Добро и зло долг и совесть конспект
Обновлено: 05.07.2024
Автор: Чумова Оксана Дмитриевна
Населенный пункт: Новосибирская обл., Ордынский р-н, с. Усть-Луковка
Предмет: обществознание
Класс: 8
Учебник: Обществознание. 8 класс: учеб. для общеобразоват. организаций/ Л.Н.Боголюбов, Н.И. Городецкая. Л.Ф. Иванова и др./; под редак. Л.Н.Боголюбова, – М. Просвещение, 2018.
Тип урока: комбинированный
Цель урока: закрепить знания основных понятий – долг, совесть, добро и зло – важнейших морально – этических регуляторов поведения человека через использование различных видов и приемов учебной деятельности, направленных на формирование учебных умений и навыков.
Задачи урока:
1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющиеся знания и жизненный опыт.
2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.
3.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.
4. Воспитывать чувство ответственности и долга перед людьми и Родиной.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
Проявление в конкретных ситуациях доброжелательности, доверия, внимания, помощи.
Развитие этических чувств (вины, совести как регуляторов поведения).
Проявление заинтересованности не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всем классом.
Выражение положительного отношения к процессу познания.
Адекватное понимание причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Воспитание чувства взаимоуважения.
Метапредметные результаты:
Познавательные:
установление причинно-следственной связи и зависимости между объектами; получение необходимой информации;
формирование умений сравнивать , обобщать факты и понятия;
развитие у учащихся самостоятельности, внимательности при поиске ошибок.
Коммуникативные:
слушание друг друга;
понимание позиции партнера , в том числе и отличную от своей; согласование действий с партнером.
Регулятивные:
планирование цели и способов взаимодействия; прием и сохранение учебной задачи;
учитывание выделенных учителем ориентиров действия;
овладение приемами контроля и самоконтроля усвоения изученного.
Предметные результаты
Формирование основ правосознания для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения.
Научатся осваивать приемы работы с социально значимой информацией, её осмыслять; развивать способности делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки социальным событиям и процессам.
Приобретение теоретических знаний и опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной активной позиции в общественной жизни, для решения типичных задач в области социальных отношений, адекватных возрасту.
Получат возможность научиться работать с текстом учебника, анализировать текст.
Научатся высказывать собственное мнение, суждение; научаться определять понятия, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме.
Продолжат формировать умения выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа.
Оборудование: материалы на бумажных носителях для работы (тексты, клоуз – тест и т.д.), учебники по обществознанию.
Актуальность данной работы заключается в том, чтобы создать продукт (методическую разработку по обществознанию) в соответствии с требованиями ФГОС.
Проведена проверка текста на уникальность (без аннотации и приложений).
Ход урока
1.Организационный этап:
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
2.Создание проблемной ситуации:
- Посмотрите на слайд, что вы видите? (Пословицы)
1. …(Долг) платежом красен. В…(долгу),что в море: ни дна, ни берегов.
2. …(Совесть) без зубов, а грызет. …(совесть) – это голос, звучащий внутри нас.
3. Худо тому, кто …(добра) не делает никому.
4. Гнев и … (зло) – братья родные.
-Вспомним эти пословицы и вставим недостающие слова (Учащиеся называют эти слова, появляется слайд с полными пословицами).
-Как вы понимаете эти пословицы?
-Есть ли в них что-то общее? (они регулируют поведение человека, являются регуляторами Морали)
-Что такое мораль? (Учащиеся формулируют определение: мораль – это особые духовные правила, регулирующие поведение человека, его отношение к другим людям, к окружающей среде с позиций добра и зла.)
-Вам эти термины знакомы, поэтому сформулируйте задачу урока (учащиеся формулируют задачи урока).
3.Целеполагание:
Закрепить понятия: долг и совесть, добро и зло, научиться соотносить собственное поведения и поступки других людей с нормами морали на примере конкретных жизненных ситуаций.
4.Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
Для работы на уроке у нас сформировано 4 группы.
4.1. На парте у вас лежат 2 текста (1 и 2). Возьмите лист №1 (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) Это текст-размышление о долге и совести кандидата педагогических наук Ивановой Валентины Федоровны, она является автором учебников по истории и обществознанию. Сначала познакомимся с текстом, прочитаем его вслух. Выполняем задания, которые даны после текста. (Дети работают в группах с текстом, выполняя задания после текста, план записывают).
4.2. Проверка выполнения задания в группах. Каждая группа представляет свою работу, идёт корректировка планов.
4.3. Ребята, вспомните человека, о котором мы с вами говорили ранее на уроках, изучая эту тему, которого мы можем назвать настоящим человеком, преподавателем, человеком, у которого есть совесть, и кто выполнил свой долг. (Это Януш Корчаг).
4.5. Поработайте в группах и назовите героев, которые выполнили свой долг перед Родиной? Кратко расскажите об одном из них. (Например, А.Покрышкин, герои-молодогвардейцы, герои-афганцы, Герой России Иван Ануреев – наш земляк и т.д.) Молодцы!
В нашей повседневной жизни тоже много настоящих людей, которые выполняют свой долг. Люди без совести не смогли бы это сделать.
Значит, долг и совесть взаимосвязаны.
5.Поиск знаний в новой ситуации .
5.1. Возьмите у себя на парте лист №2. Это клоуз – тест (ПРИЛОЖЕНИЕ №3).
Ознакомьтесь в группах с Правилами работы с клоуз-тестом и выполните задание.
5.2. Проверим. Перед вами на парте лежат уже приготовленные карточки со словами. Я вам называю цифру, а вы должны поднять карточку со словом, которое вставили в предложение.
Группа, которая выполнила задание верно, читает текст.
Из данного текста делаем вывод, что добро – это то, что служит сохранению и развитию жизни, а зло – это противоположность добру (то, что уничтожает жизнь).
6. Контроль усвоения знаний.
6.1. Вернёмся к началу урока. (слайд с пословицами). Верны ли эти пословицы, или что-то неверно? (Дети отвечают, высказывают своё мнение, приходят к выводу, что пословицы верны, они живут в веках, в них видна необыкновенная полнота народного ума, выражена народная мудрость в поучительной форме)
6.2. Рефлексия:
Думаю, что эти понятия вы запомните. Нужно помнить, что зло коварно, оно может привести к плохим (иногда непоправимым) последствиям (это войны, конфликты, ссоры), добро отражает наше стремление к человечности, гуманизму. Долг придает человеку стойкость, делает его поступки осознанными. А совесть все это контролирует!
Цель урока: Сформировать преставление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
– определение понятий “добро”, “зло”, “долг”, “совесть”;
– что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;
– что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми.
– характеризовать критерии морального поведения;
– доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора4
– обосновать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиций морально-этических категорий добра и зла;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;
– участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.
Ход урока
1 этап: актуализация
Слайд №1: изображение города с Мастером
Учитель начинает урок с притчи “Бабочка”:
– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
Слайд №2: изображение бабочки на ладони
– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках…
– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).
– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)
– А сохранение ее жизни? (это добро)
Слайд №3: слова: “добро” и “зло”
– Это и будет темой нашего урока: “Добро и зло. Долг и совесть”.
Учитель открывает доску, на которой нарисованы человечки (добрый и злой). Дает задание ученикам: написать рядом характеристики, составляющие понятия “добра” и “зла”,озвучивая их всему классу. После этого предлагает следующее задание:
– Попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям “добро” и “зло”.
Слайд №4: определение понятий “добро”, “зло”
Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.
Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека.
2 этап: постановка проблемы
– Итак, мы провели четкую границу между добром и злом. А в жизни всегда ли возможно провести эту границу? (ответы детей)
– Я предлагаю вам посмотреть эпизод фильма Алексея Германа “Проверка на дорогах”.
Слайд №5: сюжет фильма “Проверка на дорогах”.
На фоне сюжета без звука учитель комментирует:
– Партизаны получили задание взорвать мост вместе с немецким эшелоном с военной техникой и боеприпасами, направляющийся к линии фронта. Во время операции они столкнулись с непредвиденными обстоятельствами: под мостом проплывала баржа с русскими военнопленными. Что же делать? Взрывать или не взрывать?! Проблема выбора.
– Как вы думаете, как поступили партизаны? Взорвали они мост, под которым проплыла баржа с советскими военнопленными?
– Как бы вы поступили на их месте и почему?
– В данной ситуации можно провести четкую границу между добром и злом?
Слайд №6: проблемный вопрос
– Итак, главный вопрос урока:
Как определить позицию добра в отсутствии четкой грани между добром и злом?
3 этап: решение проблемы
– Поиск ответа сложен, потому что вопрос труден. Универсального ответа на него нет. Предлагаю вам поработать сообща в режиме мозгового штурма.
Слайд №7: правила мозгового штурма
- Предложения краткие
- Критика запрещена
- Все идеи фиксируются
- Фантазия приветствуется
- Идеи лишаются авторства
– Я вам предлагаю посмотреть фрагмент фильма “Катынь” Анджея Вайды, который посвящен трагическим событиям 1940 года – расстрелу польских офицеров в смоленской деревеньке Катынь. Именно туда летел самолет польского президента Леха Качиньского. Эпизод фильма повествует о попытке жены одного из офицеров спасти своего мужа из плена. Снова ситуация выбора. Попробуйте понять и высказать свое мнение: почему офицер делает именно такой выбор?
Слайд №8: сюжет фильма “Катынь”
4 этап: моделирование понятия “совесть”
Слайд №9: портреты мыслителей
– Так что же такое “совесть”? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевое слово-синоним из афоризма, запишите на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.
ОРКСЭ Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть - важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Вложение | Размер |
---|---|
urok_pravoslavnoy_kultury.docx | 19.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Основы православной культур
Учитель высшей категории
МБОУ-СОШ №68 им. Долгих Н.И.
Добро и зло. Совесть и раскаяние
Цель урока: Сформировать преставление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
- Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
- Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных ситуациях с учетом своего индивидуального познавательного стиля.
- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.
- Актуализация знаний.
- Изучение нового материала.
- Рефлексия деятельности.
Тип учебного занятия: урок комплексного применения знаний, умений и навыков.
- определение понятий “добро”, “зло”, “долг”, “совесть”;
- что человеческое поведение определяется моральными требованиями, конкретными обстоятельствами, в которых протекает его жизнь;
- что, благодаря пониманию своего долга перед окружающими, человек осознает свою ответственность перед людьми.
- характеризовать критерии морального поведения;
- находить пути исправления ошибок;
- доказывать, что человек всегда находится в ситуации морального выбора
- обосновать моральный выбор в ситуации неопределенности с позиций морально-этических категорий добра и зла;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для нравственной оценки конкретных поступков людей и своих собственных;
- участвовать в моделировании ситуации в реальной жизни.
1 этап: актуализация
Слайд №2: изображение города с Мастером
Учитель начинает урок с притчи “Бабочка”:
– Давным-давно в старинном городе жил Мастер, окруженный учениками. Самый способный из них однажды задумался: “А есть ли вопрос, на который наш мастер не смог бы дать ответ?” Он пошел на цветущий луг, поймал самую красивую бабочку и спрятал ее между ладонями. Улыбаясь, он подошел к мастеру и спросил:
Слайд №3: изображение бабочки на ладони
– Скажите. Какая бабочка у меня в руках: живая или мертвая?
Он крепко держал бабочку в сомкнутых ладонях и был голов в любое время сжать их ради своей истины. Не глядя на руки ученика, Мастер ответил:
– Все в твоих руках…
– Скажите, пожалуйста, так что же в руках мальчика? (жизнь бабочки).
– Как вы думаете, какой выбор сделает мальчик? (или убить или отпустить)
– Как можно оценить убийство бабочки? (это зло)
– А сохранение ее жизни? (это добро)
Слайд №4: слова: “добро” и “зло”
– Это и будет темой нашего урока: “Добро и зло. Совесть и раскаяние”.
Учитель открывает доску, на которой нарисованы человечки (добрый и злой). Дает задание ученикам: написать рядом характеристики, составляющие понятия “добра” и “зла”,озвучивая их всему классу. После этого предлагает следующее задание:
– Попробуем, исходя из этих характеристик, дать определение понятиям “добро” и “зло”.
Слайд №5: определение понятий “добро”, “зло”
Добро – это все то, что способствует улучшению жизни, возвышению личности, совершенствованию общества.
Зло – это все то, что противоположно добру, что губит душу человека. У слова зло в православии есть синоним: грех .
Грех – это недоброе чувство, мысль или дело. Грех и преступление — не одно и то же. Всякое преступление есть грех, но государство не всякий грех считает преступлением.
2 этап: постановка проблемы Слайд №7
- Как вы думаете, кто указывает человеку на его грех?
1) милиционер 2 ) совесть
У любого твоего недоброго поступка всегда есть свидетель: (твоя же душа .)
3 этап: моделирование понятия “совесть”
– Так что же такое “совесть”?
Чтение текста на стр.36-37
Слайд №9 Отречение Петра
Слайд №10 Христос предсказывает Петру предательство
Слайд №11 Апостол Пётр
Слайд №12: понятие “совесть”
Совесть – это внутреннее ощущение человеком добра и зла. Это внутренний советчик и судья.
5 этап: рефлексия
2. Какие два важнейших дела у совести?
3. Связаны ли между собой два выражения: бессовестный человек и мертвая душа .
4. Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?
5. Каковы этапы покаянных действий?
6.Какой момент урока был самым запоминающим для вас?
- Сегодняшний урок я хочу завершить словами Булата Окуджавы
Слайд №18: портрет Б.Окуджавы
Совесть. Благородство и достоинство –
Вот оно, святое наше воинство.
Протяни ему свою ладонь.
За него не страшно и в огонь. Лик его высок и удивителен.
Посвяти ему свой краткий век.
Может и не станешь победителем,
Но ты будешь жить как человек.
Сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
Предмет:обществознание
Составитель учитель начальных классов КисельЛюдмила Васильевна
Цель урока: сформировать представление учащихся о том, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения человека.
1.Создать условия (содержательные, организационные и методические) для расширения у школьников образного представления о морально-этических понятиях “добро”, “зло”, “долг”, “совесть” с опорой на имеющие знания и жизненный опыт.
2.Обеспечить развитие умений самостоятельно применять знания в разнообразных жизненных ситуациях.
3.Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности на уроке.
4. воспитывать ценностное отношение к людям.
Тип урока: Урок открытия нового знания
Организационный момент. Здравствуйте.
Проверка домашнего задания (тест). Взаимопроверка.
1.Мораль относится к __________сфере
А) политической; б) экономической; в) духовной; г) социальной.
2. Духовная культура – это…
а) предметы материального мира
г) традиции и обычаи
3. Правила поведения человека в обществе определяют …
а) моральные нормы б) законы природы в) технические нормы г) правила гигиены.
4. Выберите из предложенного списка те поступки, которые общество одобряет с точки зрения добра и зла:
а) неопрятность б) нежелание выполнять домашнюю работу
в) умение говорить правду г) уважение к родителям.
5.Выберите признаки, характерные для морали:
А) общеобязательность; б) формальное оформление;
в) общественное осуждение; г) государственное принуждение;
д) неформальность; е) связь с религиозными нормами
III. Актуализация
- Послушайте, пожалуйста, стихотворение Бориса Кочеткова
Мы часто произносим слово СОВЕСТЬ,
соединив его с поступком, но
соединив, тем самым оценили,
что сделано в поступке ТО.
Вот лес горит! Его чиновник
гуляет где-нибудь в горах
или на море отдыхает,
долг, превратив свой в пыль и прах.
И долг и совесть. Эти чувства
созвучны мерою одной.
Без совести нет долга, нет и чувства,
что ты ответственен перед страной.
Рабочий, фермер, служащий, чиновник
и даже в ранге олигарх
на сделку с совестью не ставьте фишку
предавший совесть и страну предаст.
В России долг всегда ценился,
был выше почестей, наград,
был выше смерти, равен жизни,
о том названья эти говорят:
Бородино - 1812 год;
Крейсер "Варяг" 1904 год
Сталинград - 1942 год.
- Хорошо. Спасибо. Сегодня на уроке в центре внимания будут два понятия, выражающие самую суть морали – долг и совесть. Именно благодаря осознанию своего долга перед окружающими и голосу внутреннего самоконтроля – совести – человек познаёт самого себя и свою неразрывную связь с другими людьми, свою ответственность перед ними.
откройте учебник стр. 64 и 70 прочитайте вопросы к параграфу, названия пунктов и попробуйте сами поставить задачи на урок:
Продолжая знакомство с категориями нравственности, выяснить, что такое долг и что такое совесть.
Раскрыть суть общественного и морального долга.
- Что же такое долг? Как его определить?
Один плотник, сколько бы ни зарабатывал, довольствовался малым и делал мало расходов. Сосед однажды спросил его:
- Ты зарабатываешь много, но куда ты деваешь своё богатство? У тебя ничего особенного не видно.
- Одной частью своих заработков я расплачиваюсь с долгами, а другую часть отдаю в долг под проценты, - ответил мастер.
- Не может быть, чтобы у тебя были долги, и я не слышал, чтобы ты давал кому- нибудь в долг, - возразил сосед.
- Если я даю деньги родителям, то считаю, что я расплачиваюсь с долгами, а те деньги, что расходую на обучение и содержание своих детей, считаю, что отдаю в долг под проценты. Когда дети вырастут, а мы с женой состаримся, то разве не возвратят они нам долга? – сказал мастер.
Беседа по притче
- Согласны ли вы с тем, что дети в долгу перед своими родителями?
-Если человек не заботится о своих родителях, оказывает ли это какое-нибудь влияние на его собственных детей? (Ответы детей)
- Чему научила Вас притча о долге?
- От наших родителей мы получили величайший и бесценный дар – жизнь. Они вскормили и вырастили нас, не жалея ни сил, ни любви. И в будущем, когда они будут стары и больны, наш долг – вылечить и выходить их.
Работа со словарями. (найти толовые словари)
ДОЛГ понятие – это категория этики, выражающая осознанную внутреннюю ответственность отдельного индивида, а так же группы лиц, класса, народа в конкретных социальных условиях и ситуациях, становящаяся для них нравственной задачей.
Физкультминутка:
- Сегодня мы немало времени говорили о долге. При том нужно подчеркнуть одно очень существенное обстоятельство: исполнение долга, как его оценивать и контролировать? Возможно нет никакого контроля, какого ваше мнение? (Ответ учеников)
- Верно, контроль есть. И даже два вида. Скажите мне, пожалуйста, каким образом человек может контролировать выполнение долга? (ответы детей)
Правильно, контроль общества это внешний контроль и самоконтроль человека, т.е. внутренний контроль его совесть.
- Совесть это глубокое осознание своего долга и ответственности, внутренний моральный самоконтроль и самооценка человека.
Так что же такое совесть? Перед вами афоризмы (на листочках), посвященные этому понятию. Выберите ключевые слова-синонимы из афоризма, запишите не на полоску бумаги и поместите на магнитную доску.
Совесть – это постоянный нравственный самоанализ. Признание ошибок перед собой и людьми – единственно доступный путь каждого человека и всего общества.
2. Честь- это внешняя совесть. Совесть – это внутренняя честь.
3. Совесть – это, в основном память, к которой присоединяется моральная оценка совершённого.
4. Я полагаю, что совесть – это страх, в каждом отдельном человеке, охраняющий правила, которые общество выработало для своей безопасности.
5. Совесть – это внутренний голос, предупреждающий о том, что за нами кто-то следит.
Генри Луис Менкен
6. Наша совесть – судья непогрешимый, пока мы не убили ее.
7. Самое лучшее украшение – чистая совесть
- Я предлагаю вам сравнить понятие совесть, приведенное в словаре Ожегова: Совесть – это способность человека, как нравственного существа формулировать моральные обязательства, требовать от себя их выполнения. Контролировать и оценивать свое поведение.
- как видите, это определение сопоставимо с теми, которые предлагают нам Шопенгауэр, Цицерон, Бальзак и другие.
Работа в группах.
- У вас на столах лежит конверт, в нем вы найдете разные правила, постарайтесь выбрать из них те правила, которые относятся к совестливому человеку. (Приложение 1)
- Ребята, скажите, в какой форме вы сейчас будете работать? Вы помните правила работы в группах? Давайте освежим эти правила в своей памяти. Как только ваша группа закончит работу, сразу подайте знак.
После завершения работы, руководитель от каждой группы вывешивает свои правила на доску и зачитывает их.
- А сейчас после того, как вы составили правила совестливого человека, я хочу предложить каждой группе по одной ситуации, послушав которую вы должны посовещавшись в группах сказать, как вы поступите в данной ситуации.
У вас есть 100 рублей, которые вы накопили, чтобы купить подарок на Новый год своей маме. Придя утром в школу, вы узнаете, что у вашего одноклассника случилось несчастье. Ночью произошел пожар и у него сгорел дом и все, что было в доме. Учитель предложил помочь семье одноклассника кто, чем может. Как вы поступите в данной ситуации?
Вы с другом нашли в школе в коридоре сотовый телефон. Друг предложил ни кому не говорить о находке, а телефон оставить себе. Ваши действия?
Вы нашли чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему на всю жизнь бы хватило. Но в кошельке оказалась визитка хозяина. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Ваши действия
- Ребята, скажите, что подсказывало вам в момент обсуждения сделать правильный выбор? (Ответы детей)
- Выслушав ваши высказывания и заслушав правила, которые вы сейчас озвучили я понимаю, что вы хорошо усвоили, что значит, жить в чистой совестью.
Перед вами на партах лежат бумажные заготовки в виде белых облаков, на облаках белых, как чистая совесть, напишите, какой вы совершили поступок, руководствуясь своей совестью.
Теперь я предлагаю вам, вывесить свои облака со своими поступками рядом с нашими правилами.
- Что у нас получилось?
- Объединяя все ваши поступки, читая наши правила, мы создали по символ, на котором держится весь мир – это символ совести.
- Поднимите руку. Вот пять пальцев. С чего начинается зло? Вы впустили его в себя. Это – первый пальчик. Вы начинаете взращивать его в себе. Это второй пальчик. Постепенно зло достигает вершины. А дальше все быстро – стремительное падение человека. Зло стало управлять человеком. И вот он уже во власти зла. (Сжать пальцы в кулак) Покажите, где на каком этапе, надо было остановить зло, чтобы не дать ему разгореться? В самом начале на мизинце
Какой надежный щит поставить на пути зла? Положительные качества человека.
Запишите домашнее задание:
обязательный уровень: Работа с текстом учебника параграф 8. Ответить на вопросы.
творческая работа по выбору:
*найти и красочно оформить: - пословицы о совести и долге
Будьте честными и добрыми людьми. Наши добрые дела в итоге составляют счастье. Будьте счастливы! Все в ваших руках!
Читайте также: