Добрович анатомия диалога конспект

Обновлено: 16.05.2024

К сожалению, на данный момент у нас невозможно бесплатно скачать полный вариант книги.

Но вы можете попробовать скачать полный вариант, купив у наших партнеров электронную книгу здесь, если она у них есть наличии в данный момент.

Также можно купить бумажную версию книги здесь.

Воспитателю о психологии и психогигиене общения, Добрович А.Б., 1987.

On the buttons above and below you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

В хрестоматии собраны тексты ведущих отечественных и зару­бежных авторов, посвященные одной из ключевых тем социальной психологии — межличностному влиянию. Представленные работы всесторонне и на высоком научном уровне анализируют механизмы коммуникации, а также мотивации, усвоения информации и приня­тия решений.

РАЗДЕЛ I. Общение как средство социального влияния

Е. В. Сидоренко. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию

1. Понятие психологического влияния

2. Виды влияния и противостояния влиянию

3. Истинные цели влияния

4. Понятие психологически конструктивного влияния ..

Г. М. Андреева. Общение и межличностные отношения

Место и природа межличностных отношений

Общение в системе межличностных и общественных отношений

Единство общения и деятельности

Р. М. Блакар. Язык как инструмент социальной власти

Некоторые примеры и пояснения понятия власти

I. Базис языка как инструмента социальной власти

1. Выбор при кодировании и декодировании

2. Сложность отдельной вербальной единицы

4. Собственно система языка как отражение выражения существующих отношений власти

II. Осуществление власти в акте коммуникации

1. Разновидности инструментов власти, имеющихся в распоряжении отправителя

А. Добрович. Систематика общения

Г. М. Андреева. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения).

Специфика обмена информацией в коммуникативном процессе.

Средства коммуникации. Речь.

Г. М. Андреева. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения).

Место взаимодействия в структуре общения.

Экспериментальные схемы регистрации взаимодействий.

Взаимодействие как организация совместной деятельности.

Г. М. Андреева. Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения).

Понятие социальной перцепции.

Механизмы взаимопонимания в процессе общения.

Содержание и эффекты межличностного восприятия

Точность межличностной перцепции

РАЗДЕЛ II. Контакт — начало общения.

А. Добрович. Анатомия диалога.

Позиции партнеров в контакте.

Уровни общения. Конвенциональный уровень.

Что делает общение формальным.

Кэррол Е. Изард. Интерес—возбуждение как фундаментальная мотивация.

Осознанные причины интереса.

Как выглядит заинтересованный человек?

Что чувствует заинтересованный человек?

Н. Н. Обозов. Симпатии и притяжение.

А. Добрович. Межличностные реакции.

Примитивные межличностные реакции и их предпосылки

И. Атватер. Невербальное общение.

Язык невербального общения.

Интонация и тембр голоса.

Ответ на невербальное общение.

Кэролл Е. Изард. Лицо, фундаментальные эмоции и взаимодействия аффектов.

Социальное и психологическое значение мимики.

Выражение эмоции и ощущения прикосновения.

Некоторые комплексы аффектов.

Дж. Ниренберг, Г. Калеро. Невербальная коммуникация: составляющие жестов.

Открытость, закрытость, оценка, подозрительность.

Готовность, неуверенность, взаимодействие, напряженность.

Уверенность, нервозность, жесты самоконтроля.

Скука, расположение, ухаживание, ожидание.

РАЗДЕЛ III. Понимание партнера — залог успеха .

И. Атватер. Неумение слушать.

Как вы слушаете?

Почему мы не слушаем?

В чем опасность не слушать?

И. Атватер. От слышать к слушать

Разница между слышать и слушать.

Слушание — активный процесс.

И. Атватер. Рефлексивное слушание.

Важность рефлексивного слушания.

И. Атватер. Эмпатия, эмпатическое слушание.

П. Мицич. Передача информации, техника постановки вопросов, искусство слушать, наблюдение за собеседником.

1. Цели передачи информации.

2. Основы передачи информации.

3. Техника постановки вопросов.

4. Искусство слушать.

5. Техника передачи информации.

6. Наблюдение за реакцией собеседника.

7. Психологические основы реакций.

8. Трудности при передаче информации.

И. Атватер. Нерефлексивное слушание.

Что такое нерефлексивное слушание?

Ситуации, в которых полезно нерефлексивное слушание.

Кэррол Е. Изард. Гнев, отвращение, презрение и их отношение к враждебности и агрессии.

Отличительные характеристики гнева, отвращения и презрения.

П. Мицич. Нейтрализация замечаний собеседника, природа замечаний, приемы, тактика ..

1. Цели и задачи.

2. Истоки замечаний.

3. Наиболее распространенные виды замечаний.

4. Техника нейтрализации замечаний.

5. Тактика нейтрализации замечаний.

7. Как совершенствовать свое умение отвечать на замечания.

РАЗДЕЛ IV. Изменение позиций, аргументация.

П. Мицич. Аргументация: цели, условия, приемы.

1. Цели аргументации

2. Теория аргументации

3. Мелочи, имеющие иногда решающее значение.

4. Техника аргументации.

5. Тактика аргументации.

6. Контрольная таблица по проведению фазы аргументации.

Р. Фишер, У. Юри. Принципиальный подход к переговорам, без мягкости-жесткости.

П. Мицич. Принятие решений и завершение беседы.

1. Задачи последней фазы беседы.

3. Техника ускорения принятия решений.

4. Тактические тонкости.

5. Цель или путь к отступлению.

6. Несколько общих советов в связи с окончанием беседы

РАЗДЕЛ V. Эффективная коммуникация.

К. Роджерс. Взгляд психотерапевта на хорошую жизнь.

Наблюдение с отрицательным выводом.

Наблюдение с положительным выводом.

Процесс более полноценного функционирования.

Некоторые вовлеченные вопросы.

Основополагающее доверие к человеческой природе

Более полнокровная жизнь.

А. А. Реан. Правила и техники общения.

С. И. Макшанов, Н. Ю. Хрящева. Психогимнастика в тренинге.

I. Социально-психологический тренинг: понятие, история, задачи, принципы.

II. Психогимнастика в тренинге.

И. Атватер. Как надо и как, не надо слушать.

Предметный указатель

Общение как средство социального влияния

Основные темы и понятия раздела

Личностное влияние и противо­стояние чужому влиянию.

Общение и межличностные отношения.

Язык как инструмент социальной власти.

Систематика общения.

Общение как обмен информа­цией (коммуникативная сторона общения).

Общение как взаимодействие

Общение как восприятие людьми друг друга.

Уже сама основа общения — язык — сам по себе является мощным инструментом воздействия (Р. М. Блакар. Язык как ин­струмент социальной власти). Важную роль играет то, какие слова мы подбираем для выражения своих мыслей^ насколько сложные фразы выстраиваем, как их произносим и насколько точно хотим донести смыл до собеседника.

Чтобы улучшить свои коммуникативные возможности, на­учиться управлять общением, надо научиться видеть те эле­менты, из которых оно состоит, понимать его закономерности. И чтобы вся эта конструкция не распалась на отдельные, не связанные между собой фрагменты, за основу можно взять тот или иной способ систематизации (А. Добрович. Систематика общения). Это, конечно, не единственный способ построения систематики общения, но это один из наиболее практичных способов.

Сложность и многоплановость информационного обмена (Г. М. Андреева. Общение как обмен информацией) определя­ются психическими особенностями человека. При этом следует отметить существование достаточно простых законов передачи информации. Соблюдение этих законов может существенно по­высить эффективность коммуникации.

Третий важный момент — это способность видеть то, что происходит в процессе общения (Г. М. Андреева. Общение как восприятие людьми друг друга). В каждом конкретном взаимо­действии возможно упустить некоторые детали или, наоборот, разглядеть то, чего там нет. Чем точнее восприятие партнера и всей ситуации, чем точнее реакция, тем белее разумные дей­ствия можно предпринять.

Итак, простота психологического влияния с помощью обще­ния заключается в том, что каждый человек уже умеет это де­лать. У всех есть свои способы воздействия на других. Слож­ность в том, что нужно научиться понимать разнообразные ас­пекты общения, научится использовать его законы. Кроме того, необходимо ясно представлять свои собственные цели, интере­сы и возможности. Это тоже не самая простая задача.

Е. В. Сидоренко

ЛИЧНОСТНОЕ ВЛИЯНИЕ И ПРОТИВОСТОЯНИЕ ЧУЖОМУ ВЛИЯНИЮ 1
1. Понятие психологического влияния

Рассмотрим некоторые основные понятия.

Психологическое влияние — это воздействие на психиче­ское состояние, чувства, мысли и поступки других людей с по­мощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных. Ссылки на возмож­ность применения социальных санкций или физических средств воздействия также должны считаться психологическими сред­ствами, по крайней мере до тех пор, пока эти угрозы не приво­дятся в действия. Угроза увольнения или побоев — это психо­логические средства, факт увольнения или побоев — уже нет, это социальные и физические воздействия. Они, несомненно, имеют психологический эффект, но сами психологическими средствами не являются.

Характерным для психологического влияния является то, что у партнера, на которого оказывается влияние, есть возмож­ность ответить на него психологическими же средствами. Ины­ми словами, ему предоставлено право ответить и время для это­го ответа.

В реальной жизни трудно оценить, сколь велика вероятность того, что угроза может быть приведена в действие, и насколько быстро это может произойти. Поэтому многие виды влияния людей друг на друга являются смешанными, сочетающими в себе психологические, социальные, а иногда и физические сред­ства. Однако такие методы влияния и противостояния им долж­ны рассматриваться уже в контексте социального противостоя­ния, социальной борьбы или физической самообороны.

Психологическое влияние — прерогатива более цивилизо­ванных человеческих отношений. Здесь взаимодействие прини­мает характер психологического соприкосновения двух душев­ных миров. Всякие внешние средства слишком грубы для его тонкой ткани.

Итак, психологическое влияниеэто воздействие на со­стояние, мысли, чувства и действия другого человека с по­мощью исключительно психологических средств, с предо­ставлением ему права и времени отвечать на это воздей­ствие.

Противостояние чужому влиянию — это сопротивление воздействию другого человека с помощью психологических средств.

Инициатор влияния — тот из партнеров, который первым предпринимает попытку влияния любым из известных (или не­известных) способов.

Адресат влияния — тот из партнеров, в которому обраще­на первая попытка влияния. В дальнейшем взаимодействии ини­циатива может переходить от одного партнера к другому в по­пытках взаимного влияния, но всякий раз тот, кто первым начал серию взаимодействий, будет называться инициатором, а тот, кто первым испытал его влияние, — адресатом.
2. Виды влияния и противостояния влиянию

В табл. 1.1 даны определения различных видов влияния, в табл. 1.2 — различных видов противостояния влиянию. При со­ставлении таблиц использованы работы отечественных и зару­бежных авторов (Доценко Е. Л., 1996; Jones Е. Е., 1964; Steiner С. М., 1974).

Таким образом, различие между деструктивной критикой и внушением — в том, что критика формулирует то, чего не сле­дует делать и каким не следует быть, а внушение — то, что следует делать и каким следует быть. Мы видим, что деструк­тивная критика и внушение также различаются по предмету обсуждения.

При определенной привычке к самоанализу каждый человек может признать, что во многих случаях он пытался убедить дру­гих людей в чем-либо или склонить их к определенной линии поведения потому, что это отвечало его собственным интере­сам, в том числе материальным.

Люди, способные сконцентрироваться на предметной сторо­не дела и полностью отвлечься от утверждения собственной значимости, составляют скорее исключение, чем правило. По-видимому, причиной этого является то, что в раннем детстве любое действие ребенка получает оценку взрослых, в то время как первоначально ребенок нуждается лишь в описании самого действия. По мнению гештальт-терапевтов, например, ребенку раннего возраста необходимо, чтобы окружающие признавали факт его существования и его действий. Однако очень быстро ребенок начинает понимать, что признание фактов своего су­ществования он получит только одновременно с их оценкой. Усвоив это, в дальнейшем он начинает ориентироваться на оценки, на признание социальной значимости (Perls F., Hef-ferline R. E., Goldman P., 1951).

Действие другого человека может быть и иным. Его слово может казаться даже слишком тяжеловесным, и одно присут­ствие его может подавлять, лишать сил, погружать в вязкую бесконечность скуки или зыбкую трясину тревоги. Подобные факты доказывают, что непреднамеренное влияние может быть атрибутом человеческого существования. Человек распро­страняет влияние, как некоторые физические объекты распрос­траняют тепло или излучают сияние. Непреднамеренное влия­ние — одно из проявлений жизни.

Если преднамеренное влияние совершается зачем-то, для чего-то, то непреднамеренное действует почему-то. У первого есть цель, а у второго — только причина.

Аналогичным образом различаются произвольное и непро­извольное внимание или произвольная и непроизвольная па­мять. По существу, любое влияние — это напряжение той на­шей способности, которая может проявляться и совершенно спонтанно, безо всякого усилия с нашей стороны. Это способ­ность психологического излучения, способность создавать вокруг себя индивидуальное неповторимое поле со своеобраз­ным распределением сил притяжения и отталкивания, согре­вания и охлаждения, облегчения и отягощения, успокоения и напряжения. Это поле может электризовать или заморажи­вать других, придавать им энергию или усыплять, вызывать в их душе ощущение блаженства или непреодолимое стремле­ние немедленно уйти.

Люди, несомненно, различаются по природному дару непред­намеренного (непроизвольного) влияния на других. Психологи­ческое излучение некоторых людей является столь сильным, что подавляет слабое излучение других.

У каждого человека есть право влиять на других, но у каждо­го же есть право и отвергать чужое влияние. Это касается и тех, кто кажется нам стоящим ниже по уровню психического, нрав­ственного или профессионального развития. Каждый человек может и будет пытаться влиять на нас тем или иным образом, потому что это один из способов выражения им своих собствен­ных потребностей, и каждому дано равное право выражать свои потребности и отстаивать их. Таким образом, всякое влияние неправедно в том смысле, что оно диктуется не высшими сооб­ражениями Божьего промысла, а собственными потребностями. С другой стороны, всякое влияние правомерно, потому что каж­дый человек имеет право выражать свои потребности. Важно лишь признавать, что взаимное влияние — это взаимное выра­жение своих потребностей, и в этой борьбе все в равной степе­ни правы.

На это можно было бы возразить, что потребности некото­рых людей неразвиты или низменны, в то время как потребно­сти других — развиты и возвышенны, поэтому первые могут быть менее правы, чем вторые. Влияние первых нужно было бы ограничивать, а влияние вторых — усиливать. Однако кто в каждом конкретном случае будет определять степень развития потребностей и перевес правоты?

По-видимому, проблема влияния из морально-этической плоскости рассмотрения должна быть переведена в психологи­ческую. С психологической же точки зрения будет правомерно говорить не о том, кто имеет право влиять, а кто нет (все имеют право), а о том, насколько конструктивны те или иные способы взаимного влияния, т. е. о том, насколько они полезны и созида­тельны для его участников.

Воспитателю о психологии и психогигиене общения, Добрович Анатолий

Правообладателям

В настоящей книге, написанной в научно-популярном жанре, обсуждаются вопросы межличностного и внутригруппового общения, закономерности взаимодействия людей, меры психологической коррекции этого взаимодействия со стороны воспитателя (учителя, родителей). Вопросы общения освещаются, прежде всего, в плане предотвращения, смягчения или погашения конфликтов между людьми, нормализации психологического климата в группах и коллективах. Приводятся примеры сценария тренингов.

Цель книги — способствовать росту культуры межличностных контактов.

  • Стр. 65
  • Текст
  • Предложения
  • Оглавление

Глава 3 АНАТОМИЯ ДИАЛОГА

Электронный каталог: Добрович, А.Б. - Анатомия диалога

Добрович, А.Б. - Анатомия диалога

Книга (аналит. описание)
88.8

Добрович, А.Б.
Анатомия диалога / А.Б. Добрович. – Москва // Хрестоматия по педагогической психологии / сост. А.И. Красило, А.П. Новгородцева. – Москва : Международная педагогическая академия, 1995. – С. 182-215.

А. Б. Добрович, отечественный психотерапевт, работающий за рубежом, известен как практический психолог, развивающий диалогический подход в работе с личностными проблемами взрослых и детей. В приводимой главе из его книги автор выделяет несколько уровней общения: конвенциональный, примитивный, манипулятивный, стандартизованный, игровой, деловой, духовный; отвечает на вопрос, при каком уровне общения возможно развитие реального диалога между учителем и учеником.

Читайте также: