Дон кихот конспект урока 6 класс презентация
Обновлено: 06.07.2024
Дон Кихот – герой культового романа испанского писателя Мигеля де Сервантеса Сааведра.
Пародия – литературный жанр, подражание стилю отдельного литературного направления, автора или произведения, жанра с целью его осмеяния.
Ида́льго – в средневековой Испании человек, происходящий из благородной семьи и получающий свой особый статус по наследству, передававшийся только по мужской линии.
Рыцарство – братство, привилегированное военно-землевладельческое сословие в Западной Европе в Средние века.
Список литературы
Обязательная литература:
Коровина В.Я. и др. Литература. 5 класс / Учебник: в 2-х ч. — 2-е изд. — М.: 2013. — Ч. 1. — 303 с. — Ч. 2. — 303 с.
Дополнительная литература:
Открытые электронные ресурсы:
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Мигель де Сервантес родился в 1547 году в провинции недалеко от Мадрида. Его отец, Родриго де Сервантес, был хирургом, но работа не приносила ему дохода. О детстве писателя почти ничего не известно.
Следующее свидетельство о Сервантесе появляется 20 лет спустя – как об авторе сонета, обращённого к королеве Испании Изабелле. И вновь упоминание о нём встречается как автора стихотворениями на смерть той же королевы в 1568 году.
В 1570 году Сервантес отправился в Италию на службу в качестве простого солдата. В боях он получил травму руки. До 1575 года восстанавливался на Сицилии. Вернувшись в Испанию, надеялся за службу получить чин капитана, но напрасно.
В сентябре 1575 года корабль, на котором плыл писатель, захватили пираты. Пленённый Сервантес был отвезён в Алжир, где пробыл до сентября 1580 года. Его выкупили родственники.
В 1585 году Сервантес вернулся домой и устроился закупщиком пшеницы и оливкового масла. За подозрения в неверной отчётности он несколько раз попадал за решётку.
Пародия – литературный жанр, подражание стилю отдельного литературного направления или произведения с целью его осмеяния.
Тема романа – путешествие Дон Кихота со своим оруженосцем. Во имя прекрасной дамы Дульсинеи герой совершает подвиги и защищает униженных и оскорблённых, во всяком случае, ему так кажется. На деле заступничество оборачивается ещё большими бедами для тех, за кого он заступился.
Герои романа как бы противопоставляются друг другу:
При этом их объединяет доброта и участие к окружающим.
В романе Дон Кихот как будто существует в двух лицах: заурядный разорившийся идальго (вполне себе здравомыслящий) и блестящий рыцарь, хранитель древних традиций Дон Кихот (живущий в собственном выдуманном мире, чьё душевное состояние остаётся под большим вопросом).
Селянка в роли дамы сердца усиливает комический эффект произведения и показывает взгляд писателя на социальное неравенство.
Дон Кихот живёт ради рыцарских идеалов, которые давно утрачены. Автор показывает, что герой вроде бы и нелеп. Но, ведь никто, кроме него, не видит, что этот мир несправедлив к слабым и беззащитным. И никто не пытается ничего предпринять. Герой Сервантеса заставляет читателя задуматься: может быть, с эти миром что-то не так?
Идея романа – показать противоречие между рыцарскими идеалами и реальной жизнью. Поведение Дон Кихота становится средством оценки неидеальной действительности.
Теоретический материал для углубленного изучения
Примеры заданий из Тренировочного модуля
Множественный выбор
Вспомните этапы жизни писателя Мигеля деСервантеса. Кем он работал?
Варианты: морским пиратом, солдатом морской экспедиции, тюремным надзирателем, комиссаром по закупке пшеницы, придворным поэтом.
Правильные ответы: солдатом морской экспедиции, комиссаром по закупке пшеницы.
Сортировка элементов по категориям
Варианты: благородство, красота, самоотверженность, благоразумие, трудолюбие, рассудительность, верность, мечтательность, отважность, обаяние, весёлость, бескорыстие, простодушие, карьеризм.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Михаил Иванович Глинка - Арагонская охота (главная тема).mp3
Описание презентации по отдельным слайдам:
Спасибо за внимание
Описание презентации по отдельным слайдам:
Мигель де Сервантес Сааведра (1547 — 1616 гг.) Человек таков, каким создал его Господь, а порой и много хуже.
Мигель де Сервантес Сааведра О ранних этапах жизни Сервантеса известно очень мало. Датой его рождения считается 29 сентября 1547 годаЭта дата установлена приблизительно на основании записей церковной книги и существовавшей тогда традиции давать ребёнку имя в честь святого, чей праздник приходится на день рождения. Достоверно известно, что Сервантес был крещён 9 октября 1547 года в церкви Санта Мария ла Майор города Алькала-де-Энарес.
Интересные факты Несмотря на то, что семья писателя принадлежала к дворянам, она была очень бедна, а так как детей было семеро семья часто меняла место жительства, чтобы найти достойный заработок. В 1570 году он уехал из Кастилии. Точно неизвестно, что стало причиной переезда, но бытует мнение, что он стал участником дуэли со знатным испанцем Антонио Сигура, которого ранил, а потому был вынужден бежать от ареста. Причиной смерти Сервантеса (1616 год, 23 апреля) стала банальная водянка. Ввиду отсутствия у него каких-либо сбережений, похоронен он был Братством мирян на выделенные благотворительные средства.
Спасибо за внимание!
Выбранный для просмотра документ Конспект урока литературы в 6 классе - Дон Кихот.doc
Конспект урока литературы в 6 классе
I . Организационный момент. Приветствие.
II . Основная часть урока.
1. Звучит фрагмент из Испанской увертюры №1 М.И. Глинки
1 слайд — Тема урока.
2 слайд — Информация о М.И. Глинке и его Испанской увертюре №1.
А чтобы лучше разобраться в культуре испанского народа, н а сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень интересным героем. Наверное, нет такого человека, который ни разу в жизни не слышал имя Дон Кихота. Кто же он такой? Э то человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаться с обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат его усилий будет плачевен, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и неудачником. Дон Кихот не боится выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как он выглядит: ему важно лишь не отступать от собственных представлений о добре, красоте, благородстве. Кто же такой Дон Кихот? – жалкая пародия на героя рыцарских романов или символ вечной борьбы за справедливость, добро и прекрасные идеалы?
О нем и речь. Вернее даже не о нем, а о том, благодаря чему он живет в веках.
3 слайд — Портрет М.де Сервантеса Сааведра, цитата о свободе.
3. Мотивация учебной деятельности.
Свобода…есть одна из самых драгоценных щедрот,
которые небо изливает на людей:
с нею не могут сравниться никакие сокровища
Мигель де Сервантес Сааведра
Работа над эпиграфом.
- Из какого произведения строки, которые стали эпиграфом к нашему уроку?
- А что для вас значит свобода? Закончите ассоциативный ряд: Свобода – это…
4. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Давайте же подробнее узнаем об авторе, написавшем историю о благородном и свободолюбивом рыцаре.
Давайте вспомним героев произведения по их характеристикам (учитель зачитывает характеристику каждого персонажа романа, учащиеся называют имя героя).
6 слайд — Дульсинея Тобосская.
7 слайд — конь Росинант.
4 характеристика: Он худощав, но бодр и весел. С лица его не сходит улыбка. Говорит настолько громко, что люди оборачиваются. Обращается с почтением к своим собеседникам, отмечая всегда, что человек прямой, борется за правду и страдает от несправедливости. Кому-то он кажется странным, потому что в речах его мало логики. Он любит по любому поводу хвататься за меч и сражаться с ветряными мельницами. Потому и смешон. У него всегда был щит, меч, борзая собака и дворянское звание. Но он потихоньку все это теряет, потому что больше всего любит читать и витать в облаках. Все слуги у него куда-то исчезли и остался лишь единственный друг Санчо Панса. Он мог бы быть особой, приближенной к королю, но предпочитает биться за интересы простых людей. С успехом и безуспешно. Он влюблен в романтическую красавицу Дульсинею Тобосскую, которая на самом деле была крестьянкой.
6. Словарная работа (запись в тетрадях):
12 слайд — Запись понятий.
7. Слово учителя о рыцарских романах.
8. Слово учителя: роман построен на приёме противопоставления, приёме, который в литературе называется АНТИТЕЗА. Чтобы лучше это понять, давайте составим сравнительную характеристику 2-х главных персонажей произведения — благородного рыцаря Дон Кихота и его верного оруженосца Санчо Пансы (двое учащихся выходят к доске для записи характеристик, остальные учащиеся записывают в тетрадях; на доске заранее подготовлены критерии сопоставления героев; коллективно составляется и записывается сравнительная характеристика).
13 слайд — Сравнительная характеристика благородного рыцаря Дон Кихота и его верного оруженосца Санчо Пансы.
9. Слово учителя: Но, несмотря на все различия, наших героев объединяет то, что они добрые, человечные, немножко странные, способные искать лучшей судьбы. Пожалуй, именно таким был и сам Мигель де Сервантес. Такого же героя он и создал — доброго и БЛАГОРОДНОГО. А что же такое благородство? Наши эксперты провели опрос среди учеников и учителей нашей школы. И вот, что получилось.
14 слайд — Что такое БЛАГОРОДСТВО?
Двое учащихся зачитывают результаты проведённого опроса. Делается вывод о том, что такое благородство.
А можно ли назвать Дон Кихота благородным и почему?
Перечисляются яркие, запоминающиеся эпизоды, произошедшие с Дон Кихотом, поступки героя. Возможно, пересказ эпизода.
10. Слово о рыцарском кодексе чести. Коллективное составление ЗАПОВЕДЕЙ ДОН КИХОТА.
15 слайд — Заповеди благородного рыцаря Дон Кихота Ламанчского.
III . Подведение итогов урока.
12. Слово учителя об образе Дон Кихота в кино, балете, музыке и литературе.
16 слайд — Фрагменты из кино, балета, опер о Дон Кихоте.
17 слайд — Фотографии поэтов, писавших о Дон Кихоте.
№ слайда 1
Мигель де Сервантес Сааведра (1547 – 1616)
№ слайда 2
Эпоха Возрождения Эпоха Возрождения подарила миру двух величайших писателей: англичанина Уильяма Шекспира и испанца Мигеля де Сервантеса. Оба они творили на рубеже XVI и XVII веков и умерли в один и тот же год – 1616г.
№ слайда 3
Эпоха Возрождения В XVI веке европейская цивилизация переживает бурное развитие. Кругосветное путешествие Магеллана;
№ слайда 4
Эпоха Возрождения Колумб ступает на землю Нового Света; Господь сделал меня посланцем нового неба и новой земли, им созданных.
№ слайда 5
Эпоха Возрождения Люди чувствуют ограниченность средневековых представлений об устройстве мира и пытаются расширить свои познания. Так начинается эпоха Возрождения.
№ слайда 6
№ слайда 7
№ слайда 8
Работа с учебником Чтение статьи о Сервантесе. Составление плана к содержанию статьи и его запись в тетрадь.
№ слайда 9
№ слайда 11
Вопросы для беседы 1. Что мы узнаем из первой главы о нраве и образе жизни дворянина Алонсо Кихано, который назвал себя Дон Кихотом?
№ слайда 12
№ слайда 14
Вопросы для беседы 1. Что мы узнали из первой главы о нраве и образе жизни дворянина Алонсо Кихано, который назвал себя Дон Кихотом? Возраст идальго приближался к 50 годам, он был крепкого сложения, но сухопар. Большую часть времени идальго проводил за чтением рыцарских романов, и по этой причине он забросил не только охоту, но и свое хозяйство. Воображение его было поглощено чародейством, битвами, вызовом на поединок, рыцарскими подвигами во имя любви.
№ слайда 15
2. Как преобразился Дон Кихот, облачившись в свои доспехи? Он выглядел нелепо: самодельный шлем из картона, ржавый щит. Под стать Дон Кихоту был и его конь Росинант, худой, с выпирающими ребрами.
№ слайда 16
3. С какой целью отправился Дон Кихот в свое странствие? Чтобы устранить беззакония, искоренить злоупотребления, восстановить справедливость, защитить обиженных и обездоленных.
№ слайда 17
№ слайда 18
4. Каким забавным способом Дон Кихот был посвящен в рыцари? (глава 2)
№ слайда 19
2 Посвящение в рыцари Ранним июльским утром Дон Кихот оседлал Росинанта, надел доспехи, взял в руки копье и отправился в путь. И вдруг путник сообразил, что его никто не посвятил в рыцари. А непосвященному нельзя сражаться! Если верить романам, то любой владелец замка может посвятить в рыцари. Дон Кихот отпустил поводья Росинанта — пусть конь и судьба приведут его, куда надо. Целый день ехал бедный рыцарь, конь уже начал спотыкаться от усталости. И вот вдали показалась бедная гостиница. Двух деревенских девиц, сплетничавших у ворот, всадник принял за прекрасных дам. Своими учтивыми оборотами речи он очень рассмешил их.
№ слайда 20
№ слайда 21
4. Каким забавным способом Дон Кихот был посвящен в рыцари? (глава 2) Посвятить себя в рыцари Дон Кихот попросил хозяина трактира. Лукавый трактирщик потешается над Дон Кихотом, совершая обряд посвящения. Но сам Дон Кихот воспринимает все очень серьезно, проводит несколько часов без сна у своего оружия.
№ слайда 22
5. Какой первый подвиг совершил Дон Кихот? Дон Кихот задумался над выбором оруженосца. Он мысленно остановился на одном простодушном крестьянине. Росинант живо повернул к дому. Вдруг в ближайшем лесочке раздались крики и звуки ударов. Это толстый крестьянин привязал к дереву мальчишку-пастушонка и хлещет его ремнем за то, что тот опять не устерег овец.
№ слайда 23
№ слайда 24
5. Какой первый подвиг совершил Дон Кихот? Увидев мальчика, которого крестьянин привязал к дереву и наказывал, Дон Кихот ринулся на защиту. Он заставил сельчанина освободить мальчика и обязал сельчанина выплатить жалованье мальчику.
№ слайда 25
6. Чем закончилось сражение Дон Кихота с ветряными мельницами? (глава 5)
№ слайда 26
№ слайда 27
Пришпорив Росинанта, бросился искатель приключений вперед и вонзил копье в крыло. Ветер поднял бедолагу вверх, бросил на землю — чуть ли не на версту в сторону от места событий, а копье изломал в щепы. При помощи верного оруженосца, охая, взбирается старый дон на свою клячу. Наконечник от копья он насадил на палку, найденную в лесу. Он совершенно уверен в том, что колдун Фрестон (тот самый, что сжег его библиотеку), превратил великанов в мельницы.
№ слайда 28
6. Чем закончилось сражение Дон Кихота с ветряными мельницами? (глава 5) Сражение закончилось плачевно: крыло одной мельницы , подхватив и коня, и всадника, сбросило Дон Кихота на землю. Дон Кихот тяжело ушибся, но, поддержанный верным Санчо Пансом, вновь взгромоздился на лошадь и поехал дальше.
№ слайда 29
А странствующий рыцарь все никак не может угомониться: два встречных стада баранов он принимает за сражающие войска — и бросается в гущу воображаемой битвы, кроша овец направо и налево. Пастухи пробовали угомонить безумца криками, а потом не выдержали — и забросали камнями. Дон Кихот, несмотря на уверения своего спутника, что это были просто бараны, и это происшествие считает шутками злого волшебника Фрестона.
№ слайда 30
Жажда подвига не оставляет рыцаря: он нападает на похоронную процессию монахов, которую принимает за шествие привидений. В этот раз бедного дона не бьют, а Санчо Панса под шумок добирается до груженого провизией мула и набирает запас еды. После встречи с монахами Санчо присваивает своему дону имя, под которым он известен уже много столетий: Рыцарь Печального Образа.
№ слайда 31
Дома между тем беспокоятся о Дон Кихоте. Племянник и экономка ищут его повсюду. Цирюльник и священник собираются в путь — на поиски. Но прямо за воротами встречают Санчо верхом на Росинанте. Выслушав историю приключений рыцаря-безумца, обеспокоенные друзья собираются на его поиски.
№ слайда 32
Надо вернуть бедного дона домой. Но как? Только обманом. В сказки рыцарь верит куда больше, чем в реальные факты и справедливые доводы.
№ слайда 33
Подведем итоги Если мы обратимся к финалу романа, то увидим выздоровление Дон Кихота. Он как будто осознал всю нелепость своих поступков и ощутил силу и реальность мира зла, бороться с которым в одиночку ему не по силам. Но выздоровление героя – это не отказ писателя от высоких гуманистических идеалов , носителем которых был его безумный герой, а призыв к человечеству осуществить их разумными путями.
№ слайда 34
Памятник Дон Кихоту и Санчо Панса в Мадриде
№ слайда 35
Дон Кихот в наши дни Кого называют Дон Кихотом в наши дни? Человек, который приходит на помощь нуждающимся, помогает слабым, порою даже во вред себе.
№ слайда 36
Материалы используются при знакомстве с рыцарскими романами как жанром и изучении романа "Дон Кихот". Данная разработка включает в себя конспект урока, презентацию к уроку с музыкальным фрагментом, раздаточный материал для практической части урока, а также работы учащихся (индивидуальные задания, данные заранее при подготовке к уроку). Разработка также может быть использована при подготовке к открытому уроку.
Конспект урока литературы в 6 классе
I . Организационный момент. Приветствие.
II . Основная часть урока.
1. Звучит фрагмент из Испанской увертюры №1 М.И. Глинки
1 слайд — Тема урока.
2 слайд — Информация о М.И. Глинке и его Испанской увертюре №1.
А чтобы лучше разобраться в культуре испанского народа, н а сегодняшнем уроке мы познакомимся с очень интересным героем. Наверное, нет такого человека, который ни разу в жизни не слышал имя Дон Кихота. Кто же он такой? Э то человек, который ради достижения высоких целей готов идти наперекор общепринятым мнениям, не считаться с обстоятельствами, преодолевать любые преграды, даже если результат его усилий будет плачевен, а он будет выглядеть в глазах окружающих чудаком и неудачником. Дон Кихот не боится выглядеть чудным, потому что вообще не думает о том, как он выглядит: ему важно лишь не отступать от собственных представлений о добре, красоте, благородстве. Кто же такой Дон Кихот? – жалкая пародия на героя рыцарских романов или символ вечной борьбы за справедливость, добро и прекрасные идеалы?
О нем и речь. Вернее даже не о нем, а о том, благодаря чему он живет в веках.
3 слайд — Портрет М.де Сервантеса Сааведра, цитата о свободе.
3. Мотивация учебной деятельности.
Свобода…есть одна из самых драгоценных щедрот,
которые небо изливает на людей:
с нею не могут сравниться никакие сокровища
Мигель де Сервантес Сааведра
Работа над эпиграфом.
- Из какого произведения строки, которые стали эпиграфом к нашему уроку?
- А что для вас значит свобода? Закончите ассоциативный ряд: Свобода – это…
4. Актуализация знаний учащихся.
Учитель: Давайте же подробнее узнаем об авторе, написавшем историю о благородном и свободолюбивом рыцаре.
Давайте вспомним героев произведения по их характеристикам (учитель зачитывает характеристику каждого персонажа романа, учащиеся называют имя героя).
6 слайд — Дульсинея Тобосская.
7 слайд — конь Росинант.
4 характеристика: Он худощав, но бодр и весел. С лица его не сходит улыбка. Говорит настолько громко, что люди оборачиваются. Обращается с почтением к своим собеседникам, отмечая всегда, что человек прямой, борется за правду и страдает от несправедливости. Кому-то он кажется странным, потому что в речах его мало логики. Он любит по любому поводу хвататься за меч и сражаться с ветряными мельницами. Потому и смешон. У него всегда был щит, меч, борзая собака и дворянское звание. Но он потихоньку все это теряет, потому что больше всего любит читать и витать в облаках. Все слуги у него куда-то исчезли и остался лишь единственный друг Санчо Панса. Он мог бы быть особой, приближенной к королю, но предпочитает биться за интересы простых людей. С успехом и безуспешно. Он влюблен в романтическую красавицу Дульсинею Тобосскую, которая на самом деле была крестьянкой.
6. Словарная работа (запись в тетрадях):
12 слайд — Запись понятий.
7. Слово учителя о рыцарских романах.
8. Слово учителя: роман построен на приёме противопоставления, приёме, который в литературе называется АНТИТЕЗА. Чтобы лучше это понять, давайте составим сравнительную характеристику 2-х главных персонажей произведения — благородного рыцаря Дон Кихота и его верного оруженосца Санчо Пансы (двое учащихся выходят к доске для записи характеристик, остальные учащиеся записывают в тетрадях; на доске заранее подготовлены критерии сопоставления героев; коллективно составляется и записывается сравнительная характеристика).
13 слайд — Сравнительная характеристика благородного рыцаря Дон Кихота и его верного оруженосца Санчо Пансы.
9. Слово учителя: Но, несмотря на все различия, наших героев объединяет то, что они добрые, человечные, немножко странные, способные искать лучшей судьбы. Пожалуй, именно таким был и сам Мигель де Сервантес. Такого же героя он и создал — доброго и БЛАГОРОДНОГО. А что же такое благородство? Наши эксперты провели опрос среди учеников и учителей нашей школы. И вот, что получилось.
14 слайд — Что такое БЛАГОРОДСТВО?
Двое учащихся зачитывают результаты проведённого опроса. Делается вывод о том, что такое благородство.
А можно ли назвать Дон Кихота благородным и почему?
Перечисляются яркие, запоминающиеся эпизоды, произошедшие с Дон Кихотом, поступки героя. Возможно, пересказ эпизода.
10. Слово о рыцарском кодексе чести. Коллективное составление ЗАПОВЕДЕЙ ДОН КИХОТА.
15 слайд — Заповеди благородного рыцаря Дон Кихота Ламанчского.
III . Подведение итогов урока.
12. Слово учителя об образе Дон Кихота в кино, балете, музыке и литературе.
16 слайд — Фрагменты из кино, балета, опер о Дон Кихоте.
17 слайд — Фотографии поэтов, писавших о Дон Кихоте.
Мигель де Сервантес Сааведра
I . Нарисуем портрет героя
Лет ему было около __________________________, телом он был _______________________, лицом ______________________________________.
Имущество его состояло в фамильном __________________________, древнем ___________, тощей ___________________ и борзой _______________________.
Каким благородным именем назвал свою худую клячу? ________________________________
Как всякий благородный рыцарь, выбрал себе даму сердца, возлюбленную и назвал её _________________________________________________________________________.
II . Словарная работа
Рыцарский роман - ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
III . Сравнительная характеристика благородного рыцаря Дон Кихота и верного оруженосца Санчо Панса
Читайте также: