Конспект урока эволюция человека 11 класс биология сивоглазов

Обновлено: 05.07.2024

Цель: Сформировать научное понятие об основных этапах антропогенеза и их особенностях, основных направлениях эволюции человека; развивать понятия о движущих силах антропогенеза; развивать познавательный интерес и логическое мышление уч-ся, умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный.

I. Организационный момент (приветствие, проверка отсутствующих).

II. Контроль знаний, умений и навыков.

1. Три ученика работают индивидуально по карточкам различных уровней.

Карточка №1 (средний уровень)

Что такое эволюция?

Что такое антропогенез?

Какие ученые внесли вклад в развитие представлений о происхождении человека?

Карточка №2 ( достаточный уровень)

Как классифицируются движущие силы антропогенеза?

Сравнить различные группы движущих сил антропогенеза.

Как изменялось их соотношение в процессе антропогенеза?

Карточка №3 (высокий уровень) Раскрыть роль труда и общественного образа жизни в эволюции человека.

Устный опрос у доски:

а) развитие представлений о происхождении человека;

б) движущие силы антропогенеза и их классификация;

в) роль социальных факторов в эволюции человека.

Оценки комментируются, даются рекомендации.

Итоги подготовки уч-ся к уроку. Рекомендации классу.

III. Актуализация опорных знаний.

Что называется эволюцией ?

Что такое антропогенез ?

Что является главными движущими силами антропогенеза ?

IV. Мотивация учебной деятельности.

Формулирование и записывание в тетрадь темы урока.

Важность изучения данной темы .Комментирование учениками отрывка стихотворения Бодлера:

. Но в грации причудливой смуглянки,

В округлостях, в изломах, в остроге

Сквозила инфантильность обезьянки.

Постановка проблемы урока: как происходило становление Homo sapiens как биологического вида?

V. Изучение нового материала.

а) в чем заключаются сходства человекообразных обезьян и человека ?

б) в чем состоят различия человекообразных обезьян и человека

в) чем объясняются сходства и чем объясняются различия?

После обобщения и - обсуждение вопросов и заполнение таблицы:

1. Крупные размеры тела, длинные конечности.

2. Пяточная кость.

3. Объемное и цветное зрение.

4. Пять пальцев с ногтями, большой палец противопоставляется остальным.

5. Две молочные железы.

7. Сроки полового созревания, продолжительность беременности.

8. Четыре группы крови, белковый комплекс, набор хромосом.

9. Общие болезни и паразиты.

10. Мимика и образное мышление.

11.Групповой способ жизни.

1. Изгибы позвоночника.

4. Строение кисти.

5. Преобладание мозгового отдела черепа над лицевым у человека.

6. Подбородочный выступ у человека.

7.У человека мозг в 2-2,5 раза больше.

8. У человека грудная клетка расширена в стороны.

9. Речь у человека.

10. Абстрактное мышление у человека.

2. Родословная человека (рассказ с вычерчиванием схемы):


Схема родословной человека

3. Характеристика обезьяноподобных предков человека ( парапитеки, проплиопитеки, дриопитеки, австралопитеки).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по биологии в 11 классе по теме "Эволюция человека".Интегрированный урок проводиться с учителем информатики.Метод урока: проектно-исследовательский Форма работы на уроке: групповая. Результат работы: представление презентации по своей группе.

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Класс: 11

Предмет: биология–информатики

Человек – это звучит гордо!

М. Горький

Цели урока: 1. продолжение работы над темой;

2. привитие навыков работы в группах;

3. формирование критического отношения к найденной информации, научить проверять ее достоверность, сопоставлять несколько источников;

4. формирование умений и навыков анализа данных и представления их в четком виде с визуальным сопровождением;

5. привитие навыков использования ИКТ для комплексного решения задач;

6. развитие алгоритмического, логического и критического мышления;

7. закрепление навыков социализации школьников.

Задачи: 1. проследить этапы развития знаний о сущности и
происхождении человека;

2. проработав с различными источниками информации, выделить ведущие идеи, конкретизировать их фактами и самостоятельно построить свою познавательную деятельность;

3. провести анализ информации, собранной участниками группы по заданному направлению;

4. создать презентацию, представляющую результат работы группы;

5. показать владение материалом, умения выступать публично, представлять работу группы, анализировать выступление, оценивать работу других групп.

Метод урока: проектно-исследовательский

Форма работы на уроке: групповая

Организационный момент.

(учитель биологии) Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок биологии. Он проходит в компьютерном классе, а это значит, что на уроке вам потребуются знания, умения и навыки использования ИКТ. Вести урок мы будем вдвоем. А еще на уроке у нас присутствуют гости, которые будут наблюдать за нашей с вами работой. Это представители ТОИПКиПРО.

Постановка целей и задач урока.

Так как вы работаете над различными частями одной темы, одного проекта, то мне бы хотелось, чтобы в вашем выступлении были отражены следующие моменты:

исторический возраст предков человека на каждом этапе эволюции, где и когда были найдены их останки;

объем мозга и их умственные способности;

орудия труда, которыми пользовались представители каждого этапа эволюции;

образ жизни, который они вели.

(учитель информатики) Знание технологии создания различного рода презентаций и умение ею пользоваться – это не просто дань моде или стремление к занимательности. Вы уже без 5 минут выпускники, и в деловой жизни вам придется не раз прибегать к разного рода приемам, помогающим заинтересовать людей в сотрудничестве или предлагаемой продукции. 50 % успеха в бизнесе зависит от умения заинтересовать слушателей, инвесторов, потребителей, как можно более интересно преподнести материал. Но для этого нужны некоторые навыки и умения. Наш урок как раз и поможет приобрести вам такие навыки.

С общими правилами построения презентации вы знакомы. Хочу дополнить план презентации следующими пунктами:

1. вначале представления работы обязательно всегда должен присутствовать титульный лист, на котором указывается название работы и авторы работы;

2. в конце презентации обязательно должен присутствовать слайд, содержащий краткие выводы, обобщение, итоги представленной работы.

Итого – 6 слайдов, как минимум. Если по каким-то разделам вы сочтете нужным не 1, а несколько слайдов – пожалуйста, ваше право.

Работаем по группам. Важен момент распределения обязанностей в группах. Подумайте, кто будет руководить работой, кто будет создавать презентацию, договоритесь, кто из вас будет докладчиком, а кто помощником в сопровождении доклада. Время на работу по созданию презентации у вас – до конца первого часа.

Практическая работа за компьютерами по созданию презентации.

Прежде чем вы приступите к работе, напоминаю вам правила работы за компьютером:

не прикасаться к питающим проводам и разъемам соединительных кабелей;

при появлении необычного звука, запаха гари немедленно прекратить и работу и сообщить мне;

самостоятельно не пытаться устранять неисправности и в целях экономии времени в случае ошибки в работе обращаться ко мне.

Работа учащихся за ПК по созданию презентации.

Представление результатов работы групп.

История возникновения человека сложна и противоречива. Эволюция приматов, как и других отрядов млекопитающих, происходила в третичный период кайнозойской эры, который начался примерно 60 млн лет назад.

Выступление групп.

В ходе обсуждения могут быть заданы следующие вопросы:

1. Чем отличается поведение в природе стада обезьян от поведения человеческого общества?

2. Какое значение имело использование огня для эволюции наших предков?

3. Можно ли и нужно ли моделировать процесс происхождения человека?

4. Могут ли современные обезьяны превратиться в человека?

5. Возможна ли селекция человека?

6. Где можно получить информацию подробнее?

7. Подумайте, какую роль в эволюции сыграло расселение человека на Земле?

(информатика)

Какая презентация, на ваш взгляд, является наиболее удачной и почему?

Можно ли из ваших презентаций создать одну?

К какому классу программного обеспечения относится презентационная графика?

С какими видами информации можно работать в презентационной графике?

Сложно ли создавать презентацию выступления, доклада?

Как приобретенные навыки могут быть использованы в дальнейшем?

Заключение. Подведение итогов урока.

(учитель биологии) Ученым трудно проследить, как развивались и эволюционировали предки человека: слишком мало в их распоряжении ископаемых останков, да и те далеко неполные. Мы сегодня рассмотрели одну из версий эволюции человека.

(учитель информатики) Работу по оформлению собранного вами материала в виде реферата мы продолжим на следующих уроках при изучении текстового редактора WORD.

Понравилась ли вам такая форма работы? Ваши пожелания к уроку? (Ответы детей).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок биологии в 11 классе (базовый уровень)

Цели: Создать условия для сформирования представлений учащихся о далеких предках человека, их развития в связи с изменяющимися условиями среды.

Личностные: Научиться определять место человека в системе органического мира.

Метапредметные: а) коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

б) регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия; научится основам саморегуляции эмоциональных состояний.

в) познавательные: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов, объектов; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации; структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Предметные: Иметь представление о далеких предках человека, их особенностях, этапы эволюции человека в связи с изменяющимися условиями среды.

Вопрос: Почему человек – это биосоциальное существо?

Подводит учащихся к формулированию темы.

Принимают участие в обсуждении.

Познавательные: выдвигать гипотезы о связях и закономерностях процессов, объектов.

Смысловое чтение: определять главную тему, общую цель

Тема – эволюция человека.

Придумать вопросы (записаны на доске) к теме урока, которые начинаются словами:

Какие ……. ? Задание для 1 ряда.

Почему……. Задание для 2 ряда.

Что ……….? Задание для 3 ряда.

Самый интересный вопрос записывает на доске.

Работают сначала парами, потом вчетвером. Придумывают вопрос и выбирают самый интересный.

Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

4. Изучение нового материала.

Знакомит с предшественниками человека: первыми плацентарными млекопитающими, насекомоядными, парапитеками и дриопитеками, используя слайды презентации.

В ходе беседы выясняет, какие приспособления появились у обезьян для жизни на деревьях;

почему дриопитеки спустились с деревьев.

Участвуют в обсуждении.

Познавательное: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Организует групповую работу для изучения строения и образа жизни австралопитеков, древнейших, древних и первых современных.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Познавательные: структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

Смысловое чтение: сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте.

Регулятивные: уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им

Каждая группа рассказывает о своей работе, остальные слушают и заносят сведения в сводную таблицу.

Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Познавательные: проводить отбор и систематизацию информации.

Подводит учащихся к выводу.

1.Что происходило с объёмом головного мозга человека и почему?

2. Как изменялся быт человека?

3. Какие факторы (биологические или социальные) усиливали свое воздействие на эволюцию человека?

Вывод: В процессе эволюции снижается роль биологических факторов и возрастает роль социальных.

Принимают участие в обсуждении. Записывают вывод.

Познавательное: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

Организует обсуждение вопросов:

1. Какая из схем, на ваш взгляд, является наиболее точной? (слайд)

2. Расставить модели людей в порядке их эволюции.

Участвуют в обсуждении, отвечают на вопросы, работают с моделями.

Познавательное: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных анализировать модели и схемы для решения задач;

6. Подведение итогов.

Ответили ли мы на вопросы, которые поставили в начале урока?

Регулятивные: осуществлять констатирующий контроль по результату и по способу действия.

7. Домашнее задание.

Учебник п. 4.19. Пересказ.

Записывают домашнее задание.

Пусть похлопают себе те, кто доволен своей работой на уроке, у кого все получилось.

А теперь те, у кого сегодня не все получалось, но в целом – неплохо.

Аплодируют себе и всем.

Регулятивные: научится основам саморегуляции эмоциональных состояний

1. Австралопитеки.

Мы являемся прямым предком человека. Мы -австралопитеки, но нас ещё называют южными обезьянами. Это потому, что наши останки нашли у озера Рудольф в Кении. Строение нашего организма напоминало современного человека. Например, строение тазового пояса и бедра схоже с таковым у современного человека, и мы уже способны были передвигаться на задних лапах. У нас был хорошо развит большой палец, и мы могли захватывать интересующие нас предметы. Но мы были слабее, чем другие животные, у нас не было органов защиты (острых мощных зубов, рогов, когтей), и мы уступали в физической силе крупным животным. Это вынудило нас использовать в качестве средств защиты и добычи пищи предметы окружающей среды, что, возможно, и стимулировало повышение умственной активности и увеличение мозга.

Мы – австралопитеки, населяли Африку 1,5 – 5,5 млн. лет назад и были связующим звеном между животным миром и первыми людьми.

2. Древнейшие люди.

Я – питекантроп, или Человек прямоходящий ( Homo erectus ), обнаружен в 1891 году на острове Ява. Вскоре в Китае был найден мой родственник – синантроп. Жили мы около 1,6 млн. до 200 тыс. лет назад. Левое полушарие у нас было больше правого, что является подтверждением праворукости. Красавцами нас не назовёшь: нижняя челюсть со скошенным подбородком, сильно выступающая вперёд. Объём мозга значительно меньше, чем у современного человека – 800-1400 см .

Мы жили в пещерах, жгли костры, готовили пищу, делали орудия для труда и охоты. Плохо, что мы не умели добывать огонь, и у нас в племени был ответственный за поддержание огня. Если огонь угасал, то мы посыпали ему голову пеплом и изгоняли из племени. Вскоре он погибал.

3. Мы – древние люди, неандертальцы. Нас так назвали потому, что наши первые останки найдены в долине реки Неандр в Германии, ареал наш довольно велик. Жили мы в ледниковую эпоху 200 - 30 тыс. лет назад. Селились по берегам рек и озер, под навесами скал, в холодном климате предпочитали жить в пещерах, которые часто приходилось отвоёвывать у пещерных медведей, львов и гиен.

Мы придумали и изобрели много орудий труда, с которыми ходили на охоту. К тому же мы уже не ходили нагишом, а шили себе одежду из шкур животных.

В наших племенах мы заботились о больных и старых. Позднее умерших соплеменников мы начали хоронить.

Говорят, что наши северные соплеменники обладали большей мыслительной способностью (объём нашего мозга равен объёму мозга современного человека) и дали начало современному человеку.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: дать понятие об основных этапах в эволюции человека.

  • сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции;
  • развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе;
  • содействовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира;

Чарльз Дарвин о происхождении человека от животных.

Общий план строения и сходства многих черт организации человека и животных, особенно млекопитающих, очень давно привлекали внимание людей. Попытки понять место человека в природе, объяснить его сходство с другими организмами, его своеобразие, причины разнообразия признаков человеческого типа во многих странах предпринимались в очень давние времена, возможно, одновременно с появлением научного знания вообще.

а) каково современное положение человека в системе органического мира?

Высшие узконосые или гоминиды

Человек разумный Homosapiens

б) биологический диктант

Выбрать номера тезисов, содержание которых имеет отношение

к человекообразным обезьянам

1. Объем головного мозга 1400 -1600 г.

2. Объем головного мозга 600 г.

3. Поверхность коры больших полушарий 1250 см2

4. Поверхность коры больших полушарий 360 см2.

5. Лицо короткое, не выдается вперед.

6. Лицо вытянутое, выдается вперед.

7. Челюсти короткие.

8. Челюсти длинные, вытянутые, крупные.

9. Клыки не крупнее предкоренных зубов.

10. Клыки крупнее предкоренных зубов.

11. Череп сочленен с позвоночником в центре основания.

12. Череп сочленен с позвоночником в задней части.

13. Позвоночный столб с S-образным изгибом.

14. Позвоночный столб прямой или вогнутый назад.

15. Туловище короче нижних конечностей.

16. Туловище длиннее нижних конечностей.

17. Нижние конечности короче верхних конечностей.

18. Нижние конечности длиннее верхних конечностей.

19. Большой палец параллелен остальным пальцам руки.

20. Большой палец перпендикулярен остальным пальцам руки.

21. Нижние конечности изогнуты, колени вывернуты наружу.

22. При выпрямленном положении тела нижние конечности могут разгибаться в тазобедренном суставе.

1 вариант- 2, 4, 6, 8, 10,12,14,16,17,19,21.

2 вариант- 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 18, 20, 22.

2. Работа по карточкам

№1. Эволюция человека и человекообразных обезьян шла по пути конвергенции или по пути дивергенции. Почему вы так думаете?

№2. Сравните общественных насекомых (пчел, муравьев), стадо обезьян и современное человеческое общество и объясните, в жизни кого из них действуют биологические и социальные факторы эволюции? В жизни кого из них действуют только биологические закономерности? Ответы аргументируйте.

№3.Во многих литературных источниках написано, что в настоящее время жизнь человека перестала регулироваться естественным отбором. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите конкретные доказательства вашей правоты.

Изучение нового материала

Основные этапы эволюции человека

Древнейшие люди или обезьянолюди или архантропы (от греч. "архайос"- древний и "антропос"- человек), представленные несколькими видами:

  • Питекантроп
  • Синантроп
  • Гейдельбергский человек
  • рост 165-170 см;
  • объем мозга 900-1100 см3, лоб покатый, над глазами сплошной костный валик;
  • постоянноепрямохождение (ходили на двух ногах, слегка наклоняясь вперед);
  • формирование речи, хотя подбородочного выступа не было;
  • поддержание и использование огня;
  • жили первобытным стадом;
  • изготовляли примитивные каменные орудия труда (копье, сколотый камень, скребок, рубило).

На этой стадии формирование физического облика человека, связанного с совершенствованием вертикальной походки, развитием мозга, находилосьпод контролем естественного отбора.

Древние люди или палеоантропы ( от греч. "палео"- древний и "антропос"- человек)

Появились около 300 тыс. лет назад.

  • рост 165-170 см;
  • объем мозга до 1700см3;
  • низкий скошенный лоб;
  • мощный надглазничный валик;
  • нижние конечности короче, чем у современных людей;
  • развитая мускулатура;
  • каменные орудия были разнообразны;
  • не только поддерживали, но и добывали огонь;
  • более совершенная, по сравнению с архантропами речь.

Человек современного типа

Появились 40-50 тыс. лет назад

  • рост до 180 см;
  • объем мозга около 1600 см3;
  • отсутствует сплошной надглазничный валик;
  • плотное телосложение;
  • прямая современная походка и человеческая рука;
  • изготовление сложных орудий труда из кости и камня;
  • развитая членораздельная речь;
  • возникновение искусства;
  • первые шаги земледелия, выведение культурных растений;

Начиная с кроманьонцев, эволюция биологическая все больше переходит в эволюцию социальную (общественную). В результате прогрессивного развития кроманьонского человека появился современный человек с характерными расовыми признаками

Признаки, присутствовавшие у отдаленных предков, утраченные в процессе эволюции, иногда проявляющиеся у отдельных организмов,- это:

крупный мозговой отдел черепа

К особенностям скелета человека, связанным с прямохождением, не относится:

Первым разработал биологическую теорию происхождения человека:

в пещере Кроманьон, Франция

Останки прегоминид были обнаружены:

в г. Гейдельберг, Германия

г. Воронеж, Россия

в пещере Неандерталь, Германия

Человеком прямоходящим называют:

К движущим силам эволюции человека относят:

умение пользоваться огнем

Основные этапы эволюции приматов и человека. Биология 11 класс

Цель урока: дать понятие об основных этапах в эволюции человека.

сформировать знания о происхождении человека, об этапах его эволюции;

развивать умение объяснять совершенствование в строении и поведении человека в эволюционном процессе;

содействовать формированию знаний о закономерностях в познаваемости мира;

Чарльз Дарвин о происхождении человека от животных.

Общий план строения и сходства многих черт организации человека и животных, особенно млекопитающих, очень давно привлекали внимание людей. Попытки понять место человека в природе, объяснить его сходство с другими организмами, его своеобразие, причины разнообразия признаков человеческого типа во многих странах предпринимались в очень давние времена, возможно, одновременно с появлением научного знания вообще.

Читайте также: