Два музыкальных обращения к богородице 3 класс конспект и презентация

Обновлено: 08.07.2024

3. В произведениях русских и зарубежных композиторов и художников разных времён создан вечный и чистый образ женщины-матери,

В произведениях русских и зарубежных
композиторов и художников разных времён
создан вечный и чистый образ женщиныматери, благородный образ Матери Иисуса
Христа – Девы Марии.
Эти произведения объединены нежностью и
трепетным чувством любви.
Иконопись и церковная хоровая музыка
имеют общность сюжетов.

4. Древнерусская икона Владимирской Божьей Матери

6. Музыкальный образ

Умиротворение
безмятежность
сосредоточенность
трепетность
взволнованность
торжественность
радость
гармония
нежность
любовь

7. Любить. Молиться. Петь. Святое назначенье…

Музыка и дети
1.Музыка музыка всюду нам слышна
Тронет струны дождика и звучит она
Музыка рождается в песенке ручья
Звонкая чудесная, с нею мы друзья.
Припев: Если дружат музыка и дети
ничего прекрасней нет на свете
Музыка и дети, музыка и дети,
ничего прекрасней нет на свете
2.В музыке , в музыке свет волшебный есть
Нам приносит музыка радостную весть
С музыкою встретиться мы спешим скорей
С нею мир становится лучше и добрей.

Музыка и дети
1.Музыка музыка всюду нам слышна
Тронет струны дождика и звучит она
Музыка рождается в песенке ручья
Звонкая чудесная, с нею мы друзья.
Припев: Если дружат музыка и дети
ничего прекрасней нет на свете
Музыка и дети, музыка и дети,
ничего прекрасней нет на свете
2.В музыке , в музыке свет волшебный есть
Нам приносит музыка радостную весть
С музыкою встретиться мы спешим скорей
С нею мир становится лучше и добрей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект и презентация к уроку музыки " Два образа Богородицы". Конспект взят с сайта ИНФОУРОК.

Тема Два музыкальных обращения к Богородице.

Предметные: Научатся анализировать музыкальные произведения, выразительно исполнять музыку религиозного содержания; анализировать картины (икону)

Познавательные: обнаруживать сходство и различия русских и западноевропейских произведений религиозного искусства (музыка, архитектура, живопись); знакомиться с жанрами церковной музыки (тропарь, молитва);

Коммуникативные: участвовать в совместной деятельности при воплощении различных музыкальных образов.

Регулятивные: оценивать и осмыслять результаты своей деятельности; корректировать собственное исполнение; выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя.

Личностные: воспитание духовно-нравственных качеств; развитие толерантности по отношению к культуре других народов и стран; формирование трепетных, нежных чувств к матери

Приветствие. Интонационная разминка.

Открытие темы урока. Постановка целей и планирование работы.

Звучит песня о маме в исполнении Робертино Лоретти.

О ком эта песня? Почему вы поняли, не зная итальянского языка?

Язык музыки понятен всем, он интернационален.

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова (Л. Рогожников):

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если “любимая” - слово святое,

То трижды священное – “женщина – мать!”

Как вы думаете, с какой вечной темой искусства мы будем знакомиться?

Задача нашего урока:

Узнать, как поэты, художники и композиторы разных стран мира рисуют образ Богородицы и какими средствами они это делают.

Работа над темой.

Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, равно так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы.

Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

Какой из музыкальных жанров сможет передать лучше всего эти лирические и поэтические чувства? (песня, песенность)

Сейчас вы услышите музыку, полную большой внутренней силой, проникновенный гимн женской доброте и благородству.

v Какие чувства передал австрийский композитор?

v Какими музыкальными красками он их выразил? (плавная, протяжная мелодия, распевы)

Она идет, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

Созданная великим итальянским художником XV века Рафаэлем “Сикстинская мадонна” - одна из самых прекрасных картин на земле.

Что мы видим на этой картине?

В центре как бы парит, едва касаясь ногами облаков, прекрасная женщина с младенцем на руках. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Имя младенца – Христос, имя его матери – Мария. Перед ними склонились Святая Варвара и Святой Сикст (отсюда и название картины “Сикстинская мадонна”).

- Какие чувства выразил художник? (светлые, добрые, возвышенные, нежные)

- Какую музыку должен был бы сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства? (ласковая, задумчивая, напевная, созвучная возвышенному и чистому образу матери И.Христа)

Музыка и Изобразительное искусство – каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками – создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

Костромского муниципального района Костромской области

Конспект урока музыки в 3 классе

« ДВА МУЗЫКАЛЬНЫХ ОБРАЩЕНИЯ

Румянцева Екатерина Германовна

Цель урока: приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф. Шуберта и С. Рахманинова.

Обучающие. Узнать, как поэты, художники и композиторы рисуют образ Богородицы и какими средствами они это делают.

Развивающая. Развивать ассоциативно-образное мышление детей.

Воспитательная. Воспитывать интерес к духовной музыке.

Предметные: - формирование представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии; - умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;

Метапредметные

Познавательные: владение навыками осознанного речевого высказывания в процессе размышлений о музыке.

Логические: умение проводить анализ, сравнение музыкальных произведений.

Регулятивные: формирование эмоционально – осознанного отношения к музыкальному искусству; саморегуляция в процессе работы над разучиванием песни.

Коммуникативные: формирование умения взаимодействовать с учителем, с одноклассниками.

Личностные: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости.

Методы обучения: словесно-индуктивный (беседа), сопоставление, сравнение.

Виды контроля и обратной связи: устный – фронтальный.

Домашнее задание: нарисовать портрет мамы.

Компьютер ; м ультимедиа-проектор и экран; компьютерная презентация; фортепиано; учебник.

Организационный момент.

Музыкальное приветствие.

Учитель - Здравствуйте, ребята!

Дети - Здравствуйте, учитель!

Вместе – Добрый день!

Введение в тему урока.

- Начнем сегодняшний наш урок с небольшого видеофрагмента.

- Какое настроение создала вам музыка, исполненная достаточно необычным способом?

- В каком характере она исполнялась?

- Какой образ возник в вашем воображении?

Мы вернемся сегодня еще к этой мелодии, но уже в оригинальном звучании.

- Ребята, мы с вами уже знаем, что музыка и живопись живут очень дружно и охотно помогают друг другу. Изобразительное искусство вдохновляет композиторов и музыкантов, так же, как и музыка будит фантазию художников и скульпторов. В искусстве есть великие, вечные темы. Тема материнства от века к веку волновала художников всех народов. Эта тема близка каждому человеку.

Слайд 2. Эпиграф к уроку.

Эпиграфом к уроку я взяла такие слова (Л. Рогожников ) :

Я верю, что женщина – чудо такое,

Какого на Млечном пути не сыскать,

И если “любимая” - слово святое,

То трижды священное – “женщина – мать!”

- Как вы думаете, с какой вечной темой искусства мы будем знакомиться?

Слайд 3. О ком эти слова?

- О ком эти слова? Дева Мария, Царица небесная, Мадонна, Богородица.

- К образу Богородицы обращались и поэты, и художники, и композиторы разных стран мира. И сегодня мы об этом узнаем подробнее.

Мы рассмотрим два музыкальных обращения к Богородице, так и называется тема нашего урока. Попытаемся узнать, как поэты, художники, композиторы разных стран рисуют образ Богородицы, какими средствами они это делают?

Работа по теме урока.

1 часть. Радуйся, Мария!

- Сейчас мы с вами откроем учебник на стр.41 и прочитаем стихотворение.

Слайд 4. Отрывок стихотворения Данте.

Она идёт, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя… Данте.

- Что мы видим на картине? ( ответы детей, после как обобщение всего сказанного слова учителя)

- Раскрывается тяжелый бархатный занавес, и перед нами предстает чудо-Мадонна с младенцем на руках. Она спускается с небес на землю, как бы парит, едва касаясь ногами облаков. Она исполнена любви, чувства материнской гордости, кротости и тревоги. Перед этой чудесной парой склонились Святой Сикст и Святая Варвара, встречая её.

- Как вы думаете, как зовут эту прекрасную Мадонну и её младенца?

- Имя младенца – Христос, а имя его матери – Мария. Бережно прижимая к себе, несет Мария сына, чтобы отдать его людям. Она знает, что его ждут страдания, но во имя спасения человечества жертвует им, своим ребенком, самым дорогим, что есть у неё.

- Какие чувства выразил художник?

- Как он передал эти чувства?

- Какую музыку должен сочинить композитор, чтобы выразить эти чувства?

- Давайте окунемся в мир поэзии и прочитаем стихотворение А. Фета, на стр.40 нашего учебника.

Ave , Maria – лампада тиха,

В сердце готовы четыре стиха:

Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать.

Неба царица, не в блеске лучей –

В тихом предстань сновидении ей!

Ave , Maria – лампада тиха,

Я прошептал все четыре стиха.

- Как ласково поэт называет Богородицу?

- Какой из музыкальных жанров сможет передать лучше всего эти лирические и поэтические чувства?

- Сейчас вы услышите музыку, полную большой внутренней силой, проникновенный гимн женской доброте и благородству.

- Какие чувства передал австрийский композитор?

- Какими музыкальными красками он их выразил?

- Музыка и Изобразительное искусство – каждое своими средствами: мягкими линиями, чистыми светлыми красками – создают ощущение возвышенного, одухотворенного, прекрасного.

- Что еще созвучно музыке и картине?

- Какой тембр голоса исполнял? (дискант, итальянский мальчик-певец Робертино Лоретти) Слайд 8. Робертино Лоретти.

2 часть. Богородице Дево, радуйся.

- Вот уже две тысячи лет воспевается образ Божией Матери. Богородице посвящают свои творения художники и скульпторы, поэты и композиторы. Недаром среди многих обращений к Богородице Дева Мария, Царица Небесная, Мадонна есть обращение Вспетая.

Слайд 9. С.В. Рахманинов

(История праздника Благовещение Богородицы, 7 апреля)

Давайте познакомимся с этой молитвой.

Слайд 10. Видеопрезентация с образами Богородицы на музыку С.В. Рахманинова.

- В каком характере написана эта молитва?

- Какой хор исполняет молитву? Сохраняется ли на протяжении всего хора тихое звучание голосов? (пропеть главную тему на стр. 42)

- В чем отличие от зарубежной музыки?

- У А.С. Пушкина также есть стихи, воспевающие Богородицу. Под картиной Васнецова дан небольшой отрывок. Давайте его прочитаем.

Слайд 12. А.С. Пушкин.

Одной картины я желал бы вечный зритель,

Одной: чтоб на меня с холста, как с облаков,

Пречистая и наш Божественный Спаситель –

Она с величием, Он с разумом в очах –

Взирали, кроткие, во славе и в лучах…

- Как поэт называет Богородицу?

- Богородица – она ведь мать! Мать нашего спасителя Иисуса Христа. И у каждого из нас есть своя мама, любящая, добрая, ласковая, нежная, порой строгая.

Часть 3. Музыкальные движения.

Слайд 13. Разминка (по щелчку)

О маме сложено немало песен. Вы тоже знаете их. Композиторы, поэты и художники, используют для создания удивительного женского образа одинаковые средства выразительности: спокойные мягкие тона и краски, умеренный темп, плавность линии и звука.

- Давайте и мы попробуем выразить характер музыки с помощью танцевальных движений.

Часть 4. Вокально-хоровая работа.

- Вы конечно не помните первую встречу с мамой. Как она обрадовалась, когда увидела вас!. Тогда вы были маленькими. Но и сейчас, и потом, когда вы станете взрослыми, мамы будут любить вас больше всего на свете. И только мама искренне разделит с вами и радость, и беду, поможет советом. А сейчас я предлагаю обратиться к маме через песню, и в ней выразить свою любовь.

- Как называется песня, которую мы исполним?

Исполнение песни.

Слайд 15. Слова.

- Какие слова передают ваши чувства, когда вы слушаете музыку, читаете стихи, смотрите на картины художников, посвященные Богоматери?

- Как поэты, художники и композиторы передают образ Богоматери?

Музыка, литература и изобразительное искусство каждое своими средствами выразительности создают образ Богоматери.

- Чем православная молитва отличается от католической (зарубежной)?

- Что узнали нового на уроке?

Музыка и изобразительное искусство разными средствами выразительности создают образ матери, и в то же время охотно помогают друг другу, чтобы мы, зрители и слушатели, поняли и почувствовали глубину художественных произведений.

Домашнее задание.

Нарисовать портрет мамы.

Оценка работы на уроке. Слайд 16.

- Вы все хорошо работали… Молодцы!

Дети уходят из класса под музыку.

Используемая литература и ресурсы сети Интернет:

Музыка: 1 – 4 кл. Методическое пособие/Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2011.

Музыка: учебник для учащихся 3 класс Е. Д. Критская, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина. – М.: Просвещение, 2008.

Цель урока: приобщение детей через музыкальную интонацию к жанрам духовной музыки; музыкальной молитве в творчестве Ф.Шуберта и С. Рахманинова.

Музыкальный материал.

Ход урока.

У.- Как вы думаете, где можно услышать эту музыку?

Д.- В церкви (вариант в концертном зале).

У.- Кто исполняет это музыкальное произведение?

У.- Есть ли музыкальное сопровождение?

У.- Как называется такое исполнение хора, без сопровождения?

У.- Хорошо. А сейчас откройте, пожалуйста, хрестоматию на стр.42. Давайте вместе вслух прочитаем слова (дети читают) Ребята, эти стихи или молитва?

У.- К кому она обращена?

У.- А кто такая Богородица? Что вы о ней знаете? (дети отвечают).

У.- Господь выбрал Марию за ее чистоту и непорочность, за короткий нрав, долготерпение и святость. Это произошло более двух тысяч лет назад, примерно седьмого апреля. С этого времени православные верующие празднуют светлый праздник Благовещение Пресвятой Богородицы. Именно эту молитву о Богородице воплощает С. Рахманинов в своей музыке. Это музыкальное прочтение молитвы.

Вопрос: Кто из вас был в храме и слушал церковную музыку? Ваши впечатления?

У. Давайте еще раз обратимся к учебнику на стр.43. Мы видим изображение Божьей Матери с младенцем Иисусом художника Васнецова. Эту большую икону можно увидеть в алтарной части Владимирского собора в Киеве. Сколько любви, кротости, нравственной чистоты в образе Божьей Матери. С какой нежностью, бережностью она обнимает младенца и небесный свет озаряет ее лик. Прочитайте, пожалуйста, стихи, помещенные под портретом. (Дети читают).

У.- На предыдущем уроке мы с вами разучивали песнопение, обращенное к Богородице. Давайте вспомним и выразительно, торжественно и светло исполним его (исполняется хором, поработать над интонацией, динамикой, фразировкой).

У.- На Руси Божью Матерь называют Богородицей. А как ее называют в западных странах с католической верой?

Д.- Девой Марией. Мадонной.

У.- Скажите, откуда Богоматерь спускается к людям?

У.- Какой цвет преобладает?

Д.- Белый цвет у Рафаэля и золотистый у Васнецова.

У.- Белый цвет символизирует чистоту и непрочность, а золотистый - божественный.

У.- Скажите, какой музыкальный инструмент прозвучал?

У.- Скажите, а могла ли такая музыка прозвучать в храме?

У.- А в православном храме можно услышать орган?

У. – Правильно. В православных храмах признается только один музыкальный инструмент - человеческий голос. А в западноевропейских храмах орган сопровождает пение церковного хора.

На прошлом уроке мы разучивали песнопение, посвященное Деве Марии. Давайте его вспомним? Кто у нас сегодня будет исполнителем? (ученики поют). Вокальная работа над выразительностью исполнения. Обратить внимание на контраст частей. Светлая, легкая, воздушная первая часть и сосредоточенная, строгая вторая часть.

У.- итак ребята, мы сегодня на уроке познакомились с двумя произведениями, которые можно назвать музыкальными молитвами композиторов С.Рахманинова и Ф. Шуберта.

Давайте попробуем их сравнить, Что между ними общего и в чем различие? И поможет нам в этом наш музыкальный цветик - семицветик.

Что общего в построении мелодии?

Итог:

На этом уроке мы прикоснулись к тайнам двух музыкальных молитв Шуберта и Рахманинова. Эта музыка – особая: светлая, тихая и очень возвышенная. Мы говорим, святая музыка потому, что она будит в нас самые высокие чувства. Ведь образ Божьей Матери – это пример великой любви ко всему человечеству. В каждом из нас тоже есть очень много хорошего: и доброта и понимание и милосердие. И именно такая музыка помогает нам стать лучше и подумать: а достаточно ли мы любим и уважаем близких людей, родителей, друзей и учителей. Задумайтесь над этим.

Читайте также: