Духовное и культурное развитие узбекистана в годы независимости конспект
Обновлено: 25.06.2024
Благодаря независимости народ Узбекистана вырвался из духовных тисков, появились возможности для освобождения мышления от догм, национального возрождения. Были определены направления духовно-образовательных реформ, обеспечивавших духовное возрождение и рост.
Возрождение и развитие богатого духовного наследия Узбекистана, рост духовности общества были подняты на уровень государственной политики. Уже в первые годы независимости началась работа по возрождению культурного наследия наших предков. Итак, что же такое духовное наследие и в чем выражается его возрождение?
Духовное наследие - это комплекс всех духовных богатств, дошедших до нас от предков, - политических, философских, правовых и религиозных взглядов, морально-нравственных норм, достижений науки, исторических, художественных произведений и произведений искусства. Духовные ценности не образуются революционным путем, они возникают на всех этапах развития общества в соответствии с его потребностями, отражают жизнь того или иного периода и не исчезают с изменением общества, а остаются наследием для последующих поколений. Каждое поколение не создает духовность заново, оно опирается на существующее наследие, однако не слепо перенимает его, а принимает и развивает с точки зрения созидания, гуманности, справедливости.
Благодаря независимости было заново изучено и восстановлено наследие наших великих предков, внесших большой вклад в нашу национальную культуру, развитие мировой цивилизации. Наш народ получил доступ к нему.
В годы независимости в Узбекистане и в международном масштабе под эгидой ЮНЕСКО широко отмечались юбилеи великих предков народа Узбекистана, являющихся светилами духовности нашего народа:
1991 г. — 550-летие Алишера Навои;
1992 г. — 350-летие Боборахима Машраба;
1993 г. — 600-летие Мирзо Улугбека;
1994 г. — 660-летие Амира Темура;
1997 г. — 100-летие Абдулхамида Сулеймана оглы;
1998 г. — 1200-летие Ахмада аль-Фергани;
2000 г. — 910-летие Бурханиддина Маргинони;
2000 г. — 545-летие Камолиддина Бехзода;
В связи с юбилеями наших великих деятелей и мыслителей десятки их ценных произведений были изданы на узбекском, английском, французском, немецком, японском и других языках, были установлены памятники, открыты мемориальные площади и сады.
Памятник Алишеру Навои
Памятник Мирзо Улугбеку
23 октября 1998 г. отмечался 1200-летний юбилей великого деятеля Ахмада аль-Фергани. Его уникальное наследие возвращено нашему народу. В Фергане открыты сады, связанные с именем аль-Фергани, и установлен памятник великому деятелю.
Если вы заметили орфографическую ошибку, пожалуйста, выделите ее мышью и нажмите Ctrl+Enter
Принятая Концепция духовного развития в Узбекистане основывается на Конституции Республики Узбекистан, ее законах. В указах Президента, его выступлениях, постановлениях Кабинета Министров, Государственных программах страны изложены меры по воплощению Концепции в жизнь. Концепция представляет собой ценностно-нормативную основу взаимодействия государства с такими приоритетными институтами общества, как семья, учебные заведения, общественные организации, религиозные объединения, учреждения государственного и негосударственного дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ и др. Цель этого взаимодействия - обеспечение условий духовного развития народа, сохранения его идентичности, менталитета, традиций и обычаев.
Духовное развитие - многогранный феномен, который изменяется под воздействием экономической, политической и социальной сфер жизнедеятельности.
Духовную жизнь обычно понимают как особую область бытия, в которой объективная реальность предстает перед человеком не в форме предметной действительности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью личности. Духовная жизнь человека формировалась в процессе его практической деятельности, стала особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним. К духовной жизни человека относят, как правило, знания, верования (религии), чувства, потребности, способности, стремления, эстетические и нравственные нормы, цели. В своем единстве они составляют духовный мир личности. Будучи порождением общественной практики, духовная жизнь тесно связана с другими сферами жизни и представляет собой одну из подсистем социума.
По мнению многих исследователей, духовность охватывает одну из уникальных сфер жизнедеятельности человеческого об щества, называемую духовной культурой. Уровень развития ду ховной культуры любой страны, измеряется количеством создаваемых духовных ценностей, масштабом их распространения и глубиной освоения их людьми.
И сторическая память выступает фундаментом национально го самосознания. Она требует бережного отношения к родному языку, всему культурному наследию не просто как к сокровищнице исторических памятников, но как к активному институту наци онального самосознания, помогающему прогрессу нации. Это не просто сохранение духовного наследия и восстановление истори ческих ценностей. Чтобы осуществить духовное возрождение, нация должна почерпнуть силу в своей богатейшей истории, тыся челетнем культурном опыте, в наследии великих предков, осоз нать, на какой духовно-нравственной основе входит Узбекистан в входит Узбекистан в мировое сообщество.
Немаловажное значение в качестве компонента духовной сфе ры имеет идеология, под которой подразумевается система взгля дов и идей, включая политические, правовые, нравственные, эсте тические, религиозные, философские.
Та ожесточенная борьба, которая разворачивается ныне на просторах Евразии, стала итогом противостояния идей и идеологий. Хотя в мире уже нет противостояния двух политических полюсов, тем не менее, не прекращается борьба идеологий, от ражающих различные цели и интересы. Основная цель - завоевание умов людей, прежде всего молодежи, с тем, чтобы оказывать влияние на сознание нации или народа определенной страны или региона, подчинение его своей идеологии, подавление его в духов ном отношении,
Важным условием духовного возрождения страны стало ис пользование богатого исторического наследия народов, прожива ющих в Центральноазиатском регионе, в том числе созданного выдающимися просветителями, жившими в эпоху Восточного Ре нессанса. Их величайшая заслуга в том, что они высказывали мысли об обществе, основанном на идеях гуманизма, где должно царить уважение к человеческому достоинству.
В духовной жизни общества немаловажную роль играют народные традиции и обычаи, оказывающие влияние на развитие личности. Традиции, как правило, передаются из поколения в поко ление как нечто устоявшееся, проверенное житейским опытом, признанное необходимым для обеспечения дальнейшей жизнеде ятельности. Традиции - это ритуальные действия, входящие в об щественные отношения. Они мало подвержены распаду, это связующее звено в передаче информации от старшего поколения к молодежи. В основе традиций лежит историческая память. Их следует отличать от таких социальных явлений, как обычаи и обряды.
Народные традиции формировались на протяжении многих веков, они появляются и в современной жизни, но гораздо актив ней идет процесс возрождения исторических традиций. В Узбеки стане все большую популярность приобретают такие древние на родные праздники, как Навруз, Корвун Сайли, Гул байрами, Хосил байрами, которые особенно широко отмечаются в сельской местности. К общерегиональным праздникам можно отнести Навруз, Бойчечак, Кизил гулсари, Лола сайли, Первая борозда и т.д. Ука занные праздники знакомы всем народам региона, они связаны с земледелием и поэтому важны для многих народов, проживающих в Центральной Азии.
Вместе с тем традиции и обряды не являются слепым копированием, ведь каждое поколение может в них привносить свой современный элемент. Например, значительно меняются свадебные обряды.
По инициативе первого Президента Республики Узбекистан И.А.Ка римова при всесторонней поддержке президентов центральноазиатских республик, при активном участии других деятелей культу ры и науки 21 ноября 1995 г. в Ташкенте был создан авторитетный общественный институт - Международное движение за возрож дение духовного наследия, использование его в деле укрепления социально-политической стабильности в регионе, повышения роли и статуса творческой интеллигенции в строительстве гражданс кого общества, укрепления международного сотрудничества. Около 72 тыс. граждан Узбекистана за годы независимости совершили хадж в святые места и примерно столько же - умр (ма лый хадж). Ежегодное количество паломников составляет пример но 5000 человек. Только в 2010 г. более 9 тыс. мусульман республи ки совершили паломничество в Мекку. Доя сравнения: в советскую эпоху всего 3-4 человека имели возможность совершить хадж. Еже годно более 150 представителей из других религиозных общин со вершают паломничество к своим святыням в Израиль и Россию.
В Узбекистане более 8 тыс. объектов, представляющих исто рико-культурную, архитектурную, археологическую ценность, из них 545-архитектурных, 575 - исторических, 1457 - памятников искусства, более 5500 археологических объектов. В эту систему входят более 300 музеев и 1200 предприятий народного творчества.
В республике проведена большая работа по реконструкции исламских памятников архитектуры. Так, в г. Бухара был построен комплекс Имама Бухари. В 2007 г. по инициативе главы госу дарства был реконструирован архитектурный комплекс Хазрати Имама, прославленный во всем исламском мире.
Как и во многих странах мира, в Узбекистане официально при знаны и отмечаются как выходные дни мусульманские праздники Ийд ал-Адха, Ийд ал-Фитр и др. Главным содержанием этих праз дников остаются доброта и милосердие, благотворительность и сострадание. Год за годом возрастает значение этих дат в нашей духовной жизни.
Кроме мусульман, в республике проживают представители многих других мировых и национальных религий, поэтому госу дарственная политика по такому деликатному вопросу, как свобо да совести, находится в центре внимания не только общественно сти республики, но и мирового сообщества.
уберечь истинный ислам от политизированного и воинствующего псевдоислама, от тех, кто использует религиозные лозунги с целью создания деструктивной ситуации в регионе;
наладить тесные контакты для углубления религиозной то лерантности, бережного отношения ко всем религиозным ценно стям.
На узбекский язык переведены и изданы массовым тиражом Хадисы (изречения пророка Мухаммада), Библия (Новый завет), части Ветхого завета (Притчи царя Соломона, История пророков. Рут, Эстер, Юнус) и др.
За выдающиеся заслуги перед исламской культурой и наукой, за сохранение памятников и обогащение исламского наследия Международная исламская организация по вопросам образования, науки и культуры (ISESCO) в 2007 г. объявила Ташкент мировой столицей исламской культуры. Это означает высокую оценку, которую дает международное сообщество политике межрелигиозного согласия и возрождения духовных ценностей, проводимой в Узбекистане.
2. Возрождение национальных и религиозных ценностей народов Узбекистана.
Свобода совести гарантируется для всех. Каждый имеет право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Недопустимо принудительное насаждение религиозных взглядов. (Конституция Республики Узбекистан, ст. 31)
В Узбекистане отношения между государством и религией основываются на следующих принципах:
• защита религиозных чувств верующих;
• признание вероисповеданий частным делом граждан или их объединений;
• гарантия равноправия граждан, придерживающихся или не придерживающихся религиозных взглядов, и недопущение их преследования по этим мотивам;
• контакт с религиозными объединениями в деле духовного возрождения, восстановления общечеловеческих нравственных ценностей;
• признание недопустимым использование религии в целях разрушения;
• на религию и религиозные верования можно влиять только в рамках установленных законом ограничений;
• невмешательство религиозных деятелей в борьбу за власть, экономику, законотворчество.
Таким образом, в годы независимости был восстановлен статус религии, в первую очередь ислама, в качестве и национальной, и общечеловеческой ценности, восстановлено достоинство священнослужителей.
В 1991г. прошли юбилейные торжества, посвященные гениаль ному поэту-мыслителю и просветителю Алишеру Навои, превратившиеся в общенародный праздник. Была установлена государственная премия имени Алишера Навои, ко дню юбилейных торжеств был издан сборник его произведений. Был основан национальный парк и площадь "Дружба народов имени Алишера Навои", в центре которого высится памятник поэту.
В 1994 году прошли юбилейные торжества, посвященные 600-летию со дня рождения великого ученого и мыслителя Мирзо Улугбека. Была открыта выс тавка в Париже, посвященная М.Улугбеку, по инициативе ЮНЕСКО, что стало доказательством признания его таланта и гениальности в мировом масштабе.
Была проделана огромная работа по восстановлению истины об исторической личности Амира Темура. Важное значение в этом имел указ первого Президента Республики Узбекистан И.Каримова об объявлении 1996 г. -"Годом Амира Темура". Большой вклад в празднование внесло ЮНЕСКО, организовав юбилейные торжества в своей парижской резиденции. Там же были проведены международная конференция под деви зом "Процветание, духовность и просветительство во времена правления Темуридов" и выставка, посвященная личности Амира Темура. В Рес публике был учрежден орден "Амир Темур". Им были награждены города Шахрисабз и Самарканд, где он родился, жил и правил до конца своей жизни. Были восстановлены и реконструированы многие исторические памятники времен Амира Темура, созданы сады, парки и площади, которые носят имя Сахибкирона.
Отмечались юбилейные даты и других наших выдающихся деятелей. Юбилеям Огахи, Машраба были посвящены многочисленные вечера, семинары, конференции. Проводились торжества в связи с 1000-летием "Алпомыша", 800-летием легендарного полководца Джалолиддина Мангуберди и др.
Особую роль в восстановлении духовного наследия играет фонд "Олтин мерос" - (3олотое наследие). Необходимо также отметить созда ние в 1994 году общества "Манавият ва Маърифат" (Духовность и просветительство), имеющего важное значение в возрождении и развитии духовной жизни народа.
В советский период национальные и религиозные традиции, обы чаи и обряды запрещались, подвергались критике и изгонялись из жизни народов. И только независимость дала возможность их восстановления. Огромным достижением явилось возвращение несправедливо забытого праздника "Навруз", ставшего общенародным праздником.
В марте 1992 года были восстановлены священные празднества "Рамазон-хайит" и "Курбон-хайит", которым придан статус общегосударственных праздников, а дни их празднования объявлены выходными днями.
Выполняя волю народа, Президент подписал Указ о восстанов лении "Святого хаджа", играющего огромное значение в жизни му сульманского мира, что стало еще одним достижением независимости в нашей стране. Если ранее ежегодно хадж совершали 3-4 человека, то в период независимости при финансовой поддержке правительства Респуб лики Узбекистан тысячи мусульман совершили хадж в священную Мекку и Медину. Только за 1997-1998 годы - 3,5 тысячи, а в 1999 году - около 4-х тыс. верующих выполнили эту заповедь шариата.
В целях широкой пропаганды уникальных образцов национального музыкального и песенного искусства народов восточных стран, сохранения и развития национальных музыкальных традиций, воспитания у молодого поколения чувства любви к искусству, воспевания прекрасного, истинных человеческих ценностей, а также дальнейшего укрепления уз дружбы и братства между народами, расширения круга творческого сотрудничества, культурно-духовных отношений на международном уровне Постановлением Кабинет Министров Республики Узбекистан №132 от 11 марта 1997 года было принято решение о проведении международного музыкального фестиваля "Шарк тароналари". Данный фестиваль проводится раз в два года в городе Самарканде.
Повседневное внимание уделяется подготовке молодых растущих кадров в области культуры и литературы. В целях поощрения талантливых исполнителей песен, композиторов и поэтов, обогащающих духовную культуру общества, по инициативе и предложению первого Президента Республики, учреждена премия "Нихол".
Важным шагом стало возрождение исконно национальных видов спорта, декоративного и прикладного искусства, танца. Через них люди получили возможность самовыражения, чего они были лишены в годы советского тоталитаризма. Успехи наших спортсменов на Олимпийских играх, немалый интерес к творчеству наших поэтов, писателей и художников со стороны иностранных коллег - это, безусловно, первые плоды возрождающейся духовности, источник гордости нашей нации.
33-я сессия Генеральной Конференции ЮНЕСКО утвердила список юбилейных дат на 2006-2007гг. В список вошло празднование 2750-летия Самарканда и 2000-летия Маргилана. Помимо Узбекистана, юбилеи знаменитых городов отмечаись также в Париже, на церемонии в штаб-квартире ЮНЕСКО.
2 ноября 2007 года на 34-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО принято постановление о праздновании 2200 - летнего юбилея Ташкента. Ташкенту присущи такие эпитеты, как "Город Дружбы", "Город мира", "Город Хлеба". В 2007 году данные определения пополнились ещё одним новым - "Столица исламской культуры". За прошедшие годы независимости Узбекистана большое значение уделялось возрождению национальных ценностей, сохранению архитектурных памятников. Празднование 2200-летия Ташкента это знаменательное событие не только страны, но и всего мира.
Благодаря вниманию Президента нашей страны Ш.М. Мирзиёева продолжается добрая традиция воздавать должное памяти людей, многое сделавших для процветания родной земли. В 2017– 2018 годах в этом отношении предприняты грандиозные усилия, для увековечивания памяти в Ташкенте, Самарканде и Карши – Ислама Каримова, в Наманганской области – Исхакжана Ибрата, в Хорезмской области – Камильджана Отаниязова, в Каракалпакистане – Ибрайима Юсупова, в Фергане – Эркина Вахидова, в Кашкадарье – Абдуллы Арипова, в Андижане – Мухаммада Юсуфа. и др.
Презентация на тему: " ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ УЗБЕКИСТАНА ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ УЗБЕКИСТАНА ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ Подготовила студентка 1-го курса Исламова Эзоза." — Транскрипт:
1 ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ УЗБЕКИСТАНА ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ УЗБЕКИСТАНА ЗА ГОДЫ НЕЗАВИСИМОСТИ Подготовила студентка 1-го курса Исламова Эзоза
2 Духовное наследие - это комплекс всех духовных богатств, дошедших до нас от предков, - политических, философских, правовых и религиозных взглядов, морально-нравственных норм, достижений науки, исторических, художественных произведений и произведений искусства. Духовные ценности не образуются революционным путем, они возникают на всех этапах развития общества в соответствии с его потребностями, отражают жизнь того или иного периода и не исчезают с изменением общества, а остаются наследием для последующих поколений. Каждое поколение не создает духовность заново, оно опирается на существующее наследие, однако не слепо перенимает его, а принимает и развивает с точки зрения созидания, гуманности, справедливости.
4 Возрождение и развитие богатого духовного наследия Узбекистана, рост духовности общества были подняты на уровень государственной политики. Уже в первые годы независимости началась работа по возрождению культурного наследия наших предков. Итак, что же такое духовное наследие и в чем выражается его возрождение? Благодаря независимости было заново изучено и восстановлено наследие наших великих предков, внесших большой вклад в нашу национальную культуру, развитие мировой цивилизации. Наш народ получил доступ к нему.
Экономические реформы "Узбекская модель" перехода на рыночные отношения.
С провозглашением государственной независимости в Республике Узбекистан был взят курс на формирование рыночных отношений. Была разработана собственная модель перехода к рыночным отношениям, основанная на всемерном учете специфических условий и особенностей республики, традиций, обычаев, уклада жизни, а также учете опыта зарубежных стран, прошедших путь рыночного реформирования. Эта модель получила название "Узбекистанской модели", в основе которой заложены, пять принципов:
1. Полная деидеологизация экономики. Экономика должна иметь приоритет над политикой;
2. В сложный переходный период главным реформатором должно быть государство;
3. Весь процесс обновления и прогресса должен строиться на правовой основе;
4. Переход к рыночным отношениям должен сопровождаться осуществлением мер по социальной защите населения;
5. Становление рыночных отношений должно осуществляться поэтапно.
Первый этап осуществления экономических реформ (с 1991 до середины 1994 гг.) был в основном направлен на создание правовых основ новой экономической системы, формирование и укрепление государственности, устранение стереотипов старого мышления.
Главным результатом начального этапа проводимых коренных преобразований в республике Узбекистан является то, что нам удалось разработать и осуществить на практике свою модель формирования стратегии и курса реформ. Как отметил Президент нашей республики И.А.Каримов в своей работе "Узбекистан по пути углубления экономических реформ" на первом этапе одновременно приходилось решать две определяющие задачи:
— преодолеть тяжелые последствия административно-командной системы, переломить кризис, стабилизировать экономику;
— сформировать основы рыночных отношений с учетом специфических условий и особенностей республики
С введением в обращение в Республике Узбекистан национальной валюты 1 июля 1994 г. начался качественно новый этап в осуществлении экономических реформ. Второй этап призван завершить формирование рыночных структур, он предусматривает дальнейшее совершенствование налоговой, финансовой и денежно—кредитной политики, либерализацию всей внешнеэкономической деятельности. Он направлен на укрепление экономической системы и достижение экономической независимости нашей республики.
В связи с этим были определены основные задачи второго этапа экономическихреформ:
—довести до конца начатую работу по приватизации государственного имущества и формированию многоукладной социально — ориентированной экономики;
—преодолеть спадпроизводства и обеспечить макроэкономическую стабильность,
экономическую и финансовую устойчивость, как предприятий,отраслей, так и государства в целом;
— провести мероприятия, способствующие укреплению национальной валюты — сума;
— изменить структуру пашей экономики, перейти от сырьевой направленности на выпуск готовой продукции, довести её качество и конкурентоспособность до уровня требований мировых стандартов.
В результате проводимого реформирования в Узбекистане основная часть собственных и заёмных средств идёт, в первую очередь, на инвестирование, завоз в республику новых технологий и техники.
Принятые в республике законы создают целостную систему налоговых льгот и стимулов, гарантий от политических и коммерческих рисков, благоприятные условия для активного участия зарубежных фирм и компаний на рынках Узбекистана.
В период трансформации экономики и перехода на рыночные отношения особое внимание уделялось социальной политике. За годы независимости в Узбекистан был создан новый механизм социальной защиты населения, с учетом реальной экономической ситуации, имеющихся ресурсов и возможностей. На каждом этапе реформирования проводилась и соответствующая социальная политика.
В начальный период перехода к рынку Узбекистан шел по пути упреждающей социальной защиты всего населения. Дотации и льготы распространялись в равной мерена всёнаселение без учета степени нуждаемости в них. Это сыграло важную роль в предотвращении резкого снижения уровня жизни людей, явилось фактором сохранения спокойствия и стабильности в республике, но в то же время приводило к тому, что этими дотациями и льготами пользовались и далеко не бедствующие семьи.
Поэтому по мере углубления реформ, развития рыночных отношений в социальную политику были внесены существенные коррективы — сделан упор на оказание помощи действительно нуждающимся семьям. В связи с этим был разработан и реализован механизм адресной социальной защиты населения.
Главной стратегической целью Узбекистана является строительство открытого демократического государства с рыночной экономикой, формирование основ гражданского общества. В связи с этой стратегической целью одним из приоритетов реформирования в первые годы XXI века определена либерализация и углубление экономических реформ во всех сферах и секторах экономики.
Главная задача либерализации в экономике — это, прежде всего сокращение контрольных и регулирующих функций государства, ограничение его вмешательства в хозяйственную деятельность предприятий, в деятельность частного бизнеса. Мировой опыт свидетельствует, что наличие преобладающего класса реальных собственников служит гарантом стабильности и благополучия в обществе.
Духовная жизнь Узбекистана. Возрождение морально — нравственных и культурных ценностей.
С первых же дней обретения Узбекистаном государственной независимости перед нами встала задача возрождения бесценного духовного и культурного наследия, создававшегося: на протяжении многих веков. Важное место в этом процессе занимают историческая память, восстановление объективной и правдивой истории народа. Благодаря усилиям ученых были заново открыты многие важнейшие страницы нашего прошлого. Факты свидетельствуют о том, что наш регион был одним из древнейших очагов цивилизации. Период XI—XII веков является периодом восточного ренессанса, давшего миру выдающихся личностей, таких как имам аль — Бухари, ат — Термези, ученых аль - Хорезми, аль Фергани, Абу Райхон Беруни и многих других. В эпоху Темуридов происходит новый интеллектуальный взлёт, отмеченный деятельностью Мирзо Улугбека и его сподвижников; Алишера Навои, Камалетдина Бехзода.
Объективность исторического анализа привела к восстановлению во всём его величии имени Амира Темура, как создателя мощного централизованного государства и покровителя науки и культуры. В 1996 году при поддержке международной общественности прошли торжества, посвященные 660-летнему юбилею Амира Темура, в рамках которых проведена Международная научная конференция. Также был открыт Государственный музей истории Темуридов в Ташкенте и Установлены памятник Амиру Темуру в Самарканде и Шахрисабзе. (Памятник Амиру Темуру в Ташкенте был открыт в 1993 г.).
За годы независимости были возрождены добрые традиции и обычаи народа, религиозные ценности. Всенародным праздником стал Навруз, а также священные национальные праздники Рамазан и Курбан Хайит. В независимом Узбекистане высоко ценится религия предков — ислам, являющаяся для народа и верой, и совестью, и основой духовного просветительства. Вместе с тем создаются условия для развития языка, культуры, обычаев и традиций всех проживающих в нашей республике наций и народностей.
В настоящее время в Узбекистане действуют объединения 15 религиозныхконцессий. В своих взаимоотношениях с ними государство, являясь светским, придерживается следующих принципов:
— уважительное отношение к религиозным чувствам верующих;
— признание религиозных убеждений частным делом граждан;
— гарантирование равных прав и недопустимость преследования граждан как исповедующих религиозные взгляды, так и не исповедующих их;
— необходимость поиска диалога с различными религиозными объединениями для использования их возможностей в деле духовного возрождения, утверждения общечеловеческих моральных ценностей;
— признание недопустимости использования религии в деструктивных целях
Последний принцип является особенно актуальным в настоящее время, когда международный терроризм объединился с религиозным экстремизмом.
Выступая на I на первой сессии Олий Мажлиса второго созыва, Президент Республики И.А.Каримов отметил, что на новом этапе реформ и обновления нашего общества, основной задачей в духовной сфере является "последовательное продолжение начатых в годы независимости возрождение национальных ценностей, глубокое познание самих себя, формирование национальной идеи и идеологии. " Основным содержанием формирующейся сегодня национальной идеологии как основы социального и духовного прогресса страны должны стать такие благородные цели и задачи, как обеспечение мира и стабильности в стране, процветания Родины, благополучия и благосостояния народа.
Идеология национальной независимости, основываясь на вековых традициях, обычаях, языке и духе нашего народа, г. тесном сочетании с общечеловеческими ценностями, должна объединить весь народ Узбекистана независимо от национальности, языка, вероисповедания и социального положения под единым национальным знаменем. Она должна служить тому, чтобы донести до сердца и разума, людей веру в будущее, воспитывать любовь к Родине, человеколюбие, Добросовестность, мужество и терпимость, чувство справедливости, стремление к знаниям и просвещению.
Обновление системы народного образования. Реализация Национальной программы по подготовке кадров в Республике Узбекистане.
Широкую возможность овладения достижениями технического прогресса, мировой культуры открывает Национальная программа, но подготовке кадров, принятая на IX сессии Олий Мажлиса Республики Узбекистан в августе 1997 г. Она предусматривает поэтапность осуществления реформ в сфере образования.
Первый этап (1997—2001 гг.) является переходным, в этот период необходимо сохранить потенциал, системы подготовки кадров, создать для его развития правовые, научно—методические, финансово-материальные условия.
На втором этапе (2001— 2005 гг.) необходимо добиться полного осуществления Национальной программы, состоящей из четырех основных компонентов - личность, непрерывное образование, наука и производство.
Третий этап (с 2005 и в последующие годы) предполагает усовершенствование и дальнейшее развитие системы подготовки кадров.
Перестройка системы образования в Узбекистане нацеливает молодежь на овладение прочными знаниями во имя расцвета страны. Молодежный вопрос всегда был в центре государственной политики. Насколько разумно будет нами выполнена эта задача, зависит достижение таких великих целей как процветание нашей Родины, строительство гражданского общества, экономическое, духовное и культурное развитие, подъем страны до уровня развитых государств.
Критически оценивая пройденный нами путь и достигнутые рубежи, мы должны четко понимать, что нам еще предстоит решить сложные задачи и серьезные проблемы.
В первую очередь нам нужно обеспечить безопасность страны, быть в состоянии отличить друга от недоброжелателя, отказаться от таких старых пережитков, как равнодушие, беспечность, отбросить мысль о том, что все уладится само собой и кто-то со стороны защитит нас, облегчит нашу жизнь.
Наиболее актуальными задачами государства и общества сегодня являются дальнейшее действенное углубление широкомасштабных реформ во всех сферах и отраслях, политика либерализации, обеспечение занятости, создание и внедрение правовых гарантий и широких возможностей для малого бизнеса и фермерского движения, увеличение за счет этого доходов населения, заработной платы, пенсий, пособий и стипендий.
Несомненно, мы поэтапно доведем до конца позитивный процесс, направленный на утверждение в обществе демократических принципов, реформирование государственного управления, судебно-правовой системы в соответствии с требованиями времени в целях построения гражданского общества, обеспечение свободы слова и печати, на защиту прав и интересов человека.
"Обретение независимости позволило вернуться к истокам нашей культуры. В них мы черпаем силы в осуществлении глубоких преобразований общества. Этому же должна способствовать реализация грандиозного проекта восстановления Великого Шёлкового Пути - экономического и культурного моста между Востоком и Западом".
Список использованной литературы
1. Узбекистан на пороге XXI века, И.А.Каримов
2. Наша высшая цель — независимость и процветание Родины, свобода и благополучие народа, И.А.Каримов
3. Идеология — это объединяющий флаг нации, общества, государства, И.А.Каримов
Читайте также: