Духовная и повседневная жизнь в послереволюционные годы конспект

Обновлено: 05.07.2024

Оценить 2186 1

Культурное пространство
и повседневная жизнь в середине
1950-х - середине 1960-х гг.

Оборудование: учебник; таблицы и дополнительный материал к уроку.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Мотивационно-целевой этап

План урока

Литература и искусство.

Введение в новый материал

Работа по теме урока

Литература и искусство

Оживлению литературной жизни в середине 1950-х гг. спо­собствовали реабилитация репрессированных в 1930-е гг. писа­телей (О.Э. Мандельштама, И.Э. Бабеля, Б.А. Пильняка и др.), публикация целого ряда запрещенных ранее произведений поэтов Серебряного века.

Авторы и их произведения

Содержание и причины резонанса

Роман о Гражданской войне, главный герой которого не принадлежит к крас­ным или к белым, а его главной ценно­стью является человеческая жизнь. Ав­тору отказали в публикации в советских журналах. Роман был издан в Италии в 1957 г., что вызвало кампанию травли автора в СССР

Стихотворения Е.А. Евтушенко, А.А. Вознесен­ского, Р.И. Ро­ждественского, Б. А. Ахмадулиног идр.

Поэзия, отразившая дух поколения шестидестяников, сочетала верность коммунистическим идеалам с гума­нистическим пафосом и стремлением к обновлению общества

Фильмы, по-новому осветившие тему повседневной жизни во время Великой Отечественной войны

Вопрос к классу

Вопрос к классу

— Почему публикация романа, не содержавшего каких-либо антисоветских и антикоммунистических выпадов, вызвала подобную реакцию?

Дополнительный материал

Из воспоминаний организатора выставки в Манеже Э.М. Белютина

Первый раз взгляд Хрущева задержался на портрете девушки.

— Что это? Почему нет одного глаза? Это же морфинистка ка­кая-то! — с каждым словом его голос становился визгливее.

к тому же ощущение величия и мощи.

Посередине моего объяснения сухая шея Суслова наклонилась к Хрущеву, и тот, посмотрев на мое спокойное лицо, неожиданно взо­рвался.

— Да что вы говорите, какой это Кремль! Это издевательство! Где тут зубцы на стенах, почему их не видно?

И тут же ему стало не по себе, и он добавил вежливо.

— Очень общо и непонятно. Вот что, Белютин, я вам говорю как председатель Совета министров: все это не нужно советскому народу. Понимаете, это я вам говорю!

Извоспоминаний участника выставки скульптора

Э. Неизвестного

Вопросык документам

Что вы можете сказать о поведении Хрущева и участников выставки?

Что свидетельствует о сохранении пережитков сталинских времен, а что — о новых веяниях во взаимоотношениях вла­сти и интеллигенции?

Общественная жизнь

Работая с пп. 4—6 § 33 учебника, подготовьте краткие сооб­щения по следующим темам.

Вторая группа — неподконтрольные власти формы обще­ственной жизни.

Третья группа — развитие советского спорта.

Вопросы для первой группы

Чем были похожи и чем различались антирелигиозные кам­пании 1930-х и конца 1950-х - начала 1960-х гг.?

Вопросы для второй группы

Прочитайте отрывок из документа и установите, о каком явлении общественной жизни здесь идет речь.

Из воспоминаний участника диссидентского движения
В.К. Буковского

На официальной церемонии открытия памятника официальные советские поэты читали свои стихи, а по окончании церемонии стали читать стихи желающие из публики. Такой неожиданный, незаплани­рованный поворот событий всем понравился, и договорились встречать­ся здесь регулярно. Поначалу власти не видели в том особой опасно­сти, в одной московской газете даже была опубликована статья об этих сходках с указанием времени их и приглашением приходить всем по­клонникам поэзии. Стали собираться чуть не каждый вечер, в основ­ном — студенты, читали стихи забытых и репрессированных поэтов, свои собственные, иногда возникали дискуссии об искусстве, о литературе. Создавалось что-то наподобие клуба под открытым небом, вроде Гайд- парка. Такой опасной самодеятельности власти не могли терпеть дольше и довольно скоро прикрыли собрания.

Вопросы для третьей группы

Когда и где состоялись первые Олимпийские игры с уча­стием советских спортсменов?

В каких видах спорта СССР в 1950— 1960-х гг. стал признан­ным мировым лидером?

Подведение итогов урока

Тема для дискуссии. Какое из следующих утверждений пред­ставляется вам более справедливым? Аргументируйте свой выбор.

Несмотря на непоследовательность политики Хрущева в об­ласти культуры, именно он положил начало освобождению советского общественного сознания от догм и стереотипов.

План-конспект урока по истории (расчитанного на два учебных часа) с презентациями к данному занятию. Для студентов 1 курса гуманитарного или естественнонаучного цикла. Расскрывает основные качества, которыми должен был обладать советский человек, а также позволяет учащимся самим сравнить советского человека и современного. Найти сходства и различия в воспитании и построении быта тех и других. Занятие ориентировано более на студентов специальности "физическая культура", поэтому много внимания ужделяется развитию физкультуры и спорта в период 1920-1930-х гг.

ВложениеРазмер
plan-konspekt_sovetskiy_chelovek.docx 24.1 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по истории

Цель урока: рассмотреть повседневную жизнь советского общества в период 1920-1930-е гг. (период нэпа).

- образовательные: узнать, как и чем жили советские люди в 1920-1930-е гг.; понять, какой он, советский человек; сравнить советского человека с современным.

- развивающие: продолжить работу над развитием навыков умения вести диалог, дискуссию, развивать аналитическое мышление.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: лекция с элементами беседы.

Средства обучения: авторские презентации, проектор, компьютер, раздаточный материал в виде карточек с историческими источниками (Захарова Е.Н. Человек советский. 1917-1991 гг. Учебное пособие. – М., 2010)

Продолжительность: два академических часа.

1. Организационный момент. Приветствие учащихся, объявление темы урока, постановка целей.

2. Основная часть.

Современные взгляды на советский период очень противоречивы. Высказываются или очень негативные оценки относительно советской власти, советского общества или наоборот слишком позитивные, вплоть до преклонения всему советскому. Мы посмотрим на события тех лет с разных сторон и попытаемся найти золотую середину.

Задачи , которые стоят сегодня перед вами на занятии:

1. узнать, как и чем жили советские люди в 1920-1930-е гг.;

2. понять, какой он, советский человек;

3. сравнить советского человека с современным.

Следовательно , цель занятия : рассмотреть повседневную жизнь советского общества в период 1920-1930-е гг. (период нэпа).

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

Учащиеся внимательно смотрят презентацию с плакатами.

Вопросы к презентации: Скажите, какие плакаты вам запомнились, может быть, какие-то из них вызвали у вас удивление? Как вы думаете, судя по плакатам, какими качествами должен был обладать советский человек?

Учащиеся перечисляют качества, которым должен обладать советский человек : порядочность, трудолюбие, уважительное отношение к другим людям, храбрость и т.д.

Удивление у студентов, скорее всего, вызовут плакаты, которые выступают против религии.

Учитель: у вас уже есть общее представление о том, каким должны быть советские люди. Давайте выясним, в каких условиях формировалось мировоззрение людей советского времени. Но вначале ответьте на вопрос: Как вы думаете, на кого было обращено пристальное внимание Коммунистической партии, и кто должен был стать этим идеальным человеком?

Ответ учащихся: на молодое поколение, т.е. подростков и детей.

Учитель: Верно. Поэтому и происходит формирование детских и молодежных объединений под эгидой государства, воспитывающих молодежь в духе верности идеалам коммунизма. Назовите эти объединения.

Учащиеся называют такие союзы, как комсомол и пионерскую организацию.

На экране появляется плакат с советскими людьми разной национальности. Учитель говорит, что советский человек является интернационалистом. Далее он дает определение данного понятия, а затем все вместе обсуждают различие между такими понятиями, как нацист, националист и интернационалист. Определения записываются в тетрадь.

Далее на экране появляются презентационные плакаты с тезисами и учитель более подробно объясняет учащимся, какие имена было модно давать детям в то время, как одевались люди советских времен данного периода, как происходила борьба с неграмотностью.

Следующий слайд основной презентации (Приложение № 2) повествует о таком понятии как коллективизм. Учитель предлагает самостоятельно разобраться учащимся с данным вопросом, работая по источникам. Каждому ученику раздаются карточки с набором источников по теме и с вопросами в конце. Ученики письменно отвечают на данные вопросы и задания (всего 4 задания). Вместе с учителем идет обсуждение вопроса, что лучше индивидуализм или же коллективизм. Учащиеся в ходе дискуссии выясняют положительные и отрицательные стороны такого явления как коллективизм.

Учитель: Итак, мы с вами можем сделать определенные выводы о социальном портрете советских людей изучаемого периода. Советский человек, как мы уже выяснили, являлся коммунистом, атеистом, интернационалистом, коллективистом, патриотом, трудовиком-энтузиастом, грамотным и физически развитым человеком. Учащиеся могут дополнить данный портрет своими характеристиками и занести данную схему себе в тетрадь.

Также можно провести небольшой диспут. Разбить учеников на две группы. Одна группа должна защищать советского человека и говорить о недостатках современных людей. Другая группа соответственно должна доказывать, что современному человеку живется намного лучше, чем людям того времени.

Мы увидели положительные и отрицательные стороны жизни людей советского периода. Именно эти люди потом в Великую Отечественную войну смогли отстоять независимость нашей страны. Это произошло во многом благодаря советскому воспитанию, благодаря качествам, заложенным в людях в данный период. Поэтому он столь важен для изучения сегодня. Нужно взять все хорошее в воспитании данного периода и перенести в наше сложное время. Вам, как будущим педагогам физической культуры, надеюсь, пригодятся знания, полученные сегодня на уроке.

4. Подведение итогов урока.

Учитель: Я благодарю всех за урок, учащиеся, принимавшие участие в подготовки семинара получают оценки, а также активные участники дискуссии.

Технологическая карта урока истории

Тема: Между мировыми войнами. Повседневная жизнь советских людей в послереволюционное время.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока истории в 11 классе.

На уроке рассматривается изменение общекультурного и образовательного уровня в условиях радикальных социальных преобразований, перемены в повседневном быте. Дается сравнительная характеристика представлений о смысле жизни разных поколений, сходство и различия. Рассматривается жизнь советской семьи в послевоенное время.

Во время урока учащиеся работают с текстом, документом, самостоятельно находят ответы на заданные вопросы, сравнивают отношение к образованию, культуре, быту, религии.

Цель: рассмотреть эволюцию представлений о смысле жизни, атеизм и религиозность, изменение общекультурного и образовательного уровня в условиях радикальных социальных преобразований, перемены в повседневном быте

Знать: в какие периоды общество переживает усиление к религии, причины отставания темпов роста общекультурного и образовательного уровня населения от динамики экономического роста

Уметь: сравнивать представления о смысле жизни разных поколений советских людей: 30-х гг., периода войны, 1953-1964 гг., 70-х – начала 80-х годов, периода перестройки; находить сходство и различия

Воспитывать: интерес к изучению истории страны, чувство гордости за советский народ, одержавший победу над фашизмом

Оборудование : учебник

Основные понятия: атеизм, кризис идеологии

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку, позитивный настрой на урок

2. Повторение домашнего задания

- Какие из национальных регионов развивались с наибольшим отставанием? Чем это можно объяснить?

- С какими социально- экономическими изменениями связано завершение формирования национальных элит в советском многонациональном государстве в 60-70-е годы?

- К каким позитивным и негативным последствиям привела реализация курса на расширение полномочий союзных республик в конце 50-х годов?

- Чем можно объяснить стремительный экономический прогресс союзных и автономных республик СССР в послевоенный период?

3. Изучение новой темы

1.Эволюция представлений о смысле жизни

2. Атеизм и религиозность

3. Изменения общекультурного и образовательного уровня

5. Перемены в повседневном быте

- Представления о смысле жизни формировались властью при помощи идеологических институтов и средств массовой информации.

В предвоенные годы – установку любой ценой построить социализм

1933-1937 гг. второй пятилетний план развития народного хозяйства

В годы войны – разгромить ненавистного врага.

Нападение Германии коренным образом изменило жизнь советских людей. Уже начальный период войны показал, что наш многонациональный народ в час смертельной опасности способен забыть многие обиды и ошибки властей, мобилизовать все свои силы и проявить лучшие качества. Эти чувства и настроения стали главной предпосылкой массового героизма советских людей на фронте и в тылу

В первые послевоенные годы – восстановить разрушенную экономику.

Тяжелое положение в деревне – засуха 1946 г., голод, жесткое. А подчас мелочное регламентирование сельского труда из Центра.

С начала 60-х гг. – в течение ближайших двадцати лет построить коммунизм.

Перестройка внесла кратковременные перемены в настроения людей.

К концу перестройки религиозность населения страны стала носить массовый характер. О своей принадлежности к различным конфессиям заявляли в 1991 г. 75% опрошенных.

Работа по учебнику: стр.330 разбор документа

-Завершение построения экономических основ индустриального общества в СССР потребовало и нового уровня образования и культуры населения.

Уже в 1946 г. государственные расходы на науку и образование увеличились в сравнении с предыдущим более чем в 2,5 раза, была начата реализация прерванной войной программы всеобщего 7-летнего образования. Люди, пережившие войну, проявляли удивительную тягу к знаниям, обучались без отрыва от производства. В 1953-1964 гг. ликвидировано раздельное обучение мальчиков и девочек, открыты тысячи новых школ, десятки новых вузов. В декабре 1958 г. утвержден проект школьной реформы. Вместо семилетки вводилось обязательное восьмилетнее образование, а в августе 1964 г. принято решение о среднем образовании на базе десятилетки как основном виде обучения.

Изменился и уровень общекультурной подготовки. Важнейшим и самым массовым видом культурного досуга стало посещение кинотеатров, театров, музеев, выставок. В 70-80 гг. одним из наиболее популярных жанров культуры стала эстрада, где слушали сатирические миниатюры А. И. Райкина, песни в исполнении И. Д. Кобзона, М. М. Магомаева, Э. С. Пьехи, Э. А. Хиля, А. Б. Пугачевой, С. М. Ротару, Л. В. Лещенко, В. Я Леонтьева.

-Значительные изменения в послевоенные годы претерпела советская семья.

Самостоятельная работа по учебнику: стр. 331-332

Прочитать и ответить на вопросы:

-Какие изменения происходят в семье в послевоенные годы?

-Какие проблемы возникают в семьях, к каким последствиям они ведут?

-Как изменился быт советского человека в послевоенное время?

4. Закрепление изученной темы

-Как и почему меняются представления о смысле жизни разных поколений советских людей?

Духовная и повседневная жизнь в послереволюционные годы

Духовная и повседневная жизнь в послереволюционные годы

Борьба с неграмотностью Государство и церковь Власть и интеллигенция Партия и духовная жизнь

Борьба с неграмотностью

В 20-е годы неграмотность в стране все еще не была ликвидирована

Государство и церковь

В 1922 г. имущество церкви было реквизировано в фонд борьбы с голодом

Это привело к выступлениям верующих.В ответ власть перешла в наступление. Весной 1922 г.в Москве и Петрограде прошли судебные процессы над церковными деятелями. Несколько человек были казнены, а Тихон посажен в тюрьму. В 1925 г. После смерти Тихона выборы патриарха были запрещены. Петр, взявший на себя его обязанности, вскоре был сослан на Соловки.

Власть и интеллигенция

Большевики стремились привлечь к сотрудничеству знаменитых ученых, т.к

от их деятельности зависела обороноспособность страны. Этим людям создавались условия для нормальной жизни и исследований. Многие ученые считали, что работать надо на благо Родины и поэтому не разделяли идеологию большевиков. В 20-е гг. продолжилась научная деятельность И.Павлова Н.Жуковского, К.Циолковского, Н.Зелинского, Мичурина В., Вернадского и др.

Партия и духовная жизнь

Партийная цензура

В 1922 г. был учрежден Главлит, осуществлявший цензуру за всей печатной продукцией. В 1923 г.создается Главрепетком с теми же функциями. Но до 1925 г. В культуре сохранялась относительная духовная свобода. Партийные вожди, борясь друг с другом, не могли договориться об единой линии. С возвышением Сталина ситуация изменилась - началась идеологизация художественного творчества.

Повседневная жизнь в эпоху 30-х гг.

Индустриальный рывок начала 30-х годов был также в значительной степени достигнут за счет социальной сферы жизни общества. В 1929 г. был провозглашен курс на сплошную коллективизацию, ударивший не только по кулакам, но и среднему крестьянству. Среди крестьян вспыхивали волнения, в ходе которых было убито около 10 тысяч представителей советской власти и колхозных активистов. Параллельно все частные лавки, магазины, мастерские, предприятия перешли в собственность государства.

Индустриализация требовала больших ресурсов и высоких темпов строительства. В 1930 г. была закрыта последняя биржа труда, что означало решение проблемы безработицы. При этом рабочие сталкивались с крайне тяжелыми бытовыми условиями: зачастую спали в палатках, страдали от перебоев со снабжением. В этих условиях власти решили поддержать инициативы рабочих и опереться на трудовой энтузиазм. В августе 1935 г. состоялся рекорд шахтера А.Г. Стаханова, добывшего 102 т. угля за смену. Эти рекорды поддерживались властями мерами материального поощрения, имена ударников труда были известны всей стране. В тоже время в рабочей среде росло социальное недовольство, увеличивался разрыв в оплате труда между рабочими, повышались нормы труда.

Но власти не только поощряли ударников производства, но и ужесточали режим работы на предприятиях в условиях текучки кадров и увеличения брака на производстве. С 15 января 1939 г. в СССР вновь вводились трудовые книжки единого образца для рабочих и служащих всех государственных и кооперативных предприятий и учреждений. На следующий год был принят указ, заменявший 6-дневную рабочую неделю 7-дневной, а семичасовой рабочий день восьмичасовым.

Читайте также: