Древняя русь общество и государство конспект урока 6 класс пчелов

Обновлено: 06.07.2024

Тема урока : Восточные Европа в середине I тысячелетия н.э.

  • характеризовать расселение племен во время Великого переселения народов;
  • формировать представление о Волжской Булгарии и Хазарском каганате;
  • развивать умение находить нужную информацию в различных источниках и использовать ее в обучении;
  • воспитывать чувство патриотизма.

Основные понятия: Великое переселение народов, готы, гунны, тюрки, авары, болгары, хазары, каган.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Проверка готовности к уроку, заполнение журнала.

II. Актуализация знаний учащихся.

III.Мотивация учебной деятельности.

Великое переселение народов и славяне . Причиной, вызвавшей одновременно перемещение огромной разно племенной массы людей, было резкое похолодание. Отрицательно сказавшиеся на условиях хозяйствования многих народов, побуждая искать новую среду обитания в более мягких климатических условиях. Продвигаясь вдоль полосы, которой шли готы, южнее её, археологи находят исторические памятники, относящиеся к славянам. Двинувшись в путь практически одновременно с готами, славяне заселили огромную территорию от берегов Балтики до Днепра, до Эгейского и Средиземного морей, Заняли Балканы. Участниками Великого переселения народов становятся и славяне, которые именно тогда впервые упоминаются в документах под своим именем. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная. (Показывает на карте).

IV. Самостоятельная работа по группам:

1 группа: Великое переселение народов. стр.19-20

  1. Когда, какие кочевые и какие районы захватывали.
  2. Какие государства возникли на этих территориях.
  3. Время их существования.
  4. Занятия жителей.

2 группа: Волжская Булгария стр.21

  1. Время существования.
  2. Место на карте.
  3. Основное население и его занятия.
  4. Отношения с соседними государствами.
  5. Развитие культуры.
  1. группа Хазарский каганат стр.22
  1. Время существования.
  2. Место на карте.
  3. Основное население и его занятия.
  4. Отношения с соседними государствами.
  5. Развитие культуры.

V. Презентация работы групп.

Первичная проверка понимания изученного

1.Чем кочевые племена отличались от оседлых цивилизаций? Сформулируйте не менее трех отличий.

Контроль усвоения знаний по теме.

Решите кроссворд в рабочей тетради №17 стр. 13

Задание №18. Заполните пропуски в тексте.

VII. Домашнее задание:

§3, вопрос 1стр.24 (письменно)

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект по истории России (10 класс). Тема "Отечественная война 1812 года".

Урок-панорама может быть использован для обобщения изученной темы. Используются индивидуальная, парная и групповая формы деятельности. Применяются компьютерная презентация, используются задания д.


Подготовка к ЕГЭ по истории. Конспекты по истории России

Конспекты по истории России. Краткое изложение материала по основным периодам истории России.

Электронный урок по ФГОС ООО.


Конспект урока. История 8 класс "Отмена крепостного права в России"


План - конспект урока Истории России. 8 класс по теме: "Крымская война 1853 -1856 г."

Урок для учащихся 8 классо. Урок изучения нового материала.


ТЕМА: Начало правления Ивана Грозного. ЦЕЛИ:1. Образовательные:Сформировать представления у учащихся особенности личности и государственной деятельности царя Ивана Васильевича.


Урок посвящен периоду царствования в России императора Николая I. В процессе изучения нового материала важно определить особенности внутриполитического курса Николая I, охорокризовать его , как .

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ документ.doc

Прочитайте отрывок из первого древнерусского сборника законов _____________________________________и ответьте на вопросы:

1. Как называется документ, с фрагментами которого вы познакомились?

2. О каких группах населения Древней Руси в нём говорится? Перечислите их.

3. Что можно сказать, на основании документа, о положении названных групп населения?

52. Если закуп убежит от господина (не расплатившись с ним за ссуду), то становится полным холопом; если же он пойдет искать денег с разрешения господина или побежит к князю и его судьям с жалобой на обиду со стороны своего господина, то за это его нельзя делать холопом, но следует дать ему суд.

85. Если смерд умрет (не оставив сыновей), его имущество идет князю; если после него останутся незамужние дочери, то выделить (часть имущества) им; если же дочери замужние, то им не давать части наследства.

86. Если умрет боярин или дружинник, то их имущество не идет князю, но если у них не будет сыновей, то наследство получат их дочери.

102. Холопство (бывает) трёх видов: если кто купит (поступающего в холопы) до полгривны в присутствии свидетелей (сделки) и пошлину (княжескому судье) заплатит перед самим холопом.

103. А второе холопство: кто женится на рабе без договора (с ее владельцем), а если с договором (рядом), то как договорились, так и будет.

104. А вот третье холопство: кто поступит в тиуны или в ключники (господина) без договора с ним, если же с договором, на том и стоять.

Выбранный для просмотра документ План-конспект.doc

План-конспект

Предмет: История России. Всеобщая история.

Тема урока: Древняя Русь: общество и государство.

Тип урока : комбинированный.

Метапредметные: умение воспроизводить информацию, давать определение понятий, умение работать в группе.

Личностные результаты : Познавательный интерес к истории России, процессу научного познания; сформировать представление о социальном неравенстве на Руси.

Методы обучения: Иллюстративно-словесный, практический.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная, групповая.

Основное содержание темы, понятия и термины: волость, посадник, дань, вервь, смерд, закуп, князь, бояре, дружина, вотчина, холоп, огнищанин, тиун, ключник, отроки, гриди.

Образовательные ресурсы: Учебник, мультимедийное оборудование (проектор, компьютер), презентация к уроку.

Формирование УУД:

Личностные действия: (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация)

Регулятивные действия: (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция)

Познавательные действия: (общеучебные, логические, постановка и решение проблемы)

Коммуникативные действия: (планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнера, умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации)

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Показать учащимся различия, существовавшие в быту горожан от быта сельских жителей.

2. Привнести в сознание учащихся уважение к традициям воспитания в Древней Руси.

Повседневная жизнь земледельцев и горожан.

Жилище и одежда.

Задача: Проследить различия в быту, жилищи и одежде горожан и земледельцев.

Ход урока.

Орг. Момент. Здравствуйте! Подровнялись, улыбнулись. Рада всех вас видеть. Садитесь.

Проверим заданное домашнее задание.

Опрос. Индивидуальный опрос.

Вставить пропущенные слова (карточка)

Софийский собор в Киеве был построен … Ярославом.

Христианство на РУСИ принято…988.

Как назывались иллюстрации в рукописных книгах… миниатюры.

Соотнесите высказывания с личностями, которым они принадлежат:

Карточка: объяснить значения слов - миниатюра, патриотизм, житие

Фронтальный опрос. Вопросы в учебнике с.53 №1,2,4,5

Мостик. И так, на прошлом занятии мы с вами познакомились с культурой Древней Руси. И знаем, что Древнерусское государство отличалось высоким уровнем развития культуры, которое выражалось в устном народном творчестве, письменности и лит-ре, зодчестве и ремесле.

Объяснение новой темы

Характерной чертой быта жителей Древнерусского государства стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.

Что же такое образ жизни? Характеристика всех сторон жизни человека или отдельных слоёв населения.

Большая часть населения Древней Руси проживала в сельской местности. Люди упорно боролись за сущест­вование, распахивали новые земли, разводили скот, бортничали, охотились, оборонялись от разбойников, а на юге — от кочевников.

Чем занимались городские жители? Быт простых горожан мало отличался от крестьян­ского. Помимо ремесла и торговли, занимались огород­ничеством, скотоводством, бортничеством)

На Руси семьи были большими. Главой семьи был старший из мужчин. В семье жили и вели своё хозяйство не отделившиеся сыновья со своими женами и детьми. Младшие подчинялись старшим. Воспитание детей было трудовым. Лет с семи мальчика брали работать в поле, начи­нали приучать к какому-нибудь делу и учить грамоте, если была возможность. Девочки присматривали за младшими братьями и сестрами, помогали матери по хозяйству, учились у нее прясть пряжу, ткать полотно, шить одежду.

Как отличалось воспитание детей богатых и знатных семей от воспитания в бедных семьях? Найдите ответ в учебнике на стр. 66 (2 абзац)- (мальчиков с 5 лет начинали учить грамоте и воспитывали сообразно будущей службе. По обычаю воспитание занимался дядя.)

Долгими зимними вечерами женщины пряли, мужчины делали домашнюю утварь, вспоминали минувшие дни, слушали былины.

Развлечением же знати были соколиная, ястребиная, псовая охота и пиры.

Откройте с.72 прочитаем документ о древнерусских пирах.

Вывод: Таким образом, мы видим, что жизнь городского населения и сельского отличался во многом. Занятия были различны, воспитание в семьях также было различным. Но, не смотря на сословные различия, богатые и бедные присутствовали на больших мероприятиях пирах вместе.

Три основы природы играли важную роль в жизни восточнославянских племен, оказывая влияние на ход и развитие их жизни. Жизнь древнего русича была небезопасна. Племена кочевников часто нападали на русские поселения, жгли дома, людей угоняли в рабство. Поэтому поселяне вынуждены были защищаться. Вокруг селения всегда строилась стена из частокола.

В далекие времена все больше не поля, а леса покрывали землю. Сначала нужно было отвоевать землю у леса. Обычно выбирали нужный участок земли и выжигали на нем лес, зола служила хорошим удобрением, затем засевали поле разными злаками. Крестьянин пахал землю сохой два-три раза, ибо она плохо рыхлила почву. После пахоты поле боронили.

К севу крестьянин готовился особо: накануне мылся в бане, чтобы хлеб уродился чистым, без сорняков. В день сева надевал белую рубаху и с лукошком на груди выходил в поле. Сеяли только отборное зерно.

Забирал сеятель из лукошка горсть зерна и через каждые два шага размеренными движениями руки разбрасывал его веером налево и направо. Поэтому-то для сева выбирался тихий, безветренный день. Крестьянин сеял рожь, пшеницу, овес, ячмень и гречиху.

В старину плотники на Руси строили без единого гвоздя: дорогие они были в те времена, да к тому же быстро ржавели и разрушали древесину. Издревле строили жилища из дерева, и этому было много причин.

Во- первых, русская земля всегда была богата лесами.

Во-вторых, дерево, как строительный материал было очень дешевым.

Кроме того, деревянные сооружения легко разбираются и перевозятся на новое место. В нем всегда сухо, летом прохладно, зимой тепло. Однако есть у дерева заклятые враги: огонь и влага.

Князья и бояре жили в хоромах – это жилой деревянный дом, часто из отдельных строений, соединённых сенями и переходами. Недалеко от хором находились жилища господских управителей, конюшня, кузница. Здесь же располагались кладовые, зерновые ямы, погреба, амбары - в них хранились различные продукты. Неподалёку находилась баня. Все постройки объединялись единым двором.

Назовите, какие типы жилищ были в древней Руси.-

Обратите внимание на слайд. Здесь изображены два человека - знатного происхождения и сельский житель.

Назовите предметы одежды богатых людей - шапка, кафтан, пояс, сапоги.

Назовите предметы одежды бедного населения – рубаха, пояс, порты, онучи, лапти.

порты — неширокие, сужающиеся вниз штаны, доходящие до щиколотки

узкие и длинные куски ткани, которые оборачивали ноги — онучи

Как вы думаете, чем отличалась одежда знатного человека от крестьянина?

У горожанок и крестьянок главной частью костюма была длинная холщовая рубашка. Поверх нее надева­лась понёва — шерстяная юбка, нередко с набивным рисунком.

Костюм знатной женщины отличался богатством тканей — шелковая рубаха, затканный золотыми нитями и отороченный драгоценным мехом бархатный плащ. Обувь делалась из сафьяна и отличалась роскошным узором, шитым золотом или жемчугом.

Несколько позже появились длинные широкие пла­тья без застежек впереди. В торжественных случаях женскую голову украшал кокошник. Его дела­ли из твердого материала, обтягивали дорогой тканью и украшали жемчугом.

4. Рассмотрим четвёртый вопрос нашего занятия.

Посмотрите на с.67, там изображены доспехи и вооружение русского воина: арбалет, лук, колчан со стрелами, сабля, шлем, кольчуга.

Как называли профессиональных воинов?

Как называли народное ополчение?

Закрепление.

Отгадайте русские народные загадки об одежде.

Сижу верхом не знаю на ком, знакомца встречу, соскочу – привечу (шапка)

По дороге я шёл, две дороги нашёл, по обеим пошёл (порты)

Днём обручем, ночь змеёй (пояс)

Широка да тонка, Надувает бока, Весь день на мне ездит. Не слезая сидит, А ночь придёт – Свернётся и спит (рубашка)

Вывод: Таким образом, Характерной чертой древ­нерусского быта стало возникновение существенной разницы между образом жизни верхушки общества и основной массы населения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ



Фамилия, имя, отчество (полностью)

Ляпина Марина Геннадьевна

Перевозский

МБОУ Средняя школа №2 г. Перевоза

Учитель истории и обществознания

Общественный строй Древней Руси

Урок открытия новых знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

образовательные: познакомить с основными слоями населения Древней Руси

- развивающие: развивать память, внимание, устную речь, умение самостоятельно делать выводы, анализировать;

- воспитательные: воспитывать интерес к предмету ; взаимодействия с одноклассниками при работе в группе и при участии в ролевой игре; доказывают свою точку зрения и принимают чужую, если она убедительная

карточки с вопросами

тест 2 варианта

Учебник: История России с древних времён до XVI в. 6 кл. И.А. Андреев, И.Н. Фёдоров.- М: Дрофа, 2016

раздаточный дополнительный материал для работы в группах, слайд-презентация в программе Power Point

формировать и развивать устойчивую мотивацию учения, расширять оценочную деятельность, овладевать способами обобщения и систематизации знаний, уважать культурные достижения своего народа

Оценить значение исторического и культурного наследия наших предков; применять понятийный аппарат исторического знания, основне хронологические понятия и термины; использовать текст исторического источника при ответе на вопросы: соотносить историческое время и историческое пространство, ; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников, использовать приёмы исторического анализа: сопоставления и обобщение фактов

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать алгоритм действий; осознавать уровень и качество усвоения учебного материала, собирать и фиксировать информацию, выделять главную и второстепенную.

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов и явлений с выделением существенных и несущественных признаков находить и обрабатывать дополнительную информацию об изучаемом периоде истории; анализировать материал учебника и дополнительного материала, привлекать ранее изученный материал для решения познавательных задач, работая с различными источниками информации

Коммуникативные УУД: организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и с одноклассниками; разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов сторон, формулировать и аргументировать и отстаивать свою точку зрения

Читайте также: