Древний египет мхк 10 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Тема урока: Изобразительное искусство и музыка Древнего Египта.

Тип урока: изучение нового материала.

Уровень подготовленности класса: средний.

Цель урока: формирование знаний об особенностях изобразительного искусства и музыки Древнего Египта.

Образовательные: раскрыть условия формирования культуры Древнего Египта, влияние религии на изобразительное искусство; роль заупокойного культа; основные черты искусства Древнего Египта: каноничность, символичность, монументальность. Познакомить учащихся с особенностями изобразительного искусства Древнего Египта.

Развивающие: развитие грамотной речи, внимания, памяти, ассоциативно - образного мышления. Развитие умения выделять главное, строить аналогии.

Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетического восприятия окружающего мира, любовь к искусству.

Целью урока ставилось выявление связи мифологической идеи вечной жизни с архитектурой Древнего Египта. В связи с этим решались определенные задачи: формирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта; развитие умений анализировать и систематизировать информацию; развитие умений анализировать различные информационные источники, не только учебные, но и статьи из различных СМИ.

Презентация к уроку достаточно проста. Скорее является основой для любого урока по искусству Египта.

ВложениеРазмер
konspekt.doc 61 КБ
prezentaciya_microsoft_powerpoint.ppt 1.79 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПО МИРОВОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

преподаватель БАБИЙ Е.А.,

учитель музыки и МХК

АРХИТЕКТУРА ДРЕВНЕГО ЕГИПТА

Цель: выявление связи мифологической идеи вечной жизни с архитектурой Древ него Египта.

Задачи: формирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта;

развитие умений анализировать и систематизировать информацию;

развитие умений анализировать различные информационные источники,

формировать эстетическое отношение к памятникам мировой культуры.

Создание атмосферы восприятия и осмысления информации о древней культуре

Слайд №1 (текст стихотворения)

Готовясь к сегодняшнему уроку, я просматривала разную литературу. Среди различных произведений я встретила строки, от которых не могла оторваться, и поняла, что обязательно их вам прочту. Послушайте:

Осенний скучный день. От долгого дождя

И камни мостовой, и стены зданий серы;

В туман окутаны безжизненные скверы,

Сливаются в одно и небо и земля.

Близка в такие дни волна небытия,

И нет в моей душе ни дерзости, ни веры.

Мечте не унестись в живительные сферы,

Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я.

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных

Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.

Есть много светлых дум, погибших, погребенных, –

Как странно вновь стоять у темных их гробниц

И мертвых заклинать безумными словами!

О тени прошлого, как властны вы над нами!

Как вы считаете, что же помогает герою проживать и переживать это состояние? Зачем нужно прошлое? Почему оно властно над нами?

Может ли быть, что прошлое помогает нам в настоящем. Быть может, то, что вы узнаете сегодня о прошлом, поможет вам в вашем будущем.

Ответы : прошлое, его необычность и таинственность; возвращаясь в прошлое, мы обдумываем его и делаем какие-то выводы…

Мир начал изучать Древний Египет около 200 лет назад. А вы знаете, чем интересен сегодня миру Древний Египет? –

Работа в тетради

Запись предположений на доске: пирамиды, древняя наука, связь пирамид с астрономией, с инопланетянами…

формирование представлений об историко-культурных доминантах Древнего Египта;

Слайд №3 (Карта Древнего Египта)

Слайд № 4 (Периодизация истории культуры)

Что же за культура все это дала миру? Когда и как началось ее развитие?

На берегах Нила, который на карте выглядит, как цветок лотоса, так почитаемый в этой стране, возникает цивилизация около 4 тысячелетия до нашей эры.

За более чем трехтысячелетнюю историю были периоды расцвета (Древний, Средний, Новый, эллинистический) и упадка. Жизнь египтян полностью зависела от разлива Нила. С этим связана вера в вечное постоянное обновление мира. Каждый вечер солнце Ра умирает на западе и каждое утро возрождается на востоке, пройдя подземный мир и преодолев все препятствия. И душа человека, его астральный двойник КА, также после физической смерти, пройдя в подземном мире суд Осириса (умирающего и воскресающего божества растительности) окажется в полях Иалу (полях Камыша) и будет жить вечно и в лучших условиях. А сам Осирис вместе с двойниками умерших имеет власть над урожаем.

Гробница должна была быть очень надежной. Пример такой защиты мы увидим в архитектуре эпохи Древнего царства. Это – пирамида…

Слайд № 9 (Общий вид Великих пирамид в Гизе)

Слайд №10, 11(вид пирамиды Джосера)

Слайд №12 (Великие пирамиды в Гизе)

Пирамиды – загадочные строения… Их тайны разгадывают до сих пор. Даже то, как они возникли и как были построены, до сегодняшнего дня вызывает много разногласий

Как особая форма гробницы пирамида начала формироваться в эпоху Древнего царства. Сначала все выглядело так: подземная гробница и мастаба над ней. Затем зодчий Имхотеп возводит для фараона Джосера так называемую ступенчатую пирамиду, поместив 6 мастаба, одна на другую.

Затем появляются привычные для нас пирамиды. Самые большие известны как Великие пирамиды в Гизе. Это погребальные сооружения трех фараонов: Хуфу (Хеопса), Хафры (Хефрена) и Менкаура (Микерина). Строились все некрополи на западном берегу. Ребята, как вы считаете, почему выбран именно запад? –

ответы учеников – место захода солнца, место смерти

Закрепление представлений о месопотамской архитектуре;

Развитие умения находить логические связи между новой информацией и ранее полученными знаниями

Слайд №13 (пирамида и зиккурат)

А где мы уже встречались с подобной архитектурной формой? –

Давайте сравним эти формы, что у них общего и что различного. Оформите в тетради таблицу, на работу 15 минут:

Timeweb - компания, которая размещает проекты клиентов в Интернете, регистрирует адреса сайтов и предоставляет аренду виртуальных и физических серверов. Разместите свой сайт в Сети - расскажите миру о себе!

Виртуальный хостинг

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

Производительность и масштабируемые ресурсы для вашего проекта. Персональный сервер по цене виртуального хостинга.

Выделенные серверы

Быстрая загрузка вашего сайта, бесплатное доменное имя, SSL-сертификат и почта. Первоклассная круглосуточная поддержка.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Древний Египет: художественная культура , олицетворяющая вечность .( МХК , 10 класс)

Цель: Овладение целостными представлениями об искусстве древнего Египта Задачи:

Задачи : Образовательные: познакомить обучающихся с выдающимися достижениями искусства крупнейшей цивилизации древнего Востока – Древнего Египта

развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР

Воспитательные: Подойти к выводу о необходимости сохранения ценностей и традиций культуры Древнего Египта и их значимости в современном мире .

УУД : Личностные: Обеспечивать ценностно-смысловую значимость достижений искусства Древнего Египта; понимать культурное многообразия мира, уважать историю других народов мира.

Регулятивные: Обеспечить организацию учебной деятельности обучающихся путем соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще не известно.

Коммуникативные: Обеспечить социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

Познавательные: Обеспечить смысловую ориентацию обучающихся на самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

1.Оргмомент .

2.Формирование новых знаний .

Осенний скучный день. От долгого дождя

И камни мостовой, и стены зданий серы;

В туман окутаны безжизненные скверы,

Сливаются в одно и небо и земля.

Близка в такие дни волна небытия,

И нет в моей душе ни дерзости, ни веры.

Мечте не унестись в живительные сферы,

Несмело, как сквозь сон, стихи слагаю я.

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных

Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.

Есть много светлых дум, погибших, погребенных, –

Как странно вновь стоять у темных их гробниц

И мертвых заклинать безумными словами!

О тени прошлого, как властны вы над нами!

- Как вы считаете, что же помогает герою проживать и переживать это состояние? Зачем нужно прошлое? Почему оно властно над нами? ( прошлое, его необычность и таинственность; возвращаясь в прошлое, мы обдумываем его и делаем какие-то выводы…)

- Может ли быть, что прошлое помогает нам в настоящем. Быть может, то, что вы узнаете сегодня о прошлом, поможет вам в вашем будущем.

Я предлагаю вам поразмыслить о далеком прошлом, о Древнем Египте.

Мир начал изучать Древний Египет около 200 лет назад

- . А вы знаете, чем интересен сегодня миру Древний Египет?

– Что же за культура все это дала миру?

- Когда и как началось ее развитие?

Запись предположений на доске : пирамиды, древняя наука, связь пирамид с астрономией, с инопланетянами…

На берегах Нила, который на карте выглядит, как цветок лотоса, так почитаемый в этой стране, возникает цивилизация около 4 тысячелетия до нашей эры. За более чем трехтысячелетнюю историю были периоды расцвета (Древний, Средний, Новый, ееее чем трехтысячелетюю историю были периоды расцвета (Древнеелетия до нашей эры. эллинистический) и упадка.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Древний Египет как никакая другая цивилизация создаёт впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны – узкая плодородная долина реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Природа Египта – просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса - дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения.

Земля Египта всегда манила путешественников своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. Еще в V в. до н. э. греческий историк Геродот описал впечатления от увиденного там, а философ Платон, высоко ценивший древнеегипетское искусство, ставил его в пример своим соотечественникам. И в XX в. не ослабевал интерес к Египту.

В истории развития художественной культуры Древнего Египта учёные выделяют эпохи:

Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)

Раннее царство (XXX-XXVIII вв. до н.э.)

Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н.э.)

Среднее царство (XXIII -XVI вв. до н.э.)

Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.)

Позднее царство (XI-332 г. до н.э.)

Велики достижения египтян в области математики и астрономии: они определили площадь круга и поверхности полушария, вычислили объём усеченной пирамиды, составили солнечный календарь и знаки зодиака, разделили сутки на двадцать четыре часа. В глубокой древности в Египте были изобретены папирус, иероглифы (священное письмо) и, собственно, книги (имеющих форму свитка).

Жизнь египтян полностью зависела от разлива Нила , приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозил неурожай и голод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами рек. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук.. С этим связана вера в вечное постоянное обновление мира. Каждый вечер солнце Ра умирает на западе и каждое утро возрождается на востоке, пройдя подземный мир и преодолев все препятствия. И душа человека, его астральный двойник КА, также после физической смерти, пройдя в подземном мире суд Осириса (умирающего и воскресающего божества растительности) окажется в полях Иалу (полях Камыша) и будет жить вечно и в лучших условиях. А сам Осирис вместе с двойниками умерших имеет власть над урожаем.

Особенности религии сформировали и совершенно уникальный стиль архитектуры. Египтяне считали, что земные жилища человека временны, а потому на них не стоит тратить прочных материалов. Зато храмы богов и гробницы фараонов возводились из камня и роскошно украшались, так как строились на века.

В архитектурных сооружениях использовались массивные геометрические формы: пирамиды, обелиски, храмы на основе вертикальных столбов и горизонтальных плит перекрытия, пилоны в виде трапеции. Здесь были созданы определённые типы колонн, напоминающие связки папируса.

Характерные особенности эпохи Древнего царства.

Столицей Египта в то время был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила , недалеко от современной египетской столицы – Каира. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников.

В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре . Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки – гробницы фараонов, пирамиды.

Пирамиды – загадочные строения … Их тайны разгадывают до сих пор. Даже то, как они возникли и как были построены, до сегодняшнего дня вызывает много разногласий

В пирамидах нашли отражение не только вера египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона, но и представления о Вселенной. Все пирамиды были ориентированы по сторонам света, имели правильную четырёхгранную форму, символизирующую вечность. Их сооружали с учётом лучших достижений науки, техники, архитектуры, астрономии и искусства.

Затем появляются привычные для нас пирамиды. Было возведено более 90 пирамид, к сожалению, большинство из них разрушено. Лучше всего сохранились так называемые Великие пирамиды в Гизе - пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (XXVII в. до н.э.). Это погребальные сооружения трех фараонов: Хуфу (Хеопса), Хафры (Хефрена) и Менкаура (Микерина).

Строились все некрополи на западном берегу.

- Ребята, как вы считаете, почему выбран именно запад? ( место захода солнца, место смерти )

Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизе является полное освоение и конструктивной роли камня и его декоративных возможностей.

В пирамидных храмах впервые в Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми стволами и простыми абаками, то в виде четырехгранных столпов . Зодчие умело пользуются сочетаниями отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами. Аналогичное оформление зала нижнего храма составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера .

В непосредственной близости от пирамиды Хеопса стоят гробницы других фараонов, его потомков: сына и внука.

Пирамида фараона Хефрена, менее разрушена, на ней сохранилась часть полированной облицовки. Её высота меньше пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне.

Пирамида Микерина , достигает 66 м в высоту. Её окружают ещё меньшие пирамиды-спутницы, служившие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников.

Особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинкса – фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Сфинксы были первыми царскими статуями, стоявшими вне храмов и, таким образом, доступными для обозрения народных масс, на которых они должны были производить впечатление сверхъестественной и потому неодолимой силы фараона. Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и вообще в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс, находящийся у нижнего заупокойного храма Хафра

Характерные особенности искусства эпохи Среднего царства

В эпоху Среднего и Нового царства особую роль начинает играть строительство заупокойных храмов и скальных гробниц в честь богов. Храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в этот период. Наиболее примечательны сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре , которые были возведены на восточном берегу Нила недалеко от города Фивы — бывшей столицы Египетского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий.

Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (середина XVI в. до н. э.) является древний храм Амона . Храм состоит из более чем сотни обширных помещений, огромных дворов, бесчисленных аллей, переходов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков.

Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных шествий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.

На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются долины, самая знаменитая из которых - Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков.

В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Для строительства храма царица, покровительствующая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить ее замысел. Храм состоял из трех широких террас, поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков храма до сих пор ярко выделяются на фоне желтых скал.

Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производит впечатление величия и торжественности. Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.

Позднее царство в истории Древнего Египта — время тяжелых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Нового царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.

Египетская архитектура развивалась 3000 лет , и до сих пор она волнует людей своей грандиозностью, масштабностью и загадочностью.

Где расположен Египет?

На какие периоды принято подразделять историю и культуру Египта?

Расскажите об общественном строе в Египте.

Какое вероучение возникло в Египте?

Какой памятник Древнего Египта знаменует рождение стиля?

В чем заключается этот стиль?

Каким был темп развития искусства Древнего Египта?

Расскажите о пирамидах.

Что представляет собой сфинкс?

Расскажите, используя примеры, о каноне в египетской скульптуре.

О чем рассказывают нам росписи заупокойных храмов?

Как развертывается сюжет в рельефе и в живописи?

Урок мировой художественной культуры "Архитектура Древнего Египта", предназначен для учащихся 10 класса (учебник Даниловой Г.И.) Цели урока: Целостное восприятие материала об архитектуре Древнего Египта. Развитие умения находить логические связи между новой информацией и ранее полученными знаниями. Приобщение учащихся к шедеврам мировой культуры. Требования к уровню подготовки: Знать архитектурные памятники Древнего, Среднего и Нового царств Египта. Уметь узнавать изученные шедевры архитектуры.

Раздел Изобразительное искусство и Мировая художественная культура (ИЗО и МХК)
Класс 10 класс
Тип Конспекты
Автор Хохлова Т.А.
Дата 30.11.2014
Формат doc
Изображения Нет

For-Teacher.ru - все для учителя

Аттестуемый педагог (ФИО) Хохлова Татьяна Александровна

Город, район Солонешенский район

Предмет (или должность) Учитель МХК

Тема урока Архитектура Древнего Египта

Характеристика класса: В классе 5 учеников, все учатся на 4 и 5. Школьники владеют навыками сравнения, обобщения, самоанализа. Понимают искусствоведческие термины и используют их в речи. Самостоятельно осуществляют поиск, отбор и обработку информации в области искусства, умеют отстаивать собственную точку зрения в ходе дискуссии. Умеют выполнять учебные и творческие задания.

1. Организационный момент

Цели данного этапа урока:

Подготовка учащихся к работе на уроке, приветствие учителя.

Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку.

2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу

Цели данного этапа урока:

Готовность учащихся к воспроизведению изученного материала.

Выявить умение учащихся узнавать изученные произведения.

Отвечают на поставленные вопросы, связанные с изучением произведений архитектуры и изобразительного искусства Древней Передней Азии.

Узнают и называют изученные произведения.

Дополняют ответы отвечающих.

Форма работы фронтальная.

Какое влияние на общий характер развития культуры оказали природные условия и важнейшие исторические события?

Каковы выдающиеся достижения культуры народов Древней Передней Азии?

Как и почему была изобретена шумерская письменность? О чём поведали глиняные таблички?

Что вам известно о создании первой в мире библиотеки царя Ашшурбанипала в Ниневии?

Каковы характерные особенности архитектуры Древнего Междуречья?

Форма работы индивидуальная.

Вопросы фронтальной беседы озвучиваются учителем устно.

Эмоциональная поддержка отвечающих.

Используются слайды мультимедийной презентации.

Применяются критерии для оценивания устного ответа на уроках МХК.

3. Изучение нового учебного материала.

Цели данного этапа урока:

Целостное восприятие материала об архитектуре Древнего Египта.

Развитие умения находить логические связи между новой информацией и ранее полученными знаниями.

Формировать представление об историко-культурных достижениях Древнего Египта.

Приобщать учащихся к ценностям мировой культуры, повышать уровень художественного восприятия и развития.

Прослушивание учащимися стихотворения.

Участие в беседе.

Учащиеся самостоятельно ставят задачи в рамках изучаемой темы.

Прослушивание лекции учителя.

Восприятие учащимися нового материала,

осмысление и осознание.

Работа в тетради: краткие записи основных моментов по содержанию лекции.

Устное сравнение по заданным параметрам, установление

логических связей между новой информацией и ранее полученными знаниями.

Готовясь к сегодняшнему уроку, я просматривала разную литературу. Среди различных произведений я встретила строки, от которых не могла оторваться, и поняла, что обязательно их вам прочту. Послушайте:

Мне снится прошлое. В виденьях полусонных

Встает забытый мир и дней, и слов, и лиц.

Есть много светлых дум, погибших, погребенных, -

Как странно вновь стоять у темных их гробниц

И мертвых заклинать безумными словами!

О тени прошлого, как властны вы над нами!

Зачем нужно прошлое? Почему оно властно над нами?

Лекция с элементами беседы.

Демонстрация учебного материала с помощью мультимедийной презентации.

С незапамятных времен древнеегипетская цивилизация привлекала внимание человечества. Древний Египет как никакая другая цивилизация создаёт впечатление вечности и редкой целостности. Географическое положение страны - узкая плодородная долина реки Нила, теснимая с запада и востока песками пустынь, - ограничивало мир древних египтян. Их цивилизация тысячелетиями существовала по своим законам, редко подвергаясь внешним вторжениям, которые выпали на долю других стран и народов Древнего мира.

Природа Египта - просторы неба и земли, огненный диск солнца, огромная, медленно текущая река, горы с плоскими вершинами, пальмовые рощи, заросли папируса и цветы лотоса - дарила искусству мотивы и формы, служила источником вдохновения.

Существование Египта зависело от разливов Нила, приносивших на поля плодородный ил: если они запаздывали, стране грозил неурожай и голод. А потому неудивительно, что египтяне внимательно следили за разливами рек. Их наблюдения легли в основу древнеегипетского календаря. Чтобы земля давала высокие урожаи, её нужно было орошать, и это повлияло на развитие строительного искусства и точных наук. В глубокой древности в Египте были изобретены папирус, иероглифы (священное письмо) и, собственно, книги (имеющих форму свитка).

Велики достижения египтян в области математики и астрономии: они определили площадь круга и поверхности полушария, вычислили объём усеченной пирамиды, составили солнечный календарь и знаки зодиака, разделили сутки на двадцать четыре часа.

Земля Египта всегда манила путешественников своими ни с чем не сравнимыми памятниками искусства. Еще в V в. до н. э. гречес­кий историк Геродот опи­сал впечатления от увиденного там, а философ Платон, высоко ценивший древнеегипетское искусство, ставил его в пример своим соотечественникам. И в XX в. не осла­бевал интерес к Египту.

Додинастический период (V-IV тыс. до н.э.)

Раннее царство (XXX-XXVIII вв. до н.э.)

Древнее царство (XXVIII-XXIII вв. до н.э.)

Среднее царство (XXIII -XVI вв. до н.э.)

Новое царство (XVI-XI вв. до н.э.)

Египет прошел свой неповторимый и самобытный путь, обуслов­ленный религиозно-мифологическими представлениями, в частности верой в загробную жизнь и обожествлением власти фараона.

Особенности религии сформировали и совершенно уникальный стиль архитектуры. Египтяне считали, что земные жилища челове­ка временны, а потому на них не стоит тратить прочных материа­лов. Зато храмы богов и гробницы фараонов возводились из камня и роскошно украшались, так как строились на века.

В архитектурных сооружениях использовались массивные геометрические формы: пирамиды, обелиски, храмы на основе вертикальных столбов и горизонтальных плит перекрытия, пилоны в виде трапеции. Здесь были созданы определённые типы колонн, напоминающие связки папируса.

Религиозные представления, идея вечной жизни вызывала стремление сохранить тело, т.е. мумифицировать, сохранить в гробнице и, провести магический ритуал, который защитить астрального двойника от неприятностей загробного мира.

Гробница должна была быть очень надежной. Пример такой защиты мы увидим в архитектуре эпохи Древнего царства. Это - пирамида…

Пирамиды - загадочные строения… Их тайны разгадывают до сих пор. Даже то, как они возникли и как были построены, до сегодняшнего дня вызывает много разногласий.

Как особая форма гробницы пирамида начала формироваться в эпоху Древнего царства. Сначала все выглядело так: подземная гробница и мастаба над ней. Затем зодчий Имхотеп возводит для фараона Джосера ступенчатую пирамиду.

В пирамидах нашли отражение не только вера египтян в загробную жизнь и божественную силу фараона, но и представления о Вселенной. Все пирамиды были ориентированы по сторонам света, имели правильную четырёхгранную форму, символизирующую вечность. Их сооружали с учётом лучших достижений науки, техники, архитектуры, астрономии и искусства.

Было возведено более 90 пирамид, к сожалению, большинство из них разрушено. Лучше всего сохранились знаменитые пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина в Гизе (XXVII в. до н.э.).

В непосредственной близости от пирамиды Хеопса стоят гробни­цы других фараонов, его потомков: сына и внука.

Пирамида фараона Хефрена, менее разрушена, на ней сохранилась часть полированной облицовки. Её высота меньше пирамиды Хеопса, но так как она стоит на более высоком месте, ее вершина находится на том же уровне.

Пирамида Микерина, достигает 66 м в высоту. Её окружают ещё меньшие пирамиды-спутницы, служившие местом погребения супруги фараона, его детей и ближайших родственников.

Вопрос: А где мы уже встречались с подобной архитектурной формой?

Давайте сравним зиккурат и египетскую пирамиду:

Предполагаемые линии сравнения

В эпоху Среднего и Нового царства особую роль начинает играть строительство заупокойных храмов и скальных гробниц в честь богов. Храмы-святилища особо почитаемого бога Амона-Ра определяли архитектурный облик Египта в этот период. Наиболее примечательны сложные архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре, которые были возведены на восточном берегу Нила недалеко от города Фивы - бывшей столицы Египет­ского государства. Строительство этого грандиозного ансамбля осуществлялось на протяжении нескольких столетий.

Главным святилищем монументального ансамбля в Карнаке (се­редина XVI в. до н. э.) является древний храм Амона. Храм состоит из более чем сотни обширных помеще­ний, огромных дворов, бесчисленных аллей, перехо­дов, колоссальных размеров статуй богов и фараонов, сфинксов, обелисков.

Храмы Амона-Ра в Карнаке и Луксоре соединены между собой дорогой, охраняемой сфинксами. Здесь во время религиозных ше­ствий проносили божественную ладью, в которой, как считали египтяне, бог солнца Амон-Ра совершает свой вечный путь по небу.

На левом берегу Нила, в горах за Фивами, простираются доли­ны, самая знаменитая из которых - Долина царей, где находятся сорок гробниц царей и их потомков.

В начале XV в. до н. э. здесь был высечен в скале храм царицы Хатшепсут. Для строительства храма царица, покровительствующая искусству, выбрала неприступную, давно заброшенную долину и повелела зодчему Сенмуту осуществить ее замысел. Храм состоял из трех широких террас, поднимающихся одна над другой и соединенных между собой пологими пандусами. Четкие и строгие линии белой колоннады портиков храма до сих пор ярко выделяются на фоне желтых скал.

Здание храма с большим двором, украшенное статуями, колоннадами и огромной лестницей, производит впечатление величия и торжественности. Гробница Хатшепсут уходит на глубину 97 м и имеет длину 213 м.

Позднее царство в истории Древнего Египта - время тяжелых, длительных войн и иноземных вторжений. Храмовые постройки этого периода представляют собой упрощенные варианты композиций известных сооружений Среднего и Нового царств. Новым элементом храмовых комплексов стали святилища, посвященные культу бога Гора, считавшегося первым фараоном Египта, и его матери Исиды.

Египетская архитектура развивалась 3000 лет, и до сих пор она волнует людей своей грандиозностью, масштабностью и загадочностью.

Примерные ответы учащихся: возвращаясь в прошлое, мы обдумываем его и делаем выводы…; прошлое привлекает и пугает нас своей необычностью и таинственностью.

Учитель корректирует и направляет учащихся в постановке задач в рамках изучаемой темы.

Учитель выделяет основные моменты содержания лекции для записи в тетради.

Читайте также: