Дивизион на марше конспект

Обновлено: 05.07.2024

Быстрота развития и решительность современного боя приво­дят к частым перегруппировкам и маневру частями и подраз­делениями, а следовательно, к передвижению их в самых раз­личных и сложных условиях боевой обстановки.

Марш представляет собой организованное передвижение войск в колоннах по дорогам и колонным путям в целях своевремен­ного их выхода в назначенный район в полной готовности к вы­полнению боевой задачи. Он может совершаться в предвидении вступления в бой с марша или вне угрозы столкновения с против­ником.

Для обеспечения наибольшей скрытности передвижения марш совершается, как правило, ночью или в других условиях ограни­ченной видимости, а в ходе боевых действий и в глубоком тылу своих войск и днем.

В любых условиях подразделения должны прибыть в назна­ченный район своевременно и в полной боевой готовности.

Батарея (взвод) совершает марш, как правило, в составе по­ходной колонны артиллерийской или общевойсковой части (под­разделения) с дистанциями между подразделениями и маши­нами до 50 м. При движении по пыльным дорогам и в других ус­ловиях ограниченной видимости, в гололед и по дорогам, имею­щим крутые подъемы, спуски и повороты, а также при преодоле­нии зон радиоактивного заражения дистанции между машинами увеличиваются.

В предвидении вступления в бой с марша батарея, придан­ная общевойсковому подразделению, может следовать в составе головной (боковой) походной заставы, в авангарде (боковом от­ряде) или в колонне главных сил части.

Батарея истребительно-противотанковой артиллерии (батарея ПТУРС) следует, как правило, за авангардом. На марше вне угрозы столкновения с наземным противником батарея следует в составе колонны своей части (подразделения).

Орудие (миномет, боевая машина, установка ПТУРС) обычно совершает марш в походном строю своей батареи (взвода) в ука­занном ему месте, которое оно не имеет права оставить без раз­решения командира взвода (батареи).

Скорость движения при совершении марша и величина суточ­ного перехода зависят от поставленной задачи, подготовленности и втянутости водителей, вида и технического состояния средств тяги и материальной части артиллерии, а также от состояния до­рог, погоды, времени года и суток.

Средняя скорость движения по дорогам может быть: для сме­шанных колонн (гусеничных и колесных машин) ночью—15— 20 км/ч, днем — 20—30 км/ч; для колонн колесных машин ночью — 25—30 км/ч, днем — 30—40 км/ч.

При совершении марша в горах, пустынях, северных районах и лесисто-болотистой местности, а также зимой средняя скорость движения в зависимости от условий обстановки может уменьшать­ся. Так, при совершении марша в горах, на участках с крутизной подъемов и спусков в 10° и более скорость движения автомобилей не превышает 10—15 км/ч, гусеничных тягачей—10 км/ч.

Снежный покров также затрудняет движение. Скорость движе­ния автомобилей снижается уже при глубине снега в 10—15 см, а при толщине снежного покрова свыше 30 см движение автомо­билей без проведения специальных мероприятий невозможно.

Для повышения проходимости автомобилей и артиллерийских тягачей по глубокому снегу и преодоления скользких подъемов и спусков на колеса автомобилей надевают цепи, на гусеничные тя­гачи — шпоры.

На каждый автомобиль должны быть заготовлены маты и фа­шины. Подразделения должны иметь заранее подготовленные при­способления для торможения машин и материальной части, а также средства для преодоления крутых подъемов и спусков.

На особо крутых подъемах материальная часть буксируется на тросах, а спуск производится на малых скоростях с применением тормозов.

Средняя скорость движения при совершении марша не озна­чает, что подразделения будут двигаться с этой скоростью на про­тяжении всего маршрута; на различных участках маршрута скорости движения в зависимости от конкретных условий будут различными. Во всех случаях марш должен совершаться с макси­мально возможной в данных условиях скоростью движения.

Для проверки состояния материальной части, тягачей и ма­шин, их технического обслуживания, устранения неисправностей и дозаправки, а также для сохранения сил личного состава на­значаются привалы: через 3—4 ч движения продолжительностью до 1 ч и один привал для приема пищи продолжительностью до 2 ч во второй половине суточного перехода.

При совершении марша на большие расстояния, кроме прива­лов, назначается дневной (ночной) отдых.

На марше орудие (миномет, боевая машина, установка

ПТУРС) должно быть в постоянной готовности к немедленному развертыванию для борьбы с противником. Чтобы лучше выпол­нить поставленную задачу, командир расчета должен своевремен­но подготовить свой расчет и материальную часть к совершению марша.

Командир расчета при подготовке к маршу обязан:

— изучить с личным составом задачу, сигналы управления и оповещения и порядок действий по этим сигналам;

— лично проверить исправность и подготовить к маршу ору­дие (миномет), тягач (машину), приборы и имущество;

— подготовить боеприпасы, запасные части, инструмент и при­надлежность;

— назначить наблюдателей за сигналами, устранить все за­меченные недочеты.

Если какие-либо неисправности силами подчиненного личного состава устранить нельзя, то командир расчета должен немедлен­но доложить об этом командиру взвода.

При осмотре личного состава командир расчета должен про­верить, нег ли больных, у всех ли исправно оружие, все ли обес­печены необходимыми боеприпасами, средствами защиты от ору­жия массового поражения, запасами продовольствия, воды и белья, у всех ли исправны обувь, обмундирование, снаряжение и хорошо ли они пригнаны.

Зимой следует проверить, одет ли личный состав в теплое белье, теплые портянки и зимнюю одежду. При необходимости следует организовать просушивание обуви и портянок. Командир расчета должен убедиться, все ли знают правила предупреждения обмораживания и умеют ли оказывать при этом помощь постра­давшим. Для предотвращения обмораживания личного состава тя­гач (автомобиль) необходимо оборудовать покрытием, а дно кузова застлать сеном, соломой, мхом или хвойными ветвями.

При подготовке к ночному маршу командир расчета проверяет исправность приборов ночного видения и средств световой маски­ровки тягача (автомобиля), прикрепляет или наносит краской на заднем борту тягача (автомобиля, прицепа), на щите и дульном чехле орудия знаки, хорошо видимые в темноте, чтобы обеспечить безопасность движения колонны. Подготовка к маршу должна быть закончена засветло с таким расчетом, чтобы осталось доста­точно времени для отдыха личного состава.

О готовности орудия к маршу командир орудия в установлен­ное время докладывает командиру взвода.

2. Орудие (миномет, боевая машина, установка ПТУРС) на марше

При совершении марша должен строго соблюдаться установ­ленный порядок движения, особенно скорость движения и ди­станции.

Машинам не разрешается оставлять свои места в колонне, а личному составу высаживаться из машин. Машины должны дви­гаться на установленных дистанциях по правой стороне дороги; левая сторона дороги оставляется свободной для встречного дви­жения и обгона.

Выезд из колонны и обгон без разрешения старшего командира не допускается.

Ночью машины двигаются с использованием приборов ночною видения, светомаскировочных устройств, а при движении на уча­стках местности, просматриваемой противником, и в светлые ночи—с полностью выключенным светом.

Машины, вышедшие из строя, отводятся с дороги на правую сторону. После устранения неисправностей они пристраиваются к проходящей колонне; место в колонне своих подразделений зани­мают только на привале.

Техническую помощь поврежденным автомобилям и тягачам оказывает служба замыкания. В случае невозможности исправле­ния поврежденной машины на месте принимаются меры к ее бук­сировке.

Во время движения командир орудия (миномета, боевой ма­шины, установки ПТУРС) обязан:

— поддерживать постоянную готовность своего расчета к развертыванию и к отражению нападения противника,

— строго поддерживать установленный порядок марша и контролировать выполнение обязанностей наблюдателями;

— нa привалах осматривать материальную часть, боеприпасы, артиллерийский тягач (автомобиль, бронетранспортер) и о заме­ченных неисправностях докладывать командиру взвода;

— при оставлении мест привалов проверять, чтобы личным составом ничего не было оставлено из вооружения, снаряжения и документов.

При нападении наземного противника подразделения по команде (сигналу) своих командиров развертываются и отражают нападение противника огнем орудий (минометов, боевых машин, установок ПТУРС) и из личного оружия.

При одновременном нападении воздушного и наземного про­тивника борьбу с воздушным противником ведет только выделен­ный для этого личный состав, а остальной отражает атаку на­земного противника.

После отражения нападения противника подразделения приво­дятся в порядок и продолжают движение.

Зоны заражения в ходе марша обходятся, а при невозможно­сти обхода преодолеваются на максимальных скоростях с исполь­зованием системы защиты машин и индивидуальных средств за­щиты личного состава.

Частичная специальная обработка проводится после выхода из зоны заражения, а при заражении отравляющими веществами — немедленно. Полная специальная обработка проводится, как пра­вило, в районе дневного (ночного) отдыха или по прибытии в на­значенный район.

При нанесении противником ядерных и химических ударов принимаются меры к восстановлению боеспособности личного со­става и ликвидации последствий ударов. Пораженный личный со­став эвакуируется в ближайшие медицинские пункты.

При применении противником зажигательных средств, а также при вынужденном преодолении пожаров с ходу люки и жалюзи машин и тягачей закрываются. Колонна быстро выводится из района пожара вперед или в наветренную сторону, останавли­вается, организуется оказание первой помощи личному составу, тушение пожара на боевой технике и машинах, после чего про­должается движение.

На привалах построение колонны не нарушается, машины останавливаются на правой обочине дороги на дистанциях, установ­ленных командиром, но не ближе 10 м одна от другой. Личный состав выходит из машин только по команде своих командиров и располагается для отдыха справа от дороги. В машинах остаются радисты командира батареи. Дежурные наблюдатели занимают указанные им места вблизи колонны.

Водители и командиры орудии (минометов, боевых машин, ус­тановок ПТУРС) производят контрольный осмотр машин и мате­риальной части и устраняют неисправности.

3. Орудие (миномет, боевая машина, установка ПТУРС) во встречном бою

Орудие (миномет, боевая машина, установка ПТУРС) во встречном бою действует, как правило, в составе батареи (взво­да). На боевые действия батареи во встречном бою основное влия­ние оказывает быстрое сближение наших подразделении и проти­водействующего противника, крайне ограниченное время для под­готовки к бою, занятия огневых позиции (огневых рубежей) и под­готовки огня.

Действия во встречном бою отличаются быстротой развертыва­ния в боевой порядок, широкой инициативой, смелостью и реши­тельностью всех командиров. Очень важно упредить противника в открытии огня при завязке встречного боя.

Неясность обстановки, стремление обеих сторон захватить инициативу, выход во фланг и тыл, а также стремительное проникновение в бреши, образовавшиеся в результате применения ядерного оружия, приводят к тому, что орудиям (минометам, бое­вым машинам), развернувшимся для стрельбы с закрытой огне­вой позиции, чаше, чем обычно, придется отражать атаки против­ника стрельбой прямой наводкой.

Батарея в предвидении встречного боя может действовать в составе передового отряда, в авангарде или в составе главных сил.

Батарея может включаться в состав головной походной заста­вы, назначаться для поддержки одной из рот главных сил аван­гарда или оставаться в непосредственном подчинении командира дивизиона (батальона).

Батарея, действующая в составе головной походной заставы, с завязкой боя немедленно развертывается в боевой порядок и от­крывает огонь по противнику. Огневая задача в этих условиях ставится коротко. Орудия развертываются вблизи от дороги.

Артиллерийская батарея с завязкой боя может развернуться на открытой огневой позиции и уничтожить одновременно несколь­ко целей огнем орудий прямой наводкой. При развертывании ба­тареи для стрельбы прямой наводкой интервалы и дистанции между орудиями могут быть до 100 м.

Батарея истребительно-противотанковой артиллерии (батарея ПТУРС), назначенная в противотанковый резерв, с завязкой встречного боя выдвигается на угрожаемое направление и прикры­вает развертывание общевойсковых подразделении в боевой по­рядок. В том случае, когда противник упредил в развертывании главных сил, батарея быстро выдвигается на направление дейст­вия главной группировки танков противника, развертывается на огневом рубеже и во взаимодействии с другими огневыми сред­ствами отражает атаку танков и мотопехоты противника.

Действия расчетов во встречном бою должны быть смелыми н инициативными. Все номера расчета обязаны внимательно наблю­дать за противником, своими войсками и подаваемыми сигнала­ми и своевременно докладывать командиру расчета. Командир расчета часто будет самостоятельно принимать решение на от­крытие огня. Для поражения он должен выбирать наиболее важ­ные цели и уничтожать их в кратчайшее время. Такими целями в первую очередь будут танки, самоходно-артиллерийские установ­ки, противотанковые и другие огневые средства противника.

При развертывании на закрытой огневой позиции также важно как можно быстрее открыть огонь и нанести поражение против­нику, не дав ему завладеть инициативой.

ПЕРЕДВИЖЕНИЕ СОЕДИНЕНИЙ, ЧАСТЕЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ВОЙСКОВОЙ ПВО

8.1. Марш соединений, частей и подразделений войсковой ПВО

Соединения и части войсковой ПВО в зависимости от выполняе­мых задач и обстановки могут передвигаться своим ходом (маршем), перевозиться железнодорожным, морским (речным) и воздушным транс­портом или передвигаться комбинированным способом.

При любом способе передвижения соединения и части войсковой ПВО должны прибыть в назначенный район своевременно и в полной готовности к выполнению боевой задачи.

С целью надежного прикрытия группировок Сухопутных войск от ударов воздушного противника при перегруппировке, своевременного наращивания сил и средств ПВО на важнейших рубежах в пределах операционного (стратегического) направления соединения, части и подразделения войсковой ПВО совершают передвижение, как правило, своим ходом (маршем).

Марш - это организованное передвижение соединений, частей и подразделений войсковой ПВО в колоннах по дорогам и колонным пу­тям в целях своевременного выхода в назначенные районы.

Части и соединения войсковой ПВО совершают марш на штатных боевых и транспортных машинах. В отдельных случаях гусеничная техника при совершении марша может перевозиться на тяжелых авто­поездах, включаемых в состав колонн.

Передвижение зенитных частей и соединений маршем обеспечива­ет постоянную организационную целостность и их готовность к вступлению в бой с воздушным противником.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что длительные марши сопряжены с серьезными трудностями, вызываемыми высоким физичес­ким напряжением механиков-водителей, значительным износом боевой техники, особенно гусеничной, повышенной вероятностью выхода из строя базовых машин, сложностью материального и технического обеспечения и другими обстоятельствами.

Марш совершается скрытно, как правило, ночью или днем в ус­ловиях ограниченной видимости вне угрозы столкновения с противни­ком или в предвидении вступления в бой.

Основными характеристиками марша являются: величина перехода (протяженность марша); величина суточного перехода; продолжительность марша;

средняя скорость движения.

Величина перехода (общая протяженность марша) - это расстоя­ние по маршруту от исходного рубежа (пункта) до наиболее удален­ного пункта в новом позиционном районе (районе сосредоточения).

Величина перехода зависит от выполняемой задачи и может включать несколько суточных переходов.

Суточный переход определяется возможной средней скоростью движения и маршевой подготовкой частей, соединений войсковой ПВО. При принятой средней скорости и суточной продолжительности движе­ния 10-12 ч, суточный переход может составлять для смешанных ко­лонн от 200 до 250 км. При передвижении в горных и пустынных ра­йонах , в лесисто-болотистой местности и в других неблагоприятных условиях величина суточного перехода может быть не более 200 км, скорость движения может уменьшаться до 15 км/ч.

Продолжительность марша определяется промежутком времени от момента прохождения головой колонны исходного рубежа (пункта) до момента прибытия в конечный район с готовностью соединения (час­ти) в нем к открытию огня. Это время слагается из времени, затра­ченного на движение, на привалы и времени развертывания в боевой порядок

Тмарша = Т движ + Т прив + Т разв(втягив) . (8.1)

Под средней скоростью движения понимается скорость, получен­ная от деления протяженности маршрута на планируемое время движе­ния без учета времени на привалы и отдых. Средняя скорость движе­ния смешанных колонн войск войсковой ПВО при совершении марша по дорогам может быть 20-25, а автомобильных колонн - 25-30 км/ч.

Маршевые возможности соединений и частей войсковой ПВО во многом определяются запасом хода.

Запас хода для колесных машин определяется запасом горючего, а для гусеничных - как запасом горючего, так и ресурсом гусениц. Он характеризует возможности техники и вооружения совершать марш на установленное расстояние и обеспечивать ведение боевых дейс­твий в течение определенного времени. Основные образцы вооружения и техники войсковой ПВО имеют запас хода по топливу не менее 400-500 км с учетом работы в течение 2 ч ГТД систем автономного электропитания.

Для своевременного и организованного начала марша назначает­ся исходный пункт, а при совершении марша по двум и более маршру­там - исходный рубеж. Для регулирования скорости движения колонн на маршруте движения, как правило, после районов привалов (отды­ха) назначаются рубежи (пункты) регулирования. Каждой части (под­разделению) указывается время прохождения рубежей (пунктов) регу­лирования. Рубежи регулирования назначаются через 3-4 ч движения.

Исходный рубеж (пункт) назначается на таком удалении от ра­йона расположения соединения (части), которое обеспечивает вытя­гивание колонн подразделений (частей), и достижение средней ско­рости движения.

Для отдыха и приема пищи, проверки состояния, обслуживания, устранения неисправностей и дозаправки вооружения и техники наз­начаются привалы, а при совершении марша на большое расстояние - и дневной (ночной) отдых.

Привалы назначаются через 3-4 ч движения продолжительностью до 1 ч и один привал - продолжительностью до 2 ч во второй поло­вине суточного перехода. При совершении марша на расстояние менее одного суточного перехода, ночью (особенно в короткую летнюю ночь) или зимой при сильных морозах длительность привалов сокра­щается.

На привалах длительностью до 1 ч построение колонн не нару­шается, дистанции между колоннами не сокращаются. Все подразделе­ния делают привал одновременно, по установленному сигналу. Боевые и транспортные машины останавливаются у правой обочины дороги на дистанциях, установленных командиром, но не менее 10 м; проводит­ся контрольный осмотр, устраняются выявленные неисправности.

На привалах длительностью до 2 ч подразделения съез-

жают с маршрута и рассредоточиваются в назначенных районах вдоль

маршрута движения. Подвижные пункты управления, дежурные зенитные

ракетные подразделения ближнего действия, малой дальности и зе­нитные артиллерийские подразделения с ходу занимают стартовые (огневые) позиции и находятся в готовности к отражению налетов авиации противника. На привале проверяется состояние боевых ма­шин, при необходимости производится ремонт и заправка их горючим, может производиться специальная обработка личного состава, воору­жения и боевой техники, личному составу выдается горячая пища и предоставляется отдых. В построении походного порядка могут вно­ситься изменения.

В районе дневного (ночного) отдыха соединения (части, под­разделения) ПВО с целью обеспечения готовности к отражению нале­тов авиации противника полностью или частью сил развертываются в боевой порядок, устанавливаются степени готовности подразделений к открытию огня, производится пополнение войсковых запасов, про­верка ракет, дальность транспортировки которых после последней проверки достигла предельного значения, а также техническое обс­луживание вооружения и техники. Развертывание в боевой порядок должно осуществляться с соблюдением всех мер маскировки. Работа радиоэлектронных средств на излучение допускается только с разре­шения старшего начальника.

Походный порядок соединения (части) обычно включает: походное охранение; отряд обеспечения движения; колонны частей (подразде­лений); колонны подразделений обеспечения.

Походный порядок соединения, части войсковой ПВО определяет­ся замыслом предстоящих боевых действий, поставленной задачей, количеством и состоянием маршрутов, маршевыми возможностями час­тей, подразделений, возможным характером действий воздушного про­тивника. Колонны соединений и частей войсковой ПВО на марше расч­леняются по глубине на колонны дивизионов, батальонов и батарей (рот).

Командные пункты следуют обычно в голове одной из колонн частей, подразделений. Тыловые части и подразделения на марше двигаются самостоятельными колоннами за боевыми частями и подраз­делениями на удалении в соединении до 5 км, а в части - 2-3 км. Тыловой пункт управления - в голове подразделений технического обеспечения и тыла.

В ходе марша штаб соединения (части) ПВО через комендантскую службу контролирует передвижение части по заранее намеченному плану, соблюдение требований маскировки и дисциплины марша.

Командир соединения (части, подразделения) ПВО, получив за­дачу на самостоятельное совершение марша, уясняет ее и отдает не­обходимые распоряжения по подготовке к маршу. При уяснении задачи он должен понять: цель предстоящего марша и его протяженность; к какому времени, с какой задачей должно прибыть соединение (часть, подразделение) и к каким действиям быть готовым; количество марш­рутов, если они определены старшим начальником и основные мероп­риятия по обеспечению марша. Штаб на основе полученной задачи и распоряжений командира организует разведку маршрутов, отдает не­обходимые распоряжения частям (подразделениям) и осуществляет планирование марша.

Разведка маршрутов проводится в целях определения состояния дорог (колонных путей), грузоподъемности мостов (переправ), пере­валов (горных проходов), обнаружения зон заражения, районов раз­рушений, пожаров и затоплений, заграждений, районов и мест уста­новки минных полей и отыскания путей их обходов. С этой целью назначаются рекогносцировочные группы, которые высылаются забла­говременно. В их состав назначаются офицеры штаба и служб и лич­ный состав инженерных подразделений, обученных разминированию минных полей, подразделения химической и радиационной разведки.

Для принятия командиром решения на марш штаб готовит ему данные о противнике, состоянии и боевых возможностях своих частей (подразделений), наличии и состоянии маршрутов, рассчитывает марш,

готовит предложения по построению походного порядка, организации

управления и обеспечения движения.

Расчет марша является одной из важнейших работ, выполняемых штабом. Он заключается: в распределении общего (отведенного на марш) времени на время движения и время отдыха войск; в определе­нии скоростей движения колонн на том или ином участке маршрута; в определении времени прохождения походными колоннами частей (под­разделений) исходного рубежа (пункта) и рубежей (пунктов) регули­рования.

Расчет начинается с определения величины перехода (протяжен­ности марша). Величина перехода определяется по карте измерением маршрутов в километрах, при этом, в зависимости от масштаба кар­ты, характера рельефа местности и извилистости дорог, в результа­ты измерений необходимо вводить соответствующую поправку, учиты­вающую извилистость маршрута (коэффициенты извилистости) и может быть определена по формуле

Тактика – общевойсковая: Способы передвижения войск. Марш

Быстрота развития и решительность современного боя будут приводить к частым перегруппировкам и перемещениям частей и подразделений на различные расстояния в сложных условиях боевой обстановки.

Например, в период подготовки в 1944 г. Яссо-Кишеневской операции, для усиления 3-го Украинского фронта в течение двух недель по железной дороге были перевезены две артиллерийские дивизии из состава Карельского фронта.

Успешное выполнение столь трудного мероприятия стало возможным в результате четкой организации работы железнодорожного транспорта, штабов артиллерийских дивизий и полков, а также командиров всех степеней.

Мотострелковые, танковые и артиллерийские подразделения совершают передвижение своим ходом (маршем) или перевозятся железнодорожным, морским (речным) и воздушным транспортом. Передвижение подразделений комбинированным способом – это одновременное или последовательное сочетание различных способов их передвижения.

Независимо от способа и условий передвижения подразделения должны прибыть в назначенный район своевременно и в полной готовности к выполнению боевой задачи.

Марш – организованное передвижение подразделений в колоннах по дорогам и колонным путям в целях выхода в назначенный район или на указанный рубеж. Он может совершаться в предвидении вступления в бой или вне угрозы столкновения с противником.

Марш в предвидении вступления в бой подразделение может совершать при преследовании противника, в ходе развития наступления, при выдвижении навстречу прорвавшемуся противнику, при отходе, а также при перегруппировке войск.

Марш вне угрозы столкновения с противником подразделение будет совершать обычно в тылу своих войск. При этом он будет характеризоваться большой протяженностью.

В зависимости от поставленной задачи и условий обстановки подразделение может совершать марш к фронту, вдоль фронта или от фронта в тыл. Во всех случаях марш совершается скрытно, как правило, ночью или в других условиях ограниченной видимости, а в боевой обстановке и в глубоком тылу своих войск днем.

При совершении марша танки и другая гусеничная техника могут перевозиться на автопоездах.

Под маршевыми возможностями подразделения принято понимать их способность к передвижению своим ходом из одного района в другой в установленное время с сохранением боеспособности. К ним относятся:

— средняя скорость движения колонн подразделения; — величина суточного перехода.

Они зависят от задач маршевой выучки подразделения, технического состояния машин, состояния маршрута, погоды, времени года и суток, а также от всестороннего обеспечения марша.

Средняя скорость движения определяется отношением величины суточного перехода к общему времени, отводимому на марш, исключая время на привалы. Ее величина определена положениями Боевого устава Сухопутных войск и составляет:

— для смешанных и танковых колонн – 20 – 25 км/ч; — для автомобильных колонн – 25 – 30 км/ч и более; — в пешем порядке – 4 – 5 км/ч; — на лыжах – 5 – 7 км/ч.

В неблагоприятных условиях средняя скорость движения колонны на штатной технике может уменьшиться до 15 – 20 км/ч.

Во всех случаях марш должен совершаться с максимально возможной в данных условиях скоростью.

Величина суточного перехода зависит от средней скорости движения и физических возможностей водительского состава.

— для смешанных колонн, колонн буксируемой и самоходной — артиллерии – до 250 км; — для автомобильных колонн – 300 км; — в пешем порядке – до 50 км.

Батальон (дивизион) совершает марш одной колонной. Дистанции между подразделениями и машинами в колонне назначаются в зависимости от скорости и условий движения и могут быть 25 – 50 м и более. При движении по пыльным дорогам, в условиях ограниченной видимости, в гололед, по дорогам, имеющим крутые повороты, спуски и подъемы, а также при движении с повышенной скоростью, дистанции между машинами увеличиваются.

Для своевременного и организованного начала марша и его совершения, регулирования скорости движения, подразделению указывается исходный пункт, пункты регулирования и время их прохождения, места привалов, дневного (ночного) отдыха.

Привалы, дневной (ночной) отдых назначаются для проверки состояния вооружения и техники, их технического обслуживания, заправки горючим, приема пищи и отдыха личного состава. Привалы назначаются через 3 – 4 часа движения продолжительностью до 1 часа и один привал продолжительностью до 2 часов во второй половине суточного перехода, а дневной (ночной) отдых – в конце каждого суточного перехода.

Походный порядок включает следующие основные элементы:

— колонну главных сил; — походное охранение; — колонну тыловых подразделений.

Батальон на марше может выделяться в передовой отряд, авангард или следовать в составе главных сил полка, рота – в головную, боковую, тыльную походные заставы или следовать в составе колонны батальона.

Походный порядок батальона, назначенного в передовой отряд или авангард, строится с учетом быстрого развертывания подразделений в боевой порядок и вступления их в бой. Он состоит из колонны главных сил и походного охранения.

Колонна главных сил батальона (роты) в зависимости от условий обстановки может иметь различное построение. Танковое подразделение, приданное мсб (роте) следует обычно в голове колонны, минометная (артиллерийская) батарея следует за боевыми подразделениями. Гранатометное подразделение следует обычно за головной ротой главных сил батальона, а противотанковое – за головной походной заставой или за головной ротой главных сил батальона. Большая часть зенитных средств следует ближе к голове колонны главных сил, а часть из них – с головной походной заставой.

Последними в колонне батальона следуют подразделения технического обеспечения и тыла.

Для охранения колонны на марше от батальона, следующего в передовом отряде или авангарде, высылаются:

в направлении движения на удалении 5 – 10 км головная походная застава (ГПЗ) в составе усиленного взвода или роты; на фланги и в тыл при необходимости – дозорные отделения (танки).

Головная походная застава силой до роты высылает головной дозор в составе взвода на удаление 3 – 5 км, ГПЗ силой до взвода и головной дозор – дозорное отделение на удаление, обеспечивающее наблюдение за ним и поддержку огнем.

Походное охранение батальона должно обеспечить:

— беспрепятственное движение главных сил; — исключить внезапное нападение противника; — обеспечить выгодные условия для вступления в бой; — не допустить проникновения наземной разведки к главным силам.

Дивизион (батарея) совершает марш, как правило, в составе походной колонны артиллерийской или общевойсковой части (подразделения). В некоторых случаях дивизион может совершать марш самостоятельной колонной по отдельному маршруту.

На марше в предвидении вступления в бой, дивизион может следовать в составе передового отряда, авангарда, за авангардом или в колонне главных сил; батарея – в составе головной (боковой, тыльной) походной заставы, в авангарде или в колонне дивизиона; противотанковый артиллерийский дивизион (батарея) – за авангардом. Подразделения артиллерийской разведки следуют обычно за подразделениями походного охранения.

Во время движения командир взвода обязан:

— сверять по карте маршрут движения, следить за действиями и сигналами походного охранения и впереди идущих подразделений; — строго соблюдать установленный порядок марша; — быть готовым немедленно развернуть взвод для отражения нападения противника; — заботиться о сбережении сил личного состава, а также сбережении вооружения и техники.

Управление подразделениями на марше осуществляется установленными сигналами. Радиосвязь работает только на прием.

Вы находитесь здесь: Главная ○ Гридница ○ Повесть православного воинства ○ Константин Великий ○ Стягъ - Показать содержимое по тегу: Выступление Кубанского казачьего центра Баско в Геленджике 7 января 2020г

Глава 5. Взвод на марше и в походном охранении



Взвод, назначенный в тыльную походную заставу, следует за охраняемой колонной на установленной дистанции, внимательно осматривая прилегающие высоты, ущелья, лощины, перевалы и другие участки местности, откуда возможно нападение противника на охраняемую колонну.
В пустыне. На совершение марша в пустыне существенное влияние оказывают наличие сыпучих песков и солончаков, отсутствие растительности, ограниченное количество или отсутствие источников воды, высокие температуры и их резкие суточные колебания, песчаные бури.
При организации марша командир взвода должен особое внимание уделять подготовке боевой техники к движению в этих условиях, создавать дополнительные запасы воды и топлива. Машины оснащаются средствами повышения проходимости и окрашиваются под фон окружающей местности. Оружие готовится к боевому применению в условиях интенсивного пылеобразования. Тщательно изучаются труднопроходимые участки маршрута и условия их преодоления, определяются азимуты движения и порядок обозначения маршрута на участках, где ориентирование затруднено, а также предусматриваются мероприятия по предохранению личного состава от тепловых ударов. С этой целью командир взвода организует контроль за строгим соблюдением питьевого режима и исправной работой системы вентиляции на боевой технике.
Взвод совершает марш по указанному ему маршруту или азимуту. Во время песчаных бурь, затрудняющих ориентирование, с разрешения командира движение может приостанавливаться.
В любых условиях обстановки успех марша во многом зависит от навыков и умения командира взвода готовить подразделение к маршу и управлять им в ходе его совершения, а также от подготовки водительского состава и состояния боевой техники.

Читайте также: