Добро и зло долг и совесть конспект

Обновлено: 05.07.2024

Автор: Чумова Оксана Дмитриевна

Населенный пункт: Новосибирская обл., Ордынский р-н, с. Усть-Луковка

Предмет: обществознание

Класс: 8

Учебник: Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая. Л.Ф. Иванова и др./; под редак. Л.Н.Боголюбова, – М. Просвещение, 2018.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: закрепить знания основных понятий – долг, совесть, добро и зло – важнейших морально – этических регуляторов поведения человека через использование различных видов и приемов учебной деятельности, направленных на формирование учебных умений и навыков.

Задачи урока:

1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющиеся знания и жизненный опыт.

2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.

3.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.

4. Воспитывать чувство ответственности и долга перед людьми и Родиной.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

Проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимания, помощи.

Развитие этических чувств (вины, совести как регуляторов поведения).

Проявление заинтересованности не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всем классом.

Выражение положительного отношения к процессу познания.

Адекватное понимание причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Воспитание чувства взаимоуважения.

Метапредметные результаты:

Познавательные:

установление причинно-следственной связи и зависимости между объектами; получение необходимой информации;

формирование умений сравнивать , обобщать факты и понятия;

развитие у учащихся самостоятельности, внимательности при поиске ошибок.

Коммуникативные:

слушание друг друга;

понимание позиции партнера , в том числе и отличную от своей; согласование действий с партнером.

Регулятивные:

планирование цели и способов взаимодействия; прием и сохранение учебной задачи;

учитывание выделенных учителем ориентиров действия;

овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Предметные результаты

Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения.

Научатся осваивать приемы работы с социально значимой информацией, её осмыслять; развивать способности делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.

Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту.

Получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать текст.

Научатся высказывать собственное мнение, суждение; научаться определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме.

Продолжат формировать умения выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.

Оборудование: материалы на бумажных носителях для работы (тексты, клоуз – тест и т.д.), учебники по обществознанию.

Актуальность данной работы заключается в том, чтобы создать продукт (методическую разработку по обществознанию) в соответствии с требованиями ФГОС.

Проведена проверка текста на уникальность (без аннотации и приложений).

Ход урока

1.Организационный этап:

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.

2.Создание проблемной ситуации:

- Посмотрите на слайд, что вы видите? (Пословицы)

1. …(Долг) платежом красен. В…(долгу),что в море: ни дна, ни берегов.

2. …(Совесть) без зубов, а грызет. …(совесть) – это голос, звучащий внутри нас.

3. Худо тому, кто …(добра) не делает никому.

4. Гнев и … (зло) – братья родные.

-Вспомним эти пословицы и вставим недостающие слова (Учащиеся называют эти слова, появляется слайд с полными пословицами).

-Как вы понимаете эти пословицы?

-Есть ли в них что-то общее? (они регулируют поведение человека, являются регуляторами Морали)

-Что такое мораль? (Учащиеся формулируют определение: мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде с позиций добра и зла.)

-Вам эти термины знакомы, поэтому сформулируйте задачу урока (учащиеся формулируют задачи урока).

3.Целеполагание:

Закрепить понятия: долг и совесть, добро и зло, научиться соотносить собственное поведения и поступки других людей с нормами морали на примере конкретных жизненных ситуаций.

4.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Для работы на уроке у нас сформировано 4 группы.

4.1. На парте у вас лежат 2 текста (1 и 2). Возьмите лист №1 (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) Это текст-размышление о долге и совести кандидата педагогических наук Ивановой Валентины Федоровны, она является автором учебников по истории и обществознанию. Сначала познакомимся с текстом, прочитаем его вслух. Выполняем задания, которые даны после текста. (Дети работают в группах с текстом, выполняя задания после текста, план записывают).

4.2. Проверка выполнения задания в группах. Каждая группа представляет свою работу, идёт корректировка планов.

4.3. Ребята, вспомните человека, о котором мы с вами говорили ранее на уроках, изучая эту тему, которого мы можем назвать настоящим человеком, преподавателем, человеком, у которого есть совесть, и кто выполнил свой долг. (Это Януш Корчаг).

4.5. Поработайте в группах и назовите героев, которые выполнили свой долг перед Родиной? Кратко расскажите об одном из них. (Например, А.Покрышкин, герои-молодогвардейцы, герои-афганцы, Герой России Иван Ануреев – наш земляк и т.д.) Молодцы!

В нашей повседневной жизни тоже много настоящих людей, которые выполняют свой долг. Люди без совести не смогли бы это сделать.

Значит, долг и совесть взаимосвязаны.

5.Поиск знаний в новой ситуации .

5.1. Возьмите у себя на парте лист №2. Это клоуз – тест (ПРИЛОЖЕНИЕ №3).

Ознакомьтесь в группах с Правилами работы с клоуз-тестом и выполните задание.

5.2. Проверим. Перед вами на парте лежат уже приготовленные карточки со словами. Я вам называю цифру, а вы должны поднять карточку со словом, которое вставили в предложение.

Группа, которая выполнила задание верно, читает текст.

Из данного текста делаем вывод, что добро – это то, что служит сохранению и развитию жизни, а зло – это противоположность добру (то, что уничтожает жизнь).

6. Контроль усвоения знаний.

6.1. Вернёмся к началу урока. (слайд с пословицами). Верны ли эти пословицы, или что-то неверно? (Дети отвечают, высказывают своё мнение, приходят к выводу, что пословицы верны, они живут в веках, в них видна необыкновенная полнота народного ума, выражена народная мудрость в поучительной форме)

6.2. Рефлексия:

Думаю, что эти понятия вы запомните. Нужно помнить, что зло коварно, оно может привести к плохим (иногда непоправимым) последствиям (это войны, конфликты, ссоры), добро отражает наше стремление к человечности, гуманизму. Долг придает человеку стойкость, делает его поступки осознанными. А совесть все это контролирует!

Цель урока: Сформировать преставление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

– определение понятий “добро”, “зло”, “долг”, “совесть”;

– что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;

– что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми.

– характеризовать критерии морального поведения;

– доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора4

– обосновать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиций морально-этических категорий добра и зла;

– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;

– участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.

Ход урока

1 этап: актуализация

Слайд №1: изображение города с Мастером

Учитель начинает урок с притчи “Бабочка”:

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

Слайд №2: изображение бабочки на ладони

– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А сохранение ее жизни? (это добро)

Слайд №3: слова: “добро” и “зло”

– Это и будет темой нашего урока: “Добро и зло. Долг и совесть”.

Учитель открывает доску, на которой нарисованы человечки (добрый и злой). Дает задание ученикам: написать рядом характеристики, составляющие понятия “добра” и “зла”,озвучивая их всему классу. После этого предлагает следующее задание:

– Попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям “добро” и “зло”.

Слайд №4: определение понятий “добро”, “зло”

Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека.

2 этап: постановка проблемы

– Итак, мы провели четкую границу между добром и злом. А в жизни всегда ли возможно провести эту границу? (ответы детей)

– Я предлагаю вам посмотреть эпизод фильма Алексея Германа “Проверка на дорогах”.

Слайд №5: сюжет фильма “Проверка на дорогах”.

На фоне сюжета без звука учитель комментирует:

– Партизаны получили задание взорвать мост вместе с немецким эшелоном с военной техникой и боеприпасами, направляющийся к линии фронта. Во время операции они столкнулись с непредвиденными обстоятельствами: под мостом проплывала баржа с русскими военнопленными. Что же делать? Взрывать или не взрывать?! Проблема выбора.

– Как вы думаете, как поступили партизаны? Взорвали они мост, под которым проплыла баржа с советскими военнопленными?

– Как бы вы поступили на их месте и почему?

– В данной ситуации можно провести четкую границу между добром и злом?

Слайд №6: проблемный вопрос

– Итак, главный вопрос урока:

Как определить позицию добра в отсутствии четкой грани между добром и злом?

3 этап: решение проблемы

– Поиск ответа сложен, потому что вопрос труден. Универсального ответа на него нет. Предлагаю вам поработать сообща в режиме мозгового штурма.

Слайд №7: правила мозгового штурма

  • Предложения краткие
  • Критика запрещена
  • Все идеи фиксируются
  • Фантазия приветствуется
  • Идеи лишаются авторства

– Я вам предлагаю посмотреть фрагмент фильма “Катынь” Анджея Вайды, который посвящен трагическим событиям 1940 года – расстрелу польских офицеров в смоленской деревеньке Катынь. Именно туда летел самолет польского президента Леха Качиньского. Эпизод фильма повествует о попытке жены одного из офицеров спасти своего мужа из плена. Снова ситуация выбора. Попробуйте понять и высказать свое мнение: почему офицер делает именно такой выбор?

Слайд №8: сюжет фильма “Катынь”

4 этап: моделирование понятия “совесть”

Слайд №9: портреты мыслителей

– Так что же такое “совесть”? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

ОРКСЭ Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

ВложениеРазмер
urok_pravoslavnoy_kultury.docx 19.77 КБ

Предварительный просмотр:

Основы православной культур

Учитель высшей категории

МБОУ-СОШ №68 им. Долгих Н.И.

Добро и зло. Совесть и раскаяние

Цель урока: Сформировать преставление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

  1. Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
  2. Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
  3. Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.
  1. Актуализация знаний.
  2. Изучение нового материала.
  3. Рефлексия деятельности.

Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.

  1. определение понятий “добро”, “зло”, “долг”, “совесть”;
  2. что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;
  3. что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми.
  1. характеризовать критерии морального поведения;
  2. находить пути исправления ошибок;
  3. доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора
  4. обосновать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиций морально-этических категорий добра и зла;
  5. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;
  6. участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.

1 этап: актуализация

Слайд №2: изображение города с Мастером

Учитель начинает урок с притчи “Бабочка”:

– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:

Слайд №3: изображение бабочки на ладони

– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?

Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:

– Все в твоих руках…

– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).

– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)

– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)

– А сохранение ее жизни? (это добро)

Слайд №4: слова: “добро” и “зло”

– Это и будет темой нашего урока: “Добро и зло. Совесть и раскаяние”.

Учитель открывает доску, на которой нарисованы человечки (добрый и злой). Дает задание ученикам: написать рядом характеристики, составляющие понятия “добра” и “зла”,озвучивая их всему классу. После этого предлагает следующее задание:

– Попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям “добро” и “зло”.

Слайд №5: определение понятий “добро”, “зло”

Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.

Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека. У слова зло в православии есть синоним: грех .

Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех и преступление — не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.

2 этап: постановка проблемы Слайд №7

- Как вы думаете, кто указывает человеку на его грех?

1) милиционер 2 ) совесть

У любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: (твоя же душа .)

3 этап: моделирование понятия “совесть”

– Так что же такое “совесть”?

Чтение текста на стр.36-37

Слайд №9 Отречение Петра

Слайд №10 Христос предсказывает Петру предательство

Слайд №11 Апостол Пётр

Слайд №12: понятие “совесть”

Совесть – это внутреннее ощущение человеком добра и зла. Это внутренний советчик и судья.

5 этап: рефлексия

2. Какие два важнейших дела у совести?

3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа .

4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?

5. Каковы этапы покаянных действий?

6.Какой момент урока был самым запоминающим для вас?

- Сегодняшний урок я хочу завершить словами Булата Окуджавы

Слайд №18: портрет Б.Окуджавы

Совесть. Благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но ты будешь жить как человек.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

Предмет:обществознание

Составитель учитель начальных классов КисельЛюдмила Васильевна

Цель урока: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.

1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.

2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.

3.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.

4. воспитывать ценностное отношение к людям.

Тип урока: Урок открытия нового знания

Организационный момент. Здравствуйте.

Проверка домашнего задания (тест). Взаимопроверка.

1.Мораль относится к __________сфере

А) политической; б) экономической; в) духовной; г) социальной.

2. Духовная культура – это…

а) предметы материального мира

г) традиции и обычаи

3. Правила поведения человека в обществе определяют …

а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы г) правила гигиены.

4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:

а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу

в) умение говорить правду г) уважение к родителям.

5.Выберите признаки, характерные для морали:

А) общеобязательность; б) формальное оформление;

в) общественное осуждение; г) государственное принуждение;

д) неформальность; е) связь с религиозными нормами

III. Актуализация

- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Бориса Кочеткова

Мы часто произносим слово СОВЕСТЬ,
соединив его с поступком, но
соединив, тем самым оценили,
что сделано в поступке ТО.

Вот лес горит! Его чиновник
гуляет где-нибудь в горах
или на море отдыхает,
долг, превратив свой в пыль и прах.

И долг и совесть. Эти чувства
созвучны мерою одной.
Без совести нет долга, нет и чувства,
что ты ответственен перед страной.

Рабочий, фермер, служащий, чиновник
и даже в ранге олигарх
на сделку с совестью не ставьте фишку
предавший совесть и страну предаст.

В России долг всегда ценился,
был выше почестей, наград,
был выше смерти, равен жизни,
о том названья эти говорят:
Бородино - 1812 год;
Крейсер "Варяг" 1904 год
Сталинград - 1942 год.

- Хорошо. Спасибо. Сегодня на уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали – долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.

откройте учебник стр. 64 и 70 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок:

Продолжая знакомство с категориями нравственности, выяснить, что такое долг и что такое совесть.

Раскрыть суть общественного и морального долга.

- Что же такое долг? Как его определить?

Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:

- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.

- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.

- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.

- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.

Беседа по притче

- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями?

-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)

- Чему научила Вас притча о долге?

- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И в будущем, когда они будут стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.

Работа со словарями. (найти толовые словари)

ДОЛГ понятие – это категория этики, выражающая осознанную внутреннюю ответственность отдельного индивида, а так же группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них нравственной задачей.

Физкультминутка:

- Сегодня мы немало времени говорили о долге. При том нужно подчеркнуть одно очень существенное обстоятельство: исполнение долга, как его оценивать и контролировать? Возможно нет никакого контроля, какого ваше мнение? (Ответ учеников)

- Верно, контроль есть. И даже два вида. Скажите мне, пожалуйста, каким образом человек может контролировать выполнение долга? (ответы детей)

Правильно, контроль общества это внешний контроль и самоконтроль человека, т.е. внутренний контроль его совесть.

- Совесть это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.

Так что же такое совесть? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевые слова-синонимы из афоризма, запишите не на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.

Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.

2. Честь- это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.

3. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.

4. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке, охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.

5. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.

Генри Луис Менкен

6. Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.

7. Самое лучшее украшение – чистая совесть

- Я предлагаю вам сравнить понятие совесть, приведенное в словаре Ожегова: Совесть – это способность человека, как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение.

- как видите, это определение сопоставимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Цицерон, Бальзак и другие.

Работа в группах.

- У вас на столах лежит конверт, в нем вы найдете разные правила, постарайтесь выбрать из них те правила, которые относятся к совестливому человеку. (Приложение 1)

- Ребята, скажите, в какой форме вы сейчас будете работать? Вы помните правила работы в группах? Давайте освежим эти правила в своей памяти. Как только ваша группа закончит работу, сразу подайте знак.

После завершения работы, руководитель от каждой группы вывешивает свои правила на доску и зачитывает их.

- А сейчас после того, как вы составили правила совестливого человека, я хочу предложить каждой группе по одной ситуации, послушав которую вы должны посовещавшись в группах сказать, как вы поступите в данной ситуации.

У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?

Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил ни кому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?

Вы нашли чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему на всю жизнь бы хватило. Но в кошельке оказалась визитка хозяина. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия

- Ребята, скажите, что подсказывало вам в момент обсуждения сделать правильный выбор? (Ответы детей)

- Выслушав ваши высказывания и заслушав правила, которые вы сейчас озвучили я понимаю, что вы хорошо усвоили, что значит, жить в чистой совестью.

Перед вами на партах лежат бумажные заготовки в виде белых облаков, на облаках белых, как чистая совесть, напишите, какой вы совершили поступок, руководствуясь своей совестью.

Теперь я предлагаю вам, вывесить свои облака со своими поступками рядом с нашими правилами.

- Что у нас получилось?

- Объединяя все ваши поступки, читая наши правила, мы создали по символ, на котором держится весь мир – это символ совести.

- Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак) Покажите, где на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? В самом начале на мизинце

Какой надежный щит поставить на пути зла? Положительные качества человека.

Запишите домашнее задание:

обязательный уровень: Работа с текстом учебника параграф 8. Ответить на вопросы.

творческая работа по выбору:

*найти и красочно оформить: - пословицы о совести и долге

Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Все в ваших руках!

Читайте также: