Духовное и культурное развитие узбекистана в годы независимости конспект

Обновлено: 25.06.2024

Благодаря независимости народ Узбекистана вырвался из духовных тисков, появились возможности для освобождения мышления от догм, национального возрождения. Были определены направления духовно-образовательных реформ, обеспечивавших духовное возрождение и рост.

Возрождение и развитие богатого духовного наследия Узбекистана, рост духовности общества были подняты на уровень государственной политики. Уже в первые годы независимости началась работа по возрождению культурного наследия наших предков. Итак, что же такое духовное наследие и в чем выражается его возрождение?

Духовное наследие - это комплекс всех духовных богатств, дошедших до нас от предков, - политических, философских, правовых и религиозных взглядов, морально-нравственных норм, достижений науки, исторических, художественных произведений и произведений искусства. Духовные ценности не образуются революционным путем, они возникают на всех этапах развития общества в соответствии с его потребностями, отражают жизнь того или иного периода и не исчезают с изменением общества, а остаются наследием для последующих поколений. Каждое поколение не создает духовность заново, оно опирается на существующее наследие, однако не слепо перенимает его, а принимает и развивает с точки зрения созидания, гуманности, справедливости.

Благодаря независимости было заново изучено и восстановлено наследие наших великих предков, внесших большой вклад в нашу национальную культуру, развитие мировой цивилизации. Наш народ получил доступ к нему.

В годы независимости в Узбекистане и в международном масштабе под эгидой ЮНЕСКО широко отмечались юбилеи великих предков народа Узбекистана, являющихся светилами духовности нашего народа:

1991 г. — 550-летие Алишера Навои;

1992 г. — 350-летие Боборахима Машраба;

1993 г. — 600-летие Мирзо Улугбека;

1994 г. — 660-летие Амира Темура;

1997 г. — 100-летие Абдулхамида Сулеймана оглы;

1998 г. — 1200-летие Ахмада аль-Фергани;

2000 г. — 910-летие Бурханиддина Маргинони;

2000 г. — 545-летие Камолиддина Бехзода;

В связи с юбилеями наших великих деятелей и мыслителей десятки их ценных произведений были изданы на узбекском, английском, французском, немецком, японском и других языках, были установлены памятники, открыты мемориальные площади и сады.

Памятник Алишеру Навои


Памятник Алишеру Навои

Памятник Мирзо-Улугбеку


Памятник Мирзо Улугбеку

23 октября 1998 г. отмечался 1200-летний юбилей великого деятеля Ахмада аль-Фергани. Его уникальное наследие возвращено нашему народу. В Фергане открыты сады, связанные с именем аль-Фергани, и установлен памятник великому деятелю.

Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter

Принятая Концепция духовного развития в Узбекистане ос­новывается на Конституции Республики Узбекистан, ее законах. В указах Президента, его выступлениях, постановлениях Каби­нета Министров, Государственных программах страны изложе­ны меры по воплощению Концепции в жизнь. Концепция пред­ставляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия государства с такими приоритетными институтами общества, как семья, учебные заведения, общественные организации, религи­озные объединения, учреждения государственного и негосудар­ственного дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ и др. Цель этого взаимодействия - обеспечение условий духов­ного развития народа, сохранения его идентичности, менталите­та, традиций и обычаев.

Духовное развитие - многогранный феномен, который изменя­ется под воздействием экономической, политической и социаль­ной сфер жизнедеятельности.

Духовную жизнь обычно понимают как особую область бы­тия, в которой объективная реальность предстает перед челове­ком не в форме предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью личности. Духовная жизнь человека формировалась в про­цессе его практической деятельности, стала особой формой отра­жения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни человека относят, как правило, знания, верования (религии), чувства, потребности, способности, стремления, эсте­тические и нравственные нормы, цели. В своем единстве они со­ставляют духовный мир личности. Будучи порождением обще­ственной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сфе­рами жизни и представляет собой одну из подсистем социума.

По мнению многих исследователей, духовность охватывает одну из уникальных сфер жизнедеятельности человеческого об­ щества, называемую духовной культурой. Уровень развития ду­ ховной культуры любой страны, измеряется количеством создаваемых духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения их людьми.

И сторическая память выступает фундаментом национально­ го самосознания. Она требует бережного отношения к родному языку, всему культурному наследию не просто как к сокровищни­це исторических памятников, но как к активному институту наци­ онального самосознания, помогающему прогрессу нации. Это не просто сохранение духовного наследия и восстановление истори­ ческих ценностей. Чтобы осуществить духовное возрождение, нация должна почерпнуть силу в своей богатейшей истории, тыся­ челетнем культурном опыте, в наследии великих предков, осоз­ нать, на какой духовно-нравственной основе входит Узбекистан в входит Узбекистан в мировое сообщество.

Немаловажное значение в качестве компонента духовной сфе­ ры имеет идеология, под которой подразумевается система взгля­ дов и идей, включая политические, правовые, нравственные, эсте­ тические, религиозные, философские.

Та ожесточенная борьба, которая разворачивается ныне на просторах Евразии, стала итогом противостояния идей и идеоло­гий. Хотя в мире уже нет противостояния двух политических по­люсов, тем не менее, не прекращается борьба идеологий, от­ ражающих различные цели и интересы. Основная цель - завоева­ние умов людей, прежде всего молодежи, с тем, чтобы оказывать влияние на сознание нации или народа определенной страны или региона, подчинение его своей идеологии, подавление его в духов­ ном отношении,

Важным условием духовного возрождения страны стало ис­ пользование богатого исторического наследия народов, прожива­ ющих в Центральноазиатском регионе, в том числе созданного выдающимися просветителями, жившими в эпоху Восточного Ре­ нессанса. Их величайшая заслуга в том, что они высказывали мысли об обществе, основанном на идеях гуманизма, где должно царить уважение к человеческому достоинству.

В духовной жизни общества немаловажную роль играют на­родные традиции и обычаи, оказывающие влияние на развитие личности. Традиции, как правило, передаются из поколения в поко­ ление как нечто устоявшееся, проверенное житейским опытом, признанное необходимым для обеспечения дальнейшей жизнеде­ ятельности. Традиции - это ритуальные действия, входящие в об­ щественные отношения. Они мало подвержены распаду, это свя­зующее звено в передаче информации от старшего поколения к молодежи. В основе традиций лежит историческая память. Их следует отличать от таких социальных явлений, как обычаи и об­ряды.

Народные традиции формировались на протяжении многих веков, они появляются и в современной жизни, но гораздо актив­ ней идет процесс возрождения исторических традиций. В Узбеки­ стане все большую популярность приобретают такие древние на­ родные праздники, как Навруз, Корвун Сайли, Гул байрами, Хосил байрами, которые особенно широко отмечаются в сельской мест­ности. К общерегиональным праздникам можно отнести Навруз, Бойчечак, Кизил гулсари, Лола сайли, Первая борозда и т.д. Ука­ занные праздники знакомы всем народам региона, они связаны с земледелием и поэтому важны для многих народов, проживаю­щих в Центральной Азии.

Вместе с тем традиции и обряды не являются слепым копи­рованием, ведь каждое поколение может в них привносить свой современный элемент. Например, значительно меняются свадеб­ные обряды.

По инициативе первого Президента Республики Узбекистан И.А.Ка­ римова при всесторонней поддержке президентов центральноазиатских республик, при активном участии других деятелей культу­ ры и науки 21 ноября 1995 г. в Ташкенте был создан авторитетный общественный институт - Международное движение за возрож­ дение духовного наследия, использование его в деле укрепления социально-политической стабильности в регионе, повышения роли и статуса творческой интеллигенции в строительстве гражданс­ кого общества, укрепления международного сотрудничества. Около 72 тыс. граждан Узбекистана за годы независимости совершили хадж в святые места и примерно столько же - умр (ма­ лый хадж). Ежегодное количество паломников составляет пример­ но 5000 человек. Только в 2010 г. более 9 тыс. мусульман республи­ ки совершили паломничество в Мекку. Доя сравнения: в советскую эпоху всего 3-4 человека имели возможность совершить хадж. Еже­ годно более 150 представителей из других религиозных общин со­ вершают паломничество к своим святыням в Израиль и Россию.

В Узбекистане более 8 тыс. объектов, представляющих исто­ рико-культурную, архитектурную, археологическую ценность, из них 545-архитектурных, 575 - исторических, 1457 - памятников искус­ства, более 5500 археологических объектов. В эту систему входят более 300 музеев и 1200 предприятий народного творчества.

В республике проведена большая работа по реконструкции исламских памятников архитектуры. Так, в г. Бухара был постро­ен комплекс Имама Бухари. В 2007 г. по инициативе главы госу­ дарства был реконструирован архитектурный комплекс Хазрати Имама, прославленный во всем исламском мире.

Как и во многих странах мира, в Узбекистане официально при­ знаны и отмечаются как выходные дни мусульманские праздники Ийд ал-Адха, Ийд ал-Фитр и др. Главным содержанием этих праз­ дников остаются доброта и милосердие, благотворительность и сострадание. Год за годом возрастает значение этих дат в нашей духовной жизни.

Кроме мусульман, в республике проживают представители многих других мировых и национальных религий, поэтому госу­ дарственная политика по такому деликатному вопросу, как свобо­ да совести, находится в центре внимания не только общественно­ сти республики, но и мирового сообщества.


  • уберечь истинный ислам от политизированного и воинству­ющего псевдоислама, от тех, кто использует религиозные лозунги с целью создания деструктивной ситуации в регионе;

  • наладить тесные контакты для углубления религиозной то­ лерантности, бережного отношения ко всем религиозным ценно­ стям.

На узбекский язык переведены и изданы массовым тиражом Хадисы (изречения пророка Мухаммада), Библия (Новый завет), части Ветхого завета (Притчи царя Соломона, История пророков. Рут, Эстер, Юнус) и др.

За выдающиеся заслуги перед исламской культурой и наукой, за сохранение памятников и обогащение исламского наследия Международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) в 2007 г. объявила Ташкент мировой столицей исламской культуры. Это означает высокую оценку, ко­торую дает международное сообщество политике межрелигиоз­ного согласия и возрождения духовных ценностей, проводимой в Узбекистане.

2. Возрождение национальных и религиозных ценностей народов Узбекистана.

Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов. (Конституция Республики Узбекистан, ст. 31)

В Узбекистане отношения между государством и религией основываются на следующих принципах:

• защита религиозных чувств верующих;

• признание вероисповеданий частным делом граждан или их объединений;

• гарантия равноправия граждан, придерживающихся или не придерживающихся религиозных взглядов, и недопущение их преследования по этим мотивам;

• контакт с религиозными объединениями в деле духовного возрождения, восстановления общечеловеческих нравственных ценностей;

• признание недопустимым использование религии в целях разрушения;

• на религию и религиозные верования можно влиять только в рамках установленных законом ограничений;

• невмешательство религиозных деятелей в борьбу за власть, экономику, законотворчество.

Таким образом, в годы независимости был восстановлен статус религии, в первую очередь ислама, в качестве и национальной, и общечеловеческой ценности, восстановлено достоинство священнослужителей.

В 1991г. прошли юбилейные торжества, посвященные гениаль­ ному поэту-мыслителю и просветителю Алишеру Навои, превратившиеся в общенародный праздник. Была установлена государственная премия имени Алишера Навои, ко дню юбилейных торжеств был издан сборник его произведений. Был основан национальный парк и площадь "Дружба народов имени Алишера Навои", в центре которого высится памятник поэту.

В 1994 году прошли юбилейные торжества, посвященные 600-летию со дня рождения великого ученого и мыслителя Мирзо Улугбека. Была открыта выс­ тавка в Париже, посвященная М.Улугбеку, по инициативе ЮНЕСКО, что стало доказательством признания его таланта и гениальности в мировом масштабе.

Была проделана огромная работа по восстановлению истины об исторической личности Амира Темура. Важное значение в этом имел указ первого Президента Республики Узбекистан И.Каримова об объявлении 1996 г. -"Годом Амира Темура". Большой вклад в празднование внесло ЮНЕСКО, организовав юбилейные торжества в своей парижской рези­денции. Там же были проведены международная конференция под деви­ зом "Процветание, духовность и просветительство во времена правления Темуридов" и выставка, посвященная личности Амира Темура. В Рес­ публике был учрежден орден "Амир Темур". Им были награждены города Шахрисабз и Самарканд, где он родился, жил и правил до конца своей жизни. Были восстановлены и реконструированы многие исторические памятники времен Амира Темура, созданы сады, парки и площади, которые носят имя Сахибкирона.

Отмечались юбилейные даты и других наших выдающихся деятелей. Юбилеям Огахи, Машраба были посвящены многочисленные вечера, семинары, конференции. Проводились торжества в связи с 1000-летием "Алпомыша", 800-летием легендарного полководца Джалолиддина Мангуберди и др.

Особую роль в восстановлении духовного наследия играет фонд "Олтин мерос" - (3олотое наследие). Необходимо также отметить созда­ ние в 1994 году общества "Манавият ва Маърифат" (Духовность и прос­ветительство), имеющего важное значение в возрождении и развитии духовной жизни народа.

В советский период национальные и религиозные традиции, обы­ чаи и обряды запрещались, подвергались критике и изгонялись из жизни народов. И только независимость дала возможность их восстановления. Огромным достижением явилось возвращение несправедливо забытого праздника "Навруз", ставшего общенародным праздником.

В марте 1992 года были восстановлены священные празднества "Рамазон-хайит" и "Курбон-хайит", которым придан статус общегосударственных праздников, а дни их празднования объявлены выходными днями.

Выполняя волю народа, Президент подписал Указ о восстанов­ лении "Святого хаджа", играющего огромное значение в жизни му­ сульманского мира, что стало еще одним достижением независимости в нашей стране. Если ранее ежегодно хадж совершали 3-4 человека, то в период независимости при финансовой поддержке правительства Респуб­ лики Узбекистан тысячи мусульман совершили хадж в священную Мекку и Медину. Только за 1997-1998 годы - 3,5 тысячи, а в 1999 году - около 4-х тыс. верующих выполнили эту заповедь шариата.

В целях широкой пропаганды уникальных образцов национального музыкального и песенного искусства народов восточных стран, сохранения и развития национальных музыкальных традиций, воспитания у молодого поколения чувства любви к искусству, воспевания прекрасного, истинных человеческих ценностей, а также дальнейшего укрепления уз дружбы и братства между народами, расширения круга творческого сотрудничества, культурно-духовных отношений на международном уровне Постановлением Кабинет Министров Республики Узбекистан №132 от 11 марта 1997 года было принято решение о проведении международного музыкального фестиваля "Шарк тароналари". Данный фестиваль проводится раз в два года в городе Самарканде.

Повседневное внимание уделяется подготовке молодых растущих кадров в области культуры и литературы. В целях поощрения талантли­вых исполнителей песен, композиторов и поэтов, обогащающих духов­ную культуру общества, по инициативе и предложению первого Президента Республики, учреждена премия "Нихол".

Важным шагом стало возрождение исконно национальных видов спорта, декоративного и прикладного искусства, танца. Через них люди получили возможность самовыражения, чего они были лишены в годы советского тоталитаризма. Успехи наших спортсменов на Олимпийских играх, немалый интерес к творчеству наших поэтов, писателей и художников со стороны иностранных коллег - это, безусловно, первые плоды возрождающейся духовности, источник гордости нашей нации.

33-я сессия Генеральной Конференции ЮНЕСКО утвердила список юбилейных дат на 2006-2007гг. В список вошло празднование 2750-летия Самарканда и 2000-летия Маргилана. Помимо Узбекистана, юбилеи знаменитых городов отмечаись также в Париже, на церемонии в штаб-квартире ЮНЕСКО.

2 ноября 2007 года на 34-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО принято постановление о праздновании 2200 - летнего юбилея Ташкента. Ташкенту присущи такие эпитеты, как "Город Дружбы", "Город мира", "Город Хлеба". В 2007 году данные определения пополнились ещё одним новым - "Столица исламской культуры". За прошедшие годы независимости Узбекистана большое значение уделялось возрождению национальных ценностей, сохранению архитектурных памятников. Празднование 2200-летия Ташкента это знаменательное событие не только страны, но и всего мира.

Благодаря вниманию Президента нашей страны Ш.М. Мирзиёева продолжается добрая традиция воздавать должное памяти людей, многое сделавших для процветания родной земли. В 2017– 2018 годах в этом отношении предприняты грандиозные усилия, для увековечивания памяти в Ташкенте, Самарканде и Карши – Ислама Каримова, в Наманганской области – Исхакжана Ибрата, в Хорезмской области – Камильджана Отаниязова, в Каракалпакистане – Ибрайима Юсупова, в Фергане – Эркина Вахидова, в Кашкадарье – Абдуллы Арипова, в Андижане – Мухаммада Юсуфа. и др.

Презентация на тему: " ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ УЗБЕКИСТАНА ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ УЗБЕКИСТАНА ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ Подготовила студентка 1-го курса Исламова Эзоза." — Транскрипт:

1 ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ УЗБЕКИСТАНА ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ УЗБЕКИСТАНА ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ Подготовила студентка 1-го курса Исламова Эзоза

2 Духовное наследие - это комплекс всех духовных богатств, дошедших до нас от предков, - политических, философских, правовых и религиозных взглядов, морально-нравственных норм, достижений науки, исторических, художественных произведений и произведений искусства. Духовные ценности не образуются революционным путем, они возникают на всех этапах развития общества в соответствии с его потребностями, отражают жизнь того или иного периода и не исчезают с изменением общества, а остаются наследием для последующих поколений. Каждое поколение не создает духовность заново, оно опирается на существующее наследие, однако не слепо перенимает его, а принимает и развивает с точки зрения созидания, гуманности, справедливости.

4 Возрождение и развитие богатого духовного наследия Узбекистана, рост духовности общества были подняты на уровень государственной политики. Уже в первые годы независимости началась работа по возрождению культурного наследия наших предков. Итак, что же такое духовное наследие и в чем выражается его возрождение? Благодаря независимости было заново изучено и восстановлено наследие наших великих предков, внесших большой вклад в нашу национальную культуру, развитие мировой цивилизации. Наш народ получил доступ к нему.

Экономические реформы "Узбекская модель" перехода на рыночные отношения.

С провозглашением государственной независимости в Республике Узбекистан был взят курс на формирование рыночных отношений. Была разработана собственная модель перехода к рыночным отношениям, основанная на всемерном учете специфических условий и особенностей республики, традиций, обычаев, уклада жизни, а также учете опыта зарубежных стран, прошедших путь рыночного реформирования. Эта модель получила название "Узбекистанской модели", в основе которой заложены, пять принципов:

1. Полная деидеологизация экономики. Экономика должна иметь приоритет над политикой;

2. В сложный переходный период главным реформатором должно быть государство;

3. Весь процесс обновления и прогресса должен строиться на правовой основе;

4. Переход к рыночным отношениям должен сопровождаться осуществлением мер по социальной защите населения;

5. Становление рыночных отношений должно осуществляться поэтапно.

Первый этап осуществления экономических реформ (с 1991 до середины 1994 гг.) был в основном направлен на создание правовых основ новой экономической системы, формирование и укрепление государственности, устранение стереотипов старого мышления.

Главным результатом начального этапа проводимых коренных преобразований в республике Узбекистан является то, что нам удалось разработать и осуществить на практике свою модель формирования стратегии и курса реформ. Как отметил Президент нашей республики И.А.Каримов в своей работе "Узбекистан по пути углубления экономических реформ" на первом этапе одновременно приходилось решать две определяющие задачи:

— преодолеть тяжелые последствия административно-ко­мандной системы, переломить кризис, стабилизировать экономику;

— сформировать основы рыночных отношений с учетом специфических условий и особенностей республики

С введением в обращение в Республике Узбекистан национальной валюты 1 июля 1994 г. начался качественно новый этап в осуществлении экономических реформ. Второй этап призван завершить формирование рыночных структур, он предусматривает дальнейшее совершенствование налоговой, финансовой и денежно—кредитной политики, либерализацию всей внешнеэкономической деятельности. Он направлен на укрепление экономической системы и достижение экономической независимости нашей республики.

В связи с этим были определены основные задачи второго этапа экономическихреформ:

—довести до конца начатую работу по приватизации государственного имущества и формированию многоукладной социально — ориентированной экономики;

—преодолеть спадпроизводства и обеспечить макроэкономическую стабильность,

экономическую и финансовую устойчивость, как предприятий,отраслей, так и государства в целом;

— провести мероприятия, способствующие укреплению национальной валюты — сума;

— изменить структуру пашей экономики, перейти от сырьевой направленности на выпуск готовой продукции, довести её качество и конкурентоспособность до уровня требований мировых стандартов.

В результате проводимого реформирования в Узбекистане основная часть собственных и заёмных средств идёт, в первую очередь, на инвестирование, завоз в республику новых технологий и техники.

Принятые в республике законы создают целостную систему налоговых льгот и стимулов, гарантий от политических и коммерческих рисков, благоприятные условия для активного участия зарубежных фирм и компаний на рынках Узбекистана.

В период трансформации экономики и перехода на рыночные отношения особое внимание уделялось социальной политике. За годы независимости в Узбекистан был создан новый механизм социальной защиты населения, с учетом реальной экономической ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей. На каждом этапе реформирования проводилась и соответствующая социальная политика.

В начальный период перехода к рынку Узбекистан шел по пути упреждающей социальной защиты всего населения. Дотации и льготы распространялись в равной мерена всёнаселение без учета степени нуждаемости в них. Это сыграло важную роль в предотвращении резкого снижения уровня жизни людей, явилось фактором сохранения спокойствия и стабильности в республике, но в то же время приводило к тому, что этими дотациями и льготами пользовались и далеко не бедствующие семьи.

Поэтому по мере углубления реформ, развития рыночных отношений в социальную политику были внесены существенные коррективы — сделан упор на оказание помощи действительно нуждающимся семьям. В связи с этим был разработан и реализован механизм адресной социальной защиты населения.

Главной стратегической целью Узбекистана является строительство открытого демократического государства с рыночной экономикой, формирование основ гражданского общества. В связи с этой стратегической целью одним из приоритетов реформирования в первые годы XXI века определена либерализация и углубление экономических реформ во всех сферах и секторах экономики.

Главная задача либерализации в экономике — это, прежде всего сокращение контрольных и регулирующих функций государства, ограничение его вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, в деятельность частного бизнеса. Мировой опыт свидетельствует, что наличие преобладающего класса реальных собственников служит гарантом стабильности и благополучия в обществе.

Духовная жизнь Узбекистана. Возрождение морально — нравственных и культурных ценностей.

С первых же дней обретения Узбекистаном государственной независимости перед нами встала задача возрождения бесценного духовного и культурного наследия, создававшегося: на протяжении многих веков. Важное место в этом процессе занимают историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа. Благодаря усилиям ученых были заново открыты многие важнейшие страницы нашего прошлого. Факты свидетельствуют о том, что наш регион был одним из древнейших очагов цивилизации. Период XI—XII веков является периодом восточного ренессанса, давшего миру выдающихся личностей, таких как имам аль — Бухари, ат — Термези, ученых аль - Хорезми, аль Фергани, Абу Райхон Беруни и многих других. В эпоху Темуридов происходит новый интеллектуальный взлёт, отмеченный деятельностью Мирзо Улугбека и его сподвижников; Алишера Навои, Камалетдина Бехзода.

Объективность исторического анализа привела к восстановлению во всём его величии имени Амира Темура, как создателя мощного централизованного государства и покровителя науки и культуры. В 1996 году при поддержке международной общественности прошли торжества, посвященные 660-летнему юбилею Амира Темура, в рамках которых проведена Международная научная конференция. Также был открыт Государственный музей истории Темуридов в Ташкенте и Установлены памятник Амиру Темуру в Самарканде и Шахрисабзе. (Памятник Амиру Темуру в Ташкенте был открыт в 1993 г.).

За годы независимости были возрождены добрые традиции и обычаи народа, религиозные ценности. Всенародным праздником стал Навруз, а также священные национальные праздники Рамазан и Курбан Хайит. В независимом Узбекистане высоко ценится религия предков — ислам, являющаяся для народа и верой, и совестью, и основой духовного просветительства. Вместе с тем создаются условия для развития языка, культуры, обычаев и традиций всех проживающих в нашей республике наций и народностей.

В настоящее время в Узбекистане действуют объединения 15 религиозныхконцессий. В своих взаимоотношениях с ними государство, являясь светским, придерживается следующих принципов:

— уважительное отношение к религиозным чувствам верующих;

— признание религиозных убеждений частным делом граждан;

— гарантирование равных прав и недопустимость преследования граждан как исповедующих религиозные взгляды, так и не исповедующих их;

— необходимость поиска диалога с различными религиозными объединениями для использования их возможностей в деле духовного возрождения, утверждения общечеловеческих моральных ценностей;

— признание недопустимости использования религии в деструктивных целях

Последний принцип является особенно актуальным в настоящее время, когда международный терроризм объединился с религиозным экстремизмом.

Выступая на I на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва, Президент Республики И.А.Каримов отметил, что на новом этапе реформ и обновления нашего общества, основной задачей в духовной сфере является "последовательное продолжение начатых в годы независимости возрождение национальных ценностей, глубокое познание самих себя, формирование национальной идеи и идеологии. " Основным содержанием формирующейся сегодня национальной идеологии как основы социального и духовного прогресса страны должны стать такие благородные цели и задачи, как обеспечение мира и стабильности в стране, процветания Родины, благополучия и благосостояния народа.

Идеология национальной независимости, основываясь на вековых традициях, обычаях, языке и духе нашего народа, г. тесном сочетании с общечеловеческими ценностями, должна объединить весь народ Узбекистана независимо от национальности, языка, вероисповедания и социального положения под единым национальным знаменем. Она должна служить тому, чтобы донести до сердца и разума, людей веру в будущее, воспитывать любовь к Родине, человеколюбие, Добросовестность, мужество и терпимость, чувство справедливости, стремление к знаниям и просвещению.

Обновление системы народного образования. Реализация Национальной программы по подготовке кадров в Республике Узбекистане.

Широкую возможность овладения достижениями технического прогресса, мировой культуры открывает Национальная программа, но подготовке кадров, принятая на IX сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан в августе 1997 г. Она предусматривает поэтапность осуществления реформ в сфере образования.

Первый этап (1997—2001 гг.) является переходным, в этот период необходимо сохранить потенциал, системы подготовки кадров, создать для его развития правовые, научно—методические, финансово-материальные условия.

На втором этапе (2001— 2005 гг.) необходимо добиться полного осуществления Национальной программы, состоящей из четырех основных компонентов - личность, непрерывное образование, наука и производство.

Третий этап (с 2005 и в последующие годы) предполагает усовершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки кадров.

Перестройка системы образования в Узбекистане нацеливает молодежь на овладение прочными знаниями во имя расцвета страны. Молодежный вопрос всегда был в центре государственной политики. Насколько разумно будет нами выполнена эта задача, зависит достижение таких великих целей как процветание нашей Родины, строительство гражданского общества, экономическое, духовное и культурное развитие, подъем страны до уровня развитых государств.

Критически оценивая пройденный нами путь и достигнутые рубежи, мы должны четко понимать, что нам еще предстоит решить сложные задачи и серьезные проблемы.

В первую очередь нам нужно обеспечить безопасность страны, быть в состоянии отличить друга от недоброжелателя, отказаться от таких старых пережитков, как равнодушие, беспечность, отбросить мысль о том, что все уладится само собой и кто-то со стороны защитит нас, облегчит нашу жизнь.

Наиболее актуальными задачами государства и общества сегодня являются дальнейшее действенное углубление широкомасштабных реформ во всех сферах и отраслях, политика либерализации, обеспечение занятости, создание и внедрение правовых гарантий и широких возможностей для малого бизнеса и фермерского движения, увеличение за счет этого доходов населения, заработной платы, пенсий, пособий и стипендий.

Несомненно, мы поэтапно доведем до конца позитивный процесс, направленный на утверждение в обществе демократических принципов, реформирование государственного управления, судебно-правовой системы в соответствии с требованиями времени в целях построения гражданского общества, обеспечение свободы слова и печати, на защиту прав и интересов человека.

"Обретение независимости позволило вернуться к истокам нашей культуры. В них мы черпаем силы в осуществлении глубоких преобразований общества. Этому же должна способствовать реализация грандиозного проекта восстановления Великого Шёлкового Пути - экономического и культурного моста между Востоком и Западом".

Список использованной литературы

1. Узбекистан на пороге XXI века, И.А.Каримов

2. Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа, И.А.Каримов

3. Идеология — это объединяющий флаг нации, общества, государства, И.А.Каримов

Читайте также: