатерине Ермолаевне Керн, дочери А. П. Керн, которой посвятил Пушкин своё стихотворение. Он глубоко автобиографичен. Этот вальс отражает жизненные события, происходившие непосредственно с композитором. Сочинение появилось на свет как фортепианная пьеса. В результате большой популярности этой пьесы, композитор оркестровал ее. Существует две авторские редакции 1845 и 1856 годов.

Учитель: Как звучит музыка этого вальса?

Ученики: музыка звучит как взволнованная речь.

Это просто танец, или в музыке Глинки слышится нечто большее?

V Первичная проверка понимания.

Мы с вами выяснили—что эти произведения искусства созвучны друг другу.

Учитель: Сейчас давайте вспомним и проанализируем другие произведения.

( образец анализа на столах учеников)

Выражение лица, взгляд

Учитель: Содержание и форма произведений искусства взаимосвязаны, одно произведение дополняет другое.

VI Вокально—хоровая работа.

VII Обобщение и закрепление знаний

Проверочная индивидуальная работа. Взаимопроверка.

VIII Информация о домашнем задании

Учитель: Выберите любой портрет и подберите к нему музыкальное произведение или романс на стихи русского поэта.

IX Рефлексия .

Учитель: Что вы делали на уроке?

Что вы на уроке сегодня узнали нового или уже повторили вспомнили?

Как вы думаете вам пригодится эти знания в жизни, где вы сталкивались с вальсом в своей жизни?

О чём вы хотели бы узнать побольше?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по музыке "Два музыкальных посвящения" может быть интересно для учителей музыки в общеобразовательных школах.

Подтема: Образы романсов и песен русских композиторов.

Предмет -Музыка

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: фронтальная

Используемое оборудование : фортепиано, компьютер

− анализ формы, ритма, звуковысотной линии романса и сопоставление его с образно- смысловым анализом стихотворения А.С.Пушкина

− развитие вокально- хоровых навыков

− расширение музыкально- интонационного словаря учащихся

− воспитание слушательской культуры, чувства восхищения русской классикой

( литературной и музыкальной)

Материал для урока: −презентация, портреты А Керн, А.С. Пушкина, М.И. Глинки, Е. Керн.

Организационный момент.(Экспозиция)

Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс.

Учитель: - Здравствуйте, ребята.

Распевание. (Вокально-хоровая работа )

Мотивирование учебной деятельности.(Завязка)

Ученики: о романсе

Учитель: Мир чарующих звуков романсов русских композиторов передает палитру человеческих чувств и переживаний. В романсах запечатлены прекрасные качества души русского человека, его устремленность к истине, добру, красоте и любви.

Учитель: Скажите, пожалуйста, ребята, к какому виду искусства относится портрет?

Ученики: (Портрет – это жанр изобразительного искусства.)

Учитель: считается, что портрет – самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. XVIIIвек в России называют веком портрета. В жанре портрета писали лучшие русские художники: Ф.Рокотов, Д.Левицкий, О.Кипренский, К.Брюллов, И.Репин, М.Врубель и др.

Кроме технических живописных новшеств, художник открывает новые возможности камерного, интимного портрета в выражении душевного мира человека, как главного критерия его достоинства. Нередко считают, что Рокотов наделял модели своей собственной одухотворенностью.

Особое место в творчестве художника занимает портрет А.Струйской (1772) Именно прекрасные глаза героини портрета послужили источником вдохновения для создания известного стихотворения Николая Заболоцкого:

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза – как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза – как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок,
Полувосторг, полуиспуг,
Безумной нежности припадок.
Предвосхищенье смертных мук.

Когда потемки наступают
И приближается гроза,
Со дна души моей мерцают
Ее прекрасные глаза.

Учитель: С каким романсом М .И .Глинки мы познакомились в этом году?

Учитель: Глинка сочинил этот романс через несколько лет после трагической смерти Пушкина, положив в основу бессмертное произведение поэта. Что стало поводом к сочинению Пушкиным его стихотворения?

Ученики: любовь к А.П.Керн. ( портреты Пушкин− Керн)

Учитель:− Как вы считаете , что толкнуло М.И.Глинку на сочинение романса?

Ученики: тоже любовь к кому-то

Учитель:− откройте учебник на стр. 16 и найдите ответ на вопрос: кто стал музой для Глинки?

/ Е.Е. Керн. ( портреты Глинка− Е.Керн)

Учитель:− я хотела бы вам напомнить этот романс, слушая его постарайтесь ответить на вопрос: сохранил ли композитор особенности стихотворения Пушкина?

Связка-переход к слушанию и восприятию предложенного музыкального материала урока.

Учитель: Чтобы ответить на мой вопрос, давайте вспомним особенности строения стихотворения : сколько частей? на принципе сходства или контраста строит стихотворение Пушкин? какие прилагательные подойдут для характеристики каждой части?

Учебник. Стр.14, 16 Анализируем романс: −мелодию и ритм первой фразы ( ритм предлагаю прохлопать ребятам из музыкальной школы, проанализировать его)

Третья фраза− точная копия первой.

Учитель: Вывод: сохраняются ли особенности стихотворения?

Ученики: да.

Учитель: ребята, но на доске у нас записаны названия двух музыкальных произведений, о чем это говорит?

Ученики:о том, что Глинка посвятил Екатерине Ермолаевне еще и Вальс- фантазию

Учитель: Напишите синквейн

Учитель: Как вы считаете главные герои останутся вместе?

Ученики: они расстанутся

Учитель: почему?

Ученики: звучит поток голосов, срывающихся вниз− крушение надежд

Учитель: теперь мы способны понять: почему вальс назван фантазией?

Потому, что все мечты только в голове, в воображении, в жизни− ничего не сбылось.

Учитель: Как вам кажется это сочинение− обычный вальс, музыка для танца или нечто большее?

Ученики: это рассказ из жизни, кусочек души

Учитель: Молодцы, что почувствовали это.

С какими музыкальным произведениями мы сегодня познакомились?

Что такое портрет и каких художников вы сегодня узнали ?

Какое увас сейчас настроение?

Учитель: Д.З.− мостик к нашему следующему уроку. Подготовьте обоснованный ответ на вопрос: можно ли назвать эти два музыкальных произведения музыкальными портретами? Почему? Выучить песню

Читайте также: