Добродетели и пороки 4 класс презентация и конспект

Обновлено: 07.07.2024

4 Добродетель Делание добра, стремление к добру. Положительное качество человека. Порок Нравственный, духовный недостаток, все, что противно истине и добру. Отрицательное качество, позорящее человека.

5 Нет никого без пороков – тот из нас наилучший, кто их имеет поменьше (Гораций, IV в. до н. э.) Добродетель заключается не в том, чтобы воздерживаться от порока, а в том, чтобы не стремиться к нему. (Б.Шоу, г.г.) Всякое излишество есть порок. (Сенека, 65-8 г. до н.э.)

6 Однажды один старый мудрый индеец – вождь племени, разговаривал со своим маленьким внуком. – Почему бывают плохие люди? – спрашивал его любознательный внук. – Плохих людей не бывает, – ответил вождь. – В каждом человеке есть две половины – светлая и тёмная. Светлая сторона души призывает человека к любви, доброте, отзывчивости, миру, надежде, искренности. А тёмная сторона олицетворяет зло, эгоизм, разрушение, зависть, ложь, измену. Это как битва двух волков. Представь себе, что один волк светлый, а второй – тёмный. Понимаешь? – Понятно, – сказал малыш, тронутый до глубины души словами деда. Мальчик на какое-то время задумался, а потом спросил: – Но какой же волк побеждает в конце? Старый индеец едва заметно улыбнулся: – Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

7 8 урок Аристотель, философ ( до н. э.) Добродетель – это способность во всём поступать наилучшим образом. Добродетель Порок - избыток Порок - недостаток Расточительность ЩедростьСкупость Вредность Дружелюбие Угодничество Безрассудная отвага Мужество Трусость Скромность БесстыдствоЗастенчивость

9 На хотенье есть умный рассудит. Добра ищи, Много желать – Глупый осудит - добра не видать. а худо само придет. терпение Дополни пословицы

10 Выводы урока Учила меня бабушка. Леон Кон Учила меня бабушка: Живем под одним небушком, Швырнули в тебя камешком – Ответь на него хлебушком. Всегда стараясь следовать Советам своей бабушки, Порой, в ответ на хлебушек, Вновь получал я камешки. Но все же не озлобился, Проникся этой мудростью: В добре удача кроется, А не в злобливой глупости. Уже и сам я дедушка, Не за горами краешек. Учу я внука : «-Хлебушек Подай в ответ на камешек".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Конспект урока .docx

Конспект урока Основ светской этики

Провела учитель начальных классов Симаева Ю. В.

Планируемые образовательные результаты:

Личностные: сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений учащегося к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности;

Предметные: совокупность ключевых понятий, освоенных в процессе изучения предмета (темы), морально-этические представления и ценности;

Метапредметные: новые способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях, адекватном использовании речевых средств для дискуссии и аргументации своей позиции; владении монологической и диалогической формами речи; обсуждении разных точек зрения для выработки общей (групповой) позиции.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний:

- Что такое этика?

- Что изучает этика?

- Что такое мораль?

- На какие вопросы ищет ответы этика?

- Какие понятия в этике являются главными?

- К чему мы должны стремиться?

- А если совершили злой поступок?

- Что называют добродетелью? ( Стремление к добру, стремление совершать нравственные поступки, стремление быть похожим на лучших людей.)

Пороком? ( Действия, в результате которых причиняется людям или себе зло. )

3. Проверка домашнего задания.

У вас было задание: выяснить, какие добродетели ценятся в вашей семье? Какие пороки порицаются? ( Высказывания детей)

- Обобщите высказывания своих одноклассников, какие добродетели ценятся в большинстве семей и от каких пороков стараются избавляться.

4. Определение темы урока. Постановка цели.

- Откройте учебник и прочитайте название темы следующего урока. Почему авторы учебника считают эту тему настолько важной, что посвящают ей два урока?

- Какую цель авторы ставят перед нами? ( Стремиться стать добродетельным человеком)

План моих действий

1. Нужно захотеть измениться.

2. ___________________________ .

3. ___________________________ .

5. Самостоятельная работа.

-Всегда ли это просто различить добродетель и порок? Распределите слова на группы. Дайте названия этим группам.

Трудолюбие, осуждение близких, милосердие, любовь и уважение к родителям, хвастовство, храбрость, лживость, равнодушие, лень, жадность, желание помочь ближнему, гордыня, дружелюбие, самопожертвование, признание ценности другого человека.

6. Работа в группах. Практическое применение знаний.

- Примените свои знания, ответьте на вопросы на карточках. Но прежде вспомните, какие добродетели помогут вам плодотворно работать в группе? А какие будут мешать достичь результата?

Карточка для групповой работы.

Какими добродетельными качествами обладают главные героини сказки?

Какие добродетельные поступки совершают герои в сказке?

Какие порочные поступки совершают герои в сказке?

Как в сказках награждается добродетель и наказывается порок?

Кого из них можно назвать добродетельным человеком? С кого хотели бы брать пример?

7. Совместное исследование. Постановка учебной проблемы.

- Понять слова Аристотеля, действительно, трудно. На простом примере вы легко поймете, о чём идёт речь. Вот обыкновенная соль. Если в пище соли с недостатком, то она какая? Несолёная. А если с избытком? Пересолёная. Вывод? ( Невкусно )

- Мужество – это середина между трусостью и безрассудной отвагой.

8. Моделирование. Решение учебной проблемы.

- Объясните, какие поступки вы считаете мужеством, а какие - безрассудной отвагой. С кого не хотели бы брать пример? Подумайте, может быть, вы тоже совершали нечто подобное? ( Высказывания детей)

- Давайте проверим, верно ли вы ответили.

- Действительно, это мужество. Поступок А. Матросова назван подвигом. Александр Матросов зимой 1943 г. в составе группы солдат получил приказ атаковать деревню Чернушки. Деревню защищали три немецких дзота с пулеметами. Два дзота удалось уничтожить, а третий продолжал стрелять. А. Матросов решил подползти ближе и бросить туда гранаты, но не вышло. И тогда он принял решение своим телом закрыть амбразуру дзота и дать возможность нашим солдатам выполнить боевую задачу. Ему было 19 лет.

9. Рефлексия.

- Чем этот урок стал полезен для вас? Как поможет в жизни?

- Давайте вернёмся к плану. Подумайте, какие советы теперь вы можете дать себе. Запишите их. Если вы сомневаетесь, посоветуйтесь с соседом по парте или сделайте это дома.

10. Домашнее задание.

- В учебнике есть еще несколько понятий. Попробуйте разобраться с ними самостоятельно.

Цель урока:

  • Создание представлений у детей о понятиях добродетель и порок.
  • Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Задачи урока:

  • познакомить младших школьников с двумя противоположными характеристиками личности – добродетелью и пороком;
  • способствовать развитию у учащихся мотивации к совершению добрых и гуманных поступков;
  • создать условия для осмысления учащимися, какие поступки людей являются добродетельными, а какие порочными;
  • развивать умение высказывать свою точку зрения, уважая мнение других;
  • совершенствовать умение работать в группе, не нарушая принципов толерантности.

Оборудование:

Хан Усень Дебескертэ впал некогда в уныние по причине того, что порок торжествует над добродетелью. Он был удручен тем, что в мире все подчинено могуществу зла и что оно есть всему начало. Прекрасная супруга его Джаджа была не в силах умерить печаль Усеня.

Не могли доставить ему утешение и изобретательные придворные.

Вот однажды из дальней степи явился к нему отшельник, чтобы исцелить хана от снедающей его тоски.

- Хан, - сказал он, - поедем тут недалеко со мной. Я излечу тебя от уныния и докажу, что добро рано или поздно восторжествует над злом!

Усень Дебескертэ согласился.

Пустынник привез его к водопаду. Это был нестремительно падающий с высоты поток воды, а слабая, но не иссякающая струя, лившаяся сверху на дикую скалу.

Отшельник спросил у хана, что он думает об этом водопаде и скале. Усень Дебескертэ молчал, по-прежнему погруженный в глубокую задумчивость.

Тогда пустынник взял его за руку и повел Усеня Дебескертэ вокруг скалы, показывая ее расщелины и обломки. Особое внимание хана отшельник обратил на щель посередине скалы, пробитую водопадом.

- Этому гранитному камню больше тысячи лет, - сказал пустынник. - Он был вдвое огромнее, чем теперь, но постоянно стекающая сюда вода сделала свое дело – раздробила и сгладила его до половины. Знай, Усень Дебескертэ, - продолжал отшельник, - что этот водопад и дикий камень олицетворяют собой добро и зло. Добродетель рано или поздно измоет, сотрет и истребит порок, как вода эту скалу. Для этого каждый человек, кто бы он ни был, по мере своих сил и возможности должен содействовать истреблению зла, то есть служить хотя бы каплей водопаду добродетели. Порок, благодаря слабости людей, живуч, но непременно настанет вечный день добродетели, и тогда тьма неправды исчезнет под лучами немеркнущего света истины! Возвращайся, хан, и будь спокоен.

С этими словами мудрец удалился.

Усень Дебескертэ, убежденный в истинности его наставления, воспрял духом и обрел душевное спокойствие. Исцелившись от печали, хан приказал выбить на камне надпись об этом событии в утешение людям добродетельным, но впадающим в уныние.

Добродетель - это способность во всём поступать наилучшим образом. (Древнегреческий философ Аристотель)

Добродетель выражает стремление человека к добру, стремление быть похожим на нравственную личность, которая является для него образцом.

Порок - действия, результатом которых оказывается причинение зла себе или другим людям.

Работа по карточкам

  • Расточительность-щедрость-скупость.
  • Вредность-дружелюбие-угодничество.
  • Безрассудная отвага-мужество-трусость.

Какая добродетель находится между двумя пороками?

Щедрость - середина между расточительностью и скупостью. Щедрость как добродетель выражает отношение человека к материальным вещам. В этом случае расточительность – избыток, а скупость недостаток.

Дружелюбие - середина между угодничеством и вредностью, вздорностью. Дружелюбие как добродетель выражает степень искренности в отношениях между людьми.

Недостаток - вздорность, угодничество (угождает).

Мужество - середина между трусостью и бездумной отвагой.

Мужественный человек правильно оценивает опасность, помогая другим и себе.

Избытком является безрассудная отвага, а недостатком – трусость.

Добродетель и порок - это две противоположные характеристики личности, по которым её оценивают другие люди.

Рассказ

Миша не выполнил домашние задание и пошёл в школу. Там он спрашивал у одноклассников:

- Петь, дай списать домашку.

- Ну давай - и Петя дал списать домашнюю работу.

А в другом классе Ира не сделала домашнюю работу и попросила Таню помочь:

- Тань, объясни мне, пожалуйста, домашнее задание. Я не поняла.

- Хорошо! - ответила Таня.

Домашнее задание

Расспросите родителей, как они понимают, что такое добродетель и порок?

Презентация по ОРКСЭ

Презентация по ОРКСЭ (модуль - основы светской этики) на тему: "Добродетели и пороки" (4 класс). Человек должен проявлять свои положительные качества в делах и поступках. Добродетели ума - это мудрость, сообразительность и рассудительность. Нравственные добродетели в человеке развиваются только тогда, когда он совершает добродетельные поступки.основы светской этики

Добродетели и пороки

Добродетели и пороки

Добродетели и пороки

Собака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.
В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:
Как вам не стыдно!
А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики.
Вот это и плохо! – гневно ответила женщина.

Работа по тексту 1) Как вы поняли название рассказа? 2)

Работа по тексту 1) Как вы поняли название рассказа? 2)

Работа по тексту

1) Как вы поняли название рассказа?
2) Почему мальчики считали, что не делают ничего плохого? А как считала женщина? В чём она упрекнула мальчиков?
3) Согласны ли вы, что не делать зла – ещё не значит быть добрым?

Выводы: Люди постоянно сталкиваются как с проявлениями добра, так и с проявлениями зла

Выводы: Люди постоянно сталкиваются как с проявлениями добра, так и с проявлениями зла

Люди постоянно сталкиваются как с проявлениями добра, так и с проявлениями зла. Но они всё равно верят, что добро побеждает зло.
Зло ведёт к разрушению и уничтожению, а добро помогает людям жить, творить, украшать наш мир.

ДРЕВНЯЯ ПРИТЧА Когда-то давно старик открыл своему внуку одну истину:

ДРЕВНЯЯ ПРИТЧА Когда-то давно старик открыл своему внуку одну истину:

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну истину:
В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк – это зависть, ревность, уныние, эгоизм, амбиции, лживость. Другой волк – доброжелательность, любовь, надежда, правдивость, доброта и верность.
Внук задумался над словами деда.
А какой волк побеждает? – спросил он.
Старик улыбнулся и ответил:
Побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Обсудим 1) Что из названного стариком является качествами человека, а что – чувствами? 2)

Обсудим 1) Что из названного стариком является качествами человека, а что – чувствами? 2)

1) Что из названного стариком является качествами человека, а что – чувствами?
2) Перечислите те качества человека, в которых проявляется добро? зло?
3) Согласны ли вы с тем, что эта притча о борьбе доброго и злого в душе человека?
4) Как вы поняли смысл притчи?

Человек не просто должен обладать каким-то положительным качеством, но и обязательно проявлять его в делах, в жизни, в отношениях с другими людьми.

Учение о добродетелях Аристотель выделил ряд человеческих качеств, которые назвал добродетели ума и добродетели характера (НРАВСТВЕННЫЕ

Учение о добродетелях Аристотель выделил ряд человеческих качеств, которые назвал добродетели ума и добродетели характера (НРАВСТВЕННЫЕ

Учение о добродетелях

Аристотель выделил ряд человеческих качеств, которые назвал добродетели ума и добродетели характера (НРАВСТВЕННЫЕ ДОБРОДЕТЕЛИ)

Добродетели ума

Добродетели ума

Добродетели ума помогают человеку учиться, развиваться, приобретать опыт, находить выход из сложных жизненных ситуаций

Добродетели ума помогают человеку учиться, развиваться, приобретать опыт, находить выход из сложных жизненных ситуаций

Добродетели ума помогают человеку учиться, развиваться, приобретать опыт, находить выход из сложных жизненных ситуаций.
Они развиваются в человеке благодаря обучению, умственному труду.

Нравственные добродетели

Нравственные добродетели

Нравственные добродетели развиваются в человеке только тогда, когда он совершает добродетельные поступки

Нравственные добродетели развиваются в человеке только тогда, когда он совершает добродетельные поступки

Нравственные добродетели развиваются в человеке только тогда, когда он совершает добродетельные поступки.
Человек может стать справедливым, только тогда, когда он поступает по справедливости.
Человек может стать милосердным, только проявляя милосердие.

Читайте также: